Научная статья на тему 'Переводы победителей конкурса молодых переводчиков. Часть II'

Переводы победителей конкурса молодых переводчиков. Часть II Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переводы победителей конкурса молодых переводчиков. Часть II»

Переводы

УДК 821.1/.2

ПЕРЕВОДЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА МОЛОДЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ.

ЧАСТЬ II

ПЕРЕВОД ФРАГМЕНТА РОМАНА А. ДОВЖЕНКО

«ЗАЧАРОВАНА ДЕСНА» НА РУССКИЙ ЯЗЫК (ЯЗЫК ОРИГИНАЛА - УКРАИНСКИЙ)

Э.Н. АСАНОВА,

студентка 2 курса, Институт иностранной филологии, Таврическая

академия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 295000, Симферополь, ул. Ленина, 11, тел. +7(978) 881 44 93, e-mail: [email protected]

ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА (ФРАГМЕНТ)

И вот открываются ворота, мать крестится и что-то показывает, кони ступают - мы едем.

Я не оглядываюсь. Около дома кукушка-мать кукует мне разлуку. Долго-долго, не один десяток лет будет провожать меня мать, смотря сквозь слёзы на дорогу, долго крестить меня вслед и стоять с молитвами на зорях вечерних и утренних, чтобы не взяла меня ни пуля, ни сабля, ни злая клевета.

Долго буду рваться я в дорогу, спеша в тревожную даль. Прощание перейдёт когда-нибудь в мои картины, разлука совьёт себе

© Э. Н. Асанова, 2016

гнездо в моём сердце. Все будут покидать кого-нибудь и спешить навстречу неведомому, и кому-то будет жаль. Только я ещё ничего не знаю про это.

Я лежу на возу. Вокруг, спинами ко мне, дед и отец с косарями. Меня везут в царство трав, рек и таинственных озёр. Воз наш весь из дерева: дед и прадед были чумаками, а чумаки не любили железа, потому что оно, поговаривали, притягивает гром. До Десны вёрст пять тяжелой дороги. Нужно переехать две большие лужи с грязью, которая никогда не высыхала, два моста, потом опять грязь, потом два хутора с собаками и село Малое Устье с узенькими кручеными улочками, дальше нужно ехать вдоль речки с крутым берегом и бояться, как бы не перевернуться в воду, потом нужно было брать правее вниз и с разгона - через речечку вброд, дальше на гору и с горы, и снова на гору и с горы, а потом вправо два раза, и опять над речкой между сосен и дубов, и уже там, над самой Десной, было моё царство.

По дороге косари гомонили о разном, слезали с воза перед лужами и холмами, потом садились, и я опять видел наверху вокруг себя их гигантские спины, а над спинами и косами, которые они держали в руках, как воины оружие, в высоком тёмном небе мне светили звёзды и молодой месяц.

Пахнет огурцами, старой сетью волока, хлебом, отцом и косарями, пахнет болотом и травами, где-то кричат, и... сразу слышу, дергачи и перепелки. Чумацкий воз тихо скрипит подо мною, а в синем небе млечный путь показывает дорогу. Смотрю на моё небо и поворачиваю с возом и косарями вправо и влево, и звездная вселенная поворачивает вместе с нами, и я, счастливый, незаметно проваливаюсь в сон.

Просыпаюсь на берегу Десны под дубом. Солнце высоко, косари далеко, звенят косы, пасутся кони. Пахнет вялой травой, цветами. А на Десне красота! Лозы, насыпь, кручи, лес - все блестит и сияет на солнце. Прыгаю с кручи в песок у Десны, моюсь, пью воду. Вода - ласковая, сладкая. Пью ещё раз, зайдя до колен и вытянувши шею, как жеребенок, потом прыгаю на кручу и айда на сенокос. И уже я не хожу, а только летаю, едва касаясь луга. Забегаю в лес - грибы. У лозы - ежевика. В кусты - орехи. В озере воду взволную - рыба [...]

Тогда Десна была глубокой и быстрой рекой. В ней тогда еще не купался никто, и на песках её почти никто не валялся голый. Еще некогда было всем. Были мы все тогда рабочими или детьми. Девочки не купались даже в праздник, стыдясь снимать сорочки.

Мужчинам, по обычаю, с давних времен не к лицу купаться. Женщины же боялись водой смыть здоровье. Купались только мы, дети. Была тогда ещё девой Десна, а я - удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами.

Благословенна будь, моя девственная Десна. Вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя бесконечно богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь.

Далёкая краса моя! Счастливый я, что родился на твоём берегу, пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, сивую воду, ходил босым по твоим сказочным насыпям, слушал разговоры рыбаков на твоих лодках и сказания стариков про древность, считал в тебе звезды на перекинутом небе, до сих пор, смотря временами вниз, не утратил счастья видеть те звезды даже в обычных лужах на жизненном пути.

(Перевод с украинского Э.Н. Асанововой, 1 место)

А.С. СЛОБОДЯН,

студентка 3 курса, Институт иностранной филологии, Таврическая

академия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 295000, Симферополь, ул. Ленина, 11, тел. +7 (978) 812-33-16, e-mail: [email protected].

ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА (ФРАГМЕНТ)

И вот открываются ворота, мать крестится и что-то приговаривает, кони трогаются - мы едем.

Я не оглядываюсь. Возле дома мать-кукушка сулит мне разлуку. Долго-долго, не один десяток лет, будет провожать меня мать, глядя сквозь слезы на дорогу, долго будет крестить мне путь и стоять с молитвами до звёзд вечерних и утренних, чтобы не взяла меня ни пуля, ни сабля, ни клевета злая.

Долго буду вырываться я в дорогу, спеша в тревожную даль. Прощание перейдет когда-нибудь в картины мои, разлука совьёт

© А. С. Слободян, 2016

себе гнездо в моем сердце. Все будут покидать кого-то, и будут спешить навстречу к неизвестности, и будут жалеть об этом. Только я еще ничего не знаю об этом.

Я лежу на телеге. Вокруг, спинами ко мне, дед и отец с косами. Меня везут в царство трав, рек и таинственных озёр. Воз наш весь деревянный: дед и прадед были чумаками, а чумаки не любили железа, потому что оно, поговаривали, притягивает гром. До Десны вёрст пять очень сложной дороги. Переехать надо две большие гнилые лужи, которые никогда не высыхали, два моста, потом опять одну лужу, потом два хутора с собаками и село Малое Устье по узеньким витиеватым улочкам, дальше нужно ехать вдоль речки крутым берегом и бояться, чтобы не перевернуться в воду, потом надо было брать правее вниз и с разгона - через речушку вброд, дальше в гору и с горы, и снова в гору и с горы, а дальше направо раз-другой, и снова над рекой между осин и дубов, и только там, над самой Десной, было моё царство.

По дороге косари шумели о разном, слезали с телеги перед лужами и подъёмом в гору, потом садились, и я снова видел вокруг себя наверху их громадные спины, а над спинами и косами, которые они держали в руках, как воины оружие, на высоком темном небе светили мне звёзды и полная луна.

Пахнет огурцами, старыми рыболовными сетями, хлебом, отцом и косарями, пахнет болотом и травами, где кричат, и ... сразу слышу, дергачи и перепёлки. Чумацкий воз тихо скрипит подо мною, а в синим небе Млечный Путь показывает дорогу. Смотрю я на моё небо и поворачиваю с телегой и косарями направо и налево, и звёздная вселенная поворачивается вместе с нами, и я незаметно погружаюсь в сон, счастливый.

Просыпаюсь на берегу Десны под дубом. Солнце высоко, косари далеко, косы звенят, кони пасутся. Пахнет вялой травой, цветами. А на Десне красота! Лозы, насыпь, высокий и крутой берег, лес - все блестит и сияет на солнце. Прыгаю с кручи в песок до Десны, моюсь, пью воду. Вода ласковая, сладкая. Пью еще раз, забредя по колено и вытянув шею, как жеребёнок, потом прыгаю на кручу и айда по сенокосу. И уже я не хожу, а только летаю, едва касаясь луга. Вбегаю в лес - рыбы. В лозы - ежевика. В кусты - орехи. В озере воду взбаламучу - рыба [...]

Тогда Десна была глубокой и быстрой рекой. В ней тогда ещё не купался никто, и на песках её почти никто ещё не валялся голый. Еще некогда - было всем. Были мы все тогда трудящиеся или малые. Девочки не купались даже в праздник, стесняясь сбрасывать сорочки.

Мужчинам с давних времён не пристало купаться по обычаю. Женщины же боялись водой смыть здоровье. Купались только мы, дети. Была тогда еще девкою Десна, а я - удивлённым маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами.

Благословенна будь, моя нетронутая девица Десна, что, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь.

Далекая красавица моя! Счастлив я, что родился на твоём берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, весёлую, седую воду, ходил босиком по твоим сказочных насыпям, слушал рыбацкие разговоры на твоих лодках и рассказы стариков о древности, что видел в тебе звёзды на перевернутом небе, до сих пор, смотря временами вниз, не утратил счастье видеть те звёзды даже в будничных лужах на жизненном пути.

(Перевод с украинского А. С. Слободян, 2 место)

Е.В. ЛУППИАН,

студентка 2 курса, факультет славянской филологии и журналистики,

Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В.И.

Вернадского, 295048, Симферополь, ул. Балаклавская, д. 57, кв. 12, тел. +7(978) 828 03 23, e-mail: [email protected]

ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА (ФРАГМЕНТ)

[...] И вот отворяются ворота, мама крестится и что-то произносит, кони трогаются - мы едем.

Я не оглядываюсь. Возле дома мать-кукушка кукует мне о разлуке. Долго-долго, не один десяток лет будет провожать меня мать, глядя сквозь слёзы на дорогу, долго будет крестить меня вслед и стоять с молитвами на зорях вечерних и утренних, чтобы не взяла меня ни пуля, ни сабля, ни клевета злая.

© Е. В. Луппиан, 2016

Долго буду рваться я в дорогу, спеша в тревожную даль. Прощание перейдёт когда-нибудь в картины мои, разлука сплетёт себе гнездо в моем сердце. Каждый покинет кого-то и поспешит навстречу неизвестному, и кому-то будет жаль. Только я ещё ничего не знаю об этом.

Я лежу на телеге. Вокруг, спинами ко мне, дед и отец с косарями. Меня везут в царство трав, рек и таинственных озёр. Воз наш весь деревянный: дед и прадед были чумаками, а чумаки не любили железо, потому что оно, говорили, притягивает гром. К Десне верст пять очень сложной дороги. Переехать надо две большие лужи с гнилушками, что никогда не высыхали, два моста, потом опять одну гнилушку, потом два хутора с собаками и село Малое Устье по узеньким витым улочкам, дальше нужно ехать вдоль реки по крутому берегу и бояться, как бы не перевернуться в воду, потом надо было брать справа вниз и с разгона - через речушку вброд, дальше на гору и с горы, и снова на гору и с горы, а дальше справа раз и ещё один, и снова над рекой меж осин и дубов, и уж там, над самой Десной, было мое царство.

По дороге косари шумели о разном, слезали с телеги перед лужами и в гору, потом садились, и я снова видел вокруг себя наверху их громадные спины, а над спинами и косами, которые они держали в руках, как воины оружие, в высоком темном небе светили мне звёзды и серп молодого месяца.

Пахнет огурцами, старым неводом с перешейка, хлебом, отцом и косарями, пахнет болотом и травами, где кричат, и ... сразу слышу, коростели и перепёлки. Чумацкий воз тихо скрипит подо мной, а в синем небе Млечный Путь показывает дорогу. Смотрю я на моё небо и поворачиваю с телегой и косарями направо и налево, и звёздный вселенная поворачивает вместе с нами, и я, счастливый, незаметно погружаюсь в сон.

Просыпаюсь на берегу Десны под дубом. Солнце высоко, косари далеко, косы звенят, кони пасутся. Пахнет вялой травой, цветами. А на Десне красота! Лозы, насыпь, утёсы, лес - всё блестит и сверкает на солнце. Прыгаю с утёса в песок на берегу Десны, моюсь, пью воду. Вода ласковая, сладкая. Пью ещё, забредая по самое колено и вытягивая шею, как жеребёнок, потом прыгаю на утёс и айда по сенокосу. И уже я не иду, а лечу, едва касаясь

луга. Забегаю в лес - грибы. В лозы - ежевика. В кусты - орехи. В озере воду растревожу шагами - рыба [...]

Тогда Десна была глубокой и быстрой рекой. В ней тогда еще не купался никто, и на песках её почти никто ещё не валялся голый. Тогда некогда было всем. Были мы все тогда трудящимися или детьми. Девушки не купались даже в праздник, стесняясь сбрасывать рубашки.

Мужчинам с давних времён не пристало купаться по обычаю. Женщины же боялись водой смыть здоровье. Купались только мы, дети. Была тогда ещё юной Десна, а я - удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелёными глазами.

Благословенна будь, моя вечно молодая девица Десна, вспоминая тебя уже многие годы спустя, я всегда добрел, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь.

Далёкая красота моя! Счастливый я, родившийся на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, весёлую, седую воду, ходил босиком по твоим сказочным насыпям, слушал рыбацкие россказни на твоих лодках и сказания стариков о давних временах, считал в тебе звёзды на перевёрнутом небе, и до сих пор, смотря порою вниз, не потерял счастье видеть те звёзды даже в будничных лужах на жизненных дорогах.

(Перевод с украинского Е.В. Луппиан, 3 место)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.