Научная статья на тему 'Перевод муниципального автотранспорта на ГМТ в Белгородской области'

Перевод муниципального автотранспорта на ГМТ в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перевод муниципального автотранспорта на ГМТ в Белгородской области»

щ

Транспорт на СУГ

Перевод муниципального автотранспорта на ГМТ в Белгородской области

Н.В. Хренков,

заместитель директора Института национальной энергетики

Conversion of municipal motor transport on gas in Belgorod region

N.V. Khrenkov

ВРакитянском р-не Белгородской

обл. дышится легче, чем у соседей, поскольку ракитянцы лучше умеют считать деньги. В этом утверждении нет никакого парадокса. «Дышится легче» - выражение, конечно, фигуральное, но небезосновательное при этом.

Все началось 10 лет назад, когда администрация Белгородской обл. 22 февраля 2002 г. приняла постановление № 106 «О переводе автотранспорта областной бюджетной сферы на газообразное топливо», которое предусматривало постепенный переход регионального и муниципального транспорта на метан и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Ракитянс-кие власти принялись выполнять это постановление, тем более что, по расчетам специалистов, районному бюджету переход на СУГ в перспективе сулил неплохую экономию.

В рамках собственной районной программы с 2002 по 2006 г. на газ было переведено 51 транспортное средство из 84, обслуживающих бюджетную сферу. К началу 2012 г. это соотношение составило 78 из 96.

Спектр газифицированной техники самый разнообразный. Это и вазовские модели (всего 26 ед., из которых половина - «семерки» и примерно треть - «Нивы»), и «Газели», и «уазики», а также 15 школьных автобусов производства Курганского и Павловского автомобильных заводов. Любопытно, что газобаллонное оборудование (ГБО) было установлено и на иномарки (три «Киа Спектра» и одна «Тойота Камри»). Их перевод

на газ стоил значительно дороже, однако, эти расходы себя оправдали.

Детальный анализ эффективности установки ГБО администрация района провела в прошлом году и убедилась, что силы и средства были потрачены не зря. Как показали расчеты, общая экономия (за счет разницы цен на бензин и пропан-бутановую смесь) за 2008-2010 гг. с учетом стоимости газового оборудования составила 5,2 млн руб. или 24,6 %. В 2011 г. этот показатель составил около 2,4 млн руб. или 25,7 %. Словом, когда казенные автомобили перестали жечь бензин, топливные затраты в бюджетной сфере района снизились на четверть. Впрочем, не только жечь, но и сливать, чем грешат, как известно, многие водители.

Анализ также включал и расчеты по конкретным маркам транспортных средств. Выяснилось, что для отечественного ГБО срок окупаемости составил от 2 мес. до одного года, для иностранного - от 15 до 23 мес.

Говорящие цифры и немного математики

Подсчеты проводились следующим образом. В качестве исходных данных брались годовые суммы затрат при работе автомобиля на бензине и на газовом топливе с учетом среднегодового пробега автомобиля, расхода ГСМ на 100 км и стоимости бензина или газа. Экономией соответственно считалась разница между годовыми суммами затрат при эксплуатации на бензине и пропан-бутане. Срок окупаемости рассчитывался

следующим образом: общая сумма затрат по переводу автомобиля на ГБО умножалась на 36 мес. и делилась на сумму экономии за три года.

Результаты расчетов настроили администрацию района практически на 100%-ю газификацию своего транспорта. Из оставшихся в бюджетной сфере 18 автомобилей десять - с большим сроком эксплуатации, поэтому через 2-3 года они будут просто списаны. Другие восемь - новые транспортные средства, которые пока находятся на гарантии, но к 2014 г. все они будут оснащены ГБО: это пять вазовских моделей и три иномарки. Общая сумма затрат составит около 200 тыс. руб. В итоге через пару лет Ракитянский р-н станет первым в области, а, возможно, и в России, где весь автотранспорт бюджетной сферы будет ездить на экологически чистом топливе.

Таким образом, ракитянские районные власти полностью и с опережением графика выполнят одну из статей принятого в 2009 г. Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которая предписывает местным властям увеличить долю транспорта, работающего на газомоторном топливе.

Таких успехов район смог добиться лишь в тесном сотрудничестве с поставщиками топлива. Партнером администрации выступила компания «Газэнергосеть Белгород» - дочернее общество ОАО «Газпром газэнерго-сеть» (оператор ОАО «Газпром» по реализации СУГ, нефтепродуктов и серы). Газовики предложили свои услуги по оснащению автотранспорта ГБО и обеспечили поставки газомоторного топлива.

- С заправками у нас проблем нет, - говорит глава администрации Раки-тянского р-на В.Перцев. - Раньше была одна передвижная АГЗС, теперь «Газпром газэнергосеть» строит в районе стационарную заправку. Это обусловлено тем, что к бюджетной сфере стали подтягиваться и частники.

Вслед за бюджетниками на газ переходят сельхозпроизводители

Насчет частников - совершенно справедливо. Ракитянцы оказались весьма восприимчивы к новациям

НИ ЙЯЯВВР Л Фв вя# J^tefet Щ фЩ

«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (27) июнь 2012 г.

Транспорт на СУГ

ш

в сфере экологичного и экономически эффективного топлива. Речь идет не только о владельцах машин, но и о коммерческих компаниях. Агропромышленный холдинг «БЭЗ-РК-Белгранкорм» - одна из крупнейших многоотраслевых, вертикально интегрированных компаний российского сельскохозяйственного сектора. Головной офис и большая часть производственной базы холдинга расположены в Ракитянском р-не. На этом предприятии решили отдать предпочтение пропан-бутану. Инициатором перехода на газ выступил председатель совета директоров холдинга А.Орлов, по указанию которого с 2006 г. начался перевод транспортных средств компании на СУГ. За последние 5 лет были газифицированы 140 машин или около 90 % всего автопарка, расположенного в Ракитянском р-не Белгородской обл. и Крестецком р-не Новгородской обл., где работает подразделение холдинга. В их числе 37 «Жигулей» разных модификаций, 35 «Газелей», 19 «уазиков» и 27 автобусов ПАЗ. Дешевле всего обходилась установка ГБО на вазовские машины (в среднем 18,2 тыс. руб./автомобиль). Самая высокая цена - оснащение газовым оборудованием автобусов (в среднем 26,7 тыс. руб./автобус). Но все расходы оказались оправданны и, что любопытно, затраты на ПАЗы окупались гораздо быстрее, чем на «Жигули» - всего за 2 мес. против одиннадцати. Связано это с тем, что среднемесячный пробег автобусов примерно вдвое превосходит этот же показатель у легковушек на фоне более высокого расхода топлива.

Переход на СУГ позволяет холдингу экономить ежемесячно 671 тыс. руб., ежегодно - более 8 млн руб. Кроме того, удалось изжить одно неприятное явление, о котором рассказывает генеральный директор ООО «Белг-ранкорм» (ключевое производственное подразделение холдинга). «Мы с вами понимаем, что у русского человека всегда имеется интерес к тому, что в баке, а там - голубое топливо, его не продашь, - поясняет И.Решетняк. - Некоторые водители при устройстве к нам на работу как узнают, что придется ездить на газе, сразу же отказываются от места».

Гендиректор также обращает внимание на экологический аспект перехода на СУГ: «Мы меньше будем засорять атмосферу вредными выбросами от использования топлива, что тоже очень важно». Кстати, этот факт отметили и эксперты Евросоюза, проводившие в 2011 г. аудит компании, которые проверяли не только условия производства и перевозки продукции, но и какой вид топлива для этого используется.

Эстафету принимает Нижегородская область

Массовый перевод своих транспортных средств на СУГ позволил администрации Ракитянского р-на и «БЭЗРК-Белгранкорм» опытным путем опровергнуть утверждение некоторых автолюбителей о том, что газомоторное топливо плохо влияет на работу двигателя. «Сколько мы работаем, абсолютно никаких проблем, - говорит первый заместитель главы администрации Ракитянского р-на по стратегическому развитию В.Воробьев. - При правильной эксплуатации автомобиля и соблюдении всех рекомендаций завода-производителя ГБО

износ двигателя такой же как и при использовании бензина». Ему вторит И.Решетняк: «Если машина обслуживается несвоевременно, то не надо на топливо грешить».

Они далеко не единственные в Белгородской обл., кто видит многочисленные преимущества газомоторного топлива. Уже упоминавшееся постановление областного правительства, подписанное в 2002 г., позволило к 2012 г. довести число автотранспорта на газомоторном топливе, находящегося в ведении областных и районных властей, а также их структурных подразделений, до 1,5 тыс. Достигнутый эффект высоко оценили в правительстве Белгородской обл., принято решение в 2012 г. перевести на газ еще около 1 тыс. автомобилей бюджетной сферы.

С оглядкой на Белгородский опыт и при поддержке федеральной власти служебный транспорт стали переводить на газ и в других регионах. В рамках подписанного 29 марта этого года соглашения между правительством Нижегородской обл., ЗАО «СИБУР Холдинг» и ОАО «Газпром газэнергосеть» в области реализуется пилотный проект по переводу общественного транспорта на СУГ. В начале апреля здесь закончили установку ГБО на 100 муниципальных автобусах ПАЗ в 10 автотранспортных предприятиях Нижегородской обл. В результате ожидаемая экономия бюджета должна составить более 8 млн руб./год. Ракитянский опыт показывает, что такие ожидания и расчеты вполне оправданны.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (27) июнь 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.