Научная статья на тему 'ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ'

ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

294
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Техника / научно-технический прогресс / секуляризация / информационные технологии / технических знаний / технических устройств / технических систем.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Файзулла Абдуллаевич Кушаков

В данном статье рассматривается формы технического прогресса в современном мире: социальные последствия информатизации общества; научно-технический прогресс; отношение к технике в обществе. Формирование науки как самостоятельной отрасли знания, быстрый рост технических достижений в конечном итоге порождают представления о возможности достижения неограниченной власти человека над природой и преобразовании ее в соответствии со своими потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ»

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ТЕХНИКИ

Файзулла Абдуллаевич Кушаков

ТГТрУ стар преп. кафедры «Гуманитарный науки» Электрон адрес: ки511акоу1ау7и11о@стта11 .сот

АННОТАЦИИ

В данном статье рассматривается формы технического прогресса в современном мире: социальные последствия информатизации общества; научно-технический прогресс; отношение к технике в обществе. Формирование науки как самостоятельной отрасли знания, быстрый рост технических достижений в конечном итоге порождают представления о возможности достижения неограниченной власти человека над природой и преобразовании ее в соответствии со своими потребностями.

Ключевые слова: Техника, научно-технический прогресс, секуляризация, информационные технологии, технических знаний, технических устройств, технических систем.

Философия техники возникла как результат критической оценки нашей цивилизации. Современный ее этап - информационный - сопровождается стремительным развертыванием высоких технологий, которые приобретают сейчас значительное влияние. Процессы, идущие в обществе, очень сложны и вызывают много вопросов. К примеру, не ясно до конца, насколько безошибочен тот технологический путь развития, по которому пошло современное общество. Какие следует принять меры, чтобы предотвратить губительные последствия, к которым неизбежно придет общество, если оно будет (и это сейчас происходит) по-прежнему наращивать все более современные технологии, удовлетворяя потребности людей? Есть ли тот предел, за которым подобное наращивание станет невозможным из-за опасных угроз для человека и природы? Вопросы далеко не праздные, и они-то и являются предметом философской рефлексии (от лат. revlexю - размышление, сомнения).

Социальные последствия информатизации общества -одна из самых серьезных проблем современной философии техники. Особенность и важность этих проблем состоит в

April 21-22

428

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

том, что они затрагивают интересы человечества, поскольку происходит изменение самого человека, восприятия им окружающего мира, меняются ценностные ориентации, стандартизируется поведение.

Научно-технический прогресс - явление сложное и противоречивое. С одной стороны, налицо достижения науки в различных областях знания (природа, общество, человек) - генная инженерия, кибернетика, информатика; усложнение технологий - микроэлектроника, высокотехнологичное машиностроение, кос- 16 монавтика, нано технологии и информационные технологии, с другой - явное несоответствие между возможностями природы и потребностями человека. Все более очевидным становится необходимость перестройки технологического базиса общества в направлении превращения техно сферы в органическую составляющую биосферы.

Отношение к технике в обществе было всегда неоднозначным. Существовавшие длительное время оптимистические прогнозы безусловного господства техники породили и иные взгляды, нашедшие свое воплощение в ряде художественных произведений, антиутопий, таких как «Утопия 14» К. Воннегута, «О, дивный новый мир» О. Хаксли и других.

Эти произведения фактически содержали предостережения человечеству. Это была критика тоталитарного технократического государства, в котором наука и техника, достигнув высокой степени развития, могут подавлять свободу и человеческую индивидуальность.

Одно из проявлений противоречивости информационных процессов в обществе - возможность манипуляции сознанием людей, воздействия на него, причем в массовом масштабе. Через глобальные компьютерные сети это становится технически возможным, причем объектами воздействия не обязательно могут стать экономические и военные сферы жизнедеятельности общества. Влияние может идти через культуру в широком смысле слова, т.е. через национальное самосознание, культурные традиции, национальный язык, мораль. Эта проблема стала наиболее актуальной в условиях современного этапа глобализации, когда вопросы национальной и культурной самоидентификации общества перешли в практическую плоскость.

Так, к примеру, снижение нормативного уровня языка до недопустимых лексических форм наносит огромный урон самосознанию народа, его самоуважению и самодостаточности. А это в значительной степени подрывает основы «информационной безопасности»

April 21-22

429

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^

страны, создавая сложную ситуацию в борьбе с информационным оружием.

Однако было бы ошибочным не замечать позитивных социальных сторон информатизации общества. Интернет не только породил новые формы взаимодействия людей, дал возможность оперирования большими объемами информации, но также способствовал созданию новых условий для жизнедеятельности человека, включая дополнительные формы их трудовой занятости (электронная коммерция и др.).

Велики возможности информатизации в области образования. Разработка новых технологий, их обслуживание, конечно, требуют разнообразных знаний, квалифицированных специалистов, но дело не только в этом. «Информационному обществу нужны не только профессионалы своего дела, но личности, индивидуальности, способные творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, отвечать требованиям общечеловеческой морали. Информационные технологии обладают соответствующим потенциалом для получения позитивных итогов»1.

В результате широкого распространения информационных технологий перед человеком открываются новые возможности в интеллектуальной сфере. Речь здесь идет, прежде всего, о расширении практических потребностей получения качественного образования, используя системы дистанционного обучения. Дополнительные возможности на этом пути создает также система «открытого образования», распахивающая двери сразу нескольких учебных заведений, что способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей с максимальной полнотой. Наукоемкие технологии XXI века для своей разработки и профессионального использования нуждаются в квалифицированных специалистах.

Внедрение новых информационных технологий в образование способствует формированию информационной культуры. Она характеризуется не только овладением навыками работы с компьютерной техникой, но также и подготовленностью людей к восприятию новой информации и ее использованию. Информационная культура проявляется также в формировании новых ценностей, стереотипов поведения, в целом иной информационной среды обитания.

Таким образом, новые технологические решения позволяют радикальным образом изменить стиль и качество жизни современного человека. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что,

1 Л.Ф. Матронина, Г.Ф. Ручкина, О.Б. Скородумова - М.: МИРЭА, 2015, с.17 https://tstu.uz/

April 21-22

International Scientific and Practical Conference

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^

несмотря на огромные перспективы и возможности общества, основанного на высоких технологиях, само по себе это не может дать гарантий торжества добра и справедливости. Современный уровень осмысления происходящих в обществе процессов позволяет уяснить главное: ошибочно думать, что уровень технического развития социума может являться определяющим фактором его стабильности и благополучия. Последствия развития техники предопределяют более глубокое понимание самой природы техники, бесконтрольное развитие которой не может быть конструктивным для человека и его будущего.

Классические фундаментальные проблемы философии в применении к анализу техники потребовали своей конкретизации. Так, основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к материи выступает в форме вопроса об отношении сознания к материальным объектам модулирующим деятельность сознания. Диалектика субъектно-объектных отношений проявляется в форме диалектики взаимоотношений человека и технических устройств различной степени сложности. В предмет философии техники включились вопросы создания искусственного интеллекта, его отношение к естественному интеллекту, закономерности развития техники, специфика технического знания и технических наук, проблемы детерминации развития техники и перспектив этого развития. Но главные проблемы сегодняшней философии техники связаны с бурным развитием и внедрением во все сферы жизни компьютерной техники, разрешением противоречий современной техногенной цивилизации, социальными следствиями современного научно-технического прогресса, переходом человечества к постиндустриальной цивилизации, техническим образованием и воспитанием.

В целом предметная область философии техники неоднородна. В ее содержание входит философия, технология, социальные, экологические и политические проблемы. Философия техники как бы аккумулирует энергию многих областей человеческого знания и деятельности, направленных на познание техники.

Синтетическая роль философии техники чрезвычайно важна, поскольку в исследовании техники возникла определенная диспропорция. На одном полюсе сосредоточены исследования сугубо научно-технического порядка в которых участвуют представители технических, естественных наук и инженеры. На другом - проблемы личности, нравственности, творчества, проводимых гуманитариями. Между этими полюсами находятся проблемы социальной структуры общества,

April 21-22

431

Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022

Google Scholar indexed Prospects for Training International

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-50-54 Specialists in the Field of Transport

научно-технической политики, социальных следствий научно технического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техники призвана дать философский синтез всех этих трех групп проблем.

Итак, техника должна быть понята:

- как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

REFERENCES

1. Раматов, Ж. С., & Баратов, Р. У. (2018). Новый подход в системе высшего образования в Узбекистане. Психология, социология и педагогика, (4), 1-1.

2. Отамуратов, С., Хусанов, С., & Раматов, Ж. (2002). Маънавият асослари. Абдулла Цодирий номидаги халц мероси нашриёти, Тошкент.

3. Раматов Дж., Иноков К., Исмаилова С. и Худойкулов С. (2021). ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ С АКТИВНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ. Academicia Globe: Inderscience Research , 2 (05), 1-3.

4. Раматов, Ж. С. (2021). ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Проблемы педагогики, (1 (52)), 16-17.

5. Раматов, Ж. С. (2021). БАРКАМОЛ ВА СОГЛОМ АВЛОД-УЗБЕКИСТОН КЕЛАЖАГИНИНГ ПОЙДЕВОРИ. Academic research in educational sciences, 2(2).

6. Раматов, Ж. С., & Баратов, Р. У. (2018). НОВЫЙ ПОДХОД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПЕРСПЕКТИВА И ИННОВАЦИИ. Теоретические и прикладные науки , (4), 8991.

April 21-22

432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.