Научная статья на тему 'Переселенческая политика Российской империи на Северном Кавказе в пореформенный период'

Переселенческая политика Российской империи на Северном Кавказе в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / RESETTLEMENT POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРАВИТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT / КОЛОНИЗАЦИЯ / COLONIZATION / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTHERN CAUCASUS / КАЗАКИ / COSSACKS / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варивода Наталья Владимировна

В статье исследуются основные тенденции переселенческой политики российского правительства на Северном Кавказе в пореформенный период, ее основные черты, направления и нормативные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переселенческая политика Российской империи на Северном Кавказе в пореформенный период»

Научные сообщения

Н.В. ВАРИВОДА научный сотрудник Института гуманитарных исследований - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарского научного центра РАН»

Переселенческая политика Российской империи на Северном Кавказе в пореформенный период

Переселение всегда выступало одним из универсальных способов решения социальных, экономических, политических проблем, поэтому изучение различных его аспектов имеет практическую актуальность. В истории России переселение играет особую роль. В.О. Ключевский справедливо считал, что оно есть «основной факт русской истории»1.

Переселение является важнейшим средством колонизации. В дореформенный период преобладающий характер носила военно-казачья колонизация, с 60-х гг. XIX в. -гражданская, главной целью которой стало хозяйственное освоение присоединенных к России земель, развитие производственных сил, т.е. возобладала мирная земледельческая и торгово-промышленная колонизация. Кроме того, российское правительство надеялось, что «приток русского земледельческого населения...окажет значительное культурное влияние на ... туземное население в смысле приобщения его к мирному занятию земледелием, . что в

смеси с русским населением скорее забудет свое обособ-

2

ление от русских и взаимную вражду» .

Рассматривая переселенческую политику царизма на Северном Кавказе, можно обнаружить борьбу двух тенденций. С одной стороны, правительство было заинтересовано

* Варивода Наталья Владимировна, e-mail: variks1@yandex.ru

1 Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. М., 1987, т., с. 30.

2 Долгушин А.А. О переселении в Терскую область из внутренних губерний России. Владикавказ, 1907, с. 8.

в быстрой колонизации региона, «усматривая в ней залог создания здесь необходимой экономической базы для новых завоеваний на Кавказе» . Но с другой стороны, правительство опасалось поощрять массовое переселение в Кавказскую область, чтобы не стимулировать уход помещичьих и казенных крестьян из центральных губерний. Поэтому оно всячески старалось регулировать и регламентировать процесс переселения, предпочитая крестьянской крепостническую и военно-казачью колонизацию.

Законы 40-50-х гг. XIX в. предоставили мигрантам-крестьянам земельные наделы и некоторые льготы на новых местах. Так, по «Правилу о переселении» от 8 апреля 1843 г. законным поводом к переселению признавалось малоземелье, когда в крестьянской семье на ревизскую душу приходилось менее 5 десятин удобной земли. Новоселы имели ряд льгот: 5-летнюю от воинского постоя, 8-летнюю

от уплаты и отправления других повинностей, 3-летнюю от

2

рекрутской повинности .

В 1866 г. положение круто изменилось. Государственные крестьяне были переданы из состава ликвидированного Министерства государственных имуществ в ведение общекрестьянских учреждений, переведены на выкуп и лишены права пользоваться правительственными кредитами и льготами, предоставленными им законом 1843 г. Переселения совершались теперь за счет самих крестьян и дозволялись лишь в случае приобретения земель в районах водворения3. Это было доступно лишь зажиточным крестьянам. Однако в Кубанскую и большую часть Терской области они могли уходить по паспортам, арендуя землю у местного казачьего населения. Правительство, вынужденное считаться с потребностями экономического развития страны, разрешило крестьянам селиться и приобретать земельную собственность на территории казачьих войск, хотя до реформы 1867 г. объектом свободной крестьянской колонизации были исключительно казенные земли Ставропольской губернии. Возможность приобрести землю на территории терского казачества лицам неказачьего сословия была крайне ограничена. Так, в рапорте Начальнику Нальчикс-

1 Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957, с. 45.

2 Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX вв. СПб., 1996, с. 93-94.

3 См. там же, с. 94.

кого округа читаем: «...Терское Областное Правление дает знать, что учреждение при станице поселка из лиц, не

1

состоящих в казачьем сословии, не может последовать» .

Еще в ходе Кавказской войны рескриптом Александра II от 24 июня 1861 г. на Кубани позволялось приобретать в собственность землю «людям стороннего звания» и предписывалось наказному атаману составить проект Положения о заселении Закубанья. 10 мая 1862 г. было опубликовано Положение «О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России»2. В соответствии с законом главную часть переселенцев составляли казаки, но допускался и «свободный прием во вновь водворяемые станицы». Закон 1862 г. упорядочил крестьянскую колонизацию региона и впервые дал иногородним некоторые имущественные права. Лицам не казачьего сословия впервые давалась возможность приобретения земли в частную собственность, что создавало условия для мирного сосуществования иногородних и казаков.

29 апреля 1868 г. был принят закон, по которому «во всех без изъятия казачьих войсках русским поданным невойскового сословия» предоставлено было «право приобретать в собственность существующие на войсковых, городских и станичных землях дома и всякого рода строения, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского или станичного общества, а также покупать не только казачьи

усадьбы, но и пустопорожние места под строения и сады в

3

городах и станицах, не причисляясь к казачьим сословиям» . Закон от 29 апреля 1868 г. имел целью поднять экономику Кавказского края, находившегося в 60-х гг. еще в состоянии войны и из-за этого сильно пострадавшего. Законом предоставлялись некоторые льготы переселенцам, которые впоследствии были сокращены. Например, возведение иногородними новых построек на войсковой, городской или станичной земле бывшие по закону 1868 г. свободными допускались

1 Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской Республики (далее - ЦГА КБР). Ф. И-6. Оп.1. Д.80. Л.16.

2 Беликов А.В. Иногороднее население Кубани во второй половине XIX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. Майкоп, 2002. URL: http://www.dis-sercat.com/content/inogorodnee-naselenie-kubani-vo-vtoroi-polovinexix-veka (дата обращения 22.12.2016).

3 ЦГА КБР. Ф. И - 6. Оп.1. Д.206. Т.1. Л.16.

только с разрешения войскового начальства или согласия городских и станичных обществ1. Но несмотря на это закон вызвал волну миграции на Северный Кавказ, рост населения которого за 30 лет превысил естественный прирост почти вдвое. По переписи 1897 г. пришлое население на Северном Кавказе составило 986,3 тыс. из 3783, 6 тыс. общей численности, т. е. 26%2. В 60-90-е гг. Северный Кавказ оставался основным переселенческим районом.

В целом в начале пореформенного периода основное место в политике царизма занимали колонизационные задачи, а вопросы переселения из внутренних губерний имели соподчиненное значение. В связи с окончанием Кавказской войны государство было заинтересовано в скорейшем заселении местностей Кавказа. Именно так была сформулирована цель «Положения о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России» от 10 мая 1862 г.3

Поворот в переселенческой политике наметился на рубеже 70-80-х гг. во время революционной ситуации 18791881 гг. Правительство было вынуждено считаться с глубоким кризисом крестьянского хозяйства, что выразилось в официальном признании «крестьянского малоземелья». Именно этим объясняется, что переселенческий вопрос в начале 80-х гг. занял видное место в аграрной политике.

Однако уже в законе 13 июля 1889 г. возобладали ограничительные тенденции в переселенческой политике российского правительства. Самовольное переселение по-прежнему признавалось «злом». Наметилась и «государственная» точка зрения. Соединенные департаменты прямо предусматривали использование переселения как орудия аграрной политики. В то же время указывали и на политическую, русифи-каторско-колонизаторскую миссию переселений.

Законодатели признали потребность в переселении «весьма ограниченной» и основную задачу правительства видели в том, чтобы «скорее сдерживать переселение,

1 См.: ЦГА КБР. Ф. И - 6. Оп.1. Д.107. Л.4.; Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (далее - ЦГА РСО -Алания). Ф. 11. Оп. 5. Д. 294. Л. 96 об.

2 См.: Очерки истории Ставропольского края / Под ред. А.А. Коробей-никова. Ставрополь, 1984, т. 1, с. 220.

3 См.: ЦГА РСО - Алания. Ф. 13. Оп. 1. Д. 580. Л. 84 об.

нежели поддерживать и поощрять его» . Осуществление этой политики в законе достигалось целой системой преград. Первая - усложненный порядок выдачи разрешений -с согласия трех министров. Далее, разрешение на переселение выдавалось при условии, что имеются свободные участки казенной земли, и в том случае, когда правительство признавало это полезным или необходимым. Тяжелым было и условие безвозмездной передачи переселенцами надела общине и имущественный ценз в 125-300 руб. на новое обзаведение, что тормозило переселение деревенской бедноты.

В условиях относительно благоприятных для России изменений в международной обстановке, укрепления экономики и начавшейся модернизации отношение к переселенцам стало более жестким: правительство игнорировало необходимость земельного обеспечения переселенцев, разрабатывало «ограничительное» законодательство, принимало административные меры против наплыва иногородних, пыталось ограничить приток иногородних в станицы, поставить их в зависимость от казачьей общины, сократить все предшествовавшие льготы переселенцам2. Иногороднее население даже не имело права голоса на сходах. С 1870 г. иногородним дали это право, но они допускались только к решению дел, непосредственно их касающихся.

По мнению Государственного Совета, утвержденного13 мая 1883г., иногородние обязаны были исполнять все земские повинности, связанные с постоянной оседлостью3.

В конце 90-х гг. XIX в. происходит относительно благоприятный переворот в политике правительства в сторону русской колонизации кавказского края. 31 марта 1897 г. был издан закон о переселении в Черноморскую губернию крестьян, принадлежащих к коренному населению губерний и областей Европейской России и Кавказа4. Закон предоставлял желающим переселиться крестьянам более широкие возможности при определении их права на пересе-

1 Брусникин Е.М. Переселенческая политика царизма в конце XIX в. // Вопросы истории, 1965, № 1, с. 36.

2 Беликов А.В. Указ. соч.

3 См.: ЦГА РСО - Алания. Ф. 11. Оп. 7. Д. 5140. Л. 97.

4 См.: Исмаил-Заде Д. Из истории переселения российского крестьянства на Кавказ в конце XIX- начале XX в. // Исторические записки. М., 1977, т. 99, с. 331.

ление в сравнении с законом 1889 г., земельные участки предоставлялись сразу в бессрочное пользование, переселенцы имели преимущества при получении льгот.

15 апреля 1899 г. было утверждено «Положение» Комитета министров о разрешении переселений в Ставропольскую губернию, местности Северного Кавказа и Закавказья, содержащее более жесткие основания для переселения, чем это было сделано для Черноморской губернии1. Принятый в виде временной меры, этот закон предусматривал переселение на территорию Кавказа крестьян русского происхождения и православного вероисповедания. Они освобождались от казенных платежей сроком на 2 года, получали земельные наделы. Частично это объяснялось истощением земельного фонда в районах Предкавказья.

В начале 1900 г. были обнародованы правила о выдаче денежных пособий переселенцам. По ним наиболее нуждающимся семьям выдавались ссуды в размере не более 200 рублей на семью2.

Отличительной чертой правительственной политики конца XIX - начала XX в. следует считать то преимущество, которое отдавалось устройству прежде всего «иногородних» Северного Кавказа. Следовательно, речь уже шла о перенаселении не только в центре России, но и на окраинах. В связи с этим губернаторам и начальникам областей Кавказского края был разослан циркуляр от 19 марта 1901 г., разрешающий переселять безземельных «иногородних» в менее заселенные районы Кавказа3.

Новый взгляд на переселенческую проблему нашел свое выражение в законе 6 июня 1904 г. Он заменил «Правила» 13 июня 1889 г. и явился одним из истоков столыпинской политики. Отныне правительство поощряло переселение: всех занимающихся хлебопашеством и желающих переселяться в районы, заселение которых являлось целесообразным; тех крестьян, которые шли из малоземельных губерний. Эти две категории переселенцев получали льготы и материальную помощь со стороны правительства. Крестьяне, чье переселение не было вызвано малозе-

1 См.: ЦГА РСО - Алания. Ф. 11.Оп. 14. Д. 571. Л. 6-6 об.

2 См.: Суздальцева И.А. Русское переселенческое движение на СевероВосточный Кавказ в конце XIX - начале ХХ в. Дисс. канд. истор. наук. Махачкала, 1997, с. 37.

3 См.: Исмаил-Заде Д. Указ. соч., с. 233.

мельем, уже не назывались «самовольными», но льготами не пользовались1. Таким образом, с одной стороны, закон признавал свободу переселений, с другой - сохранялся ограничительный статус «непоощряемых» переселений.

Как мы могли заметить, правительство в отношении переселения в рассматриваемый период, в принципе, стояло на ограничительных позициях. Однако принципиальная однородность правительственной политики по вопросу переселения не исключает возможности ее внутренней эволюции. Буржуазная эволюция переселенческой политики состояла в ликвидации крепостнических ограничений и создании условий для свободной колонизации. Если прежде русские поселения вкрапливались в среду местного крестьянства, то теперь Кавказская администрация приступила к созданию сплошных массивов русского населения на специально предназначенных для этого территориях. Если раньше упор делался, главным образом, на формальное размещение русских переселенцев, а участие их в хозяйственной жизни края имело подсобное значение, то теперь с переселением русского крестьянства связывались конкретные задачи освоения определенных районов.

Варивода Н.В. Переселенческая политика Российской империи на Северном Кавказе в пореформенный период. В

статье исследуются основные тенденции переселенческой политики российского правительства на Северном Кавказе в пореформенный период, ее основные черты, направления и нормативные акты.

Ключевые слова: переселенческая политика, законода-тельство,правительство,колонизация, Северный Кавказ, казаки, крестьяне, переселенцы.

Varivoda N.V. The resettlement policy of the Russian Empire in the North Caucasus in the post-reform period. The article considers the main trends of migration policy of the Russian government in the North Caucasus in the post-reform period, its main features and directions of normative acts.

Key words: resettlement policy, legislation, government, colonization, the Northern Caucasus, Cossacks, peasants, immigrants.

1 См.: Симонова М.С. Переселенческий вопрос в аграрной политике самодержавия в конце XIX - начале ХХ века // Ежегодник аграрной истории Восточной Европы 1965. М., 1970, с. 427.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.