УДК 338.26
DOI 10.25257/FE.2021.2.110-117
КРУЖКОВА Ольга Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: o.kruzhkova@academygps.ru
КУЗНЕЦОВА Екатерина Сергеевна
Кандидат технических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: e.kuznecova@academygps.ru
СОЛОВЬЕВА Татьяна Николаевна
Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: t.soloveva@academygps.ru
СОКОВНИН Артём Игоревич Кандидат технических наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: a.sokovnin@academygps.ru
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
Статья посвящена актуальной проблеме финансирования пожарной безопасности в РФ. Предпринята попытка оценки источников финансового обеспечения пожарной безопасности на государственном уровне, разработан алгоритм процедуры планирования бюджетных ассигнований МЧС России.
Ключевые слова: МЧС России, главный распорядитель бюджетных средств, бюджетный процесс, федеральный орган исполнительной власти, финансирование пожарной безопасности, резервный фонд.
На сегодняшний день существует большое количество работ, рассматривающих вопросы поиска источников финансирования мероприятий в области пожарной безопасности. Так, в статье [1] рассмотрена специфика финансирования федеральных целевых программ и долгосрочных программ в области пожарной безопасности в рамках решения проблемы снижения пожарных рисков. В работе [2] приведены результаты анализа реализации муниципальной целевой программы по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Таганроге и предложено проведение мероприятий для поддержки добровольной пожарной охраны и для формирования добровольных пожарных дружин. В статье [3] проведён анализ научно-методических подходов к оценке социально-экономической эффективности и результативности выполнения мероприятий государственных и федеральных целевых программ Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.
Основная часть исследований посвящена роли государственных и муниципальных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности. В статье предпринята попытка комплексного подхода к оценке источников финансового обеспечения пожарной безопасности на государственном уровне, этим обусловлена актуальность выбранной темы.
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС, как ведомство, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), главного администратора доходов федерального бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Функцию главного администратора доходов федерального бюджета МЧС России реализует через сбор доходов по следующим статьям:
1. Плата за услуги, предоставляемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России.
2. Доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу).
3. Административные штрафы, установленные гл. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (штрафы за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах).
4. Административные штрафы, установленные гл. 19 Кодекса Российской Федерации об
110
© Кружкова О. В., Кузнецова Е. С., Соловьева Т. Н., Соковнин А. И., 2021
административных правонарушениях, за административные правонарушения против порядка управления, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (штрафы за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок).
Для ведения финансово-хозяйственной деятельности необходимы ресурсы. Для наглядного представления процесса планирования и распределения бюджетных ассигнований на обеспечение
пожарной безопасности по ведомству МЧС России был предложен алгоритм, представленный на рисунке 1.
Финансово-хозяйственной деятельностью территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России руководит начальник (руководитель) территориального органа, учреждения или организации МЧС России.
Бюджет МЧС России является основным источником финансирования деятельности всех учреждений министерства. Обеспеченность финансовыми ресурсами во многом влияет на уровень готовности сил и средств ведомства к выполнению задач по предназначению (рис. 2).
Рисунок 1. Алгоритм планирования финансовых ресурсов на содержание главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) Figure 1. The algorithm of planning financial resources for maintenance of the budget funds chief administrator (BFCA)
00
Период
Рисунок 2. Расходы федерального бюджета по ведомству МЧС России за период с 2008 по 2023 гг.: за период с 2008 по 2019 гг. расходы представлены по исполнению согласно отчету Федерального казначейства РФ; за период с 2020 по 2023 гг. представлены планируемые расходы Figure 2. Expenditures of the federal budget for EMERCOM of Russia for the period from 2008 to 2023
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются Министерством финансов РФ, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, в соответствии с Приказом Министерства финансов России от 06.06.2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (табл. 1).
Помимо выделения средств МЧС из федерального бюджета пожарная безопасность в РФ финансируется через реализацию государственных программ МЧС России:
- новое качество жизни;
- инновационное развитие и модернизация экономики;
- обеспечение национальной безопасности;
- сбалансированное региональное развитие;
- эффективное государство.
МЧС России является исполнителем по отдельным программам и ответственным исполнителем программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году в разрезе государственных программ Российской Федерации главного распорядителя средств федерального бюджета МЧС России представлено в таблице 2.
Таблица 1
Ведомственная структура расходов федерального бюджета МЧС России на 2021-2023 гг. (фрагмент)
Table 1
Departmental structure of federal budget expenditures of the EMERCOM of Russia for 2021-2023 (fragment)
Наименование расходов Раздел Запланированные бюджетные ассигнования
2021 г., тыс. руб. 2022 г., тыс. руб. 2023 г., тыс. руб.
Общегосударственные вопросы 01 87 592,9 87 894,2 88 195,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 03 188 495 139,8 193 726 344,2 197 915 294,1
Образование 07 7 224 530,5 7 618 647,2 7 438 740,4
Здравоохранение 09 2 013 113,4 2 093 540,1 2 406 434,1
Социальная политика 10 1 940 501,1 1 978 739,8 2 018 223,1
МЧС России - 199 760 877,7 205 505 165,5 209 866 887,2
Таблица 2
Исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году в разрезе государственных программ Российской Федерации, непрограммных направлений деятельности Федерального органа исполнительной власти ГРБС МЧС России, млн руб.
Table 2
Execution of federal budget expenditures in 2019 in the context of state programs of the Russian Federation, non-program areas of activity of the federal executive body GRBS EMERCOM of Russia, million rubles
Номер и наименование государственной программы ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.» Уточнённая роспись Исполнение % исполнения к: уточнённой закону ' росписи
03 «Социальная поддержка граждан» 1 360 421,5 1 334 432,9 1 321 671,9 97,2 99,0
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
746,2 679,3 670,5 89,9 98,7
05 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» 195 043,7 217 711,0 195 093,4 100 89,6
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
- 49,4 49,3 - 99,9
21 «Космическая деятельность России» 189 384,3 257 206,6 183 162,0 96,7 71,2
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
58,5 58,5 58,5 100 100
23 «Информационное общество» 226 977,0 240 010,2 218 376,8 96,2 91,0
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
495,0 495,0 495,0 100 100
47 «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» 698 559,9 719 757,8 709 245,9 101,5 98,5
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
- 0,3 0,3 - 100
08 «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» 712 475,4 723 912,5 717 225,2 100,7 99,1
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
141,9 141,9 140,0 98,7 98,7
10 «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах» 182 766,5 194 109,9 187 816,4 100,2 96,8
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
172 278,7 180 882,4 177 154,3 102,8 97,8
41 «Внешнеполитическая деятельность» 117 335,6 125 225,9 120 097,0 102,4 95,9
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
62,7 70,7 58,4 93,2 82,7
99 «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» 617 077,1 490 580,5 418 703,8 67,9 85,3
В том числе по линии МЧС России (ГБРС 177)
- 4267,3 3 654,6 - 85,6
Следует отметить существующие сложности формирования бюджета в 2020 г., которые сказались на финансировании расходов федерального бюджета в 2021 г. Одним из направлений национальной безопасности является бюджетная безопасность - это состояние платёжеспособности государства с учётом баланса до-
ходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств.
Для оценки устойчивости государственных финансов к стрессовым сценариям развития внешней среды было проведено стресс-тестирование параметров федерального бюджета в зависимости от
масштабов и продолжительности ценовых шоков на мировом рынке энергоносителей.
При реализации ценового шока средних масштабов (снижение цен на нефть до 25-30 $/барр. в течение 3-5 лет) объём выпадающих нефтегазовых доходов за соответствующий период может составить 4-11 % ВВП. Гарантией исполнения всех обязательств государства и сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях является наличие достаточного объёма ликвидных активов в Фонде национального благосостояния.
Проблемы с поступлениями в 2021 г. связаны с отвлечением денежных средств и финансированием ковидных мероприятий (рис. 3). Так, за январь-октябрь 2020 г. доходы федерального бюджета «просели» на 15,2 %.
Самое большое падение поступающих доходов произошло по налогу на доходы полезных ископаемых (НДПИ) (36,1 %) и налогу на прибыль (13,8 %) (рис. 4).
Данные оперативной отчётности свидетельствуют о сложностях наполняемости бюджета за первые месяцы 2021 г., которые могут сказаться в целом на финансировании государственных обязательств. Доходы федерального бюджета на 25 февраля 2021 составили 1 574,09 млрд руб., в то время как расходы - 3 120,5 млрд руб. Итого дефицит составил 1 546,41 млрд руб.
Выпадающие доходы определили поиск новых источников финансирования дефицита бюджета:
1. Демпферный механизм позволил компенсировать выпадающие доходы на сумму 350400 млрд руб.;
2. Резервные фонды. Общая величина бюджетных ассигнований, выделяемых из резервных фондов Правительства Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. по всем ГРБС составила 134 402 085 274,01 руб. По направлениям расходов, где главным распорядителем бюджетных средств выступило ведомство МЧС России, было выделено 6 561 902 631,03 руб. (4,89 % от общей суммы) (табл. 3).
Общая сумма исполненных обязательств составила 6 561 902 631,03руб. При этом остались неисполненными обязательства на сумму 626 019 068,97 руб.
Следует обратить внимание, что по резервному фонду Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий ГРБС выступает Министерство финансов РФ (табл. 4). Общая сумма исполненных обязательств составила 998 431 429,61 руб. При этом остались неисполненными обязательства на сумму 40 443 970,39 руб.
На основе комплексного подхода были проанализированы источники финансирования пожарной безопасности на государственном уровне. Во-первых, в рамках финансирования ведомства МЧС России
5 in
£ S
20 000 ■
15 000
10 000
5 000
18 945,8
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет
8 071,4
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Рисунок 3. Поступления по уровням бюджета за период с января по октябрь в 2019 и 2020 гг. ■ - январь-октябрь 2019 г.; ■ - январь-октябрь 2020 г. Figure 3. Revenues by budget level for the period from January to October in 2019 and 2020: ■ - January-October 2019; ■ - January-October 2020
(ix Q-
6 000 -| 4 000 -
2 000
if™
3 987,4
3 473,9 3 447,1 __ 3 435,5
5 124,7
3 274,3 3 088,1 3 221,4
НДС
Налог на прибыль
НДПИ
НДФЛ
1 050,5 1 532,1 1 144,6 1 047 5
Акцизы Имущественные налоги
Рисунок 4. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за период с января по октябрь в 2019 и 2020 гг.:
■ - январь-октябрь 2019 г.; ■ - январь-октябрь 2020 г. Figure 4. Revenues by taxes types to the consolidated budget of the Russian Federation for the period from January to October in 2019 and 2020:
■ - January-October 2019; ■ - January-October 2020
0
0
Таблица 3
Величина бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. по ГРБС МЧС России, руб.
Table 3
The amount of budgetary assignments allocated from the reserve fund of the Russian Federation Government, as of January 1, 2020 for the EMERCOM BFCA of Russia, rubles
№ п/п Бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью с учётом изменений Исполнено Неисполнение
Абсолютные отклонения, руб. Относительные отклонения, %
1 64 133 500 64 133 500 0 0
2 3 200 000 3 200 000 0 0
3 55 310 000 55 310 000 0 0
4 662 000 000 662 000 000 0 0
5 2294200000 1972800000 321 400 000 14,01
6 9 540 000 9540000 0 0
7 600 000 000 331 770 000 268230000 44,71
8 1 947541 100 1945 318 276,85 2 222 823,15 0,11
9 79960000 79960000 0 0
10 252 000 000 252 000 000 0 0
11 42 000 000 42 000 000 0 0
12 40 000 000 40 000 000 0 0
13 50 000 000 50 000 000 0 0
14 886 511 100 875 484 854,18 11 026 245,82 1,24
15 35 000 000 35 000 000 0 0
16 80 000 000 56 860 000 23 140 000 28,93
17 86 526 000 86 526 000 0 0
Итого 7187921700 6 561 902 631,03 626 019 068,97 8,71
Таблица 4
Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий по ГРБС Министерства финансов РФ на 1 января 2020 г., руб.
Table 4
Reserve fund of the Russian Federation Government for prevention and elimination of emergencies and consequences of natural disasters for the Ministry of Finance BFCA of the Russian Federation as of January 1, 2020, rubles
Бюджетные ассигнования, Неисполнение
№ п/п предусмотренные сводной бюджетной росписью с учётом изменений Исполнено Абсолютные отклонения, руб. Относительные отклонения, %
1 820500000 820 272 446,69 227 553 0,03
2 8 830 000 8 830 000 0 0
3 1 090 000 1090000 0 0
4 1 014 800 1014800 0 0
5 9 840 000 9 840 000 0 0
6 63 990 800 23 804 382,92 40 186 417 62,80
7 20 000 20 000 0 0
8 110000 110 000 0 0
9 1 780 000 1 780 000 0 0
10 1 000000 1000000 0 0
11 2920000 2910000 10 000 0,34
12 690 000 690000 0 0
13 9252300 9252300 0 0
14 2 500 000 2 480 000 20 000 0,80
15 300 000 300000 0 0
16 540 000 540000 0 0
17 58 300 000 58 300 000 0 0
18 54930000 54930000 0 0
19 647500 647500 0 0
20 620 000 620000 0 0
Итого 1038 875400 998 431 429,61 40 443 970,39 3,89
ежегодно выделяется 200 млрд руб. Во-вторых, отдельные статьи государственных программ Российской федерации направлены на финансирование пожарной безопасности, что позволяет исполнить принцип транспарентности при управлении государственными ресурсами. В-третьих, резервный фонд Президента
и Правительства является дополнительным источником финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Проведённое исследование позволило сформировать алгоритм процедуры планирования бюджетных ассигнований ведомства МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочков П. В., Саттаров Э. М. Финансирование федеральных целевых программ и долгосрочных программ в области пожарной безопасности // Экономика, социология и право. 2017. № 11. С. 60-63.
2. Ильченко И. А. Проблемы обеспечения пожарной безопасности в рамках реализации муниципальной целевой программы // Экономика и социум. 2019. № 12 (67). С. 483-486.
3. Порошин А. А, Харин В. В., Бобринев Е. В. [и др.] Научно-методические подходы к оценке эффективности и результативности государственных и федеральных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность. 2018. № 3. С. 74-77.
4. Ноздрина Н. А. Полномочия участников бюджетного процесса // Новый путь Российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Оренбург, ООО «Агентство международных исследований», 2019. С. 144-148.
5. Стрельникова С. А. ГРБС снова не успели освоить ассигнования // Бюджет. 2020. № 12 (216). С. 6-7
6. Барамидзе Г. А. Государственная корпорация «Роса-том» как участник финансовых правоотношений // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3 (76). С. 100-107. 001:10.17803/1994-1471.2017.76.3.100-107
7. Ерёменко С. П. Особенности формирования бюджета МЧС России // Экономика МЧС России. Управление. Инновации 2015. № 1.
8. Кружкова О. В., Кузнецова Е. С., Таросян А. А. Особенности финансирования федеральных образовательных учреждений МЧС России на примере Академии ГПС МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018 № 2. С. 110-114. 001:10.25257/РБ.2018.2.110-114
Материал поступил в редакцию 18 марта 2021 года.
Olga KRUZHKOVA
PhD in Economic Science, Associate Proffessor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
E-mail: o.kruzhkova@academygps.ru
Ekaterina KUZNETSOVA
PhD in Engineering, Associate Proffessor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
E-mail: e.kuznecova@academygps.ru
Tatyana SOLOVYOVA
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: t.soloveva@academygps.ru
Artem SOKOVKIN PhD in Engineering
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: a.sokovnin@academygps.ru
REDISTRIBUTION OF STATE RESOURCES TO ENSURE FIRE SAFETY IN RUSSIA
ABSTRACT
Purpose. The article is devoted to the actual problem of financing fire safety in the Russian Federation. Most of the existing researches are devoted exclusively to the comparative analysis by agencies. However, there are various sources of funding prevention and elimination of emergencies and consequences of natural disasters. The article presents the comparative analysis data for budgeting prevention and elimination of emergencies and consequences of natural disasters in order to correctly compare the data.
Methods. In the process of the study empirical, statistical research methods have been used which made it possible to analyze and draw conclusions.
Findings. The analysis of fire safety financing resources is carried out, additional directions of financing measures for prevention and elimination of emergencies and consequences of natural disasters are identified, an algorithm for planning financial resources for the maintenance of the Federal executive body of EMERCOM of Russia is developed.
Research application field. It is supposed that the results obtained in the process of the study can be
used in assessing the planned financial resources for precautions to prevent fires.
Conclusions. The algorithm of planning financial resources for financial provision of the budget funds chief administrator and the problems of executing the budgetary authorities of EMERCOM of Russia, taking into account the crisis period of 2020, will make it possible to identify more correctly reference points by funding fire safety resources at the state level. An integrated approach to the study of the fire safety funding sources at the state level made it possible to determine reserve financial resources covering unbudgeted expenditures for measures to prevent and eliminate emergencies and consequences of natural disasters, which is important for ensuring social stability of the region.
Key words: EMERCOM of Russia, budget funds chief administrator, budgetary process, federal executive body, fire safety financing, reserve fund.
REFERENCES
1. Bochkov P.V., Sattarov E.M. Financing of federal target programs and long-term programs in the field of fire safety. Ekonomika, sotsiologiia i pravo (Economics, sociology and law). 2017, no. 11, pp. 60-63.
2. Ilchenko I.A. Problems of ensuring fire safety in the framework of the implementation of the municipal target program. Ekonomika i sotsium (Economy and society). 2019, no. 12 (67), pp. 483-486.
3. Poroshin A.A., Kharin V.V., Bobrinev E.V. and others Scientific and methodical ap-proaches to assessing the efficiency and effectiveness of state and federal target programs in the field of fire safety. Pozharnaia bezopasnost (Fire safety) 2018, no 3, pp. 74-77.
4. Nozdrina N.A. The powers of participants in the budget process. Novyi put Rossiiskoi ekonomiki: importozameshchenie, innovatsionnost, ekonomicheskaia bezopasnost: Sbornik statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (The New Path of the Russian Economy: Import Substitution, Innovation, Economic Secu-rity: a collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference). Orenburg, International Research Agency, LLC Publ., 2019. Pp. 144-148.
5. Strelnikova S.A. GRBS again did not have time to master the allocations. Biudzhet (Budget). 2020, no. 12 (216), pp. 6-7.
6. Baramidze G.A. State Corporation «Rosatom» as a participant of financial legal relations Aktualnye problemy rossiiskogo prava (Actual problems of Russian law). 2017, no. 3 (76), pp. 100-107. D0l:10.17803/1994-1471.2017.76.3.100-107
7. Eremenko S.P. Features of the formation of the budget of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Ekonomika MChS Rossii. Upravlenie. Innovatsii [Economy EMERCOM of Russia. Management. Innovations. Resources]. 2015, no 1.
8. Kruzhkova O.V., Kuznetsova E.S., Tarosian A.A. Financing features of federal educational establishments of EMERCOM of Russia using state fire academy of EMERCOM of Russia as an example. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2018, no. 2, pp. 110-114 (in Russ.). DOI:10.25257/FE.2018.2.110-114
© Kruzhkova O., Kuznetsova E., Solovyova T., Sokovnin A., 2021
117