Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУЗБАССА'

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУЗБАССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ / ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Моисеев А.А., Турова Н.Н.

В статье проанализирована программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2021 год. Выявлены её отрицательные моменты. Рассмотрен опыт обеспечения требований пожарной безопасности в зарубежных странах и подход к профилактике их нарушений. Предложена региональная программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий Кемеровской области - Кузбасса. Разъяснены приоритеты проведения проверок нарушений обязательных требований пожарной безопасности для угольной промышленности Кузбасса. Предложены основные способы повышения пожарной безопасности с использованием современных телекоммуникационных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Моисеев А.А., Турова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANDATORY REQUIREMENTS’ VIOLATION PREVENTION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE COAL ENTERPRISES OF KUZBASS

The article analyzes the program for the mandatory requirements’ violation prevention in the field of fire safety in the implementation of the federal state fire supervision for 2021. Its negative aspects are revealed. The experience of ensuring fire safety requirements in foreign countries and the approach to the prevention of their violations are considered. A regional program for the mandatory requirements’ violation prevention in the field of coal mining and coal processing enterprises’ fire safety of the Kemerovo region - Kuzbass is proposed. The priorities for conducting inspections of mandatory fire safety requirements’ violation for the coal industry of Kuzbass have been clarified. The main methods of increasing fire safety using modern telecommunication means are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУЗБАССА»

II. ПОЖАРНАЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ II. FIRE AND INDUSTRIAL SAFETY

I А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

I А.А. Моисеев // A.A. Moiseev aleksandar.m0iseev@yandex.ru

аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47. post-graduate student of Life Safety Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KemGU", Kemerovo. Russia, 650056 Kemerovo, Stroiteley Boulevard, 47.

Щ

I Д.А. Бесперстов// D.A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru

кандидат техн. наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВПО «КемГУ», г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47.

candidate of technical sciences, associate professor of "Life Safety" chair, FGBOU VPO "KemGU", Kemerovo. Russia, 650056 Kemerovo, Stroitelei Boulevard, d. 47.

I Н.Н. Турова// N.N. Turova

natalya_turova@inbox.ru

кандидат техн. наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47.

candidate of technical sciences, associate professor of the Life Safety Departmen, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KemGU", Kemerovo. Russia, 650056 Kemerovo, Stroitelei Boulevard, 47.

УДК 622.2;614.84;331.45;371.315

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУЗБАССА MANDATORY REQUIREMENTS' VIOLATION PREVENTION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE COAL ENTERPRISES OF KUZBASS

В статье проанализирована программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2021 год. Выявлены её отрицательные моменты. Рассмотрен опыт обеспечения требований пожарной безопасности в зарубежных странах и подход к профилактике их нарушений. Предложена региональная программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий Кемеровской области - Кузбасса. Разъяснены приоритеты проведения проверок нарушений обязательных требований пожарной безопасности для угольной промышленности Кузбасса. Предложены основные способы повышения пожарной безопасности с использованием современных телекоммуникационных средств.

The article analyzes the program for the mandatory requirements' violation prevention in the field of fire safety in the implementation of the federal state fire supervision for 2021. Its negative aspects are revealed. The experience of ensuring fire safety requirements in foreign countries and the approach to the prevention of their violations are considered. A regional program for the mandatory requirements' violation prevention in the field of coal mining and coal processing enterprises' fire safety of the Kemerovo region - Kuzbass is proposed. The priorities for conducting inspections of mandatory fire safety requirements' violation for the coal industry of Kuzbass have been clarified. The main methods of increasing fire safety using modern telecommunication means are proposed.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ, ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ, БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР,

научно-технический журнал №1-2021 ^^

ВЕСТНИК 37

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

KEY WORDS: FIRE SAFETY, PREVENTION OF VIOLATIONS, PREVENTIVE PROGRAM, SAFETY OF

COAL ENTERPRISES, FIRE SUPERVISION, FIRE PROTECTION, PREVENTIVE MEASURES.

На территории Кемеровской области -Кузбасса - расположено более 60% предприятий Российской Федерации, задействованных в добыче и переработке угля необходимого для нужд страны и поставки его на международный рынок. В связи с этим экономика страны во многом зависит от бесперебойной работы предприятий угольной отрасли. Также значительная роль отведена угольным объектам в отдельных регионах и городах Российской Федерации, где они являются градообразующими предприятиями и имеют основное влияние на региональную и муниципальную экономику [1].

Выполнение требований пожарной безопасности на угольном предприятии является необходимым условием для эффективной его работы, так как нарушения могут привести не только к административным санкциям и остановке технологической линии до устранения нарушений, но и гибели людей при возникновении пожара и других аварий [2, 3, 4].

На производственных предприятиях угольной промышленности в последние годы идёт снижение количества возникновения пожаров с гибелью людей. В то же время зачастую при проведении проверок по соблюдению требований пожарной безопасности имеют место нарушения, которые могут впоследствии привести к гибели людей, что сказывается отрицательно на состоянии пожарной безопасности всего объекта угольной промышленности [5].

Согласно действующему законодательству негативным моментом является невозможность остановки производства из-за имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, которые влияют на жизнь и здоровье людей без наличия повторных нарушений, либо предписаний надзорных органов и представлений прокуратуры [6].

Для выполнения требований норм пожарной безопасности проводится комплекс профилактических и надзорных мероприятий федеральным государственным пожарным надзором МЧС России (далее - ФГПН МЧС России) [7], направленных на снижение риска возникновения пожаров на угольных предприятиях. Также для обеспечения пожарной безопасности на объекте назначается ответственное лицо, в обязанности которого входит:

- разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности;

- содержание в исправности систем и средств противопожарной защиты;

- разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности;

- проведение инструктажей и обучения в области пожарной безопасности;

- оказание содействия пожарной охране в тушении пожара и доступа на территорию.

В целях выявления нарушений обязательных требований пожарной безопасности контролирующие органы могут применять способы без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование без уведомления лица, в отношении которого производится проверка) и с взаимодействием с лицом, в отношении которого производятся надзорные мероприятия (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) [8].

При проведении профилактических мероприятий государственным пожарным надзором МЧС России может осуществляться непосредственное взаимодействие между надзорным органом и лицом только в случае собственной инициативы контролируемых лиц либо в порядке, установленном действующим законодательством.

Для обеспечения наиболее актуальной информацией в области пожарной безопасности в сети Интернет размещаются нормативно-правовые акты и сведения об их изменениях, проверочные листы, перечень объектов контроля с указанием категории риска, программы профилактики рисков причинения вреда и планы надзорных мероприятий.

С целью обобщения наиболее часто встречаемых нарушений производится анализ причин возникновения пожара, подготавливаются предложения по совершенствованию имеющегося законодательства, разрабатываются методические рекомендации по применению имеющейся нормативно-правовой документации.

Кроме того, выносятся предостережения и предлагается принятие мер по недопущению нарушения требований пожарной безопасности, ведущих к увеличению риска гибели людей и материального ущерба.

Для добровольного определения соответствия угольного предприятия обязательным требования пожарной безопасности объекты могут

проходить самообследование, что позволяет ФГПН МЧС России определять имеющиеся критерии риска.

В ходе профилактического визита, который может быть проведён и по видеоконференции, сотрудники ФГПН МЧС России могут оказывать консультацию по недопущению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, давать разъяснения по действующим нормативно-правовым актам и способам снижения риска возникновения пожара.

В настоящее время в Российской Федерации на 2021 год действует федеральная программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении пожарного надзора (далее - Программа) [9]. Согласно Программе финансирование осуществляется из федерального бюджета и проводится органами, наделёнными полномочиями на осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, а именно: департаментом надзорной деятельности МЧС России, а также всеми подразделениями, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществление федерального государственного пожарного надзора (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы, главные управления МЧС России).

В ходе рассмотрения Программы были выявлены следующие недостатки:

Происходит снижение количества выявленных нарушений требований пожарной безопасности при внеплановых и плановых проверках, как следствие снижается количество выданных предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности. С од-

ной стороны, это может выглядеть положительно по статистическим данным, но если разобраться в приведённых значениях, то на тот же процент были сокращены проверки, что является недостоверным показателем (таблица 1). Показателем защищенности объектов может выступать сохранение или увеличение количества проверок с одновременным снижением выявленных нарушений.

При рассмотрении статистики по количеству пожаров в зданиях и сооружениях определен факт отнесения жилых зданий (многоквартирные и одноквартирные жилые дома, в том числе и блокированные) к категории низкого риска, в сравнении с количеством пожаров в зданиях дошкольных учреждений, спальных корпусов образовательных организаций и других объектов класса Ф1.1 функциональной пожарной опасности, относящихся к высокому риску, где фактический риск гибели и травмирования на пожарах ниже (таблица 2). Данное свидетельствует о сильном различии фактического риска гибели людей и отнесении к группе риска, объекта по своему функциональному назначению.

Если сравнивать статистику европейских и западных стран по частоте гибели людей на пожарах с данными Российской Федерации, то можно заметить, насколько серьёзно отличается число погибших при пожарах 10]. По сравнению с развитыми странами мира на территории России погибает в среднем в 7 раз больше людей (таблица 3).

Разбираясь в имеющихся данных, можно заметить сравнительно высокие различия в расходах на содержание пожарной охраны государством. В развитых странах содержание пожарной охраны вдвое больше, чем материальные потери от пожаров.

Таблица 1. Количество проведённых плановых и внеплановых проверок, выявленных и устранённых требований пожарной безопасности

Table 1. The number of scheduled and unscheduled inspections, identified and eliminated fire safety requirements

Наименование показателя 2019 г. (9 мес.) 2020 г. (9 мес.) Прирост, %

Запланировано проведение плановых проверок, ед. 85 242 42 031 -50,7

Проведено плановых проверок, ед. 82 009 31 805 -61,2

Проведено внеплановых проверок, ед. 92 153 38 126 -58,6

Устранено нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении плановых и внеплановых проверок, ед. 613 654 252 378 -58,9

Выдано предписаний (бланков) об устранении нарушений требований пожарной безопасности по результатам проведения плановых проверок, ед. 48 482 17 025 -64,9

Вручено предписаний (бланков) по результатам проведения внеплановых выездных проверок, ед. 35 821 18 707 -47,8

Также функции пожарной охраны и надзорных органов России отличаются от их зарубежных коллег, в частности функции государственного пожарного надзора выполняют организации, связанные со строительным надзором, а пожарная охрана чаще всего консультирует производства по повышению пожарной безопасности объекта защиты с целью снижения рисков материального ущерба и гибели людей [11, 12, 13].

За рубежом финансирование пожарной охраны и надзорных органов происходит не за счет федерального бюджета, а за счет бюджета местных органов власти, что перекладывает ответственность на региональные власти, которые могут лучше разбираться в особенностях своего региона.

Большая часть пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электрооборудования, неосторожного обращения с огнём, неисправности электрооборудования, нарушения правил производства, в том числе при проведении огневых работ. Всё это связано с незнанием элементарных правил пожарной безопасности и неспособности спрогнозировать риски возникновения возгорания.

Для повышения уровня грамотности работников различных производственных предприятий проводятся курсы по применению первичных средств пожаротушения, действиям в случае возникновения пожара, оказанию первой помощи и т.п.

Всю административную и уголовную ответственность несут владельцы предприятий, они же отвечают за соблюдение всех требований пожарной безопасности исходя из той отрасли, в которой они задействованы [14].

В развитых странах значительное внимание уделяется совершенствованию законода-

тельных актов, регулирующих требования пожарной безопасности, и их соблюдению в ходе проектирования, строительства и эксплуатации объектов, что свидетельствует о высокой заинтересованности государства в сохранении человеческой жизни.

С учетом вышеизложенного для Кемеровской области - Кузбасса - необходимо разработать свою региональную программу профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности для угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. Необходимость данной программы обусловлена потребностями региональной экономики.

Для планирования мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности органами ФГПН МЧС России требуется учитывать особенности предприятий, в которых задействована наибольшая часть населения субъекта Российской Федерации и предприятий, которые относятся к опасным производственным объектам.

Основным источником финансирования необходимо задействовать федеральный или региональный бюджет, но для наиболее оптимального финансирования должно происходить перераспределение федеральных денег с учетом особенностей предприятий Кузбасса, либо для отраслей, которые имеют критическую значимость, требуется дополнительное финансирование из регионального бюджета.

По возможности организовать семинары и тематические конференции с возможностью их проведения в дистанционном формате по наиболее распространённым нарушениям требований пожарной безопасности и возможных последствиях в случае их допущения.

Доведения надзорными органами до контролируемых лиц наиболее часто встречаемых

Таблица 2. Сведения о пожарах и их последствиях по классам функциональной пожарной опасности объектов пожаров

Table 2. Information about fires and their consequences by classes of functional fire hazard of fire objects

Класс функциональной пожарной опасности зданий Кол-во пожаров, ед. Погибло людей, чел. Травмировано людей, чел. Прямой ущерб, руб.

Ф1.4 - Одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные 34 948 3037 1735 1 988 881 200

Ф1.3 - Многоквартирные жилые дома 26 727 1954 2483 512 077 750

Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специальных домов престарелых и интернатов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интернатов 222 22 19 14 396 768

Таблица 3. Статистика погибших и травмированных людей в различных странах за 2018 год Table 3. Statistics of deaths and injuries in various countries for 2018

Страна Население тыс, чел. Количество погибших на 100 000 чел. Количество травмированных на 100 000 чел.

Россия 146 781 5,4 6,6

США 327 167 1,1 0,4

Беларусь 9 778 5,5 3,3

Франция 66 628 0,4 1,9

Швеция 10 230 1,0 3,8

Великобритания 64 553 0,6 13,9

Греция 10 788 1,2 1,7

нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в связи с неполным, неправильным применением нормативно-правовой и нормативно-технической документации, а также обсуждение проблемных вопросов при проведении надзорных мероприятий.

На основании региональной программы профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности для угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий следует производить планирование проверок на основе риск-ориентированного подхода 15, 16]. При данном подходе, возможно, выявить и спланировать проверки в отношении контролируемых лиц, где действительно в настоящий момент может создаваться опасность для человеческой жизни в случае возникновения пожара.

Предприятия угольной отрасли относятся к объектам повышенной опасности, в связи с этим проверки их состояния в области пожарной безопасности должны проводиться чаще нормативных значений, в особенности если в ходе последних плановых и внеплановых проверок были выданы предписания о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности [17].

О проверках состояния защищенности объектов угольной промышленности следует информировать Ростехнадзор, так как проводимые надзорные мероприятия могут иметь прямое или косвенное влияние на мероприятия, проводимые ФГПН МЧС России. Также стоит учитывать тот факт, что при наличии значительного количества подконтрольных объектов, физиче-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ски невозможно обеспечить надзорную деятельность в отношении всех зданий и сооружений предприятий угольной отрасли из-за удалённости контролируемых объектов и длительности проведения надзорных мероприятий.

Следует разработать план мероприятий на случай неблагоприятной эпидемиологической обстановки, позволяющий в полной мере выполнять мероприятия по профилактике нарушения требований пожарной безопасности с помощью применения современных технических средств, сети Интернет (средств удалённого контроля и доступа к документации, хранимой в электронном формате).

Для повышения состояния защищенности объектов угледобывающей и углеперерабатыва-ющей промышленности Кузбасса следует проводить проверки с учетом актуальных нарушений требований пожарной безопасности, которые наиболее часто встречались на предприятиях угольной отрасли. Следует активно использовать всевозможные средства дистанционного контроля, фото- и видеоматериалы, позволяющие оценить наличие нарушений в короткие сроки без необходимости проведения выездных проверок и отрыва объектов от основной их деятельности.

Стоит организовать на едином портале МЧС России отраслевые разделы с удобным доступом к нормативно-правовым актам и нормативно-технической документации, регламентирующей требования пожарной безопасности, для руководителей и лиц, ответственных за состояния пожарной безопасности объектов угольной промышленности.

1. Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1582-р от 13 июня 2020 г., г Москва.

2. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : Федеральный закон Рос. Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

3. Технический регламент о требования пожарной безопасности (с изменениями и дополнениями) федеральный закон Рос. Федерации № 123 от 22.07.2008. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/.

4. Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Сайбель С.Ю. Выполнение комплекса противопожарных мероприятий на объектах - важнейший элемент снижения риска гибели людей при пожарах // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири СИБРЕСУРС 2016: Материалы XVI Международной научно-практической конференция (Кемерово, 23-24 ноября 2016 г). - Кемерово: КузГТУ, 2016. - С. 160-165.

5. Статистика пожаров за 2019 год. Статистический сборник: Пожары и пожарная безопасность в 2019 году. Под общей редакцией Гордиенко Д.М. -М.: ВНИИПО, 2020.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон Рос. Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 22.12.2020).

7. Бесперстов Д.А. Государственный пожарный надзор. - Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2017. - 143 с.

8. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации. Федеральный закон Рос. Федерации от 31.07.2020 № 248-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2021 год. Распоряжение МЧС России от 14.12.2020 № 948.

10. N.N. Brushlinsky, M. Ahrens, S.V. Sokolov, P. Wagner. World Fire Statistics. Report No. 23. Berlin, Center of Fire Statistics of CTIF, 2018. 63 p. URL: https://ctif.org/sites/default/files/2018-06, CTIF_Report23_World_Fire_ Statistics_2018_vs_2_0.pdf (Accessed 03 January 2021).

11. NFPA 5000. Building construction and safety code. Quincy, MA, National Fire Protection Association, 2015.

12. BS 8549: 2018. Codes of Practice and British Standards. URL: https://trinityfireandsecurity.com/resources/british-standards-and-regulations.

13. BS 8539. Codes of Practice and British Standards. URL: https://trinityfireandsecurity.com/resources/british-standards-and-regulations.

14. Российская федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 63 от

13.06.1996 [Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

15. Фомин А.И. Оценка уровня пожарной безопасности на угольных предприятиях с учетом риск-ориентированного подхода / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов, В.Б. Попов // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, Кемерово:. - 1-2016. - С. 62-66.

16. Фомин А.И. Пожарные риски и их влияние на риск-ориентированный подход при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов, С.Ю. Сайбель // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, Кемерово:.- 3-2017. - С. 36-44.

17. Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: Приказ МЧС России от 28.02.2003 № 106 (ред. От 12.04.2003). Режим доступа: http://bse.garant.ru/12172032/.

REFERENCES

1. Programma razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do 2035 goda : Rasporyazheniye Pravitel'stva Ros-siyskoy Federatsii № 1582-r ot 13 iyunya 2020 g., g. Moskva. [The program for the development of the coal industry in Russia for the period up to 2035: Order of the Government of the Russian Federation No. 1582-r dated June 13, 2020, Moscow] [in Russian].

2. O promyshlennoy bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh ob"yektov : Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot

21.07.1997 № 116-FZ [On industrial safety of hazardous production facilities: Federal Law of the Russian Federation of 07.21.1997 No. 116-FZ] [in Russian].

3. Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti (s izmeneniyami i dopolneniyami) : federal'nyy zakon Ros. Federatsii № 123 ot 22.07.2008. [Technical regulations on fire safety requirements (with amendments and additions): federal law of the Russian Federation No. 123 of 22.07.2008]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_78699/ [in Russian]

4. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., & Saibel, S. Yu. (2016). Vypolneniye kompleksa protivopozharnykh meropriyatiy na ob"yektakh - vazhneyshiy element snizheniya riska gibeli lyudey pri pozharakh [Implementation of a set of fire-fighting measures at facilities is the most important element in reducing the risk of death in fires]. Proceedings from Natural and intellectual resources of Siberia SIBRESURS 2016: XVI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferen-tsiya (Kemerovo, 23-24 noyabrya 2016 g. - XVI International Scientific and Practical Conference (pp. 160-165). Kemerovo: KuzGTU [in Russian].

5. Statistika pozharov za 2019 god [Fire statistics for 2019]. Statistical Book: Fires and Fire Safety in 2019. Under the general editorship of D.M. Gordienko (2020). Moscow: VNIIPO [in Russian].

6. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh. Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 30.12.2001 №195-FZ (red. ot 22.12.2020). [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. Federal law Russian Federation of 12/30/2001 No. 195-FZ (as revised on 12/22/2020)]. [in Russian].

7. Besperstov, D.A. (2017). Gosudarstvennyy pozharnyy nadzor [State fire control]. Kemerovo: Kemerovsky tekhno-logichesky institut pishchevoi promyshlennosti [in Russian].

8. O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 31.07.2020 № 248-FZ [On state control (supervision) and municipal control of the Russian Federation. Federal law Russian Federation of July 31, 2020 No. 248-FZ. Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/ [in Russian].

9. Ob utverzhdenii Programmy profilaktiki narusheniy obyazatel'nykh trebovaniy pri osushchestvlenii federal'nogo gosu-darstvennogo pozharnogo nadzora na 2021 god. Rasporyazheniye MCHS Rossii ot 14.12.2020 № 948 [On approval of the Program for the prevention of violations of mandatory requirements in the implementation of federal state fire supervision for 2021. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated 12/14/2020 No. 948 [in Russian].

10. N.N. Brushlinsky, M. Ahrens, S.V. Sokolov, P. Wagner. (2018). World Fire Statistics. Report No. 23. Berlin, Center of Fire Statistics of CTIF, 2018. 63 p. Retrieved from: https://ctif.org/sites/default/files/2018-06, CTIF_Report23_World_ Fire_Statistics_2018_vs_2_0.pdf (Accessed 03 January 2021).

11. NFPA 5000. Building construction and safety code. Quincy, MA, National Fire Protection Association, 2015.

12. BS 8549: 2018. Codes of Practice and British Standards. Retrieved from: https://trinityfireandsecurity.com/resources/ british-standards-and-regulations [in English].

13. BS 8539. Codes of Practice and British Standards. Retrieved from: https://trinityfireandsecurity.com/resources/british-standards-and-regulations [in English].

14. Rossiyskaya federatsiya. Zakony. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon № 63 ot 13.06.1996 [Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 24 maya 1996 goda, Odobren Sovetom Federatsii 5 iyunya 1996 goda] [The Russian Federation. Laws. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law No. 63 of 13.06.1996 [Adopted by the State Duma on May 24, 1996, Approved by the Federation Council on June 5, 1996]. Retrieved from: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAw_10699/ [in Russian].

15. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., & Popov, V.B. (2016). Otsenka urovnya pozharnoy bezopasnosti na ugol'nykh predpri-yatiyakh s uchetom risk-oriyentirovannogo podkhoda [Assessment of the fire safety level at coal enterprises, taking into account the risk-based approach]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 1, 62-66 [in Russian].

16. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., & Saibel, S.Yu. (2017). Pozharnyye riski i ikh vliyaniye na risk-oriyentirovannyy podkhod pri organizatsii i osushchestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo pozharnogo nadzora [Fire risks and their impact on a risk-based approach in the organization and implementation of federal state fire supervision]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 3, 36-44 [in Russian].

17. Ob utverzhdenii Trebovaniy po preduprezhdeniyu chrezvychaynykh situatsiy na potentsial'no opasnykh ob"yektakh

i ob"yektakh zhizneobespecheniya: Prikaz MCHS Rossii ot 28.02.2003 № 106 (red. Ot 12.04.2003) [On approval of the Requirements for the prevention of emergencies at potentially hazardous facilities and life support facilities: Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated February 28, 2003 No. 106 (revised on April 12, 2003)]. Retrieved from: http://bse.garant.ru/12172032/ [in Russian].

СИСТЕМЫ ПНЕВМОГИДРООРОШЕНИЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПЫЛЬЮ

Система пылеподавления разработана ГК«ВостЭКО и Горный-ЦОТ»

создаёт водовоздушный туман до 3,5 мкм, который поглощает угольную, породную, рудную и др виды пыли и препятствует её дальнейшему распространению

• Снижение расхода воды до 12 раз, рабочее давление 5 атм, расход воды от 0,5 л/мин на 1 форсунку

• Может использоваться со спец добавкой для работы при отрицательных температурах

• Снижение запыленности на 80 %

Установлена на Кемеровской ТЭЦ, пройдены испытания на карьере «Борок» и др промышленных объектах

в£лиД

т

ШШг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.