ПЕРЕПОДГОТОВКА РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА «ИННОВАЦИОННОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ*
И. П. Попова
Исследование обращается к инновационным ресурсам, сосредоточенным в профессиональной структуре российского общества. Фокус рассмотрения направлен на состояние и сложившиеся возможности перераспределения интеллектуального потенциала в различных профессиональных группах занятого населения за последнее десятилетие через получение работниками профессиональной переподготовки. Под интеллектуальным потенциалом здесь понимаются знания и умения работников, занятых в отраслях и секторах экономики, где применяется интеллектуальный труд, их способности к освоению и продуцированию знаний, необходимых для функционирования и развития этих отраслей и секторов. Актуальность проблемы связана с необходимостью диверсификации экономики, роста человеческого капитала, формирования соответствующих институтов. Анализ статистических данных, которые характеризуют некоторые параметры интеллектуального потенциала в России и экономически развитых странах, показывает ряд общих тенденций в динамике занятости в отраслях, в том числе инновационных - рост сектора услуг, сокращение индустриального сектора, рост сектора ИКТ-технологий. В то же время качество этих процессов и институтов (в том числе в сфере роста квалификации работников) весьма спорно (см., напр. [1]) и требует специальных исследований.
Материалы исследования представляют собой результаты анализа образовательных стратегий работающего населения, проведенного по материалам Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (далее - РМЭЗ) с 1995 по 2007 гг. (подробнее см.: [1; 2]) Выделены две основные стороны для оценки состояния и возможностей переподготовки работников: анализ направлений мобильности работников, прошедших переподготовку и оценка её эффективности. При этом переподготовка в рамках исследования - условный термин, он объединяет широкий спектр структур
Исследование проводилось при поддержке РФФИ (грант РФФИ 06-0680529), РГНФ (07-03-00022а)
279
формального образования, которые фиксировались в опросах РМЭЗ: профессиональные курсы, курсы повышения квалификации или любые другие, включая курсы иностранных языков, обучение на рабочем месте.
В целом эти виды переподготовки охватывают небольшую долю работников (в 2006-2007 гг. она составляла немногим более 7 % от всех работающих). Распространенность профессионального переобучения различается по секторам экономики1. Особенно велика доля проходящих переобучение / повышение квалификации в секторах нефтегазовой промышленности, образовании, здравоохранении, в финансах, энергетической промышленности, тяжелой промышленности (доли переобучающихся колеблются в пределах 15-12 % в каждой из названных отраслей). Меньше всего переобучающихся в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности. За счет средств предприятия чаще обучаются в различных отраслях промышленности (прежде всего топливно-энергетической), социальных услуг, управления; в наименьшей мере переобучение отмечается в сфере бытовых услуг. Есть небольшие различия в распространенности профессионального переобучения по формам собственности - на государственных предприятиях оно распространено несколько больше, чем на частных, и в большей степени характеризует предприятия иностранных собственников (которые в общем числе предприятий занимают весьма незначительную долю).
Профессиональная переподготовка и мобильность работников. Исследование показало относительную устойчивость влияния переподготовки на формирование основных типов. Они оставались практически неизменными на протяжении анализируемого десятилетия. Наиболее распространенный тип мобильности, который характерен для двух третей респондентов - стабилизация социальнопрофессионального положения работников, имеющих более высокий человеческий капитал и прочное положение на работе. В основном это работники предприятий и организаций государственной формы собственности, и согласно полученным данным, они работают в большинстве традиционных отраслей бюджетной сферы - образовании и здравоохранении. Получающие переподготовку отличаются более высоким уровнем образования (наличие высшего образования у этой ка-
1 Данные касаются середины 2000-х годов, поскольку ранее вопрос об отраслях занятости респондентов в опросниках РМЭЗ отсутствовал.
280
тегории работников неизменно почти в два раза больше, чем среди остального работающего населения), благополучным материальным положением; это более квалифицированные специалисты, принадлежащие к высокостатусным профессиональным группам и здесь больше руководителей. В гендерном отношении эти стратегии повышения квалификации преимущественно женские, причем год от года эта тенденция растет.
Другой, менее распространенный тип - кардинальная трансформация положения работников, отличающихся более низким уровнем образования (законченное среднее образование) и молодым возрастом. Они работают в большей степени на предприятиях частной формы собственности, занимая позиции технических и конторских служащих и работников сферы обслуживания; переподготовку получают чаще всего в целях занятости в сфере торговли, бытового обслуживания, финансов, гражданского машиностроения.
Эффективность профессиональной переподготовки для работников. Следующий шаг в характеристике сложившихся структур переподготовки - анализ взаимосвязи между среднемесячной заработной платой, карьерным ростом и удовлетворенностью ситуацией на работе как показателей эффективности переобучения. Основной метод - выявление статистически значимых связей между показателями (Chi-square, критерий Манна-Уитни, one-way ANOVA).
Наличие переобучения поднимает вероятность получения более высокого дохода от работы по профессиональным группам и отраслям экономики. В то же время, как показал анализ, уровень среднемесячной зарплаты не зависит от типа переобучения - по своей или другой специальности, по оплате ее за счет предприятия или из собственных средств. Незначимым оказалось и влияние на среднемесячную заработную плату продолжительности обучения. Обнаруживается также связь между повышением статуса на работе и наличием профессионального переобучения. Прохождение переобучения повышает уровень удовлетворенности ситуацией на работе - в большей степени это касается возможностей профессионального роста и условий труда. Взаимосвязь всех трех критериев эффективности влияния переобучения у работников различных профессиональных групп не встречается. В целом же дополнительное профессиональное обучение не генерирует карьерный рост. Базовым показателем эффективности остается критерий среднемесячной заработной платы.
281
Надо отметить особенности проявления взаимосвязи переобучения и положения специалистов по годам. Об эффективности профессионального переобучения можно говорить на основании его связи с одним из основных критериев - доходом от работы (среднемесячной заработной платой)1. По результатам анализа, такая связь на протяжении всех лет анализа обнаружилась в одной из профессиональных групп - специалистов высокого уровня квалификации. Здесь же проявились два признака эффективности: более высокий уровень среднемесячной зарплаты и карьерный рост по службе у тех, кто прошел переобучение (это практически единственная из профессиональных групп, в которой проявилось это сочетание). Такой тип продвижения характерен для социальных услуг, а также для государственной формы собственности. В то же время, несмотря на формальные признаки успеха, прошедшие переобучение работники не ощущают удовлетворения своих амбиций в профессиональной деятельности - уровень удовлетворенности ниже, чем у тех, кто не проходил переобучение. Неэффективные модели переобучения связаны с отраслями, которые часто играют роль площадки перехода работников на новое поле профессиональной деятельности. Такая площадка - сфера обслуживания и торговли.
Таким образом, профессиональная переподготовка по характеру влияния на положение работников образует достаточно устойчивые структуры, способствующие в большей степени не перераспределению, а сохранению интеллектуального потенциала, причем преимущественно в отношении высококвалифицированных специалистов бюджетной сферы. Перераспределяющая («трансформирующая) роль проявляется как повышение квалификации молодых работников с низким уровнем образования преимущественно в сфере обслуживания. Если учитывать небольшие масштабы распространения и прослеженную выше практическую неизменность положения специалистов, прошедших переобучение, то уровень эффективной инновационности этих изменений оказывается под вопросом.
1
Другие критерии в этот период проверить невозможно из-за отсутствия в вопросниках соответствующих вопросов.
282
Список литературы
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007. Регионы России: цели, проблемы, достижения // URL:
http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=4).
2. Попова И. П. Дополнительное профессиональное образование в стратегиях работающих специалистов // Социологические исследования. - 2008. - № 3.
3. Попова И. П. Эффективность дополнительного профессионального образования среди специалистов // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - № 7.
283