Научная статья на тему 'Тенденции и факторы формирования инновационного потенциала специалистов'

Тенденции и факторы формирования инновационного потенциала специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и факторы формирования инновационного потенциала специалистов»

Козырева П.М., Низамова А.Э.

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТОВ

Главной целью назревшей в России модернизации является переход к инновационному типу экономического развития, базирующемуся на высокотехнологичном, наукоемком производстве. Такая модернизация не может ограничиваться только сферой экономики, сводиться к техническому переоснащению предприятий, внедрению современных технологий и к совершенствованию производственных структур. Чтобы быть успешной, она должна опираться на подготовленные, квалифицированные кадры, демонстрирующие способность и готовность постоянно совершенствоваться, осваивать современные технологии.

Готовность российского общества к таким глубоким переменам вызывает серьезные сомнения. По многим параметрам оно характеризуется как отсталое, пассивное и консервативное. Элита, которой должна принадлежать ведущая роль в осуществлении модернизации, призванная выступать генератором идей и главным проводником инноваций, не справляется со столь ответственными функциями. За два десятилетия рыночных преобразований россияне не сумели приобщиться к процессам инновационного обновления, характерного для современной рыночной экономики. Остро ощущается дефицит модернизационных ресурсов, неготовность большинства людей к радикальному изменению образа жизни, присущему информационному обществу. Результаты анализа уровня развития и использования информационно-коммуникационных технологий, качества человеческого капитала, информационного законодательства, бизнес-климата в стране демонстрируют низкий уровень российского общества в данной области [1]. В этой связи вызывает интерес выявление круга людей, которые способны стать активными участниками разворачивающихся инновационных процессов.

В настоящее время используются разные подходы к выделению и анализу основных субъектов инновационной деятельности в России. Одни исследователи, опираясь на работы П. Фассела, Р. Флориды и их последователей, в качестве главного субъекта инновационной модернизации называют креативный класс. Так, в концепции «производительных классов общества» М.В. Савиной функции главного общественного инициатора и движущей силы развития общественного производства выполняет креативный класс работников, занятых в сфере создания, хранения, передачи и использования знаний и информации [2]. По мнению других ученых, в частности А.Н. Окары, категория инновационно активных граждан включает всех, кто

«в пределах своей профессиональной или социальной деятельности является инноватором, генератором развития, создателем точек роста». Интегрирующими признаками данной группы выступают креативно-творческая деятельность и креативное, творческое отношение к жизни [3]. Получил распространение подход (Р.Н. Абрамов, А.А. Зудина и другие), согласно которому для выделения группы социальных инноваторов используется такой критерий, как вовлеченность в инновационный стиль потребления (приобщенность к информационным технологиям, активное финансовое поведение, стремление к расширению горизонта планирования своей жизни, оптимизация своего времени, забота о себе и своем здоровье) [4].

Если исходить из профессиональных компетенций, востребованных в модернизирующейся экономике, то особую роль сегодня приобретают такие качества инновационного работника, как умение адаптироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, использовать современные информационно-коммуникационные технологии, уверенно ориентироваться в нарастающем информационном потоке, стремление к повышению уровня образования, профессиональной квалификации, способность принимать решения и нести за них ответственность, конкурировать на рынке труда. Речь идет о двух группах компетенций, позволяющих осваивать самые разные профессиональные и социальные пространства, — междисциплинарных и мультидисципли-нарных, обеспечивающих повышение трудовой мобильности; компетенциях, дающих возможность успешно адаптироваться к качественно новой трудовой деятельности (новым подходам и технологиям) на базе трудового опыта [5], к различным профессиональным и культурным средам.

Представляется, что в каждой профессии, сфере деятельности есть работники, обладающие инновационными возможностями. Одни выдвигают нестандартные, оригинальные идеи, другие вырабатывают решения, предлагают технические и технологические новшества, третьи отличаются умением творчески подходить к реализации этих новаций. Успех инновационной модернизации в решающей степени определяется сбалансированным сочетанием различных категорий инновационно активных работников. Сегодня как никогда ранее важно уметь не только выдвигать новые идеи, разрабатывать новшества, но и внедрять их, достигая практического результата.

Среди социально-профессиональных групп российского общества, способных, по выражению Г.Г. Дилигенского, интенсивно «генерировать социальных субъектов модернизации» [6], особая роль принадлежит специалистам, занятым в различных секторах экономики и занимающимся преимущественно умственным исполнительским трудом. Основную их

массу составляют бюджетники, лица, работающие по найму и не имеющие производственной собственности. Это специфическая, характеризуемая высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, емкая группа современного российского общества, из которой рекрутируется средний класс [7], на экономическую активность и самостоятельность которого должно опираться государство при проведении модернизации производственной и социальной сфер жизни страны. Как показывают исследования, в современном российском обществе специалисты с высшим и средним образованием наряду с руководителями и служащими попадают в состав среднего класса с вероятностью более 50 % [8].

Для выяснения инновационного потенциала специалистов, их готовности к участию в процессах инновационной модернизации, активному восприятию новых возможностей нами были использованы такие критерии, как приверженность профессиональным ценностям, развитость человеческого капитала, готовность к освоению новых знаний, отношение к современным информационным технологиям. Анализ опирается на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), который проводится с 1994 г. Для определения профессиональных групп в РМЭЗ используется переменная (occupations), построенная на основе международного стандартного классификатора занятий ISCO-88 (International Standard Classification of Occupations 1988).

Согласно данным мониторинга, на долю специалистов высшей и средней квалификации приходится около трети занятых в экономике. И этот показатель на протяжении всех лет систематических наблюдений практически не менялся, что свидетельствует о медленной профессионализации рабочей силы, которая тесно связана с процессами технического и технологического переоснащения предприятий. Специалисты принадлежат к профессиональным группам, которые в значительной мере испытали негативные последствия рыночных преобразований. Одной из наиболее заметных тенденций трансформационного периода стало снижение эффективности использования их профессионального и образовательного потенциала. Большая часть специалистов работают за пределами инновационных отраслей экономики.

Исключительно сложной и трудноразрешимой проблемой остается отток квалифицированных специалистов из России. С 1991 по 2008 г. страну покинули около 25 тыс. ученых и около полумиллиона инженеров и IT-специалистов. В общем потоке эмиграции даже во времена восстановительного экономического роста начала 2000-х гг. доля квалифицированных работников составляла 39 %. Довольно пессимистично

оцениваются и перспективы сокращения оттока квалифицированных специалистов в другие страны. По данным Левада-центра, 53 % представителей среднего класса в возрасте 24-35 лет с высшим образованием хотели бы уехать на Запад. В то же время прибывающие на ПМЖ в Россию большей частью малообразованны, с низкой квалификацией.

К тому же в России в силу технической и технологической отсталости производства, устаревшей практики использования человеческих ресурсов спрос на работников с новым уровнем квалификации растет крайне медленно. Низкой остается престижность профессий инженера, ученого, преподавателя, врача, что во многом связано с низкой оплатой и снижением качества их труда и проникновением в эти сферы коррупции [9]. При отсутствии благоприятных условий для профессиональной деятельности, карьерного роста и творческой самореализации специалистов и других работников удержать в стране одаренных и предприимчивых людей не представляется возможным.

Другой важной тенденцией является заметное старение специалистов. Так, в 2008 г. в сравнении с 1994 г. средний возраст специалистов высшего уровня квалификации увеличился с 41 до 43 лет, а специалистов среднего уровня — с 37,5 до 38,7 лет. При этом среди специалистов высшей квалификации доля респондентов от 30 до 50 лет сократилась с 59,4 до 46,5 %, т. е. на 12,9 %, тогда как удельный вес лиц старше 50 лет вырос с 23,6 до 34,1 % (табл. 1). Что касается специалистов среднего уровня квалификации, то среди них доля 30-50-летних уменьшилась за этот же период с 59,9 до 46,5 %, т. е. на 13,4 %, тогда как доля людей старше 50 лет увеличилась с 13,6 до 23,2 %, т. е. на 9,6 %. В таких условиях осуществление модернизации превращается в трудноразрешимую проблему.

Увеличение удельного веса респондентов старше 50 лет, менее, чем молодые люди, склонных к эксперименту, жизненному предпринимательству, негативно сказывается на инновационном потенциале. В данной ситуации не менее серьезной является проблема неэффективного использования ресурсов данной категории работников. Несмотря на то, что эти люди сформировались еще в советское время, многие из них обладают серьезным потенциалом в силу высокого уровня образования и большого опыта профессиональной деятельности. Недостаток знаний в области современных информационных технологий они успешно компенсируют инициативой, настойчивостью и добросовестным отношением к работе. Для многих из них характерны заинтересованность в совершенствовании знаний, освоении новых, востребованных на рынке труда специальностей. Повышенным интересом при этом пользуются такие сферы профессиональной деятельности, как

Таблица 1. Возрастная динамика специалистов (1994-2008 гг. , в %)

Основные группы квалификации Возраст

до 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и более

1994 г.

Специалисты высшего уровня 17,0 29,8 29,6 19,2 4,4

Специалисты среднего уровня 26,5 31,2 28,7 10,6 3,0

2002 г.

Специалисты высшего уровня 17,9 20,8 31,4 19,9 10,0

Специалисты среднего уровня 24,6 26,2 29,8 16,4 3,0

2008 г.

Специалисты высшего уровня 19,4 22,7 23,8 23,0 11,1

Специалисты среднего уровня 30,3 23,4 23,1 18,8 4,4

Таблица 2. Индексы важности различных сторон работы, 2006 г.1

Стороны работы Руководители всех уровней Специалисты высшего уровня квалификации Специалисты среднего уровня квалификации Служащие: конторские и по обслуживанию клиентов Работники сферы обслуживания Квалифицированные рабочие Низкоквалифициро-ванные рабочие Неквалифицированные рабочие

Возможность получить новые знания, навыки, умения 0,49 0,58 0,51 0,34 0,35 0,28 0,18 0,14

Хорошая репутация предприятия 0,61 0,67 0,66 0,60 0,58 0,51 0,47 0,43

Размер заработной платы 0,87 0,84 0,89 0,88 0,87 0,89 0,87 0,83

Гарантированная работа 0,74 0,76 0,79 0,75 0,75 0,74 0,74 0,69

Удобный график работы 0,59 0,68 0,70 0,72 0,71 0,60 0,61 0,65

Интересная, творческая работа 0,59 0,67 0,54 0,41 0,41 0,35 0,26 0,22

Удобное расположение предприятия 0,42 0,50 0,50 0,51 0,52 0,42 0,38 0,45

Соответствие работы способностям, склонностям 0,68 0,72 0,64 0,61 0,57 0,57 0,50 0,40

Хорошие отношения в коллективе 0,68 0,74 0,75 0,73 0,70 0,71 0,65 0,66

Хорошее социальное обеспечение 0,45 0,50 0,56 0,52 0,55 0,46 0,52 0,48

Возможность должностного роста 0,49 0,48 0,50 0,39 0,40 0,25 0,22 0,11

Условия труда 0,67 0,71 0,73 0,72 0,71 0,71 0,68 0,65

Значение индекса изменяется в пределах от -1 до +1.

Таблица 3. Матрица повернутых компонент1

Стороны работы Наборы сторон работы

1 2 3

Удобное расположение предприятия ,793 ,199 -,048

Хорошие отношения в коллективе ,688 ,182 ,198

Удобный график работы ,653 ,151 ,315

Условия труда ,641 ,284 ,316

Хорошее социальное обеспечение ,628 ,180 ,263

Соответствие работы способностям, склонностям ,525 ,477 ,082

Возможность получить новые знания, навыки, умения ,062 ,880 ,069

Интересная, творческая работа ,375 ,713 ,023

Возможность должностного роста ,223 ,681 ,182

Хорошая репутация предприятия ,289 ,593 ,364

Размер заработной платы ,143 ,87 ,858

Гарантированная работа ,255 ,176 ,737

1 Метод выделения: анализ методом главных компонент. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера.

экономика и управление, здравоохранение, гуманитарно-социальная, строительство. Инновации в этих сферах не менее важны для экономического и социального прогресса, чем инновации технические и технологические.

Анализ показывает некоторое увеличение доли молодых специалистов в возрасте до 30 лет: с 17 до 19,4 % среди специалистов квалификации высшего уровня и с 26,5 до 30,3 % — среди специалистов среднего уровня квалификации. Вместе с тем перспективы омоложения данной категории работников не внушают оптимизма. Люди в возрасте до 30 лет составляют 16 % всего трудоспособного населения страны, тогда как в дореформенном государстве данный показатель достигал 40 %. Согласно данным Института демографии ГУ-ВШЭ, средний возраст потенциального работника в 1970 г. составлял 34,5 лет, в настоящее время он достигает 36,3, а к 2025 г. должен превысить 38 лет [10]. В такой ситуации будет сложно модернизировать «возрастные» отрасли, и прежде всего — образование и здравоохранение.

Особая роль в формировании и развитии инновационного потенциала работников принадлежит трудовым ценностям. В настоящее время у специалистов гораздо сильнее, чем у других категорий занятых, выражены потребность в интересной, творческой работе, стремление приобрести новые знания, навыки и умения (табл. 2). Это ценности, которые позволяют судить о развитости инновационного сознания работников. Наиболее

четко они проявляются у специалистов высшей квалификации. Очень важным считают, чтобы работа позволяла получать новые знания, навыки и умения — 40,5 %, чтобы она была интересной и творческой — 48,2 % респондентов данной группы. У специалистов среднего уровня квалификации эти показатели составляют соответственно 32,9 и 38 %.

Что касается ведущих трудовых ценностей специалистов, то к ним относятся прежде всего размер заработной платы и гарантированная работа. Очень многие ориентируются на такие ее стороны, как хорошие отношения в коллективе, соответствие работы своим склонностям и способностям, условия труда и удобный график. И наконец, к наименее распространенным ценностям относятся хорошее социальное обеспечение, возможность должностного роста, удобное расположение предприятия или организации.

Отметим, что мотивационная структура выбора работы, отражая индивидуальность человека, в основе своей является, тем не менее, общей для групп, сходных по социально-экономическому положению и демографическим характеристикам. Для выделения наборов мотивов был использован метод факторного анализа (вращение варимакс), который позволил выявить три фактора, объясняющих более 60 % общей дисперсии. Каждый из них отражает тесную взаимосвязь исследуемых переменных, определяющих выбор работы специалистами высшей и средней квалификации (табл. 3).

Первый фактор, объясняющий 42,2 % суммарной дисперсии, имеет высокие корреляционные коэффициенты с критерием удобства расположения предприятия, с пожеланием хороших отношений в коллективе, удобного графика работы, благоприятных условий труда, социального обеспечения, с возможностью использования склонностей и способностей работника. Данный фактор характеризует мотивационное ядро, которое содержит традиционные требования людей к месту занятости. Примечательно, что именно такая структура мотивов была характерна для работников доперестроечного поколения, чьи жизненные ценности очень часто предполагали приоритет благоприятной психологической атмосферы на предприятии над материальной отдачей от работы. Портрет специалиста, которого отличают традиционные предпочтения при выборе работы, складывается в большей степени за счет женщин, людей старшего возраста, педагогов и некоторых других профессиональных групп. Непропорционально высоки значения показателей первого фактора в группе специалистов, проживающих в поселках городского типа, и довольно высоки в когортах респондентов из села и мегаполисов.

Второй фактор объединяет 10,4 % суммарной дисперсии. Высокие факторные нагрузки прослеживаются здесь в отношении таких пере-

менных, как возможность получать новые знания и умения, интересная, творческая работа, возможность карьерного роста, хорошая репутация предприятия, организации, фирмы, соответствие работы склонностям и способностям работника. Именно такой мотивационный набор может быть признаком наличия у специалиста качеств инновационного работника, современного стиля жизни. Примечательно, что считающаяся логичной связь мотивов карьеры и зарплаты в нашем исследовании не прослеживается.

Данная группа респондентов включает специалистов, для которых возможность самовыражения, творчества, приобретения новых знаний и навыков, долгосрочные перспективы оказываются важнее текущих высоких доходов. Характерно, что такой набор мотивов чаще встречается у специалистов с высоким уровнем образования, независимо от пола; проживающих в поселках городского типа, областных центрах и мегаполисах; врачей, работников науки и культуры.

Что касается третьего фактора, то он объясняет только 8,3 % суммарной дисперсии. Для него характерна высокая значимость размера заработной платы и гарантированной занятости. Вместе с тем наблюдается отрицательная корреляция с такой переменной, как удобное расположение предприятия, и незначительная корреляция со сторонами работы, которые привлекают инновационно ориентированных специалистов (интересная, творческая работа, возможность получать новые знания и умения и др.). Данный фактор единственный из трех рассматриваемых, по которому прослеживается очевидное различие между специалистами разного уровня квалификации. Как показал анализ, размер заработной платы и гарантированная занятость в большей степени интересуют специалистов среднего уровня квалификации, чем более подготовленных. Это относится к большинству, за исключением работающих по востребованным профессиям (программисты, менеджеры, бухгалтеры и т. п.). Такие респонденты чаще проживают в областных центрах и небольших городах. Хорошо заметно влияние возрастной дифференциации: менее свойственно акцентировать внимание на мотиве материального вознаграждения при выборе работы самым молодым и пожилым участникам опроса, по-видимому, по причине их низкой конкурентоспособности на рынке труда.

Среди других важнейших тенденций, имеющих непосредственное отношение к формированию инновационного потенциала специалистов, — значительный рост уровня их образования. За 1994-2008 гг. доля лиц с высшим образованием среди специалистов среднего уровня выросла более чем вдвое — с 16,8 до 37 %. Прежде всего это относится к специали-

стам, занятым физическими и инженерными видами деятельности (рост составил с 26,5 до 36 %, т. е. 9,5 %), а также в экономике, коммерции и культуре (с 26,7 до 48,7 %, т. е. 22 %). В данной когорте занятых в сфере образования и здравоохранения доля лиц с высшим образованием существенно не менялась и составляла во все годы исследования 5 %.

Среди специалистов высшей квалификации наблюдалась несколько иная картина: в течение 1994-2002 гг. удельный вес лиц с высшим образованием снизился с 76,1 до 66,9 %, но к 2008 г. вновь вырос до 71 %. При этом если среди специалистов, занятых в сфере естественных и инженерных наук, биологии и здравоохранения, удельный вес лиц с высшим образованием вырос к концу 2008 г. до 77 %, то среди занятых в сфере образования, в общественных науках и культуре только до 68 %.

Анализ, проведенный Р.И. Капелюшниковым и А.Л. Лукьяновой на данных РМЭЗ [11], показывает, что специалисты располагают большим запасом человеческого капитала, чем другие социально-профессиональные группы (табл. 4). Так, среднее число накопленных лет образования, приходящееся на одного специалиста высшего уровня квалификации, составляет 15,4, на одного специалиста среднего уровня квалификации — 14. Относительно высокими у них являются и показатели специального стажа (соответственно 9,7 и 6,8 лет). Однако в сравнении с западноевропейскими странами эти показатели оказываются все же существенно ниже (10-12 лет), что свидетельствует о недостаточном запасе специфического человеческого капитала, который к тому же используется неэффективно.

Медианный уровень трудового стажа у квалифицированных специалистов со средним образованием на 2,5 года больше, чем у той же группы специалистов, окончивших вузы. Из этого может следовать, что необходимую квалификацию первые добирали после школы или техникума за счет обучения на профессиональных курсах или на рабочем месте, т. е. адаптировались к высокому уровню сложности труда за счет дополнительных ресурсов. Нередко это требовало увеличения времени на учебу за счет свободного времени или повышения интенсивности труда на рабочем месте.

Осознание направленности и характера происходящих в обществе перемен, необходимости адекватного профессионального образования, его качества и содержания нарастающему объему информации, стремительному развитию информационных технологий обусловливает сохранение специалистами довольно высокой готовности к продолжению образования в период трудовой деятельности. Почти три четверти специалистов высшей квалификации и около половины средней постоянно

Таблица 4. Характеристика человеческого капитала по профессионально-квалификационным группам (2008 г.)

Группы Среднее число накопленных лет образования на одного занятого Средняя величина специального стажа, (лет) Обучение на профессиональных курсах

Доля работников, когда-либо обучавшихся на курсах,% Обучавшиеся на курсах в предыдущем году, усредненные оценки за 2001-2008 гг.

Доля, % Продолж., дней

Руководители всех уровней 14,4 8,1 21,5 8,1 23,7

Специалисты высшего уровня квалификации 15,4 9,7 13,3 13,9 35,6

Специалисты среднего уровня квалификации 14,0 6,8 18,4 9,7 37,3

Служащие: конторские и по обслуживанию клиентов 13,1 6,7 19,6 5,6 42,6

Работники сферы обслуживания 12,3 4,5 24,0 4,9 40.9

Квалифицированные работники с/х 11,8 10,4 * * *

Квалифицированные рабочие 12,0 6,6 24,0 4,5 38,4

Низкоквалифицированные рабочие 11,5 7,2 39,9 4,6 43,0

Неквалифицированные рабочие 11,4 4,5 22,1 2,1 42,4

* Данные не включены из-за малого числа наблюдений.

работают над повышением образования, развитием умственных способностей. Среди руководителей разного уровня данный показатель составляет 56 %, конторских служащих — 40,5, тогда как среди работников сферы обслуживания — только 33,7, квалифицированных рабочих — 30 %. И еще меньше среди низкоквалифицированных и неквалифицированных рабочих (соответственно 24,5 и 22 %).

По данным анализа, лишь небольшая часть специалистов считают, что тратят на учебу и самообразование недостаточно (соответственно 18 и 12,8 %) или слишком много (2,2 и 1,4 %) времени. При этом 41,5 % специалистов высшей квалификации и 29,2 % среднего уровня хотели бы больше заниматься совершенствованием своих знаний. Необходимым условием реализации такого желания является сохранение прежнего до-

хода от работы. Лишь 8,7 % специалистов высшей квалификации и 6,1 % среднего уровня готовы пожертвовать частью своего дохода для того, чтобы оплатить учебу и самообразование. Большинство из них стремятся использовать любую возможность для совершенствования общих и профессиональных знаний, навыков и умений.

Среди причин неготовности повышать затраты на учебу и самообразование специалисты высшей квалификации чаще называют отсутствие возможностей в силу сложных семейных обстоятельств, плохого здоровья и т. д. (44,2 против 38,1 %), тогда как специалисты среднего уровня — дефицит времени для других важных занятий или отдыха (52 против 49,1 %). В целом ценность отдыха для специалистов довольно велика, хотя это далеко не главный приоритет. Свыше половины опрошенных специалистов (соответственно 53,9 и 55,9 %) считают, что имеют достаточно времени для отдыха и любимых занятий. Но в то же время подавляющее большинство из них (соответственно 86,9 и 81,3 %) хотели бы увеличить его.

После 2000 г. среди специалистов высшего уровня квалификации ежегодно различными формами дополнительного образования был охвачен приблизительно каждый седьмой, среднего уровня — каждый десятый работник. При этом как минимум в трети случаев обучение на профессиональных курсах осуществлялось на основе самофинансирования, что свидетельствует о довольно высокой обучаемости этих работников. Характерно, что повышение знаний и квалификации благоприятно сказывается на траекториях профессиональной мобильности специалистов высшей квалификации, тогда как в группе специалистов среднего уровня квалификации подобная тенденция не обнаруживается [12].

Модернизация предполагает прорыв в секторах экономики, которые определяют будущее страны, что, естественно, не может быть осуществлено без подготовки новых специалистов. Но проблема не столько в нехватке кадров, сколько в их недостаточной квалификации. Нынешняя система переподготовки специалистов, ориентированная в большей мере не на инновационные, наукоемкие профессии, а на традиционные сектора, не соответствует задачам модернизации. Несмотря на динамичное развитие частного сектора, преобладающая роль в переподготовке кадров принадлежит государству. Большинство опрошенных специалистов, проходящих переподготовку, работали на государственных предприятиях. Такая система в большей степени предназначена для поддержки безработных, лиц, уволенных с военной службы, но не для стимулирования работников к повышению квалификации, освоению инновационных технологий. Она малопривлекательна для квалифицированных специалистов, что является одной из причин переизбытка

на рынке труда отдельных категорий специалистов с высшим образованием — юристов, инженеров, психологов, учителей.

Многие российские компании, не желая нести расходы на переподготовку сотрудников и не имея четкой системы их продвижения, стремятся нанимать квалифицированных специалистов со стороны. В условиях кризиса расходы на обучение сотрудников и другие инвестиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу, сведены предприятиями к минимуму. В крайне трудном положении оказываются молодые специалисты, которым сложно конкурировать с теми, кто уже имеет опыт работы по специальности. Уровень их профессиональной подготовки снижается. Учреждения профессионального образования дают преимущественно теоретическую подготовку, но не вооружают будущих специалистов знаниями и навыками, необходимыми на производстве. Среди специалистов высшего уровня квалификации бесполезными считают приобретенные ими знания и навыки 7,2 % респондентов, тогда как среди специалистов среднего уровня — 16,3 %. Самые низкие оценки принадлежат молодым людям в возрасте от 20 до 29 лет, т. е. недавним выпускникам. При этом специалисты со средним профессиональным образованием оценивают их полезность гораздо ниже, чем специалисты с высшим образованием.

Специалисты высшего уровня квалификации в наибольшей степени удовлетворены накопленным ими человеческим капиталом. Подавляющее большинство работников данной категории считают полезными знания и навыки, полученные ими во время обучения (57,4 % — очень полезными и 35,4 % — довольно полезными). Что касается специалистов среднего уровня квалификации, то по аналогичной оценке (42,8 % — очень полезные, 41 % — довольно полезные) они уступают только руководителям (соответственно 43,4 и 44,2 % ). Большинство специалистов высшего и среднего уровней удовлетворены тем, как используются их профессиональные знания и опыт (95,1 и 85,4 %). При этом часть из них ощущает недостаток (соответственно 12,7 и 19,7 % ) или избыток (7,6 и 21,4 %) профессионального образования. Однако в сравнении с другими профессионально-квалифицированными группами эти показатели оказываются обычно ниже.

За годы реформ произошли существенные сдвиги в оценке специалистами уровня своего профессионального мастерства (рис. 1). В частности, существенно выросла доля респондентов, располагающихся, по самооценкам, на высоких 7-й и 8-й ступенях: среди специалистов высшего уровня квалификации с 39 до 47,7 %, среднего — с 34,3 до 37,6 %. Характерно, что этот рост произошел за счет не только сокращения удельного веса лиц, занимающих низкие позиции, но и уменьшения доли респондентов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценивающих уровень своего профессионального мастерства как самый высокий.

а) Специалисты высшего уровня квалификации

25,8

Низшая 2-я ступень 3-я ступень 4-я ступень 5-я ступень 6-я ступень 7-я ступень 8-я ступень Высшая ступень ступень

■ 1996 г. □ 2000 г. □ 2008 г.

б) Специалисты среднего уровня квалификации

20,4 20,5 ^

Низшая 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я 8-я Высшая

ступень ступень ступень ступень ступень ступень ступень ступень ступень

■ 1996 г. □ 2000 г. □ 2008 г.

Рис. 1. Распределение специалистов по ступеням шкалы профессионального мастерства (1996—2008 гг., %)

Несмотря на то, что многие специалисты трудятся на дополнительной работе и имеют ненормированный рабочий день, почти три четверти из них удовлетворены продолжительностью трудового дня и количеством времени, которое они тратят на домашние и семейные дела. При этом примерно один из пяти респондентов выражает недовольство тем, что на зарабатывание денег уходит слишком много времени. Но в то же время около половины опрошенных выражают готовность работать больше, чтобы увеличить свой доход, если появится такая возможность.

Важнейшим показателем готовности специалиста к участию в инновационных процессах является степень освоения им современных

компьютерных технологий, что существенно увеличивает потенциал любого работника, повышает его адаптационные ресурсы, конкурентные позиции на рынке труда. Согласно данным РМЭЗ, в 2008 г. пользовались компьютером 82 % специалистов высшей квалификации и 73,4 % — средней (табл. 5). Признаком более высокого уровня компьютерной грамотности является использование персонального компьютера в производственных и учебных целях. К этой категории работников относятся соответственно 77,2 и 63,7 % специалистов высшей и средней квалификации. Образовавшийся разрыв в показателях свидетельствует о наличии значительного количества специалистов, компьютерные навыки которых остаются невостребованными. Уровень компьютерной грамотности зависит от возраста респондентов: чем моложе специалисты, тем больше среди них и обычных, и продвинутых пользователей компьютеров.

Таблица 5. Доли пользовавшихся компьютерами и Интернетом в последние 12 мес. (2008 г., %)

Группы Пользовавшиеся ПК Пользовавшиеся Интернетом

В любых целях Для работы, учебы В любом месте По месту работы, учебы

Руководители всех уровней 71,6 62,8 48,6 42,4

Специалисты высшего уровня квалификации 82,0 77,2 59,9 51,6

Специалисты среднего уровня квалификации 73,4 63,7 50,0 37,9

Служащие: конторские и по обслуживанию клиентов 68,9 62,5 37,8 24,7

Работники сферы обслуживания 45,8 30,6 23,9 11,5

Квалифицированные работники с/х 29,6 22,2 14,8 7,4

Квалифицированные рабочие 39,1 19,6 21,7 8,5

Низкоквалифицированные рабочие 35,5 14,1 17,3 3,7

Неквалифицированные рабочие 23,5 11,5 11,1 1,9

Способность человека активно участвовать в инновационных процессах зависит также от его умения ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве. Уникальные возможности в получении, обработке и распространении информации предоставляет Интернет. Вместе с тем даже среди специалистов высшего уровня квалификации доля лиц, пользующихся Интернетом, не превышает 60 %, в том числе пользующихся на рабочем месте 52 %. Еще меньше таких работников среди специалистов среднего уровня (соответственно 50 и 37,9 %). По

этим показателям российские специалисты намного уступают западным профессионалам.

Многие специалисты не умеют обращаться с банковскими пластиковыми картами. Такие карты имели только 58,2 % опрошенных. Причем подавляющее большинство пользовались ими только для того, чтобы получать заработную плату, и лишь 15,6 % — чтобы оплачивать товары и услуги. Даже среди специалистов с высшим образованием доля таких продвинутых респондентов составляла 19,6 %.

Особое значение для обогащения и реализации инновационного потенциала приобретает знание специалистами иностранных языков. О владении каким-либо одним из них (помимо языков народов СССР) сообщают менее 30 % опрошенных. Среди специалистов высшей квалификации их доля составляла 35,1 %, среднего — 23,7 %. Чаще всего знание языков согласуется с наличием у респондентов высшего образования (соответственно 42,8 и 33,2 %). Важно отметить, что большинство могут в лучшем случае изъясняться, читать и переводить со словарем. Доля свободно владеющих иностранными языками составила только 3,2 %. Даже в когорте квалифицированных специалистов с высшим образованием такой уровень отмечается у 6 % респондентов.

В России решающим фактором модернизации является «обладающий способностями и волей к инновационной деятельности» индивид, в отличие от наиболее развитых стран, где «сам принцип инноваций вписан в институциональную и культурную, экономическую и политическую системы» [13]. В этой связи особую значимость приобретает наращивание и эффективное использование социального капитала специалистов. Вместе с тем только один из пяти опрошенных специалистов высшего уровня квалификации и один из шести среднего уровня заявляют о полном соответствии своих личностных качеств сложившейся в стране экономической ситуации. Рыночноактивных респондентов, составляющих инновационное ядро специалистов, отличают более высокий уровень образования, профессионализма и обучаемости. Для большинства из них характерны ориентация на индивидуальные достижения, целеустремленность, волевые качества, уверенность в собственных силах. Подавляющее большинство респондентов данной группы убеждены в своей способности успешно преодолевать трудности кризисного периода, проявлять самостоятельность и настойчивость, подчинять обстоятельства своей воле для достижения жизненных целей. Три четверти из них высоко оценивают собственные возможности, уверены в том, что их будущее зависит только от них; две трети убеждены, что всегда могут выполнить задуманное.

Создание в России высокопроизводительной и конкурентоспособной экономики, обладающей высоким инновационным потенциалом, требует формирования такой атмосферы, которая поощряла бы специалистов и других работников к творческой самореализации; создания новых социальных условий, расширяющих возможности для профессионального роста; повышения образования, социальной мобильности. Речь идет о подготовке квалифицированных специалистов с конкретным набором профессиональных и других компетенций, ориентированных на требования, которые предъявляет сегодня инновационная деятельность, о создании для них привлекательных рабочих мест за счет строительства современных предприятий, внедрения наукоемкого производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цвылев Р.И. Информационное общество как перспектива социальной модернизации // Россия в поиске эффективной политики модернизации / отв. ред. О.М. Михайленок. М.: Институт социологии РАН, 2010.

2. Савина М.В. Проблемы формирования главной производительной силы постиндустриальной экономики. М.: Старая Басманная, 2009.

3. Окара А.Н. Креативный класс как партнер государства // НГ-Сценарии. 2009. 22 дек.

4. Абрамов Р.Н., Зудина А.А. Люди XXI как рефлексивные консьюмеры: социологический анализ потребительского потенциала // Практический маркетинг. 2009. № 9.

5. Миклушевский В. Образованная экономика // Прямые инвестиции. 2009.

№ 9.

6. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002. С. 28.

7. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. / под ред. Т. Малеевой. М.: Гендальф, 2003.

8. Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009.

9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.

10. Ульянова Н. Большой провал // Московский бизнес-журнал. 2010. № 7-8.

11. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе материалов Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения). Аналитический отчет. М., 2009.

12. Попова И.П. Дополнительное профессиональное образование в стратегиях работающих специалистов (1995-2005) // Социологические исследования. 2008. № 3.

13. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.