Научная статья на тему 'Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области дополнительного художественного образования'

Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области дополнительного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ADDITIONAL ART EDUCATION / TRAINING / PROFESSIONAL RETRAINING / CULTURAL PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

Дополнительное образование как повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области культуры и художественного образования претерпевает значительные изменения, которые являются следствием введения новых правовых, образовательных и трудовых стандартов. Целью данной статьи является представление современных вызовов и условий, актуальных для реализации дополнительного образования специалистов сферы культуры и искусства, а также художественного образования. Региональные стратегические ориентиры на материально-техническое поддержание учреждений культуры и игнорирование вопросов воспроизводства кадров, крайняя неподготовленность введения профессиональных стандартов в деятельность учреждений культуры, неготовность или нежелание представителей работодателей влиять на содержание дополнительного художественного образования в связи с изменившимися требованиями к квалификации специалистов и т.д. все эти внешние по отношению к дополнительному художественному образованию вызовы тормозят его реализацию. Для устранения названных проблем и насущных вызовов необходимы одновременные шаги всех учреждений и субъектов, включенных в процесс переподготовки и повышения квалификации: четкая формулировка положений в нормативных документах, которая возможна в опоре на утвержденный и принятый Федеральный закон «О культуре»; разработка вузами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере художественного образования, новых образовательных программ, обусловленных интересом молодежи к новым профессиям, таким как арт-оценщик; science-художник; личный тьютор по эстетическому развитию и т.д.; объединение усилий субъектами рынка труда сферы культуры и художественного образования для реализации новой системы и порядка повышения квалификации и переподготовки специалистов в области художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ADDITIONAL ART EDUCATION

Additional education as professional development and professional retraining of specialists in the field of culture and art education is undergoing significant changes, which are the result of the introduction of new legal, educational and labor standards. Regional strategic guidelines for the material and technical support of cultural institutions and ignoring the issues of personnel reproduction, the extreme unpreparedness of the introduction of professional standards in the activities of cultural institutions, the unwillingness or unwillingness of representatives of employers to influence the content of additional art education in connection with the changed requirements for the qualification of specialists, etc. all these external challenges to additional art education hinder its implementation. The purpose of this article is to present modern challenges and conditions relevant for the implementation of additional education of specialists in the field of culture and art, in particular, art education. In order to cope with the described challenges, responsible actions of the subjects of the labor market in the sphere of culture (from ministries to specific schools of arts employers organizations, from universities to students) are necessary, aimed at uniting efforts to develop new content of professional development and retraining of specialists in the field of art education.

Текст научной работы на тему «Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области дополнительного художественного образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.018.46 DOI 10.26170/po19-07-22

ББК Ч404.78 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02

Ахьямова Инна Анатольевна,

доктор педагогических наук, ректор, Екатеринбургская академия современного искусства(институт); 620012, г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3; e-mail: rectorat@eaca.ru

ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:дополнительное художественное образование; повышение квалификации; профессиональная переподготовка; специалисты сферы культуры.

АННОТАЦИЯ. Дополнительное образование как повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области культуры и художественного образования претерпевает значительные изменения, которые являются следствием введения новых правовых, образовательных и трудовых стандартов. Целью данной статьи является представление современных вызовов и условий, актуальных для реализации дополнительного образования специалистов сферы культуры и искусства, а также художественного образования. Региональные стратегические ориентиры на материально-техническое поддержание учреждений культуры и игнорирование вопросов воспроизводства кадров, крайняя неподготовленность введения профессиональных стандартов в деятельность учреждений культуры, неготовность или нежелание представителей работодателей влиять на содержание дополнительного художественного образования в связи с изменившимися требованиями к квалификации специалистов и т.д. — все эти внешние по отношению к дополнительному художественному образованию вызовы тормозят его реализацию. Для устранения названных проблем и насущных вызовов необходимы одновременные шаги всех учреждений и субъектов, включенных в процесс переподготовки и повышения квалификации: четкая формулировка положений в нормативных документах, которая возможна в опоре на утвержденный и принятый Федеральный закон «О культуре»; разработка вузами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере художественного образования, новых образовательных программ, обусловленных интересом молодежи к новым профессиям, таким как арт-оценщик; science-художник; личный тьютор по эстетическому развитию и т.д.; объединение усилий субъектами рынка труда сферы культуры и художественного образования для реализации новой системы и порядка повышения квалификации и переподготовки специалистов в области художественного образования.

Akhiamova Inna Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Rector, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Institute), Ekaterinburg, Russia.

RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ADDITIONAL ART EDUCATION

KEYWORDS: additional art education; training; professional retraining; cultural professionals.

ABSTRACT. Additional education as professional development and professional retraining of specialists in the field of culture and art education is undergoing significant changes, which are the result of the introduction of new legal, educational and labor standards.

Regional strategic guidelines for the material and technical support of cultural institutions and ignoring the issues of personnel reproduction, the extreme unpreparedness of the introduction of professional standards in the activities of cultural institutions, the unwillingness or unwillingness of representatives of employers to influence the content of additional art education in connection with the changed requirements for the qualification of specialists, etc. - all these external challenges to additional art education hinder its implementation.

The purpose of this article is to present modern challenges and conditions relevant for the implementation of additional education of specialists in the field of culture and art, in particular, art education. In order to cope with the described challenges, responsible actions of the subjects of the labor market in the sphere of culture (from ministries to specific schools of arts - employers organizations, from universities to students) are necessary, aimed at uniting efforts to develop new content of professional development and retraining of specialists in the field of art education.

Введение

Основной проблемой для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области художественного образования на уровне вузов в настоящее время стало несоответствие между

© Ахьямова И. А., 2019

традиционным содержанием и качеством подготовки (пере)обучающихся в вузе, с одной стороны, разработанными Министерством труда РФ, и внедряемыми профстан-дартами и запросами рынка труда (работодателей) территории — с другой.

Вопросы профессиональной подготовки и переподготовки в сфере культуры становились предметом анализа в работах отечественных авторов А. Альбова и С. Гузее-вой, Д. Горбачевой и А. Горбачева, И. Игнатовой, В. Введенского, И. Симоновой и др. Авторы широко исследуют проблематику, раскрывая особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях [5], концептуальную модель гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства [1], вопросы формирования их имиджа [19], развития их творческого потенциала [3], информационной компетентности [21]. Тем не менее рассматриваемый нами аспект проблемы является малоизученным для художественного образования, особенно на современном этапе его развития и потому недостаточно описанным в современной литературе.

Методы

Основными применяемыми методами в данном исследовании стали анализ нормативно-правовых источников, а также сравнительный анализ эмпирических данных и включенное наблюдение, содержание которого разработано на определенном теоретическом основании.

Результаты исследования

Екатеринбург традиционно рассматривается в Уральском регионе как центр подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, и в области художественного образования. Если отталкиваться от формальных количественных показателей -числа учебных заведений, программ по направлениям сферы культуры, наборов на основные и дополнительные образовательные программы, то можно прийти к выводу о том, что с образованием в области культуры и искусства в Свердловской области в последние десятилетия дело обстоит как нельзя лучше.

Так, в течение последних сорока лет число учебных заведений, реализующих программы по направлениям, связанным с художественным образованием, в Екатеринбурге возрастало. Количество вузов, реализующих программы в сфере культуры и искусства, за это время удвоилось (с пяти до десяти), колледжей - почти утроилось (с пяти до четырнадцати). Увеличилось и число программ, нацеленных на подготовку специалистов в сфере художественного образования. Подготовкой и переподготовкой специалистов занимались вузы культуры и гуманитарные вузы Екатеринбурга различных форм собственности - от государственной до частной, а также непрофильные вузы. Музыкантов-исполнителей готовит

Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, актерско-режиссерское образование осуществляет Екатеринбургский государственный театральный институт, культурологи и искусствоведы выходят из стен Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, педагоги-музыканты и педагоги-художники — Уральского государственного педагогического университета. Муниципальный вуз - Екатеринбургская академия современного искусства реализует уникальные программы: визуальные коммуникации, журналистика и связи с общественностью в области культуры, технологии управления в сфере культуры, цифровое искусство и др. [25]. Разнообразные программы по дизайну пользуются большой популярностью в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, по хореографии — в Гуманитарном университете и т.д. Вузы, специализирующиеся на других отраслях, также ведут подготовку разного рода специалистов для социально-культурной сферы (Уральский государственный аграрный университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный горный университет и др.).

Тем не менее на сегодняшний день и система, и процесс повышения квалификации и переподготовки специалистов в области художественного образования не выглядят оптимистично. В настоящей статье представлены современные вызовы в дополнительном образовании специалистов в области художественного образования для вузов, осуществляющих эту деятельность.

В статье под вызовами будут пониматься не просто проблемы, с которыми организация высшего образования сталкивается в процессе дополнительного образования таких специалистов, а, в первую очередь, факторы внешнего влияния, дискуссионные вопросы, на которые субъектам культуры и обществу в целом предстоит дать осмысленный и организованный ответ, рассматривая их как стимулы для развития общественных процессов [22].

Мы живем и действуем в условиях, когда продолжает нарастать скорость социальных изменений, повышаются риски неопределенности, а достижения, в том числе достижения культуры и искусства, — мгновенно распространяются и усваиваются в мире. Когда экономика все больше зависит от нематериального производства, репута-ционная роль символического капитала расширяется: он теперь отвечает за производство и продажу символов, капитализи-

руя саму культуру. Налицо всеобщая им-мерсивность, вовлеченность, вживаемость, стирание границ в культуре. Подтверждением становятся иммерсивные театральные постановки или стриминговое вещание, позволяющее насладиться, к примеру, звучанием живого оркестра и почувствовать себя в концертном зале.

Очевидно, что подготовка и переподготовка специалистов сферы культуры и художественного образования в широком смысле является фундаментом производства и воспроизводства культурного общества, и подразумевает: внятную культурную политику государства; наряду с производством «культурной памяти», ее фиксацию, хранение и актуальную интерпретацию; гипотезы о будущем. На протяжении последних трех десятилетий мы наблюдаем, какие сильные изменения претерпевает каждое из этих оснований подготовки специалистов в области художественного образования.

Культурная политика государства, в первую очередь, выражается в нормативных основаниях и стратегических ориентирах — от Основ законодательства РФ о культуре, Основ и Стратегии государственной культурной политики до региональных и, соответственно, муниципальных стратегий развития [7-10; 12-17; 20]. В качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. [14]. В результате многочисленных правок «Основы законодательства о культуре сегодня носят исключительно декларативный характер и фактически ничего не регулируют» [4, с. 34]. Новый Федеральный закон «О культуре», отвечающий актуальным общественно-политическим и социально-экономическим реалиям, не принят, а значит, до сих пор понятно и ясно не определены место и роль культуры в государственном устройстве и жизни общества — так, чтобы на эти основания можно было официально и формально опираться.

Наиболее конкретизированными федеральными и региональными стратегическими ориентирами в области культуры на ближайшие пять лет являются три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура», по аналогии с которыми в Свердловской области разработаны три региональных проекта: «Обеспечение качества нового уровня развития инфраструктуры» («Культурная среда»); «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»); «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифро-

вая культура») [15; 16; 17].

Целями представленных региональных проектов стали количественные показатели вовлеченности в культурную деятельность граждан, обращений их к цифровым ресурсам культуры и обеспеченности их условиями доступности к лучшим образцам культуры. К сожалению, разработанные проекты, хотя и обозначают необходимость повышения квалификации специалистов, в целом не ориентируют на их воспроизводство в сфере культуры Свердловской области. Ограниченность культурной политики в регионе проявляется здесь в том, что происходит замыкание, в основном, на решении материально-технических проблем. Это приводит, по сути, к «латанию дыр», не ускоряя развития сферы, тесно сопряженного с востребованностью подготовки, получаемой специалистами в области культуры.

К внешним факторам, которые призваны, по-видимому, упорядочить работу по (пере)подготовке специалистов в сфере культуры, можно отнести введение Министерством труда РФ профессиональных стандартов. В области искусства и культуры это:

04.001 Продюсер в области кинематографии;

04.002 Специалист по техническим процессам художественной деятельности;

04.003 Хранитель музейных ценностей;

04.004 Специалист по учету музейных предметов;

04.005 Экскурсовод (гид);

04.006 Специалист по подготовке к производству анимационного кино;

04.007 Специалист по визуализации в анимационном кино;

04.008 Художник-аниматор [18].

Мало того, что их крайне недостаточно.

Но и имеющиеся на сегодня профстандарты не только не облегчают процесс определения содержания образования специалистов в ходе повышения их квалификации и переподготовки, но запутывают и образовательные организации, и работодателей. Сама их структура, сложная для восприятия в сравнении с квалификационными характеристиками, по-прежнему действующего Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, рекомендованного Министерством труда РФ для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров [6], несоотнесенность некоторых стандартов между собой и с жизнью не всегда позволяет внятно и компетентно ими

воспользоваться и улучшить ситуацию подготовки будущих специалистов. Но главным вызовом стало то, что ориентация Министерства культуры РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ на профстандарты начала реализовываться раньше, чем они созданы Министерством труда РФ в достаточном для работы с ними объеме.

Министерством труда РФ предполагалось, что профстандарты будут соотнесены с актуальными запросами, новыми профессиями в противовес устаревшим. К сожалению, новые профессии в разделе «Культура, искусство» Атласа новых профессий определены весьма далеко от названий, фигурирующих в профстандартах того же направления [2]. Это: арт-оценщик; заепсе-художник; личный тьютор по эстетическому развитию; тренер творческих состояний; куратор творческого коллектива.

Новые профессии, судя по названиям, настраивают на ведение и сопровождение процессов самореализации личности и аудитории в- и через искусство, творчество. В противовес, приведенные ранее проф-стандарты нацелены, в большинстве случаев, на ремесленную деятельность. В этом также скрывается вызов не только для дополнительного образования специалистов в области художественного образования, но и подготовки специалистов сферы культуры в целом. Так сегодня мечта специалистов и педагогов сферы культуры о новой культурной реальности и профессионалах мирового уровня разбивается о нормативную, правовую рассогласованность.

Есть и другие внешние вызовы для тех, кто реализует художественное образование и повышает квалификацию в этой области. Речь идет о межпоколенном разрыве, усугубленном цифровизацией. Обучаться приходит человек, рожденный на стыке веков или даже в XXI веке, с иной системой ценностей, моральных и этических принципов, другим восприятием действительности. Эти представители поколений «миллениумов» и другие — не плохие или хорошие, просто с иным набором качеств. Зачастую гиперосведомленные, многозадачные и с большим желанием самореализации, но дезориентированные на уровне персональных ценностей, образа себя и мира, нетерпеливые, технологически зависимые [11; 23; 24]. Для старшего поколения, к которому в основном относятся преподаватели вузов, обеспечивающие их переподготовку и повышение квалификации, само поколение Z есть вызов, как и их обучение.

Современный рынок труда, на который при подготовке и переподготовке специалистов художественного образования вузы

должны ориентироваться, не отличается активностью в отношении обратной связи с этими вузами. Отчасти потому, что в нем недостает понимания необходимого количества переобученных или повысивших квалификацию специалистов и возможностей современных вузов, обеспечивающих такое образование. Не определены работодателями и не известны вузам цифры, ха-растеризующие рынок труда и востребованность на нем специалистов в области художественного образования. Вузы недополучают социального заказа и не могут продуктивно отреагировать на изменения рыночной среды. Определенно, отсутствие организованного взаимодействия вузов и рынка труда есть еще один сложнейший для преодоления актуальный вызов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос возросшей ответственности вузов в плане корректировки образовательных программ в области художественного образования и доведения их до соответствия требований работодателя. Вызов испытывают не только вузы в непростом процессе поиска и взаимодействия с готовыми серьезно сотрудничать работодателями. Но и представителям работодателя, которых вуз привлекает для корректировки содержания дополнительных образовательных программ в области художественного образования, бывает трудно. Ведь им нужно понять язык трудовых функций, которыми расцвечен профессиональный стандарт. Еще труднее перевести на него мысли и опыт зрелого, умного и современного заказчика — представителя школы искусств, например, заключив их в формализованные тексты.

Заключение. Существующая потребность художественного образования в дополнительном образовании специалистов не удовлетворяется в полной мере по нескольким веским основаниям. Ответом на нагромождающиеся друг на друга вызовы, усиливающие трудности повышения квалификации и переподготовки специалистов в области художественного образования в перспективе должны стать несколько одновременных шагов. Во-первых, осознание реальности административными и властными структурами и внятное формулирование гипотез, идей, ценностей и целей в основных нормативных документах (в первую очередь, принятие Федерального закона «О культуре»); во-вторых, филигранная работа вузов по созданию содержания новых программ, в том числе дополнительного образования, и введению в жизнь новых, необходимых завтра сфере культуры и искусства профессий; в-третьих, ответственное действие на опережение и объединение усилий субъектами рынка труда сферы культуры (от мини-

стерств до конкретных школ искусств — ор- порядка повышения квалификации и пере-

ганизаций-работодателей, от вузов до обу- подготовки специалистов в области художе-

чающихся) для реализации новой системы и ственного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбов А. П., Гузеева С. В. Концептуальная модель гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства [Электронныйресурс] // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 4 (129). — С. 28-32. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id= 35420939 (дата обращения: 23.04.2019).

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения: 23.04.2019).

3. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождения практики в учреждениях культуры: библиотеках, клубах, домах культуры [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 12. — С. 208-210. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuzov-kultury-i-iskusstv-v-protsess e-prohozhdeniya-praktiki-v-uchrezhdeniyah-kultury (дата обращения: 23.04.2019).

4. Иваненко И. Н., Пронин А. А., Чуева А. С. Правовые основы государственного и муниципального управления : коллект. Монография. — Махачкала : Инноватика, 2015. — 136 с.

5. Игнатова И. Б., Введенский В. Н. Особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. — 2011. — № 12. — С. 9-14. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-podgotovki-hudozhestvennoy-intelligentsii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 23.04.2019).

6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: [утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37]. — М. : Минтруд РФ, 1998.

7. Концепция проекта Федерального Закона «О культуре» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/press/current/kontseptsiya_proekta_federalnogo_zakona_o_kulture/ (дата обращения: 22.04.2019).

8. Национальный проект «Культура»: [утв. 24.12.2018 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mkso.ru/nproekt/nkult (дата обращения: 23.04.2019).

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 / / Российская газета. — 2018. — 9 мая.

10. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zsso.ru/upload/site1/document_ file/POIuqtTKRT.pdf (дата обращения: 22.04.2019).

11. О чем думает поколение Z [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ipr.by/pr_market_ news/o-chem-dumaet-pokolenie-z/ (дата обращения: 22.04.2019).

12. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 11. — Ст. 1552.

13. Основы государственной культурной политики: [утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808] // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 52 (ч. I). — Ст. 7753.

14. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: [утв. Верх. Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1] // Российская газета. — 1992. — 17 нояб.

15. Паспорт регионального проекта «Обеспечение качества нового уровня развития инфраструктуры» («Культурная среда») (Свердловская область) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //docviewer.yandex.ru/view/13259475/ (дата обращения: 22.04.2019).

16. Паспорт регионального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») (Свердловская область) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/13259475/ (дата обращения: 22.04.2019).

17. Паспорт регионального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифровая культура») (Свердловская область) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/13259475/ (дата обращения: 22.04.2019).

18. Профессиональные стандарты. Профстандарты, включенные в реестр Минтруда РФ на 2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/04-kultura-iskusstvo.html (дата обращения: 23.04.2019).

19. Симонова И. Ф. Формирование имиджа специалиста социокультурной сферы в культурно-образовательном пространстве вуза [Электронный ресурс] : автореферат дис. ...канд. пед. наук. — Режим доступа: http: //irbis.gnpbu.ru/Aref_2014/Simonova_I_F.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

20. Тагильцева Н. Г. Современные проблемы художественного образования детей в Свердловской области // Педагогика искусства. — 2011.— № 2. — С. 1-9.

21. Тагильцева Н. Г., Присяжная Е. А. Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016.— № 6. — С. 12-16.

22. Тойнби А., Хантингтон С. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. — М. : Алгоритм, 2016. — 286 с.

23. Тоффлер Э. Шок будущего. — М. : АСТ, 2008. — 557 с.

24. Ульянова Ю. Новые люди, новые коммуникации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slideshare.net/raso_pr/ss-56268764 (дата обращения: 02.11.2016).

25. Akhyamova I. A., Mitrofanova K. A., Pronin A. A. Academic Leadership as a Goal for Municipal University Development // Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education: 2017 Prague Institute for Qualification Enhancement (PRIZK) and International Research Centre (IRC) "Scientific Cooperation" International Conference. Gmb: Springer-Verlag Heidelberg, 2018. — P. 405-411.

REFERENCES

1. Al'bov A. P., Guzeeva S. V. Kontseptual'naya model' gumanitarizatsii professional'noy podgotovki bu-dushchikh spetsialistov v sfere kul'tury i iskusstva [Elektronnyyresurs] // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2018. — № 4 (129). — S. 28-32. — Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=35420939 (data obrash-cheniya: 23.04.2019).

2. Atlas novykh professiy [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://atlas100.ru (data obrashcheniya: 23.04.2019).

3. Gorbachev A. A., Gorbacheva D. A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala studentov vuzov kul'tury i iskusstv v protsesse prokhozhdeniya praktiki v uchrezhdeniyakh kul'tury: bibliotekakh, klu-bakh, domakh kul'tury [Elektronnyy resurs] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2012. — № 12. — S. 208-210. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuzov-kultury-i-iskusstv-v-protsess e-prohozhdeniya-praktiki-v-uchrezhdeniyah-kultury (data obrashcheniya: 23.04.2019).

4. Ivanenko I. N., Pronin A. A., Chueva A. S. Pravovye osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniya : kollekt. Monografiya. — Makhachkala : Innovatika, 2015. — 136 s.

5. Ignatova I. B., Vvedenskiy V. N. Osobennosti podgotovki khudozhestvennoy intelligentsii v sovremen-nykh usloviyakh [Elektronnyy resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2011. — № 12. — S. 9-14. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-podgotovki-hudozhestvennoy-intelligentsii-v-sovremennyh-usloviyah (data obrashcheniya: 23.04.2019).

6. Kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i drugikh sluzhashchikh: [utv. Postanovleniem Mintruda Rossii ot 21.08.1998 № 37]. — M. : Mintrud RF, 1998.

7. Kontseptsiya proekta Federal'nogo Zakona «O kul'ture» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.mkrf.ru/press/current/kontseptsiya_proekta_federalnogo_zakona_o_kulture/ (data obrashcheni-ya: 22.04.2019).

8. Natsional'nyy proekt «Kul'tura»: [utv. 24.12.2018 g.] [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://mkso.ru/nproekt/nkult (data obrashcheniya: 23.04.2019).

9. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 / / Rossiyskaya gazeta. — 2018. — 9 maya.

10. O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016-2030 gody: Zakon Sverd-lovskoy oblasti [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/ POIuqtTKRT.pdf (data obrashcheniya: 22.04.2019).

11. O chem dumaet pokolenie Z [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://ipr.by/pr_market_news/o-chem-dumaet-pokolenie-z/ (data obrashcheniya: 22.04.2019).

12. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.02.2016 № 326-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2016. — № 11. — St. 1552.

13. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki: [utv. Ukazom Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808] // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2014. — № 52 (ch. I). — St. 7753.

14. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture: [utv. Verkh. Sovetom RF 09.10.1992 № 36121] // Rossiyskaya gazeta. — 1992. — 17 noyab.

15. Pasport regional'nogo proekta «Obespechenie kachestva novogo urovnya razvitiya infrastruktury» («Kul'turnaya sreda») (Sverdlovskaya oblast') [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docviewer. yandex.ru/view/13259475/ (data obrashcheniya: 22.04.2019).

16. Pasport regional'nogo proekta «Sozdanie usloviy dlya realizatsii tvorcheskogo potentsiala natsii» («Tvorcheskie lyudi») (Sverdlovskaya oblast') [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docviewer. yandex.ru/view/13259475/ (data obrashcheniya: 22.04.2019).

17. Pasport regional'nogo proekta «Tsifrovizatsiya uslug i formirovanie informatsionnogo prostranstva v sfere kul'tury» («Tsifrovaya kul'tura») (Sverdlovskaya oblast') [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docviewer.yandex.ru/view/13259475/ (data obrashche-niya: 22.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Professional'nye standarty. Profstandarty, vklyuchennye v reestr Mintruda RF na 2019 g. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://classinform.ru/profstandarty/04-kultura-iskusstvo.html (data obrashcheni-ya: 23.04.2019).

19. Simonova I. F. Formirovanie imidzha spetsialista sotsiokul'turnoy sfery v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve vuza [Elektronnyy resurs] : avtoreferat dis. ...kand. ped. nauk. — Rezhim dostupa: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2014/Simonova_I_F.pdf (data obrashcheniya: 23.04.2019).

20. Tagil'tseva N. G. Sovremennye problemy khudozhestvennogo obrazovaniya detey v Sverdlovskoy oblas-ti // Pedagogika iskusstva. — 2011.— № 2. — S. 1-9.

21. Tagil'tseva N. G., Prisyazhnaya E. A. Informatsionnye tekhnologii v professional'noy deyatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya // Munitsipal'noe obrazovanie: innova-tsii i eksperiment. — 2016.— № 6. — S. 12-16.

22. Toynbi A., Khantington S. Vyzovy i otvety. Kak gibnut tsivilizatsii. — M. : Algoritm, 2016. — 286 s.

23. Toffler E. Shok budushchego. — M. : AST, 2008. — 557 s.

24. Ul'yanova Yu. Novye lyudi, novye kommunikatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dos-tupa: http: //www.slideshare.net/raso_pr/ss-56268764 (data obrashcheniya: 02.11.2016).

25. Akhyamova I. A., Mitrofanova K. A., Pronin A. A. Academic Leadership as a Goal for Municipal University Development // Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education: 2017 Prague Institute for Qualification Enhancement (PRIZK) and International Research Centre (IRC) "Scientific Cooperation" International Conference. Gmb: Springer-Verlag Heidelberg, 2018. — P. 405-411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.