ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2007 История и политология Выпуск 3(8)
ПЕРЕПИСКА ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II С ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ КОНСТАНТИНОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
Г.Н. Плотникова
Пермский государственный университет, 614990, г.Пермь, ул. Букирева, 15
Показывается, что письма, которыми обменивались император Александр II и его брат великий князь Константин Николаевич в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. в России, являются уникальным историческим источником, позволяющим выявить степень участия братьев в этом процессе, проследить эволюцию их взглядов на крестьянский вопрос, выделить основные этапы готовящейся реформы и т.д.
Реформа 1861 г. явилась переломным моментом в истории России. Современники назвали ее Великой, подчеркнув таким образом значимость этого события. Реформа позволила снять крепостные «наручники» с двадцати трех миллионов крестьян и открыть путь для модернизации страны.
Для решения крестьянского вопроса в самодержавной России определяющее значение имела позиция императора. Александр II взошел на престол в тридцать шесть лет, т. е. уже сложившимся человеком. Ему никогда не были присущи либеральные взгляды. Более того, когда Николай I привлекал цесаревича к участию в деятельности Секретного комитета по крестьянскому вопросу, Александр Николаевич зарекомендовал себя ярым крепостником. Однако под влиянием поражения России в Крымской войне, подъема общественного движения в стране и опасения новой «пугачевщины» Александр II сумел осознать необходимость отмены крепостного права как важнейшую государственную задачу и, преодолев мощное сопротивление подавляющего большинства помещиков-крепостников, настоял на проведении реформы. Его ближайшими помощниками в деле освобождения крестьян стали младший брат великий князь Константин Николаевич и любимая тетушка великая княгиня Елена Павловна. Они являлись убежденными сторонниками освобождения крестьян и подталкивали правящую верхушку и самого императора к конкретным действиям, личным примером доказывая необходимость крестьянской реформы. Так, великая княгиня Елена Павловна освободила своих крестьян в имении Карловка Полтавской губернии намного раньше, чем была проведена крестьянская реформа в стране.
Среди многочисленных источников по данному вопросу особого внимания заслуживает эпистолярное наследие, главным образом переписка Александра II и его младшего брата Константина, впервые полностью опубликованная в 1994 г. Л.Г. Захаровой и Л.И. Тетюнник1. В издании представлена переписка братьев именно в период подготовки крестьянской реформы (1857 -1861 гг.). Всего опубликовано 70 писем, из которых 27 принадлежит императору Александру II и 43 - великому князю Константину Николаевичу. Письма доверительные, душевные, теплые, что является свидетельством близких родственных отношений между братьями. Письма содержат богатейший материал по истории России того времени -отражают как частные семейные, так и важнейшие международные события. Бросается в глаза увлеченность братьев событиями внешней политики, которые оба корреспондента называют «политическими». По всей видимости, это вызвано стремлением «восстановить престиж России в Европе после поражения в Крымской войне, выйти из изоляции, добиться благополучия и процветания «дорогой нашей России»2. Обилие сведений о международных событиях особенно поражает при сравнении с количеством информации о предстоящей реформе. Братья упоминают о ней лишь в 12 письмах из 70. Это свидетельствует о том, что обоих Романовых волновало положение России в мире, порой даже больше, чем ситуация внутри страны.
Скорей всего, именно желание восстановить престиж России на международной арене обусловило необходимость кардинальных внутренних преобразований. Поэтому даже скупые сообщения о предстоя-
© Г.Н.Плотникова, 2007
щей крестьянской реформе позволяют полнее восстановить этот процесс, проследить эволюцию взглядов его участников на крестьянский вопрос, выявить степень их участия.
Об отношении простого народа и дворян к предстоящей реформе Александр II впервые написал брату в августе 1858 г., когда совершал путешествие по центральным губерниям страны: «Нас повсюду принимают с невыразимым радушием, доходящим иногда, можно сказать, до безумия, в особенности в Ярославле и здесь (в Костроме), так что страшно показываться на улице. Из всего, что я слышу, народ везде спокоен, а дворянство, я надеюсь, после того, что оно от меня самого слышало3, примется за дело с усердием, - так что с Божьею помощью можно надеяться, что все будет хорошо»4.
Из этого письма видно, что Александр II пытался убедить дворян в необходимости отмены крепостного права и надеялся на проявление инициативы с их стороны. В этот период (1856 - 1858 гг.) император являлся сторонником постепенного и безземельного освобождения крестьян («остзейского» варианта). Отвечая на это письмо 19 августа 1858 г., великий князь Константин Николаевич подбадривал брата: «Слава Богу, наш народ в своей привязанности к своему Белому царю не меняется, а в тебе, дорогой Саша, он еще видит того, который зачал великое дело преобразования крепостного права!»5. В письме от 30 августа 1858 г. Константин Николаевич продолжил эту тему: «Да благословит тебя господь Бог и да даст тебе силы продолжать подвизаться на трудном твоем поприще и да даст тебе успех во всех твоих зачинаниях. Ты знаешь и не сомневаешься, что я это желаю от чистого сердца и что никто более меня не радуется твоим успехам и не готов тебе помогать всеми силами»6. На это Александр II ответил брату в письме от 9 сентября 1858 г.: «Ты знаешь, что никто более меня не любит тебя и не умеет ценить и отдавать справедливость твоему усердию, как по морской части, так и по таким делам государственным, в которых я, по доверию моему к тебе, сделал тебя участником, и потому еще раз искреннее и сердечное спасибо за все»7. В ноябре 1858 г. Александр II писал брату: «По внутренним делам все благодаря Бога идет тихо, но деятельно. В Совете министров решено
много дел весьма важных, равно как и по крестьянскому комитету, положены главные основания для рассмотрения губернских положений. Все единогласно решили не обнародовать их отдельно, а подождать, пока все не будут разработаны... По моему расчету дело это прежде года не может быть окончено, следовательно, ты еще поспеешь сюда к окончательному обсуждению сего важного вопроса. Дай Бог, чтобы он был разрешен. без всяких потрясений и внутренних смут»8. Из письма следует, что осенью 1858 г. император изменил свою позицию по крестьянскому вопросу - стал сторонником одновременного освобождения крестьян и отказался от идеи принятия отдельных положений для каждой губернии. Это произошло под влиянием крестьянских выступлений в Эстлян-дии весной 1858 г., а также благодаря расширению и либерализации правительственной программы.
В декабре 1858 г. великий князь Константин Николаевич как наместник Царства Польского встречался в Варшаве с принцем Наполеоном. Последний проявил большой интерес к ходу крестьянской реформы в России и «высказал даже мысль, что не будет ли полезна у нас война для того, чтобы дать другое направление народным страстям, будто бы возбужденным у нас крестьянским вопросом»9. Автор письма заключает: «Мне нетрудно было его в этом разуверить»10. Это свидетельствует о том, что готовящаяся реформа в России вызвала огромный интерес правящих кругов в Европе и была поддержана ими.
В конце декабря 1858 г. Александр II делился с братом трудностями в деле освобождения крестьян: «Здесь трудимся и работаем, но, к сожалению, многое еще не так идет, как я того желал, в особенности по губернским комитетам, из которых большая часть просто срамят себя. Несмотря, однако, на все дрязги, надеюсь, с Божьей помощью, что дело пойдет на лад»11. В письме речь идет о деятельности дворянских комитетов, созданных в 46 губерниях после публикации рескриптов Александра II. В губернских комитетах сразу же развернулась ожесточенная борьба вокруг основных вопросов крестьянской реформы: о земле, выкупе, правовом положении крестьян, привилегиях помещиков и т.д. Эта борьба привела к расколу комитетов на фракции большинства (крепо-
Переписка императора Александра II
стников) и либерального меньшинства.
В письме от 12 января 1859 г. великий князь Константин Николаевич уверял брата в важности его начинаний, всячески подбадривал и заверял в своей поддержке: «Разумеется, дело не обойдется без частных неудач и без борьбы, но я знаю, что это тебя не остановит, точно так же, как ты знаешь, что имеешь во мне своего самого верного слугу, который близко ли, далеко ли всегда готов тебе служить с самою полною ревностию, до последних дней жизни, до последней капли крови»12.
В начале февраля 1859 г. император сообщил брату о деятельности Главного комитета по крестьянскому делу и рассмотрении в нем первых проектов губернских дворянских комитетов, а также о серьезных финансовых трудностях: «Всего более занимает нас финансовый вопрос, без которого, как ныне все убедились, невозможно дела ре-
13
шить» .
В другом письме, датированном 21 февраля 1859 г., Александр II рассказал брату о составлении «второстепенной» комиссии под председательством Ростовцева14. Речь шла о создании Редакционных комиссий во главе с Я.И. Ростовцевым, куда вошли 17 представителей министерств и ведомств и 21 член-эксперт из местных помещиков или ученых-специалистов. Именно Редакционные комиссии выработали новый, либеральный вариант одновременного освобождения крестьян с землей за выкуп. Примечательно, что император назвал в письме к брату комиссию «второстепенной». По всей видимости, на первых порах Александр II рассматривал Редакционные комиссии как своеобразную подкомиссию Главного комитета, «рабочий орган» и не придавал их деятельности решающего значения в деле освобождения крестьян. Возможно, его пугал либеральный состав этого учреждения, «мозговым центром» которого стал Н.А. Милютин.
В марте того же года великий князь Константин Николаевич убеждал своего брата в правильности его решения: «С удовольствием увидел я его (Ростовцева) теперешнее направление мыслей. Мне кажется, что он находится на истинной и правой дороге, которая нас приведет к благополучному разрешению этого жизненного для России вопроса. Мне все кажется, что он иначе разрешиться не может, как выкупом позе-
мельной собственности при помощи и гарантии правительства. Дай Бог тебе в этом успеха, дорогой мой Саша, это будет чудная страница в русской истории»15. На это Александр II отвечал брату 17 марта 1859 г.: «Крестьянское дело подвигается деятельно, благодаря особой Редакционной комиссии под председательством Ростовцева. Крику против нее много, как обыкновенно, но надеюсь, с Божьей помощью, что дело пойдет на лад»16.
Действительно, в условиях ожесточенной борьбы члены Редакционных комиссий выполнили свою историческую миссию и менее чем за два года плодотворной деятельности разработали основные документы крестьянской реформы. Вслед за этим осенью 1860 г. произошло окончательное обсуждение реформы в Государственном совете и Главном комитете по крестьянскому делу, который по просьбе императора возглавил великий князь Константин Николаевич. В письме от 10 октября 1860 г. он сообщал Александру II: «Ты знаешь, что я этой должности не искал, а принял ее по твоему желанию»17. Константин Николаевич оправдал надежды брата. В острейшей борьбе с крепостниками ему удалось отстоять в целом либеральный проект отмены крепостного права, подготовленный членами Редакционных комиссий. Проекты последних в основном не были пересмотрены. Однако размеры земельных наделов были урезаны примерно на 20 %, объем повинностей увеличен, отчего возросла стоимость выкупного платежа.
Последнее письмо Александра II брату было написано в ноябре 1861 г., т.е. после публикации основных документов крестьянской реформы. В нем император сообщал брату о том, что «зародыши зла неоспоримо существуют и пустили даже довольно глубокие корни»18, но он надеется, что «Бог благословит нас идти мирным путем для блага дорогой нашей России»19. Из письма видно, что император уловил усиление радикальных настроений в обществе и недовольства крестьян результатами реформы. Видны самодержавная настороженность и желание поскорее «успокоить» общественное мнение.
Таким образом, переписка императора Александра II и Константина Николаевича представляет для исследователей значитель-
ный интерес. Письма 1857 - 1861 гг. являются уникальным историческим источником изучения подготовки крестьянской реформы в России. Они позволяют установить степень причастности императора и его брата к подготовке реформы, проследить эволюцию взглядов Александра II по крестьянскому вопросу (от предложения безземельного и постепенного варианта к признанию необходимости наделения крестьян землей за выкуп в виде единовременного акта), выделить основные этапы подготовки реформы, определить роль великого князя Константина Николаевича в принятии основных документов реформы.
Крестьянская реформа 1861 г. в России явилась величайшим компромиссом, предопределенным исторической реальностью. Ход исторического развития обусловливал неизбежность упразднения крепостничества. Но примечательно, что реформа была проведена по инициативе царя, «сверху» и мирным путем. Трезвый реализм Александра II восторжествовал.
Примечания
1 Переписка императора Александра II с великим князем Константином Николаевичем (1857 - 1861). Дневник великого князя Константина Николаевича. М., 1994.
2 Там же. С. 9.
3 Император имел в виду свои выступления перед дворянством, в которых убеждал их в необходимости отмены крепостного права в России.
4 Там же. С. 65.
5 Там же. С. 66.
6 Там же. С. 66.
7 Там же. С. 68.
8 Там же. С. 73.
10
' Там же. С. 82. Там же. С. 82.
11 Там же. С. 84.
12 Там же. С. 85.
13 г
14
' Там же. С. 88. Там же. С. 90. ' Там же. С. 97-98. 5 Там же. С. 99. ' Там же. С. 123. * Там же. С. 127. ' Там же. С. 127.
CORRESPONDENCE OF EMPEROR ALEXANDER II WITH GRAND DUKE KONSTANTIN NIKOLAEVICHEM AS A SOURCE ON A HISTORY OF A CANCELLATION THE SERFDOM IN RUSSIA
G.N.Plotnikova
Perm State University, 614990, Perm, Bukireva street, 15
The author analyzes letters of emperor Alexander II and his brother Konstantin, which are unique historical sources for studying preparation of a cancellation of the serfdom in Russia. The analysis shows a degree of participation of emperor and his brother to preparation of reform, evolution of sights of Alexander II on a country question and stages of preparation of great reform of 1861.