Научная статья на тему 'Несколько соображений по поводу отмены крепостного права 19 февраля 1861 года'

Несколько соображений по поводу отмены крепостного права 19 февраля 1861 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2813
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В РОССИИ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ / ЗАЛОГ ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЙ / КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г / FINANCIAL CRISIS IN RUSSIA AFTER THE CRIMEAN WAR / MORTGAGE OF LANDOWNER PROPERTY / PEASANT REFORM OF 1861

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Китанина Таисия Михайловна

Введение в научный оборот законодательных материалов ранее не использованных исследователями позволило внести ряд уточнений в оценку крестьянской реформы 1861 г. и ее экономических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several considerations on the abolition of serfdom on February 19, 18611

Introduction of the legislative materials which have not been used before enabled give a more precise definition to the estimation of the peasant reform of 1861 and its consequences.

Текст научной работы на тему «Несколько соображений по поводу отмены крепостного права 19 февраля 1861 года»

Т. М. Китанина

НЕСКОЛЬКО СООБРАЖЕНИЙ ПО ПОВОДУ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г.

В недавние времена советские историки искренне считали, что причины, определившие проведение реформы именно в феврале 1861 г., заключались в широком аграрном движении, охватившем ряд губерний накануне реформы, и в революционной ситуации 1859-1862 гг., о которой написаны десятки, если не сотни книг.

Однако исследования последних лет отечественных аграрников показали, что крестьянские выступления перед 1861 г. были локальны, и повлиять на правительственное решение не могли. Что касается революционной ситуации, то ныне она не отрицается полностью, но ставится под сомнение.

Современники, оценивая реформу, не придавали особого значения аграрному движению и революционным проявлениям

В своих «Записках» князь Д. А. Оболенский отмечал: «Мы мечтали об освобождении крестьян, мы мечтали о лучшем устройстве судов, о возможности более гласного обсуждения общественных вопросов... И вот наступило время, где мечты наши осуществились. Нужно было России пройти через испытание Крымской войны, чтобы стряхнуть сон и взять из выработанного новым поколением людей то, что пригодно для блага государства».1

Российские и зарубежные историки все более склоняются к мысли о том, что фактором непосредственно определившим время проведения реформы, стал глубокий кризис финансово-кредитной системы как результат Крымской войны 1853-1856 гг.

Мы знаем о кризисе финансово-кредитной крайне мало, ибо его глубокие проявления не нашли заметного отражения в нашей историографии. Наши познания в этой области сводятся к тому, что государственный долг России -результат военной кампании - достиг 1 млрд руб. - колоссальной суммы по тем временам; что дефицит бюджета возрос в 6 раз с 52 до 307 млн руб.; что правительство, особенно Министерство финансов, было обеспокоено; что сам Александр II признавал положение в стране «страшным» и тре-

бовал от ведомств максимального сокращения расходов. В письме к брату Константину Николаевичу от 1 февраля 1857 г. он признал: «Всего более занимает нас финансовый вопрос, без которого, как ныне все убедились, невозможно дело решить», то есть приступить к реформе.2

В 1992 г. Московский университет подготовил тематический сборник статей «Великие реформы в России 1856-1874», в котором была помещена статья американскою исследователя проф. Университета штата Айова Стивена Хока «Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России 1857-1861». С. Хок пишет следующее: «Недооцененной оказалась роль кризиса банковской системы, который стал бичом реформы. Именно он определил условия освобождения и ослабил, таким образом, последующее экономическое развитие страны».3

Это высказывание заслуживает глубокого внимания. Осуществление реформы в период тяжелейшего финансового кризиса не могло не наложить отпечаток на условия освобождения крестьян в целом и особенно выкупной операции, и более того - на последующее поступательное движение российской экономики, прежде всего, аграрной.

«В 1859 г., - отметил С. Хок, - когда правительственные чиновники начали разработку законодательства по крестьянской реформе, они оказались перед лицом кризиса: растущий государственный долг, инфляция, отрицательный платежный баланс, неблагоприятный климат для внешних займов, невозможность восстановить обратимость рубля и, наконец, крах государственных кредитных учреждений. В этих условиях и готовилась реформа». И далее: «Банковский кризис сделал необходимой резкую перестановку в приоритетах финансовой политики правительства. Это не позволило ему субсидировать приобретение крестьянами земли в собственность, как было сделано в Пруссии и Австрии. Это на многие годы обременило крестьян высокими процентами на их выкупные долги, существенно уве-увеличившими ежегодные выкупные платежи. Это оказалось на руку тем, кто стремился свести к минимуму размеры крестьянских земельных наделов. Это стало дополнительным аргументом в пользу того, что выкуп должен быть постепенным, а не единовременным и обязательным. Это сделало необходимым ограничить обращение кредитных бумаг, выпущенных для для помещиков, в ущерб их держателей».4

Для борьбы с кризисными явлениями правительство Александра II приняло в 1858-1859 гг. комплекс мер, лишь частично рассмотренных в отечественной литературе. Эти меры были разработаны специально созданными Банковской и Финансовой комиссиями, состоявшими из восьми членов каждая.

Показателен состав Комиссий. В них входили: управляющий Особой канцелярией кредитного отдела Ю. А. Гагемейстер, Н. А. Милютин, представлявший Министерство внутренних дел и справедливо признанный современниками «душой» реформы. М. Х. Рейтерн и Н. Х. Бунге, впоследствии занявшие пост министра финансов, Е. И. Ламанский, управляющий созданным в 1860 г. Госбанком и др.

Любопытно наблюдение С. Хока относительно состава Комиссий: «Хотя этих людей историки часто называют просвещенными бюрократами, они имели узкий взгляд на вещи, рассматривая решение проблем, стоящих перед Россией, преимущественно через фискальные рамки. Они были захвачены идеей железных дорог и в не меньшей степени враждебны к помещичьей расточительности, которую они презирали. Все они выступали за налоговую реформу и упорно противостояли дефицитному бюджетному финанси-рованию».5

Какие меры предприняло правительство Александра II в условиях денежного дефицита?

Финансовая комиссия пришла к выводу о необходимости долгосрочных актов, прежде всего, выпуска бессрочных облигаций, что являлось одной из попыток «перестроить структуру банковского долга».6 Эта новация вызвала крайнее беспокойство помещиков, стремившихся вернуть банковские вклады.

И 16 апреля 1859 г. под вполне благовидным, и более того - рациональным предлогом издается Указ о прекращении выдачи ссуд под залог населенных имений. Поскольку ни в одной из исследовательских работ о крестьянской реформе этот Указ не фигурирует, включая труды о дореформенных банках, позволим себе привести дословно отражение его содержания в архивном документе: «16 апреля 1859 г. Высочайшим распоряжением были приостановлены ссуды под залог помещичьих имений впредь до составления новых банковских правил о размере ссуд не по числу душ, а по количеству стоимости земли».7

Формально Указ означал запоздалое осуществление давно назревшего перехода к капиталистическому принципу оценки помещичьей земли при ее банковском залоге. В действительности его значение выходило далеко за рамки указанной в документе цели. Прежде всего, следует обратить внимание, что отказ от принятия банками в залог помещичьих имений означал сохранение столь необходимых в условиях кризиса финансовых средств в руках казны.

Во-вторых, Указ нанес сильнейший удар по владельцам поместий они лишились одного из важнейших каналов государственной финансовой под-

держки привилегированного дворянского землевладения - фундамента политической власти дворянства. Со времен Елизаветы Петровны сложились, а в царствование Екатерины II окончательно оформились, с нашей точки зрения, пять основных каналов гарантированной государственной «подпитки» дворянского землевладения: пожалование населенных государственными крестьянами, то есть юридически свободным сословием, земель: раздача или продажа по низким ценам ненаселенной казенной земли; законодательная поддержка, в том числе указы о введении майоратов Екатерины II и Николая I (1774 и 1845 г.); финансовые «услуги» государства - создание в 1754 г. Дворянского заемного банки ипотечного кредита и преобразование его в 1786 г. в Государственный заемный банк в связи с расширением операций. Квинтэссенцией поддержки дворянского привилегированного землевладения явилась, естественно, Жалованная грамота дворянству 1785 г.; наконец, полное освобождение поместного землевладения от налогов.

С введением нового правительственного постановления в действие помещики лишались одного из важнейших источников государственной поддержки.

Следует отметить еще одно значение Указа 16 апреля 1859 г. Он был издан Высочайшим распоряжением неожиданно для землевладельцев и в тяжелое послевоенное время. Он стал, на наш взгляд, своего рода предупреждением владельцам поместий, все еще надеявшимся на сохранение прежних крепостнических устоев, о решительном настрое правительства, встающего на путь реформаторства.

В исследовательской литературе, посвященной деятельности банков в дореформенный период, не удалось найти сведений об отмене Указа 16 апреля 1859 г. В вышеназванной статье С. Хока имеется упоминание о том, что годом ранее, 10 июля 1858 г., правительство объявило о создании «Комиссии по устройству земельных банков, которая должна была разработать законодательство о восстановлении долгосрочного сельскохозяйственного кредита».8

Отклики в дворянской среде на издание Указа 1859 г. весьма показательны. Обратимся к заметкам А. И. Кошелева, крупного либерального деятеля славянофильского толка, известного, в частности, следующим высказыванием о либеральном общественном движении: «Мы столько стоим за предоставление людям свободы, сколько против того, чтобы люди у нас ее выхватили...».9 В изданной в 1864 г. работе «О нашем денежном кризисе» он писал: «Нуждаться в деньгах, быть в крайности - естественно человеку, у которого нет никаких капиталов; но прискорбно, крайне тяжело быть без

гроша человеку, имеющему их в изобилии; а между тем, в этом положении находятся теперь девять десятых из людей богатых. Сколько лиц, пользующихся общим доверием, нуждаются в деньгах и не могут их получить в ссуду потому только, что ссудные кассы все закрыты...».10

Каковы же были итоги реформы 19 февраля 1861 г., кто выиграл в этой неравной борьбе за право называться свободным земельным собственником?

П. А. Зайончковский, многие годы возглавлявший научное направление по изучению крестьянской реформы, назвал цифру финансового выигрыша государства - 700 млн руб., то есть именно государство оказалось в финансовом выигрыше.

Какие изменения произошли в положении главных участников крестьянской реформы?

По подсчетам отечественных историков-аграрников, на одних «отрезках» крестьяне потеряли не менее 5 млн десятин земли, оставаясь до выкупа, законодательно растянувшегося на 49 лет, «временнообязанными», со статусом «общинных землепользователей». На плечи крестьянства тяжелой ношей легли выкупные платежи, и более того - все организационные и административные расходы, связанные с проведением реформы.

«Царское правительство, - пишет С. Хок, - не потратило ни копейки на проведение великой реформы по превращению более 20 млн бывших крепостных крестьян в собственников».11 Близкую оценку реформаторской политике правительства Александра II по крестьянскому вопросу приводит Л. Г. Захарова: «Остается впечатление о приоритете имперских интересов в заботах царя-освободителя. Не «улучшение быта» бывших крепостных, как это официально провозглашалось, а дальнейшее расширение и усиление империи было целью политики Александра II. Иначе нельзя объяснить гот факт, что государство не вложило в крестьянскую реформу ни одного рубля, что при этом более 1/3 бюджета шло на военные расходы, что выкупная операция, разорительная для крестьян, была выгодна для государства».12

За 1861-1906 гг. правительство взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 млрд руб.! Что же произошло с владельческим помещичьим хозяйством в результате реформы?

Согласно законодательству, при расчете с помещиками за переданную крестьянам надельную землю, оцененную в 1218 млн руб., государство обязывалось полностью компенсировать эту сумму. Однако помещики получили от правительства 902 млн руб., то есть 316 млн были вычтены из оценочной суммы в пользу государства в качестве задолженности помещичьего землевладения земельным банкам и прочим государственным кредитным учреждениям. Но и оставшаяся сумма не была выплачена помещикам реаль-

ными деньгами, а пятипроцентными банковскими билетами и выкупными свидетельствами, котировавшимися на бирже в то время значительно ниже их номинальной стоимости.

Вот что записал в «Воспоминаниях», вышедших в 1864 г., князь В. П. Мещерский (внук Н. М. Карамзина): «Тогда начался разгар эпохи выкупных свидетельств... Это была своего рода историческая по интересу минута в жизни нашего большого света. Потом понято было всеми, насколько она была на деле печальная роковая эпоха в жизни нашего дворянства, - потом, когда помочь горю нельзя было, но тогда она была блестящая, эта эпоха выкупных свидетельств. В каждую семью, в каждый дом сваливались с неба крупные тысячные суммы, в виде выкупных свидетельств, сначала котировавшихся на бирже очень низко, чуть-ли не на 18 проц. ниже номинальной стоимости, и вот эти-то выкупные продавались и превращались в капиталы, на которые одни бросились в заграничные поездки, а другие стали жить очень роскошно в Петербурге и в Москве. Замечательно было, что только меньшая часть тогда владельцев выкупных, в виду низкой их цены, решилась выжидать повышения цен; большая же часть с изумительною легкостью бросилась их реализовать... На деле, после выкупной операции начался исторический процесс разорения дворянства, все это понимали».13

Действительно, реформа привела к падению экономического потенциала помещичьего хозяйства, а в последней трети XIX в. - к так называемому «оскудению великорусского центра» - главного оплота дворянского землевладения.

Невольно вспоминаются слова Н. А. Некрасова:

Распалась цепь великая, распалась, расскочилася Одним концом по барину, другим - по мужику.

В самом экономическом содержании реформы заключались положения, тормозящие ее развитие. 20 лет спустя, в 1881 г., правительство вынуждено было пойти на пересмотр законодательства: с 1 января 1883 г. вводился обязательный выкуп крестьянских наделов. То есть реализовано было прежде отвергнутое властями требование возникших в 1959 г. Редакционных комиссий - органа, какого не было ни до, ни после в России, обладавшего чрезвычайными полномочиями (прямая отчетность перед государем). В том же 1881 г. правительством были снижены выкупные платежи в целом на 27 % годового оклада для большинства крестьянских дворов и осуществлено специальное снижение для крестьянских хозяйств губерний, пришедших в упадок и запустение (Олонецкая и др.).

Условия реформы 19 февраля 1861 г. резко контрастировали с принципами близкого по временным рамкам освобождения крестьян в странах

Восточной Европы, где государство приняло на свой счет выплату основной суммы выкупной задолженности крестьянства путем значительных казенных дотаций. Германия, завершив крестьянскую реформу в середине 1850-х годов и избрав, подобно России, «догоняющий» путь развития, рациональным способом осуществила землеустройство крестьян, отделив юнкерскую землю от крестьянской (в отличие от России, сохранившей чересполосицу, отдаленность крестьянских наделов от деревень и т. д.), основала сеть кредитных учреждений и прочих капиталистических структур и создала условия для быстрого роста среднего земледельческого класса типа фермерского. В 1880-х годах по общему экономическому потенциалу народного хозяйства Германия оттеснила Англию, заняв первое место в Европе.

Российскому аграрному сектору для преодоления негативных сторон реформы предстоял еще долгий и тяжелый путь.

1 Записки князя Дмитрия Александровича Оболенского 1855-1879. СПб., 2005. С. 290.

2 Переписка императораАлександра II с великим князем Константином Николаевичем. Дневник великого князя Константина Николаевича. 1857-1861 / Сост. Л. Г. Захарова и Л. И. Тютюнник. М., 1994. - См. письмо Александра II Константину Николаевичу

I февраля 1857 г

3 Хок С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России. 1857-1861 // Великие реформы в России 1856-1874. М., 1992. С. 91.

4 Там же.

5 Там же. С. 95.

6 Там же.

7 РГИА. Ф. 563. Оп. 1. Д. 9. Л. 33

8Хок С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России... С. 97.

9 Записки А. И. Кошелева. Ч. 1. М., 1991. С. 223.

10Хок С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России... С. 97.

II Там же. С. 98.

12 Захарова Л. Г. Александр II. Российские самодержцы 1801-1917. М., 1994. С. 187.

13 Мещерский В. П. Мои воспоминания. Ч. I (1850-1865 гг.) СПб., 1897. С. 432-433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.