МИР — ТЕАТР
Г.А. Заславский, О.В. Иванов, А.Г. Чернов
Российский институт театрального искусства — ГИТИС; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия
ПЕРЕПИСЬ РОССИЙСКИХ ТЕАТРОВ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннотация: В статье приведены результаты переписи российских театров, которая проведена сотрудниками Лаборатории будущего театра Российского института театрального искусства — ГИТИС летом 2018 года. Поскольку система государственного статистического наблюдения сфокусирована главным образом на театрах федерального и местного ведения, основное внимание в процессе исследования было направлено на сбор и анализ информации о негосударственных театрах. Авторами разработана методология и инструментарий исследования, предложена классификация театральных организаций по нескольким признакам. Анализ результатов переписи позволил получить первичную оценку характеристик объема и структуры театрального предложения.
Ключевые слова: театры; негосударственные театры, статистика театров, перепись театров, театральное предложение, статистика культуры.
G. Zaslavsky, O. Ivanov, A. Chernov
Russian Institute of Theatre Arts — GITIS, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
CENSUS OF RUSSIAN THEATERS: RESEARCH APPROACH AND MAIN RESULTS
Abstract: The article presents the results of the census of Russian theaters, which was conducted by employees of the Laboratory of the future
theater of the Russian Institute of Theatrical Art GITIS in the summer of 2018. Since the system of the state statistical observation is mainly focused on theaters of federal and local jurisdiction, the main focus of the research was on the collection and analysis of the information on non-state thea-ters.The authors developed the methodology and research tools, proposed the classification of theater organizations on several characteristics. Analysis of the census results allowed us to obtain an initial assessment of the specificationsof the volume and structure of the theatrical proposal.
Key words: theaters; non-state theaters; theater statistics; theater census; theater offer; culture statistics.
1. Постановка проблемы
Состояние культурной среды конкретной территории в значительной степени определяется объемом, структурой и качеством театрального предложения. Несмотря на значительное расширение гастрольной деятельности, основа этого предложения формируется театрами-резидентами.
Качественный анализ театрального предложения с точки зрения масштаба и структуры театральной сети приведен в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. Отмечено, что «театральное предложение отличается жанровым разнообразием и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения только в городах-миллионниках и некоторых крупнейших городах России. Количество театров и театральных предложений не полностью удовлетворяет потребности населения страны» [1].
В ряде работ можно встретить количественный анализ театральной сети и театрального предложения в России. Помимо непосредственно статистических сборников [2-4] результаты применения к театральным данным статистических методов исследования можно увидеть, например, в научных работах [5-7]. Однако эти результаты серьезно ограничены спецификой системы федерального статистического наблюдения. Исторически в ней отражается деятельность исключительно театральных учреждений, подведомственных Минкультуры России (согласно принятой терминологии — федеральные театры), а также органам исполнительной власти в области куль-
туры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (местные театры).
Так, на начало 2018 года в системе федерального статистического наблюдения содержались данные о 649 театрах, из которых лишь 27 не являются федеральными или местными [4]. Среди них Камерный драматический театр г. Вологды, Коляда-театр (г. Екатеринбург), Тульский камерный драматический театр, Театр «Ad Liberum (Свободный)» (г. Петрозаводск) и др.
Между тем, в последние десятилетия возросла роль независимых, «негосударственных» театров. Наиболее заметно этот процесс происходил в столичных городах, культурный ландшафт которых в значительной степени определяется их влиянием.
Анализ современных форм театральной организации в Европе, развития новых организационно-творческих форм российского театра приведен в [8-10].
Существующие ограничения федерального статистического наблюдения естественно повлияли на исследовательский подход, который в значительной степени сфокусировал внимание на получении информации о «негосударственных» театрах — в дополнение к уже имеющимся данным официальной статистики.
Таблица1. Структура театральной сети по данным федерального статистического наблюдения, 2017 г., число театров, ед.
Всего Оперы Музыка- Драма- Театры Театры Проч.
и льной тичес- юного кукол
балета комедии кие зрителя
Всего театров 649 78 9 355 75 108 24
Театры федераль- 25 9 12 1 1 2
ного ведения
Театры местного 589 67 9 319 70 106 18
ведения
Театры других 35 2 24 4 1 4
ведомств и орга-
низаций
Источник: www.mkstat.ru
2. Исследовательский подход
Целью проведённого авторами исследования являлось получение первичной оценки театрального предложения на территории Российской Федерации путем переписи всех театров, осуществляющих платный показ спектаклей. Задачи исследования:
1. Планирование и дизайн: выбор источников данных, определение основных понятий и категорий, а также количественных и качественных характеристик, которые были использованы для описания театрального предложения.
2. Формирование максимально полного перечня действующих театральных организаций и коллективов, в том числе находящихся за рамками существующей системы федерального статистического наблюдения.
3. Обработка и анализ данных, формирование оценки некоторых аспектов театрального предложения, выборочный анализ театрального репертуара.
Объектом исследования являлись российские театры, осуществляющие коммерческий показ театральных спектаклей и демонстрирующие творческую активность на протяжении последних двух лет, а его предметом — их основные характеристики и репертуар.
Был применён метод сплошной переписи, позволивший получить, обработать и проанализировать основные сведения.
Для получения данных использовались открытые интернет-источники. Такой подход оказался более результативен, чем примененные в аналогичных исследованиях интерактивные методы сбора информации — анкетирование, личные кабинеты сайтов и т.п.
Поиск проводился двумя путями: при помощи поисковых запросов были получены данные о театральных событиях (премьерах, фестивалях, гастролях) и их участниках; параллельно анализировались интернет-ресурсы, специализирующиеся на продвижении услуг в области культуры (afisha.ru и другие). При выявлении информации о театре помимо его наименования регистрировались данные его местоположения (регион, населенный пункт, адрес) и контактная информация (адрес интернет-сайта и страничек в социальных сетях, телефон).
Для классификации театров использовалась информация сайта и страничек в социальных сетях самого театра; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (например, list-org.ru), других интернет-источников.
Источником информации о репертуаре театров являлся соответствующий раздел сайта. Если репертуарный раздел отсутствовал или отсутствовал сам сайт, данные театра в выборочную репертуарную базу не заносились. Фиксировалась информация о наименовании постановки, а также об авторе литературной основы, режиссере и жанре спектакля — при наличии этих данных на сайте театра.
Исследование проводилось в четыре стадии. На первом этапе проведена перепись — поиск в открытых интернет-источниках первичной информации о действующих театрах и формирование базы данных. На втором этапе в результате уточнения и анализа полученной информации и её сопоставления с данными федерального статистического наблюдения составлен перечень действующих театров. На третьем этапе проведена классификация театров по видам, принадлежности и другим характеристикам. На четвертом этапе в результате анализа получена оценка театрального предложения, сформулированы выводы и рекомендации.
Результаты сплошной переписи действующих на территории Российской Федерации театров позволили сформировать и классифицировать единый массив сведений и характери-стик,относящихся к каждой единице изучаемой совокупности — российскому театру.
Для оценки объема и структуры театрального предложения использованы данные о местоположении и других характеристиках театральных организаций, в том числе выборочные данные об объеме репертуара. Перечень показателей ограничен тем объёмом информации, который доступен в открытых интернет-источниках. В таблице 2 приведены показатели, которые были использованы для оценки объема и структуры театрального предложения.
Таблица 2. Показатели, используемые для оценки театрального
предложения
№ Направления Показатели для оценки театрального предложения
1 Общее театральное предложение — Общее число театров — Аналитика по видам театров — Аналитика по принадлежности театров — Число регионов, на территории которых расположены театры — Среднее число постановок
2 Театральное предложение негосударственных театров — Кол-во негосударственных театров — Аналитика по видам театров — Число регионов, на территории которых расположены негосударственные театры — Среднее число постановок
3 Театральное предложение театров местного ведения — Кол-во театров местного ведения — Число регионов, на территории которых расположены театры местного ведения — Аналитика по видам театров
4 Театральное предложение детских театров — Кол-во детских театров — Аналитика по видам театров — Аналитика по принадлежности — Число регионов, на территории которых расположены детские театры
3. Основные понятия и категории
Для оценки структуры театрального предложения проведена классификация театральных организаций на основе нескольких аналитических характеристик и категорий.
Принадлежность театра — качественная характеристика театральной организации с учётом организационно-правовых и финансовых аспектов ее деятельности. При описании принадлежности были использованы следующие категории.
Государственные театры — театры, деятельность которых обеспечивается за счет получаемого на постоянной основе бюджетного финансирования. К этой категории относятся театральные учреждения, подведомственные Минкультуры
России — федеральные театры; театральные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления — местные театры; театры, подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти; а также их филиалы (малые сцены). Театры, получающие бюджетное финансирование в виде разовых субсидий или грантов, к этой категории не относятся.
Негосударственные театры — театры, у которых нет бюджетного финансирования на постоянной основе. В эту же группу включены театры-студии — подразделения негосударственных организаций и учреждений.
Театры-студии — подразделения государственных и муниципальных учреждений культуры и образования, которые с учётом предложенных критериев также не могут относиться к государственным и потому были выделены в отдельную категорию.
Принадлежность театра определялась экспертным методом, на основании информации сайтов и страничек в социальных сетях; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (list-org.ru и др.).
Вид театра — качественная характеристика, определяемая на основе жанров производимого театрального продукта, а также используемых в творческой деятельности приемов отдельных видов театрального искусства или функциональных направлений деятельности.
В системе федерального статистического наблюдения виды театра определяются на основе классификатора, который содержит следующие категории: «драматические театры»; «музыкально-драматические театры»; «музыкальные театры»; «театры кукол»; «театры музыкальной комедии, оперетты и мюзиклов»; «театры оперы и балета»; «театры юного зрителя (ТЮЗы)»; «прочие театры». В процессе переписи была выявлена необходимость дополнения видов театра следующими категориями: «театры пластики и танца»;
«лаборатории, экспериментальные театры» (созданы с целью творческих экспериментов, разработки новых форм и видов театрального искусства); «комбинированные театры» (на постоянной основе используют в творческой деятельности приемы различных видов театрального искусства); «антрепризы и продюсерские компании»; «арт-площадки» (основное направление деятельности — предоставление театральным коллективам условий для творчества и услуг по продвижению).
В ходе исследования вид театра определялся экспертным путём, на основании информации о театре и его репертуаре, размещенной на сайтах и в социальных сетях.
Детский театр — театр, у которого число постановок, предназначенных для детской и юношеской аудитории, существенно превышает число постановок, адресованных взрослой аудитории. Отнесение к данной категории определялось экспертным методом на основе информации о репертуаре. Источник данных о репертуаре — сайт театра, странички в социальных сетях, другие интернет-источники.
Периферийный театр — театр, расположенный в населенном пункте, не являющемся центром субъекта Российской Федерации.
4. Результаты переписи и анализ театрального предложения
Итоговый перечень содержит данные о 1762 театрах.
Для оценки полноты полученные результаты сопоставлены с результатами аналогичных, более ранних исследований: федерального статистического наблюдения (2017) и данными созданного по заказу Минкультуры России портала «Театральная Россия» (2013). Итоги сравнения приведены в таблице 3. Как видно из таблицы, использование метода сплошной переписи приводит к более полному отражению реальной ситуации1.
1 Участники сравниваемых исследований предоставляли информацию о себе через личный кабинет.
Таблица 3. Сопоставление результатов переписи 2018 г. с данными аналогичных исследований, число театров, ед.
Принадлежность Настоящее исследование 2018 г. Федеральное статистическое наблюдение 2017 г. Театральная Россия 2013 г.
Федеральное ведение 25 25 25
Местное ведение 637 589 597
Учебные, частные и те-атры-подразделения2 1049 30 379
Ведение других ФОИВов 6 5 1
Не определено 45
ИТОГО 1762 649 1002
Для оценки объема и структуры театрального предложения составлено распределение театров по принадлежности с указанием количества регионов, в которых они расположены (таблица 4).
Таблица 4. Распределение театров по принадлежности
Принадлежность Число театров, ед. Доля Число регионов, ед.
Негосударственные театры 782 44,4% 58
Театры местного ведения 637 35,2% 82
Театры-студии 229 13,0% 52
Подразделения (филиалы) театров местного ведения 30 1,7% 14
Театры федерального ведения 25 1,4% 7
Подразделения (филиалы) театров федерального ведения 8 0,5% 2
Театры ведения других ФОИВов 6 0,3% 5
Не определено 45 2,6% 20
ИТОГО 1 762 100%
2 Терминология портала «Театральная Россия».
Как видно из таблицы, самую многочисленную группу составляют негосударственные театры — 44,4%. Их количество превосходит число театров федерального и местного ведения, и они представлены более чем в 2/3 регионов.
В то же время основу театрального предложения продолжают формировать театры местного ведения. Их численность несколько меньше числа негосударственных театров, однако они присутствуют в 82 из 85 субъектов Российской Федерации.
Театры-студии, которые, в соответствии с выбранными нами критериями, не могут быть отнесены к числу государственных театров, имеют долю 13% и присутствуют в 52 регионах.
Для оценки структуры театрального предложения составлено распределение театров по видам с указанием числа регионов, в которых они расположены (таблица 5).
Таблица 5. Распределение театров по видам
Виды театров Число театров, ед. Доля Число регионов, ед.
Драматические театры 764 43,4% 79
Театры кукол 212 12,0% 74
Прочие театры 145 8,2% 37
Театры юного зрителя (ТЮЗы) 103 5,8% 53
Лаборатории, экспериментальные театры 77 4,4% 15
Музыкальные театры 75 4,3% 33
Комбинированные театры 72 4,1% 28
Антрепризы, продюсерские компании 68 3,9% 8
Театры оперы, балета 64 3,6% 27
Театры пластики, танца 61 3,5% 25
Музыкально-драматические театры 56 3,2% 24
Арт-площадки 35 2,0% 14
Театры муз. комедии, оперетты, мюзикла 24 1,4% 14
Театры, вид которых не определен 6 0,3%
ИТОГО 1 762 100%
Вполне ожидаемым результатом стало абсолютное превосходство драматических театров как по численности (43,4%), так и по распространению (79 из 85 регионов). Они широко представлены как среди государственных (49,1%), так и среди негосударственных (33,1%) театров. Можно утверждать, что, несмотря на развитие новых форм и направлений театрального искусства, репертуарный драматический театр продолжает оставаться основой как театрального предложения, так и зрительского спроса.
На втором месте оказались кукольные театры. Широта их распространения (74 из 85 регионов) намного превышает показатели других видов театров. Данный результат, по всей видимости, обусловлен высоким уровнем востребованности детских спектаклей, а также возможностью привлекать дополнительные средства за счёт оказания околотеатральных коммерческих услуг. Негосударственные кукольные театры практически повсеместно занимаются этой деятельностью.
Третья по численности категория «Прочие виды», к которой, в частности, были отнесены коллективы, использующие различные приемы интерактивного театра и др. Территориальная распространённость театров прочих видов не самая широкая. В основном это регионы с достаточно высоким уровнем развития театрального искусства.
Неожиданно большим оказалось число экспериментальных театров и лабораторий, однако они локализованы в небольшом числе регионов. Подобная концентрация присуща также арт-площадкам, антрепризам и продюсерским компаниям.
Для оценки влияния на театральное предложение негосударственных театров для каждого вида определено соотношение числа негосударственных театров к числу театров федерального и местного ведения (таблица 6).
Таблица 6. Соотношение государственных и негосударственных театров
Виды театров Число театров федерального и местного ведения, ед. Число негосударственных театров, ед. Отношение, число раз
Антрепризы, продюсерские компании 0 66 -
Лаборатории, экспериментальные театры 1 66 66
Арт-площадки 1 28 28
Комбинированные театры 3 55 18
Театры пластики, танца 4 45 11
Прочие театры 23 100 4
Театры муз.комедии, оперетты, мюзикла 10 10 1,0
Драматические театры 328 259 0,8
Театры кукол 111 87 0,8
Музыкально-драматические театры 32 18 0,6
Театры оперы, балета 39 18 0,5
Музыкальные театры 41 18 0,4
Театры юного зрителя (ТЮЗы) 75 12 0,2
ИТОГО 668 782 1,2
Как видно из таблицы, в целом ряде категорий театральное предложение формируется в основном негосударственными театрами. Это антрепризы и продюсерские компании, лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки, комбинированные театры, театры пластики и танца.
В то же время для ряда категорий количественное влияние негосударственных театров незначительно, их число уступает числу федеральных и местных театров. Это театры юного
зрителя, музыкальные театры, театры оперы и балета, музыкально-драматические театры, театры кукол, драматические театры. Следует отметить, что именно в эту группу попали драматические театры и театры кукол — наиболее многочисленные категории.
384 театра (или 21,8% от общего числа) были классифицированы как детские. Они расположены в 64 из 85 (или 75,3%) регионов страны. Данные о принадлежности детских театров приведены в таблице 7.
Таблица 7. Принадлежность детских театров
Принадлежность театров Число театров, ед. Доля Регионы, ед.
Негосударственные театры 170 44,3% 29
Театры местного ведения 140 36,5% 58
Театры-студии 61 15,9% 28
Подразделения театров местного ведения 7 1,8% 5
Театры, принадлежность которых не установлена 4 1,0% 4
Театры федерального ведения 2 0,5% 1
ИТОГО 309 100% 64
Как видно из таблицы, наибольшее число детских театров являются негосударственными (170, или 44,3%) и театрами местного ведения (140, или 36,5%). Причем число негосударственных превосходит число местных. В то же время театры местного ведения распределены значительно более широко: в 58 регионах против 29, в которых расположены негосударственные детские театры. В 10 регионах число детских негосударственных театров превысило число детских театров федерального и местного ведения.
Данные о видах детских театров представлены в таблице 8. Как видно из нее, каждый третий детский театр является кукольным, они имеются в 39 из 85 регионов. Более
широко распространены театры юного зрителя — 52 региона. Статистически значимым оказалось количество драматических детских театров. Число детских театров других видов относительно невелико.
Таблица 8. Виды детских театров
Виды театров Число театров, ед. Доля Регионы, ед.
Театры кукол 128 33,3% 39
Театры юного зрителя (ТЮЗы) 102 26,6% 52
Драматические театры 52 13,5% 21
Прочие театры 38 9,9% 10
Музыкальные театры 27 7,0% 11
Комбинированные театры 16 4,2% 9
Театры муз. комедии, оперетты, мюзикла 6 1,6% 5
Театры оперы, балета 4 1,0% 2
Антрепризы, продюсерские компании 3 0,8% 1
Театры пластики, танца 3 0,8% 3
Музыкально-драматические театры 3 0,8% 2
Арт-площадки 2 0,5% 1
ИТОГО 384 100% 64
Несмотря на развитие гастрольной деятельности, основу театрального предложения в регионах формируют местные театры. Для оценки периферийного театрального предложения был проведен анализ численности театров, расположенных вне пределов столиц субъектов Российской Федерации. В процессе переписи было выявлено 309 периферийных театров, что составляет 17,5% от общего числа. Они расположены в 191 городе 58 субъектов Российской Федерации.
Для оценки влияния негосударственных театров на театральное предложение на периферии проанализирована принадлежность театров. Результаты приведены в таблице 9. Как видно из таблицы, негосударственные театры не оказывают существенного влияния на театральное предложение на пе-
риферии, составляя лишь 16,2% от общей численности расположенных там театров. Это влияние проявляется лишь в 19 регионах страны.
Таблица 9. Принадлежность периферийных театров
Принадлежность Число театров, ед. Доля Регионы, ед.
Местное ведение 184 59,5% 52
Театры-студии 64 20,,7% 23
Негосударственные театры 50 16,2% 19
Не определено 7 2,3% 6
Подразделения театров местного 3 1% 3
ведения
Театры ведения других ФОИВов 1 0,3% 1
ИТОГО 309 100% 58
Основой периферийного театрального предложения остаются театры местного ведения, число которых в 3,5 раза превосходит число негосударственных. Периферийные театры местного ведения имеют и самое широкое распространение — они выявлены в 52 регионах страны. Следует отметить, что только на периферии число театров-студий оказалось выше числа негосударственных театров.
Перечень регионов с наибольшим числом периферийных театров приведен в таблице 10.
Таблица 10. Регионы с наибольшим числом периферийных театров
Регионы Число периферий- Общее число театров
ных театров, ед. в регионе, ед.
Московская область 64 67
Краснодарский край 18 37
Свердловская область 17 70
Республика Татарстан 15 40
Самарская область 12 35
Челябинская область 12 28
Псковская область 10 15
Для оценки количественных характеристик театрального репертуара сформирована выборочная база данных, включающая наименование постановки, а также данные об авторе литературной основы, режиссере и жанре спектакля (при их наличии на сайте театра). Если на сайте репертуарный раздел отсутствовал или отсутствовал сам сайт, данные о театре в выборочную репертуарную базу не заносились.
На сайтах театров имеются данные о репертуаре 43,7% негосударственных театров и 29,7% театров-студий. У этих театров в среднем 11 постановок. Для сравнения у государственных театров — 29 постановок. Аналитика объема репертуара по видам театров приведена в таблице 11.
Таблица 11. Средний объем репертуара негосударственных театров
Виды театров Театры, Спек- Среднее Среднее по
ед. такли, число на данным ФСН3
ед. театр, ед. и выгрузки
Театры юного зрителя (ТЮЗы) 9 140 15,6 28,5
Драматические театры 119 1 567 13,2 23,8
Арт-площадки 7 89 12,7 11,4
Музыкальные театры 4 50 12,5 21,8
Комбинированные театры 22 261 11,9 12,3
Антрепризы, продюсер- 37 421 11,4 11,1
ские компании
Театры оперы, балета 15 170 11,3 28,1
Театры кукол 50 559 11,2 25,3
Музыкально-драматиче- 6 55 9,2 19,4
ские театры
Прочие театры 23 191 8,3 8
Лаборатории, эксперимен- 32 245 7,7 9,3
тальные театры
Театры муз. комедии, опе- 7 46 6,6 19,2
ретты, мюзиклы
Театры пластики, танца 11 67 6,1 9,1
ИТОГО 384 3 861 64 22
3 ФСН — федеральное статистическое наблюдение.
Как видно из таблицы, для большинства категорий средний объем репертуарной базы участвующих в федеральном статистическом наблюдении театров существенно превосходит аналогичное значение для негосударственных театров. Сопоставимые значения отмечены только у тех категорий, которые не представлены в федеральном статистическом наблюдении (арт-площадки, комбинированные театры, антрепризы и т.д.).
5. Заключение
Применение метода сплошной переписи позволило сформировать базу данных, содержащую информацию о 1762 российских театрах, осуществляющих коммерческий показ театральных спектаклей и демонстрирующих творческую активность на протяжении последних двух лет. Данный результат существенно выше показателей федерального статистического наблюдения, а также данных созданного в 2013 году по заказу Министерства культуры Российской Федерации портала «Театральная Россия».
Анализ собранных данных позволили получить следующие оценки объема и структуры театрального предложения.
Основная часть театрального предложения страны локализована в небольшом числе регионов-лидеров. Более чем в половине регионов выявлено не более 10 театров всех категорий принадлежности и видов. Основу театрального предложения составляет драматический театр и театры кукол, которые представлены в большинстве регионов страны.
Основу театрального предложения составляют театры местного ведения. Их численность в настоящее время уступает численности негосударственных театров. Однако средняя величина репертуара, многообразие видов и широта представленности существенно превосходят аналогичные значения негосударственных театров. Театры местного ведения представлены почти всеми (за исключением антреприз) видами и почти во всех регионах страны (82 из 85).
Негосударственные театры оказывают существенное влияние на театральное предложение (за счет своей численности, которая на настоящий момент превосходит численность театров местного ведения).
В то же время объем репертуара и широта представленности негосударственных театров существенно ниже аналогичных показателей театров местного ведения.
Развитие негосударственных форм театра локализовано в нескольких регионах, перечень которых почти полностью совпадает с перечнем регионов-лидеров театрального предложения. Примерно в каждом третьем регионе негосударственных театров не выявлено.
Основное развитие негосударственного театра происходит в формах драматического и кукольного театра, а также так называемых «прочих театров». К этой категории были отнесены театры различных «нестандартных», в первую очередь интерактивных, направлений театральной деятельности.
Развитие некоторых видов театра (антрепризы и продю-серские компании, лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки и т.п.) практически полностью происходит в формате негосударственных театров.
Одним из факторов развития негосударственных форм кукольного и некоторых других видов театра является возможность создания на основе театральных спектаклей околотеатральных коммерческих продуктов - услуг по проведению мероприятий (праздников, фестивалей и т.п.). Данный вид деятельности широко практикуется.
Развитие новых форм театрального предложения и театральной деятельности (лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки и т.п.) локализовано в небольшом числе регионов. Их перечень почти полностью совпадает с перечнем регионов-лидеров театрального предложения.
Определенное влияние на театральное предложение оказывают театры-студии, работающие в 52 из 85 регионов страны.
Существенное влияние на театральное предложение оказывают детские театры, расположенные в абсолютном большинстве регионов страны. Однако в 21 регионе детские театры выявлены не были. Основу детского предложения формируют театры местного ведения (140 театров в 58 регионах) и негосударственные театры (170 театров в 29 регионах), кукольные и драматические спектакли.
Театральное предложение локализовано в столицах субъектов Российской Федерации. Уровень влияния негосударственных театров на периферийное театральное предложение незначителен.
Список литературы References
1. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р.
Koncepciya dolgosrochnogo razvitiya teatral'nogo dela v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, odobrena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 iyunya 2011 goda № 1019-r. [The strategy of the long-term development of theatrical business in the Russian Federation for the period up to 2020, approved by the decree of the Government of the Russian Federation of June 10, 2011 No. 1019-r].
2. Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник / Росстат. M., 2017.
Rossiya v cifrah. 2017: Kratkij statisticheskij sbornik / Rosstat [Russia in figures. 2017: Short statistical compilation]. Moscow, 2017.
3. Статистика культуры 2016. Ежегодное справочное издание о состоянии культуры Российской Федерации в цифрах. М., 2017.
Statistika kul'ury 2016. Ezhegodnoe spravochnoe izdanie o sostoy-anii kul'tury Rossijskoj Federacii v cifrah [Culture statistics 2016. Annual reference book on the state of culture of the Russian Federation in figures]. Moscow, 2017.
4. АИС «Статистическая отчетность отрасли» ГИВЦ Минкуль-туры России. [Электронный ресурс] // URL: www.mkstat.ru. (дата обращения 04.10.2018).
AIS "Statisticheskaya otchetnost' otrasli" GIVC Minkul'tury Rossii. [ADA "Statistical Reporting of the Industry" at the Information Center of the Ministry of Culture of Russia]. [Electronic resource] // URL: www.mkstat.ru. (the date of circulation 04.10.2018).
5. Фролова H. Л. Анализ ключевых показателей деятельности репертуарных театров в период с 1991 по 2007 год [Электронный ресурса/URL: https://scientificresearch.ru/images/PDF/20l6/8/ analiz-klyuchevykh-pokazatelej.pdf (дата обращения 04.10.2018).
Frolova N. L. Analiz klyuchevyh pokazatelej deyatel'nosti repertu-arnyh teatrov v period s 1991 po 2007 god [Analysis of the key performance indicators of the repertory theaters from 1991 to 2007]. [Electronic resource] // URL: https://scientificresearch.ru/images/PDF/20l6/8/ analiz-klyuchevykh-pokazatelej .pdf (appeal date 04.10.2018).
6. Фролова H. Л. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты: Дисс. ... канд. искусствовед.: 17.00.01. Москва, 2017.
Frolova N. L. Rossijskij repertuarnyj dramaticheskij teatr v usloviyah sovremennoj sociokul'turnoj situacii: organizacionno-tvorcheskie as-pekty: diss. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.01 [Russian Repertory Drama Theater in the Conditions of a Modern Socio-Cultural Situation: Organizational-Creative Aspects: dissertation ... Candidate of Art History: 17.00.01]. Moscow, 2017.
7. Зеленская Е.М. Эффективность в сфере культуры: кластерный анализ социально-экономических показателей деятельности российских театров// Вестник УрФу. Серия Экономика и управление. 2018. Том 17. № 1. С 8-25.
Zelenskaya E.M. Effektivnost' v sfere kul'tury: klasternyj analiz social'no-ehkonomicheskih pokazatelej deyatel'nosti rossijskih teatrov // Vestnik UrFU. Seriya ehkonomika i upravlenie [Performance in Cultural Shpere; Cluster Analysis of Socio-Economic Performance Indicators of Russian Theatres. Bulletin of Urals Federal University. Series Economics and Management]. 2018. Vol.17, No. 1, 8-25. DOI: l0.l5826/vestnik.20l8.l7/l.00l.
Данные об авторах:
Заславский Григорий Анатольевич - кандидат филологических наук, ректор Российского института театрального искусства -ГИТИС. E-mail: [email protected]
Иванов Олег Валентинович - кандидат физико-математических наук, директор Центра исследований культурной среды МГУ имени
М.В. Ломоносова, доцент кафедры дизайна Школы дизайна Института общественных наук РАНХиГС. E-mail: [email protected]
Чернов Алексей Георгиевич — заместитель директора Центра исследования культурной среды МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Data about the author:
Zaslavskij G.A. —PhD, Rector of the Russian Institute of Theatre Art (GITIS). E-mail: [email protected]
Ivanov O. V. — PhD, Director of the Center for Cultural Environment Studies, Lomonosov Moscow State University, Associate Professor, Department of Design, School of Design, Institute of Social Sciences, RANEPA. E-mail: [email protected]
Chernov A.G. — Vice Director, Center for Cultural Environment Studies, Lomo-nosov Moscow State University. E-mail: [email protected]