УДК 930.85
Вазерова Алла Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры
истории и философии Пензенского государственного
университета архитектуры и строительства
Мику Наталья Валентиновна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории и философии
Пензенского государственного университета
архитектуры и строительства
natalya. mi773@mail. ru
Гарькин Игорь Николаевич
аспирант Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [email protected] Alla G. Vazerova
сandidate of historical sciences, associate professor of history and philosophy of the Penza state university of architecture and construction [email protected] Natalya V.Miky
сandidate of historical sciences, associate professor of history and philosophy of the Penza state university of architecture and construction natalya. mi773@mail. ru Igor N. Garkin
Graduate student of the Penza state university of architecture and construction [email protected]
ТЕАТРЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1940 - 1950-е годы
THEATRES OF THE PENZA REGION IN THE 1940-1950 YEARS
Аннотация. Статья посвящена истории театров Пензенской области в послевоенный период. В статье рассматриваются особенности репертуарной политики театров Пензы и области в послевоенные годы. Особое внимание уделено проблемам, с которыми сталкивались театральные коллективы. Многие из этих проблем носили отнюдь не творческий характер и не были связаны с контролем и вмешательством в деятельность театральных коллективов партийных органов власти. Отсутствие условий, средств, а также квалифицированных кадров оказывали негативное влияние на работу театров.
Ключевые слова: театр, репертуар, репертуарная политика, творческий коллектив, пропаганда, культура
Annotation: The article is devoted to the history of theatres of the Penza region in the post-war period. In the history of the Soviet culture practically no attention was given to provincial theatres. Their activity remains poorly understood, although theaters played an important role in the cultural life of the province. In the articlewe viewthe repertoire policy of the theatres of Penza and region in the postwar years. Special attention is paid to the problems faced by troupe. Many of these problems were not of a creative character and were not associated with the control and interference in the activities of theatrical collectives of party authorities. The lack of conditions, funds and qualified personnel had a negative impact on the operation of theatres.
Key words: Theatre, repertoire, repertoire policy, troupe, propaganda, culture
Период, наступивший после окончания Великой Отечественной войны, был очень сложным для страны. Пензенская область в годы войны оставалась в тылу, поэтому менее пострадала. На территорию области были эвакуированы не только предприятия, но и некоторые творческие коллективы. Поэтому в годы войны в Пензе не только продолжали работать уже существовавшие театры, но и появлялись новые.
На Пензенской земле театральная традиция имела достаточно длительную историю. Первые театры появились в Пензенской губернии еще на рубеже XVIII - XIX веков. С Пензой связаны имена многих известных актеров и режиссеров, в том числе Ивана Мозжухина и Всеволода Мейерхольда. В послевоенный период в работе пензенских театров, выборе репертуара отразились тенденции, присущие политике властей в сфере культуры в этот период. В послевоенные годы, в 1945 - 1950 годах, в подчинении Пензенского областного отдела по делам искусств находилось 5 театров. Это были Областной драматический театр им. Луначарского, Областной театр оперы и балета, Областной театр кукол, а также Кузнецкий городской драматический театр, Областной колхозно-совхозный театр в Нижнем Ломове.
Областной театр кукол был организован в годы Великой Отечественной войны. Он начал свою работу в апреле 1943 года и в течение трех лет оставался передвижным, обслуживая в основном школы Пензы, а также районы области. Директор театра в своем отчете жаловался, что «Пензенский Детский театр кукол работает в трудных условиях при отсутствии собственного помещения (размещается в доме пионеров)» [1, л. 23.]. Еще одной немаловажной проблемой этого театра являлось то, что его труппу на момент создания составили драматические артисты, которым впервые приходилось осваивать специфику работы с куклами. Профессиональных кукловодов в театре не было. Это отрицательно сказывалось на художественном уровне спектаклей. Только через три года, в 1946 году, театр получил постоянное помещение в Пензе, на улице Московской, одной из центральных улиц города. В этом же году Облисполком решил «присвоить Облтеатру кукол имя Зои Космодемьянской и
впредь именовать театр «Областной детский театр кукол им. Зои Космодемьянской» [2, л. 61].
В годы войны в Пензе был создан театр оперы и балета. Он был организован на основе «рабочей оперы», созданной Ф.П. Вазерским при Доме культуры им. Кирова в декабре 1941 г. В конце 1943 г. оперному коллективу было предоставлено помещение Дома культуры им. Дзержинского. С марта 1945 г., согласно соответствующему постановлению Совета министров РСФСР, театр был снят с дотации и переведен на самоокупаемость. При этом его творческий профиль был изменен, театр реорганизовали в Театр оперы и музкомедии. Однако этот театр просуществовал недолго. Уже в ноябре 1948 г. решением облисполкома он был ликвидирован. Уполномоченный Главреперткома по Пензенской области в одном из своих отчетов в 1948 г. писал о театре оперы и балета, что «в связи с резким сокращением в творческом составе и экономией средств на оформление, качество спектаклей стало катастрофически снижаться» [3, л. 101].
Спасти театр не удалось, несмотря на попытки облисполкома включить в 5-летний план строительство в Пензе здания для Театра оперы и балета на 1000 посадочных мест, с расчётом ввести его в эксплуатацию в 1950 г. [1, л.17]. Однако эти планы не были осуществлены, и в скором времени театр прекратил свое существование. Несмотря на сложное положение, в котором находился театральный коллектив, в 1946 году с 7 августа по 7 октября согласно имеющемуся договору, состоялись гастроли театра в Архангельске [4, л.5]. Театр даже успел направить заявку на участие в Смотре Театров оперы и балета РСФСР, который должен был пройти с 1-го февраля по 1 мая 1947 года, но принять в нем участие не успел в связи с закрытием [4, л.7].
В послевоенные годы театральные коллективы не были полностью вольны в выборе репертуара. Власти тщательно отслеживали его: «По-прежнему большое место и внимание должно быть уделено отбору произведений классической драматургии, утверждающих идеи защиты родины, воспитания благородства, мужества, самопожертвования во имя высоких целей, идей. Наряду с показом произведений, отображающих героику Великой Отечественной войны, процессов восстановления жизни в районах, где побывали немецкие захватчики, мирного устройства судеб советских людей, в репертуар театра должны быть включены пьесы, ранее написанные нашими драматургами, в которых правдиво показаны становление нашего государства, жизнь и труд советского общества. Эти пьесы должны помочь нам воссоздать картину, как была подготовлена наша победа, всем ходом Октябрьской революции, социалистическим строительством сталинских пятилеток. Поэтому, необходимо широко использовать лучшие произведения советской драматургии, созданные до Великой Отечественной войны - Симонов «Парень из нашего города», Рахманов «Беспокойная старость» и др. Должен быть повышен интерес к произведениям драматургии братских республик. Важным разделом репертуарного плана по-прежнему остаются спектакли для детей» [5, л.61]. Подобная ситуация не была чем-то новым. В довоенные годы уже сложилась определенная политика относительно учреждений культуры, в том
числе и театров. Одной из важнейших задач театра считалась пропаганда, отсюда и такое внимательное отношение к репертуару.
В начале 1946 г. Управление по делам искусств при СНК РСФСР направило начальникам краевых, областных, городских отделов искусств инструктивное письмо, в котором говорилось следующее: «Советские театры в 1946 году должны направить все свои усилия, прежде всего, на создание нового репертуара, показ спектаклей высокого идейного и художественного качества, раскрывающих всенародный опыт Великой Отечественной войны, сущность морального подвига советского человека на фронте и в тылу, мобилизующих наш великий народ на созидательную работу, на восстановление народного хозяйства, на дальнейший расцвет нашей социалистической родины» [5, л. 32].
Согласно отчетам Уполномоченного Главреперткома, в 1949г. «пользовались успехом спектакли советских авторов: «Особняк в переулке», «За вторым фронтом», «Счастье». Из западной классики - «Собака на сене». Зрителей привлекали вдумчивая проработка ролей, красивое оформление, талантливое музыкальное сопровождение. В 1949 году был выпущен детский спектакль «Сказка о царе Салтане» [3, л. 111].
Недавно созданный кукольный театр ориентировался в первую очередь на юного зрителя. Его репертуар включал в себя следующие постановки: «По щучьему веленью», «Черная стрела», «Красная шапочка», «Конек-горбунок», «Каштанка», «Два Потапыча» и т. д. Однако и он не избежал спектаклей пропагандистской направленности. Театр, как говорилось в одном из отчетов, «отошел от чисто сказочного материала и поставил ряд детских спектаклей на тему партизанского движения и классовой борьбы». Отмечалось, что «значительно повысилось качество техники кукловодства, оформления и проработки ролей» [2, л. 101]. В 1948 г. в его репертуаре было 11 пьес, из них 9
- советских авторов, 2 - русских классиков. В 1949 г. было поставлено 3 новых спектакля: «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Мишутка-партизан», «Веселые медвежата» [2, л. 121].
Еще 19 марта 1947 года вышел Приказ комитета по делам искусств Совета Министров РСФСР «О пропаганде современных художественных произведений советских писателей, артистами концертных организаций и драмтеатров». Именно после этого в отчетах Уполномоченного Главреперткома по Пензенской области можно найти материалы, в которых отслеживается соотношение в репертуаре пензенских театров произведений советских и зарубежных авторов [3]. Например, в отчетах указано, что в областном драматическом театре «в репертуаре 22 пьесы, из них: советских - 12, русских классиков - 7, западных классиков - 3» [3, л. 51]. До закрытия театра оперы и балета в его репертуаре было 17 пьес, из них: советских - 10, русских классиков
- 4, западных классиков - 12» [3, л. 42]. Театр кукол в репертуаре имел 11 пьес, из которых советских было 9, а русских классиков - 2» [3, л. 35]. В драмтеатре города Кузнецка ставили 17 пьес, из них: советских - 10, русских классиков - 3, западных классиков - 4» [3, л. 70].
Своим творчеством советский театр должен был «помочь массовому зрителю и в правильном понимании и решении многих острых и сложных
жизненных проблем послевоенного строительства советского общества, устройства личных судеб советских людей - проблемы семьи, любви, воспитания молодого поколения, вопросов дружбы, этики, общества, поведения» [3, л. 52]. Подобные задачи могли быть решены только с помощью произведений советских авторов. О работе Кузнецкого драматического театра, в частности говорилось: «Репертуар на первое полугодие 1947 года включает в себя ряд советских произведений, написанных после решения ЦК партии, идеологически и художественно полноценных, в него входят: К. Симонов «Русский вопрос», Утевский «Памятные встречи», Малеревский «Костер». Обсуждается вопрос о включении в репертуар пьесы Тренева «Пугачевщина». Из произведений русских классиков будут даны: Островский «Гроза», Лермонтов «Испанцы», Тургенев «Месяц в феврале» [6, л. 25 - 27].
Театры Пензенской области в послевоенный период сталкивались не только с вмешательством в репертуарную политику, но и с гораздо более прозаическими проблемами, решить которые было достаточно сложно. Например, Пензенский областной драмтеатр согласно плану на 1946 г. должен был дать 310 спектаклей, но по факту дал лишь 273. Не были даны и 27 утренников. В отчетах это объясняется техническими причинами, в частности отсутствием света. Театр кукол за 1945 год дал 197 спектаклей, хотя по плану было предусмотрено 300. В 1946 г. с января по февраль, а частично и в марте театр почти не работал в связи с ремонтом здания. Тем не менее, весной 1946 г. театр объявил конкурс на «создание лучших образцов детской игрушки» [2, л.131]. К недостаткам работы Кузнецкого драматического театра в отчетах относили «бедность оформления, костюмов, мебели, слабая работа со зрителем... в репертуаре отсутствуют пьесы для детей, условия работы неблагоприятные, в основном из-за отсутствия топлива». Зрители смотрели спектакли в пальто, артисты играли при низкой температуре, в связи с этим посещаемость театра в феврале-марте значительно снизилась. Театру пришлось отложить 20 спектаклей и понести серьезные убытки (в размере 56000 рублей). Само здание театра долгое время находилось в аварийном состоянии. Возобновить полноценную работу театральный коллектив смог только после проведенного в 1947 году ремонта. Отсутствие в театре водопровода и других противопожарных мероприятий явилось причиной того, что с 5 мая, приказом полковника НКВД т. Харькова театр был закрыт, а комиссия, обследовавшая помещение театра, нашла его вообще непригодным для дальнейшей эксплуатации и подтвердила необходимость его закрытия. По инициативе Горисполкома и горкома партии был поднят вопрос о выделении дотации театру на капитальный ремонт. Со временем планировалось построить новое здание театра в Кузнецке.
Несмотря на все трудности, театры продолжали свою работу. Они достаточно активно гастролировали по области, хотя и здесь сложностей было предостаточно. В 1946 году только театром кукол было проведено 76 выездных спектаклей по обслуживанию посевной и уборочной компаний [2, л. 64]. Больше всего мешало проведению гастролей отсутствие транспорта. Это
приводило к частым срывам спектаклей, которые должны были проходить в городах и селах области.
Послевоенные годы были очень сложными для страны во всех отношениях. Восстановление экономики требовало огромных трат. Многие учреждения культуры, в том числе театры, оказались в крайне сложном положении, хотя следует признать, что по мере возможности власти оказывали им поддержку, выделяя помещения и предоставляя финансовые средства. Однако в ряде случаев этого было недостаточно для выживания театральных коллективов. Выделяемые дотации не могли полностью решить накапливающиеся годами проблемы. При этом вопрос о рентабельности театров также играл важную роль. Закрытие Пензенского театра оперы и балета, в первую очередь, было связано именно с его нерентабельностью. Следует также отметить, что развернувшаяся в послевоенные годы борьба с «космополитизмом» и «идеализмом» почти не отразилась на работе театров Пензы и области, хотя пристальный контроль над репертуаром имел место.
Литература
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 2355. Оп. 1. Д. 55.
2. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 59.
3. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 97.
4. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 61.
5. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 47.
6. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 80.
Literature
1. Penza State Archive. F.2355. Invt.1. C.55.
2. Penza State Archive. F.2355. Invt.1. C.59.
3. Penza State Archive. F.2355. Invt.1. C.97.
4. Penza State Archive. F.2355. Invt.1. C.61.
5. Penza State Archive. F.2355. Invt.1. C.47.
6. Penza State Archive. F.2355. Invt.1. C.80.