DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10018
В.Е. Петровский
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ГОДЫ РЕГИОНОВ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ДЛЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПРИГРАНИЧНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. Рассмотрены актуальные аспекты российско-китайского приграничного и межрегионального сотрудничества. По мнению автора, именно оно является главным резервом поступательного развития двусторонних отношений в целом. Исходя из необходимости стратегического планирования российско-китайских отношений, рассмотрены проблемы и перспективы приграничного и межрегионального сотрудничества России и Китая, которое обретает новую динамику в связи с началом перекрестных Годов регионов.
Ключевые слова: российско-китайские отношения, приграничное и межрегиональное сотрудничество, стратегическое планирование, перекрестные Годы регионов.
Развитие приграничного и межрегионального сотрудничества — неотъемлемая составляющая межгосударственных отношений и интеграционных процессов. Межрегиональное и приграничное сотрудничество традиционно является важным элементом комплекса
торгово-экономических отношений РФ и Китая, что предопределяется географической близостью двух стран, наличием общей границы протяженностью 4300 км и тесными культурно-историческими связями их народов.
КНР занимает первое место в рейтинге стран, которые, по мнению жителей России, являются самыми важными и ценными партнерами для РФ. Именно с Китаем у России складываются наиболее дружественные отношения — считают 62 % респондентов по итогам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в середине 2017 г. среди 1500 опрошенных в 104 населенных пунктах РФ1.
На фоне экономической глобализации и региональной интеграции важными аспектами в развитии двусторонних отношений России и Китая становятся использование сравнительных преимуществ приграничных регионов (Дальнего Востока РФ и Северо-Востока Китая), стимулирование стратегического сотрудничества в этой области, повышение ее конкурентоспособности. Как подчеркивает в связи с этим китайская газета «Цанькао Сяоси», данные регионы находятся в непосредственной географической близости, и необходимо прилагать усилия для усиления обмена между народами обеих стран, укреплять взаимное доверие и поддерживать дружественные отношения. Общие интересы в таком случае станут движущей силой для содействия экономическому развитию на местном уровне. Это принесет пользу приграничным регионам и создаст внутри них благо приятный социальный климат. Исходя из этого, российское и китайское правительства должны оказывать большое внимание гармоничному развитию регионального сотрудничества. За последнее десятилетие китайское правительство подготовило ряд стратегических планов государственного значения по возрождению и ускорению развития Северо-Восточного региона КНР. Ключевой упор здесь делается на открытость внешнему миру, стабильное развитие, оптимизацию и модернизацию промышленной структуры, а также введение институциональных инноваций2. Как полагает автор вышеуказанной статьи, за последние 5 лет в области сотрудничества, основанного на общности интересов двух стран, были достигнуты следующие результаты:
• наблюдается постоянный рост объема торговли. В настоящее время КНР является крупнейшим торговым партнером рос-
сийского Дальнего Востока, крупнейшим источником его импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — оптимизируется. В дополнение к непрерывному расширению традиционного торгового ассортимента доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также растет;
• создан механизм консультаций для достижения гармоничного развития соседних регионов. Правительства двух стран и соответствующие ведомства постепенно сформировали ряд двусторонних форматов для усовершенствования модели и способов ведения торгово-экономического сотрудничества, содействия росту торговли и понижению торговых барьеров, укреплению пограничного строительства и координации норм соответствующего законодательства;
• кооперация, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью приграничного взаимодействия. Из общего объема иностранных инвестиций на российский Дальний Восток (98 млрд долл.), 80 % — вклад китайской стороны. В последние годы представители приграничных районов РФ и Китая открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, прилагают усилия для развития инфраструктурного строительства в регионе и способствуют дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и КНР вместе повышают технологический уровень сельскохозяйственной деятельности;
• трансграничная электронная коммерция, имеющая огромный потенциал развития, стала новой областью и новой платформой для российско-китайского трансграничного сотрудничества. Это содействовало открытию большего количества складов, совершенствованию логистики в регионе и развитию китайского интернет-бизнеса в целом;
• выполняются планы по совместному российско-китайскому строительству крупной инфраструктуры. После некоторой задержки с российской стороны началось сооружение второй половины трансграничного железнодорожного моста Тунц-зян-Нижнеленинское. Также после 20 лет ведения перегово-
ров было начато строительство автодорожного моста «Благо-вещенск-Хэйхэ». Китай и Россия обсуждают сотрудничество в сфере строительства автомагистрали «Приморье-1» и «Примо-рье-2», а также в области реконструкции базовой инфраструктуры, необходимой для сопряжения проекта «Один пояс, один путь» и проекта развития Дальнего Востока3.
В сфере развития приграничного и межрегионального сотрудничества восточных регионов России с Китаем сторонами уже подписано несколько документов и ныне готовится целый ряд соглашений4. Успешным примером российско-китайского межрегионального взаимодействия может служить действующий с 2012 г. двусторонний механизм сотрудничества между Приволжским федеральным округом и регионами верхнего, среднего течения реки Янцзы, который в 2016 г. получил статус Совета по сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы (Совет по межрегиональному сотрудничеству «Волга—Янцзы»).
Сначала механизм межрегионального взаимодействия «Волга-Янцзы», охватывающий 14 субъектов Приволжского федерального округа и 6 регионов верхнего, среднего течения реки Янцзы (провинции Аньхой, Сычуань, Хубэй, Хунань, Цзянси и город центрального подчинения Чунцин), был запущен в формате «круглого стола» руководителей регионов под председательством полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабича и члена Госсовета КНР Ян Цзечи. Ныне в рамках Совета реализуются соглашения в сфере сельского хозяйства, производства оборудования, строительных материалов и продуктов питания, сооружения коммерческой и жилой недвижимости, химической промышленности, туризма.
Результатом работы Совета стало подписание 27 межрегиональных соглашений. В проработке находятся 68 инвестиционных проектов, 21 из них — в высокой стадии подготовки и 47 прорабатываются для последующей реализации в регионах. Подготовлены также 77 проектов в гуманитарной сфере, из которых около 40 уже реализованы по образовательным программам и обменам, а также в области культуры5.
В 2015 г. был создан Совет сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. Миссия Совета заключается в расширении кооперации в сфере инвестиций, логистики, освоении ресурсов, в переработке сельхозпродукции и модернизации транспортной инфраструктуры.
20 октября 2016 г. в Пекине под руководством заместителя председателя правительства РФ — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева и заместителя премьера Госсовета КНР Ван Яна состоялось второе заседание Совета сотрудничества регионов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. Во встрече участвовали также министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А.С. Галушка и главы семи субъектов Дальневосточного федерального округа.
Стороны договорились о преобразовании механизма в межправительственную Российско-китайскую комиссию по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР. Комиссия была учреждена по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая 7 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге.
Дополнительным стимулом для взаимовыгодного взаимодействия может послужить работа Совета по межрегиональному сотрудничеству в рамках обновленной структуры Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.
В июле 2017 г. в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву лидеры России и Китая договорились, используя опыт сотрудничества в рамках вышеуказанных межправительственных механизмов, «расширять охват и сферы межрегионального взаимодействия; содействовать реализации значимых проектов двустороннего сотрудничества, в том числе с использованием механизма Российско-китайского инвестиционного фонда по развитию регионального сотрудничества; создать механизм сотрудничества по развитию острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао), включая природоохранные мероприятия»6.
Накануне нового, 2018 г. председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин, премьер КНР Ли Кэцян и его российский коллега Дмитрий Медведев соответственно направили друг
другу поздравительные письма, в которых объявили 2018—2019 гг. «годами сотрудничества между регионами двух стран».
В рамках официальной церемонии открытия перекрестных годов 7 февраля 2018 г. в Харбине состоялась рабочая встреча сопредседателей межправительственной Российско-китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР, которую провели заместитель председателя правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и заместитель премьера Государственного совета КНР Ван Ян. Они обсудили итоги торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества регионов, механизмы привлечения на Дальний Восток китайских инвестиций, реализацию действующих российско-китайских инвестиционных проектов, в частности международного транспортного коридора «Приморье-1». «Китай сегодня является главным внешнеэкономическим партнером по развитию Дальнего Востока России, объем инвестиций в территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток по уже действующим проектам — 3,5 млрд долл., в портфеле еще находится около 30 млрд долл.», — отметил Ю. Трутнев7.
Правительство пров. Хэйлунцзян к июню 2018 г. планирует создать инвестиционный фонд с первоначальным капиталом в 5 млрд юаней для финансирования проектов на территории Северо-Восточного Китая и российских регионов. Фонд создается при содействии межрегионального совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития и Государственной инвестиционной компании пров. Хэйлунцзян. Получить поддержку фонда смогут предприятия всех регионов России, не только Дальнего Востока. Главное
внимание будет уделяться энергетическим и инновационным науко-
8
емким проектам .
Как заявил председатель Общества российско-китайской дружбы, председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дм. Мезенцев, в 2018 г. будет удвоено число региональных отделений Общества. Российская сторона рассматривает в перспективе вариант сотрудничества, при котором каждый регион будет иметь взаимные связи с той или иной китайской провинцией. Учитывая практику работы российских коллег, Общество китайско-рос-
сийской дружбы также предполагает создание своих региональных отделений в ряде провинций КНР9.
К сегодняшнему дню уже сложились 234 партнерские пары между регионами России и Китая. Субъекты Российской Федерации заключили договоры о сотрудничестве со всеми городами центрального подчинения Китая, с 18 провинциями и 4 автономными районами. В число субъектов РФ — основных экономических партнеров Китая — входят Москва, Санкт-Петербург, Костромская и Сахалинская области, Приморский и Хабаровский края и др.
Важный резерв развития двустороннего приграничного и межрегионального сотрудничества — совместная работа по упрощению визового режима между Россией и Китаем. В начале сентября 2016 г. спикер Совета Федерации В. Матвиенко заявила в ходе рабочего визита в КНР, что на высшем политическом уровне принято решение открыть генконсульство РФ в Ухане и генконсульство КНР в Каза-ни10. Предполагается, что эта работа может быть завершена в 2018 г. Консульский округ генконсульства РФ в Ухане будет включать в себя провинции Хубэй, Хунань, Гуйчжоу, Сычуань и г. Чунцин, а границы консульского округа генконсульств КНР в Казани — охватывать территорию Приволжского федерального округа.
В августе 2017 г. в свободном порту Владивосток стал действовать упрощенный визовый режим. Граждане 18 стран, включая КНР, могут подать заявку на получение электронной визы на специализированном сайте за 4 дня до предполагаемого въезда и бесплатно получить электронную визу. С 1 января 2018 г. с помощью электронной визы можно будет приехать на Камчатку и Сахалинскую область. Для этого будут работать 11 пунктов пропуска. С 2018 г. планируется открытие железнодорожных пунктов пропуска «Пограничный», «Ха-сан», «Махалино», автомобильных пунктов пропуска «Полтавка», «Турий Рог», морских пунктов пропуска «Зарубино», «Петропавловск-Камчатский», «Корсаков» и «Посьет»11.
Для того, чтобы придать двусторонним отношениям предсказуемый и поступательный характер, необходимо «конвертировать» высокий уровень взаимного политического доверия, как не раз подчеркивалось в совместных документах, «не только в результаты практического сотрудничества», но и в связанную с этой задачей
устойчивую и стабильную работу институтов межгосударственного взаимодействия.
В связи с этим представляется целесообразным сосредоточиться на выработке алгоритмов и механизмов стратегического планирования российско-китайского сотрудничества, которые помогли бы сторонам обеспечить взаимную предсказуемость, а также окончательно определить взаимоприемлемые рамки и границы стратегического партнерства, не перерастающего в военно-политический союз.
В современных российско-китайских отношениях преобладает «ситуативный» подход (реагирование на возникающие вызовы и возможности): существующие элементы планирования представляют собой не более чем список мероприятий в разных секторах сотрудничества, а не взаимосогласованное представление о векторе движения, имея в виду его начальную точку, желаемый конечный результат и способы (маршруты) его достижения. С учетом этого обстоятельства необходимо именно развернутое и детальное стратегическое планирование двустороннего сотрудничества в его ключевых областях (военно-техническое взаимодействие, атомная энергетика, космос и пр.). При этом необходимость стратегического планирования в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества РФ и КНР (в контексте сопряжения «Экономического пояса Шелкового пути» и евразийской интеграции в рамках ЕАЭС) представляется наиболее очевидной.
Важно учитывать, что существующая в РФ законодательная база, в частности Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ) и Проект Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» (№ 75537-4), предлагает алгоритм стратегического планирования, который в корне отличается от практиковавшегося ранее. В частности, от того алгоритма, который использовался при подготовке ныне действующей «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 гг.)».
Эта программа, носящая преимущественно декларативный характер и не дополненная «дорожной картой» по ее практической реализации, скорее всего, останется в основном не выполненной.
В целом, в стратегическом планировании российско-китайского сотрудничества нужно действовать на основе следующих ключевых подходов:
• «индуктивное» (снизу вверх) стратегическое планирование на базе учета нужд и потребностей экономики приграничных регионов и местного бизнес-сообщества, разработка планов приграничного и межрегионального сотрудничества с опорой на первичные эмпирические и статистические данные, получаемые от региональных экономических акторов;
• «интерактивное» (с вовлечением партнеров) стратегическое планирование, координируемое с администрацией и экономическими акторами приграничных провинций КНР.
Опыт развития приграничного сотрудничества с Китаем и другими странами АТР показывает важность совершенствования и унификации программно-концептуальной и законодательной базы приграничного сотрудничества.
В частности, следует привести эту базу в соответствие с Федеральным законом РФ от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Так, реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» требует корректировки с учетом создания территорий опережающего развития. Кроме того, в обновленную редакцию ФЦП необходимо заложить кластерный подход на принципах государственно-частного партнерства для реализации комплексных инвестиционных проектов.
В целях ускоренного и сбалансированного развития приграничного и межрегионального сотрудничества необходимо предпринять дополнительные меры по формированию механизмов координации деятельности участников приграничного сотрудничества, требующей согласования в контексте обеспечения интересов национальной безопасности РФ.
В частности, ст. 9 Проекта Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» (№ 75537-4) можно дополнить положением о том, что одной из форм взаимодействия участников приграничного сотрудничества могут стать постоянные (временные) межведомственные комиссии по приграничному со-
трудничеству для координации интересов национальной безопасности и социально-экономического развития приграничных территорий.
Также представляется целесообразным, в соответствии со ст. 26—29 «Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» (утвержденного Указом Президента РФ от 6 мая 201 7. № 590), предложить Секретариату Совета Безопасности РФ создать межведомственную комиссию по вопросам приграничного сотрудничества для координации деятельности его участников, необходимой для более полного обеспечения интересов национальной безопасности РФ.
Примечания
1 Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2018-01/16/c_13689 9674.htm
2 Цзян И. Сможет ли Дальний Восток стать «российским Шэньчжэнем»? 02.10.2017. URL: https://inosmi.ru/politic/20171002/240401229.html
3 Там же.
4 См., в частности: Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 4. С. 41, 42.
5 URL: http://tass.ru/ekonomika/4341445
6 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. 04.07.2017 г. URL: http://kremlin.ru/supplemen t/5218
7 Века Екатерина. Перспективы межрегионального сотрудничества обсудили вице-премьеры России и Китая. URL: http://www.otvprim.ru/society/primorskij -kraj_07.02.2018_60926_perspektivy-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-obsudili-vitse -premjery-rossii-i-kitaja.html
8 Китайские власти к июню 2018 г. создадут фонд для инвестиций в регионы РФ. URL: http://russian-chinese.com/2018/02/08/kitajskie-vlasti-k-iyunyu-2018-god a-sozdadut-fond-dlya-investicij-v-regiony-rf/
9 URL;https://news.rambler.ru/other/38749001/?utm_content=rnews&utm_med ium=read_more&utm_source=copylink
10 URL: https://realnoevremya.ru/articles/78338-konsulstvo-knr-otkroetsya-v-ka zani-ne-ranshe-2018-goda
11 URL: https://www.newsvl.ru/society/2017/09/29/163463/#ixzz58OAnvVGT