Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 3. С. 107-119 Научная статья УДК 327
ао1:10.17323/1996-7845-2023-03-06
Перекрестное членство Замбии в САДК и КОМЕСА1
Ч. Сингува, Г. Сингува
Сингува Чимука — аспирант направления «Международные отношения» (кафедра теории и истории международных отношений); ассистент кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов (РУДН); Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; ОКСГО: Шр8://огс1± о^/0000-0002-0812-9234; [email protected]
Сингува Госпел — студент направления «Политология» (кафедра сравнительной политологии) Российского университета дружбы народов (РУДН); Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; [email protected]
Аннотация
Стремление Африки к интеграции сильнее, чем у любого другого континента. Эта цель привела к неустойчивой ситуации, когда африканские страны зачастую входят в состав двух и более региональных образований. Важно подчеркнуть, что независимо от общих целей любого африканского регионального экономического сообщества большинство стран-участниц будут ставить свои национальные интересы превыше всего остального. В результате некоторые страны, например Замбия, избрали стратегию перекрывающегося членства, входя в различные организации региона.
Целью исследования является объективный анализ перекрывающегося членства как преимущества и препятствия на пути региональной интеграции. В данной статье в качестве примера использован опыт Замбии в САДК и КОМЕСА. С помощью реалистической теории и теории интеграции рассматривается перекрывающееся членство Замбии в региональных экономических сообществах (РЭС) — САДК и КОМЕСА. Авторы приходят к выводу, что хотя Замбия является активным участником обоих региональных сообществ и получает выгоды, двойное членство в САДК и КОМЕСА сопряжено с экономическими и правовыми проблемами.
Ключевые слова: Замбия, перекрывающиеся членства, региональная интеграция, Африка, КОМЕСА, САДК, региональные экономические сообщества, РЭС
Для цитирования: Сингува Ч., Сингува Г. Перекрестное членство Замбии в САДК и КОМЕСА // Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 3. С. 107—119 (на русском и английском языках). <М:10.17323/1996-7845-2023-03-06
Введение
Процесс развития интеграции в Африке, берущий начало в панафриканском движении за объединение, многими рассматривается как решение комплекса политических
1 Статья поступила в редакцию 17.01.2023.
и экономических проблем континента. Концепция интеграции была принята на вооружение лидерами новых независимых африканских государств, освободившихся от колониального управления. Их интересы были обусловлены стремлением к наращиванию торговли и улучшению координации социально-экономической политики наряду с решением политических вопросов. Череда признаний независимости африканских стран вкупе с множеством последовавших встреч на высшем уровне позволили накопить ценный опыт, на основе которого 26 мая 1963 г. была создана Организация африканского единства.
Кроме того, лидеры стран Африки нередко акцентировали важность улучшения координации и гармонизации действий в рамках многочисленных экономических объединений на континенте. В этом контексте наиболее важными шагами стали Абуджий-ский договор, на основании которого было учреждено Африканское экономическое сообщество. Высокая важность данного решения подчеркивается в гл. 19 Договора, а средствами его реализации являются координация, гармонизация и прогрессивная интеграция региональных экономических сообществ. Договор призывает страны-члены содействовать координации и гармонизации многосторонних действий в рамках региональных экономических сообществ с повесткой работы Сообщества.
Несмотря на то что в указанных документах прямо нигде не указывается стремление к рационализации многостороннего сотрудничества, лидеры стран Африки и лица, принимающие решения, в основном отдают отчет в том, что реализация поставленных целей региональной интеграции сталкивается с явлением пересекающегося членства стран континента в различных экономических объединениях. Сравнительно недавно в Африке были сформированы несколько новых экономических блоков, например Сообщество развития юга Африки (САДК) и Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).
Вопреки усилиям Африканского союза, ситуация в отношении пересекающихся институциональных структур региональных экономических объединений напоминает «тарелку спагетти», что значительно усложняет процесс интеграции континента, потому что страны-члены принимают на себя слишком много политических и институциональных обязательств. Более того, пересекающийся характер членства зачастую приводит к дублированию возлагаемых на региональные структуры функций. В результате объем затрачиваемых на их поддержание ресурсов значительно превышает создаваемые ими блага.
Стремление выйти из тупика, созданного перекрестным членством, стало основным мотивом создания более крупных зон свободной торговли, таких как Африканская континентальная зона свободной торговли, которая охватывает большую часть территории Африки и призвана разрешить проблему перекрестного членства в регионах Восточной и Южной Африки.
Методология исследования
Настоящее исследование основывается на вторичных источниках. Авторы принимают во внимание ранее опубликованные исследования и отчеты Экономической комиссии для Африки и Комиссии Африканского союза наряду с публикациями региональных экономических объединений, таких как САДК и КОМЕСА.
Обзор литературы
Региональные соглашения, ставшие основой САДК и КОМЕСА, показывают, что региональная экономическая интеграция занимает центральное положение в планах
экономического развития стран региона [Актяуе^, ЮЬге^ 1998]. Тем не менее в своей работе С. Ругумаму [Я^итяти, 2004] отмечает, что в Восточной и Южной Африке пересечение различных экономических объединений достигло ранее невиданного масштаба. Перекрестное участие стран региона в экономических соглашениях, примером чего может служить кейс Замбии, стало поводом для длительной дискуссии. В рамках конкретного региона интересы государств-членов совпадают, в связи с чем формирование региональных экономических блоков представляется закономерным сценарием развития событий. Несмотря на это, вопреки схожести интересов, большинство стран все же ставят превыше всего собственный интерес [Amuhaya, 2018, р. 56—61]. В результате некоторые страны, такие как Замбия, делают выбор в пользу перекрестного участия в нескольких объединениях в рамках одного региона. Конкретно случай Замбии, а именно ее перекрестное членство в САДК и КОМЕСА, значительно осложняет развитие региональной интеграции.
Участие Замбии в региональных экономических сообществах
Региональные экономические сообщества (РЭС) объединяют множество стран Африки. Существующие РЭС прошли разные пути развития, обладают несхожей структурой и ставят независящие друг от друга цели. Важно отметить, что все РЭС ориентируются на упрочение экономических связей между странами-членами в пределах одного региона, а также на всем пространстве Африканского экономического сообщества, созданного на основании Абуджийского договора 1991 г. РЭС имеют большое значение для координации усилий членов Африканского союза (АС) в ключевых областях сотрудничества, таких как развитие и улучшение качества управления, обеспечение мира и безопасности [Biswaro, 2012].
Многие признанные африканские региональные экономические сообщества — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭСГЦА), Союз арабского Магриба (САМ), Межправительственный орган по развитию (МОВР), Сообщество сахело-сахар-ских государств (СЕН-САД), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Сообщество развития Юга Африки (САДК) и Восточноафриканское сообщество (ВАС) — тесно интегрированы в работу АС и являются его частями. Взаимовыгодные отношения между АС и признанными РЭС закреплены Абуджийским договором и Учредительным актом АС, а также Меморандумом о взаимопонимании (МОВ) о сотрудничестве в области безопасности и мира между АС, РЭС и координационными механизмами региональных резервных бригад Восточной и Северной Африки [Костюнина, 2006, с. 44-53].
Тем не менее в Южной и Восточной Африке между РЭС нередко возникает явление перекрестного членства. Эта ситуация накладывает отпечаток на издержки и выгоды региональной интеграции.
Рост и усиление региональной экономической интеграции связаны с тенденцией вступления одной страны в несколько региональных экономических сообществ. Замбия — страна на юге Африки, не имеющая выхода к морю, характеризуется как политически стабильная. На протяжении многих лет основу ее экономики составляет экспорт меди; 77% экспорта приходится на добычу полезных ископаемых без добавленной стоимости, на которую существенно влияют изменчивые мировые цены на сырьевые товары. Экономика Замбии нуждалась в диверсификации и добавлении стоимости
к экспортируемому сырью. В результате правительство Республики Замбия в VII Национальном плане развития (7НПР) на 2017—2021 гг. приняло обязательство построить диверсифицированную и устойчивую экономику в интересах долгосрочного роста и социально-экономических преобразований, опираясь, в частности, на сельское хозяйство. Приоритетными областями экономики были также объявлены туризм и промышленность.
Ангола
Ботсвана
Лесото
ЮАР
Намибия
Мозамбик
Коморы
Эсватини
Малави
Сейшелы
Зимбабве
ДРК
Мадагаскар
Маврикий
Замбия
Джибути
Египет
Эритрея
Эфиопия
Ливия
Судан
Сомали
Тунис
Рис. 1. Перекрестное членство в РЭС в Южной и Восточной Африке
Источник: Составлено авторами на основе [АтиИауа, 2020, р. 100].
Высокая численность городского населения обусловлена расположением крупных городов вдоль железнодорожных линий и вблизи крупных медных рудников. Несмотря на последовательный экономический рост страны в период с 1990 по 2015 г., бедность оставалась наиболее серьезным препятствием для национального развития. Правительство Замбии предпринимало целенаправленные попытки снизить долговое бремя за счет увеличения внутренних доходов от местной и международной торговли.
Импортные и экспортные товары Замбии должны пересекать множество границ и государств на пути к морским портам, поскольку страна не имеет выхода к морю. Основными морскими портами страны для импорта и экспорта являются порт Дар-эс-Салам в Танзании и порт Дурбан в ЮАР. Эти маршруты сопряжены с многочисленными задержками и нетарифными барьерами (НТБ).
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) и Сообщество по развитию Юга Африки (САДК) — два крупнейших региональных экономических сообщества Замбии. Правительство страны намерено расширить торговлю с соседями за счет снижения торговых барьеров и улучшения условий торговли. Однако членство страны в нескольких РЭС создает административные проблемы, связанные с управлением несколькими торговыми режимами, правилами и стандартами.
Замбия входит в КОМЕСА и САДК, которые в 2008 г. заключили соглашение о свободной торговле (ССТ). Деятельность КОМЕСА направлена на снижение или устранение торговых и неторговых барьеров для накопления выгод от интеграции. С другой стороны, САДК — это региональное экономическое сообщество, призванное содействовать развитию экономической торговли и удовлетворению коллективных потребностей в области политической безопасности. Различные подходы САДК и КОМЕСА к региональной интеграции определяются изначально разной политикой. В долгосрочной перспективе развитие САДК и КОМЕСА, вероятно, приведет к разным результатам поэтому по мере вступления стран в обе РЭС могут возникнуть конфликты целей и интересов.
Следует отметить, что декларируемая цель РЭС Южной и Восточной Африки — создание Таможенного союза (ТС). Однако членство более чем в одном таможенном союзе для одного государства технически невозможно. В настоящее время государствам — членам САДК и КОМЕСА, имеющим несколько членств, приходится взвешивать издержки и выгоды от вхождения в ту или иную группу ТС. Концентрация только на тарифах и недополученных доходах означает упущение некоторых более фундаментальных аспектов региональной интеграции [Panke, Stapel, 2018, p. 635—662]. Даугерт и Пфальцграфф определяют интеграцию как «процесс, ведущий к состоянию политической общности». Процесс интеграции воспринимается теоретиками интеграции как консенсусный, основанный главным образом на выработке общих норм, ценностей, интересов или целей [Amuhaya, 2018, p. 53-56].
Иногда государства предпочитают не вступать в РЭС, в основном по экономическим причинам. Например, Танзания — член САДК, присоединилась к КОМЕСА, а затем вышла из его состава. Имеющаяся литература показывает, что она получит больше выгод в КОМЕСА, чем в САДК, тем не менее правительство страны проигнорировало эти факты только из-за доминирования Кении в ВАС — РЭС, членом которого является Танзания [Amuhaya, 2018, р. 53—61]. В этом отношении сохранение членства Танзании в САДК наиболее наглядно показывает, что не только экономические факторы играют роль в принятии решений о членстве в региональном торговом блоке. Аналогичное членство, как правило, обусловлено тем, что одна региональная группа способна удовлетворить лишь некоторые стратегические, политические или экономические потребности стран-участниц [Amuhaya, 2018, p. 53—61].
Замбия подписала Африканское континентальное соглашение о свободной торговле (АКФТА) и ратифицировала соглашение в 2021 г. В рамках АКФТА реализуются различные протоколы, способствующие развитию торговли товарами и услугами на континенте. Ожидается, что после полной реализации соглашение позволит обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и лиц, участвующих в предпринимательской деятельности [Фитуни, Абрамова, 2017, с. 14—27]. Замбия подписала Африканское континентальное соглашение о свободной торговле, но еще не завершила свое полноценное участие в соглашении и запросила дополнительное время для консультаций с представителями частного сектора. Скорее всего, это связано с тем, что соглашение подписали все 55 стран Африки, а ратифицировали — только 43.
Почему Замбия выбирает перекрестное членство в РЭС
В этом разделе статьи представлен описательный обзор опыта Замбии в области пересекающегося регионализма. Анализ позволит лучше понять исторический контекст сразу по трем важнейшим аспектам: национальное строительство Замбии; участие Замбии в создании КОМЕСА и САДК и эволюция перекрестного членства в двух РЭС; а также предпринятые ранее и текущие шаги по смягчению последствий дублирования членства.
Получив в 1964 г. независимость от Великобритании, новое правительство Замбии попыталось объединить страну, состоящую из десятков этнических групп, каждая из которых имеет свой язык и обычаи. Это оказалось непростой задачей. Первые демократические выборы были затруднены этнолингвистическим соперничеством [Simson, 1985, р. 15]. В ответ на беспорядки и в интересах укрепления национального единства президент К. Каунда объявил Замбию однопартийным государством. Суверенитет Замбии стал ценностью, а государственное строительство — первостепенной задачей. Национальный девиз и идеал «Одна Замбия — одна нация», придуманный Каундой, популярен в Замбии и сегодня.
Одновременно с усилиями Замбии по созданию единого и стабильного государства происходило объединение усилий с другими африканскими странами в рамках различных программ региональной интеграции. Два РЭС — КОМЕСА и САДК, несомненно, являются наиболее амбициозными из всех подобных проектов. Они выступают в качестве жизненно важных игроков, мандаты которых варьируются от торговли и рыночной интеграции до управления национальными ресурсами, вопросов мира и безопасности. Однако двойное членство Замбии в КОМЕСА и САДК создает препятствия как для страны, так и для региональной интеграции в целом.
Первый и наиболее важный факт заключается в том, что Замбия — один из основателей и КОМЕСА, и САДК. История КОМЕСА началась почти четыре десятилетия назад, с момента создания его предшественника — Зоны преференциальной торговли (ЗПТ). Пакт о ЗПТ был подписан в Лусаке в 1981 г., а официальная инаугурация состоялась в том же городе в 1982 г. [А^1т, 1983, р. 685]. В то время Замбия имела особенно прочные отношения с ПТА. Аналогичным образом Замбия сыграла важную роль в формировании предшественника САДК — Конференции Сообщества по развитию Юга Африки (САДКК), которая также была создана в Лусаке в 1980 г. [Bokeriya, СЫтикЕ, 2023, р. 49—56].
И ЗПТ, и САДКК преследовали политические цели и были заинтересованы в экономическом развитии. Однако эти два РЭС принципиально различались в важнейших областях: ЗПТ выступал за экономическое сотрудничество, интеграцию рынков и либерализацию торговли, в то время как САДКК стремился к развитию через более неформальные и гибкие формы сотрудничества [Бтаг, 2010, р. 217—232]. САДКК был создан так называемыми прифронтовыми государствами с целью подорвать экономическую зависимость ЮАР от апартеида. Поначалу считалось, что САДКК имеет преимущественно политический характер, а ЗПТ — экономический. Состав членов двух объединений пересекался в более значительной степени, чем их сфера компетенций. Вскоре ситуация изменилась.
С момента возвращения страны к многопартийной системе в 1991 г. власть трижды мирно переходила в результате демократических выборов, причем каждый раз от одной оппозиционной партии к другой (Объединенная партия национальной независимости (и№Р), 1991 г. — партия «Движение за многопартийную демократию» (ММБ), 2011 г. —
партия «Патриотический фронт» (PF), 2021 г. — Объединенная партия национального развития (UPND)). Политическая стабильность Замбии является ее преимуществом, так как благоприятствует участию страны в интеграционном процессе на континенте.
Замбия — развивающаяся страна, которая в 2011 г. достигла статуса страны со средним уровнем дохода. На протяжении первого десятилетия XXI в. экономика Замбии была одной из самых быстрорастущих в Африке, а ее столица Лусака — самым быстрорастущим городом в Южноафриканском регионе [Southern African Development Community, 2022]. Однако из-за отсутствия договоренностей между предыдущими правительствами и кредиторами в 2022 г. Замбия стала первой в Африке, допустившей дефолт по своим долгам, объем которых оценивается в 12,7 млрд евро. Треть из них приходится на китайских кредиторов. Новое правительство Замбии во главе с президентом Хакаинде Хичилемой добилось огромных успехов в восстановлении экономики, поддержания доверия зарубежных партнеров и платежеспособности страны спустя два года после прихода к власти в стране с огромным накопленным объемом международного долга.
Экономика Замбии — одна из самых сильных в регионе. Ожидается, что она будет развиваться еще более быстрыми темпами в результате проведения различных важных политических мероприятий. Vision 2030 — это долгосрочный перспективный план, направленный на достижение к 2030 г. процветающего статуса страны со средним уровнем дохода за счет создания условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту. Это одна из первоочередных мер. Поэтому наиболее разумной и практичной реакцией стало решение Замбии использовать дублирующее членство, или принадлежность к нескольким РЭС, в качестве тактики достижения конкретных целей.
Хотя дублирование членства в различных РЭС может быть дорогостоящим, наличие нескольких РЭС дает множество преимуществ, поскольку большинство из них были созданы для конкретных целей, а не как строительный блок для Африканского экономического сообщества [Amuhaya, 2018, p. 53-61].
С точки зрения торговой политики Замбия занимает достаточно выгодное положение в регионе. Как участник соглашений о свободной торговле САДК и КОМЕСА она входит в число немногих стран, чей экспорт может беспошлинно поступать на рынки как севера, так и юга Африки. Помимо основной причины двойного членства Замбии - доступа к рынку - эти соглашения о свободной торговле создали институциональную базу, позволяющую участникам устранять торговые барьеры, особенно те, которые связаны с упрощением процедур торговли и региональной инфраструктурной политикой, что является важнейшей проблемой для Замбии. Кроме того, Замбия обладает значительной гибкостью в регулировании своих внерегиональных тарифов и международных торговых отношений, поскольку САДК и КОМЕСА являются соглашениями о свободной торговле, а ее обязательства перед Всемирной торговой организацией (ВТО) не носят ограничительного характера.
Кроме того, членство Замбии в САДК и КОМЕСА позволяет политическому руководству страны усиливать влияние страны в регионе и продвигать ее национальные интересы в области экономического развития и борьбы с бедностью. Участие Замбии в САДК и КОМЕСА дает возможность главе государства и правящей элите встречаться с другими лидерами для укрепления личных дружеских отношений и получения международной поддержки и признания, что косвенно укрепляет их политическую власть в Замбии.
САДК и КОМЕСА предлагают широкий рынок для замбийской продукции. Кроме того, через зону свободной торговли КОМЕСА Замбия получает беспошлинный до-
ступ к нескольким рынкам в Южной и Восточной Африке. Двойное членство в САДК и КОМЕСА помогло расширить рынок экспорта и импорта Замбии. Если бы Замбия была только членом САДК, она не имела бы таких выгодных торговых возможностей [Alnas, 2009].
Несмотря на то что многие страны входят в несколько РЭС, и региональные тарифы, влияющие на внутрирегиональные торговые потоки, в основном отменены, торговля по-прежнему ограничивается сложными правилами, касающимися происхождения товаров. В рамках САДК правила происхождения товаров устанавливаются на уровне продуктов. А во внутрирегиональной торговле между странами — членами КОМЕСА действуют более простые правила происхождения [Babic, 2020]. Кроме того, многостороннее членство в различных РЭС, как правило, мешает сохранению приверженности взятым обязательствам, установленным региональными торговыми соглашениями, что препятствует реализации общих целей. Последовательность в действиях стран-членов региональной интеграции влечет за собой формирование внутренних институтов и национальной политики в соответствии с целями региональной интеграции и увеличения торговых потоков. Важно отметить, что для достижения главной цели любого регионального торгового соглашения требуется сближение институтов на определенном уровне, чему препятствует наличие множества участников. В различных африканских РЭС, таких как САДК, КОМЕСА и ВАС, правила происхождения товаров, тарифная сетка и период применения являются основными тремя факторами, при которых наличие множества членов осложняет торговый поток, поскольку они по-разному устанавливаются в различных РЭС и, таким образом, препятствуют увеличению торгового потока.
Перекрестное членство в нескольких РЭС также может привести к торговым конфликтам из-за разницы в тарифах. Например, страна, входящая в несколько РЭС, должна будет снизить тарифы для одной из стран-партнеров в соответствии с заключенным торговым соглашением [Mwanawina, 2011, p. 465—481]. Однако при этом она должна сохранить уровень тарифов в соответствии с другим соглашением. Кроме того, несколько членов могут быть склонны принуждать другие страны — участницы РЭС или торгового соглашения к заключению соглашения с третьей стороной. Так было в случае Южноафриканского таможенного союза (САКУ), когда ЮАР заключила торговое соглашение с Европейским союзом (ЕС), вынудив тем самым Лесото и Зимбабве заключить это соглашение. В результате они подверглись волатильности на рынке, что, в свою очередь, сказалось на показателях их внутрирегиональной торговли. Замбия тоже оказалась в затруднительном положении, поскольку в соответствии с торговым протоколом САДК согласилась отменить тарифы для стран-членов до нуля [Braude, 2008].
Соответственно, поскольку ЮАР является членом САДК, Замбия согласилась снизить тарифы в отношении ЮАР до нуля. С другой стороны, Замбия, будучи членом Таможенного союза КОМЕСА, согласилась на стандартный режим внешних тарифов для стран, не являющихся членами. Соответственно, поскольку ЮАР — член SADC, Замбия согласилась демонтировать тарифы в отношении ЮАР до нуля. С другой стороны, Замбия — член Таможенного союза COMESA — согласилась на стандартный режим внешних тарифов для стран, не являющихся членами КОМЕСА. Поскольку ЮАР не является членом КОМЕСА, внутренние правила блока на нее не распространяются [Ahmed, 2008]. Таким образом, соглашение САДК требует от Замбии, чтобы она снизила тарифы для ЮАР до нуля, однако по условиям КОМЕСА тарифы должны сохраняться на обычном уровне. Ситуацию, в которой оказалась Замбия, нельзя назвать иначе как тупиковой [Chingono, Nakana, 2008, p. 396-408].
К 2010 г. многие тарифные позиции Замбии были приведены в соответствие со стандартным внешним тарифом Таможенного союза САДК, но не с тарифами Таможенного союза КОМЕСА. Такая ситуация вынудила Замбию пойти на либерализацию тарифов и реформирование торговой политики. Возникла необходимость тщательно продумывать экономические и политические последствия. Руководство Замбии декларирует приверженность внутриблоковой солидарности и политике добрососедства, поддерживая дублирующее членство в САДК и КОМЕСА. Выход Замбии из одного из этих блоков маловероятен не только из-за реакции населения, но и зарубежных партнеров. Свою роль играют и глубокие исторические связи между Замбией и другими странами — членами РЭС. Вопреки результатам многочисленных исследований, указывающих на предпочтительность участия Замбии в одном из двух объединений в интересах максимизации выгоды, страна все равно стремится сохранить членский статус в обоих соглашениях. Экономические соображения в этой ситуации отходят на второй план — выход Замбии из САДК или КОМЕСА может быть воспринят прежними партнерами как предательство и ухудшит межгосударственные отношения.
Даже несмотря на значительный опыт либерализации торговли, достигнутый Замбией благодаря двойному членству в САДК и КОМЕСА, распространенные неторговые барьеры (НТБ) — бюрократические процедуры, ограничения в отношении происхождения товаров, запретительно дорогие импортные лицензии и др. — приводят к значительному удорожанию импорта. Довольно часто Замбия вводит ограничения на импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции, в частности кукурузы, в интересах защиты местных производителей и поддержания достаточного уровня предложения на внутреннем рынке. Кроме того, в стране действуют законодательные ограничения и нормативные акты, фактически запрещающие сельскохозяйственную продукцию, содержащую генетически модифицированные компоненты. К другим НТБ относятся законы о защите интеллектуальной собственности, преференциальный режим для государственных предприятий, требования относительно найма местных работников в сфере транспорта, а также чрезмерно громоздкое и нередко произвольное регулирование нетранспортной сферы. НТБ ограничивают выгоды от торговли, региональной интеграции и экономического сотрудничества.
Торговые потоки между странами с двойным членством в САДК и КОМЕСА также сильно сдерживаются высокими издержками, связанными со слабой региональной инфраструктурой и неэффективными таможенными процедурами (включая транспортные расходы, временные издержки, время транзита, терминалы, телекоммуникации и банковскую систему) [МиИаЫе, 2015, р. 417—425]. Эти торговые и транспортные издержки очень высоки и ставят экономику Замбии в невыгодное положение по сравнению с некоторыми соседними странами — физические и нефизические барьеры в торговле обусловливают высокие издержки. Например, в среднем замбийским компаниям требуется 44 дня и 2687 долл. США для экспорта стандартизированного контейнера с товарами океанским транспортом через страны-участницы, имеющие выход к океану. Эти расходы, связанные с торговлей, имеют значительный эффект. Для таких стран, как Замбия, не имеющих выхода к морю и зависящих от соседей в плане доступа к внешнему миру, они снижают торговые потоки и ограничивают доступ как к региональным, так и к международным рынкам. Кроме того, они препятствуют приходу новых компаний в экспортную отрасль и ограничивают доступ на неосвоенные рынки. Особенно сильно эти последствия сказываются на экспорте промышленных товаров, который часто зависит от доступа к недорогим импортным промежуточным ресурсам. В результате торговые издержки не позволяют Замбии диверсифицировать
свой экспортный портфель за счет привлечения новых экспортеров, рынков и товаров [Романчук, 2015, с. 44—53].
Еще одна проблема двойного членства Замбии в САДК и КОМЕСА заключается в том, что членские взносы требуют больших затрат на их уплату и обслуживание. Страна должна платить взносы во все РЭС, в которые она входит. Замбия все еще является развивающейся страной, то есть она испытывает очевидные финансовые трудности. Несмотря на то что Замбия — одна из наиболее развитых экономик юга Африки, более рациональной стратегией для Замбии было бы перенаправление части этих членских взносов на внутреннее развитие. Таким образом, Замбия должна учитывать свое геополитическое положение и потребности развития при принятии решений и реагировании на любые политические вызовы.
Заключение
В заключение следует отметить, что региональная интеграция по-прежнему играет важнейшую роль в обеспечении экономического развития Африки. Она остается одним из ключевых способов реализации экономического потенциала континента. Из-за многочисленных проблем, связанных с углублением интеграции, полная реализация ее экономического потенциала становится все более труднодостижимой. Причиной тому являются все более активное экономическое развитие и политические проблемы стран — участниц различных РЭС. Учитывая, что каждая страна уникальна и имеет свои собственные экономические интересы, перекрестное членство довольно часто рассматривается ими как эффективный способ решения задач в области развития. В то же время членство в различных РЭС может свидетельствовать о том, что руководство страны не слишком заинтересовано в развитии интеграции как таковой. В таких случаях собственные экономические и политические интересы ставятся во главу угла, нередко в ущерб интересам остальных стран-членов.
История перекрестного членства Замбии в САДК и КОМЕСА, безусловно, крайне занятна. Очевидно, что перекрестное членство приносит Замбии определенные выгоды, но и ставит перед ней ряд проблем. Новая трехсторонняя ЗСТ подорвет привилегированное положение Замбии как одновременного члена САДК и КОМЕСА. Поэтому ей будет выгодно участвовать в этом проекте только в том случае, если соглашение будет включать меры по упрощению процедур торговли, менее жесткие ограничения по происхождению товаров и другие шаги, направленные на снижение торговых издержек. В связи с этим в исследовании предлагается сосредоточить переговоры по Трехстороннему соглашению о свободной торговле на нетарифных аспектах сделки. Замбийская экономика получит значительные выгоды от новых, смелых соглашений по упрощению процедур торговли, которые значительно снизят торговые издержки.
Список источников
Костюнина Г.М. (2006) Интеграция в Африке // Международная экономическая интеграция: учебное пособие / под ред. Н.Н. Ливенцева. М.: Экономистъ. С. 297—320. Режим доступа: https://mgimo.ru/ 1ibrary/pub1ications/31193/ (дата обращения: 01.10.2023).
Романчук Е.С. (2015) Региональная валютно-финансовая интеграция на Юге Африки: проблемы и перспективы введения единой региональной валюты // Финансы и кредит. № 28 (652) С. 44—53. Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/regiona1naya-va1yutno-finansovaya-integratsiya-na-yuge-afriki-prob1emy-i-perspektivy-vvedeniya-edinoy-regiona1noy-va1yuty/viewer (дата обращения: 01.10.2023).
Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. (2017) Большие вызовы XXI века: Африка в глобальных торговых колла-борациях // Ученые записки Института Африки. Вып. 3 (40). С. 14-27.
Alemayehu G., Kibret H. (2002) Regional Economic Integration in Africa: A Review of Problems and Prospects with a Case Study of COMESA. Working Papers 125, Department of Economics, SOAS University of London, UK.
Alnas R. (2009) Why Overlapping Regionalism? Drivers of Zambia's Dual Memberships in COMESA and SADC: A Pluralism of Perceptions. Master's thesisю University of Gothenburg. Режим доступа: https://gu-pea.ub.gu.se/bitstream/handle/2077/61842/gupea_2077_61842_1.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 22.01.2023).
Amuhaya C. (2018) Kenya's Overlapping Membership in Regional Organizations // Asia and Africa Today. No. 9. P. 56-61. Режим доступа: https://doi.org/10.31857/S032150750000692-3
Amuhaya C. (2020) Osobennosti regional'noj integracii v Vostochnoj Afrike (1961-2019 gg.) (Issues of Regional Economic Integration in West Africa (1961-2019). PhD diss. Moscow: RUDN University, 2020.
Anglin D. (1983) Economic Liberation and Regional Cooperation in Southern Africa: SADCC and PTA // International Organization. Vol. 37. Issue 4. P. 681-711. Режим доступа: https://doi.org/10.1017/ S0020818300034810
Babic D. (2020) Challenges and Achievements of Integration Processes in Africa in Light of the New Continental Free Trade Agreement. Режим доступа: http://doi.fil.bg.ac.rs/pdf/journals/iipe_ria/2020-1179/iipe_ ria-2020-71-1179-4.pdf (дата обращения 22.01.2023).
Biswaro J.M. (2012) The Quest for Regional Integration in the Twenty First Century: Rhetoric Versus Reality: A Comparative Study. Dareselaam: Mkuki Na Nyota Publishers Ltd.
Bokeriya S., Chimuka S. (2023). SADCC as the First Step of Regional Integration in Southern Africa // Asia and Africa Today. No. 1. P. 49-56. doi: 10.31857/S032150750024037-2
Braude W. (2008) SADC, COMESA and the EAC: Conflicting Regional and Trade Agendas. Occasional Paper No 57. Institute for Global Dialogue. Режим доступа: https://igd.org.za/publication/igd-op-57/ (дата обращения: 01.10.2022).
Chingono M., Nakana S. (2008) The Challenges of Regional Integration in Southern Africa // African Journal of Political Science and International Relations. Vol. 10. P. 396-408. Режим доступа: https://www.academic-journals.org/app/webroot/article/article1381823504_Chingono%20and%20Nakana%20pdf.pdf (дата обращения: 01.10.2023).
Dirar L. (2010) Common Market for Eastern and Southern African Countries: Multiplicity of Membership Issues and Choices // African Journal of International and Comparative Law. Vol. 18. Issue 2. P. 217-232. Режим доступа: https://www.euppublishing.com/doi/full/10.3366/ajicl.2010.0005 (дата обращения: 01.10.2022).
Kelley J. (2010) The Role of Membership Rules in Regional Organizations. ABD Working Paper No 53. Asian Development Bank. Режим доступа: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/28527/wp53-membership-rules.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
Muhabie M.M. (2015) Multiplicity of African Regional Economic Communities and Overlapping Memberships: A Challenge for African Integration // International Journal of Economics, Finance and Management Sciences. Vol. 3. No. 5. P. 417-425. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.11648/j.ijefm.20150305.12
Mwanawina I. (2011) Regional Integration Versus National Sovereignty: A Southern African Perspective // Verfassung und Recht in Ubersee / Law and Politics in Africa, Asia and Latin America. Vol. 44. No. 4. P. 465481. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/43239617.
Panke D., Stapel S. (2018) Exploring Overlapping Regionalism // Journal of International Relations and Development. Vol. 21. No. 1. P. 635-662. Режим доступа: https://doi.org/10.1057/s41268-016-0081-x.
Rugumamu S. (2004) Africa's Search for Regional Cooperation and Integration in the 21st Century. The African Capacity Building Foundation.
Simson H. (1985) Zambia: A Country Study. Uppsala: Scandinavian Institute of African Studies. Режим доступа: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:277702/fulltext01.pdf (дата обращения: 01.10.2023).
Southern African Development Community (2022) Zambia: Country Commercial Guide. Режим доступа: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/zambia-trade-agreements (дата обращения: 22.01.2023).
International Organisations Research Journal, 2023, vol. 18, no 3, pp. 107-119 Original Article
doi:10.17323/1996-7845-2023-03-06
Zambia's Overlapping Membership in SADC and COMESA1
Ch. Singuwa, G. Singuwa
Chimuka Singuwa — PHD Student (International Relations), Department of Theory and History of International Relations, Assistant Lecturer at the Department of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN); 6 Miklouho-Maklaya Ulitsa, Moscow, 117198, Russia; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0812-9234; j [email protected]
Gospel Singuwa - Student (Political Science) Department of Comparative Political Science, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN); 6 Miklouho-Maklaya Ulitsa, Moscow, 117198, Russia; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0812-9234; [email protected]
Abstract
Africa's aspiration for integration exceeds that of any other continent. This goal has resulted in an unsustainable situation in which African countries frequently belong to two or more regional entities. It is vital to emphasize that regardless of the shared objectives of any African regional economic community, most members will prioritize their national interests over anything else. As a result of this predicament, some countries, such as Zambia, have chosen a strategy of overlapping membership, belonging to various organizations within the region. The studys goal is to objectively examine overlapping membership as a benefit and a barrier to regional integration. This article uses Zambia's experience in the Southern African Development Community (SADC) and the Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA) as a case study. This article examines Zambia's overlapping membership in these regional economic communities (RECs) using realist theory and integration theory. The author finds that, while Zambia is an active participant and reaps benefits in both regional communities, being a dual member of SADC and COMESA presents economic and legal challenges.
Keywords: Zambia, Overlapping Memberships, Regional Integration, Africa, COMESA, SADC, Regional Economic Communities, RECs
For citation: Singuwa Ch., Singuwa G. (2023) Zambia's Overlapping Membership in SADC and COMESA. International Organisations Research Journal, vol. 18, no 3, pp. 107-119 (in English). doi:10.17323/1996-7845-2023-03-06
References
Alemayehu G., Kibret H. (2002) Regional Economic Integration in Africa: A Review of Problems and Prospects with a Case Study of COMESA, Working Papers 125, Department of Economics, SOAS University of London, UK.
Alnas R. (2009) Why Overlapping Regionalism? Drivers of Zambia's Dual Memberships in COMESA and SADC: A Pluralism of Perceptions. Master's thesis, University of Gothenburg. Available at: https://gupea.ub. gu.se/bitstream/handle/2077/61842/gupea_2077_61842_1.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 22 January 2023).
Amuhaya C. (2018) Kenya's Overlapping Membership in Regional Organizations. Asia and Africa Today, no 9, pp. 56-61. Available at: https://doi.org/10.31857/S032150750000692-3
Amuhaya C. (2020) Osobennosti regional'noj integracii v Vostochnoj Afrike (1961-2019 gg.) (Issues of Regional Economic Integration in West Africa (1961-2019). PhD diss. Moscow: RUDN University, 2020.
1 This article was submitted 17.01.2023.
Anglin D. (1983) Economic Liberation and Regional Cooperation in Southern Africa: SADCC and PTA. International Organization, vol. 37, issue 4, pp. 681-711. Available at: https://doi.org/10.1017/S0020818300034810
Babic D. (2020) Challenges and Achievements of Integration Processes in Africa in Light of the New Continental Free Trade Agreement. Available at: http://doi.fil.bg.ac.rs/pdf/journals/iipe_ria/2020-1179/iipe_ria-2020-71-1179-4.pdf (accessed 22 January 2023).
Biswaro J.M. (2012) The Quest for Regional Integration in the Twenty First Century: Rhetoric Versus Reality: A Comparative Study. Dareselaam: Mkuki Na Nyota Publishers Ltd.
Bokeriya S., Chimuka S. (2023). SADCC as the First Step of Regional Integration in Southern Africa. Asia and Africa Today, no 1, pp. 49-56. doi: 10.31857/S032150750024037-2
Braude W. (2008) SADC, COMESA and the EAC: Conflicting Regional and Trade Agendas. Occasional Paper No 57, Institute for Global Dialogue. Available at: https://igd.org.za/publication/igd-op-57/ (accessed 1 October 2022).
Chingono M., Nakana S. (2008) The Challenges of Regional Integration in Southern Africa. African Journal of Political Science and International Relations, vol. 10, pp. 396-408. Available at: https://www.academicjournals. org/app/webroot/article/article1381823504_Chingono%20and%20Nakana%20pdf.pdf (accessed 1 October 2023).
Dirar L. (2010) Common Market for Eastern and Southern African Countries: Multiplicity of Membership Issues and Choices. African Journal of International and Comparative Law, vol. 18, issue 2, pp. 217-32. Available at: https://www.euppublishing.com/doi/full/10.3366/ajicl.2010.0005 (accessed 1 October 2022).
Fituni L.L., Abramova I.O. (2017) Bol'shie vyzovy XXI veka: Afrika v global'nyh torgovyh kollaboracijah [Great Challenges of the 21st Century: Africa in Global Trade Collaborations]. Scientific notes of the Institute of African Studies Scientific notes of the Institute of African Studies, vol. 3, no 40, pp. 14-27 (in Russian).
Kelley J. (2010) The Role of Membership Rules in Regional Organizations. ABD Working Paper No 53, Asian Development Bank. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/28527/wp53-member-ship-rules.pdf (accessed 22 January 2023).
Kostyunina G.M. (2006) Integracija v Afrike [Integration in Africa]. International Economic Integration: Textbook (N.N. Liventsev (ed.)). Moscow: Economist, pp. 297-320. Available at: https://mgimo.ru/library/publi-cations/31193/ (accessed 1 October 2023) (in Russian).
Muhabie M.M. (2015) Multiplicity of African Regional Economic Communities and Overlapping Memberships: A Challenge for African Integration. International Journal of Economics, Finance and Management Sciences, vol. 3, no 5, pp. 417-25. Available at: http://dx.doi.org/10.11648/j.ijefm.20150305.12
Mwanawina I. (2011) Regional Integration Versus National Sovereignty: A Southern African Perspective. Verfassung und Recht in Übersee/Law and Politics in Africa, Asia and Latin America, vol. 44, no 4, pp. 465-81. Available at: https://www.jstor.org/stable/43239617
Panke D., Stapel S. (2018) Exploring Overlapping Regionalism. Journal of International Relations and Development, vol. 21 no 1, pp. 635-62. Available at: https://doi.org/10.1057/s41268-016-0081-x.
Romanchuk E.S. (2015) Regional'naja valjutno-finansovaja integracija na Juge Afriki: problemy i perspek-tivy vvedenija edinoj regional'noj valjuty [Regional Monetary and Financial Integration in Southern Africa: Problems and Prospects for the Introduction of a Single Regional Currency]. Finance and Credit, no 28(652), pp. 44-53. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-valyutno-finansovaya-integratsiya-na-yuge-afriki-problemy-i-perspektivy-vvedeniya-edinoy-regionalnoy-valyuty/viewer (accessed 1 October 2023) (in Russian).
Rugumamu S. (2004) Africa's Search for Regional Cooperation and Integration in the 21st Century. The African Capacity Building Foundation.
Simson H. (1985) Zambia: A Country Study. Uppsala: Scandinavian Institute of African Studies. Available at: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:277702/fulltext01.pdf (accessed 1 October 2023).
Southern African Development Community (2022) Zambia: Country Commercial Guide. Available at: htt-ps://www.trade.gov/country-commercial-guides/zambia-trade-agreements (accessed 22 January 2023).