Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
500
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЭСЦАГ) / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Идрисс Ахмат

В статье анализируется эволюция интеграционных объединений в Центральной Африке. В исследовании утверждается, что региональная экономическая интеграция очень важна для Центральной Африки, особенно в плане ускорения экономического роста и развития стран региона. При этом в статье рассматриваются и иные аспекты интеграции, в частности значение региональной безопасности для экономического роста и развития стран Центральной Африки. Также в статье делается вывод, что региональная экономическая интеграция может быть использована в качестве дорожной карты Африки для ускоренного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ

The article analyzes the evolution of integration associations in CentralAfrica. The study argues that regional economic integration is very important for Central Africa, especially in terms of accelerating economic growth and development of the countries in the region. At the same time, the article also considers other aspects of integration, in particular, the importance of regional security for the economic growth and development of Central African countries. The article also concludes that regional economic integration can be used as a roadmap for Africa’s accelerated development.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ»

ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ

Аннотация

В статье анализируется эволюция интеграционных объединений в Центральной Африке. В исследовании утверждается, что региональная экономическая интеграция очень важна для Центральной Африки, особенно в плане ускорения экономического роста и развития стран региона. При этом в статье рассматриваются и иные аспекты интеграции, в частности значение региональной безопасности для экономического роста и развития стран Центральной Африки. Также в статье делается вывод, что региональная экономическая интеграция может быть использована в качестве дорожной карты Африки для ускоренного развития.

Ключевые слова: Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭСЦАГ), региональная экономическая интеграция, Центральная Африка, интеграционные процессы.

DOI: 10.51180ZRPS.2020.163.003

Автор

Ахмат Идрисс

Аспирант кафедры политического анализа и управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (Москва, Россия)

Динамичное развитие интеграционного процесса влияет на международную структуру экономических отношений между разными странами. Как группа национальных экономических систем, вся мировая экономика состоит из множества различных региональных интеграционных групп, но большинству из них не удалось достичь поставленных задач в области экономической интеграции.

В последние десятилетия неуклонно возрастает роль международной экономической интеграции в различных формах. При этом международная интеграция рассматривается как наличие торговых отношений между разными странами, так и полное единство их экономик. Есть много способов понять сущность, значение и последствия экономической интеграции в зависи-

мости от ее институциональной формы, уровня (глобальный, региональный), стадии и т.д. Кроме того, интеграцию можно рассматривать как процесс или состояние. Эти условия также определяют развитие теоретических методов объяснения сущности и значения экономической интеграции.

Научная новизна результатов исследования состоит в решении важной научной задачи, заключающейся в теоретико-методологическом обосновании форм, методов и механизмов развития интеграционных процессов в Центральной Африке.

Вклад данной статьи в приращение научного знания в области развития интеграционных процессов заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблемы международной экономической интеграции.

Для проведенного нами исследования были рассмотрены следующие современные работы авторов, посвященные проблемам осуществления интеграционных процессов.

Так, в статье К.Г. Григоряна «Система индикаторов региональной экономической интеграции» рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты использования количественных показателей, связанных с анализом региональной экономической интеграции. В частности, автор проводит сравнительный анализ различных (системных) индикаторных методов и строго оценивает методы, использованные в некоторых исследованиях. Кроме того, следует отметить, что данная работа посвящена изучению и систематизации мирового опыта, накопленного в смежных областях, и может быть использована для расчета показателей и исходных данных различных показателей интеграционных процессов [1].

В трудах П.М. Кольцова, С.А. Умгаева, С.М. Мургаева анализируется понятие политической интеграции, которое понимается как сближение политических структур и создание межгосударственных организаций. Авторы придерживаются позиции, что для современных интеграционных процессов ключевым фактором является экономическое сближение [3].

Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы исследования. Также использованы модели межотраслевого баланса, статистические методы сравнительного анализа, межстрановые сопоставления и другие. В основе применяемой методологии лежит системный анализ воздействия экономических, политических, правовых и социальных факторов на процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Результаты и обсуждение

После обретения независимости в период между 1950-ми и 1980-ми годами почти все африканские страны

приветствовали концепцию региональной интеграции. Столкнувшись с провалом национальных планов по решению проблем недостаточного развития, постколониальные правительства африканских стран пытались найти решения на более широких политико-экономических пространствах путем политической и экономической интеграции на региональном или континентальном уровне [5; 6].

Важность региональной экономической интеграции является очень актуальной проблемой в Африке, особенно в свете существующей политической и экономической слабости. Африка показательна самым глубоким уровнем бедности, самой низкой долей мировой торговли и самым слабым развитием человеческого капитала и инфраструктуры. Именно из-за этого Африке необходима региональная интеграция, поскольку это будет способствовать ускорению экономического развития и роста [7].

Признавая важность экономической интеграции для ускорения роста и развития, следует оценить ее общепризнанные преимущества, которые потенциально применимы к Центральной Африке. Они включают в себя снижение операционных издержек для бизнеса, уменьшение рисков, связанных с инвестициями, расширение рынков, объединение региональных ресурсов, более эффективное использование эффекта масштаба при производстве и более эффективное распределение ресурсов. Это, однако, бесспорно, но для того, чтобы достичь некоторых из этих преимуществ, нужна сильная национальная экономическая политика, которая практически не наблюдалась на всем протяжении эволюции интеграции в Центральной Африке. Тем не менее в регионе тяга к региональной интеграции не прекращается, и временами она отражается в форме организации новых региональных объединений, тогда как более ранние проекты не закончены. Тяга к интеграции неудиви-

тельна, ведь она может помочь обеспечить основу для координации политики и правил. Региональная экономическая интеграция может также способствовать предотвращению и разрешению конфликтов путем укрепления экономических связей между африканскими странами. Региональные инициативы могут также способствовать достижению множества неэкономических целей, таких как содействие региональной безопасности и политические контакты между членами. Региональная экономическая интеграция может также усилить и укрепить внутренние реформы [8; 9].

Обеспечение успеха региональной экономической интеграции в Африке очень важно не только из-за упомянутых выше потенциальных выгод, но и потому, что политика, необходимая для обеспечения ее успеха, такая же, как и та, которая нужна для того, чтобы Африка извлекла выгоду из процесса глобализации и интеграции в мировую экономику.

После того, как региональная экономическая интеграция как процесс была восстановлена во всем мире после холодной войны, она была признана потенциально способной внести значительный вклад в усилия по развитию стран третьего мира. В последние десятилетия актуальность региональной интеграции подчеркивается сочетанием внешних и внутренних факторов. Например, ускорение процесса глобализации, а также риск дальнейшей маргинализации Африки в многополярном мире, в котором преобладают торговые блоки в Северной Америке, Европе, Юго-Восточной Азии и Китае, представляют императив для построения региональной экономики Африки.

Правительства стран Центральной Африки на всем протяжении постколониального развития поддерживают региональную интеграцию. Действительно, после обретения независимости они приняли региональную интеграцию в качестве важного компонента своих

стратегий развития и заключили очень большое количество региональных интеграционных соглашений, членство в некоторых из них дублировано [10]. Африканские региональные интеграционные объединения — это, как правило, амбициозные схемы с нереальными временными рамками для более глубокой интеграции.

Африканская парадигма интеграции — линейная рыночная интеграция, следующая за поэтапной интеграцией товаров, рынков труда и капитала и в конечном итоге с элементами монетарной и фискальной интеграции. Отправной точкой обычно является зона свободной торговли, за которой следует таможенный союз, общий рынок, а затем интеграция денежных и фискальных вопросов для создания экономического союза. Достижение политического союза является главной целью многих африканских региональных объединений. За этим процессом следуют различные региональные экономические сообщества. На панафриканском уровне восемь региональных экономических сообществ определены в качестве строительных блоков Африканского экономического сообщества. В результате длительного пути их развития рассмотрим состояние интеграции.

Как видно из таблицы, страны Центральной Африки участвуют в нескольких региональных объединениях. Региональная интеграция в Центральной Африке поэтому неотделима от панафриканского контекста. Фактически дебаты о региональной интеграции в Африке восходят, по крайней мере, к началу 1960-х годов, когда в 1963 году была создана Организация африканского единства, построение которой было основано на идее объединенной Африки экономически, политически и социально. Африканская интеграция представляет собой процесс, который начинается с региональных группировок, которые впоследствии должны слиться, чтобы составить полное единство континента [11].

Состояние и этапы региональной интеграции в Африке (выделены страны Центральной Африки, входящие в объединения)

Региональное торговое соглашение Зона свободной торговли Таможенный союз Единый рынок Экономический и валютный союз Страны

Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки — 1999 ✓ X X ✓ Габон, Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Экваториальная Гвинея

Восточноафриканское сообщество — 2000 ✓ ✓ ✓ X Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда, Южный Судан

Общий рынок Восточной и Южной Африки — 1994 ✓ X X X Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Египет, Кения, Коморские Острова, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сомали, Судан, Тунис, Уганда, Эритрея, Эфиопия

Экономическое сообщество западноафриканских государств — 1993 ✓ ✓ X X Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того

Сообщество развития юга Африки — 1992 ✓ X X X Ангола, Ботсвана, Республика Конго, Лесото, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Сейшельские Острова, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Замбия, Зимбабве, Коморы

Южноафриканский таможенный союз — 2002 ✓ ✓ X Ботсвана, Лесото, Намибия, ЮАР, Свазиленд

Основной мотивацией для региональной интеграции в Африке в целом и в Центральной Африке в частности была необходимость налаживания межафриканских экономических связей и разрыва связей с бывшими колониальными державами. Процесс региональной интеграции в Африке развивался под эгидой Организации африканского единства (ОАЕ). Его эволюция была отмечена важными водоразделами, включая выполнение Лагосского плана действий, Абуджийского договора, Сиртской декларации, Учредительного акта Африканского союза (АС) и его Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) и Аккрской декларации о Союзном правительстве Африки. Хотя первоначальными причинами создания ОАЕ были реализация и сохранение африканской независимости и борьба с неоколониализмом, она рас-

ширила свои цели до экономического сотрудничества с конечной целью создания Африканского экономического сообщества к 2000 году, как это было изложено в Лагосском плане действий 1980 года. В нем содержится призыв ко всем африканским странам укреплять свои существующие региональные экономические сообщества и создавать другие экономические группировки в иных африканских регионах, охватывающих континент в целом (Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка, Северная Африка). Из-за задержек в реализации проекта Абуджийское соглашение 1991 года отложило его реализацию до новой временной цели — 2028 года. Сиртская декларация 1999 г. призвала сократить этот период, укрепить африканские региональные экономические сообщества.

Для развития интеграции на континенте были созданы несколько региональных экономических сообществ (РЭС). Те из них, которые уже существовали, были объединены или преобразованы, чтобы соответствовать духу Плана (ЭКОВАС, иЕМОА, СЕМАС, COMESA и т.д.). Сегодня на континенте более 200 региональных организаций, но Африканский союз признал только пять: ЭКОВАС для Западной Африки1, ЭСЦАГ для Центральной Африки2, САДК для юга Африки3, COMESA для Восточной Африки4 и иМА для Северной Африки5 [12].

1 Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС/ECOWAS — Economic Community of West African States) основано в 1975 году (обновленный Договор об ЭКОВАС вступил в силу в июле 1995 г.). В его состав входят 15 государств (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того). См.: Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). — URL: https://www.mid.ru/afrikanskie-organizacii/7as-set_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/289746.

2 Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) (фр. Communauté économique des États de l'Afrique centrale, CEEAC, англ. Economic Community of Central African States, ECCAS), также известное как Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭСГЦА), Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭСЦАГ) — торгово-экономический союз стран Центральной Африки.

3 Сообщество развития Юга Африки (САДК) (англ. Southern African Development Community (SADC)) — торгово-экономический союз стран Юга Африки, создан в 1992 году на базе Конференции по координации развития Юга Африки, сокр. САДКК (Southern African Development Coordination Conference, сокр. SADCC).

4 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА/COmESA — Common Market for Eastern and Southern Africa) — преемник действовавшей с 1982 г. Зоны преференциальной торговли Восточной и Южной Африки. Договор о создании КОМЕСА был подписан в 1993 г. в Кампале (Уганда) и вступил в силу в 1994 г. В настоящее время организация объединяет 20 стран.

5 Союз арабского Магриба (фр. Union du Maghreb arabé) — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, на-

правленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания

Процесс региональной интеграции в Центральной Африке начался в 1964 году с создания Таможенного и экономического союза Центральной Африки (UDEAC) через четыре года после обретения независимости многими африканскими государствами. Создав UDEAC в 1964 году, главы государств и правительств обязались установить более тесный союз между своими народами для укрепления региональной солидарности и содействия постепенному созданию общего рынка в Центральной Африке. В результате основной целью UDEAC было снижение тарифов. В соответствии со статьей 30 Договора UDEAC единый таможенный и налоговый импортный тариф должен был быть введен одновременно в пяти государствах UDEAC не позднее 1 января 1966 г.

Истоки UDEAC и как таковые корни центральноафриканского регионализма в целом можно проследить задолго до и частично в раннем постколониальном периоде. В момент обретения независимости молодые государства Центральной Африки решили сохранить экономические связи, установленные между ними в колониальный период Францией.

После тридцати лет существования, то есть с 1964 по 1994 год, UDEAC не смог достичь этих целей. По этой причине в марте 1994 года он был заменен СЕМАС6, целью которого было завершить процесс экономической и валютной интеграции Центральной Африки в зоне СЕМАС. Помня о подходе к интеграции, предложенном UDEAC, и полные решимости продолжить работу, проделанную в рамках договора от 16 марта 1994 г. об учреждении СЕМАС, главы государств СЕМАС поставили ряд целей, которые должны быть до-

союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 году.

6 Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) (фр. Communauté économique des États de l'Afrique centrale, CEEAC, англ. Economic Community of Central African States, ECCAS).

стигнуты в рамках пересмотренного договора CEMAC 2008 г. и его последующих текстов.

Эти цели включают, среди прочего, создание общего рынка (соблюдение правил свободного передвижения людей, товаров, капитала и услуг) и принятие общей политики во многих областях, среди которых государственное управление и права человека. Предполагалось, что эти цели будут достигнуты через три года после вступления в силу пересмотренного договора о CEMAC от 2008 года. Для достижения этих целей государства — члены CEMAC обязались принять соответствующие меры для обеспечения выполнения установленных обязательств в пересмотренном договоре CEMAC. Государства — члены CEMAC также согласились с тем, что в случае невыполнения государством своих обязательств в соответствии с законодательством Сообщества его международная ответственность будет поставлена под сомнение и подлежит рассмотрению в суде CEMAC.

Институциональная основа CEMAC построена на структуре UDEAC, которую он официально заменил. Изначально в 1994 году CEMAC был в основном сосредоточен на вопросах, связанных с торговлей и экономикой. Тем не менее усиление политических волнений в одной из стран-участниц, ЦАР, побудило сообщество в 2002 году создать и развернуть многонациональные силы, FOMUC (Multinational Force in the Central African Republic). Это событие считалось поворотным шагом в истории организации. Более того, он представляет собой первый в региональной истории Центральной Африки случай совместного вмешательства в дела одного из государств-членов, которое оказывается неспособным в достаточной степени гарантировать мир, безопасность и стабильность в пределах его границ — и это без каких-либо конкретных положений в договоре организации [13].

Экономическое сообщество Центральной Африки (ЭСЦАГ) было основано в 1983 году на базе двух более мелких экономических организаций, UDEAC и Экономического сообщества стран Великих озер (La Communauté économique des Pays des Grands Lacs — CEPGL)1.

В своем учредительном договоре ЭСЦАГ в основном предназначалось для создания таможенного союза, но этой организации была предоставлена довольно продуманная организационная структура, главными органами которой были Конференция глав государств и правительств, Совет министров, Суд, Генеральный секретариат и Консультативная комиссия, в дополнение к которым предусматривалось создание ряда технических комитетов. Несмотря на такую широкую организационную структуру, ЭСЦАГ почти полностью бездействовало до 1999 года, когда были предприняты усилия по его возрождению.

В 2000 году ЭСЦАГ приняло Пакт о взаимопомощи, обязывающий государства-члены прийти друг другу на помощь в случае агрессии и подготовиться к ней посредством совместных военных маневров. Достаточно разочаровывает то, что лидеры централь-ноафриканских стран начали думать о взаимной защите и помощи всего десять лет назад, в то время как другие субрегиональные схемы предусматривали необходимость такого пакта. По его мнению, усилия ЭКОВАС в этом

1 Экономическое сообщество стран Великих озер (сокр. ЭССВО; фр. La Communauté Economique de Pays de Grand Lacs, CEPGL; англ. the Economic Community of the Great Lakes Countries, CEPGL) — международная субрегиональная межправительственная организация стран Тропической Африки. Она была создана Бурунди, Заиром (с 1997 г. — Демократическая Республика Конго) и Руандой 20 сентября 1976 г. путем подписания Конвенции, учреждающей Экономическое сообщество стран Великих озер, и призвана установить традиционные экономические связи, существовавшие до обретения независимости данными странами, на новых основах.

направлении еще в 1970-е годы заслуживают высокой оценки. Государства — члены ЭКОВАС подписали Протоколы о ненападении и о взаимной помощи в обороне в 1978 и 1981 годах соответственно. Даже если бы эти протоколы были против внешних форм агрессии, это свидетельство того, что лидеры ЭКОВАС действительно предвидели, что проблемы безопасности являются важными для интеграции.

В 2002 году ЭСЦАГ учредило Комиссию по защите и безопасности (CDS), Многонациональные силы в Центральной Африке (Force Multinationale de l'Afrique Centrale — FOMAC) и Механизм раннего предупреждения по Центральной Африке (Early Warning Mechanism on Central Africa — MARAC). Чтобы претворить в жизнь FOMAC, в 2008 г. ЭСЦАГ взял на себя ответственность за миротворческие силы, развернутые в ЦАР в 2002 г. CEMAC также развернул небольшой контингент для защиты президента Чада Идриса Дерби, который подвергался нападениям повстанцев. Несмотря на эти попытки FOMAC, MARAC, которые являются механизмами раннего предупреждения, экономическая интеграция остается в основном на бумаге, поскольку нигде нет отчетов о ее расширении. В этом отношении достаточно проанализировать главные факторы, повлиявшие на расширение экономических связей их повестки дня в сторону вопросов безопасности за пределы первоначальной экономической ориентации.

Штаб-квартира ЭСЦАГ находится в Либревиле с момента своего создания в 1983 году и начала деятельности в 1985 году, в соответствии с Лагосским планом действий поставила перед собой цель полной экономической интеграции. План возложил на ЭСЦАГ следующие задачи:

• содействие свободному перемещению товаров, услуг, людей и капитала;

• создание регионального общего рынка;

• гармонизация национальной политики с целью содействия общественной деятельности, особенно в области сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и связи, торговли, туризма, валюты и финансов, науки;

• создание фонда сотрудничества и развития.

Однако с момента своего создания ЭСЦАГ не смогло реализовать эту глобальную схему региональной интеграции. С начала 1990-х годов организация столкнулась с серьезными социально-политическими проблемами и проблемами безопасности, особенно в семи из одиннадцати стран-членов. Учреждение было парализовано в 1992 году, прежде чем Конференция глав государств и правительств в Либревиле в феврале 1998 года приняла решение о его возрождении. Помимо прежних классических миссий появились новые, а именно:

• установление мира, безопасности и стабильности;

• осуществление Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД);

• борьба с ВИЧ/СПИДом.

Кроме того, шесть стран ЭСЦАГ входят в СЕМАС, созданное в 1994 году. Эти шесть стран составляют таможенный союз, имеют общую валюту.

Что касается институтов, можно отметить отсутствие в ЭСЦАГ трех основных институтов, характеризующих экономическую интеграцию: суд (не функционирует), парламент (не планируется) и фонд экономического сотрудничества и развития (не работает). Отсутствие или слабость этих институтов приводит к гибели институциональных структур ЭСЦАГ.

На момент их создания центральной задачей региональных сообществ Центральной Африки была явно экономическая цель. UDEAC, а позже СЕМАС и ЭСЦАГ были созданы для усиления экономических связей между их членами, которые развивались еще в колониальную эпоху. Это было сделано

для поощрения и облегчения торговли в регионе и в конечном итоге для создания общего рынка. Однако эта первоначальная мотивация вскоре исчезла. В контексте холодной войны и особенно в 1980-х годах двусторонние экономические соглашения с европейскими государствами для политической элиты Центральной Африки оказались более выгодными, чем коммерческие связи с их соседями. В 1990-х годах новый экономический контекст глобализации после холодной войны увеличился, но взаимозависимость частично прервала большинство привилегированных двусторонних связей и соглашений [14].

Все больше и больше африканские государства осознавали свою уязвимость как изолированных игроков на мировом рынке. В этих условиях региональное сотрудничество представлялось подходящим способом объединения сил, чтобы частично компенсировать растущие потери и поднять национальный экономический вес на международном уровне. Однако серия кризисов и конфликтов, разоривших Центральную Африку в 1990-х годах, очень затруднила и усложнила для государств интенсификацию внутрирегиональной торговли и создание предполагаемого общего рынка. Для достижения общих экономических целей и, как следствие, повышения конкурентоспособности экономик на мировом рынке необходимо было гарантировать мир, безопасность и стабильность во всем регионе [15].

Конфликты и кризисы, которые дестабилизировали значительную часть центральноафриканских государств в 1990-х годах, были результатом внутренней напряженности между различными фракциями, пытавшимися извлечь выгоду из слабости и неспособности правительств осуществлять свои политические полномочия. Конголезские конфликты, а также череда политических кризисов и потрясений в ЦАР, в Чаде и Республике Конго — в Браззавиле — все это можно рас-

сматривать как проявление слабости государств в удовлетворении потребностей населения в безопасности, особенно после уменьшения поддержки со стороны правительств западных стран, поскольку окончание холодной войны поставило Африку в стратегически менее выгодное положение для западных держав. Это сделало очевидным для центральноафриканских государств, что необходимо сотрудничать по вопросам коллективной безопасности.

Сегодня региональный контекст отмечен возвращением к миру, что является непременным условием усилий по восстановлению, экономической интеграции и региональному сотрудничеству с целью ускорения экономического роста и борьбы с нищетой. На региональном уровне экономическая ситуация, характеризуемая восстановлением мира, в частности, позволила возобновить рост и улучшить макроэкономические показатели. Темпы роста реального ВВП в ЭСЦАГ неуклонно повышались. Такое усиление экономического роста в основном связано со стабилизацией политической ситуации (особенно в ДРК) и нефтяным бумом после третьего нефтяного шока с 2000-х годов, при скачке цены барреля на мировом рынке. Большинство стран ЭСЦАГ остаются нетто-экспортерами нефти [16].

Однако усилия по консолидации макроэкономических связей центральноафриканских государств еще не привели к значительному повышению уровня жизни населения. Уровень ВВП на душу населения в странах ЭСЦАГ по-прежнему сильно контрастирует.

Таким образом, большое количество соглашений о региональной интеграции мало что сделало для развития внутрирегиональной торговли или даже для повышения эффективности торговли африканских стран в мире, ставит вопрос о целесообразности этой линейной модели для решения реальных проблем, которые препятствуют региональному и глобальному

Руанда 8131,9

Камерун 7667,4

Экваториальная Гвине^^^^^^^^^Н 2011,1 СанТоме-и-Принсипи 1994,9

Габон 1497,9

Республика Конго 801,7

Чад 545,2

ДРК Н 467,9 ЦАР 709,5

Бурунди И 261,2

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 ■ долл.

ВВП на душу населения стран Центральной Африки в 2019 г. (составлено автором по данным статистики Всемирного банка: https://databank.worldbank.org/source/).

развитию Африки. Интеграция очень маленьких и бедных экономик по-прежнему приводит к относительно небольшому региональному рынку. Однако любое расширение рынка будет способствовать достижению некоторых масштабных выгод, способствуя более конкурентоспособному промышленно-

му развитию. Небольшой региональный рынок тем не менее по-прежнему будет сдерживать эффект масштаба. Поэтому перспективы роста будут в значительной степени зависеть от того, смогут ли фирмы развить конкурентное преимущество на внерегиональных рынках.

Список литературы

1. Кольцов П.М., Умгаев С.А., Мургаев С.М. Россия в современных интеграционных процессах // Вестник Калмыцкого университета. — 2020. — № 4/48. — URL: https://vest-nik_3_2020_got_biblio.indd (дата обращения: 01.12.2020).

2. ГригорянК.Г. Система индикаторов региональной экономической интеграции // Российский экономический интернет-журнал. — 2012. — № 1. — URL: https://https://readera. org/142110735 (дата обращения: 01.12.2020).

3. Демина Я.В. Эффекты торговой интеграции в странах АСЕАН // Пространственная экономика. — 2015. — № 3. — С. 120-141.

4. Материалы конференции «Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве» 15-20 октября 2019 г. — URL: https://www.interaffairs.ru (дата обращения: 01.12.2020).

5. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2018.

6. Диабатэ В., Холина В.Н. Региональная интеграция в Африке: динамика внутрирегиональной торговли 1990-2015 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Экономика. — 2017.

7. МансурН.М.Африканская интеграция в ХХ веке: достижения и проблемы // Крымский научный вестник. — 2018.

8. АлленР. Глобальная экономическая история. Краткое введение. — М: Изд-во Института Гайдара, 2017.

9. Африка и мир в XXI веке. — М.: Ин-т Африки РАН, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Африканская интеграция: социально-политическое измерение. — М.: Изд-во Института Африки РАН, 2019.

11. ТуповБ.С. Проблемы африканской интеграции: прошлое и настоящее. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5. История: Реферативный журнал. — 2010. — № 3.

12. Азия и Африка сегодня: Грибанова В.В. Страны Африки южнее Сахары и «Цели развития тысячелетия». — 2017. — № 2. — С. 59.

13. Traité instituant la Communauté Economique et Monétaire de l'Afrique Centrale (CEMAC), signé à N'Djamena, le 16 mars 2018.

14. Ouazani Chérif. OUA: après 45 ans d'existence l'Organisation Panafricaine s'apprête à passer le témoin à l'UA. Dans quel état ? Le testament de Salim Ahmed Salim // Jeune Afrique l'Intelligent. — 3-19 juillet 2017.

15. Statistics on China-Africa Trade in 2018. — URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/ statistic/lanmubb/AsiaAfrica/201901/20190102831255.shtml (20.11.2020).

16. Rapport sur le développement économique en Afrique 2019. Made in Africa - les règles d'origine, un tremplin pour le commerce intra-africain [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://unctad.org/fr/PublicationsLibrary/aldcafrica2019_fr.pdf (26.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.