Направления и результаты формирования Африканской континентальной зоны свободной торговли
УДК 399.5(6) Галина Михайловна КОСТЮНИНА,
ББК 65.428(6) доктор экономических наук, МГИМО (Университет) МИД России,
К-727 (119454 Москва, пр. Вернадского, д.76),
кафедра Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева - профессор,
тел.: +7(495)229-3817
Аннотация
В предлагаемой статье проанализирована история интеграционных процессов в Африке, основные документы, ставшие основой для подписания в 2018 г. соглашения об Африканской континентальной зоне свободной торговли (АКФТА) как самой крупной зоне в современной мировой экономике. Автор рассматривает основные положения рамочного соглашения об Африканской континентальной зоне свободной торговли и нормы Протокола по торговле товарами как основы торговой либерализации на континенте. Подробно выявлены достижения в рамках субрегиональных интеграционных объединений, называемых региональными экономическими сообществами, и их дальнейшая судьба, а также центробежные факторы объективного плана, наличие которые станет основным препятствием на пути достижения континентальной зоны свободной торговли. Определены основные тенденции африканской внешней торговли и потенциальный эффект АКФТА на ее динамику. В заключение определены перспективы интеграционных процессов в Африке.
Ключевые слова: Африканская континентальная зона свободной торговли, АКФТА, Африканский союз, договор Абуджа, Восточноафриканское сообщество, ВАС, Экономическое и валютное сообщества стран Западной Африки, ЭКОВАС.
Directions of formation and potential effect of African continental free zone trade
Galina Mikhailovna KOSTYUNINA,
Doctor of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, (76 pr. Vernadskogo, Moscow 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations named after N.N.Liventsev - Professor,
Phone: +7(495)229-3817
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
Abstract
This article analyzes the history of integration processes in Africa, the main documents that became in 2018 the basis for the signing of the African Continental Free Trade Agreement, ACFTA as the largest integration mega-project in the modern world economy. The author considers the main provisions of the framework agreement on the African Continental Free Trade Area, its institutional structure and the rules of the Protocol on trade in goods as the basis of trade liberalization on the continent. The achievements in the framework of subregional integration agreements called regional economic communities and their further fate, as well as disintegrating factors of an objective plan, the presence of which will become the main obstacle to achieving the continental free trade area, are revealed in detail. The main trends in African foreign trade and the potential effect on its dynamics in the formation of ACFTA are identified. In conclusion, the prospects for integration processes in Africa are identified.
Keywords: African continental free trade area, ACFTA, African Union, Abuja treaty, East African Community, E AC, Economic and monetary community for West African states, ECOWAS.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АФРИКЕ
Инициатором развития интеграционных процессов на континенте стала Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. Она утвердила цель создания общеафриканского союза на основе политики импортозамещения и концепции опоры на собственные силы. В 1960-1980-е гг. реальной экономической интеграции не могло быть, хотя были созданы интеграционные объединения, ставившие амбициозные цели формирования таможенных союзов, общих рынков и даже экономических и валютных союзов. В частности, в 1960-1970-е гг. функционировали такие объединения, как Южноафриканский таможенный союз, САКУ (1910 г., новый договор 1969 г.)1, Восточноафриканское сообщество, ВАС (1967 г.)2, Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС (1975 г.)3, Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки, ЮДЕАК (1964 г.)4.
Первым реальным шагом на пути интеграции в Африке стал Лагосский план действий, утверждённый в 1980 г., который инициировал создание Панафриканского общего рынка к 2000 г. на основе поддержки политики индустриализации африканских государств и объединения интеграционных соглашений с участием стран основных субрегионов континента. В качестве примера назывались Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки, КОМЕСА5 и Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭККАС6. Но план действий практически не был реализован (исключением стало формирование перечисленных интеграционных объединений) вследствие негативного влияния мирового экономического кризиса и долгового кризиса начала 1980-х гг. и их последствий.
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
В 1991 г. страны подписывают Договор Абуджа о поэтапном формировании Африканского экономического сообщества (АЭС) в течение 34 лет. Он призван содействовать росту уровня благосостояния населения, достижению экономической стабильности и развитию материальных ресурсов и человеческого капитала. Были определены шесть этапов постепенного образования АЭС, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Поэтапное формирование АЭС в соответствии с договором Абуджа
Этап Год Содержание
Первый 1999 г. Формирование интеграционных объединений в субрегионах, в которых они отсутствуют
Второй 2007 Гармонизация деятельности действующих интеграционных объединений
Третий 2017 Создание ЗСТ или таможенного союза в каждом РЭС
Четвертый 2019 Координация регулирования таможенных пошлин и нетарифных инструментов
Пятый 2023 Переход к Африканскому общему рынку
Шестой 2034 Переход к экономическому и валютному союзу, формирование общего парламента
Источник. 1991 Abuja Treaty. URL: https://au.int/sites/default/files/treaties/36437-trea-ty-consolidated_text_on_cfta_-_en.pdf
С учетом третьего этапа развития интеграционных процессов в Африке, который определен Договором Абуджа, в 2012 г. утверждается Дорожная карта по образованию континентальной зоны свободной торговли в Африке к 2017 г. и План действий по содействию внутриафриканской торговле. В качестве переходного этапа было решено сформировать Трёхстороннюю зону свободной торговли, ТФТА (Tripartite free trade area, TFTA). План действий предусматривал подписание соглашения о Трехсторонней зоне свободной торговли и ее создание к 2017 г.; завершение формирования зон свободной торговли в рамках субрегиональных интеграционных объединений в течение 2012-2014 гг.; консолидацию функционирующих объединений в течение 2015-2016 гг. на основе гармонизации правил регулирования торговли.
Соглашение по ТФТА было подписано в 2015 г. между тремя объединениями: КОМЕСА, ВАС и САДК7. Оно охватывает 27 государств с населением в 625 млн чел. и совокупным ВВП в 1,6 трлн долл. Намечалось ликвидировать таможенные пошлины, количественные ограничения и либерализовать нетарифные барьеры во взаимной торговле, разработать программы сотрудничества в сфере торговли. Соглашение должно было вступить в силу в 2017 г., но этого не произошло, т.к. его ратифицировали только пять государств: Кения, Уганда, Египет, ЮАР и Руанда.
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
35 Q
Главная причина низкого уровня ратификации вызвана подписанием в 2018 г. участвующими странами соглашения об Африканской континентальной зоне свободной торговли, нормы которого дублируют нормы соглашения ТФТА.
Еще один документ, который заслуживает внимания - Новое партнерство для развития Африки или Повестка дня 2063 (the New Partnership for Africa's Development, Agenda 2063), утвержденный в 2015 г., в год 50-летия Африканского союза. Его главная цель состоит в достижении процветания континента на основе инклюзивного роста и устойчивого развития под лозунгом «Африка, которую мы хотим» ("The Africa We Want").
АКФТА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ
Соглашение об Африканской континентальной зоне свободной торговли, АКФТА (African Continental free trade area, ACFTA) было подписано в марте 2018 г. в Руанде и вступило в силу с 30 мая 2019 г. Его цель - углубление экономической интеграции на основе свободной торговли. По оценке ЭКА, преференциальная торговля во взаимных рамках участвующих государств будет вестись с 1 июля 2020 г., а окончательное завершение формирования зоны свободной торговли намечено на 2035 г. АКФТА определяет семь приоритетных сфер взаимодействия между африканскими государствами: политика, инфраструктура, финансирование, информация, интеграция рынков, повышение производительности и содействие торговле. Совокупный экономический потенциал АКФТА составляет более 2,45 трлн долл. с населением в 1,2 млрд человек, с учетом которого рассматриваемое соглашение является самым крупным интеграционным мега-проектом в мировой экономике.
Как записано в соглашении, его главная цель состоит в формировании единого рынка товаров, услуг и стимулирования миграции населения для углубления интеграционных процессов на континенте8. Для этого прогнозируется объединение восьми многосторонних интеграционных объединений с учетом достигнутых ими преимуществ и передовой практики в целях применения на уровне континента. На долгосрочную перспективу определено, что зона свободной торговли станет базой для формирования таможенного союза и общего рынка. Нормы охватывают торговлю товарами, услугами, инвестиции, интеллектуальные права собственности (ИПС), конкурентную политику - направления, по регулированию которых подписаны или будут в будущем подписаны соответствующие протоколы.
Реализация соглашения предусмотрена в рамках двух операционных этапов. Первый операционный этап начался с момента вступления в силу соглашения после ратификации 22 странами. На февраль 2020 г. подписаны Протокол по торговле товарами, Протокол по торговле услугами (по пяти сферам), Протокол по процедуре разрешения споров. По другим направлениям протоколы на втором операционном этапе намечено подписать к лету 2020 г. Несомненно, что главным выступает Протокол по торговле товарами, имея ввиду поставленную цель формирования зоны свободной торговли.
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
Основными торговыми режимами в рамках внутрирегиональной африканской торговли названы режим наибольшего благоприятствования, (РНБ), национальный режим, специальный и дифференцированный режим. Как записано в Протоколе , под РНБ понимается режим, который разрешает участвующим государствам подписывать соглашения о преференциальной торговле с третьими странами при условии, что они не нарушают условия Протокола о торговле товарами, и что любое преимущество или привилегия, гарантированные третьей стране, будут предоставлены другим участвующим государствам на взаимной основе. В случае, если две или более участвующих в АКФТА стран предоставят друг другу преференции, то последние должны быть распространены на других участвующих государств на взаимной основе.
Национальный режим определен в стандартной форме (ст.Ш ГАТТ) как режим, предоставляемый товарам, ввозимым из участвующих государств, не менее благоприятный, чем национальным товарам после прохождения необходимых таможенных процедур. Специальный и дифференцированный режим гарантирован экономически менее развитым африканским государствам, включая более длительный период реализации норм соглашения. Наименее развитые страны вправе расширить срок выполнения норм АКФТА на 13-15 лет.
В целом, в протоколе определены основные направления формирования АК-ФТА, детали которых закреплены или будут закреплены (после согласования между сторонами) в приложениях. Их главное положение - подчеркивание соответствия тех или иных норм регулирования аналогичным соглашениям ВТО. В Протоколе есть девять приложений, включая графики тарифных льгот, правила страны происхождения товара, таможенное сотрудничество и взаимную административную помощь, содействие торговле, нетарифные барьеры, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, транзит, защитные меры в торговле. Самым чувствительным стало приложение по графикам тарифных льгот, согласовать которые африканские государства пока не смогли.
Рассмотрим основные положения некоторых из приложений. В Приложении по нетарифным ограничениям (НТО) записано, что страны-участницы обязаны разработать матрицу либерализации НТО с указанием сроков и с учетом списка нетарифных барьеров и их влияния на внутрирегиональную торговлю. Информация должна носить прозрачный характер и ежеквартально предоставляться другим участвующим государствам. Список НТО состоит из семи групп, включающих в том числе участие государства в торговых мероприятиях, таможенные и административные формальности, технические барьеры, санитарные и фитосанитарные меры, специфические ограничения, импортные сборы и прочие НТО. Страны должны устранить существующие НТО на уровне интеграционных объединений. Таким образом, приоритет в нетарифной либерализации отдан интеграционным объединениям, которые по методологии Африканского союза называются региональными экономическими сообществами (РЭС).
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
37 ^
В приложении по техническим барьерам определено их понятие. К ним отнесены стандарты, правила технического регулирования, оценки процедур соответствия, нормы аккредитации и метрологии, по которым стороны будут развивать взаимное сотрудничество. Основу сотрудничества определяет Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле.
В приложении по транзиту сказано, что участвующие государства не применяют к транзитным товарам таможенные пошлины и иные импортные или экспортные сборы. Сказанное не относится к сборам за оказанные услуги или административные формальности. Условия протокола распространяются только на виды транспортных средств и перевозчиков, которые обладают соответствующей лицензией. При осуществлении транзитных операций перевозчик обязан иметь документ АК-ФТА о транзите. Последний соответствует утвержденной форме и предоставляется органам таможенного контроля при досмотре. Перевозчик освобождается от уплаты таможенных пошлин и транзитных сборов, а также от таможенного досмотра в случае использования утвержденных опломбированных транспортных средств, опломбированных упаковок или принятых таможней мест отправления в качестве товаров, не поддающихся подделке или замене, и разрешенных к перевозке в незапечатанном виде. В целом, прогнозируется, что уровень либерализации по завершении формирования АКФТА составит не менее 90% объема взаимной торговли.
Следует заметить, что практическая реализация заявленных целей будет достаточно сложной, прежде всего, вследствие объективных причин, связанных с огромной дифференциацией между государствами. Так, например, половина государств (их 27 с населением в 44,6% от общеафриканского) имеют низкие среднедушевые доходы; 18 государств, на которые приходится 45,9% общеафриканской численности населения - среднедушевые доходы ниже среднего; 8 стран (9,5% населения континента) - доходы выше среднего и лишь одна страна (0,01%) отличается высоким уровнем среднедушевых доходов. В целом, доля Африки в мировых среднедушевых доходах не превышает 5%, тогда как в численности населения мира - 16%.
Объем ВВП по ППС дифференцирован от 0,6 млрд долл. в Сан Томе и Принсипи до 1132,1 млрд долл. в Египте. Сохраняется дифференциация по стоимостному объему экспорта от 100 млн долл. в Бурунди, Джибути, Гамбии и ЦАР до 76,4 млрд долл. в Южной Африке; стоимостному объему импорта - от 200 млн долл. в Гвинеи-Бисау до 74,1 млрд долл. в Южной Африке. Открытость национальных экономик африканских государств дифференцирована от 21% ВВП Нигерии до 200% ВВП Сейшельских островов. Страны различаются по численности населения: от 100 тыс. чел. на Сейшелах до 183,6 млн чел. в Нигерии9.
Объективные причины носят центробежный характер и включают, помимо указанной выше дифференциации между африканскими странами: (1) низкий уровень экономического развития африканских государств; (2) низкие среднедушевые доходы населения; (3) небольшую емкость внутренних рынков; (4) слабодиверси-
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
фицированную структуру экономики, которая в основном представлена сырьевым и аграрным секторами; (5) низкий объем вкладываемых инвестиций, в том числе иностранных; (6) низкий уровень инфраструктурного развития; (7) низкий уровень квалификации рабочей силы; (8) в экспорте большое значение играет топливо и сырье, а в импорте - капиталоемкая продукция; (9) политическую нестабильность и вооруженные конфликты. Сказывается отсутствие гармонизации наиболее важных торговых правил между различными субрегиональными интеграционными объединениями, как правила стандартизации (в частности, это негативно влияет на функционирование региональных цепочек поставок) и правила страны происхождения товара; отсутствие либерализованной торговли услугами и свободы перемещения лиц.
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ
Осложнит реализацию норм АКФТА и тот факт, что основой торговой либерализации станут региональные экономические сообщества, которые достигли разного формата интеграции. За прошедшие шесть десятилетий Африка существенно продвинулась по пути эволюции интеграционных процессов, причем не только в количественном, но и в качественном плане. По данным ВТО, на континенте функционируют 35 интеграционных объединений, 13 из числа которых являются многосторонними10.
Африканский союз выделяет восемь объединений, которые он признал в качестве краеугольных камней континентальной ЗСТ: ВАС, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, ЭККАС, Союз арабских стран Магриба (САМ)11, Сообщество стран к югу от Сахары (СЕН-САД)12 и Межправительственный орган по развитию (ИГАД)13. Они представляют собой почти весь спектр интеграционных форм. Большинство из них - зоны свободной торговли (КОМЕСА, САДК, а также многочисленные объединения двустороннего формата), но есть таможенный союз (ЭКОВАС) и общий рынок (ВАС), сохранились и зоны преференциальной торговли в САМ, СЕН-САД и ИГАД.
Помимо вышеперечисленных РЭС на африканском континенте действуют еще пять многосторонних субрегиональных объединений. Это: Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки, СЕМАК (Central African Economic and Monetary Community, CEMAC)14, Экономический и валютный союз Западной Африки, ВАЕМУ (West African Economic and Monetary Union, WAEMU)15, Южноафриканский таможенный союз, САКУ (Southern African Customs Union, SACU), Экономическое сообщество стран Великих озер (Economic Community of the Great Lakes Countries)16 и Комиссия по Индийскому океану, ИОК (Indian Ocean Commission, IOC)17.
Объединения значительно отличаются друг от друга по достигнутым результатам. Так, по уровню торговой либерализации выделяются ЭКОВАС как тамо-
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
женный союз, ВАС как общий рынок, которые полностью провели торговую либерализацию и ввели общие таможенные тарифы, КОМЕСА как зона свободной торговли, полностью либерализовавшая взаимную торговлю между странами-членами, а также САДК как зона свободной торговли, в которой практически полностью либерализована взаимная торговля с сохранением небольших исключений. Достигнуты достижения в либерализации нетарифного регулирования. Так, например, в ВАС разработаны общие стандарты, общие таможенные документы, действует программа «одного окна» на таможенных постах. Еще больше достижения в ЭКОВАС, в котором, по оценкам экспертов ЭКА, нетарифные ограничения либерализованы на 98%18, ликвидированы импортные и экспортные квоты, упрощены таможенные формальности, увеличилось время работы таможенных постов, действует программа «одного окна» на таможенных постах.
В либерализации торговли услугами основные преимущества достигнуты в рамках Восточноафриканского сообщества. Здесь утверждено более 500 отраслевых законодательных актов и правил, охватывающих такие профессиональные услуги, как архитектурные, инжиниринговые, правовые, бухгалтерский учет, а также автомобильный транспорт, дистрибьюцию, телекоммуникационные услуги. Либерализация торговли услугами проходила на основе позитивного списка, в котором определены подсектора, которые та или иная участвующая страна намеревается открыть для поставщиков из других государств-членов. Пока ни одна из стран ВАС не информирует Совет ВАС о действующих мерах в сфере торговли услугами, что противоречит закрепленному в договоре принципу прозрачности.
В такой чувствительной сфере, как свободное перемещение лиц, наиболее значительных успехов достигли ЭКОВАС и ВАС. В ЭКОВАС действует право свободного перемещения лиц в поисках и устройства на работу, организации бизнеса в пределах территорий стран-членов без соответствующего разрешения. Введен паспорт ЭКОВАС для целей свободных поездок граждан, а вместо ранее действовавшего сертификата ЭКОВАС для поездок применяется национальная биометрическая карта идентификации. В рамках Восточноафриканского сообщества введен паспорт ВАС, разрешены многоразовые поездки граждан в пределах стран-участниц, упрощены визовые формальности для граждан участвующих государств, продолжается сложный и кропотливый процесс взаимного признания квалификационных навыков.
В сфере сооружения инфраструктуры выделяются САДК и ВАС, которые реализуют соответствующие инвестиционные проекты с учетом норм Программы инфраструктурного развития в Африке, утвержденной Африканским союзом. В САДК с 2012 г. действует Мастер план развития региональной инфраструктуры, рассчитанный на период до 2027 г., в котором определены шесть ключевых областей, как транспорт, энергетика, ИКТ, метеорология, трансграничные водные ресурсы и туризм. В частности, продолжается сооружение Северо-Южного муль-тимодального коридора из Южноафриканского Дурбана; строится Коридор Мапу-
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
то по территории Мозамбика; сооружается Коридор Дар-эс-Салам в Танзании19. Завершение их строительства позволит связать морские порты с промышленными территориями участвующих в САДК государств. В государствах ВАС реализуются такие программы, как строительство Центрального коридора, проекта по развитию транспорта в районе о.Виктория, по развитию транспортной сети в районе о.Танганьика, по сооружению железнодорожной сети и транспортных коридоров в Танзании, по сооружению Северо-Восточного транспортного коридора в Кении.
Подводя итоги, следует заметить, что достижения в интеграционной сфере у тех или иных африканских РЭС дифференцированы, у четырех (ВАС, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК) из восьми из них уровень торговой либерализации выше, чем предполагается в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли. Поэтому полной консолидации субрегиональных РЭС не произойдет в результате завершения формирования АКФТА. В случае несовместимости правил регулирования между соглашением АКФТА и соглашениями в рамках РЭС приоритет имеют нормы АКФТА.
Неизбежно встает проблема финансирования мер торговой либерализации и институциональной структуры АКФТА, прежде всего, секретариата. По данным Африканского союза, на долю вкладов от участвующих государств приходится только 44% совокупного бюджета АС, тогда как большую часть (56%) составляют отчисления международных доноров, как международных и региональных организаций - Всемирный банк и Евросоюз, так и отдельных стран - США, Китай и Великобритания20.
Еще одной проблемой станет либерализация торговли услугами с учетом не только чувствительности данной сферы для правительства любого государства, но и разных подходов к ее проведению в рамках интеграционных объединений. Если в соглашениях ВАС, КОМЕСА и САДК либерализация учитывает подход ВТО на основе списка обязательств и отраслевых протоколов, то в соглашениях ЭКОВАС и ЭККАС - подход Евросоюза на основе директив и правил. В других трех объединениях (САМ, СЕН-САД и ИГАД) не предусмотрены вопросы регулирования торговли услугами.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАН АФРИКИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АКФТА
Доля Африки в мировом экспорте снизилась с 3,26% в 2010 г. до 2,59% в 2018 г., что вызвано менее динамичным ростом африканского экспорта по сравнению с общемировым.
За 2010-2018 гг. стоимостной объем внутрирегионального экспорта Африки снизился с 75,9 млрд долл. до 73,9 млрд долл., тогда как их совокупный экспорт увеличился с 492,5 млрд долл. до 499,2 млрд долл. В результате доля внутрирегионального экспорта сократилась с 15,4% до 14,8% соответственно, а максимум был достигнут в 2015 г. - 18,8% (см. таблицу 2).
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
41 ^
Таблица 2
Динамика стоимостного объема экспорта стран Африки, млрд долл.
Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Внутрирегиональный экспорт Африки 75,9 94,7 97,3 94,6 88,1 70,2 65,6 73,0 73,9
Совокупный экспорт Африки 492,5 622,5 661,9 578,9 536,9 373,7 341,1 422,9 499,2
Доля внутрирегионального экспорта, % 15,4 15,2 14,7 16,3 16,4 18,8 17,6 17,3 14,8
Источник: Составлено на основе данных Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx7nvpm
В разрезе по товарным разделам во внутрирегиональном экспорте Африки преобладает промышленная продукция с долей 53,1%. Вместе с тем, доля минерального топлива и сырья относительно высока и равна 30,8%, а доля аграрной продукции - 16,1%. Для сравнения структура совокупного экспорта африканского континента менее благоприятна и отличается более высоким удельным весом минерального топлива и сырья (48,3%), более низким удельным весом аграрной продукции (10,5%) и промышленной продукции (41,2%). Экспорт большинства африканских стран слабо диверсифицирован. По оценкам, у четверти стран на долю одного или двух видов сырья приходится порядка 75% национального экспорта, а у 60% государств основу экспорта составляет пять товарных позиций21.
Можно проанализировать товарную структуру внутрирегионального африканского экспорта в разрезе по товарным позициям. Ведущей товарной позицией является топливо минеральное, нефть с долей в 24,8%. Другие важные товарные позиции: реакторы ядерные (5,1%), руды (3,9%), транспортные средства, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (3,7%) и черные металлы (3,3%)22.
Таким образом, товарная структура африканского внутрирегионального экспорта является более благоприятной, благодаря более высокому удельному весу промышленной продукции (53%). Этот факт считается базой для дальнейшей индустриализации африканских государств и улучшения товарной структуры экспорта, в том числе благодаря торговой либерализации, обострению конкуренции, повышению международной конкурентоспособности продукции. На континенте в последние годы происходит быстрый рост национальных компаний, правда, большинство из них - южноафриканские. Это свидетельствует о начале процесса формирования региональных цепочек поставок, хотя основная часть экспорта африканских малых и средних компаний осуществляется через посредников или
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
непосредственно конечным потребителям, а не в рамках цепочек поставок23. Например, 40% поставщиков из Кении экспортируют свою продукцию на другие африканские рынки24. Только два государства (Эфиопия и Руанда) имеют динамичный экономический рост за последнее десятилетие при акценте на обрабатывающих производствах и минимальной доле добывающих сфер. Ряд африканских государств утвердили национальные программы в рамках четвертой промышленной революции, в том числе: Эфиопия («Стратегический план промышленного развития Эфиопии на 2012-2025 гг.»), Египет («Видение Египта - 2030»), Южная Африка («План действий промышленной политики 2017/18 - 2019/20»). Географическое распределение африканского экспорта характеризуется преобладающей долей Евросоюза (в среднем 31% в течение 2010-2018 гг.), Китая (13%) и США (8%). Доля внутрирегионального африканского экспорта составляет 15%25.
Ожидаемые экономические эффекты от реализации соглашения АКФТА - традиционные для зон свободной торговли, и включают рост совокупной и взаимной торговли, повышение инвестиционной привлекательности и рост притока инвестиций как взаимных, так и внерегиональных, рост международной конкурентоспособности африканских товаров благодаря ликвидации таможенных пошлин и либерализации нетарифного регулирования, упрощению административных и таможенных формальностей и росту конкуренции, введению гармонизированных норм регулирования торговли. Из числа других экономических эффектов следует выделить экономию на масштабе производства и закупок, упрощение доступа к более дешевым полуфабрикатам, топливу и сырью, активизацию участия африканских стран в региональных цепочках поставок.
Прогнозируется рост ВВП и незначительный рост благосостояния населения. Влияние процесса устранения таможенных пошлин на уровень благосостояния будет невелик: всего лишь 0,05%. Причина связана с низкими эффективными ставками пошлин во внутрирегиональной торговле Африки и с невысокой долей последней в совокупном африканском товарообороте. Гораздо больший эффект окажет либерализация нетарифного регулирования в объеме 1,7% роста уровня благосостояния. Итого, в совокупности экономический эффект от либерализации торговли составит 2,1%26. Он скажется через рост потребления и производства на основе устранения барьеров, а значит, повышения эффективности. Больший объем эффекта на повышение благосостояния получат страны с наиболее открытой экономикой и страны, сталкивающиеся при сбыте товаров с более высокими торговыми ограничениями. Одновременно, устранение таможенных пошлин приведет к потерям в национальных бюджетах, что равнозначно уровню в 0,03% ВВП. Такой в принципе невысокий уровень потерь вызван невысокими ставками пошлин во взаимной торговле и ее невысоким удельным весом в совокупной торговле стран Африки.
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
43 ^
По оценкам ЭКА, формирование АКФТА приведет к повышению доли внутрирегиональной торговли до 25% с нынешних 15%. Ожидаемые темпы прироста экспорта оцениваются в 15-25% в среднем, в том числе экспорта промышленной продукции - 25-30%, аграрной продукции - 20-30% и сырья - 5-11%27. В отраслевом разрезе наибольшие преимущества от общерегиональной зоны свободной торговли получит такая промышленная продукция, как текстиль, одежда, кожаные изделия, деревообрабатывающие товары, электроника, транспортное оборудование, металлургические товары. Из аграрной продукции - молочная и мясная продукция, овощи и фрукты, сахар, орехи, напитки и табак. Экспорт перечисленных товаров возрастет наиболее динамично.
Либерализация торговли станет стимулом для повышения удельного веса взаимного экспорта в рамках РЭС, которые сохранят свое функционирование вследствие более высокого уровня торговой либерализации. На 2018 г. рассматриваемый показатель дифференцирован от 2% в ЭККАС до 20% в ВАС. Низкие показатели взаимного экспорта в САМ, СЕН-САД, ЭКОВАС и КОМЕСА, помимо ЭККАС (не более 10%), а более высокие показатели имеют ИГАД (14%), САДК (19%) и уже упоминавшийся ВАС (20%)28.
Одна из проблем формирования Африканской континентальной зоны свободной торговли - одновременное участие африканских государств в нескольких объединениях. Так, только 12 государств участвуют в одном объединении, 33 - в двух, 8 в трех и 1 в четырех объединениях. В итоге, более половины внутриафриканской торговли в 39 государствах уже сейчас осуществляется на преференциальной основе благодаря действию интеграционных соглашений. Этот факт станет причиной меньшего объема эффекта АКФТА на торговлю между африканскими государствами. В региональном разрезе сказанное относится ко многим странам на востоке и юге континента. Следовательно, больший экономический эффект получат страны на севере, западе и в центре Африки. С учетом предоставленного специального и дифференцированного режима в торговле ожидается большой объем преимуществ для малых и менее экономически развитых стран Африки, как Джибути, Эфиопия, Мадагаскар, Малави, Замбия, Зимбабве.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АФРИКЕ
Следующим шагом в углублении интеграционных процессов в Африке может стать формирование континентального таможенного союза, в который вольется таможенный союз ЭКОВАС. Функционирование сохранит только ВАС как общий рынок, но и он может слиться с общерегиональным интеграционным объединением в случае перехода от континентального таможенного союза к континентальному общему рынку со свободным перемещением не только товаров, но и услуг, инвестиций и лиц. Но - это долгосрочная (да и призрачная) перспектива, которая может быть реализована только в случае готовности африканских государств претворить на практике либерализацию взаимной торговли, наличия объективных факторов
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
центростремительного характера как повышение уровня экономического развития, рост экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, повышение уровня политической стабильности, решение проблем вооружённых конфликтов и территориальных проблем.
ВЫВОДЫ
Интеграционные тенденции получили развитие в Африке с начала 1960-х гг., но в течение как минимум трех десятилетий реальных интеграционных процессов не было с учетом низкого уровня экономического развития государств континента. Вместе с тем, в данный период было инициировано формирование общерегионального объединения - Панафриканского общего рынка к 2000 г. на основе Ла-госского плана действий (1980 г.). В 1991 г. в договоре Абуджа были определены шесть этапов достижения Африканского союза к 2034 г. Его положения, начиная с третьего этапа, получили практическую реализацию, начиная с 2015 г.
В 2015 г. подписано Трехстороннее соглашение о зоне свободной торговле между тремя объединениями - ЭКОВАС, ВАС и САДК, которое так и не вступило в силу из-за его ратификации только 5 государствами. В 2018 г. - Рамочное соглашение об Африканской континентальной зоне свободной торговли между 54 странами. Его цель состоит в формировании единого рынка товаров, услуг и стимулирования миграции населения для углубления интеграционных процессов на континенте с долгосрочной перспективой создания континентального таможенного союза и общего рынка.
В качестве краеугольной основы формирования АКФТА названы восемь региональных экономических сообществ, достигшие разного интеграционного формата. Одна из целей АФКТА - объединение разрозненных объединений в общерегиональную зону свободной торговли. Следует заметить, что функционирование сохранят РЭС более высокого уровня торговой либерализации - ВАС, ЭКОВАС и КОМЕСА. Ожидаемые экономические эффекты от реализации соглашения АК-ФТА - традиционные для зон свободной торговли, и включают рост совокупной и взаимной торговли; повышение инвестиционной привлекательности африканских стран и рост притока инвестиций как взаимных, так и внерегиональных; рост международной конкурентоспособности африканских товаров. Прогнозируется содействие экономическому росту и повышению уровня благосостояния населения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Входят Южная Африка, Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд в соответствии с новым договором 1969 г.
2 ВАС действует в составе Кении, Танзании, Уганды, Руанды, Бурунди и Ю.Судана с 1967 г.
3 В ЭКОВАС участвуют Бенин, Буркина Фасо, Кабо Верде, Кот д Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра Леоне, Того. Создана в 1975 г.
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
45 ^
4 В ЮДЕАК входили Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея. Был создан в 1964 г.
5 КОМЕСА создан в 1994 г. В состав входят 21 страна: Джибути, Эритрея, Сомали, Эфиопия, Египет, Ливия, Судан, Тунис, Коморские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские о-ва, Бурунди, Кения, Малави, Руанда, Уганда, Замбия, Зимбабве, Эсватини, Демократическая республика Конго. Действует с 1994 г.
ЭККАС действует с 1961 г. в составе Анголы, Бурунди, Камеруна, ЦАР, Республики Конго, Демократической республики Конго, Габона, Экваториальной Гвинеи, Сан Томе и Принсипи, Чада и Руанды.
7 TRALAC, SADC-EAC-COMESA Tripartite Free Trade Area Legal Texts and Policy Documents. URL: https://www.tralac.org/resources/by-region/comesa-eac-sadc-tripartite-fta. html
8 Agreement establishing the African Continental Free Trade Area. URL: https: //36437-treaty-consolidated_text_on_cfta_-_en.pdf
Составлено на основе: https://data.worldbank.org/topic/econo-
my-and-growth?view=chart
10 https://rtais.wto.org/UI/charts.aspx
11 САМ создан в 1988 г. в составе Алжира, Ливии, Марокко, Туниса и Мавритании
12 СЕН-САД создана в составе 29 стран в 1998 г. Бенин, Буркина Фасо, ЦАР, Чад, Коморские о-ва, Кот д Ивуар, Джибути, Египет, Эритрея, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Ливия, Мавритания, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Того, Тунис, Кения, Либерия, Кабо Верде, Сан Томе и Принсипи, Египет.
13 ИГАД (1986 г.) в составе 8 государств: Джибути, Кения, Сомали, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан
14 СЕМАК включает Камерун, Чад, ЦАР, Конго, Габон, Экваториальную Гвинею.
15 В ВАЕМУ входят Бенин, Буркина Фасо, Кот д Ивуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того.
16 В составе: Бурунди, Руанда, Демократическая республика Конго, Кения, Уганда.
17 В Комиссию по Индийскому океану входят Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские о-ва, Коморские о-ва, Реюньон.
18 Assessing Regional Integration in Africa Report. UNECA, 2019, P.8.
19 Regional Infrastructure Development Master Plan. Executive Summary. URL: https:// www.sadc.int/documents-publications/show/Regional_Infrastructure_Development_Master_ Plan_Executive_Summary.pdf
20 Parshotam A. Can the African Continental Free Trade Area Offer a New Beginning for Trade in Africa? Occasional Paper. The South African Institute of International Affairs. June 2018. Р.19.
21 Parshotam A. Can the African Continental Free Trade Area Offer a New Beginning for Trade in Africa? Occasional Paper. The South African Institute of International Affairs. JUNE 2018. P.5.
22 Рассчитано на основе данных Trade statistics for international business development. URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx7nvpm
23 Промышленная политика. По ред.А.С.Булатова. М., 2020. С.160.
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2020
24 Camody P. Assembling Effective Industrial Policy in Africa: an Agenda for Action // Review of African Political Economy. 2017.Vol.44, #152. P.338.
25 Assessing Regional Integration in Africa. Report. UNECA, 2019, Р.5.
26 De Melo H., Nouar M. and Solleder J.-M. Integration along the Abuja road map. A progress report. WIDER Working Paper, Geneva, 2017/103. Р.22.
27 An Empirical Assessment of ACFRA Modalities onGoods. UNECA, 2018.P.1
28 Assessing Regional Integration in Africa. Report. UNECA, 2019, Р.5.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Промышленная политика. Под ред. А.С.Булатова. М., 2020. 496 с. (Promyshlennaya poli-tika. Pod red.A.S.Bulatova. M., 2020. 496 s.)
Abrego L., Amado M.A., Gursoy T, Nicholls G., and Perez-Saiz H. The African Continental Free Trade Agreement: Welfare Gains Estimates from a General Equilibrium Model. IMF Working Paper. WP/19/124. 32 p.
An Empirical Assessment of ACFTA Modalities on Goods. UNECA, 2018. URL: https:// www.uneca.org/publications/empirical-assessment-african-continental-free-trade-area-modali-ties-goods
Assessing Regional Integration in Africa Report. UNECA, 2019. URL: https://www.uneca. org/publications/assessing-regional-integration-africa-aria-ix
Business Guide for the African Continental Free Trade Agreement. URL: http://www.mtra-cen.org/uploadedFiles/intracenorg/Content/Publications/AfCFTA%20Business%20Guide_fi-nal_Low-res.pdf
Carmody P. Assembling Effective Industrial Policy in Africa: an Agenda for Action // Review of African Political Economy. 2017.Vol.44, #152. P.346-352.
De Melo H., Nouar M. and Solleder J.-M. Integration along the Abuja road map. A progress report. WIDER Working Paper, Geneva, 2017/103. 31 р.
Parshotam A. Can the African Continental Free Trade Area Offer a New Beginning for Trade in Africa? Occasional Paper. The South African Institute of International Affairs. June 2018. 27 p.
Transformative Industrial Policy in Africa. ECA, 2018. URL: https://www.uneca.org/publica-tions/transformative-industrial-policy-africa
4 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
47 Q