Научная статья на тему '«Перекрестная адаптация» и законы «Переноса тренированности»'

«Перекрестная адаптация» и законы «Переноса тренированности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2016
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ АДАПТАЦИИ / «ПЕРЕКРЕСТНАЯ АДАПТАЦИЯ» / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ / «ПЕРЕНОС ТРЕНИРОВАННОСТИ» / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ / LAWS OF ADAPTATION / “CROSS ADAPTATION” / THEORY AND METHODOLOGY OF SPORT / SPECIAL TRAINING LEVEL / “TRAINING LEVEL TRANSFER” / SPORTS-PEDAGOGICAL TESTS / RESPIRATORY EXERCISES / VITAL CAPACITY OF LUNGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумов А.Н., Павлов С.Е., Павлов А.С.

Одна из научных проблем, в большей или меньшей степени затрагиваемых исследователями, изучавшими адаптационные изменения в организме под воздействием различных факторов и взаимовлияние этих изменений на различные функции организма, проблема «перекрестной адаптации». Значимость законов адаптации человеческого организма для спортивной науки и практики абсолютна. Однако по сей день в литературе можно встретить кардинально различные мнения как о самой сущности процесса адаптации, так и о его роли в спортивно-педагогическом процессе. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, эксперимент, наблюдение, тестирование, методы математической статистики. Результат. Акцентирована абсолютная значимость законов адаптации для теории и методики спорта. Рассмотрен один из упоминаемых в литературе эффектов адаптации эффект «перекрестной адаптации». Дано определение эффекту «перекрестной адаптации» в спорте. Указано на «положительность» и «отрицательность» проявлений эффекта перекрестной адаптации в спорте. Уточнены условия работы одного из принципов физического воспитания принципа единства обшей и специальной физической подготовки. Выявлена абсолютная взаимосвязь внутренних содержаний терминов «перекрестная адаптация» и «перенос тренированности» в спорте. Схематично представлены принципы «переноса тренированности» в спорте. Отмечено, что тренировочные упражнения неспецифического характера при реализации эффекта «переноса тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение несут в себе как положительные, так и отрицательные эффекты. Приведен пример отрицательного «переноса тренированности» с одного упражнения на другое, зафиксированный в эксперименте с участием квалифицированных хоккеистов. Упомянута гипотеза «резонансного переноса тренированности», призванная объяснить зафиксированные в практике подготовки спортсменов положительные эффекты «переноса тренированности» с неспецифических упражнений на основное соревновательное упражнение. Описаны условия, позволяющие использовать положительные эффекты «перекрестной адаптации» в подготовке спортсменов. Приведен пример положительной реализации эффекта «перекрестной адаптации» в эксперименте с участием молодых квалифицированных хоккеистов. Указано на значимость эффекта «перекрестной адаптации» в теории и практике спорта. Заключение. Таким образом, эффект «перекрестной адаптации» играет крайне важную роль в многолетней подготовке спортсменов. Незнание сути данного эффекта и последующее неумение применять его в практической работе со спортсменами неизбежно приводит тренера к невозможности управлять тренировочным процессом и добиваться от своих подопечных спортивной реализации отпущенного им природой потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разумов А.Н., Павлов С.Е., Павлов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CROSS ADAPTATION” AND THE LAWS OF “TRAINING LEVEL TRANSFER”

One of the scientific problems, which is considered by the scientists, who studied adaptive changes in an organism under the influence of different factors and interference of these changes on different functions of an organism is the problem of “cross adaptation”. The significance of a person’s organism adaptation laws for sports science and practice is obvious. However, even nowadays we can see absolutely different opinions concerning the essence of adaptation process and its role in sports-pedagogical process. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, experiment, observation, testing, the methods of mathematical statistics. Result. An absolute importance of adaptation laws for the theory and methodology of sport is underlined. One of the mentioned in the literature effects of adaptation is considered, which is the effect of “cross adaptation” in sport. “Advantages” and “disadvantages” of “cross adaptation” effects in sport are revealed. The conditions of general and specific physical training unity principle work are specified. An absolute interconnection of the notions “cross adaptation” and “training level transfer”inner contents in sport is revealed. The principles of “training level transfer” in sport are presented schematically. It is stated, that the training exercises of non-specific character during the effect of “training level transfer” realization from these exercises to the main competitive exercise have both positive and negative effects. The example of a negative “training level transfer” from one exercise to another, stated in the experiment with qualified hockey players, is presented. The hypothesis of “a resonance training level transfer” is mentioned, which is to explain stated in practice of training sportsmen positive effects of “training level transfer” from non-specific exercises to the main competitive exercise. The conditions are described, which help to use positive effects of “cross adaptation” in training sportsmen. The example is given of a positive “cross adaptation” effect realization in the experiment with young qualified hockey players. The importance of “cross adaptation” effect is underlined in the theory and practice of sport. Conclusion. Thus, “cross adaptation” effect plays a great role in a long-term training of sportsmen. The absence of knowledge concerning this effect and inability to use it in practice with sportsmen leads a trainer to inability to control the training process and demand sports realization of the potential from his sportsmen.

Текст научной работы на тему ««Перекрестная адаптация» и законы «Переноса тренированности»»

DOI 10.14526/01_1111_123 УДК: 612 : 796 Р 17

«ПЕРЕКРЕСТНАЯ АДАПТАЦИЯ» И ЗАКОНЫ «ПЕРЕНОСА ТРЕНИРОВАННОСТИ»

А.Н. Разумов - доктор медицинских наук, профессор Российская академия наук Ленинский проспект, 14, Москва, Россия, 119991

С.Е. Павлов - кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122 E-mail: dr pav@mail.ru

А.С. Павлов - аспирант ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122 Е-mail: alexghost17( yandex. ru

Аннотация. Одна из научных проблем, в большей или меньшей степени

затрагиваемых исследователями, изучавшими адаптационные изменения в организме под воздействием различных факторов и взаимовлияние этих изменений на различные функции организма, - проблема «перекрестной адаптации». Значимость законов адаптации человеческого организма для спортивной науки и практики абсолютна. Однако по сей день в литературе можно встретить кардинально различные мнения как о самой сущности процесса адаптации, так и о его роли в спортивно-педагогическом процессе. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, эксперимент, наблюдение, тестирование, методы математической статистики. Результат. Акцентирована абсолютная значимость законов адаптации для теории и методики спорта. Рассмотрен один из упоминаемых в литературе эффектов адаптации - эффект «перекрестной адаптации». Дано определение эффекту «перекрестной адаптации» в спорте. Указано на «положительность» и «отрицательность» проявлений эффекта перекрестной адаптации в спорте. Уточнены условия работы одного из принципов физического воспитания - принципа единства обшей и специальной физической подготовки. Выявлена абсолютная взаимосвязь внутренних содержаний терминов «перекрестная адаптация» и «перенос тренированности» в спорте. Схематично представлены принципы «переноса тренированности» в спорте. Отмечено, что тренировочные упражнения неспецифического характера при реализации эффекта «переноса тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение несут в себе как положительные, так и отрицательные эффекты. Приведен пример отрицательного «переноса тренированности» с одного упражнения на другое, зафиксированный в эксперименте с участием квалифицированных хоккеистов. Упомянута гипотеза «резонансного переноса тренированности», призванная объяснить зафиксированные в практике подготовки спортсменов положительные эффекты «переноса тренированности» с неспецифических упражнений на основное соревновательное упражнение. Описаны условия, позволяющие использовать положительные эффекты «перекрестной адаптации» в подготовке спортсменов. Приведен пример положительной реализации эффекта «перекрестной

адаптации» в эксперименте с участием молодых квалифицированных хоккеистов. Указано на значимость эффекта «перекрестной адаптации» в теории и практике спорта. Заключение. Таким образом, эффект «перекрестной адаптации» играет крайне важную роль в многолетней подготовке спортсменов. Незнание сути данного эффекта и последующее неумение применять его в практической работе со спортсменами неизбежно приводит тренера к невозможности управлять тренировочным процессом и добиваться от своих подопечных спортивной реализации отпущенного им природой потенциала.

Ключевые слова: законы адаптации, «перекрестная адаптация», теория и методика спорта, специальная тренированность, «перенос тренированности», спортивно-педагогические тестирования, дыхательные упражнения, жизненная емкость легких.

"CROSS ADAPTATION" AND THE LAWS OF "TRAINING LEVEL TRANSFER"

Alexandr N. Razumov — doctor of medical sciences, professor Russian Academy of Sciences Leninsky Prospect, 14, Moscow, 119991, Russia

Sergei E. Pavlov — candidate of medical sciences Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism Lilac Boulevard, 4, Moscow, 105122, Russia E-mail: dr pav@mail.ru

Alexandr S. Pavlov — post-graduate Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism Lilac Boulevard, 4, Moscow, 105122, Russia E-mail: alexghost17@yandex.ru

Annotation. One of the scientific problems, which is considered by the scientists, who studied adaptive changes in an organism under the influence of different factors and interference of these changes on different functions of an organism is the problem of "cross adaptation". The significance of a person's organism adaptation laws for sports science and practice is obvious. However, even nowadays we can see absolutely different opinions concerning the essence of adaptation process and its role in sports-pedagogical process. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, experiment, observation, testing, the methods of mathematical statistics. Result. An absolute importance of adaptation laws for the theory and methodology of sport is underlined. One of the mentioned in the literature effects of adaptation is considered, which is the effect of "cross adaptation" in sport. "Advantages" and "disadvantages" of "cross adaptation" effects in sport are revealed. The conditions of general and specific physical training unity principle work are specified. An absolute interconnection of the notions "cross adaptation" and "training level transfer"inner contents in sport is revealed. The principles of "training level transfer" in sport are presented schematically. It is stated, that the training exercises of nonspecific character during the effect of "training level transfer" realization from these exercises to the main competitive exercise have both positive and negative effects. The example of a negative "training level transfer" from one exercise to another, stated in the experiment with qualified hockey players, is presented. The hypothesis of "a resonance training level transfer" is mentioned, which is to explain stated in practice of training sportsmen positive effects of "training level transfer" from non-specific exercises to the main competitive exercise. The conditions are described, which help to use positive effects of "cross adaptation" in training sportsmen. The example is given of a positive "cross adaptation" effect realization in the experiment with young

qualified hockey players. The importance of "cross adaptation" effect is underlined in the theory and practice of sport. Conclusion. Thus, "cross adaptation" effect plays a great role in a long-term training of sportsmen. The absence of knowledge concerning this effect and inability to use it in practice with sportsmen leads a trainer to inability to control the training process and demand sports realization of the potential from his sportsmen.

Keywords: laws of adaptation, "cross adaptation", theory and methodology of sport, special training level, "training level transfer", sports-pedagogical tests, respiratory exercises, vital capacity of lungs.

Значимость законов адаптации человеческого организма для спортивной науки и практики абсолютна. Однако по сей день в литературе можно встретить кардинально различные мнения как о самой сущности процесса адаптации, так и о его роли в спортивно-педагогическом процессе. Тем не менее следует принять тот факт, что человеческий организм в любых проявлениях своей

жизнедеятельности неизбежно

подчиняется общим законам адаптации, которые всегда носят системный характер [1, 2, 13, 22 и др.].

Одна из научных проблем, в большей или меньшей степени затрагиваемых исследователями,

изучавшими адаптационные изменения в организме под воздействием различных факторов и взаимовлияние этих изменений на различные функции организма, -проблема «перекрестной адаптации». О феномене «перекрестной адаптации» упоминается в работах отдельных исследователей [3, 4, 9, 10, 18]. Наибольшее внимание данной проблеме уделено в работах патофизиологов Ф. З. Меерсона (1981) и Ф. З. Меерсона, М. Г. Пшенниковой (1988), которые утверждали, что в основе «перекрестных» эффектов адаптации к физическим нагрузкам лежит структурный след предшествующих адаптационных

процессов. Однако следует учитывать, что сам процесс адаптации всегда рассматривался указанными авторами исключительно через «призму» его влияния на состояние здоровья человека, а не на результат выполнения человеком некой конкретной деятельности. С этих же позиций Ф. З. Меерсоном (1981) и

Ф. З. Меерсоном, М. Г. Пшенниковой (1988) рассматривались и эффекты так называемой «перекрестной адаптации» [9, 10]. Может быть, в том числе поэтому В. Н. Платонов (1988) в одной из своих монографий невысоко оценил значимость «перекрестной адаптации» в спорте, справедливо указав, что основа «перекрестной адаптации» - общность требований, предъявляемых организму средой [18]. Мы считаем, что по своей сути «перекрестная адаптация» в спорте -это эффект проявления структурно-функциональных изменений в организме спортсмена, обусловленных действием на него различных по специфике тренировочных нагрузок и обстановочных средовых факторов, обнаруживаемый при выполнении спортсменом

соревновательных упражнений.

Спортивные педагоги в большинстве своем игнорируют тот факт, что использование в тренировке средств и методов общефизической направленности - для повышения уровня специальной тренированности спортсменов - может осуществляться только с использованием эффекта «перекрестной адаптации». При этом необходимо помнить о том, что «перекрестная адаптация» может носить как положительный, так и отрицательный характер [9], а положительность или отрицательность «перекрестной

адаптации» всегда оценивается с позиций положительности или отрицательности данного эффекта по отношению к какой-либо конкретной функции или деятельности организма. В частности Ф. З. Меерсоном, М. Г. Пшенниковой (1988) указано на общебиологическую закономерность, согласно которой любые

приспособительные эффекты организма всегда обладают свойством относительной целесообразности [10]. В связи со сказанным необходимо вспомнить об одном из принципов физического воспитания, а именно - о принципе единства обшей и специальной физической подготовки [8]. Ни в коем случае нельзя воспринимать этот принцип как гарантию того, что любая работа общефизической направленности, выполненная атлетом, впоследствии положительно скажется на уровне его спортивной результативности. Яркий пример отрицательного эффекта «перекрестной адаптации» - предсезонная работа с молодым хоккеистом, который, помимо тренировок на льду, несмотря на наш категорический запрет, тайком посещал тренировки по общефизической подготовке под руководством тренера-легкоатлета: в результате выполнения спортсменом на этих тренировках упражнений общефизической

направленности уровень его специальной

тренированности неуклонно снижался на протяжении трех недель тренировочного цикла. То есть влияние неспецифической тренировочной работы может быть как положительным, так и отрицательным, поскольку именно в случае выполнения такой работы реализуются эффекты положительной или отрицательной «перекрестной адаптации». Данный факт был успешно использован в тренерской работе олимпийского чемпиона, доктора педагогических наук А. П. Бондарчука, подготовившего целую плеяду

легкоатлетов-метателей мирового уровня, а впоследствии лег в основу его монографий, посвященных «переносу тренированности» [25, 26]. По сути, в теории и практике спорта термин «перенос тренированности» является спортивно-педагогическим аналогом

физиологического термина «перекрестная адаптация». Принципы «переноса тренированности» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принципы «переноса тренированности» (СУ - соревновательное упражнение; ТУ - тренировочные упражнения) [14]

Значительные проблемы в достижении положительного «переноса тренированности» проявляются при включении в тренировочный процесс упражнений неспецифической

направленности. Этому способствуют: разнонаправленность адаптационных

эффектов неспецифических

тренировочных нагрузок; отрицательное взаимодействие неспецифических и специфических тренировочных нагрузок;

нецелевое расходование адаптационного потенциала спортсмена. Очевидно, планируя тренировочный процесс, тренеру следует выбирать такие дополнительные упражнения, которые обеспечивали бы исключительно положительный «перенос тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение. Но именно здесь возникают проблемы. Дело в том, что практически все неспецифические (по отношению к

соревновательному упражнению)

упражнения обладают как

положительными, так и отрицательными эффектами влияния на уровень специальной тренированности спортсмена. Доказано, что тренировка спортсменов на выносливость приводит к снижению силы мышц и к уменьшению площади поперечного сечения мышечных волокон [21, 23]. В. Н. Платонов (1984) утверждал, что использование в подготовительном периоде подготовки спортсменов больших объемах тренировочной нагрузки, направленной на развитие общей выносливости, может оказать

отрицательное влияние на развитие спринтерских способностей спортсмена [18]. И гораздо раньше В. М. Зациорским (1966) и М. Я. Набатниковой (1975) заявлено, что выполнение спортсменами в подготовительном периоде больших объемов неспецифических тренировочных нагрузок приводит к снижению скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей спортсменов [6].

Л. П. Матвеев (1997) писал о конфликте между аэробными и анаэробными упражнениями [8]. Согласно утверждению В. М. Зациорского с соавт. (1982), использование в тренировке упражнений, направленных на развитие выносливости,

отличающихся по структуре от соревновательного упражнения, приводит к формированию двигательного навыка, нарушающего локомоции

соревновательного движения [7]. G. A. Dudley, R. Djamil (1985) и C. Hickson at al. (1980) доказали, что бегуны на 400 метров не могут показывать высокие результаты в коротком спринте из-за отрицательного влияния на их скоростные способности аэробных нагрузок, которые присутствуют в их тренировках [24, 27].

Даже внешняя похожесть двигательных актов не гарантирует положительного «переноса

тренированности» с одного двигательного акта на другой. Так, в педагогическом эксперименте, в котором изучали возможность повышения скорости бега на коньках со старта у квалифицированных хоккеистов [16], был выявлен эффект отрицательного переноса тренированности с упражнения «стартовый бег на коньках» (упражнение, регулярно используемое в тренировочной работе на протяжении полуторамесячного эксперимента), на упражнение «дистанционный бег на коньках» (упражнение, не используемое в тренировочной работе, проводимой в рамках эксперимента) (рисунок 2).

Рисунок 2 - Среднегрупповые результаты ^ (с)) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов экспериментальной группы (12 испытуемых) — бег на коньках со старта на дистанции 9 метров («а»), 9 из 27 метров («Ь») и 18 из 27 метров («с») [16] Вместе с тем практический опыт может быть достаточно эффективным в

показывает, что использование плане повышения специальной

неспецифических тренировочных нагрузок тренированности спортсменов. В связи с

46

этим была выдвинута гипотеза «резонансного переноса тренированности» с неспецифических тренировочных упражнений на специфическую

спортивную деятельность, согласно которой неспецифические тренировочные упражнения могут быть эффективны в отношении прироста специальной тренированности, если их воздействие попадает в «резонанс» с воздействием специфических упражнений и усиливает эффект последних [14]. Предполагается, что оценить резонансный эффект работы мышц, задействованных как в соревновательном упражнении, так и в дополнительном упражнении

неспецифического характера, можно с использованием метода дистанционной электромиографии.

Существует еще один способ положительной реализации эффекта «перекрестной адаптации». Согласно выдвинутой гипотезе [15], организм, совершая любую работу

субмаксимального и максимального характера, всегда «ориентируется» на функциональные возможности самого слабого физиологического компонента, задействованного в этой работе. В соответствии с этим принципом формирования и работы функциональных систем организма, повышение

функциональных возможностей какого-либо из физиологических механизмов организма спортсмена в результате спортивной тренировки обеспечивает повышение эффективности любой работы, в осуществлении которой данный физиологический механизм будет принимать участие, если этому не будут препятствовать функциональные

возможности других физиологических механизмов, участвующих в данной работе. Следовательно, целенаправленная тренировочная работа над повышением функциональных возможностей наиболее слабых физиологических механизмов, обеспечивающих специфическую

спортивную деятельность конкретного

атлета, неизбежно обеспечит рост его тренированности.

В пользу данной гипотезы свидетельствуют результаты

экспериментальной работы [12], в которой с помощью использования в тренировочном процессе

квалифицированных хоккеистов 16-19 лет системы дыхательных упражнений из арсенала подготовки фридайверов удалось доказать возможность повышения показателей специальной скоростной выносливости (оцениваемой по

результатам пробегания спортсменами ледового «челночного» теста 4х54 м) в результате целенаправленного увеличения жизненной емкости легких (рисунки 4 и 5). Необходимо указать, что использованная в вышеуказанном эксперименте система дыхательных упражнений по своей сути является комплексом физических упражнений, направленных на повышение эффективности и амплитуды работы межреберных мышц и диафрагмы, что опосредованно приводит к увеличению объемных характеристик

функционирования аппарата внешнего дыхания - первичного звена обеспечения организма кислородом, с которым так или иначе связаны все биоэнергетические процессы в организме.

В среде спортивных педагогов распространено мнение, что аэробный механизм энергообеспечения

«включается» через 2-3 минуты интенсивной работы мышц организма. Однако Н. И. Волков (1988) некогда писал о зависимости времени запуска аэробного механизма энергообеспечения от интенсивности совершаемой работы, а в работе Н. И. Волкова с соавт. (2000) указывается, что доля аэробных механизмов энергообеспечения при выполнении работы скоростного характера к 20-й секунде работы достигает показателя 10%, а к 40-й секунде - 20% (рисунок 3) [5]. Те же данные приведены в монографии В. Н. Платонова (2005) [19].

□ Анаэробные механизмы энергообеспечения ПЛэробные механизмы энергообеспечения 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80%

100% »0%

0%

20%

10%

10 секунд

20 секунд

40 секунд

Рисунок 3. - Относительный энергетический вклад анаэробных и аэробных механизмов в обеспечении спринтерского бега (по Н. И. Волкову с соавт., 2000)

Еще раньше М. Е. №уШ а! а1. (1996) утверждали, что до 40% энергии, потребляемой мышцами во время 30-секундной работы максимальной интенсивности, вырабатывается за счет аэробных процессов [28]. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто

ЖЕЛ%

предположение, что повышение объемных показателей функции внешнего дыхания способно оказать позитивный эффект на показатели специальной скоростной выносливости хоккеистов в результате реализации эффекта «перекрестной адаптации» [12].

Рисунок 4 - Сопоставление относительных среднегрупповых показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ) хоккеистов молодежной и юниорской команд контрольной (п=15) и экспериментальной (п=15) групп, зафиксированных в начале и в конце трехнедельного

эксперимента

Рисунок 5 - Результаты (х ±о; ^ с) пробегания теста 4х54 м хоккеистов контрольной (п=15) и экспериментальной (п=15) групп в исходном и заключительном тестированиях в

трехнедельном эксперименте

Следует особо отметить, что использование в тренировочном процессе вышеупомянутой системы дыхательных упражнений не оказывает отрицательных эффектов «перекрестной адаптации» (отрицательного влияния) на основные соревновательные упражнения, что позволяет широко использовать ее в подготовке спортсменов,

специализирующихся в самых разных видах спорта. В частности, использование данной системы дыхательных упражнений в комплексной подготовке пловчихи к чемпионату мира по плаванию среди ветеранов позволило в течение двух недель увеличить показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ) спортсменки с 4500 мл до 5200 мл. Это позволило спортсменке на дистанции 50 метров брассом улучшить свой результат (с 36,56 с до 36,41 с), продемонстрированный на соревнованиях месяцем ранее, и побить собственный рекорд России для ее возрастной группы и завоевать бронзовую медаль. На дистанции 100 метров брассом спортсменке также удалось улучшить свой прежний результат с 1.21,78 с до 1.21,08 с и занять в плавании на этой дистанции 3 -е место [17].

Таким образом, эффект

«перекрестной адаптации» играет крайне важную роль в многолетней подготовке спортсменов. Незнание сути данного эффекта и последующее неумение

применять его в практической работе со спортсменами неизбежно приводит тренера к невозможности управлять тренировочным процессом и добиваться от своих подопечных спортивной реализации отпущенного им природой потенциала.

Литература

1. Анохин, П. К. Внутреннее торможение как проблема физиологии / П. К. Анохин. - М. : Медгиз, 1958. - 472 с.

2. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 546 с.

3. Васильев, Н. В. К трактовке феномена перекрестной адаптации / Н. В. Васильев, Т. И. Коляда // Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. - Новосибирск, 1981. - Т. 4. - С. 133-134.

4. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381 с.

5. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, A. A. Осипенко, С. Н. Корсун. - К. : Олимпийская литература, 2000. - 504 с.

6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1966. - 250 с.

7. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В. М. Зациорский, С. Ю. Алешинский, Н. А. Якунин. - М. : ФиС, 1982. - 207 с.

8. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта : учеб. для завершающих уровней высш. физ. образования : доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму / Л. П. Матвеев - М. : [4-й фил. Воениздата], 1997. - 304 с.

9. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. - М. : Наука, 1981. -278 с.

10. Меерсон, Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.

11. Набатникова, М. Я. Проблема совершенствования специальной выносливости спортсмена при циклической работе субмаксимальной и большой мощности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Я. Набатникова. - М., 1975. - 48 с.

12. Павлов, А. С. Опыт использования комплекса дыхательных упражнений (из арсенала подготовки фридайверов) для повышения аэробной производительности и специальной скоростной выносливости хоккеистов / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, В. А. Репнев, Н. В. Молчанова, С. Е. Павлов // «Экстремальная деятельность человека», научно-методический журнал, №2 (35), 2015, ¡ББМ 2311-343Х. - С. 3-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Павлов, С. Е. Адаптация / С. Е. Павлов. - М. : Паруса. - 2000. - 282 с.

14. Павлов, С. Е. Проблемы "переноса тренированности". Гипотеза "резонансного переноса тренированности" / С. Е. Павлов, А. С. Павлов // 4 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Спорт и медицина. Сочи-2013" в рамках научно-образовательного формума "Здоровье России. Сочи-2013", 19-22 июня 2013 г. : [материалы] / [под общ. ред.: М.П. Бердниковой, С.Е. Павлова] ; Адм. Краснодар. края [и др.]. -Сочи, 2013. - С. 101-104.

15. Павлов, С. Е. Один из принципов формирования и работы функциональных систем спортивной деятельности / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, А. С. Павлов // «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта», электронный журнал, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, №2, (выпуск 35), 2015. - С. 141-142. http://iourna1-science.org/ru/artic1e/173.htm1. Б01: 10.14526/01_1111_20.

16. Павлов, С. Е. Феномен отрицательного «переноса тренированности» в процессе работы над стартовой скоростью квалифицированных хоккеистов / С. Е. Павлов, А. П. Давыдов, А. С. Павлов, Д. Р. Черенков // Материалы ГУ-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова - Сочи, 2013. - С. 96-100

17. Павлова, Т. Н. Опыт предсоревновательной подготовки спортсменки к чемпионату мира по плаванию среди ветеранов с использованием комплексного метода построения тренировочного процесса / Олимпийский

бюллетень № 16 / Т. Н. Павлова, Е. А. Мехтелева, С. Е. Павлов // Сост. Мельникова Н.Ю., Трескин

A.В., Леонтьева, Н.С., Никифорова А.Ю., Леонтьева Л.С. - М.: Издательство «Человек», 2015. - С. 191-197.

18. Платонов, В. Н. Адаптация в спорте /

B. Н. Платонов. - Киев : Здоровья, 1988. - 216 с.

19. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. -Москва : Советский спорт, 2005. - 820 с.

20. Савин, В. П. Теория и методика хоккея : учеб. для студентов акад. и вузов физ. культуры по направлению 521900; по спец. 022300 : доп. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / В. П. Савин. - М. : Academia, 2003. - 399 с.

21. Суслов, Ф. П. Бег на средние и длинные дистанции : Система подготовки / Ф. П. Суслов, Ю. А. Попов, В. Н. Кулаков, С. А. Тихонов; под ред. В. В. Кузнецова. - М. : ФиС, 1982. - 176 с.

22. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. - Малаховка, 2010. - 88 с.

23. Шенкман, Б. С. Размеры мышечных волокон и аэробные способности спортсменов, тренирующих выносливость / Б. С. Шенкман, А. Н. Некрасов, А. И. Головачев // Структурно-энергетическое обеспечение механической работы мышц. - М., 1990. - С. 71-72.

24. Dudley, G. A. Incompatibility of endurance and strength-training modes of exercise / G. A. Dudley, R. Djamil // J. Appl. Phisiol. - 1985. -vol. 59. - № 5. - P. 1446-1451.

25. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports / A. P. Bondarchuk. - Moscow : UAC, 2007. -218 p.

26. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports (Vol.2) / A. P. Bondarchuk - Moscow : UAC, 2010. - 166 p.

27. Hickson, C. Strenght training effects on aerobic power and sport-term endurance / C. Hickson, R. C. Rosenkoctter, M. M. Brown // Med. Sci. Sports. - 1980. - № 12. - P. 336-339.

28. Nevill, M. E. Muscle metabolism and performance During Sprinting / M. E. Nevill, G. C. Bogdanis, L. H. Boobis at al. // In: Biochemistry of Exercise IX / R.J.Maughan, S.M.Shirreffs eds. -Human Kinetics Publ., 1996. - P. 243-259

References

1. Anokhin P. K. Vnutrennee tormozhenie kak problema fiziologii [Internal inhibition as the problem of physiology], Moscow : Medgiz, 1958, 472 p.

2. Anokhin P. K. Biologiya i neirofiziologiya uslovnogo refleksa [Biology and neurophysiology of a conditioned reflex], Moscow : Medicine, 1968, 546 p.

3. Vasilev N. V. Adaptatsiya cheloveka v razlichnykh klimato-geograficheskikh i

proizvodstvennykh usloviyakh, Novosibirsk, 1981, Vol. 4, pp. 133-134.

4. Vasilkov A. A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical upbringing], Rostov-on-Don: Phoenix , 2008, 381 p.

5. Volkov N. I., Nesen E.N., Osipenko A.A., Korsun S.N. Biokhimiya myshechnoi deyatel'nosti [Biochemistry of muscular work], K. : the Olympic literature, 2000, 504 p.

6. Zatsiorskiy V. M. Fizicheskie kachestva sportsmena [A sportsman's physical qualities], Moscow : Physical culture and sport, 1966, 250 p.

7. Zatsiorskiy V. M., Alechinskiy S.Y., Yakunin N.A. Biomekhanicheskie osnovy vynoslivosti [Biomechanical basis of endurance], Moscow : Physical culture and sport, 1982, 207 p.

8. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta [General theory of sport], Moscow : [the 4th branch of Voenizdat], 1997, 304 p.

9. Meerson F. Z. Adaptatsiya, stress i profilaktika [Adaptation, stress and prophylaxis], Moscow : Science, 1981, 278 p.

10. Meerson F. Z., Pshennikova M.G. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to stress situations and physical loads], Moscow : Medicine, 1988, 256 p.

11. Nabatnikova M. Y. Problema sovershenstvovaniya spetsial'noi vynoslivosti sportsmena pri tsiklicheskoi rabote submaksimal'noi i bol'shoi moshchnosti [The problem of a sportsman's special endurance development during cyclic work of submaximum great volume], abstract of the dissertation of the doctor of pedagogics, Moscow, 1975, 48 p.

12. Pavlov A. S., Uryupin N.N., Repnev V.A., Molchanova N.V. Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka, №2 (35), 2015, ISSN 2311-343Х, pp. 3-8

13. Pavlov S. E. Adaptatsiya [Adaptation], Moscow : Parusa, 2000, 282 p.

14. Pavlov S. E., Pavlov A.S. Problemy "perenosa trenirovannosti". Gipoteza "rezonansnogo perenosa trenirovannosti" [The problems of "training level transfer". "Resonance training level transfer" hypothesis], 4 All-russian scientific-practical conference with the International participation "Sport and medicine. Sochi-2013" in terms of scientific-educational forum "Health of Russia. Sochi-2013", June, 19-22, 2013, Sochi, 2013, pp. 101-104.

15. Pavlov S. E., Pavlova T.N., Pavlov A.S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.2, (issue 35), pp. 141-142. http://journal-science.org/ru/article/173.html. DOI: 10.14526/01_1111_20.

16. Pavlov S. E., Davydoa A.P., Pavlov A.S., Cherenkov D.R. Fenomen otritsatel'nogo «perenosa trenirovannosti» v protsesse raboty nad

Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.

startovoi skorost'yu kvalifitsirovannykh khokkeistov [Phenomenon of a negative "training level transfer" during the work over a starting speed of qualified hockey players], Materials of the IV-th All-Russian (with International participation) scientific-practical conference "Sport and medicine. Sochi-2013», June, 19-22, 2013, Sochi, 2013, pp. 96-100.

17. Pavlova T. N., Mekhteleva E.A. Pavlov S.E. Olimpiiskii byulleten' № 16, Moscow: Publishing house "Chelovek", 2015, pp. 191-197.

18. Platonov V. N. Adaptatsiya v sporte [Adaptation in sport], Kiev : Zdorovya, 1988, 216 p.

19. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte : obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training sportsmen in the Olympic sport : general theory and its practical supplements], Moscow : Soviet sport, 2005, 820 p.

20. Savin V. P. Teoriya i metodika khokkeya [Theory and methodology of hockey], Moscow : Academia, 2003, 399 p.

21. Suslov F. P., Popov Y.A., Kulakov V.N., Tikhonov S.A. Beg na srednie i dlinnye distantsii : Sistema podgotovki [Running at average and long distances : System of training], Moscow : Physical culture and sport, 1982, 176 p.

22. Fiziologicheskie osnovy podgotovki kvalifitsirovannykh sportsmenov : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov fizicheskoi kul'tury [Physiological basis of qualified sportsmen training : manual for students of physical culture higher educational establishments], Malakhovka, 2010, 88 p.

23. Shenkman B. S., Nekrasov A.N., Golovachev A.I. Strukturno-energeticheskoe obespechenie mekhanicheskoi raboty myshts Moscow, 1990, pp. 71-72.

24. Dudley, G. A. Incompatibility of endurance and strength-training modes of exercise / G. A. Dudley, R. Djamil // J. Appl. Phisiol. - 1985. -vol. 59. - № 5. - P. 1446-1451.

25. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports / A. P. Bondarchuk. - Moscow : UAC, 2007. -218 p.

26. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports (Vol.2) / A. P. Bondarchuk - Moscow : UAC, 2010. - 166 p.

27. Hickson, C. Strenght training effects on aerobic power and sport-term endurance / C. Hickson, R. C. Rosenkoctter, M. M. Brown // Med. Sci. Sports. - 1980. - № 12. - P. 336-339.

28. Nevill, M. E. Muscle metabolism and performance During Sprinting / M. E. Nevill, G. C. Bogdanis, L. H. Boobis at al. // In: Biochemistry of Exercise IX / R.J.Maughan, S.M.Shirreffs eds. -Human Kinetics Publ., 1996. - P. 243-259.

Александр Николаевич Разумов, Академик Российской академии наук, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ, Ленинский проспект, 14, Москва, Россия, 119991

Сергей Евгеньевич Павлов, кандидат медицинских наук, зав. лабораторией НИИ Спортивной медицины Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122, E-mail: dr pavamail. ru

Александр Сергеевич Павлов, аспирант, преподаватель кафедры теории и методики хоккея Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122, E-mail: alexghost17@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.