УДК: 796.01:612 DOI 10.14526/26_2014_26
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
СПОРТСМЕНОВ
С.Е. Павлов, Т.Н. Павлова, А. П. Давыдов, А. С. Павлов, А. А. Петров
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
Москва
PHYSIOLOGICAL BASIS AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF QUALIFIED SPORTSMEN'S TRAINING
S.E. Pavlov, T.N. Pavlova, A.P. Davydov, A.S. Pavlov, A.A. Petrov
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional
Education "Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and
Tourism"
(State Central Lenin Order Institute of Physical Culture)
Moscow
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: эффективность подготовки спортсменов, законы адаптации, теория и методика спорта, специфичность тренировочных нагрузок, законы переноса тренированности, методы построения спортивной тренировки, комплексный метод построения спортивной тренировки.
Аннотация. Результаты тренировочной деятельности спортсменов
определяются, в первую очередь, законами физиологии, и в частности - законами развития и адаптации человеческого организма. Анализ широко распространенных представлений о механизмах адаптационного процесса выявил несостоятельность и абсурдность этих представлений. Описаны системные законы адаптации человеческого организма, обусловливающие принципы переноса тренированности с тренировочных упражнений на соревновательные и определяющие выбор способа построения тренировочного процесса.
Методы исследования: анализ научной литературы, спортивно-педагогические тестирования.
Материалы. Эффективность тренировочного процесса пловцов, тренирующихся по общепринятым в спортивных школах программам и по программе, разработанной в соответствии с требованиями законов адаптации, оценена по динамике результатов стандартных плавательных тестов и динамике индивидуальных результатов проплывания соревновательных дистанций избранными способами плавания.
Результаты. Выявлена низкая эффективность используемых в спортивных школах программ подготовки юных пловцов. Получены данные, доказывающие высокую эффективность использования в подготовке юных пловцов физиологически обоснованного комплексного построения тренировочного процесса. В индивидуальном эксперименте доказана высокая эффективность использования физиологически обоснованного
комплексного построения тренировочного процесса в подготовке квалифицированного пловца.
Заключение. Физиологически обоснованное построение тренировочного процесса -наиболее эффективный путь подготовки спортсменов. На первый план при построении тренировочного процесса выступают проблемы специфичности и оптимизации тренировочных нагрузок. Выбор способа построения тренировочного процесса должен осуществляться по критерию его наибольшей эффективности для каждого отдельного вида спорта.
Keywords: effectiveness of sportsmen's training, the laws of adaptation, theory and methodology of sport, specificity of the training loads, the laws of the training level transfer, the methods of sports training construction, a complex method of sports training construction.
Annotation. The results of the sportsmen's training activity are defined, first of all, by the laws of physiology and in particular - by the laws of a man's organism development and adaptation. The analysis of widely spread ideas of adaptive process mechanisms helped to reveal groundlessness and absurdity of these ideas. The system laws of a person's organism adaptation determine the principles of the training level transfer from the training exercises to competitive ones and define the choice of the way of the training process organization.
Research methods: scientific literature analysis, sports - pedagogical tests.
Materials. The effectiveness of the swimmers' training process, if they train according to generally accepted in sport schools programs and according to the program created in accordance with the laws of adaptation, is evaluated according to the dynamics of the standard swimming tests results and according to the individual results dynamics of swimming on competitive distances by means of chosen ways of swimming.
Results. A low effectiveness of the used in sport schools programs of young swimmers training was revealed. The facts are received which prove high effectiveness of physiologically reasonable complex training process in training of young swimmers. In an individual experiment high effectiveness of physiologically reasonable complex training process use is proved in qualified swimmers training.
Conclusion. Physiologically reasonable complex training process is the most effective way of sportsmen training. During the training process organization first come out the problems of specificity and optimization of the training loads. The choice of the way of the training process organization should be realized according to the criterion of its highest effectiveness for each kind of sport.
Максимальной эффективности в воспитании спортсменов высокой квалификации можно достичь исключительно путем использования научно обоснованной современной технологии комплексной подготовки атлетов. При этом следует помнить, что «материальная» основа повышения тренированности и спортивной результативности любого спортсмена - тренировочный процесс, базирующийся на общей теории спорта и теории и методике избранного вида спорта. Но единственное, на что может опираться современная теория и методика спорта - реально действующие законы физиологии: законы развития и адаптации человеческого организма. Некогда Л. П. Матвеев (1965) заявил, что биологический процесс нельзя противопоставлять педагогическому (и наоборот) - они едины как по форме, так и по содержанию [9]. Первый из них отображает комплекс адаптационных перестроек в организме спортсмена в ответ на тренировочную нагрузку, второй раскрывает сущность самой системы тренировки [3]. А несколько позже Н. Н. Яковлев (1976) написал, что тренировка - процесс адаптационный, а об управлении тренировочным процессом сказал: «Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы» [19]. При этом механизмы управления тренировочным процессом могут быть основаны только на знании законов развития и адаптации человеческого организма [11, 16, 17].
Судя по многочисленным публикациям, подавляющая часть спортивных педагогов абсолютно уверены, что процесс адаптации протекает по «схеме» - «стресс - адаптация -дезадаптация - реадаптация».
Однако давно известно, что стресс - не единственная неспецифическая адаптационная реакция организма [7]. Сделав «стресс» единственной неспецифической реакцией организма, авторы вышеприведенной «схемы» сделали сам процесс адаптации дискретным, прерывистым, зависящим только от наличия стрессора, а это противоречит всем законам Природы. Жизнь - «постоянное приспособление ... к условиям существования» - И. М. Сеченов (1863). «С широкой биологической точки зрения, организм всю свою жизнь находится в условиях непрерывного действия последовательно развертывающихся внешних и внутренних факторов его существования» [1].
Неспецифические характеристики действующих на организм факторов (их размер) не могут рассматриваться в отрыве от специфических качеств этих факторов. Более того, неспецифические свойства действующих факторов, в том числе, определяют их специфику [16, 17]. И организм не может реагировать отдельно на неспецифические и специфические свойства действующих факторов. Но специфики в вышеприведенной «схеме» нет вообще, а, следовательно, в этом случае совершенно непонятно, как протекает сам процесс адаптации.
«Дезадаптация» в представлении создателей «схемы» - процесс, обратный процессу «адаптации», ее «разрушение», что вообще возможно только в связи со смертью организма. Использование термина «дезадаптация» также свидетельствует о бытующем представлении об адаптации как о процессе, возникающем периодически. И следует сказать, что появление термина «дезадаптация» тесно связано с представлением о том, что адаптация - это всегда достижение организмом неких больших возможностей, что в корне неверно.
Процесс «реадаптации», по мнению большинства, означает «возвращение» организма к ранее достигнутому уровню адаптации. Но человеческий организм изменчив -это его неотъемлемое свойство, а потому все последующие адаптационные циклы будут не возвратом к «ранее достигнутому уровню адаптации», а движением к достижению изменившимся организмом новых «уровней адаптации» (которые вовсе не обязаны «превышать» по своим параметрам ранее достигнутые).
Таким образом, «схема» - «стресс - адаптация - дезадаптация - реадаптация», ориентирующая тренеров и спортсменов на построение тренировочного процесса по принципу «чем больше, тем лучше» - абсурдна от начала до конца и никоим образом не отражает реальные процессы, происходящие в организме во время его непрерывного приспособления к всегда комплексно действующим факторам среды. А непоколебимым приверженцам этой «схемы» напомним высказывание Г. Селье (1960): «Нет ничего более вредного для прогресса, чем твердолобое отстаивание наших предвзятых представлений» [15].
Адаптация - процесс специфического приспособления организма к всегда комплексно действующим на него факторам среды и процесс поддержания структурно-функциональной стабильности окончательно сформированных функциональных систем организма. Законы адаптации: 1. Законы адаптации одинаковы для всех живых организмов, созданных по единому образу и подобию. 2. Законы адаптации являются неотъемлемой частью законов развития, взросления и старения человеческого организма. 3. Адаптация - процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью организма. 4. Любой живой организм существует в четырехмерном пространстве, а, следовательно, процессы его приспособления не могут быть описаны линейно. 5. В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит формирование абсолютно специфических функциональных систем, адаптационные изменения в компонентах которых служат одним из обязательных «инструментов» их формирования.
6. Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточные результаты ее «деятельности», что определяет ее абсолютную структурно-функциональную специфичность. 7. Системные реакции организма на комплекс одновременных или (и) последовательных средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации, являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы, также определяет специфику его реагирования. 8. Можно и нужно говорить об одновременно действующих доминирующем и обстановочных афферентных влияниях, но следует понимать, что организм реагирует всегда на весь комплекс средовых воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу функциональной системы. 9. Каждая функциональная система предельно специфична и в рамках этой специфичности относительно лабильна лишь на этапе своего формирования (совершающегося процесса адаптации организма). Сформировавшаяся функциональная система (что соответствует состоянию адаптированности организма к конкретным условиям) теряет свойство лабильности и стабильна при условии неизменности ее афферентной составляющей. 10. Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических (структурно-функциональных) механизмов, которые, в зависимости от «потребностей» конкретной целостной системы, могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в качестве ее компонентов. 11. Компоненты функциональной системы определяют ее «поведение» в целом, оказывая при этом влияние друг на друга, но и система в целом всегда оказывает влияние на составляющие ее компоненты. 12. Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ во времени и пространстве. 13. Обязательным условием полноценного формирования любой функциональной системы является постоянство или периодичность действия на организм стандартного, неизменного комплекса средовых факторов, «обеспечивающего» столь же стандартную афферентную составляющую системы 14. Еще одно обязательное условие формирования любых функциональных систем - участие в этом процессе механизмов памяти. 15. Процесс адаптации, несмотря на то что он протекает по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа того или иного индивидуума и реализованного в рамках этого генотипа и в соответствии с условиями прежней жизнедеятельности данного организма фенотипа [13].
В соответствии с представленными законами адаптации: 1. Организм всегда работает как целостный механизм и «формирует» поведенческие (двигательные) акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен; 2. Системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного правильного их повторения;
3. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам этой деятельности;
4. Адаптационные изменения, лежащие в основе роста тренированности спортсмена, определяются спецификой осуществляемой им тренировочной деятельности. Именно с учетом данных закономерностей и с соблюдением принципов целенаправленности и оптимальности тренировочных нагрузок должен строиться тренировочный процесс квалифицированных спортсменов, и именно в этом случае он будет наиболее эффективным [18]. Следует понимать, что выполнение каждой конкретной работы организма обеспечивается конкретным структурно-функциональным комплексом организма и именно этот структурно-функциональный комплекс и «тренируется» в процессе выполнения конкретной работы. На тренировку каждого этого комплекса организм расходует свой «адаптационный резерв», который далеко не беспределен. «Для того, чтобы расшириться в одном направлении, природа вынуждена скупиться в другом» (Иоганн Вольфганг Гете). «Если питательные соки притекают в избытке к одному органу, они редко притекают, во всяком случае - в избытке, к другому» (Чарльз Роберт Дарвин).
Есть незыблемый закон природы: «Если в одном месте что-то прибавится, то в другом месте обязательно убудет». В науке этот закон более известен как закон сохранения энергии. Согласно этому закону, чем более «неспецифична» выполняемая спортсменом тренировочная работа, тем больший ущерб наносится основной спортивной деятельности. Данное утверждение не исключает использования в тренировочном процессе дополнительных упражнений неспецифической направленности, но при этом следует понимать, что «перенос тренированности» может быть не только «положительным», но и «отрицательным». Следовательно, и группа дополнительных тренировочных упражнений должна подбираться и использоваться в тренировочном комплексе таким образом, чтобы каждый компонент этого комплекса тренировочных воздействий на организм спортсмена обеспечивал именно положительный «перенос тренированности» на соревновательное упражнение [14]. Ключ к пониманию законов «переноса тренированности» кроется в законах системной физиологии, и в частности - в законах адаптации человеческого организма [11, 13, 16, 17]. На рисунке 1 схематично представлены принципы «переноса тренированности».
Рис. 1. Принципы переноса тренированности (СУ - соревновательное упражнение; ТУ -дополнительное тренировочное упражнение) (С. Е. Павлов, А. С. Павлов, 2013)
«Автоматический» положительный «перенос тренированности» с тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение осуществляется в ±10-15%-м «коридоре специфичности» выполняемого упражнения (данные А. П. Бондарчука) - при соблюдении оптимального объема тренировочной нагрузки. Использование относительно специфических (находящихся за пределами ±10-15%-го «коридора специфичности») тренировочных упражнений обеспечивает тем больший положительный «перенос тренированности», чем более специфичным (по отношению к основному соревновательному упражнению) оказывается используемое в тренировке упражнение. При этом основное правило, которому необходимо следовать при планировании и построении тренировочного процесса: эффекты специфической тренировочной работы должны доминировать в тренировочном процессе.
Различными авторами предлагаются разные способы построения тренировочного процесса. Наиболее известны теоретические разработки Л. П. Матвеева (периодизационная теория и методика спортивной тренировки) и Ю. В. Верхошанского (блоковая теория спортивной тренировки). Отдельного и отнюдь не лестного упоминания заслуживает В. Б. Иссурин, «придумавший» свою «блоковую периодизацию спортивной тренировки». Этот бывший ленинградский, а ныне израильский «ученый», не мудрствуя лукаво, просто смешал в одну кучу то, что до него было сделано Л. П. Матвеевым и
Ю. В. Верхошанским, благодаря чему практически каждый читатель неизбежно находит в книге подтверждения собственным представлениям.
Наибольшую практическую значимость для спорта имеют теоретические и практические разработки олимпийского чемпиона, доктора педагогических наук, профессора А. П. Бондарчука (1986, 2005, 2007, 2010 и др.), который на протяжении почти уже сорока лет «выдает на гора» победителей и призеров мировых соревнований высшего уровня [2, 3, 20, 21]. Им же [3] предложена классификация способов построения спортивной тренировки: этапно-комплексный способ; этапный комплексно-вариативный способ; этапно-вариативный способ; этапный вариативно-комплексный способ; этапный комплексно-комбинированный способ; этапный вариативно-комбинированный способ; блочно-комплексный способ; блочно-вариативный способ; блочный комплексно-вариативный способ; блочный вариативно-комплексный способ; блочный комплексно-комбинированный способ; блочный вариативно-комбинированный способ; вариативный способ; комплексный способ; комбинированный способ; комплексно-вариативный способ. Каждый тренер, вне зависимости от выбора того или иного способа построения тренировочного процесса, должен понимать, что конечный результат тренировочной деятельности спортсмена всегда определяется законами физиологии и что «... правильно построенная тренировка должна готовить спортсмена к той мышечной деятельности, которая необходима на состязаниях» [6].
Абсолютный приоритет в выборе способа построения тренировочного процесса отечественных спортсменов по сей день отдается периодизационной теории и методике спортивной тренировки Л. П. Матвеева. С «периодизационных позиций» написана, в том числе, программа подготовки пловцов в ДЮСШ и СДЮШОР [8], которая изначально нацелена на воспитание «универсальных» пловцов. Но даже сам Л. П. Матвеев (1997) писал: «.По мере возрастания абсолютного уровня спортивных достижений становилась анахронизмом некогда . распространенная практика «спортивного универсализма».».
В двухмесячном педагогическом эксперименте нами была оценена эффективность периодизационно-вариативной методики подготовки юных пловцов. Сравнивались среднегрупповые показатели среднего времени проплывания 50-метровой дистанции в плавательном тесте 4х50м в исходном тестировании и тестированиях, проводимых раз в две недели на протяжении 6 недельных тренировочных микроциклов (табл. 1).
Таблица 1
Динамика среднегрупповых показателей среднего времени проплывания 50-метровых отрезков (Ър) юных пловцов в тесте 4х50 метров в тестированиях "1", "2", "3", "4" на
протяжении 6 недельных тренировочных микроциклов
Среднегрупповые показатели среднего времени проплывания 50-метровых отрезков (top) в
тесте 4х50 метров
1-е (исходное) 2-е 3-е 4-е
тестирование тестирование тестирование тестирование
М 40,97 41,07 40,98 41,06
±m 0,70 0,69 0,69 0,70
& 2,98 2,93 2,93 2,95
t крит. -0,11 -0,08
Отсутствие значимых различий (р<0,1) среднегрупповых показателей среднего времени проплывания 50-метровых отрезков юных пловцов в тесте 4х50 метров в тестированиях "1исх", "2", "3", "4" свидетельствует о реальном отсутствии динамики данных показателей на протяжении 2 месяцев тренировок в изучаемых группах пловцов, а следовательно - о неэффективности используемых в тренировке юных пловцов методик. Соответственно: «универсальная» тренировка препятствует развитию требуемых в каждом отдельном случае функциональных качеств пловца.
Рис. 2. Динамика индивидуальных спортивных результатов пловцов в специально-подготовительном мезоцикле при выполнении ими специфической тренировочной работы
В отдельном эксперименте в качестве тренировочных заданий юным пловцам предложена целенаправленная специфическая тренировочная работа: проплывание с различной скоростью (50% от max, 75% от max, 100% от max) избранным стилем 25-, 50- и 100-метровых дистанций и специфическая скоростно-силовая работа в воде. Объем активной плавательной нагрузки каждой тренировки не превышал 1000 метров. Все спортсмены тренировались четыре-пять раз в неделю. Динамика результатов отдельных испытуемых представлена графически (рис. 2).
На основании результатов проведенного эксперимента мы считаем возможным сделать следующие выводы: а) мнение о необходимости использования значительных по объему тренировочных нагрузок для достижения высоких результатов в плавании не имеет
реальных оснований; б) использование специфических, целенаправленных нагрузок в тренировке пловцов при адекватной уровню готовности спортсмена к освоению предлагаемой тренировочной нагрузке работе приводит к росту спортивных результатов.
В основе достижения спортсменом максимально возможного (на данный момент развития его организма) уровня тренированности и достижения «пика спортивной формы» должно лежать построение специфичной функциональной системы конкретного двигательного акта. На рисунке 3 представлена динамика индивидуальных результатов проплывания спортсменом дистанции 50 м баттерфляем на протяжении периода адаптации к стандартной тренировочной нагрузке при использовании комплексного способа [2, 3, 20, 21] построения тренировочного процесса. Налицо - выраженное улучшение спортивного результата в проплывании спортсменом дистанции 50 м способом баттерфляй. Кроме того, в данном эксперименте была доказана возможность и указаны путь и условия достижения атлетом «пика спортивной формы».
Т ! I ; !
1 1 I 1 11 N <5 1 1 1 Л. 1111111111 II 1 1 1 I 11 III * чч Ф ^ Ч^ ^ Ф Ф Ф тренировочные занятия 1 1 1 и 1 1 1 1 1 | 1 1
экстренная 1 мобилизация 1 1 компонентов 1 выбор необходимых системе 1 относительная полная сужение 1
компонентов | стабилизации стабилизация| аФФсРентаЧИЕ|
системы г 1 компонентного состава системы
системы 1
стадии адаптации
Рис. 3. Динамика индивидуальных результатов проплывания дистанции 50 м баттерфляем
(А. П-к, 21 г, МС) на протяжении периода адаптации и стадии адаптации к стандартной специфической тренировочной нагрузке (комплексный способ построения тренировочного
процесса)
Таким образом, физиологически обоснованное построение тренировочного процесса - наиболее эффективный путь подготовки спортсменов высокой квалификации. Соответственно, на первый план при построении тренировочного процесса выступают проблемы специфичности и оптимизации тренировочных нагрузок. При этом выбор способа построения тренировочного процесса должен осуществляться по критерию его наибольшей эффективности для каждого отдельного вида спорта.
Литература:
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. - М. : «Медицина», 1968. - 546 с., ил.
2. Бондарчук, А. П. Тренировка легкоатлета / А.П. Бондарчук. - К. : Здоров'я, 1986. - 160 с.
3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - Киев : «Олимпийская литература», 2005. - 303 с., ил.
4. Верхошанский, Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 2. - С. 21-42.
5. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культ. - № 7. - 1998. - С. 41-54.
6. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е / А.Н. Воробьев. - М. : ФиС, 1977.- 255 с., ил.
7. Гаркави, Л. Х. Адаптационные реакции и резистентность организма. - 2-е изд., доп. / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов-на-Дону : Ростовский ун-т, 1979. - 128 с.
8. Кашкин, А. А. Плавание : примерная программа спортивной подготовки для детских-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов. - М. : Советский спорт, 2004. - 216 с.
9. Матвеев, Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 244 с.
10. Меерсон, Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенников. - М. : Медицина, 1988. - 256 с., ил.
11. Павлов, С. Е. Адаптация / С.Е. Павлов. - М. : Паруса, 2000. - 282 с.
12. Павлова, Т. Н. Пути повышения эффективности подготовки юных пловцов / Т.Н. Павлова, С.Е. Павлов, П.В. Юшина // Актуальные проблемы подготовки пловцов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. : РГУФКСМиТ, 2011. - С. 112-117.
13. Павлов, С. Е. Законы адаптации / С.Е. Павлов, Т.Н. Павлова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (25 апреля 2013 г.) - Том I / [под. ред. Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой]. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. - С. 85-89.
14. Павлов, С. Е. Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» / С.Е. Павлов, А.С. Павлов // Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова - Сочи, 2013. - С. 100-103.
15. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : Медгиз, 1960.
16. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова - МО, Щелково : Издатель Мархотин П. Ю., 2011. - 344 с., ил.
17. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. - Малаховка, 2010. - 88 с.
18. Методика применения тренажера «RapidShot» в бросковой подготовке хоккеистов : методическое пособие для тренеров / Д. Р. Черенков, А. С. Павлов, А. П. Давыдов, С. Е. Павлов - МО, Щелково : Издательство «онтоПринт», 2011. - 52 с., ил.
19. Яковлев, Н. Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы /- Н. Яковлев // Теория и практика физ. Культуры. - 1976. - № 4. - С. 21-25.
20. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports / A.P. Bondarchuk. - M. : UAC, 2007. - 218 p.
31. Bondarchuk A. P. Transfer of training in sports (Vol.2) /A.P. Bondarchuk - M. : UAC, 2010. - 166 p.
Bibliography
1. Anokhin, P.K. Biology and neurophysiology of a conditioned reflex / P.K. Anokhin. - Moscow: "Medicine", 1968. - 546 p., illustrated.
2. Bondarchuk, A.P. An athlete's training / A.P. Bondarcguk. - Kiev: Health, 1986. - 160 p.
3. Bondarchuk, A.P. Sports training periodization / A.P. Bondarcguk. - Kiev: "Olympic literature", 2005. -303 p., illustrated.
4. Verkhoshanski, Y.V. On the way to scientific theory and methodology of sports training / Y.V. Verkhoshanski // Theory and practice of physical culture. - 1998. - № 2. - P. 21-42.
5. Verkhoshanski, Y.V. Horizons of scientific theory and methodology of sports training / Y.V. Verkhoshanski // Theory and practice of physical culture. - № 7. - 1998. - P. 41-54.
6. Vorob'ev, A.N. Weightlifting. Essays on physiology and sports training. The 2nd edition / A.N. Vorob'ev. - Moscow : FiS, 1977.- 255 p., illustrated.
7. Garkavi, L.K. Adaptive reactions and resistance of an organism. - The 2nd edition, added / L.K. Garkavi, E.B. Kvakina, M.A. Ukolova. - Rostov-on-Don: Rostov University, 1979. - 128 p.
8. Kashkin, A. A. Swimming: approximate program of sports training for sport schools for children and youth of the Olympic reserve / A.A. Kashkin, O.I. Popov, V.V. Smirnov. - Moscow: Soviet sport, 2004. - 216 p.
9. Matveev, L.P. The problem of sports training periodization / L.P. Matveev. - Moscow: Physical culture and sport, 1965. - 244 p.
10. Meerson, F.Z. Adaptation to stress situations and physical loads / F.Z. Meerson, M.G. Pshennikov. -Moscow: Medicine, 1988. - 256 p., illustrated.
11. Pavlov, S.E. Adaptation / S.E. Pavlop. - Moscow: Parusa, 2000. - 282 p.
12. Pavlova, T.N. The ways of effectiveness increase of young swimmers training / T.N. Pavlova, S.E. Pavlov, P.V. Yshina // Urgent problems of swimmers training: the materials of All-Russian scientific - practical conference. - Moscow: Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2011. - P. 112-117.
13. Pavlov, S.E. The laws of adaptation / S.E. Pavlov, T.N. Pavlova // Medical -biological and pedagogical basis of adaptation of sports activity and a healthy life style: collection of scientific works of the 2nd All- Russian correspondence scientific - practical conference with international participation (April, 25 2013) - Volume I / [under edition of G. V. Bugaev, I. E. Popova]. - Voronezh: Publishing house "Scientific book", 2013. - P. 85-89.
14. Pavlov, S. E. The problems of "a training level transfer". The hypothesis of "a resonance training level transfer" / S.E. Pavlov, A.S. Pavlov // The materials of the 4th All-Russian (with international participation) scientific - practical conference "Sport and medicine. Sochi - 2013", June, 19-22, 2013 / under general edition of M. P. Berdnikova, S. E. Pavlov - Sochi, 2013. - P. 100-103.
15. Sele, G Essays on an adaptation syndrome / G. Sele. - Moscow: Medgiz, 1960.
16. Technology of sportsmen training / S. E. Pavlov, T. N. Pavlova - Moscow region, Schelkovo: Editor Markhotin P. Y., 2011. - 344 p., illustrated.
17. Physiological basis of qualified sportsmen training: manual for students from higher educational establishments of physical culture / S. E. Pavlov; Moscow State Academy of Physical Culture. - Malakhovka, 2010. - 88 p.
18. The methodology of application of the simulator "RapidShot" in rushing training of hockey players: methodical manual for trainers / D. R. Cherenkov, A. S. Pavlov, A. P. Davydov, S. E. Pavlov - Moscow region, Schelkovo: Publishing house "ontoPrint", 2011. - 52 p., illustrated.
19. Yakovlev, N. To be successful in management you should know the mechanisms / N. Yakovlev // Theory and practice of physical culture. - 1976. - № 4. - P. 21-25.
20. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports / A.P. Bondarchuk. - Moscow: UAC, 2007. - 218 p.
21. Bondarchuk A. P. Transfer of training in sports (Vol.2) /A.P. Bondarchuk - Moscow : UAC, 2010. -
166 p.
Статья поступила в редакцию: 21.02.2014 г.