Научная статья на тему 'ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ'

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косьмина Е.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В., Гураль О.Н.

Цель исследования - выявить особенности переключения и концентрации внимания у занимающихся различными дисциплинами компьютерного спорта массовых разрядов. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 175 юношей от 18 до 25 лет, занимающихся компьютерным спортом и имеющих с III по I спортивный разряд. Спортсменам предлагалось выполнить по пять попыток в упражнениях «переключение внимания» (модифицированные таблицы Шульте) и «концентрация внимания» (модифицированный тест Ландольта) на разработанном авторами онлайн-тренировочном портале cyberten.ru. Рассчитывалось среднее значение за пять попыток. Результаты исследования и выводы. Выявлены достоверные различия (p<0,05) между показателями переключения внимания у спортсменов первого и третьего спортивного разряда в дисциплинах «файтинг» и «спортивный симулятор», учитывая наличие близкой к линейной зависимости от спортивного разряда, данное упражнение может быть включено в тренинг. Обнаружены достоверные различия (p<0,05) в показателях концентрации внимания между занимающимися «файтингом», «соревновательными головоломками», «трехмерным тактическим боем» и «боевой ареной», «спортивным симулятором», «техническим симулятором», «стратегией в реальном времени», сопровождающиеся линейной зависимостью увеличения результатов от спортивного разряда. Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, могут быть рекомендованы для тренинга занимающимся «файтингом», «соревновательными головоломками» и «трехмерным тактическим боем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косьмина Е.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В., Гураль О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWITCHING AND CONCENTRATION OF ATTENTION OF CYBERSPORTSMEN OF MASS DISCHARGE

Objective of the study was to identify the features of switching and concentration of attention among those involved in various disciplines of computer sports of mass categories. Methods and structure of the study. 175 young men from 18 to 25 years old, involved in computer sports and having sports categories from III to I, took part in the scientific work. Athletes were asked to perform five attempts each in the "attention switching" (modified Schulte tables) and "attention concentration" (modified Landolt test) exercises on the online training portal cyberten.ru developed by the authors. The mean value was calculated over five attempts. Results and conclusions. Significant differences (p<0.05) between the indicators of attention switching among athletes of the first and third sports category in the disciplines "fighting" and "sports simulator" were revealed, given the presence of a close to linear dependence on the sports category, this exercise can be included in the training. Significant differences (p<0.05) were found in the indicators of concentration of attention between those involved in "fighting", "competitive puzzles", "three-dimensional tactical combat" and "combat arena", "sports simulator", "technical simulator", "real-life strategy". time”, accompanied by a linear dependence of the increase in results from the sports category. Exercises aimed at developing concentration of attention can be recommended for training those involved in "fighting", "competitive puzzles" and "three-dimensional tactical combat".

Текст научной работы на тему «ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ»

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

УДК/UDC 796.015.1

Поступила в редакцию 4.08.2023 г.

Информация для связи с автором: e.kosmina@lesgaft.spb.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Косьмина1 Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1 Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1 О.Н. Гураль2

1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург ^Федерация компьютерного спорта России, Москва

SWITCHING AND CONCENTRATION OF ATTENTION OF CYBERSPORTSMEN OF MASS DISCHARGE

PhD, Associate Professor E.A. Kosmina1 Dr. Hab., Professor Yu.M. Makarov1 Dr. Hab., Associate Professor N.V. Lutkova1 O.N. Gural2

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

2Computer Sports Federation of Russia, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности переключения и концентрации внимания у занимающихся различными дисциплинами компьютерного спорта массовых разрядов.

Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 175 юношей от 18 до 25 лет, занимающихся компьютерным спортом и имеющих с III по I спортивный разряд. Спортсменам предлагалось выполнить по пять попыток в упражнениях «переключение внимания» (модифицированные таблицы Шульте) и «концентрация внимания» (модифицированный тест Ландольта) на разработанном авторами онлайн-тренировочном портале cyberten.ru. Рассчитывалось среднее значение за пять попыток. Результаты исследования и выводы. Выявлены достоверные различия (p<0,05) между показателями переключения внимания у спортсменов первого и третьего спортивного разряда в дисциплинах «файтинг» и «спортивный симулятор», учитывая наличие близкой к линейной зависимости от спортивного разряда, данное упражнение может быть включено в тренинг. Обнаружены достоверные различия (p<0,05) в показателях концентрации внимания между занимающимися «файтингом», «соревновательными головоломками», «трехмерным тактическим боем» и «боевой ареной», «спортивным симулятором», «техническим симулятором», «стратегией в реальном времени», сопровождающиеся линейной зависимостью увеличения результатов от спортивного разряда. Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, могут быть рекомендованы для тренинга занимающимся «файтингом», «соревновательными головоломками» и «трехмерным тактическим боем».

Ключевые слова: концентрация внимания, переключение внимания, компьютерный спорт, спортсмены массовых разрядов.

Abstract

Objective of the study was to identify the features of switching and concentration of attention among those involved in various disciplines of computer sports of mass categories.

Methods and structure of the study. 175 young men from 18 to 25 years old, involved in computer sports and having sports categories from III to I, took part in the scientific work. Athletes were asked to perform five attempts each in the "attention switching" (modified Schulte tables) and "attention concentration" (modified Landolt test) exercises on the online training portal cyberten.ru developed by the authors. The mean value was calculated over five attempts. Results and conclusions. Significant differences (p<0.05) between the indicators of attention switching among athletes of the first and third sports category in the disciplines "fighting" and "sports simulator" were revealed, given the presence of a close to linear dependence on the sports category, this exercise can be included in the training. Significant differences (p<0.05) were found in the indicators of concentration of attention between those involved in "fighting", "competitive puzzles", "three-dimensional tactical combat" and "combat arena", "sports simulator", "technical simulator", "real-life strategy". time", accompanied by a linear dependence of the increase in results from the sports category. Exercises aimed at developing concentration of attention can be recommended for training those involved in "fighting", "competitive puzzles" and "three-dimensional tactical combat".

Keywords: concentration of attention, switching of attention, computer sports, athletes of mass categories.

Введение. Интерес современных исследователей к психофизиологии познавательных процессов в спорте, таких как внимание, память, мышление, бесспорен. На сегодняшний день в зарубежных [1] и отечественных [2] источниках все чаще можно встретить точку зрения, что важную роль в генерации спортивного результата играют когнитивные способности. Компьютерный спорт, являясь интеллектуальным видом спорта, предъявляет высокие требования к таким ха-

рактеристикам внимания, как селективность, переключение, распределение, объем, устойчивость и концентрация. Каждая из семи дисциплин компьютерного спорта будет предъявлять собственные требования к уровню развития вышеперечисленных характеристик, в связи с различными механиками, длительностью и интенсивностью игрового матча. Средняя длительность одного матча в компьютерном спорте, в зависимости от дисциплины, может варьироваться от 2 до 60 мин.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Все вышесказанное будет влиять на содержание тренировочных программ по различным дисциплинам компьютерного спорта, на этапах спортивной подготовки.

Цель исследования - выявить особенности переключения и концентрации внимания у занимающихся различными дисциплинами компьютерного спорта массовых разрядов.

Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 175 юношей от 18 до 25 лет, занимающихся компьютерным спортом и имеющих с III по I спортивный разряд. Выбор контингента обусловлен тем, что в настоящее время первый спортивный разряд в компьютерном спорте является самым высоким. Звания «мастер спорта России» и спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» по компьютерному спорту не присуждались.

Поскольку дисциплина компьютерного спорта «тактический трехмерный бой» включена во Всероссийский реестр видов спорта лишь 25 мая 2022 г., для присвоения спортивных разрядов по данной дисциплине, в ближайшее время предстоит внесение изменений в Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) [3]. Поэтому в исследовании приняли участие занимающиеся «тактическим трехмерным боем», в настоящее время не имеющие спортивного разряда, но выполняющие нормативы для его присвоения, за основу были взяты требования ЕВСК по дисциплине «боевая арена». Характеристики выборки представлены в таблице.

Исследуемым предлагалось выполнить по пять попыток в упражнениях «переключение внимания» (модифицированные таблицы Шульте) и «концентрация внимания» (модифицированный тест Ландольта) на разработанном авторами онлайн-тренировочном портале cyberten.ru. Рассчитывалось среднее значение за пять попыток.

Результаты исследования и их обсуждение. На рис. 1 представлены результаты в упражнении «Переключение внимания», наилучшие результаты продемонстрировали занимающиеся «боевой ареной» I спортивного разряда 10,8±1,1 с. Это может быть обусловлено внутриигровыми особенностями игры «Dota 2», в которой игрокам приходится удерживать в поле своего внимания большое количество динамических объектов, это же объясняет и достаточно высокие показатели занимающихся «файтингом» 11,2±0,4 с, «спортивным симулятором» 11,1±0,9 с и «тактическим трехмерным боем» 11,7±0,6 с. В дисциплинах «файтинг», «спортивный симуля-тор» и «боевая арена» прослеживается линейное улучшение показателей с ростом спортивного разряда киберспортсме-нов. Достоверных различий в показателях переключения внимания при сравнении спортсменов одинакового разряда различных дисциплин компьютерного спорта не выявлено

Рис. 1. Результаты в упражнении «переключение внимания» занимающихся различными дисциплинами компьютерного спорта, в соответствии со спортивным разрядом, с

Рис. 2. Результаты в упражнении «концентрация внимания» занимающихся различными дисциплинами компьютерного спорта, в соответствии со спортивным разрядом

(p>0,05), однако выявлены достоверные различия внутри дисциплин «спортивный симулятор» и «файтинг», между спортсменами первого и третьего спортивного разряда (p<0,05). Результаты в упражнении «переключение внимания» целесообразно рассматривать вместе с упражнением «концентрация внимания» (рис. 2), поскольку все характеристики внимания представляют собой функциональное единство.

Во всех дисциплинах компьютерного спорта прослеживается повышение результативности в упражнении «концентрация внимания» с ростом спортивного разряда, а наилучшие результаты в исследуемом упражнении продемонстрировали занимающиеся «файтингом» 741,1±23,7 очков, «соревновательными головоломками» 781,3±27,9 очков, «тактическим трехмерным боем» 640,2±7,2 очков. В этих же дисциплинах выявлены достоверные различия (p<0,05) между показателями концентрации внимания игроков одинаковых разрядов по сравнению с другими дисциплинами, по каждому спортивному разряду.

При анализе учитывались два показателя: достоверно более высокие результаты по сравнению с другими дисциплинами и линейное улучшение результатов с увеличением спортивного разряда. На основе анализа данных упражнений «переключение внимания» может быть рекомендовано занимающимся «файтингом» и спортивным симулятором», а «концентрация внимания» - «файтингом», «соревновательными головоломками» и «тактическим трехмерным боем».

Выводы. Выявлены достоверные различия (p<0,05) между показателями переключения внимания у спортсменов I и III спортивного разряда в дисциплинах «Файтинг» и «Спортивный симулятор», учитывая близкую к линейной зависимость от спортивного разряда, данное упражнение может быть рекомендовано в качестве тренировочного. По результатам исследования обнаружены достоверные различия (p<0,05) в показателях концентрации внимания между занимающимися «файтингом», «соревновательными головоломками» и «трехмерным тактическим боем» и «боевой ареной», «спортивным симулятором», «техническим симулятором», «стратегией в реальном времени», окололинейная зависимость увеличения результатов от спортивного разряда. Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, могут быть рекомендованы в качестве тренировочного занимающимся «файтингом», «соревновательными головоломками» и «трехмерным тактическим боем».

Литература

1. Косьмина Е.А. Тактический трехмерный бой - новая дисциплина

компьютерного спорта / Е.А. Косьмина, О.Н. Гураль // Физическая

52

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

Количество занимающихся компьютерным спортом, принявших участие в исследовании

Дисциплина 1СР 2СР 3СР

Боевая арена (БА) 10 14 12

Соревновательные головоломки (СГ) 5 6 6

Стратегия в реальном времени (СРВ) 4 6 7

Технический симулятор (ТС) 5 6 6

Спортивный симулятор (СС) B B B

Тактический трехмерный бой (ТТБ) 14 12 12

Файтинг (Ф) 10 B B

Итого 56 60 59

культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации: матер. I Всероссийской конф., Москва, 24 июня 2022 года. - М. ГЦОЛИФК, 2022. - С. 410-414. 2. Саламатова Н.Л. Когнитивные способности как фактор отбора перспективных детей в виды спорта с контактным взаимодействием I Н.Л. Саламатова, С. Ли II Мир спорта. - 2020. - № 3 (B0). - С. 94-9B.

References

1. Kosmina E.A., Gural O.N. Takticheskiy trekhmernyy boy - novaya dist-siplina kompyuternogo sporta [Tactical three-dimensional combat - a new discipline of computer sports]. Fizicheskaya kultura i sport kak

odno iz osnovnykh napravleniy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Fed-eratsii [Physical culture and sport as one of the main directions of youth policy in the Russian Federation]. Proceedings national scientific-practical conference, Moscow, June 24, 2022. Moscow: GTSOLIFK publ., 2022. pp. 410-414.

2. Salamatova N.L., Lee S. Kognitivnyye sposobnosti kak faktor ot-bora perspektivnykh detey v vidy sporta s kontaktnym vzaimodeyst-viyem [Cognitive abilities as a factor in the selection of promising children in sports with contact interaction]. Mir sporta. 2020. No. 3 (80). pp. 94-98.

3. Vaeyens R. et al. Talent identification and development programs in sport. Sports medicine. 2008. Vol. 38. No. 9. pp. 703-714.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Н.А. Цухлов1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1 'Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань

УДМ^С 796.382

Ключнвые слова: подростки интеллектуальными нарушениями, адаптивное физическое воспитание, игровой метод.

Введение. Известно, что эффективным методом в адаптивном физическом воспитании (АФВ) детей с интеллектуальными нарушениями является игровой [1]. Занятия спортивными играми оказывают коррекционно-развивающее воздействие не только на физические и когнитивные способности, но и на социальные качества, обеспечивают развитие воли, нравственно и мотиваци-онно обогащая представителей данного контингента.

Цель исследования - определить эффективность игрового метода в процессе АФВ подростков с интеллектуальными особенностями.

Методика и организация исследования. В качестве игровой технологии нами был выбран флорбол, быстро прогрессирующий вид спорта с клюшкой и мячом, безопасный, веселый, инклюзивный и простой в освоении. Между противоборствующими игроками - минимум контактов. В центре игры - контроль мяча, быстрый пас и много перемещений, что позволяет развивать координационные способности, концентрацию внимания, способность к реагированию и др. важные свойства [1].

В эксперименте (9 месяцев учебного года) приняли участие подростки 13-15 лет с особенностями интеллекта (ГБОУ школа №76 г. Казани). Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанной нами методике внеурочных занятий флорболом два раза в неделю. Контрольная группа (КГ) - по дополнительной общеобразовательной программе с применением подвижных игр. Методика включила ряд разработанных упражнений в группах, парах и в игровой форме с различными средствами флорбола. Среди особенностей - использование специфических приемов с интеллектуальными заданиями и варьирование условий упражнений. Для проверки эффектив-

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE GAME METHOD IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

N.A. Tsukhlov1

PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 1Povolzhsky State University of Physical Culture Sports and Tourism, Kazan

Поступила в редакцию 22.07.2023 г.

ности экспериментальных воздействий применялась батарея тестов с математической обработкой результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. В итоге в ЭГ значительно улучшились показатели в тесте «челночный бег 3х10» (с 8,94±0,7 с до 8,02±0,7 с). В КГ данные практически не изменились. Аналогичная картина в тесте «Падающая линейка» (ЭГ 32,6±4,2 см до и 28±4,6 см после). Проверка способности к адаптации к физическим нагрузкам с помощью пробы Летунова показала, что у детей КГ средний показатель составил 0,96±0,2 усл.ед., у детей, которые занимались с применением игрового метода, реакция составила 0,71±0,2 усл.ед. Проверка изменений в функционировании когнитивных процессов показала, что скорость мышления (тест «слова за минуту») у участников ЭГ улучшилась на 25% (9,8±1,7 слов до, 13,1±2,2 слов после). Тест на память, в свою очередь, показал еще более впечатляющий результат (прирост 33%), где показатель до эксперимента был 3,1±1,0 балла, а после 4,6±1,4 балла.

Выводы. Среди преимуществ игрового метода следует выделить: физическое и когнитивное развитие, формирование социальных навыков, эмоциональное благополучие. Занятия игровым спортом способствуют повышению самооценки и самоуважения у детей с ментальными нарушениями. Они могут испытывать радость от достижений, улучшения физической формы и успешного сотрудничества с другими людьми. Спортивные игры также могут помочь детям справиться со стрессом, улучшить настроение и удовлетворение от жизни.

Литература

1. Герасимов, Е.А. Влияние занятий флорболом на развитие психической сферы детей с интеллектуальными нарушениями / Е.А. Герасимов, Л.А. Парфенова, Н.А. Цухлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 72-73

Информация для связи с автором: luminositeq@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.