Научная статья на тему 'РАЗМИНКА В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА «БОЕВАЯ АРЕНА»'

РАЗМИНКА В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА «БОЕВАЯ АРЕНА» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ / РАЗМИНКА / БОЕВАЯ АРЕНА / МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косьмина Е.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В.

Цель исследования - сравнение различных комплексов разминки для спортсменов, занимающихся дисциплиной компьютерного спорта «боевая арена». Методика и организация исследования. Научная работа включала в себя два этапа. На первом этапе производился опрос 32 спортсменов, занимающихся «боевой ареной» (Dota 2) первого-третьего спортивного разряда, по результатам опроса были составлены три комплекса упражнений для разминки. Во второй части исследования приняли участие 10 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Участникам исследования предлагалось выполнить разминку и провести игровой матч в рейтинговом режиме в избранном виде программы. Сразу после разминки производилось измерение тонуса мышц кисти и предплечья, трапециевидных мышц в расслабленном и напряженном состоянии, термография пальцев рук и кисти и уровня концентрации внимания. Результаты исследования и выводы. Выявленные взаимосвязи между тонусом расслабленных трапециевидных мышц, дельта-тонусом и концентрацией внимания свидетельствуют о целесообразности включения в тренировочный процесс занимающихся «боевой ареной» средств, направленных на снижение тонуса трапециевидных мышц и мышц кисти и предплечья. Наибольшую эффективность показал комплекс разминки №2 длительностью 22 мин 40 с, состоящий из 25% физических упражнений и 66,2% цифровых, включающий в себя наибольшее количество физических упражнений, по сравнению с другими комплексами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косьмина Е.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WARM-UP IN THE DISCIPLINE OF COMPUTER SPORTS «COMBAT ARENA»

Objective of the study was to compare various warm-up complexes involved in the discipline of computer sports "combat arena". Methods and structure of the study. The scientific work included two stages. At the first stage, a survey was made of 32 athletes involved in the “combat arena” (Dota 2) of the first or third sports category, according to the results of the survey, 3 sets of exercises for warm-up were compiled. In the second part of the study, 10 young men from 18 to 25 years old took part. The participants of the study were asked to perform a warm-up and play a game match in the rating mode in the chosen form of the program. Immediately after the warm-up, the tone of the muscles of the hand and forearm, the trapezius muscles in a relaxed and tense state, thermography of the fingers and hands, and the level of concentration of attention were measured. Results and conclusions. The revealed relationships between the tone of the relaxed trapezius muscles, delta tone and concentration of attention indicate the expediency of including in the training process those involved in the "combat arena" means aimed at reducing the tone of the trapezius muscles and muscles of the hand and forearm. The greatest efficiency was shown by the warm-up complex No. 2, lasting 22 minutes 40 seconds, consisting of 25% of physical exercises and 66.2% of digital ones, which includes the largest amount of physical exercises, compared with other complexes.

Текст научной работы на тему «РАЗМИНКА В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА «БОЕВАЯ АРЕНА»»

РАЗМИНКА В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА «БОЕВАЯ АРЕНА»

УДК/UDC 796.015.2

Поступила в редакцию 09.06.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Косьмина1 Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1 Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1 1Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

WARM-UP IN THE DISCIPLINE OF COMPUTER SPORTS "COMBAT ARENA"

PhD, Associate Professor E.A. Kosmina1

Dr. Hab., Professor Yu.M. Makarov1

Dr. Hab., Associate Professor N.V. Lutkova1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Информация для связи с автором: e.kosmina@lesgaft.spb.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

Аннотация

Цель исследования - сравнение различных комплексов разминки для спортсменов, занимающихся дисциплиной компьютерного спорта «боевая арена».

Методика и организация исследования. Научная работа включала в себя два этапа. На первом этапе производился опрос 32 спортсменов, занимающихся «боевой ареной» (Dota 2) первого-третьего спортивного разряда, по результатам опроса были составлены три комплекса упражнений для разминки. Во второй части исследования приняли участие 10 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Участникам исследования предлагалось выполнить разминку и провести игровой матч в рейтинговом режиме в избранном виде программы. Сразу после разминки производилось измерение тонуса мышц кисти и предплечья, трапециевидных мышц в расслабленном и напряженном состоянии, термография пальцев рук и кисти и уровня концентрации внимания.

Результаты исследования и выводы. Выявленные взаимосвязи между тонусом расслабленных трапециевидных мышц, дельта-тонусом и концентрацией внимания свидетельствуют о целесообразности включения в тренировочный процесс занимающихся «боевой ареной» средств, направленных на снижение тонуса трапециевидных мышц и мышц кисти и предплечья. Наибольшую эффективность показал комплекс разминки №2 длительностью 22 мин 40 с, состоящий из 25% физических упражнений и 66,2% цифровых, включающий в себя наибольшее количество физических упражнений, по сравнению с другими комплексами.

Ключевые слова: компьютерный спорт, разминка, боевая арена, мышечный тонус.

Abstract

Objective of the study was to compare various warm-up complexes involved in the discipline of computer sports "combat arena".

Methods and structure of the study. The scientific work included two stages. At the first stage, a survey was made of 32 athletes involved in the "combat arena" (Dota 2) of the first or third sports category, according to the results of the survey, 3 sets of exercises for warm-up were compiled. In the second part of the study, 10 young men from 18 to 25 years old took part. The participants of the study were asked to perform a warm-up and play a game match in the rating mode in the chosen form of the program. Immediately after the warm-up, the tone of the muscles of the hand and forearm, the trapezius muscles in a relaxed and tense state, thermography of the fingers and hands, and the level of concentration of attention were measured.

Results and conclusions. The revealed relationships between the tone of the relaxed trapezius muscles, delta tone and concentration of attention indicate the expediency of including in the training process those involved in the "combat arena" means aimed at reducing the tone of the trapezius muscles and muscles of the hand and forearm.

The greatest efficiency was shown by the warm-up complex No. 2, lasting 22 minutes 40 seconds, consisting of 25% of physical exercises and 66.2% of digital ones, which includes the largest amount of physical exercises, compared with other complexes.

Keywords: computer sports, warm-up, combat arena, muscle tone.

CL

' "О С

га

^

О (U .с I—

Введение. Рост конкуренции в компьютерном спорте сопровождается постоянным увеличением требований к техническому и тактическому мастерству и когнитивным способ-

ностям игроков. Требования к разминке перед матчем также претерпевают изменения и являются неотъемлемой частью подготовки к соревнованиям. Эффективность разминки

в киберспорте оказывает не только прямое влияние на результативность в игре, но и непосредственно связана с работоспособностью игроков и их способностью реализации максимального потенциала во время игры.

Цель исследования - сравнение различных комплексов разминки для спортсменов, занимающихся дисциплиной компьютерного спорта «боевая арена».

Методика и организация исследования. Научная работа включала в себя два этапа. На первом этапе производился опрос 32 спортсменов, занимающихся «боевой ареной» (Dota 2) первого-третьего спортивного разряда, по результатам опроса были составлены три комплекса упражнений для разминки. Во второй части исследования приняли участие 10 юношей от 18 до 25 лет. Участникам исследования предлагалось выполнить разминку и провести игровой матч в рейтинговом режиме в избранном виде программы. Сразу после разминки производилось измерение тонуса мышц кисти и предплечья, трапециевидных мышц в расслабленном и напряженном состоянии, термография пальцев рук и кисти и уровня концентрации внимания.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе для выявления структуры и содержания разминки спортсменов, занимающихся в различных дисциплинах компьютерного спорта, использовался специальный онлайн-портал - «калькулятор разминки киберспортсмена» warm-ten. ru, разработанный сотрудниками НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, предназначенный специально для проведения учебных занятий со студентами, обучающимися по виду спорта «компьютерный спорт». Спортсменам предлагалось составить собственный комплекс упражнений (цифровых и физических) для разминки, выполнить их и оценить собственную готовность к соревновательной или тренировочной деятельности по десятибалльной шкале (где 1 - не готов, 10 -готов полностью), указать, каким видом программы (игрой) занимается спортсмен. Автоматически рассчитывалась общая длительность разминки, а также соотношение (длительность и количество) цифровых и физических упражнений в выбранном комплексе. По результатам оценки комплексов формировался рейтинг на основании средней оценки пользователей.

Тонус мышц оценивался по общепринятой методике с помощью механического миотонометра «Сирмаи» (Венгрия). При обработке данных учитывались показатели тонуса напряженных (Т, S, V) и расслабленных (t, s, v) мышц, а также разница между ними (дельта-тонус - Д). С помощью термографической камеры Flir Cat фиксировалась температура пальцев рук и кисти каждой руки. Уровень концентрации внимания участников исследования измерялся с помощью нейрогарни-туры Neurosky Mindwave.

Для сравнения было выбрано три комплекса упражнений для разминки. Все комплексы включили в себя три блока упражнений, в различном соотношении: физических, когнитивных и специальных упражнений (из избранной игровой дисциплины).

Комплекс для разминки № 1 включил в себя: приседания (2х15 раз, 30 с отдыха =60 с), отжимания (3х10 с 40 с отдых =110 с), упражнения для пальцев рук (60 с), игра в «OSU» (3 карты х 180 с=540 с), добивание «крипов» «Dota 2» (1 карта =180 с), организационное время (120 с).

Комплекс для разминки № 2: повороты и наклоны головы с фиксацией (40 с), разнонаправленные вращения руками в плечевых суставах (30 с), приседания (2х15 раз, 30 с отдыха

Таблица 1. Контрольные показатели занимающихся «боевой ареной» после использования различных комплексов разминки

Показатель Номер комплекса разминки

Разминка № 1 Разминка № 2 Разминка № 3

Количество проб 50 50 50

Процент побед 60 70 50

Длительность i7 мин 50 с 22 мин 40 с 33 мин 30 с

ФУ 2i,5% 25,0% 25,4%

ЦУ 67,3% 66,2% 68,7%

t1 73,6±4,9 79,8±4 80,4±6,9

T1 93,5±5,5 99,7±6,3 i02,5±4

ATI 20±6,3 i9,9±7,2 22±7,8

t2 i00,7±5 i06,6±9 i08,5±5,i

T2 ii7,i±8,2 i20,8±9,i ii9±4

AT2 i6,4±9,6 i4,3±ii,2 i0,5±5,5

t3 99,i±7 92,5±5 90,9±7

T3 ii4,5±7,2 i08,5±5 i05,7±5,9

AT3 i5,4±8,3 i6±6,9 i4,7±8,7

t4 92,5±6,4 95,5±8 89,5±5

T4 i04,5±5,4 i05,4±5,7 i04,5±4,5

AT4 i2±5,7 9,9±6,6 i5,i±6,9

si 87,8±9,i 93,5±3 i00,5±6

Si i0i,8±5,4 i00,6±3,i ii4,6±8,8

AS1 i4,0±8,9 7,i±3,8 i4,i±7,5

s2 i03,9±7,8 98,4±7 96,6±5,9

S2 i22,3±6,i ii7,4±6,2 i26,5±9

AS2 i8,3±i0,3 i8,9±8,2 29,9±i0,i

vl i89,5±6,i i88,2±7,i i86,7±4,3

VL 220,5±9 22i,3±8,2 2i8,5±7

AVL 3i±ii,8 33,i±i0,i 3i,8±7,i

vp i88,9±6,i i86,2±7,9 i84,8±3,8

VP 2i2,9±4,6 222,7±i,8 230,9±5,i

AVP 24,3±8,3 36,5±8,2 45,8±6,5

tpk 27,0±2,i 27,3±2,i 29,i±2

tlk 27,i±2,0 28,i±3 29,0±2,5

tpp 26,i±2,0 27,7±3,5 27,5±2,5

tlp 26,0±2,0 28,0±3,5 27,4±2,5

K, баллы 70,6±8,7 7i,6±9,8 74,3±6,0

Примечания: ФУ - физические упражнения, ЦУ - цифровые упражнения; tpk - температура правой кисти; tpp - температура пальцев правой; tlk - температура левой кисти; tlp - температура пальцев левой; K - уровень концентрации внимания перед началом матча; Km - длительность сохранения концентрации внимания; T - тонус напряженной мышцы (правая рука); t - тонус расслабленной мышцы (правая рука); S - тонус напряженной мышцы (левая рука); s - тонус расслабленной мышцы (левая рука); AS - дельта-тонус (левая рука); AT - дельта тонус (правая рука); Т1 - Тыльная межкостная мышца кисти (Musculi interossei dorsalis); Т2 - Короткая мышца, отводящая большой палец кисти (Musculus abductor pollicis brevis); Т3 - Разгибатель пальцев (Musculus extensor digitorum); Т4 - Плечелучевая мышца (Musculus brachioradialis); Si - Разгибатель пальцев (лат. Musculus extensor digitorum); S2 - Длинный лучевой разгибатель запястья (лат. Musculus extensor carpi radialis longus); VL - трапециевидная мышца левая (лат. Musculus. Trapezius); VP - трапециевидная мышца правая (лат. Musculus. Trapezius).

=60 с), упражнения для пальцев рук (60 с), «кулак, ладонь, ребро» (кинезиологическое упражнение) (i20 с), круговые движения кистями (30 с), игра в «OSU» (3 карты х i80 с =540 с), добивание «крипов» в клиенте игры «Dota 2» (i80 с), поиск отличий в двух картинках (две карты - по 90 с =i80 с), организационное время (i20 с).

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

Таблица 2. Фрагмент корреляционной матрицы исследуемых показателей

Показатель Win-рейт t2 T2 AT2 vl AVL vp AVP

T1 0,564*

T3 -0,510*

s1 0,627* 0,510*

S1 0,589*

VP 0,874**

AVP 0,753**

K, баллы 0,538* -0,632* -0,936 *** -0,912 *** 0,506* -0,873 *** 0,625*

Примечания: от 0,900 до 1 - очень высокая связь; от 0,7 до 0,9 - высокая связь; от 0, 5 до 0,7 - средняя связь; *** различия достоверны, на уровне значимости р<0,001;** различия достоверны, на уровне значимости р<0,01; * различия достоверны, на уровне значимости р<0,05.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Комплекс для разминки № 3: прыжки на месте с хлопками над головой (2х30 мин, отдых 30 с), «кистевая гимнастика» (360 с), «кулак, ладонь, ребро» (кинезиологическое упражнение) (60 с), «быстрота мышления» cyberten.ru (180 с), игра в режиме «overthrow» или «turbo» (каждый сам за себя) (1200 с), организационное время (120 с).

Контрольные показатели занимающихся «боевой ареной» после использования различных комплексов разминки приведены в табл. 1. Наиболее высокий процент побед - 70% показал комплекс упражнений № 2. Максимальный уровень концентрации внимания выявлен после использования комплекса упражнений № 3-74,3±5,9 балла.

Общая длительность комплекса разминки № 1 составила 1070 секунд: 230 с - 21,5% физических упражнений, 720 с - 67,3% цифровых, 120 с - 11,2% организационных. Общая длительность комплекса № 2-1360 секунд, 340 с - 25% физических упражнений, 900 с - 66,2% цифровых, организационное время 120 с - 8,8%. Общая длительность разминки № 3 -2010 с, 510 с - 25,4% физические упражнения, 1380 с - 68,7% цифровые, организационное время 120 с - 6%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлено, что исследуемые демонстрировали не самый высокий уровень концентрации внимания после выполнения самого результативного комплекса упражнений. Это может свидетельствовать о том, что концентрация внимания является важным, но не определяющим показателем соревновательной результативности. Для выявления взаимосвязей между исследуемыми показателями был проведен корреляционный анализ. Фрагмент корреляционной матрицы приведен в табл. 2. Выявлена средняя достоверная положительная связь между дельта-тонусом трапециевидных мышц и концентрацией внимания - это свидетельствует о том, что чем больше разница между расслабленной и напряженной трапециевидной мышцами, тем выше уровень концентрации внимания (p<0,05), выявлена отрицательная достоверная корреляционная связь между тонусом расслабленных трапециевидных мышц и концентрацией внимания.

Гипертонус трапециевидной мышцы, ответственной за движения и статику плеча, лопатки и шеи, может негативно влиять на умственную деятельность. Непрерывное напряжение этих мышц может вызвать утомление и болевые ощущения, что приводит к снижению концентрации внимания и производительности спортсмена. На долгосрочной основе это приводит к появлению хронических болей и нарушениям осанки, что негативно сказывается на результативности ки-берспортсменов.

Выявлена отрицательная достоверная взаимосвязь между концентрацией внимания, дельта-тонусом и тонусом напряженной короткой мышцы, отводящей большой палец кисти правой руки (p<0,05). Определены положительные достовер-

ные взаимосвязи (p<0,05) между процентом побед и тонусом напряженной тыльной межкостной мышцы кисти, напряженного и расслабленного разгибателя пальцев левой руки, тонусом и дельта-тонусом правой трапециевидной мышцы и отрицательная достоверная взаимосвязь между процентом побед и тонусом напряженного разгибателя пальцев правой руки.

Высокий тонус мышц рук, вызванный напряжением или усталостью мышц, может приводить к дезорганизации движений, затруднять выполнение точных манипуляций [1], а также вызывать неприятные (болезненные) ощущения в мышцах, которые автоматически приводят к снижению концентрации внимания спортсмена. Расслабленные мышцы рук могут улучшить точность и эффективность выполнения игровых задач, что в свою очередь способствует повышению концентрации внимания, снижению уровня стресса и напряжения [2].

Выводы. По результатам исследования занимающимся дисциплиной компьютерного спорта «боевая арена» может быть рекомендовано включение в разминку трех блоков упражнений: физических, когнитивных, специальных.

Наибольшую эффективность, выражающуюся в количестве побед, показал комплекс разминки № 2, имеющий среднюю длительность 22 мин 40 с и включающий в себя 25% физических упражнений и 66,2% цифровых.

Выявленные взаимосвязи между тонусом расслабленных трапециевидных мышц, дельта-тонусом и концентрацией внимания свидетельствуют о целесообразности включения в тренировочный процесс занимающихся «боевой ареной» средств, направленных на снижение тонуса мышц рук и трапециевидных мышц. Литература

1. Косьмина Е.А. Влияние тонуса и силы мышц кисти и предплечья киберспортсменов 18-25 лет на соревновательную результативность / Е.А. Косьмина, Ю.М. Макаров, О.Н. Гураль // Ценности, традиции и новации современного спорта: Материалы II Международного научного конгресса. В 3-х частях, Минск, 13-15 октября 2022 года / Редколлегия: С.Б. Репкин (гл. ред.), Т.А. Морозевич-Шилюк (зам. гл. ред.) и др. - Том Часть 1. - Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2022. - С. 212-217.

2. Соловьёва Н.В. Индивидуализация программ разминки / Н.В. Соловьёва // E-Scio. - 2021. - №. 10 (61). - С. 1-5.

References

1. Kosmina E.A., Makarov Yu.M., Gural O.N. Vliyaniye tonusa i sily myshts kisti i predplechya kibersportsmenov 18-25 let na sorevnovatel-nuyu rezultativnost [Influence of the tone and strength of the muscles of the hand and forearm of esportsmen aged 18-25 on competitive Performance]. Tsennosti, traditsii i novatsii sovremennogo sporta [Values, traditions and innovations of modern sports]. Proceedings international scientific Congress. In 3 parts. Minsk, October 13-15, 2022. Vol., Part 1. Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kul-tury publ., 2022. pp. 212-217.

2. Solovyova N.V. Individualizatsiya programm razminki [Iindividualization of warm-up programs]. E-Scio. 2021. No. 10 (61). pp. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.