Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ АТТЕНЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В ПУЛЕВОЙ И СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ АТТЕНЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В ПУЛЕВОЙ И СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД / ВНИМАНИЕ / АТТЕНЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО КЛАССА В ПУЛЕВОЙ И СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кажарская Ольга Николаевна, Кондрашихина Оксана Александровна

Свойства внимания являются важным компонентом успешности спортивной деятельности спортсмена-стрелка. В научных работах представлены результаты развития аттенционных способностей спортсменов. Однако исследования, касающиеся развития характеристик внимания именно у спортсменов-стрелков, являются весьма дефицитарными. Кроме того, недостаточно описаны эффективные программы комплексной тренинговой работы по психологической подготовке спортсмена, базирующиеся на многофункциональных подходах, направленных на развитие когнитивной сферы личности спортсмена-стрелка. Цель статьи - изучить возможности психологического тренинга как метода развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе. В формирующем эксперименте приняли участие 27 спортсменов-стрелков школы олимпийского резерва по стрельбе им. В.С. Клименко (г. Симферополь). Диагностическое исследование базировалось на следующих методиках: корректурная проба Б. Бурдона, таблицы Шульте, таблицы Горбова-Шульте, проба Х. Мюнстерберга. Для анализа различий в характеристиках внимания спортсменов до и после реализации тренинговой программы использовались методы математической статистики: непараметрический критерий Фишера и критерий Вилкоксона. Верификация различий в аттенционных характеристиках спортсменов до и после реализации тренинга позволила получить статистически значимые различия по следующим характеристикам внимания: повысилось число спортсменов с высоким уровнем концентрации внимания (φэ=1,723, р≤0,05); увеличился объём внимания (Tэмп = 26,5; р≤0,001) и повысился процент спортсменов с достаточным темпом сенсомоторных реакций (φэ=1,928, р≤0,05); увеличилась доля спортсменов с уровнем переключаемости внимания выше среднего и высоким (φэ=1,645*, р≤0,05); повысился уровень избирательности внимания (Тэмп=23, р≤0,005). Динамика показателей внимания спортсменов до и после тренинга показала эффективность программы тренинга. Таким образом, одним из перспективных направлений повышения аттенционных характеристик спортсменов в пулевой и стендовой стрельбе является внедрение в процесс подготовки психологического тренинга развития внимания, который позволяет совершенствовать когнитивные, операциональные новообразования, дающие возможность спортсмену-стрелку в сложной ситуации подготовки и соревнования проявлять на высоком уровне концентрацию, переключаемость, объём, устойчивость внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кажарская Ольга Николаевна, Кондрашихина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD TO DEVELOP ATTENTIONAL CHARACTERISTICS IN HIGH-CLASS ATHLETES IN RIFLE SHOOTING AND CLAY TARGET SHOOTING

Attentional properties are an important component of the success of the sporting activity of the shooting athlete. Scientific works present the results of the development of athletes’ attentional abilities. However, studies concerning the development of attention characteristics specifically in shooting athletes are very scarce. Besides, effective programs of complex training work on the psychological preparation of an athlete, based on multifunctional approaches aimed at the development of the cognitive sphere of a shooter’s personality, are insufficiently described. The aim of the article is to study the possibilities of psychological training as a method of developing attentional characteristics in high-class athletes in rifle shooting and clay target shooting. Twenty-seven shooting athletes of the Klimenko School of Olympic Reserve in Shooting (Simferopol) took part in the formative experiment. Diagnostic study was based on the following methods: B. Bourdon’s proof test, Schulte tables, Gorbov-Schulte tables, H. Münsterberg test. To analyze the differences in the athletes’ attention characteristics before and after the training program implementation the nonparametric Fisher’s criterion and the Wilcoxon’s criterion methods of mathematical statistics were used. Verification of differences in attentional characteristics of athletes before and after the implementation of training allowed obtaining statistically significant differences in the following characteristics of attention: the number of athletes with a high level of attention concentration increased (φe=1.723, р≤0.05); the scope of attention increased (Temp = 26.5, р≤0.001) and the percentage of athletes with a sufficient rate of sensorimotor reactions increased (φe=1.928, р≤0.05); the proportion of athletes with above-average and high levels of attention switching increased (φe=1.645*, р≤0.05); the level of attention selectivity increased (Тemp=23, р≤0.005). Changes in attention indicators of athletes before and after training showed the effectiveness of the training program. Thus, one of the perspective directions of increase of attentional characteristics of athletes in rifle shooting and clay target shooting is introduction of attention development to the process of preparation of psychological training which allows improving cognitive, operational new formations, giving the chance to the sportsman to show high level of concentration, the ability to switch attention, scope and stability of attention in a difficult situation of preparation and competition.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ АТТЕНЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В ПУЛЕВОЙ И СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 799.3:159.952

О. Н. Кажарская, О. А. Кондрашихина

Психологический тренинг как метод развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе

Свойства внимания являются важным компонентом успешности спортивной деятельности спортсмена-стрелка. В научных работах представлены результаты развития аттенционных способностей спортсменов. Однако исследования, касающиеся развития характеристик внимания именно у спортсменов-стрелков, являются весьма дефицитарными. Кроме того, недостаточно описаны эффективные программы комплексной тренинговой работы по психологической подготовке спортсмена, базирующиеся на многофункциональных подходах, направленных на развитие когнитивной сферы личности спортсмена-стрелка.

Цель статьи - изучить возможности психологического тренинга как метода развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе.

В формирующем эксперименте приняли участие 27 спортсменов-стрелков школы олимпийского резерва по стрельбе им. В.С. Клименко (г. Симферополь). Диагностическое исследование базировалось на следующих методиках: корректурная проба Б. Бурдона, таблицы Шульте, таблицы Горбова-Шульте, проба Х. Мюнстерберга. Для анализа различий в характеристиках внимания спортсменов до и после реализации тренинговой программы использовались методы математической статистики: непараметрический критерий Фишера и критерий Вилкоксона.

Верификация различий в аттенционных характеристиках спортсменов до и после реализации тренинга позволила получить статистически значимые различия по следующим характеристикам внимания: повысилось число спортсменов с высоким уровнем концентрации внимания (фэ=1,723, р<0,05); увеличился объём внимания (Тэмп = 26,5; р<0,001) и повысился процент спортсменов с достаточным темпом сенсомоторных реакций (фэ=1,928, р<0,05); увеличилась доля спортсменов с уровнем переключаемости внимания выше среднего и высоким (фэ=1,645*, р<0,05); повысился уровень избирательности внимания (Тэмп=23, р<0,005).

Динамика показателей внимания спортсменов до и после тренинга показала эффективность программы тренинга. Таким образом, одним из перспективных направлений повышения аттенционных характеристик спортсменов в пулевой и стендовой стрельбе является внедрение в процесс подготовки психологического тренинга развития внимания, который позволяет совершенствовать когнитивные, операциональные новообразования, дающие возможность спортсмену-стрелку в сложной ситуации подготовки и соревнования проявлять на высоком уровне концентрацию, переключаемость, объём, устойчивость внимания.

Ключевые слова: психологический тренинг как многофункциональный метод, внимание, аттенционные характеристики, спортсмены высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе

Ссылка для цитирования:

Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А. Психологический тренинг как метод развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 523-539. doi: 10.32744^е.2022.3.30

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 17 January 2021 Published: 30 June 2022

O. N. Kazharskaya, O. A. Kondrashikhina

Psychological training as a method to develop attentional characteristics in high-class athletes in rifle shooting and clay target shooting

Attentional properties are an important component of the success of the sporting activity of the shooting athlete. Scientific works present the results of the development of athletes' attentional abilities. However, studies concerning the development of attention characteristics specifically in shooting athletes are very scarce. Besides, effective programs of complex training work on the psychological preparation of an athlete, based on multifunctional approaches aimed at the development of the cognitive sphere of a shooter's personality, are insufficiently described.

The aim of the article is to study the possibilities of psychological training as a method of developing attentional characteristics in high-class athletes in rifle shooting and clay target shooting.

Twenty-seven shooting athletes of the Klimenko School of Olympic Reserve in Shooting (Simferopol) took part in the formative experiment. Diagnostic study was based on the following methods: B. Bourdon's proof test, Schulte tables, Gorbov-Schulte tables, H. Münsterberg test. To analyze the differences in the athletes' attention characteristics before and after the training program implementation the nonparametric Fisher's criterion and the Wilcoxon's criterion methods of mathematical statistics were used.

Verification of differences in attentional characteristics of athletes before and after the implementation of training allowed obtaining statistically significant differences in the following characteristics of attention: the number of athletes with a high level of attention concentration increased (^e=1.723, p<0.05); the scope of attention increased (Temp = 26.5, p<0.001) and the percentage of athletes with a sufficient rate of sensorimotor reactions increased (^e=1.928, p<0.05); the proportion of athletes with above-average and high levels of attention switching increased (^e=1.645*, p<0.05); the level of attention selectivity increased (Temp=23, p<0.005).

Changes in attention indicators of athletes before and after training showed the effectiveness of the training program. Thus, one of the perspective directions of increase of attentional characteristics of athletes in rifle shooting and clay target shooting is introduction of attention development to the process of preparation of psychological training which allows improving cognitive, operational new formations, giving the chance to the sportsman to show high level of concentration, the ability to switch attention, scope and stability of attention in a difficult situation of preparation and competition.

Keywords: psychological training as a multifunctional method, attention, attentional characteristics, high-class athletes in rifle shooting and clay target shooting

For Reference:

Kazharskaya, O. N., & Kondrashikhina, O. A. (2022). Psychological training as a method to develop attentional characteristics in high-class athletes in rifle shooting and clay target shooting. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 523-539. doi: 10.32744/ pse.2022.3.30

_Введение

"7 Г^-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО определила главные направле-

—/ния деятельности Организации в области социальных и гуманитарных наук, среди которых содействие разработке политики в области физического воспитания, спорта и борьбы с допингом.

Одной из ведущих в спорте является проблема внимания. Довольно часто неудачи на соревнованиях у спортсменов связаны с процессами внимания - отвлечением, переключением или потерей его концентрации [14].

I I V V V I V

Каждый конкретный вид спорта отличается определенной спецификой соревновательных ситуаций. Н.Н. Ожуг считает, что пулевая стрельба является индивидуальным видом спорта, осуществляемым вне прямого единоборства с противником и требует, прежде всего, умения осознано программировать цели и средства специальной подготовки, сознательно подчинять поведение и деятельность принятым планам [11]. Каждый вид спорта предъявляет к спортсменам различные требования, в том числе и к особенностям внимания. Стрелковые виды спорта не являются исключением, в качестве наиболее значимых свойств внимания чаще всего отмечаются концентрация и устойчивость внимания. Одной из значимых составляющих психологической подготовки спортсменов является развитие и тренировка определенных свойств внимания, специфичных для каждого конкретного вида спорта с учётом задач, решаемых спортсменом на соревнованиях [7].

В настоящее время в научной литературе активно изучается вопрос проявления и активизации произвольного внимания и его аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса при обучении стрельбе и подготовки к соревнованиям разного уровня [27].

А.А. Тарасенко определяет внимание как один из главных компонентов психической надёжности при стрельбе [19]. А.О. Савинкина, В.Ф. Сопов рассматривают особенности концентрации внимания спортсменов как один из ведущих факторов эффективного выступления на соревнованиях, при этом в ситуации дефицита времени когнитивные способности спортсмена значительно изменяются, а «ошибки внимания» становятся более выраженными [13]. Л.А. Кадуцкая и соавт., изучающие особенности проявления внимания по движущейся мишени говорят, что для достижения высоких спортивных результатов стрелку необходимо научиться максимально концентрировать свое внимание, а также очень быстро и своевременно переключать его на выполнение прицельного выстрела [6].

Е.Ю. Коробейникова, С.В. Леонов, И.С. Поликанова указывают на необходимость тренировки навыков распределения внимания в процессе психологической подготовки для предотвращения «сужения» их внимания в процессе спортивной деятельности [8]. Т.И. Орешкина подчеркивает значимость развития свойств внимания в процессе психологической подготовки спортсменов, «...в спортивных играх изменение тактической ситуации предполагает внесение спортсменом корректировок в выполняемые технические действия, что определяется способностью к переключению внимания...» [10, с. 8]. Стрелку в течение длительной стрельбы необходимо в момент прицеливания концентрировать внимание, распределять и переключать его при нажатии на спусковой крючок. Кроме того, спортсмен должен совмещать внешнюю и внутреннюю

направленности внимания: одновременно удерживать внешний контроль концентрации внимания на мишени и активизировать внутренний контроль над кинестетическими образами и представлением траектории движения [2].

При выполнении упражнений по пулевой и стендовой стрельбе спортсмену приходится воспринимать и перерабатывать большое количество сенсорных стимулов, из которых необходимо выбрать только значимые и ограничивать доступ к центрам коры головного мозга к той информации, которая не важна на данный момент в конкретной ситуации. Именно внимание обеспечивает отбор наиболее значимой информации и пересылает её другим познавательным психическим процессам для обработки.

Природа данных механизмов внимания исследовалась И.М. Сеченовым, И.П. Павловым (физиологические основы непроизвольного внимания, механизмы его возникновения и функционирования на основе врождённого рефлекса); А.Л. Ухтомским (в рамках учения о доминанте); П.Я. Гальпериным (как компонент ориентировочной деятельности); Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным (психодинамическая природа процессов внимания); А.Р. Лурией (нейропсихологический подход к изучению внимания, обусловленность внимания активностью мозга).

Сознательное сосредоточение внимания и проявление его характеристик необходимо спортсмену при преодолении влияния негативных факторов и технических неточностей: природных (плохая видимость, ветер, дождь и т.п.); психофизиологических (плохое состояние здоровья, усталость, большие физические нагрузки); эмоционально-волевых (эмоциональное напряжение, страх, разочарование, бурная радость и т.п.); личностных (неуверенность в своих силах, лень, сомнения, неуравновешенность) и т.п. Действие данных факторов в совокупности с выраженным дефицитом времени на выполнение выстрела во многих стрелковых упражнениях определяет значительные изменения когнитивных способностей спортсмена и увеличение количества «ошибок внимания» [14].

Проблему внимания в рамках психологии спорта развивал Р.М. Найдиффер, выделяя типы внимания на основе критериев его объёма и сосредоточенности. По мнению Р.М. Найдиффера, внимание спортсмена может иметь большой или малый объём. Наиболее часто проявление большого объёма внимания можно отметить в командных и игровых видах спорта, где спортсмен обращает сознание на нескольких объектах одновременно, отслеживая перемещения не только спортивного снаряда и своей команды, но и команды соперника. Под сосредоточенностью Р.М. Найдиффер понимает направленность внимания на внутренние ощущения и переживания или же на внешние объекты. Внутренняя направленность участвует в процессах самоконтроля и самосознания, позволяя спортсмену оценивать собственное состояние и возможности [9].

В современных исследованиях весьма активно в рамках саморегуляции рассматриваются практики mindfulness (осознанности), которые направлены на развитие внутреннего внимания, базирующегося на осознанности психических процессов, что организует внимание особым образом: применительно только к настоящему моменту и безоценочному восприятию происходящего. В итоге - освобождение от автоматического реагирования на мысли, эмоции, ощущения и события жизни за счёт развития навыка осознанности и понимания происходящего.

О.Л. Гайдукова приводит анализ практики mindfulness как эффективного инструмента саморегуляции [3], В. Сидячева и Л.Э. Зотова раскрывают различные подходы к

пониманию компонентов осознанности и аргументируют эффективность метода при стрессовых состояниях личности [17], А.В. Скользков рассматривает возможности использования mindfulness в образовательной практике [18] и др.

В спортивной психологии приводятся результаты исследования эффективности техник осознанности в развитии принятия, децентрации, гибкости целеполагания, субъективного благополучия спортсмена [28], формировании устойчивости к спортивному выгоранию [24]. Доказано при сопоставлении с классическими техниками психологической подготовки существенное преимущества mindfulness в формировании позитивной самооценки спортивных результатов и эмоционального статуса спортсмена (T. Josefsson [23]). Выявлено, что спортсмены с высокой степенью осознанности (как состояния и как диспозиционной характеристики) обладают высокими аттенционны-ми способностями [25], принятием опыта, четкой иерархией ценностей, саморегуляцией негативных эмоций, самопониманием, открытостью, гибкостью [21], а также более высокими когнитивными ресурсами [29]. Выявлено, что существует взаимосвязь между диспозиционной осознанностью и конструктивными копингами, приводящая к повышению спортивных результатов (T. Josefsson [23], Р. Маникам [26]).

Для тренеров и спортивных психологов, работающих со спортсменами высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе, актуальной является проблема применения современных комплексных методов воздействия на психику и личность спортсмена для развития необходимых аттенционных характеристик внимания. К данным методам можно отнести психологический тренинг, позволяющий решать комплекс обучающих, развивающих и коррекционных задач одновременно.

Тренинг своим содержанием отражает определенную парадигму, а именно:

1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие различных умений и навыков;

3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем [1].

Большинство авторов существующих методик описывают в своих исследованиях отдельные задания, как традиционные, так и инновационные психотехники и упражнения, без сомнения заслуживающие положительной оценки в работе со спортсменами. Так, Е.Ю. Домрачева указывает на значимость упражнений по дыханию, позволяющих повысить способность организма к максимальному поглощению кислорода, как следствие, степень выносливости спортсмена [5]. Н.В. Цзен и Ю.В. Пахомов, описывая формы и приёмы работы в психотренинге со спортсменами для развития внимания, указывают на применение таких эффективных упражнений, как: «Муха», «Фокусировка», «Хромая обезьяна» и т.п. [20], игровые методы развития внимания у спортсмена исследует Я.В. Сираковская [15]. Практики осознанности (mindfulness) рассматриваются в работе Н.В. Сидячевой, Л.Э. Зотовой, которые считают, что применение медитации (MBSR) дают возможность гармонизировать психосоматический статус личности, стать внимательнее, сконцентрироваться, осмотреться при принятии решение [17]. З.И. Гахраманова, С.А. Ахмедова, А.К. Джафарова считают, что в подготовке спортсменов следует применять идеомоторную тренировку дающую возможность с помощью воображения «проигрывать» и автоматизировать двигательные действия, которые совершаются стрелками в реальных условиях тренировки [4]. Л.К. Серова изучающая вопросы психологической подготовки личности спортсмена, указывает на то, что про-

цессы внимания очень хорошо поддаются тренировке особенно в играх и специальных упражнениях [16].

Однако в литературе по психологии спорта отсутствует описание комплексных и многофункциональных форм работы по развитию внимания для спортсменов-стрелков, базирующихся как на традиционных, так и инновационных техниках тренинга. В связи с этим, целью данной статьи является описание возможностей психологического тренинга как метода развития аттенционных характеристик у спортсменов высокого класса пулевой и стендовой стрельбе.

_Материалы и методы

Апробация тренинга проведена на базе спортивной школы олимпийского резерва по стрельбе им. В.С. Клименко (Симферополь) на спортсменах - стрелках высокой квалификации - мастерах спорта и кандидатах в мастера спорта. На этапе пилотажного анкетирования в исследовании принимало участие 32 спортсмена, из них 15 женщин и 17 мужчин в возрасте от 17 до 38 лет. Результаты анкетирования показали интерес спортсменов к развитию свойств внимания и относительно низкий уровень способности к регуляции данной когнитивной функции. Основную группу составили спортсмены в количестве 27 человек (15 женщин и 12 мужчин), которые выразили желание принять участие в тренинге. Сроки проведения - июль 2021 года.

Эффективность методики определялась по динамике показателей внимания до и после реализации тренинговой программы. Исследование проводили с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). От всех исследуемых было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании.

Формирующий эксперимент включал в себя 3 этапа: констатирующий (диагностический), собственно процедуру проведения тренинга, направленного на развитие внимания, и контрольный этап. В реализации констатирующего и контрольного этапов был задействован диагностический комплекс, представленный в таблице 1. Осуществлялась психодиагностика уровня развития таких характеристик внимания, как:

• концентрация - способность к интенсивному сосредоточению на объекте,

• устойчивость - способность определенное время сосредотачиваться на одном объекте,

• объём - количество объектов, которое человек может охватить с достаточной ясностью одновременно,

• избирательность - выбор из множества сигналов только некоторых из них,

• переключаемость - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Для определения статистической значимости различий были применены многофункциональный критерий Фишера и Т-критерий Вилкоксона. Критерий Вилкоксона (Т) является непараметрический критерием и может использоваться для проверки различий между двумя связными выборками при численности выборки от 5 до 50 человек. Многофункциональный критерий Фишера (ф) относится к непараметрическим критериям и предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости какого-либо признака. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован данный признак.

Таблица 1

Соотнесение психодиагностических методик и характеристик внимания

Свойство внимания Методика Показатель

Концентрация Корректурная проба Б. Бурдона Соотносится с кол-вом ошибок за 5 минут работы, в норме 5 и менее ошибок

Устойчивость внимания, темп сенсомоторных реакций Таблицы Шульте Темп сенсомоторных реакций рассчитывается по формуле (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5, норма для молодых людей - до 50 сек Психическая устойчивость рассчитывается по формуле ПУ= Т4 / (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5):5 В норме: показатель менее единицы

Объём Корректурная проба Б. Бурдона Соотносится с количеством просмотренных за 5 минут знаков, в норме 850 и более

Переключаемость Таблицы Горбова-Шульте Т = Т3 - (Т1+Т2), где: Т1 - время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 - время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 - время, потраченное на выполнение третьей серии.

Избирательность Проба Х. Мюнстреберрга Учитывается время (в секундах), затраченное им на выполнение задания, и количество допущенных ошибок. Оценка результата производится с помощью специальной шкалы.

Кроме того, спортсменам было предложено анкетирование, направленное на исследование понимания испытуемыми роли внимания в их спортивных достижениях, изучение способов активизации внимания, которые используют спортсмены.

В рамках формирующего этапа эксперимента был проведен «Тренинг внимания». Программа тренинга представляла собой многофункциональный комплексный метод изменений показателей внимания спортсменов-стрелков для оптимизации использования их психических, физических и технических возможностей. Цель тренинга - развитие всех свойств внимания у спортсменов высокого класса, занимающихся пулевой и стендовой стрельбой.

Основными задачами являлось: 1. повышение уровня знаний о видах и свойствах внимания как мотивационной основы для его развития у спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе; 2. освоение техники развития всех видов и свойств внимания; развитие значимых свойств внимания в подготовке стрелков - концентрации, распределения, распределения и т.п. В результате участия в тренинге участники должны были знать отличительные особенности видов и свойств внимания, механизмы возникновения и проявления внимания, правила организации наблюдения и снятия напряжения в процессе спортивной подготовки и участия в соревнованиях; уметь активизировать и проявлять произвольное внимание и его свойства при выполнении стрелковых заданий и упражнений.

Программа психологического тренинга была рассчитана на 10 дней ежедневных занятий, длительность которых от 120 до 180 минут. Темы тренинга постепенно усложнялись: от темы «Знакомство» (с группой и вниманием как психическим процессом) на первом занятии до темы «Внимательность и наблюдательность как свойства личности». Отдельные темы тренинга были посвящены развитию концентрации, распределения, переключения, устойчивости внимания у спортсменов высокого класса пулевой и стендовой стрельбе.

Содержание психологического тренинга строилось на методической концепции, состоящей из двух содержательно взаимосвязанных компонента: когнитивно-мотива-

ционном и операционально-личностном. Наглядно содержание работы на тренинге можно представить с помощью таблицы 2.

Таблица 2

Многофункциональная концепция тренинга

Наименование содержательных компонентов (этапов) / Программы тренинга Цели учебно-развивающей и коррекционной работы Формы и приёмы работы

Формирование комплекса знаний

е по проблеме внимания: виды и

и н а ш о Когнитивно- свойства внимания как основа мини-лекции; лекции визуализации,

мотивационный успешности осуществления дискуссии, информация о практиках

р и компонент спортивной задачи и деятельности mindfulness

м р в условиях тренировки и

о соревнования

ш и Психоразвивающие и

т и в психокоррекционные упражнения на

т а Развитие комплекса умений и внимание; дыхательная гимнастика;

р Ш s н е т Операционально-личностный компонент навыков сознательной деятельности: концентрации, объёма, переключения, устойчивости идеомоторная тренировка; упражнения на внимание, выполняемые на компьютерном

ю О внимания. тренажёре; медитации-визуализации; элементы практики mindfulness

Когнитивно-мотивационный компонент тренинга был направлен на формирование комплекса знаний по психологии внимания. Благодаря мини-лекциям, лекциям-визуализациям спортсмены-стрелки знакомились с видами и свойствами внимания, факторами отвлечения внимания, приёмами активизации его в сложных условиях соревнования и условиях тренировки.

Операционально-личностный компонент в программе тренинга в большей степени осуществлялся в основной части занятия и был направлен на развитие комплекса умений и навыков сознательного проявления внимания. В его содержание были включены: идеомоторная тренировка - визуализация-медитация специального стрелкового упражнения в пулевой стрельбе и стендовой стрельбе; комплекс статических дыхательных упражнений для приобретения и закрепления навыка различных техник дыхания с элементами mindfulness; нейромышечная релаксация - приобретение и закрепления навыка концентрации внимания на физических ощущениях при состоянии расслабленных и напряженных мышцах; задания на онлайн-тренажере при реализации которых, акцент ставился на тренировку свойств внимания; психологические игры и задания на внимание.

Заключительная часть включала в себя процесс общей рефлексии, реализуемой посредством специальных вопросов, направленных на осмысление самостоятельной и групповой работы с последующей фиксацией результатов в «Спортивном дневнике».

Для эффективной работы в программе «Тренинг внимания» применялись следующие механизмы социально-психологического обучения:

1. Наличие когнитивного аспекта обучения. Участники имели возможность прояснить для себя вопросы, связанные с усвоением таких понятий, как: внимание, свойства внимания, механизмы внимания, приёмы развития внимания.

2. Переживание близости с другими, чувство действительной принадлежности к сообществу (опыт, которого часто недостает в жизни). Поэтому переживание единения очень помогало тем участникам, которые действительно хотели измениться. Обретение примеров для подражания рассматривалось в качестве модели для изменения собственного поведения.

3. Возможность оказывать помощь другим людям. Опыт оказания помощи другим людям был очень важен для каждого участника.

4. Наблюдение за другими участниками группы. Некоторые члены группы могли научиться чему-то значимому для себя, не проявляя себя в той или иной ситуации активно, но наблюдая за кем-то из участников, кто открыто выражал свои чувства, мысли, навыки, откровенно рассказывал о своих успехах, связанных со спортивными достижениями.

5. Экспериментирование с собой - это еще один механизм групповой работы в тренинге. Участники имели возможность экспериментировать в группе со своим поведением и демонстрировать навыки внимания.

6. Обязательная рефлексия происходящего в тренинге. Осознание собственных успехов и неудач. Открытое выражение мыслей и чувств позволяло проявлять чувство доверия и поддержки как со стороны ведущего тренинга, так и со стороны участников тренинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Обратная связь. Обратная связь - классический механизм социально-психологического обучения в группе. Многие участники оценивают ее как очень важный опыт. При откровенном представлении себя группе развивается чувство собственного достоинства благодаря самораскрытию и самопрезентации.

Тренинг, как активный метод работы, осуществлялся соблюдением ряда принципов групповой работы: нацеленности на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, объективацию субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованной рефлексии, атмосферы раскованности, свободы общения и положительного психологического климата.

_Результаты исследования

Данные анкетирования показали, что, по оценке обследованных спортсменов, ими активизируются при стрельбе такие свойства внимания: концентрация - 85,0% респондентов, устойчивость - 81,5%, объем - 25,0%, распределение 25,0%. Максимум свойств произвольного внимания стрелок актуализирует при прицеливании - так ответило на данный вопрос 85,0% респондентов, а также при подготовке к стрельбе - 59,4%. Обследуемые спортсмены рефлексируют следующие помехи во время выполнения спортивной стрельбы, которые могут привести к снижению внимательности: психофизиологические факторы называет 75,0% опрошенных, эмоциональные и психологические - по 59,4% опрошенных, природные (внешние факторы) указывает15,6% спортсменов.

Среди способов настройки на сложную спортивную деятельность респонденты назвали дыхание, визуализацию успеха, психологический настрой, релаксацию, прослушивание музыки, перечитывание записей из стрелкового дневника, снижение значимости и др.

Способы отдыха после сложной спортивной тренировки для большинства спортсменов - сон, пешая прогулка, общение, смена деятельности, переключение мыслей, хобби, музыка, массаж, игра, поход на природу, нахождение в тишине и др.

На необходимость тренировки произвольности внимания как фактора, влияющего на результативность спортивной деятельности, указало 84,4 % опрошенных, затрудняется с ответом на данный вопрос - 12,5% спортсменов, отрицает необходимость развития аттенционных способностей - 3,1%.

Результаты диагностики характеристик внимания спортсменов на начальном, констатирующем этапе показали недостаточное развитие основных свойств внимания. В связи с этим была разработана и апробирована программа тренинга внимания. Психологическая оценка эффективности данной программы базируется на сопоставлении данных констатирующего и контрольного этапов и приведена ниже.

В таблице 3 представлены результаты диагностики аттенционных характеристик спортсменов по методике «Корректурная проба».

Таблица 3

Результаты диагностики аттенционных характеристик спортсменов по методике

«Корректурная проба»

Показатель Констатирующий этап Контрольный этап

М с М с

Объем (кол-во просмотренных знаков) 1070,60 233,96 1082,13 190,46

Концентрация (кол-во ошибок) 21,07 12,67 10,57 6,93

По таблице 3 видно, что при достаточно высоких показателях по группе испытуемых по объёму внимания (1070,6 при норме от 850 по методике «Корректурная проба»), уровень концентрации внимания до тренинга у спортсменов - низкий (в среднем по группе за 5 минут работы испытуемые допускали 21,07 ошибок). Можно предположить превалирование установки на скорость по сравнению с установкой на точность у обследованных спортсменов. Возможно, актуализация соревновательной мотивации, спонтанно возникшая в рамках диагностического обследования, привела к низким групповым показателям по концентрации внимания при высоких показателях скорости работы (повышение скорости за счет снижения точности). Уровни концентрации и объема внимания спортсменов в соотнесении с процентным распределением по выборке до и после тренинга приведены в таблице 4.

Таблица 4

Сопоставление результатов констатирующего (1) и контрольного (2) этапов диагностического исследования объёма и концентрации внимания (% испытуемых)

Уровень Концентрация внимания (1) Концентрация внимания (2) Фэ Объем внимания (1) Объем внимания (2) Фэ

Низкий и очень низкий 51,9 24,0 2,255* 14,8 13 0,673

Средний (достаточный) 37,1 45,9 0,007 85,2 87 0,673

Высокий 11,0 30,1 1,723* 0 0 -

Примечание: * - уровень значимости различий- р<0,05

Из таблицы 4 видно, что в результате реализации тренинговой программы у спортсменов: 1) снизилась доля участников с низким уровнем концентрации внимания (фэ=2,255*, р<0,05); 2) повысилась доля спортсменов с высоким уровнем концентрации внимания (фэ=1,723, р<0,05), что свидетельствует о результативности тренинга.

Данные диагностики по методике «Таблицы Шульте» показали, что средне-групповые результаты скорости работы по выборке соответствуют нормативным значениям.

По результатам диагностического этапа выявлено несколько спортсменов (26%), у которых средняя скорость работы (темп психомоторных реакций) по 5 таблицам превысила 50 секунд, что говорит о замедленном темпе психомоторных реакций, что может быть вызвано целым рядом нейропсихологических, соматических причин и мотивационных факторов. После реализации тренинговой программы темп психомоторных реакций возрастает, уменьшается количество испытуемых с низкой устойчивостью внимания (см. табл. 5).

Таблица 5

Темп психомоторных реакций спортсменов («Таблицы Шульте»)

Показатель Констатирующий этап Контрольный этап

М с М с

Темп психомоторных реакций, сек. 42,870 10,511 32,826 7,394

Психическая устойчивость (выносливость), усл. ед. 1,04 0,199 1,01 0,131

В результате статистического расчета при помощи Т-критерия Вилкоксона получена статистическая достоверность различий по уровню объёма внимания спортсменов до и после тренинга (Тэмп = 26,5; р<0,001).

По результатам анализа данных, после реализации тренинговой программы отмечается повышение числа испытуемых, проявивших достаточную эффективность работы, выполняя данное задание: до проведения программы тренинга был отмечен достаточный уровень у 79,0 % испытуемых, после прохождения программы количество спортсменов, демонстрирующих хороший темп психомоторных реакций, увеличилось и составило 95,7 %. В результате реализации программы снизилась доля участников с пониженным темпом сенсомоторных реакций и существенно повысилась с достаточным (фэ=1,928, р<0,05).

Важные свойства внимания, необходимые спортсмену при осуществлении спортивной деятельности (переключаемость), изучались с помощью методики «Красно-черная таблица» (Шульте - Горбова). Если до реализации тренинга среднегрупповые значения были 179,455±189,487 секунд, то после реализации тренинга переключае-мость внимания выросла и на работу с красно-черной таблицей испытуемые затрачивали в среднем меньшее время128,71±100,25 секунд.

Динамика уровней переключаемости внимания до и после реализации тренинга приведена на рисунке 1.

В результате реализации программы выявлены значимые различия по переключаемости внимания (доля спортсменов уровнем переключаемости внимания выше среднего и высоким значимо возросла - фэ=1,645*, р<0,05). Данный показатель указывает на улучшение у спортсменов высокого класса способности сознательного и

осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Кроме того, и в целом по группе увеличились показатели переключаемости внимания, различия значимы на 5% уровне (Тэмп = 39.5, при То<0,01= 37 и р<0,01=53).

Низкий Нижесреднего Средний Выше среднего и

высокий

• до тренинга * после тренинга

Рисунок 1 Сопоставление результатов переключаемости внимания (Таблицы Шульте-Горбова, % испытуемых)

Избирательность внимания спортсменов исследовалась по методике Х. Мюнстре-берга - таблица 6. Среднегрупповые значения избирательности внимания до тренинга находились в области средних значений (ближе к низким). Однако, можно видеть повышение среднегруппового балла по результатам выполнения данной методики на контрольном этапе эксперимента. Применение критерия Вилкоксона показало 5% значимость выявленных различий (Тэмп=23 при Т005=30 и Т001=19).

Таблица 6

Результаты диагностики избирательности внимания (методика Х. Мюнстерберга)

Показатель Констатирующий этап Контрольный этап

М с М с

Время выполнения,сек 136.12 65.44 119,09 52,92

Количество ошибок 3.48 3.124 3,17 2,73

Балл 8.96 5.397 10,65 5,43

Таким образом, в результате прохождения тренинга внимания спортсменами высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе, произошло повышение аттенционных характеристик спортсменов. Верификация различий в аттенционных характеристиках спортсменов до и после реализации тренинга (многофункциональный критерий Фишера, критерий Вилкоксона) позволила получить статистически значимые различия по следующим характеристикам внимания:

• повысилось число спортсменов с высоким уровнем концентрации внимания (Фэ=1,723, р<0,05);

• увеличился объём внимания тренинга (Тэмп = 26,5; р<0,001) и повысился процент спортсменов с достаточным темпом сенсомоторных реакций (фэ=1,928, р<0,05);

• увеличилась доля спортсменов с уровнем переключаемости внимания выше среднего и высоким (фэ=1,645*, р<0,05);

• повысился уровень избирательности внимания различий (Тэмп=23, р<0,005).

_Обсуждение результатов

Аттенционные характеристики у спортсменов пулевой и стендовой стрельбы являются значимым фактором успешности их спортивной деятельности [28]. Теоретический анализ существующей литературы и результаты проведенного нами экспериментального исследования позволили определить основные проблемы, связанные с проявлением внимания у спортсменов-стрелков: недостаточное развитие таких его свойств, как концентрация, распределение, объём, переключение, устойчивость. В то же время внимание у спортсмена-стрелка можно и необходимо развивать. В данном вопросе мы полностью согласны с мнением Е.Ю. Домрачевой и соавт., о том, что развитие и оптимизация свойств внимания является важным компонентом психологической подготовки спортсмена [6]. С нашей точки зрения, совершенно верной и актуальной является позиция Л.К. Серовой [16] и Д.А. Проскурина [12] в том, что помимо технических навыков спортсмену необходимо освоить и психологические навыки контроля своих эмоций, управления своим состоянием. К сожалению, в большинстве спортивных программ не предусмотрено проведение психологических тренингов по развитию свойств внимания, однако существуют доступные и простые методики, позволяющие помочь спортсмену развить свои аттенционные возможности.

Проводя аналогию с уже существующими программами подготовки спортсменов-стрелков, спортивными организациями, по мнению авторов, предлагаемый тренинг внимания имеет существенное отличие, которое заключается в его особой структуре, включающей ряд логически обоснованных, взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (когнитивно-мотивационный и операционально-личностный), позволяющих достаточно эффективно развить аттенционные способности у спортсменов-пулевиков.

Результаты исследования свидетельствует об эффективности программы психологического тренинга, направленного на развитие свойств внимания, и базирующегося как на традиционных техниках работы, так и на элементах практики Mindfulness. Показана эффективность методики, что подтверждается достоверным улучшением основных свойств внимания (концентрации, объёма, распределения, переключаемости, избирательности) и динамикой основных психофизиологических «маркеров». Что касается использования в программе инновационных техник, то полученные в работе данные согласуются с мнением других авторов, подчеркивающих эффективность техник mindfulness в спорте [21; 22].

При повторном анкетировании спортсменов было выяснено, что разработанная тренинговая программа повысила уровень их осведомленности о природе возникновения и функционирования внимания, его механизмов, способах и технологиях управления вниманием.

Таким образом, одним из перспективных направлений повышения аттенционных характеристик у спортсменов в пулевой и стендовой стрельбе является внедрение в процесс подготовки психологического тренинга развития внимания, который позволя-

ет совершенствовать когнитивные, операциональные, личностные новообразования, дающие возможность спортсмену в сложной ситуации тренировки и соревнования проявлять на высоком уровне концентрацию, переключаемость, объём, распределение и устойчивость внимания.

_Выводы

1. Анализ литературы показал, что аттенционные свойства и их развитие являются основной составляющей результативности спортивной деятельности спортсменов по пулевой и стендовой стрельбе.

2. Констатирующий этап эксперимента определил, что большинство обследованных спортсменов-стрелков характеризуются недостаточным уровнем развития характеристик внимания - концентрации, переключаемости, объема и пр.

3. Разработана программа «Тренинг внимания» для спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе, которая основывается на многофункциональном подходе к развитию свойств внимания и включает в себя когнитивно-моти-вационный и операционально-личностный компоненты.

4. Проведена апробация разработанной программы «Тренинг внимания», результативность которой определялась по динамике показателей внимания спортсменов на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования. Доказана эффективность проведенного тренинга, что подтверждается статистической верификацией повышения показателей концентрации, объёма, распределения, переключаемости, избирательности внимания.

Заключение

Таким образом, одним из перспективных направлений повышения аттенционных характеристик спортсменов в пулевой и стендовой стрельбе является внедрение в процесс подготовки психологического тренинга развития внимания, который позволяет совершенствовать когнитивные, операциональные новообразования, дающие возможность спортсмену-стрелку в сложной ситуации подготовки и соревнования проявлять на высоком уровне аттенционные характеристики.

Кроме того, тренинг как активная групповая форма работы позволил в процессе своей реализации дополнительно решить задачи по развитию коммуникативно-личностных способностей: спортсмены приобрели навыки свободного общения, открытой дискуссии, понимания и правильного реагирования на невербальные сигналы, несущие дополнительную информацию о партнере по общению.

Необходимо подчеркнуть, что объем выборки был обусловлен количеством спортсменов высокого класса в пулевой и стендовой стрельбе симферопольской спортивной школы олимпийского резерва, участвующих в спортивных сборах на момент реализации исследования и пожелавших принять участие в тренинге. Дальнейшая верификация полученных в рамках проведенного исследования результатов планируется посредством увеличения количества испытуемых среди спортсменов-стрелков, что может выступать перспективой для дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

2. Воронин Е.В. Сравнительная характеристика проявления свойств внимания у высококвалифицированных стрелков // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы II Всерос. заоч. науч.-практич. конф. 10 ноября 2015 г. Белгород, 2015. С. 238 -243.

3. Гайдукова О.Л. Mindfulness как перспективный подход к саморегуляции: психологические и психофизиологические эффекты занятий медитацией осознанности // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2021 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. С. 260 -264.

4. Гахраманова З.И., Ахмедова С.А., Джафарова А.К. Использование идеомоторной тренировки в стрелковом виде спорта // Научный вестник академии физической культуры и спорта. 2018. Т. 1-1. С. 60-62.

5. Добрачёва Е.Ю., Васильченко Е.И., Ермоленко С.А., Клименко С.С. Правильный дыхательный процесс как один из факторов, влияющих на производство выстрела из пистолета // Экстремальная деятельность человека. 2019. № 2 (52). С. 21-24.

6. Кадуцкая Л.А., Посохов А.В., Миронова Т.А., Домрачёва Е.Ю. Проявление концентрации и переключение внимания у стрелков по движущейся мишени // Теория и практика физической культуры. 2019. № 8. С. 87-89.

7. Касаткин В.Н., Ахмерова К.Ш., Грушко А.И. Двухуровневое обследование ментальной подготовленности спортсменов // Спортивный психолог. 2014. № 2 (33). С. 11-17.

8. Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Поликанова И.С. Психологические особенности внимания у стрелков из лука // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 35-45.

9. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. Москва: Физкультура и спорт, 1979. 224 с.

10. Орешкина Т. И., Маркиянов О. А., Орлов А. И. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена // Вестник спортивной науки, 2009. № 2. С. 8 -11.

11. Ожуг Н. Н. Развитие осознанной саморегуляции деятельности у спортсменов-стрелков высокой квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Кубанская гос. акад. физ. культуры. Краснодар, 2002. 167 с.

12. Проскурнин Д.А. Использование методик диагностики свойств внимания для улучшения скорости переключения внимания и точности выполняемых действий // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте. М.: ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта, 2017. С. 97.

13. Савинкина А.О., Сопов В.Ф. Экспериментальная оценка эффективности применения психологических методов развития внимания в спорте // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 385-388.

14. Сафонов В.К. Психология в спорте: теория и практика. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 232 с.

15. Сираковская Я.В. Развитие внимания у спортсменов-ориентировщиков (9-12 лет) с использованием игрового метода с учётом их индивидуального когнитивного стиля и переработки информации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 2. С. 38-40.

16. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие. Москва: Советский спорт, 2007. 116 с.

17. Сидячева В., Зотова Л. Э. Практики осознанности (mindfulness) как предиктор психосоматического здоровья личности (обзор зарубежного опыта) // Образование личности. 2020. № 1-2. С. 98 -106.

18. Скользков А. В. Применение программ развития «осознанности» в российских вузах // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8. № 3(21). С. 17-27.

19. Тарасенко А.А. Внимание как один из главных компонентов психической надёжности при стрельбе по движущейся мишени у стрелков различных категорий // Алея науки. 2020. Т-1. № 8 (47). С. 451 453.

20. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.

21. Birrer, D., Röthlin, P. & Morgan, G. Mindfulness to Enhance Athletic Performance: Theoretical Considerations and Possible Impact Mechanisms. Mindfulness. 2012. 3, 235-246. DOI: 10.1007/s12671-012-0109-2

22. Bu D., Dong Liu, J., Zhang, C., Si, G., Chung, P. Mindfulness training improves relaxation and attention in elite shooting athletes. A single-case study // International Journal of Sport Psychology. 2019. 50(1). pp. 4-25. DOI: 10.7352/IJSP.2019.50.004

23. Josefsson T., Ivarsson, A., Gustafsson, H. et al. Effects of Mindfulness-Acceptance-Commitment (MAC) on Sport-Specific Dispositional Mindfulness, Emotion Regulation, and Self-Rated Athletic Performance in a Multiple-Sport Population: an RCT Study // Mindfulness. 2019. № 10. pp. 1518-1529. DOI: 10.1007/s12671-019-01098-7

24. Li C, Zhu Y, Zhang M, Gustafsson H, Chen T. Mindfulness and Athlete Burnout: A Systematic Review and Meta-Analysis // Int J Environ Res Public Health. 2019. 6 (3):449. Feb 3. D0I:10.3390/ijerph16030449

25. Müller, C., Dubiel, D., Kremeti, E. et al. Effects of a Single Physical or Mindfulness Intervention on Mood, Attention, and Executive Functions: Results from two Randomized Controlled Studies in University Classes // Mindfulness. 2021. № 12. рр. 1282-1293. DOI: 10.1007/s12671-021-01601-z

26. Manikam R., Keith A. Kaufman, Carol R. Glass, and Timothy R. Pineau: Mindful Sport Performance Enhancement: Mental Training for Athletes and Coaches. American Psychological Association, Washington // Mindfulness. 2018. №12. pp. 258-260. DOI: 10.1007/s12671-020-01524-1

27. Pengli Li, Quanyu Lu , Qiong Wu, Xinghua Liu, Yanhong Wu. What Makes an Elite Shooter and Archer? The Critical Role of Interoceptive Attention // Front. Psychol. 2021. № 09, June. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.666568

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Zhang CQ., Li X., Chung PK. et al. The Effects of Mindfulness on Athlete Burnout, Subjective Well-being, and Flourishing Among Elite Athletes: A Test of Multiple Mediators // Mindfulness. 2021. № 12. pp. 1899-1908. DOI: 10.1007/s12671-021-01644-2

29. Zhu, Yuxin & Sun, Fenghua & Li, Chunxiao & Huang, Junhao & Hu, Min & Wang, Kangle & He, Shan & Wu, Jiarui. Acute effects of mindfulness-based intervention on athlete cognitive function: An fNIRS investigation // Journal of Exercise Science & Fitness, 2022, vol. 20, issue 2, pp. 90-99.

REFERENCES

1. Vachkov I.V. Psychology of Training Work: Content, Organizational and Methodological Aspects of Running a Training Group. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p. (in Russ.)

2. Voronin E.V. Comparative characteristics of the manifestation of attention properties in highly qualified shooters. The modern state and trends of development of physical culture and sports: Proceedings of II All-Russian extramural scientific-practical conference. 10 November 2015. Belgorod, 2015, pp. 238 -243. (in Russ.)

3. Gaidukova O.L. Mindfulness as a promising approach to self-regulation: psychological and psychophysiological effects of practicing mindfulness meditation. Actual issues of modern science and education: collection of articles of the VIII International Scientific-Practical Conference, Penza, February 20, 2021. Penza: "Nauka i Prosveshchenie" (IP Gulyaev G.Y.), 2021, pp. 260-264. (in Russ.)

4. Gahramanova Z.I., Akhmedova S.A., Jafarova A.K. The use of ideomotor training in shooting sport. Scientific Bulletin of the Academy of Physical Culture and Sports, 2018, vol. 1-1, pp. 60-62. (in Russ.)

5. Dobracheva E.Y., Vasilchenko E.I., Ermolenko S.A., Klimenko S.S. Proper breathing process as one of the factors influencing the gunshot production. Human Extreme Activity, 2019, no. 2 (52), pp. 21-24. (in Russ.)

6. Kadutskaya L.A., Posokhov A.V., Mironova T.A., Domracheva E.Yu. Manifestation of concentration and switching of attention in shooters on a moving target. Theory and practice of physical culture, 2019, no. 8, pp. 87-89. (in Russ.)

7. Kasatkin V.N., Akhmerova K.Sh., Grushko A.I. Two-level examination of mental preparedness of athletes. Sports psychologist, 2014, no. 2 (33), pp. 11-17. (in Russ.)

8. Korobeinikova E.Y., Leonov S.V., Polikanova I.S. Psychological features of attention in archery shooters. National Psychological Journal, 2017, no. 2 (26), pp. 35-45. (in Russ.)

9. Naidiffer R. M. Psychology of the competing athlete. Moscow, Fizkultura i sport Publ., 1979. 224 p. (in Russ.)

10. Oreshkina T. I., Markianov O. A., Orlov A. I. The development of properties of mental processes as a component of the psychological training of an athlete. Bulletin of Sports Science, 2009, no. 2, pp. 8 -11. (in Russ.)

11. Ozhug N. N. The development of conscious self-regulation in the sportsmen of high qualification: Cand. Cand. of Ped.; Kuban State Academy of Physical Culture. Krasnodar, 2002. 167 p. (in Russ.)

12. Proskurnin D.A. The use of techniques of diagnostics of properties of attention for improvement of speed of switching of attention and accuracy of carried out actions. Materials of IIAll-Russia scientifically-practical conference on questions of a sports science in children-youth and adaptive sports. Moscow, GKU "CSTiSK" Moscomsport, 2017, p. 97. (in Russ.)

13. Savinkina A.O., Sopov V.F. Experimental evaluation of the effectiveness of psychological methods of development of attention in sport. Scientificheskie zapiski University named after P. F. Lesgaft, 2018, no. 10 (164), pp. 385-388. (in Russ.)

14. Safonov V. K. Psychology in sports: theory and practice. St. Petersburg, SPBU Publishing house, 2013. 232 p. (in Russ.)

15. Sirakovskaya Y.V. The development of attention in orienteering athletes (9-12 years) using the game method taking into account their individual cognitive style and information processing. Physical Education: Education, Education, Training, 2011, no. 2, pp. 38-40. (in Russ.)

16. Serova L.K. Psychology of the personality of an athlete: textbook. Moscow, Soviet sport Publ., 2007. 116 p. (in Russ.)

17. Sidyacheva V., Zotova L. E. Practices of mindfulness as a predictor of psychosomatic health of the person (review of foreign experience). Education of the person, 2020, no. 1-2, pp. 98 -106. (in Russ.)

18. Sklzkov A. V. Application of programs for the development of "consciousness" in Russian universities. Bulletin of the Belgorod Institute of Education Development, 2021, vol. 8, no. 3(21), pp. 17-27. (in Russ.)

19. Tarasenko A.A. Attention as one of the main components of mental reliability when shooting at a moving target in shooters of different categories. Aleya Nauk, 2020, vol. 1, no. 8 (47), pp. 451-453. (in Russ.)

20. Tzen N. V., Pakhomov Yu. V. Psychotraining: games and exercises. Moscow, Independent firm Klass Publ., 1999. 272 p. (in Russ.)

21. Birrer, D., Rothlin, P. & Morgan, G. Mindfulness to Enhance Athletic Performance: Theoretical Considerations and Possible Impact Mechanisms. Mindfulness, 2012, no. 3, pp. 235-246. DOI: 10.1007/s12671-012-0109-2

22. Bu D., Dong Liu, J., Zhang, C., Si, G., Chung, P. Mindfulness training improves relaxation and attention in elite shooting athletes. A single-case study. International Journal of Sport Psychology, 2019, vol. 50, no. 1, pp. 4-25. DOI: 10.7352/IJSP.2019.50.004

23. Josefsson T., Ivarsson, A., Gustafsson, H. et al. Effects of Mindfulness-Acceptance-Commitment (MAC) on Sport-Specific Dispositional Mindfulness, Emotion Regulation, and Self-Rated Athletic Performance in a Multiple-Sport Population: an RCT Study. Mindfulness, 2019, no. 10. pp. 1518-1529. DOI: 10.1007/s12671-019-01098-7

24. Li C, Zhu Y, Zhang M, Gustafsson H, Chen T. Mindfulness and Athlete Burnout: A Systematic Review and Meta-Analysis. Int J Environ Res Public Health, 2019, vol. 6, no. 3, pp. 449. Feb 3. D0I:10.3390/ijerph16030449

25. Müller, C., Dubiel, D., Kremeti, E. et al. Effects of a Single Physical or Mindfulness Intervention on Mood, Attention, and Executive Functions: Results from two Randomized Controlled Studies in University Classes. Mindfulness, 2021, no. 12. pp. 1282-1293. DOI: 10.1007/s12671-021-01601-z

26. Manikam R., Keith A. Kaufman, Carol R. Glass, and Timothy R. Pineau: Mindful Sport Performance Enhancement: Mental Training for Athletes and Coaches. American Psychological Association, Washington. Mindfulness, 2018, no. 12, pp. 258-260. DOI: 10.1007/s12671-020-01524-1

27. Pengli Li, Quanyu Lu , Qiong Wu, Xinghua Liu, Yanhong Wu. What Makes an Elite Shooter and Archer? The Critical Role of Interoceptive Attention. Front. Psychol., 2021, no. 09, June. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.666568

28. Zhang CQ., Li X., Chung PK. et al. The Effects of Mindfulness on Athlete Burnout, Subjective Well-being, and Flourishing Among Elite Athletes: A Test of Multiple Mediators. Mindfulness, 2021, no. 12. pp. 1899-1908. DOI: 10.1007/s12671-021-01644-2

29. Zhu, Yuxin & Sun, Fenghua & Li, Chunxiao & Huang, Junhao & Hu, Min & Wang, Kangle & He, Shan & Wu, Jiarui. Acute effects of mindfulness-based intervention on athlete cognitive function: An fNIRS investigation. Journal of Exercise Science & Fitness, 2022, vol. 20, issue 2, pp. 90-99.

Информация об авторах Кажарская Ольга Николаевна

(Россия, Севастополь) Доцент, кандидат психологических наук, доцент

кафедры «Психология» Севастопольский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4958-572X

Information about the authors Olga N. Kazharskaya

(Russia, Sevastopol) Associate Professor, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of Psychology Department Sevastopol State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4958-572X

Кондрашихина Оксана Александровна

(Россия, Севастополь) Доцент, кандидат психологических наук, доцент

кафедры «Психология» Севастопольский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6582-0582

Oksana A. Kondrashikhina

(Russia, Sevastopol) Associate Professor, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of Psychology Department Sevastopol State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6582-0582

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.