ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРЕЛКОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Л.В. ТАРАСОВА, В.Д. ФУРАЕВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; И.А. САБИРОВА, ЦПСК, г. Воронеж, Россия;
В.А. ПАНКОВ, МПГУ, г. Москва, Россия;
П.Ю. ТАРАСОВ, МГОУ, г. Москва, Россия
Аннотация
Цель исследования - содействие повышению уровня профессиональной компетентности тренеров по пулевой, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. Методы исследования: анализ федеральных стандартов и примерных программ спортивной подготовки по пулевой, стендовой стрельбе и стрельбе из лука, анкетирование, интервьюирование тренеров и инструкторов-методистов по пулевой стрельбе и стрельбе из лука (35 чел.). Выявлено, что наиболее востребованными разделами спортивной подготовки в стрелковых видах спорта являются: формы и средства комплексного контроля и самоконтроля; мероприятия по сохранению здоровья спортсменов; практический опыт управления поведением спортсменов в стрессовых ситуациях, в том числе и на соревнованиях; средства увеличения концентрации внимания; контроль дисциплинарного фактора и формирование целевой установки в условиях тренировки и соревнований. Существующая примерная программа спортивной подготовки в пулевой и стендовой стрельбе недостаточно освещает современные взгляды на построение тренировки спортсменов, а существующие требования не соответствуют уровню развития спортивной науки, что определяет низкий уровень результативности и отсутствие научно-обоснованного подхода к формированию резервного состава спортсменов. Регламентация нормативной части программы спортивной подготовки должна осуществляться с позиции контроля тренированности, уровень которой является основным содержанием программных требований.
Ключевые слова: программа, пулевая стрельба, стендовая стрельба, стрельба из лука, федеральный стандарт,
подготовка, нормативные требования.
PROGRAMME BASIS FOR SPORTS TRAINING IN SHOOTING AND ARCHERY
L.V. TARASOVA, V.D. FURAEV, FSBIFSC VNIIFK; I.A. SABIROVA, CNTT, Voronezh, Russia;
V.A. PANKOV, MPSU, Moscow, Russia;
P.YU. TARASOV, MSOU, Moscow, Russia
Abstract
The purpose of the study is to promote the improvement of the professional competence of coaches in bullet, bench shooting and archery. Methods: analysis of Federal standards and Exemplary programs of sports training in bullet, bench shooting and archery, questioning, interviewing coaches and instructors, methodologists of bullet shooting and archery (35 people). It is revealed that the most popular sections of sports training in shooting sports are forms and means of integrated control and self-control, measures to preserve the health of athletes, practical experience in managing the behavior of athletes in stressful situations, including competitions, means of increasing concentration, control of disciplinary factor, and the formation of the target setting in the conditions of training and competition. The existing exemplary program of sports training in bullet and bench shooting does not sufficiently highlight modern views on building athletes training, and the existing requirements do not correspond to the level of development of sports science, which determines the low level of sports implementation and the lack of a scientifically based approach to the formation of a reserve composition of athletes. The regulation of the normative part of the sports training program should be carried out from the standpoint of fitness control, the level of which is the main
content of the program requirements.
Keywords: program, bullet shooting, trap shooting, archery, Federal standard, training, regulatory requirements.
Актуальность исследования
Современные требования к программам спортивной подготовки в стрелковых видах спорта определяют научное обоснование их содержательной части, что согласуется с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ст. 26 (ред. от 29.07.2018) в свете современных подходов к подготовке спортсменов [1-5].
Актуальность настоящего исследования обусловлена изменениями правил соревнований, необходимостью повышения зрелищности видов спорта, решением глобальных задач мирового сообщества. Модернизация требований к материально-техническому обеспечению формирует новый взгляд на систему тренировки спортсменов, начиная с групп начальной подготовки и заканчивая спортом высших достижений. Современное олимпийское движение, являясь масштабным явлением века, способствует определению целого направления в развитии отечественного спорта, что фокусирует внимание на методологии спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов.
Цель исследования: содействие повышению уровня профессиональной компетентности тренеров по пулевой, стендовой стрельбе и стрельбе из лука.
Методы и организация исследования: анализ федеральных стандартов и примерных программ спортивной подготовки по пулевой, стендовой стрельбе и стрельбе
из лука; анкетирование, интервьюирование тренеров по пулевой стрельбе и стрельбе из лука в рамках курса повышения квалификации «Тренировочный процесс и руководство состязательной деятельностью спортсмена (стрелковые виды спорта)». Категория слушателей: тренеры, инструкторы-методисты в количестве 35 чел.
Основное содержание исследования
Критерии спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов стрелковых видов спорта базируются на требованиях вида спорта, программное содержание которых должно формировать условия достижения высоких спортивных результатов, обеспечения сборных команд резервным составом, укрепления и сохранения здоровья спортсменов. Решение задачи совершенствования программ спортивной подготовки в стрелковых видах спорта было основано на изучении имеющихся программ по пулевой и стендовой стрельбе, анализе требований федеральных стандартов и Федерального закона от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Разработка научно обоснованных предложений по содержанию примерной программы спортивной подготовки по пулевой и стендовой стрельбе согласуется с общими требованиями спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов, что позволит качественно подойти к их тренировке.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
11,4
74,2
42,8
45,7
34,2
37,1
25,7
20
22,8
17,1
25,7
54,2
1 I
аз с
Р о
2 9 Я о
л ш
>5 5
0 5
1 =Г л а ^ т аз х
§ 5
о £
ш аз о. о о
□ О
-О со с; ш о га
82 -я о
Й т
^ О.
" К
с Ю
С 0
ч о-
<и т
? Б
£ аз т £ 3 2
О. х
х к я
2 ? н т I- о
0 5 о
1 о с
то
аз га _
3 о. о
2 а
о ©
" о
I ®
аз
ё _
Л г\
с. га х
га с[
5
га
5
2 ° ' Я
.. о 8
о -е- *
О аз а
к о
£ °
Я 1
0 аз
й "
Ч I-
т а.
аз °
1 5
аз х га а
8 о
к т X
5 О к
1 1 5
аз аз 5 5 2
3 о р
я н С
а. 5. §
с о °
> с х
I- о 3
л 2 §
аз о
о; к
I :
х £
аз га
Н
ш
> 3
га |
ь га
Б а с[
аз ^
о. 9}
О 1
о
а
I
га
-е-
X
а га
х
^
С 5
и
п л X
т о о;
1- аз ^
и ? аз т т
и с; и т
1- т ^ п
п ^ и
о аз -><
с т а>
и
X о
(Я и
и а. аз X аз а т т
о о п
аз о X о. 2 1 * т
Ё га 1- I» а. о О п
© X
2. ш а 1-
Рис. 1. Основные направления спортивной подготовки в стрелковых видах спорта
Результаты и
Анализ проведенного анкетирования по программе курса повышения квалификации «Тренировочный процесс и руководство состязательной деятельностью спортсмена (стрелковые виды спорта)» позволил выявить основные направления спортивной подготовки
их обсуждение
в стрелковых видах спорта, которые далее были сформулированы в виде методических рекомендаций. Анкетирование тренеров и инструкторов-методистов позволило выделить наиболее востребованные разделы спортивной подготовки в стрелковых видах спорта, которые требу-
ют доработки и внедрения в тренировочные программы, реализация которых может послужить базовым объектом тренированности юных и квалифицированных спортсменов на этапах их подготовки (рис. 1).
По данным анкетирования, основными направлениями спортивной подготовки в стрелковых видах спорта являются: теоретическая базовая подготовка (11,4%); опыт соревновательной реализации (25,7%); формы и средства комплексного контроля (34,2%); формы организации самоконтроля (37,1%); направленное развитие физических качеств (20,0%); создание новых форм развития стрелкового спорта (22,8%); сохранение здоровья (42,8%); опыт управления поведением спортсменов в стрессовых ситуациях (45,7%); средства увеличения концентрации внимания (74,2%); дисциплинарный фактор (17,1%); контактное сотрудничество «тренер -спортсмен» (25,7%); формирование целевой установки в условиях тренировки и соревнований (54,2%).
Наиболее востребованными разделами спортивной подготовки в стрелковых видах спорта являются формы и средства комплексного контроля и самоконтроля, мероприятия по сохранению здоровья спортсменов, практический опыт управления поведением спортсменов в стрессовых ситуациях, в том числе и на соревнованиях, средства увеличения концентрации внимания, контроль дисциплинарного фактора и формирование целевой установки в условиях тренировки и соревнований, что является важным и актуальным в практической реализации программных требований.
Система построения тренировочных программ в подготовке юных и высококвалифицированных спортсменов является основным направлением их подготовки. Характеристика показателей тренированности юных и высококвалифицированных спортсменов опирается на качественную оценку их физической подготовленности, которая формируется в процессе подготовки.
Содержательная основа программного материала базируется на контрольной оценке всех сторон подготовленности юных и высококвалифицированных спортсменов, выделяя основные кластеры в соответствии с требованиями вида спорта.
Этапное содержание системы спортивной подготовки ориентировано на минимально допустимые возрастные ограничения, продолжительность этапов подготовки, планируемые и предельные показатели тренировочных нагрузок, контрольно-переводные нормативы, требования медицинского, педагогического, психофизического обеспечения, а также обеспечения инвентарного оборудования и экипировочного снаряжения.
Планомерное формирование спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов на ее этапах в спортивных школах и иных спортивных организациях должно соответствовать требованиям федерального стандарта и основным принципам тренировочного процесса.
Существующая примерная программа спортивной подготовки в пулевой и стендовой стрельбе в настоящее время не достаточно освещает современные взгляды на построение тренировки спортсменов, а существующие требования не достаточно решают научные проблемы в спорте, что влечет за собой низкий уровень спортивной
реализации и отсутствие научно обоснованного подхода к формированию резервного состава спортсменов.
Научный подход к разработке и содержанию программного материала в пулевой и стендовой стрельбе указывает на строгую дифференциацию этапов спортивной подготовки с учетом реализации нормативных требований на этапах тренировочного процесса.
Решение поставленных задач согласуется с педагогическими принципами в тренировке юных и квалифицированных спортсменов и регламентируется требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по пулевой и стендовой стрельбе, что формирует актуальность настоящей проблемы. Обобщение характеристик спортивной подготовки, с точки зрения многолетней системы, обуславливает системный взгляд на формы педагогического и медицинского обеспечения сборных команд и их материально-технической базы.
Современное оборудование, видео- и интернет-обеспечение, технические средства подготовки должны быть доступны в соответствии с требованиями вида спорта «пулевая и стендовая стрельба». Техническое оснащение является приоритетным в системе спортивной подготовки квалифицированных спортсменов, выходящих на международный уровень состязаний, что формулирует широкий взгляд на современные тенденции развития вида спорта и способствует росту мастерства спортсмена.
Современные требования спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов должны быть научно обоснованы, как с точки зрения решения задач целевого и текущего планирования деятельности в соответствии с требованиями вида спорта, так и своевременного решения текущих задач в соответствии с этапными показателями. Разработка системы контроля спортивной подготовки должна быть обеспечена с точки зрения медицинского и педагогического содержания, психологического сопровождения, что позволяет выводить спортсменов на высокий уровень тренированности, обеспечивая долговременное сохранение спортивной формы и адаптации спортсменов к выполняемой нагрузке.
Нормативное содержание программных требований обеспечивает высокий уровень подготовленности спортсменов в соответствии с возрастными критериями, важность соблюдения которых дает перспективу развития вида спорта.
Необходимость регламентации нормативной части программы спортивной подготовки должна осуществляться с позиции контроля тренированности, уровень которой является основным содержанием программных требований. Создание базовой основы тренированности на этапах спортивной подготовки способствует созданию фундаментальной базы, соблюдение требований которой является основной содержательной частью программы общей физической подготовленности, обеспечивающей высокий спортивный результат.
Содержание программных требований спортивной подготовки обеспечивает оптимальный подход к тренировочному обеспечению резервного и основного состава, компетентностной основой которого является уровень полученных знаний, своевременное повышение квалификационного уровня.
Теория и методика спорта высших достижений
Компетентностный подход к профессиональному мастерству спортсменов и тренеров базируется на объеме их фундаментальных знаний и практических навыков в области спортивной подготовки в стрельбе, знаний теории и методики спорта, педагогики, спортивной морфологии и физиологии, биомеханики и других базовых дисциплин.
Система подготовки и повышения профессиональной компетенции спортсменов, тренеров и специалистов обеспечивается:
- повышением уровня профессионального образования на основе внедрения новейших технологий в спорте;
- расширением теоретических и методических основ полученных знаний о влиянии тренировочных нагрузок на организм спортсменов, а также в условиях экстремальных ситуаций соревновательной обстановки;
- подготовкой спортсменов высокой квалификации на основе использования современных технических средств контроля техники и тактики стрельбы;
- вариацией различных средств подготовки с использованием контроля интенсивности выполняемых действий, приближенных к соревновательным условиям;
- совершенствованием тренерского мастерства и практических навыков подготовки спортсменов высокой ква-
лификации путем стажировок на мероприятиях, проводимых в ходе централизованной подготовки, на конференциях, семинарах, тренерских советах;
- изучением и анализом материалов и отчетной документации сопровождающих специалистов комплексной научной группы.
Заключение
Программный материал по пулевой и стендовой стрельбе должен учитывать научный подход к обоснованию содержательной части, что обуславливает современный подход к тренировке юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней спортивной подготовки. Широкий спектр задач содержательной части программы способствует внедрению передовых технологий в тренировочный процесс, формирует знания по контролю спортивной подготовки как в годичном цикле, так и на этапах спортивного мастерства, что повышает эффективность соревновательной реализации мастерства в условиях международной конкуренции, ускоряет развитие вида спорта в соответствии с традициями отечественного спорта, вовлекая в него молодежь.
Литература
1. Корженевский, А.Н. Обоснование федеральных стандартов спортивной подготовки (на примере полиат-лона и пейнтбола) / А.П. Корженевский, Л.А. Калинкин,
B.Н. Морозов, и др. - В сборнике: Актуальные проблемы спортивной науки. - М. - 2017. - С. 130-146.
2. Скородумова, А.П. Методология научного обоснования Федеральных стандартов и программ спортивной подготовки спортсменов по различным видам спорта / М.А. Годик, А.П. Скородумова, А.П. Козловский, и др. - Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. -
C. 13-18.
3. Скородумова, А.П. Тесты для оценки физической подготовленности теннисистов 6-14 лет / А.П. Скородумова, О.В. Кузнецова, И.С. Баранов, и др. - В сборнике: Актуальные проблемы спортивной науки. - М., 2017. -С. 172-183.
4. Тарасова, Л.В. Анализ соревновательной подготовки в стрелковых видах спорта / Л.В. Тарасова, П.Ю. Тарасов // Теория и практика физической культуры, № 4. -2010. - С. 64-68.
5. Тарасова, Л.В. Динамика специальной работоспособности стрелков из лука на предсоревновательном этапа подготовки / Л.В. Тарасова, Ю.Н. Зубарев, П.Ю. Тарасов // XXVII Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 2017. - С. 526-528.
6. Арансон, М.В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М.В. Арансон, Л.Н. Овчаренко, Э.С. Озолин, Б.Н. Шус-тин // Вестник спортивной науки, 2016. - № 5. -С. 55-59.
References
1. Korzhenevsky, A.N., Kalinkin, L.A., Morozov, V.N., et al. (2017), Justification of the Federal standards for sports training (on the example of polyathlon and paintball), In: Actual'nie problemi sportivnoy nauki. Sbornik, Moscow, pp. 130-146.
2. Godik, M.A., Skorodumova, A.P., Kozlovsky, A.P., et al. (2015), Methodology of the scientific substantiation of the Federal standards and programs of sports training of athletes in various sports, Vestnik sportivnoy nauki, no. 3, pp. 13-18.
3. Skorodumova, A.P., Kuznetsova, O.V., Baranov, I.S., et al. (2017), Tests to assess the physical fitness of tennis players 6-14 years old, In: Actual'nie problemi sportivnoy nauki. Sbornik, Moscow, pp. 172-183.
4. Tarasova, L.V. and Tarasov, P.Yu. (2010), Analysis of competitive training in shooting sports, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 4, pp. 64-68.
5. Tarasova, L.V., Zubarev, Yu.N. and Tarasov, P.Yu. (2017), The dynamics of the special performance of the archers in the precompetition stage of training, In: XXVII International Scientific and Practical Conference on the Problems of Physical Education of Students "Man, Health, Physical Culture and Sports in a Changing World", Kolomna, pp. 526-528.
6. Aranson, M.V., Ovcharenko, L.N., Ozolin, E.S. and Shustin, B.N. (2016), Analysis of current trends in scientific research in elite sports, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 55-59.