ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА «ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ»
(11 АПРЕЛЯ 2014 г.)
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 4 (41). С. 57-59. УДК 340
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ПРАВА КАК КАТЕГОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
TRANSITIONAL PERIOD IN THE DEVELOPMENT OF LAW AS CATEGORY OF LEGAL SCIENCE
B. A. РЫБАКОВ (V. A. RYBAKOV)
Рассматривается понятие переходного периода и его особенности: неопределённость временных рамок, формирование нового правового мышления, активизация правотворчества и нестабильность законодательства.
Ключевые слова: переходный период; право; правотворчество; правовое мышление; правовая стабильность.
The article focuses of the concept transitional period and his particular: the uncertainty of the time, new legal thinking, activity of law-making, legal stability.
Key words: transitional period; law; lawmaking; legal thinking; legal stability.
Проблематика переходного периода не нова для советской и современной российской науки. Впервые данная тема стала актуальной в исследовании становления советского социалистического государства с 1917 по 1939 г., затем в период после Второй мировой войны, в конце 40-х - начале 50-х гг., в связи с опытом революционного перехода ряда стран Европы и Азии к так называемой народной демократии; далее - в 60-80-е гг. в условиях распада мировой колониальной системы и появления «государств социалистической и капиталистической ориентации» [1], наконец в 90-е гг. в связи с распадом Советского Союза.
В научной литературе под переходным периодом (типом, видом, состоянием) государства и права понимается определённое
состояние, возникающее у государства и права при переходе их от одного типа к другому [2]. Задачей государства и права в переходный период является опосредование смены общественно-политического строя на качественно новых началах. В отличие от государства и права «классических» типов (рабовладельческого, феодального и т. п.), они обладают своими особенностями, признаками. Какими именно? Общепризнанного их перечня в литературе нет. В немногочисленных публикациях, посвященных этой теме, допускаются противоречия, неточности и методологические ошибки. Ставя задачу исследования особенностей государства и права переходного периода, авторы часто говорят либо об обществе, либо о причинах (закономерностях) возникновения данного периода.
© Рыбаков В. А., 2014
57
В. А. Рыбаков
Об обществе пишет О. Н. Тарасов, утверждая, что наиболее существенной чертой переходных процессов является «беспрецедентная неоднозначность, разнонаправленность и неустойчивость протекающих процессов и событий, противоречивость тенденций и неясность закономерностей [3]».
В. П. Малахов к особенностям переходного периода относит: передел собственно-сти, рост преступности, перерождение людей, функционирующих в государственном аппарате и во властных структурах, администрирование общественной жизни [4]; А. К. Черненко - системность изменения общественных структур, изменение уровня жизни населения, разрушение старого и возникновение нового мировоззренческого видения данного процесса, изменение всего общественно-политического строя [5].
По мнению Е. Н. Мощелкова, особенности переходных явлений и процессов в настоящее время заключаются в том, что они имеют не локальный, а глобальный характер; предполагают новую модель взаимодействия человека и природы, выработку новых нравственных норм и т. п. [6].
О причинах переходного периода, а не его признаках говорят многие авторы. Особенно это заметно в работе А. В. Мазурова. Он полагает, что любое государство и право общества переходного периода возникает: в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ; в обществах, где имеется массовое неисполнение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти; в обществе, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике; в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения [7].
М. Н. Марченко указывает на то, что все государства и правовые системы переходных типов неизбежно связаны с резким изменением традиционных экономических связей, временным расстройством экономики; резким падением уровня жизни значительной части населения; временным ослаблением социальных и политических основ [8], соци-
ально-политических ценностей среди значительной части населения [9].
Есть работы, в которых исследуются особенности права в переходный период. Их немного. Л. С. Явич, например, применительно к советскому праву выделял такие особенности, как а) существование права какой-то период в правосознании и правоотношениях, б) направленность права на ликвидацию старых отношений, невозможность в полной степени выразить и закрепить интересы всего населения страны [10].
Н. С. Малеин к особенностям права переходного периода относит противостояние старого и нового законодательства и множественность законов [11]; А. К. Черненко -наличие вариантов дальнейшего развития правовой системы; стремление создать однотипную правовую систему на основе конституционного законодательства [12].
В первом случае признак существования права в правосознании не является универсальным, проявляется не во всех правовых системах, а невозможность выразить интересы всего общества присуща и классическим государствам и праву. Во втором и третьем -носит ограниченный характер, называются только две особенности.
В. П. Малахов особенностями права переходного периода считает повышенную динамичность права, разрыв формы и содержания, возрастание роли реформаторского (или революционного) правосознания, определённый разрыв правовой идеологии и юридической практики, рост правового нигилизма как в массовом, так и в профессиональном сознании, значительный рост принудительной (нередко доходящей до карательно-репрессивной, насильственной стадии) роли права и др. [13].
Анализ имеющихся работ по данной тематике позволяет выделить следующие особенности права переходного периода:
- неопределённость его временных рамок. В переходный период ни предписать, ни с точностью угадать размерность соответствующих отрезков развития заведомо нереально;
- формирование нового правового мышления. Меняется тип права и государства, соответственно меняется и его восприятие;
58
Переходный период в развитии права как категория юридической науки
- активизация правотворчества. Нормативная база России к 2006 г. включала в себя 1,5 млн нормативных правовых актов [14], страна занимает первое место по количеству законов и иных нормативно-правовых актов на 100 тыс. человек населения [15];
- нестабильность законодательства. Так, например, в 2005 г. было принято 68 таких («новых») законов (28,81 % от числа принятых), а также 165 законов о внесении изменений в действующие законы (69,92 %). Таким образом, более чем две трети принимаемых законов составили законы о внесении изменений в действующие законы, в 2006 г. впервые принятых федеральных законов было 73 (26,35 % от числа принятых), 192 (69,31 %) о внесении изменений в действующие законы [16];
- системообразующая роль политической функции права. Она связана с легализацией и легитимацией политических решений;
- противостояние старого и нового законодательства.
Конституционно-правовая динамика, как писал председатель Конституционного Суда РФ М. Баглай, у нас просто ошеломляющая [17]. Такого же мнения и зарубежные юристы. «Поражен тем, - говорит доктор права Герд Ленге, ФРГ, - насколько быстро развивается ваше законодательство. Если в Германии Гражданское Уложение разрабатывалось на протяжении двадцати лет, в России - лишь в течение последних двух» [18].
В 2004 г. из 226 подписанных законов только 20 были принципиально новыми, однако 8 из них в том же году дополнили поправками [19].
1. Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Го -сударство и право. - 1997. - № 1. - С. 4-11.
2. Проблемы теории государства и права / под ред. М. Н. Марченко. - М., 1999. - С. 109.
3. Тарасов O. Н. Государство и право в переходный период: роль в становлении новой экономии // Академический юридический журнал. - 2002. - № 2 (8) (апрель - июнь). - URL: http.://advo.irk.ru/110-gosudarstvo-i-pravo-v-perexodnyj -period.
4. Малахов В. П. Признаки права переходного периода // История государства и права. -2009. - № 8. - С. 3-6.
5. Черненко А. К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. - Новосибирск, 2004. - С. 13-14.
6. Мощелков Е. Н. Переходные процессы в России. - М., 1996. - С. 4-5.
7. Мазуров А. В. Правоведение. Краткий курс лекций. - М. : ЮРАЙТ, 2003. - С. 6.
8. Проблемы теории государства и права / под ред. проф. М. Н. Марченко. - М., 1999. -
С. 117.
9. Там же.
10. Явич Л. С. Право и социализм. - М., 1982. -
С. 66-67.
11. Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. - 1994. - № 6. - С. 23.
12. Черненко А. К. Указ. соч. - С. 13-14.
13. Малахов В. П. Указ. соч. - С. 4-5.
14. Поленина С. В., Гаврилов О. А., Колдаева Н. П., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. - 2006. - № 1. - С. 17.
15. КазанникА. И. Научная организация управленческого труда в государственных муниципальных учреждениях России. - Омск : Омский дом печати, 2004. - С. 247.
16. Шаклеин К. И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2008. -№ 9. - С. 4.
17. Баглай М. Конституция - рубашка на вырост // Российская газета. - 2003. - 3 окт.
18. Любашиц В. Сколько стоит буква закона? // Российская Федерация. - 1996. - № 19. - С. 9.
19. См.: Закатнова А. Робкая реформа. Судей застращают, право уточнят // Российская газета. - 2005. - 26 окт.
59