Научная статья на тему 'Переходный период досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов в России'

Переходный период досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
досудебное обжалование / контрольно-надзорные органы / решения контрольно-надзорных органов. / pre-trial appeal / control and supervisory authorities / decisions of control and supervisory authorities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куранов А.М.

Статья посвящена периоду, в который происходило апробирование системы досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов. В ней рассказывается о нормативно-правовой базе в России до и вовремя переходного периода. В переходный период были выявлены различные недочёты и слабые стороны досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, которые необходимо было регламентировать и создавать прочную нормативно-правовую базу для дальнейшего внедрения в правовое поле страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куранов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transitional period of pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities in Russia

The article is devoted to the period during which the system of pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities was tested. It describes the regulatory framework in Russia before and during the transition period. During the transition period, various shortcomings and weaknesses of the pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities were identified, which needed to be regulated and a solid regulatory framework created for further implementation into the legal field of the country.

Текст научной работы на тему «Переходный период досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов в России»

УДК 342.951:351.82

Куранов А.М. магистрант,

кафедра уголовно-правовых дисциплин, Ивановский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ», Иваново Kuranov A.M.

Master's Student, Department of Criminal Law Disciplines,

Ivanovo branch

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation",

Ivanovo

E-mail: mr.Kuranov.A@yandex.ru

Переходный период досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов

в России

Transitional period of pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities in

Russia

Аннотация: Статья посвящена периоду, в который происходило апробирование системы досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов. В ней рассказывается о нормативно-правовой базе в России до и вовремя переходного периода. В переходный период были выявлены различные недочёты и слабые стороны досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, которые необходимо было регламентировать и создавать прочную нормативно-правовую базу для дальнейшего внедрения в правовое поле страны.

Abstract: The article is devoted to the period during which the system of pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities was tested. It describes the regulatory framework

in Russia before and during the transition period. During the transition period, various shortcomings and weaknesses of the pre-trial appeal of decisions of control and supervisory authorities were identified, which needed to be regulated and a solid regulatory framework created for further implementation into the legal field of the country.

Ключевые слова: досудебное обжалование; контрольно-надзорные органы; решения контрольно-надзорных органов.

Keywords: pre-trial appeal; control and supervisory authorities; decisions of control and supervisory authorities.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) [2] не было предусмотрено оспаривание в суде актов проверки, в то же время вопрос о допустимости результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), рассматривался по заявлению заинтересованного лица в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу предъявления требований, выдачи предписаний или привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

В силу ч. 2 ст. 50 Конституции РФ [1] при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. На необходимость неукоснительного соблюдения приведенного конституционного требования указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [6].

Следовательно, согласно требованиям Закона №294-ФЗ в досудебном и (или) судебном порядке обжалованию подлежали: предписание об устранении нарушений; результаты проверки, оформленные в акте; действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа

муниципального контроля (в административном и (или) судебном порядке). Возможность направления возражений на акт проверки и предписание также закреплялась Законом №294-ФЗ, носила добровольный характер и могла быть реализована только в досудебном порядке.

В результате проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности были не только пересмотрены ранее действовавшие положения по досудебному обжалованию решений надзорного органа, но и предусмотрен переходный период реализации таких обновленных требований.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3] (далее Закон №248-ФЗ) общие правила оспаривания решений контрольно-надзорных органов вступали в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных его положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу, реализация некоторых закрепленных в нем положений началась заблаговременно в виде проведения эксперимента, регламентированного на подзаконном уровне.

Так, за несколько дней до принятия Закон № 248-ФЗ вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» [4] (далее Постановление № 1108).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1108 эксперимент по досудебному обжалованию на территории РФ планировалось провести с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г.

Целями эксперимента являлись создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок.

При этом подача жалобы контролируемым лицом осуществлялась в добровольном порядке посредством использования личного кабинета в

федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Во время проведения эксперимента возникла необходимость в пересмотре отдельных положений Постановления № 1108. В связи с чем в декабре 2020 г. в него были внесены изменения (на основании Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 № 2029, вступившего в силу с 14 декабря 2020 г.) [5].

Итак, Постановлением № 1108 определялись:

— участники эксперимента — уполномоченные органы исполнительной власти;

— виды федерального государственного надзора, в рамках которых осуществлялся эксперимент;

— цели и принципы эксперимента;

— предмет досудебного обжалования;

— требования к содержанию жалобы;

— виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы.

Позднее, указанное Положение о проведении эксперимента было

дополнено:

— увеличился перечень участников экспериментов;

— изменились требования к жалобе, в частности, помимо ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения надзорного органа, жалоба могла содержать ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

— появились положения о возможности предоставления дополнительной информации и документов, относящихся к предмету жалобы;

— помимо видов решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, появились основания в отказе по рассмотрению жалобы, при наличии которых (за исключением некоторых из них) исключается повторное обращение контролируемого лица с жалобой по тому же предмету;

— был определен срок, в течение которого контролируемое лицо могло обратиться с подобной жалобой — истечение 30 календарных дней со дня,

когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением случаев, когда нормативным правовым актом о виде федерального государственного контроля (надзора) установлен иной срок подачи жалобы). При этом истечение указанного срока являлось основанием для отказа в рассмотрении жалобы, если она не содержала ходатайства о восстановлении указанного срока.

В первоначальной редакции Постановления № 1108 участниками эксперимента становились следующие федеральные органы исполнительной власти: МЧС России, Росздравнадзор; Ростехнадзор. Позднее указанный перечень был значительно расширен с 3-х до 19-ти ведомств, в который помимо выше обозначенных также вошли: Минпромторг России; Росреестр; ФНС; Росаккредитация; Россельхознадзор; Росгидромет; Роспотребнадзор; Рособрнадзор; Росприроднадзор; Роскомнадзор; Ространснадзор; Росалкогольрегулирование; Роструд; ФССП; Росстандарт; Ростуризм.

Первоначально видами федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется эксперимент, являлись:

1) федеральный государственный пожарный надзор;

2) государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

3) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;

4) государственный контроль за обращением медицинских изделий;

5) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

6) федеральный государственный энергетический надзор;

7) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

В связи с расширением ведомств увеличился соответственно и перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых такой эксперимент осуществлялся.

В соответствии с Положением обязательному досудебному обжалованию подлежали:

— решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;

— предписания об устранении выявленных нарушений, выданных контролируемому лицу;

— меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ;

— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

По итогам рассмотрения жалобы орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, уполномочен был принять одно из следующих решений:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

— отменить решение контрольного (надзорного) органа полностью и принять новое решение;

— признать действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы являлись:

— подача жалобы по истечении 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением случаев, когда нормативным правовым актом о виде федерального государственного контроля (надзора) установлен иной срок подачи жалобы), и отсутствие ходатайства о восстановлении указанного срока;

— принятие решения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

— поступление заявления об отзыве жалобы;

— наличие решения суда по вопросам, поставленным в жалобе;

— если ранее в орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

— наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также членов его семьи;

— если ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой, при отсутствии новых доводов или обстоятельств;

— подача жалобы в орган, не уполномоченный на ее рассмотрение;

— если законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

Таким образом, эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, проводимый в период с 17.08.2020 по 30.06.2021 на основании Постановления № 1108 был своего рода репетицией в реализации тех законодательных требований, которые планировалось ввести в действие только через год. Проводимым экспериментом расширяется перечень обжалуемых решений: помимо предписания и действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа обжаловаться могли решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки и меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения. Вместе с тем, сама процедура досудебного обжалования в рамках эксперимента продолжала носить добровольный характер.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ: принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [ред. от 8 марта 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249.

3. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федер. закон от 26 дек. 2008 г. №294-ФЗ : принят Гос. Думой 22 июля 2020 г. : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. : [ред. от 6 дек. 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 31 (ч. 1). — Ст. 5007.

4. О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц : постановление Правительства Рос. Федерации от 24 июля 2020 г. № 1108 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 31 (ч.2). — Ст. 5186.

5. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 1108 : постановление Правительства Рос. Федерации от 5 дек. 2020 г. № 2029 // Официальный интернет-портал правовой информации : гос. система правовой информации. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/View/0001202012140044/ Дата обращения 04.07.2022.

6. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия : постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 31 окт. 1995 г. № 8 : [ред. от 3 марта 2015 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1996. — № 1. — С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.