УДК 34.07
Куранов А.М. магистрант,
кафедра уголовно-правовых дисциплин, Ивановский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ», Иваново Kuranov A.M. Master's Student, Department of Criminal Law Disciplines,
Ivanovo branch
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation",
Ivanovo
E-mail: mr.Kuranov.A@yandex.ru
Обжалование предписания Роспотребнадзора в досудебном и судебном порядке Appeal of the Rospotrebnadzor's order in pre-trial and judicial proceedings
Аннотация: Статья посвящена обжалованию предписания Роспотребнадзрра, как одного из распространённых форм реагирования на нарушение законодательства.
Abstract: The article is devoted to the appeal of one of the most common methods of responding to violations of legislation in the sphere controlled by Rospotrebnadzor, namely, the appeal of a non-normative legal act-prescription.
Ключевые слова: досудебное обжалование; контрольно-надзорные органы; предписание; Роспотребнадзор.
Keywords: pre-trial appeal; control and supervisory authorities; prescription; Rospotrebnadzor.
Для анализа самого процесса обжалования следует понять, что же такое предписание и почему Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор) его выдаёт? Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.
На основании ст. 10 и ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1] (далее Закон № 52-ФЗ) граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Если с выполнением требований санитарного законодательства, а так же постановлений всё понятно, то возвращаюсь к вопросу заданному в начале статьи следует пояснить, что предписания выдаются в соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ, из которой следует, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Помимо предписания об устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований могут выдаваться предписания: о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными
инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Существует определённый регламент, который регламентирует деятельность Роспотребнадзора и его территориальных органов, называется он Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства российской федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утверждённый Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 [4], (далее Административный регламент). В соответствии со ст. 1 Административного регламента — Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Поэтому выдача предписаний, выдаваемых должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов, происходит в соответствии со ст. 70 Административного регламента, предписание об устранении выявленных нарушений выдаётся должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений. В ст. 70 Административного регламента содержаться информация, которая должна быть непосредственно указана в постановлении и в соответствии с этой статьёй предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к
акту проверки и направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки.
Как было отмечено выше предписание обязательно к исполнению, а, следовательно, законодательством РФ определена административная ответственность за неповиновение законного требования должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и за выявления нарушения санитарного законодательства и невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений санитарного законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Согласно п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 82 Административного регламента лицо, в отношении которого осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия, в случае несогласия с выданным предписанием вправе оспорить его в органе Роспотребнадзора, проводившего проверку. Срок оспаривания является 15 дней с момента получения акта проверки, возражения на само предписание или его определённые пункты, подаются в письменной форме.
Необходимо отметить, что предписание Роспотребнадзора по мимо оспаривания в самом органе, так же может быть оспорена в судебном порядке, так как оно документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление, которое содержит обязательное предписание по конкретному вопросу, которое обращено к конкретному лицу и направленно на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, следовательно, оно относится к ненормативным правовым актам.
Со вступлением в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации» [2] (далее — Закон № 248-ФЗ) судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности и досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Закона № 248-ФЗ.
Помимо Закона № 248-ФЗ, порядок досудебного обжалования регулируется 5 главой Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей» [3] (далее — Постановление № 1005). Подобные положения в Постановление № 1005 необходимы, так как реализация досудебного этапа будет проходить в самой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и поэтому порядок должен быть регламентирован.
В соответствии с п. 42 Постановления № 1005 контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
До 01 июля 2021, то есть до момента вступления в силу Закона № 248-ФЗ, предписание могло быть обжаловано в течение трёх месяцев, с момента выдачи лицу, в Арбитражном суде. Исполнение выданного предписания приостанавливается Арбитражным судом на время судебного процесса и может быть возобновлено только после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Анализируя позицию судов по обжалованию предписания Роспотребнадзора можно так же прийти к выводу, что предписание — это властно-распорядительный акт, вынесенный уполномоченными органами в
рамках имеющихся полномочий, связанных с контролем деятельности поднадзорных организаций, который может быть обжалован в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ). В подтверждение выше указанного следует привести Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.04.2019 № 307-КГ18-22209 по делу № А26-12509/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2019 № Ф07-5499/2019 по делу № А26-10517/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 12.11.2019 № 307-ЭС19-20232 отказано в передаче дела № А26-10517/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления).
Следовательно, при обжаловании предписаний Роспотребнадзора необходимо обратить внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 189 АПК РФ заявление по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное. Одновременно с этим глава 24 АПК РФ, которая регулирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в то же время особый порядок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействий) органов, которые осуществляют публичные полномочия, незаконными, не предусматривает.
Исходя из этого дела об оспаривании предписаний Роспотребнадзора, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, а именно в соответствии со ст. 197 АПК РФ.
Так как нами было установлено, что предписание Роспотребнадзора является ненормативным правовым актом, следовательно, при подаче заявления о признании предписания Роспотребнадзора недействительным, а решение самого Роспотребнадзора незаконным, необходимо руководствоваться положениями ст. 199 АПК РФ. Стоит обратить внимание, что хоть и предписание и является ненормативным правовым актом, форма, содержание заявления, перечень документов, необходимых для подачи заявления и т.д., так же регламентируются АПК РФ (Раздел 2. Производство в арбитражном суде Первой инстанции. Исковое производство)
Необходимо отметить, что лицо, обжалующие предписание, имеет право представить в суд ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого предписания.
Практика Арбитражных судов нам говорит, что решения могут быть совершенно разными и всё зависит от рассматриваемого случая. При отказе в удовлетворении заявления об оспаривании предписания, суд своим решением подтверждает наличие определённых оснований таких как: что предписание соответствует законодательству РФ; выявление оснований для привлечения к административной ответственности; применение мер ответственности в соответствии с законодательством РФ. При удовлетворении заявления об оспаривании предписания, то есть признания его обоснованным, оспариваемое предписание признаётся незаконным и подлежит полной или частичной отмене, так же предписание может быть изменено в определённой части.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что у лица в отношении которого Роспотребнадзор выдал предписание, имеется две возможности оспорить данное решение, что увеличивает его шанс на защиту собственных интересов и конституционных прав. Досудебное обжалование достаточно молодой вид защиты своих интересов, но довольно перспективный и менее затратный. На наш взгляд, необходимо время, чтобы досудебный порядок обжалования плотно внедрился в наше с вами общество.
Список литературы
1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федер. Закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ : принят Гос. Думой 12 марта 1999 г. : одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г. : [ред. от 2 июля 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 14. — Ст. 1650
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федер. Закон от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ : принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [ред. от 8 марта 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249.
3. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей : постановление Правительства Рос. Федерации от 25 июня 2021 г. № 1105 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 27 (ч.2). — Ст. 5392.
4. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров : приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 : [ред. от 5 апр. 2017 г.]. // Российская газета. — 2012. — 19 сент. (№ 215). — С. 3.