Научная статья на тему 'Переход на УСН: условия и лимиты'

Переход на УСН: условия и лимиты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН) / SIMPLIFIED TAX SYSTEM (STS) / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ЛИМИТЫ ДОХОДОВ / УВЕДОМЛЕНИЕ / TAXPAYERS / INCOME LIMITS / NOTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зацаринная Е. И., Железная Е. В.

В статье рассмотрено понятие одного из пяти действующих в РФ специальных налоговых режимов упрощенной системы налогообложения, критерии для перехода на УСН в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION TO THE SIMPLIFIED TAX SISTEM: CONDITIONS AND INCOME LIMITS

In the article the conception of one of the five special tax regimes in force is considered as the Simplified Taxation System and the criteria for the transition to the STS in 2015.

Текст научной работы на тему «Переход на УСН: условия и лимиты»

Однако единых процедур проведения налогового аудита не существует, данная методика носит рекомендательный характер. Несмотря на единство налоговой системы России, каждый экономический субъект обладает своими особенностями в части исчисления и уплаты налогов, вследствие чего возникают нарушения и ошибки, выявить которые и является задачей аудитора. Каждая аудиторская организация разрабатывает собственную методику на основании практического опыта и безупречного знания нормативных актов.

Специфика деятельности аудитора состоит в том, что в каждом конкретном случае договор и задание к нему будут различны. В связи с этим каждый раз будут разрабатываться оригинальные методики, подбираться приемы и процедуры.

На практике налоговый аудит по методу проведения достаточно схож с проверкой, проводимой налоговыми органами.

Решение аудиторской фирмы может иметь большое значение для банка в области расширения его значимости в деловых кругах, усиления внимания и доверия к проводимым им операциям, потенциального увеличения числа клиентов. Выданное аудиторское заключение служит гарантом достоверности представленных кредитной организацией отчетных данных.

Важнейшим условием эффективности проведения налогового аудита служит его своевременность. Данное условие необходимо соблюдать не только по причине выявления недоимок до начала срока предоставления деклараций, но и для зачета излишне уплаченных сумм в случае выявления переплат. [3]

Аудиторские фирмы все глубже проникают в банковскую систему, что выражается не только в проведении обязательных проверок, но и в осуществлении консалтинговых услуг. Сегмент данного вида услуг на российском рынке в данный момент является наиболее востребованным. Исторически сложилось, что в России основополагающим принципом построения многих общественных отношений, в том числе и отношений в области налогового права, считается принцип властности. Практика взаимодействия публичных и частных интересов в налоговой сфере показывает, что отношения между налоговым органом и налогоплательщиком нередко можно назвать враждебными.

Для создания партнерской модели взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений необходимо формирование результативных институтов взаимодействия государства и частного сектора в России. Это является одним из важнейших условий создания эффективной экономической политики, повышения конкурентоспособности страны, роста инвестиционной и инновационной инициативности, а также развития социальной инфраструктуры.

Многие аудиторские компании предлагают широкий пакет услуг, в том числе услуги по налоговому консалтингу. Налоговый орган и налогоплательщик, находясь в конфронтации, в определенной степени противодействуют друг другу. В этом ключе налогового консультанта можно назвать парламентером, который оптимизирует ведение налогового учета хозяйствующего субъекта, избавляя его от достаточно громоздких процедур.

Постоянное внесение дополнений и изменений в налоговое законодательство, неоднозначность толкования некоторых статей Налогового кодекса, многовариантность ведения налогового учета, появление новых форм ведения бизнеса нередко приводят к появлению разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами. Данные разногласия часто рассматриваются в суде, кроме того, они составляют достаточно многочисленную категорию дел, рассматриваемых арбитражными судами, что сводится к таким негативным последствиям, как значительные денежные затраты и достаточно длительный период разрешения споров. Это, бесспорно, затрудняет работу судебных органов, не обеспечивая в полной мере преодоления существующих споров, возникающих между налоговым ведомством и налогоплательщиками. Таким образом, проведение налогового аудита также позволяет достичь таких положительных результатов как экономия на судебных расходах, как со стороны государства, так и со стороны частного лица и снижение нагрузки на арбитражные суды. [2]

Налоговая политика и степень развития налоговых правоотношений являются важными факторами для оценки развития экономики любого государства. В связи с этим правильность исчисления и уплаты налогов становится одной из важнейших функций любого налогоплательщика. Налоговый аудит в данном ключе служит средством, позволяющим снизить риск налоговой ответственности. Поэтому выделение налогового аудита в самостоятельное направление аудиторской деятельности обоснованно и целесообразно, а залогом повышения качества налогового аудита является разработка отраслевых методик его проведения.

Необходимо отметить, что налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими нормативными документами. Не урегулирован ряд существенных вопросов, определяющих технологию налогового аудита, отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита, отсутствуют методические разработки по организации и проведению налогового аудита. Все это придает достаточную актуальность разработке правовых, методологических и методических основ налогового аудита.

Литература

1. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» : одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1.

2. Зыбин А.Я. Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансовое право. - 2012. - № 4. -С.270-271.

3. Василенко А.А. Характеристика специфических аудиторских процедур // Экономические науки. - 2013. - №4. - С. 11811184.

References

1. Technique of audit activity "Tax audit and other related services in tax matters. Communication with tax authorities ": approved by the Audit Commission under the President of the Russian Federation July 11, 2000, Minutes N 1.

2. Zybin A.Ja. Improving the system of tax administration in Russia // Financial Law. - 2012. - № 4. - P. 270-271.

3. Vasilenko A.A. Characteristic of specific audit procedures // Economics. - 2013. - №4. - P. 1181-1184.

Зацаринная Е.И1 Железная Е.В.2

1,2Кандидат экономических наук, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО ДГАУ в г. Зернограде;

ПЕРЕХОД НА УСН: УСЛОВИЯ И ЛИМИТЫ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие одного из пяти действующих в РФ специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения, критерии для перехода на УСН в 2015 году.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения (УСН), налогоплательщики, лимиты доходов, уведомление.

ZatsarinMya E.11, Zheleznaya E.V.2

1,2Candidate of economic sciences, Azov-Black Sea Engineering Institute FSBEI HPO DGAU in Zernograd

THE TRANSITION TO THE SIMPLIFIED TAX SISTEM: CONDITIONS AND INCOME LIMITS

Abstract

In the article the conception of one of the five special tax regimes in force is considered as the Simplified Taxation System and the criteria for the transition to the STS in 2015.

Keywords: simplified tax system (STS), the taxpayers, income limits, notification.

Упрощенная система налогообложения - один из пяти действующих в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ), который ориентирован на малый бизнес и нацелен на то, чтобы упростить расчет и уплату налогов в предпринимательской деятельности.

22

Упрощенная система налогообложения (УСН) регулируется гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями на добровольной основе [1].

О переходе на УСН с 2015 года следует не позднее 31 декабря текущего в инспекцию по месту учета необходимо подать уведомление по форме № 26.2-1 (утв. приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829).

Уведомление можно отправить в электронном формате по ТКС. Формат уведомления утвержден приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/878@. Уведомление о переходе на УСНО подается в 2-х экземплярах.

Опоздание с уведомлением лишает компанию права на применение упрощении. Перейти на упрощенку можно только один раз в год.

Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения должен подписать руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Подпись заверяется печатью организации или предпринимателя.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика-«упрощенца» превысят определенный лимит, он лишится права на применение УСН. Для целей определения лимита учитываются доходы, фактически поступившие налогоплательщику за отчетный (налоговый) период [2].

Для перехода на УСН в 2015 году и работы на УСН для предпринимателей действуют следующие лимиты доходов (табл. 1):

1) для применения УСН;

2) для перехода на УСН.

Таблица 1 - Критерии для перехода на УСН в 2015 году

Показатель Предельное значение показателя, при котором организация может перейти на УСН с 2015 года

Сумма доходов, для того чтобы с 2015-го перейти на упрощенку Полученные за девять месяцев 2014 года доходы с учетом коэффициента-дефлятора не должны превышать 48 015 000 руб. (45 000 000 руб. х 1,067). Но это ограничение действует только для компаний. Предприниматели имеют право перейти на упрощенку вне зависимости от величины доходов за девять месяцев 2014 года.

Лимит доходов в 2015 году Для применения упрощенки доходы в 2015 году не должны превышать 60 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора. В 2014 году этот предел составляет 64 020 000 руб. (60 000 000 руб. х 1,067). Но на 2015 год коэффициент-дефлятор еще не установили [3]. В период применения упрощенки соблюдать лимит доходов должны не только компании, но и предприниматели

Превышение лимита доходов Как только доходы налогоплательщика превысят допустимое значение, он утрачивает право на применение упрощенки. В таком случае необходимо будет пересчитать все налоги по общей системе налогообложения. Причем с начала того квартала, в котором утрачено право на спецрежим

Стоимость основных средств для перехода на упрощенный режим Остаточная стоимость основных средств на 31 декабря 2014 года должна составить максимум 100 млн руб. Ограничение действует только для компаний. Предприниматели должны соблюдать это ограничение только в период применения спецрежима. В уведомлении нужно привести остаточную стоимость по данным на 1 октября 2014 года. Она может быть и больше 100 млн руб.

Средняя численность работников за 9 месяцев 2014 года Переход на УСН с 2015 года возможен для организаций, у которой средняя численность работников по итогам 9 месяцев 2014 года не превышает 100 человек.

Доля уставного капитала, принадлежащая другим юридическим лицам на дату подачи заявления о переходе на УСН В уставном капитале допускается 25 процентов участия других компаний, если они не перечислены в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ

Наличие филиалов и представительств по состоянию на дату подачи заявления о переходе на УСН Не должно быть филиалов и представительств

Для перехода на УСН предприниматели ИП лимиты не применяют, эти лимиты введены только для организаций. Соответственно для ИП есть только лимиты для применения УСН.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения [1]:

• организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

• банки;

• страховщики;

• негосударственные пенсионные фонды;

• инвестиционные фонды;

• профессиональные участники рынка ценных бумаг;

• ломбарды;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

• частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

• организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

23

• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

• организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

- на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда -не менее 25 процентов, на некоммерческие организации;

- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

- бюджетные учреждения;

- иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Переход на упрощенную систему налогообложения невозможен и в том случае, если налогоплательщик переведен на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

УСН не имеют права использовать организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному из видов предпринимательской деятельности, могут смело применять упрощенную систему налогообложения в отношении других видов своей деятельности (п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Среднюю численность работников и остаточную стоимость имущества при этом необходимо определять исходя из всех видов осуществляемой деятельности.

Переход на УСН с ЕНВД осуществляется с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК).

Чтобы осуществить переход с ЕНВД на УСН, необходимо сделать следующее.

- не позднее 31 декабря 2014 года направить в ИФНС уведомление о переходе на УСН с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления № 26.2-1 утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

- представить в ИФНС заявление о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход. Сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней со дня перехода на УСН (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). То есть крайний срок для подачи заявления — 16 января 2015 года, поскольку с 5 по 11 января — выходные и нерабочие праздничные дни. Заявление подается по форме № ЕНВД-3 (№ ЕНВД-4 — для предпринимателей), утвержденной приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@.

Таблица 2 - Сроки подачи уведомлений и начала деятельности по УСН

Кто переходит на УСН Переход на УСН Документы в ИФНС

Вновь созданная организация (в т.ч. в результате реорганизации) Со дня государственной регистрации организации В течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, указанной в свидетельстве о постановке на учет, надо подать уведомление о переходе на УСН, в котором указан выбранный объект налогообложения (п. 2 ст. 346.13 НК РФ)

Организация, применявшая ОСН С начала нового календарного года Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого организация собирается применять УСН, надо подать уведомление о переходе на УСН, в котором указаны следующие сведения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ): - выбранный объект налогообложения; - бухгалтерская остаточная стоимость ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ, на 1 октября текущего года; - сумма доходов, полученных организацией за 9 месяцев текущего года

Организация, прекратившая деятельность, по которой уплачивался ЕНВД, и собирающаяся начать новую деятельность С 1 числа месяца, в котором прекращена деятельность, по которой уплачивался ЕНВД 1. В течение пяти рабочих дней со дня прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, надо подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ) . 2. В течение 30 календарных дней со дня прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, указанной в заявлении о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД, в ИФНС надо подать уведомление о переходе на УСН, в котором указан выбранный объект налогообложения (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Организация, ведущая деятельность, по которой уплачивается ЕНВД С начала нового календарного года 1. Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого организация собирается применять УСН, надо подать уведомление о переходе на УСН, в котором указаны следующие сведения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ) : - выбранный объект налогообложения; -бухгалтерская остаточная стоимость ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ, на 1 октября текущего года; - сумма доходов, полученных организацией за 9 месяцев текущего года.

2. В течение первых пяти рабочих дней года, с которого организация применяет УСН, надо подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ)

24

Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. Налоговая инспекция не обязана направлять какие-либо документы, подтверждающие переход организации на УСН. Однако можно обратиться в ИФНС с просьбой о предоставлении письменного подтверждения применения УСН [4].

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): от 05.08.2000, № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000; в ред. от

04.11.2014г.КонсультантПлюс. www.consultant.r.

2. УСН: о порядке применении упрощенной системы налогообложения: письмо Минфина РФ от 01.07.2013 №03-11-06/2/24984. КонсультантПлюс. www.consultant.r.

3. Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год: приказ Минэкономразвития от 07.11.1213г. №652.

4. Перегуда Е.С. Обоснование системы налогообложения индивидуального предпринимателя в условиях изменения налогового законодательства// Вестник аграрной науки Дона. - №1.- 2014.

References

1. Nalogovyj kodeks RF (chast' vtoraja): ot 05.08.2000, № 117-FZ, prinjat GD FS RF 19.07.2000; v red. ot

04.11.2014g.Konsul'tantPljus. www.consultant.r.

2. USN: o porjadke primenenii uproshhennoj sistemy nalogooblozhenija: pis'mo Minfina RF ot 01.07.2013 №03-11-06/2/24984. Konsul'tantPljus. www.consultant.r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ob ustanovlenii kojefficientov-defljatorov na 2014 god: prikaz Minjekonomrazvitija ot 07.11.1213g. №652.

4. Pereguda E.S. Obosnovanie sistemy nalogooblozhenija individual'nogo predprinimatelja v uslovijah izmenenija nalogovogo zakonodatel'stva// Vestnik agrarnoj nauki Dona. - №1.- 2014.

Зацаринная Е.И

Кандидат экономических наук, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО ДГАУ в г. Зернограде НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ЕНВД

Аннотация

В статье рассмотрены изменения в налогообложении внесенные Федеральным законом от 02.04.2014 г. №52-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, касающиеся уплаты налога на имущество на ЕНВД. В частности о введении налога с кадастровой стоимости недвижимости.

Ключевые слова: налогообложение, малый бизнес, единый налог на вмененный доход (ЕНВД), кадастровая стоимость.

Zatsarinnyi E.I

Candidate of economic sciences, Azov-Black Sea Engineering Institute FSBEI HPO DGAU in Zernograd

Abstract

The article describes the changes in taxation introduced by the Federal Law of 04.02.2014 №52-FZ of the Russian Tax Code, relating to the payment ofproperty tax on UTII. In particular the introduction of the tax on the cadastral value of the property.

Keywords: taxation, small business, single tax on imputed income (UTII), cadastral value.

Режимы налогообложения для малого бизнеса в России условно можно разделить на два типа:

• общая система налогообложения (ОСНО);

• специальные режимы (УСН, ЕНВД, патентная система налогообложения и ЕСХН).

Каждая из систем оказывает свое весьма отличающееся от других влияние на организацию бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта. Уплата ЕНВД освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов. Их перечень установлен п. 4 ст. 346.26 Кодекса и приведен в таблице 1. Вместо них уплачивается один - единый налог (абз. 1 - 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ) [ 5].

Таблица 1 - Перечень налогов, не уплачиваемых при применении ЕНВД

№ Организации Индивидуальные предприниматели

1 налог на прибыль в части прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД налог на доходы физических лиц в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД

2 налог на добавленную стоимость в отношении операций, являющихся объектами обложения НДС, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД

3 налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД

С 1 июля 2014 г. организации, применяющие ЕНВД, обязаны уплачивать налог с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется, как кадастровая стоимость представлен в таблице

2.

Перечень имущества, не признаваемого объектом обложения налогом на имущество, приведен в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости, власти субъекта РФ должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Необходимо принять региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать) перечень объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. 25

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.