Научная статья на тему 'Переход на уплату страховых взносов: первые результаты работы в новом формате'

Переход на уплату страховых взносов: первые результаты работы в новом формате Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное страхование / юридические лица / физические лица / страховые взносы / доходы (поступления) / тариф

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Б.Э.

В статье отражен переход юридических и физических лиц на уплату страховых взносоввместо уплаты единого социального налога. Создана прямая зависимость величины заработка, с которогоуплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, а для работодателей – установлены единыеправила уплаты страховых взносов. Представлены оперативные результаты работы регионального отделенияв новом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход на уплату страховых взносов: первые результаты работы в новом формате»

Таким образом, в условиях известной жесткости, имеющихся плюсов и минусов 131-ФЗ, животрепещущий вопрос о возможностях и перспективах наращения доходной базы муниципальных образований может решаться только через системную, программируемую по целям, отладку управленческих взаимодействий региональных и местных центров по росту конкурентоспособности территорий на основе разработки общих, взаимоувязанных Стратегий социально-экономического развития.

1. См. : Глазычев В.Л. Политическая экономия города: учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. М. Дело. 2009. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Иванченко. М. 2004. С. 42. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. www.munizipalitet.ru.

2. См.: Бухвальд Е.М. Реформирование муниципальной собственности // Муниципальная реформа в Российской Федерации. М. 2010. Гл. 12. С. 329-347. И. Дроботенко. Муниципальная реформа в России: проблема взаимоотношений уровней власти // Власть, N° 4. 2010. с. 43-46.

3. См.: Аникина М.В. Перераспределение собственности как специфический способ формирования муниципальной собственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. №6. C. 6-13. Бухвальд Е.М. Реформирование муниципальной собственности // Муниципальная реформа в Российской Федерации. М. 2010. Гл. 12. С. 329-347. Стародубровская И.В. Проблемы сельского развития в условиях муниципальной реформы в России / Стародубровская И., Миронова Н. - М.: Ин-т Гайдара. 2010. 116 с. ил. (Научные труды / Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара. № 41Р). ISBN 978-5-93255-294-0.

МИХАЙЛОВ Б.Э.

ПЕРЕХОД НА УПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ:

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ

Аннотация: В статье отражен переход юридических и физических лиц на уплату страховых взносов вместо уплаты единого социального налога. Создана прямая зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, а для работодателей - установлены единые правила уплаты страховых взносов. Представлены оперативные результаты работы регионального отделения в новом формате.

Ключевые слова: социальное страхование, юридические лица, физические лица, страховые взносы, доходы (поступления), тариф.

Формирование в последние годы новой социально-экономической и политической системы потребовало перестройки всего комплекса социальных отношений, включая построение принципиально иной модели социальной защиты населения. Справедливости ради надо отметить, что в целом действующая социальная страховая система работает и выполняет поставленные задачи, ее нынешнее состояние и эффективность требуют переоценки. В последнее время все отчетливее становилась видна необходимость осуществления серьезной модернизации системы обязательного социального страхования. Результатом этого стало решение о восстановлении, начиная с 2010 г., страховых принципов в системе обязательного социального страхования.

Как уже известно, в 2009 г. принят ФЗ № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Принятый закон позволил начать полноценную реализацию принципов социального страхования. Особое значение это приобретает в сложившихся экономических условиях, так как позволяет более четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства.

Для работающих граждан это важно тем, что создается прямая зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, и размера получаемых пособий для работодателей - тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов, для Фонда социального страхования РФ - тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда, и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего, за счет федерального бюджета.

Как известно, с 2010 г. отменен единый социальный налог (ЕСН) взамен него введены страховые взносы на обязательное социальное страхование. Система обязательного социального страхования постепенно перешла по-настоящему на страховые принципы.

Во-первых, теперь законодательно четко определены страховые случаи, по которым будет осуществляться возмещение работнику утраченного заработка. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих работников в наш Фонд, будут выплачиваться пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в случае смерти. Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника. В 2013 г. это 568 000 рублей в год. Таким образом, устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса.

Кроме того, начиная с 2010 г. Фонд осуществляет функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Фонд такие функции исполняет и сейчас). Принятыми законами предусмотрены и внесены целый комплекс изменений в действующее законодательство об обязательном социальном страховании, в том числе об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С момента принятия вышеуказанного федерального закона региональное отделение Фонда социального страхования провело серьезную подготовительную и кропотливую работу по переходу с действующей системы социального страхования на вновь принимаемые нормы по уплате единых страховых взносов. Специалисты отделения неоднократно проводили рабочие совещания с непосредственным участием самих страхователей, посвященные принятию нового законодательства, организовывали подобные встречи во всех районных муниципальных образованиях республики, а также принимали участие в прямых эфирах местного телевидения, на радио и выступали на страницах республиканских газет по разъяснению положений изменений в законодательстве, подлежащих применению с 1 января 2010 г. в связи с переходом на уплату страховых взносов.

Что касается работы регионального отделения по учету страховых взносов за 2012 г., то отделение Фонда в полном объеме выполняет возложенные на отделение обязанности по финансированию всех текущих социальных расходов. По итогам оперативного мониторинга и проведенного анализа за указанный период поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили свыше 79,9 млн. руб., что составляет 119,6% поступлений за аналогичный период прошлого года. Это объясняется тем, что у плательщиков-страхователей за анализируемый период произошло увеличение начислений по заработной плате, а также повышением собираемости страховых взносов.

Хотим обратить особое внимание всех страхователей, что в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ страхователи обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование и своевременно перечислять все обязательные платежи в Фонд. Необходимо понимать каждому страхователю, независимо от формы собственности, что выплата социальных пособий застрахованным гражданам напрямую зависит от поступлений страховых взносов от работодателей, так как от этого зависит материальное и моральное благополучие всех сограждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Но, несмотря на достаточно хорошие показатели деятельности нашего регионального отделения и работы со страхователями, существуют ряд страхователей, которые не уплачивают или уплачивают не в полном объеме страховые взносы.

Что касается страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (так называемый «травматизм»), за 2012 г. поступления составили более 40,9 млн. руб., что составляет 85,2% поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как видно по этим цифрам, прослеживается тенденция небольшого снижения поступлений по данному виду страховых взносов.

Но, как и в случае поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в республике существуют такие страхователи, имеющие задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В настоящее время отделением Фонда в рамках действующего законодательства ведется активная работа по погашению имеющейся задолженности по страховым взносам.

Как видим, Фонду социального страхования и, в частности, нашему региональному отделению предстоит еще большая работа по переходу действующей системы социального страхования на вновь принимаемые нормы по уплате страховых взносов, а также по повышению собираемости поступлений. Можно сказать, что

фактически региональное отделение перешло на индивидуальную работу со страхователями. Реализация принятых норм позволит перейти к исполнению полноценных принципов социального страхования и будет направлена на значительное повышение социальной защищенности работников.

БЮРЧИЕВА А.А., УБУШИЕВА АН.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ЭЛИСТА)

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы организации городского транспортного обслуживания населения. Предлагается модель частно-муниципального партнерства в целях эффективной организации работы общественного пассажирского транспорта.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, ГЛОНАСС, частно-муниципальное партнерство, общественный пассажирский транспорт.

Эффективная и надежная работа пассажирского транспорта является важнейшим фактором социальнополитической и экономической стабильности города. Городской пассажирский транспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики города и способствует увеличению свободного времени людей, предоставляя им возможность пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Высокий уровень социальной значимости транспортного обслуживания населения городов, жизнеобеспечивающий характер услуг городского пассажирского транспорта, а также сложная тарифная политика определяют необходимость управления и регулирования организации транспортного обслуживания населения.

Регулирование транспортного обслуживания населения - это создание правомочными внешними и внутренними структурами комплекса условий формирования адекватных социально-экономических отношений для обеспечения целенаправленного развития системы, имеющей высокую социальную значимость [10, с. 100].

Следует отметить, что на сегодняшний момент в российских регионах применяются следующие модели функционирования городского пассажирского транспорта.

1. Транспортное обслуживание населения осуществляется муниципальным унитарным предприятием.

2. Заключение органом местного самоуправления договора о предоставлении услуг по транспортному обслуживанию населения муниципального образования с региональной транспортной компанией либо муниципальным предприятием районного уровня.

3. Транспортное обслуживание населения предприятиями частной формы собственности (в последние годы данная модель является одной из важнейших для развития городского пассажирского транспорта в субъектах РФ).

4. Создание «пула» заказчиков на услуги по транспортному обслуживанию населения из органов местного самоуправления нескольких муниципальных образований и заключение соответствующего договора с пассажирским перевозчиком - межмуниципальным хозяйственным обществом либо частным перевозчиком.

В настоящий период в г. Элисте - столице Республики Калмыкия применяется третья из вышеуказанных моделей: организация транспортного обслуживания населения осуществляется силами 213 автомашин индивидуальных предпринимателей на 18 автобусных маршрутах [7, с. 10].

Г. Элиста, с населением более 100 тыс. чел., является важнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Республики Калмыкия. Поэтому организация транспортного обслуживания населения занимает ключевые позиции в транспортной системе всей республики. На территории города отсутствуют такие современные виды транспорта, как трамваи, троллейбусы, метро. Единственным средством передвижения для населения города является автотранспорт. На сегодняшний день в столице действуют городские и междугородние пассажирские автотранспортные маршруты общего пользования по двум основным направлениям: 1) пригородное и междугородное автобусное сообщение; 2) внутригородское автобусное сообщение.

С 2006 г. на рынке пассажирских перевозок в г. Элисте отсутствует муниципальный транспорт общего пользования. До этого времени на рынке действовал хозяйствующий субъект - ООО «Автоколонна 1720»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.