Научная статья на тему 'Переход на ФГОС нового поколения'

Переход на ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход на ФГОС нового поколения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ПЕРЕХОД НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

А. В. Боярский, канд. с.-х. наук, зам.дир. по УПР ГОУ НПО ПЛ № 79

Несмотря на то, что переход на стандарты нового поколения не был громом среди ясного неба, сам процесс вызвал определенные трудности и поднял ряд проблем. Одна из первых и главных трудностей, с которой столкнулся коллектив профессионального лицея, отсутствие примерных программ по профессиям. Иная структура, иное построение программы общепрофессиональных дисциплин, появление профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, сокращение общего бюджета времени на освоение профессиональной образовательной программы вызывало больше вопросов, чем ответов. В большинстве своем преподаватели и мастера производственного обучения оказались не готовы с нуля разрабатывать программы в первую очередь профессиональных модулей, да их, собственно говоря, к этому никто и не готовил. И здесь хочется поблагодарить КРИРПО, который своевременно организовал курсы разработчиков и экспертов основных профессиональных образовательных программ. От нашего учебного заведения два человека проходили обучение в сентябре-октябре 2010 года, что во многом помогло решать текущие проблемы перехода на ФГОС.

Первое, за что взялись в ОУ, была разработка программ общепрофессиональных дисциплин и модулей ОПОП по профессиям, которые не разрабатывались на региональном уровне: мастер сельскохозяйственного производства и социальный работник. Отсутствие четких ориентиров по объему времени, выделяемому на освоение конкретных дисциплин и модулей, общее сокращение бюджета времени на освоение программы вызвало бурные споры, сколько конкретно часов выделять на тот или иной модуль, ту или иную дисциплину. Ведь кратное сокращение не всегда оправдано, да и отсутствие целого ряда дисциплин в новых стандартах вызывало определенные вопросы, как и то, на какие цели использовать вариативную часть циклов ОПОП. После решения этой проблемы организовали несколько методических совещаний с преподавателями по вопросу разработки ОПОП и взялись за работу. Вот тут и стали возникать вопросы в первую очередь состыковки нескольких дисциплин по ГОС в междисциплинарном курсе

профессионального модуля по ФГОС. Если в профессиях, предусматривающих срок освоения

2 года 5 месяцев, этот момент решался безболезненно, то по профессии мастер сельскохозяйственного производства со сроком освоения

3 года 5 месяцев пошли накладки.

После разработки ОПОП по профессиям в первом приближении, приступили к их состыковке с общеобразовательной подготовкой. И по ней с опозданием на год в нашем ОУ также предстоит переход на ФГОС среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах образовательных программ начального профессионального образования. Тут же выяснилось, что выделяемый объем времени на общеобразовательную подготовку (2052 часа) используется не полностью, федеральный компонент предусматривает 1656 часов, оставшееся время ОУ согласно рекомендациям может использовать как на углубление общеобразовательной подготовки, так и на формирование профессиональных компетенций. Мы пошли путем увеличения профессиональной составляющей и имеющейся резерв времени направили на увеличение времени на освоение МДК профессиональных модулей. Таким образом, пришлось перекраивать бюджет времени, а вместе с ним и программы второй раз.

Если РУП в первом приближении разработан и можно, казалось, вздохнуть с облегчением от этой изнуряющей гонки, то наличие вопросов, на которые не найдены ответы, кажется только увеличилось. При сокращении срока обучения, выпуск состоится в конце января, - начале февраля месяца, каким образом задействовать в этом случаем мастеров производственного обучения, да и частично преподавателей спеццикла оставшиеся 5 месяцев. Каким образом составлять расписание для МДК, которые ведут несколько преподавателей. Подобный вопрос возникает и по общеобразовательной подготовке (естествознание в социально-экономическом профиле, обществоз-нание в техническом профиле). Проведение промежуточной аттестации, особенно в тех случаях, где количество профессиональных модулей зашкаливает (повара 8 ПМ) или где число МДК по ФГОС больше, чем количество дисциплин по ГОС (сварщик 12 МДК вместо 10 дисциплин, входящих

в общеобразователь-ную подготовку), а время, выделяемое на её проведение, составляет одну неделю. Как поступать с теми профессиональными модулями и его элементами, освоение которых не предусматривает получение квалификации согласно рекомендуемому перечню возможных сочетаний профессий по ФГОС и т. д.

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

В целом же, несмотря на все трудности и сложности, профессиональный лицей планомерно готовится и с 1 сентября перейдет на стандарты нового поколения, к которым есть вполне обоснованные претензии, но они как в любом новом деле неизбежны.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОУ СПО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Л. Ф. Резанова, канд. пед. наук, директор ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» Р. А. Сельдемирова, канд. пед. наук, зам.дир.по УМР ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» О. В. Ивкова, зам. дир. по УВР ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»

Интенсивность развития современного общества обуславливает изменения, происходящие в системе образования в целом и дошкольном в частности. Специфичность современного дошкольного образования находит выражение в многообразии дошкольных образовательных услуг, расширении инновационных процессов, в реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта и т. д. В условиях этих инновационных преобразований в системе дошкольного образования, естественно, меняются и требования к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Студент должен, прежде всего, владеть набором ключевых и профессиональных компетенций, чтобы быть востребованным профессиональной средой.

Именно профессиональная компетентность выпускника в настоящее время является показателем успешности как образовательного учреждения, так и работодателя, принимающего молодого специалиста.

Осознавая это и понимая задачи перехода на новые образовательные стандарты с 1 сентября 2011 г., педагогический коллектив ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» приступил к творческому освоению ФГОС-3 ещё на этапе выхода проекта, для чего была составлена Программа перехода на новые стандарты, предполагающая определённую этапность действий и включенность всего педагогического коллектива на ближайшие 2 года в реализацию ее содержания. Данная программа была рассмотрена научно-методическим советом коллед-

жа и утверждена решением педагогического совета (протокол № 41 от 22.10.2009 г.).

В образовательном учреждении был разработан план мероприятий по переходу на ФГОС, где прежде всего предполагалось проведение ознакомительных теоретических семинаров и практических занятий для выработки у педагогического коллектива целостного, конкретного представления о новом образовательном стандарте и для понимания необходимости внесения значительных изменений в содержание и структуру воспитательно-образовательного процесса с сохранением того накопленного педагогического опыта, достижений, которые позволяли преподавателям добиваться высоких образовательных результатов.

В ходе проведения этих мероприятий нами акцентировалось внимание на обсуждении вопросов, связанных с выявлением факторов, обусловивших новые цели образования, адекватное относительно их содержания, характеристика которого определялась в процессе осуществления педагогами сравнительного анализа содержания и структуры государственных образовательных стандартов нового и третьего поколения.

Так, детально изучены структуры ОПОП, структура макетов примерных программ учебной дисциплины и профессионального модуля, а также требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и т. д. Результатом проведения этих ознакомительных семинаров стало создание пакета методических материалов, оформление стен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.