Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД К САМОУПРАВЛЯЕМОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРЕХОД К САМОУПРАВЛЯЕМОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуправляемое образование / модернизация образования / self-managed education / modernization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Ирина Дмитриевна, Денисова Дарья Сергеевна, Назарова Марина Александровна

Обучение неотъемлемая часть нашей жизни. Оно никогда не прекращается и помогает человеку улучшить свою жизнь. Буквальное толкование термина «самоуправляемое образования на протяжении всей жизни» образование, которое продолжается от колыбели до могилы. Обучение на протяжении всей жизни широко используется в качестве образовательной цели и необходимого элемента рабочего места. Благодаря хорошо распланированному самоуправляемому обучению индивид способен научиться приобретать навыки синтезирования знаний, переработки информации, ее интерпретации, то есть личность формирует способность управлять своей жизненной и образовательной стратегией и регулировать ее по мере необходимости посредством различных операций с процессами обучения, которые ориентированы на самостоятельность в постановке цели. Поэтому модель самоуправляемого образования является универсальной, позволяющей реализовывать ее на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION TO SELF-DIRECTED LIFELONG LEARNING AS A GOAL OF MODERNIZING EDUCATION

Learning is an integral part of our lives. It never stops and helps a person to improve their life. The literal interpretation of the term "self-directed lifelong learning" is education that continues from the cradle to the grave. Lifelong learning is widely used as an educational goal and a necessary element of the workplace. Thanks to well-planned self-directed training, the individual is able to learn to acquire the skills of knowledge synthesis, information processing and interpretation, that is, the individual develops the ability to manage his life and educational strategy and adjust it as necessary through various operations with educational processes that are focused on independence in setting goals. Therefore, the model of self-managed education is universal, allowing it to be implemented throughout life.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД К САМОУПРАВЛЯЕМОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

IXМеждународная научно-практическая конференция

УДК 37.032

Никонова Ирина Дмитриевна Nikonova Irina Dmitrievna

Магистрант первого года обучения First-year Master's student Денисова Дарья Сергеевна Denisova Daria Sergeevna

Магистрант второго года обучения Second-year Master's student Назарова Марина Александровна Nazarova Marina Alexandrovna Кандидат биологических наук, доцент Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Вологодский государственный университет Vologda State University

ПЕРЕХОД К САМОУПРАВЛЯЕМОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

TRANSITION TO SELF-DIRECTED LIFELONG LEARNING AS A GOAL OF MODERNIZING EDUCATION

Аннотация. Обучение - неотъемлемая часть нашей жизни. Оно никогда не прекращается и помогает человеку улучшить свою жизнь. Буквальное толкование термина «самоуправляемое образования на протяжении всей жизни» - образование, которое продолжается от колыбели до могилы. Обучение на протяжении всей жизни широко используется в качестве образовательной цели и необходимого элемента рабочего места. Благодаря хорошо распланированному самоуправляемому обучению индивид способен научиться приобретать навыки синтезирования знаний, переработки информации, ее интерпретации, то есть личность формирует способность управлять своей жизненной и образовательной стратегией и регулировать ее по мере необходимости посредством различных операций с процессами обучения, которые ориентированы на самостоятельность в постановке цели. Поэтому модель самоуправляемого образования является универсальной, позволяющей реализовывать ее на протяжении всей жизни.

Abstract: Learning is an integral part of our lives. It never stops and helps a person to improve their life. The literal interpretation of the term "self-directed lifelong learning" is education that continues from the cradle to the grave. Lifelong learning is widely used as an educational goal and a

«Инновационные аспекты развития науки и техники» necessary element of the workplace. Thanks to well-planned self-directed training, the individual is able to learn to acquire the skills of knowledge synthesis, information processing and interpretation, that is, the individual develops the ability to manage his life and educational strategy and adjust it as necessary through various operations with educational processes that are focused on independence in setting goals. Therefore, the model of self-managed education is universal, allowing it to be implemented throughout life.

Ключевые слова, самоуправляемое образование, модернизация образования.

Key words: self-managed education, modernization of education.

Современное мировое хозяйственное развитие характеризуется такой чертой как постепенное переключение ведущих стран на новый этап создания инновационного общества, то есть на построение экономики, которая основана на генерировании, использовании и распространении знаний. Главный фактор общественного статуса личности или организации, как и материального достатка, при этом - особые навыки и уникальные способности, развитая возможность их адаптации к постоянно изменяющимся обстоятельствам деятельности, кроме того, сюда можно отнести и высокую квалификацию.

Одним из основополагающих вопросов процесса модернизации системы образования считается создание современных механизмов развития управления инновационными процессами в образовании. Настоящая модернизация состоит в том, чтобы инновационные механизмы развития общества и производства, в том числе и система образования, были освоены.

На сегодняшний день можно сказать, что у индивидов, общества и государства в целом возникли новые потребности, которые не способна удовлетворить имеющаяся система образования. Образование, по праву, считается движущей силой повышения качества жизни граждан и развития конкурентоспособности страны на мировой арене, так как при развитии образования повышается развитие производства, экономики и наблюдается прирост различных благ [1, с. 57].

Модернизация - это усовершенствование, которое отвечает современным требованиям, это такое комплексное обновление всех звеньев системы, которое

IXМеждународная научно-практическая конференция отвечает вызовам современной жизни [2, с. 4]. При применении этого термина к

системе образования можно сказать, что данный процесс означает изменение

содержания образования, рождение новых методов обучения, форм и технологий

с учетом сохранения традиционных ценностей [1, с. 57].

Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого и стабильного развития системы образования, гарантирование ее соответствия вызовам времени, различным потребностям страны (экономическим и социальным), запросам государства, общества и личности [3, с. 74].

В отечественной и зарубежной литературе, а также в педагогической практике имеются различные толкования термина «самоуправляемое образование». Во-первых, под этим термином понимается процесс, а во-вторых, результат. Например, согласно М. Ноулзу, это такой процесс, при котором инициатива при проведении диагностики потребностей обучения, формировании целей обучения, определении ресурсов, способствующих обучению, выборе стратегий и оценке результатов с помощью извне или без нее ложится на отдельную личность. Похожее определение дали и Р. Брокетт и Р. Хиемстра [4, с. 150]. По мнению Х. Холека, это такой процесс, при котором человек способен брать на себя ответственность за свою учебную деятельность, при этом охватываются и все компоненты деятельности [5, с. 106]. Современные исследователи также дают похожее определение данного понятия, при этом учитывается готовность личности взять на себя такую миссию, и, по мнению ученых, на это способен не каждый человек, а только индивидуумы, предрасположенные к самоуправлению в процессе обучения, поскольку имеют какие-либо психологические отличия. И на основании этого делается вывод о том, что самоуправление является личным качеством индивида [4, с. 151].

Основными целями самоуправляемого образования являются: развитие потенциала самостоятельности учащегося; содействие трансформативному обучению и социальным изменениям [4, с.150].

«Инновационные аспекты развития науки и техники» В литературных источниках получили распространение следующие

особенности самоуправляемого обучения:

самоуправление - это характеристика, которая содержится в каждом

человеке и ситуации обучения;

самоуправляемое обучение имеет место быть в любой учебной среде;

самоуправляемое обучение может включать в себя различные виды

деятельности и ресурсы;

ответственность за принятие решений, связанных с учебной

деятельностью, берет на себя учащийся;

самоуправляемый учащийся способен переносить знания и умения от

одной ситуации к другой;

преподаватель обеспечивает коммуникацию с учащимися, оценивает

достигнутые результаты и содействует критическому мышлению учащихся;

способы поддержки самоуправляемого обучения - различные открытые

программы обучения, индивидуальное обучение, нетрадиционные курсы и

другие нетрадиционные программы [4, с.151].

Страны, стремящиеся быть конкурентоспособными на мировой

экономической арене, где основу составляют знания, испытывают потребность в

обучении на протяжении всей жизни. К главным функциям такой концепции

относятся:

подготовка высококвалифицированных специалистов, которые способны ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

самостоятельное приобретение необходимых знаний, которые возможно будет применить и найти им свое место на протяжении всей жизни;

умение увидеть возникающие проблемы и найти пути рационального их решения, используя современные технологии; проявление прогрессивного мышления;

способность к непрерывному самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни.

IXМеждународная научно-практическая конференция Именно поэтому существует необходимость генерирования у будущих

высококвалифицированных специалистов стремления к обучению в течение

всей жизни, что является фактором их конкурентоспособности и значимости на

рынке труда. Обучение на протяжении всей жизни - решающий момент для

способности конкурировать в условиях глобальной экономики. Более

конкурентоспособным будет считаться тот, кто время от времени пополняет свои

знания и навыки (практические и теоретические), при этом легко справляясь со

всеми предъявляемыми к нему требованиями. Такой человек будет участником

обучения на протяжении всей жизни [6, с. 5].

Как уже упоминалось, большинство людей не способны выработать

необходимые качества, умения и способности самостоятельно. Поэтому для

таких целей в стране возможно функционирование национальной системы

непрерывного профессионального образования как вспомогательного средства

по развитию умений, навыков и способностей для реализации потенциала

личности на протяжении всей жизни.

На сегодняшний момент имеются и другие причины, которые в

положительном ключе объясняют необходимость обучения. Образование

посредством повышения способности людей удовлетворять свои требования и

нормально функционировать является причиной социального равенства,

снижения преступности, уменьшения уровня бедности [6, с. 5].

При рассмотрении такого явления как самоуправляемое образование на

протяжении всей жизни стоит обратить внимание на его положительные

стороны:

возможность управления расписанием (гибкий график); выбор наставника;

свободный выбор программы и условий получения образования; подбор оптимальных источников информации. Однако невозможно не принять во внимание и его недостатки: отсутствие у личности внутреннего стержня и силы воли, хорошей мотивации, чтобы не сбиться с пути получения знаний;

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

отсутствие преподавателя, постоянно контролирующего познавательную деятельность, что может привести к тому, что человек оставит попытки развития навыков.

Самоуправляемое образование на протяжении всей жизни - процесс довольно трудоемкий, но оправдывающий свое назначение. Самоуправляемое обучение будет носить определяющий характер в тот момент времени, когда образование станет неотъемлемым и обязательным параметром человеческой жизни. Перспектива развития самоуправляемого обучения подразумевает создание в системе образования необходимых условий для включения студентов в самоуправляемые процессы обучения. Самоуправляемое обучение является способом индивидуального расширения возможностей и прав, позволяющих жить по траекториям, выбранным самим человеком, что способствует его личностному развитию на протяжении всей жизни.

К сожалению, к такого рода обучению способен не каждый человек, что в какой-то степени ставит под сомнение возможность перехода к самоуправляемому образованию на протяжении всей жизни. В таком случае при отсутствии поддержки со стороны государства возникнет разрыв между личностями, более способными к самоконтролю, и личностями, менее предрасположенными к самоуправлению. Вторые, ввиду своих психологических особенностей, не смогут в должной степени получить необходимые знания и обеспечить экономические и социальные потребности страны. Модель самоуправляемого образования может являться универсальной, позволяющей реализовывать ее на протяжении всей жизни благодаря формированию в образовательных учреждениях устойчивого механизма, поддерживающего развитие и готовность личности к самоуправляемому обучению. Благодаря чему можно рассматривать переход к самоуправляемому образованию на протяжении всей жизни как цель модернизации образования.

IXМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Дегтерев, В.А. К вопросу о модернизации образования / В. А, Дегтерев,

A. С. Дегтерев // Педагогическое образование в России. - 2014. - С. 56-62.

2.Жураковский, В.М. Актуальные задачи модернизации профессионального образования / В. М. Жураковский, З. С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2010. - №5. - С. 4-12.

3. Писарева, С. А. Проблемы и предпосылки модернизации современной системы образования / С. А. Писарева, К. В. Кондрашова // Человек и образование. - 2007. - С. 70-74.

4. Гордиенко, М. Г. Самоуправляемое обучение как многоаспектный компонент непрерывного образования взрослых / М. Г. Гордиенко // Человек и образование. - 2013. - С. 150-154.

5. Шершнева, В. А. Учебная автономия студента в современной образовательной парадигме / В. А. Шершнева, А. С. Даниленко, И. Ф. Космидис // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.

B.П. Астафьева. - 2016. - С. 106-110.

6. Барышева, К. Е. Обучение на протяжении жизни как решающий фактор развития в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях / К. Е. Барышева, М. А. Постникова // Студенческий научный форум. - 2018. - 6 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.