Научная статья на тему 'Самоуправляемое обучение как важный аспект эффективного развития индивида в условиях цифровизации современного мира'

Самоуправляемое обучение как важный аспект эффективного развития индивида в условиях цифровизации современного мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / DIGITAL TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION / SELF DIRECTED LEARNING / INDIVIDUAL DEVELOPMENT PATHWAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева М. В.

В статье представлена характеристика процесса интеграции цифровых технологий в разнообразные сферы жизнедеятельности человека. Определены некоторые тенденции и выявлены проблемы, которые обусловлены спецификой современного этапа научно-технологического развития. Установлено, что высокотехнологичная среда, в которую объективно включен современный индивид, способствует экспоненциальному возрастанию информационных потоков, а также развитию цифровой зависимости, что может привести к определенным негативным последствиям на уровне развития эмоционального и социального интеллекта индивида, а также его когнитивных способностей. В статье подчеркивается, что в условиях информационной, технологической и цифровой революции ХХI века особое значение для личностного и профессионального развития индивида приобретают способность к критическому мышлению, саморегуляции и самоуправлению. В качестве ключевых компетенций в условиях информационной эпохи обозначены способность гибко реагировать на изменения, решать сложные интеллектуальные задачи, выходить за пределы готовых алгоритмов и шаблонов, готовность неординарно решать профессиональные задачи, своевременно преобразовывать свои модели поведения и стратегии обучения. Кроме того, в статье проанализирована роль системы высшего образования в условиях современных реалий. Установлено, что на настоящем этапе четвертой промышленной революции назревает необходимость преобразования подходов к обучению и воспитанию современного молодого поколения в условиях высшей школы таким образом, чтобы система высшего образования могла эффективно интегрироваться в современную картину нового мира. В качестве перспективной концепции представлено самоуправляемое обучение. В статье самоуправляемое обучение рассматривается как многоаспектное явление и динамически развивающийся компонент непрерывного образования. Формирование готовности и способности к самоуправляемому обучению в системе высшей школы позволит индивиду эффективно решать свои задачи в образовательном, профессиональном, социальном и личном пространствах и делать это на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DIRECTED LEARNING AS AN IMPORTANT ASPECT OF EFFECTIVE INDIVIDUAL DEVELOPMENT UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE MODERN WORLD

The article describes the process of integrating digital technologies into various spheres of human life. The article identifies some trends and issues that are caused by the specifity of the modern stage of scientific and technological development. It has been established, that the high-tech environment in which the modern individual is included contributes to the growth of information flows and the development of digital dependence, that can lead to negative consequences in the development of the emotional and social intelligence of the individual, and his cognitive abilities. The article emphasizes that in the context of the information, technological and digital revolution of the twenty-first century, the ability to critical thinking, self-regulation and self-management acquire special importance for the personal and professional development of the individual. The key competencies in the information age are the ability to respond flexibly to challenges, solve complex intellectual problems, go beyond ready-made algorithms, readiness to sort out professional problems innovatively, and timely transform their behaviors and learning strategies. In addition, the article analyzes the role of the higher education system in presentday reality. The article states that at the current stage of the fourth industrial revolution, there is a need for changing the approaches to teaching and training the current young generation in higher school in such a way that the higher education system can be effectively integrated into the new world picture . Self-directed learning is presented as a promising concept. The article considers self-directed learning as a multidimensional phenomenon and a dynamically developing component of lifelong education. The formation of readiness and ability for self-directed learning in the system of higher education will allow an individual to perform the tasks effectively in educational, professional, social and personal space throughout a lifetime.

Текст научной работы на тему «Самоуправляемое обучение как важный аспект эффективного развития индивида в условиях цифровизации современного мира»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 378.147:004.5

М. В. Кудрявцева (Санкт-Петербург, Россия)

САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Аннотация. В статье представлена характеристика процесса интеграции цифровых технологий в разнообразные сферы жизнедеятельности человека. Определены некоторые тенденции и выявлены проблемы, которые обусловлены спецификой современного этапа научно-технологического развития. Установлено, что высокотехнологичная среда, в которую объективно включен современный индивид, способствует экспоненциальному возрастанию информационных потоков, а также развитию цифровой зависимости, что может привести к определенным негативным последствиям на уровне развития эмоционального и социального интеллекта индивида, а также его когнитивных способностей. В статье подчеркивается, что в условиях информационной, технологической и цифровой революции XXI века особое значение для личностного и профессионального развития индивида приобретают способность к критическому мышлению, саморегуляции и самоуправлению. В качестве ключевых компетенций в условиях информационной эпохи обозначены способность гибко реагировать на изменения, решать сложные интеллектуальные задачи, выходить за пределы готовых алгоритмов и шаблонов, готовность неординарно решать профессиональные задачи, своевременно преобразовывать свои модели поведения и стратегии обучения. Кроме того, в статье проанализирована роль системы высшего образования в условиях современных реалий. Установлено, что на настоящем этапе четвертой промышленной революции назревает необходимость преобразования подходов к обучению и воспитанию современного молодого поколения в условиях высшей школы таким образом, чтобы система высшего образования могла эффективно интегрироваться в современную картину нового мира. В качестве перспективной концепции представлено самоуправляемое обучение. В статье самоуправляемое обучение рассматривается как многоаспектное явление и динамически развивающийся компонент непрерывного образования. Формирование готовности и способности к самоуправляемому обучению в системе высшей школы позволит индивиду эффективно решать свои задачи в образовательном, профессиональном, социальном и личном пространствах и делать это на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: цифровые технологии, высшее образование, самоуправляемое обучение, индивидуальная траектория развития.

Современный мир характеризуется динамичными процессами интеграции цифровых технологий во многие отрасли науки и производства, а также в основные сферы жизнедеятельности человека. По мере развития цифровых технологий, человечество передает им все большее количество интеллектуальных навыков. Сегодня системы искусственного интеллекта позволяют решать разнообразные по уровню сложности проблемы и задачи в сферах производства, науки, бизнеса, медицины, образования, управления, организации быта, досуга и т. д. Искусственный интеллект стремительно изменяет привычную реальность человека, причем темпы этих изменений в перспективе будут усиливаться.

Однако при всех преимуществах интенсивного развития цифровых технологий одной из актуальных проблем на сегодняшний день признается проблема возрастания объема потребляемого информационного контента. Современный человек постоянно находится под воздействием динамичных информационных потоков, которые перегружают его нервную, психическую и соматическую системы. Как показал анализ научной литературы, вследствие информационных перегрузок у человека теряется способность быстро переключаться в многозадачность, мозг перестает адекватно воспринимать входящую информацию; притупляются эмоциональные и интеллектуальные способности индивида; развиваются информационная зависимость и синдром хронической усталости, накапливаются стрессы и т. д. [5, с. 108]. В контексте данной проблемы важно отметить, что современному человеку становится все труднее справляться с подобными задачами без формирования и развития соответствующих когнитивных навыков, формирования способности к саморегуляции и самоуправлению.

Помимо этого, осмысливая процессы цифровизации различных аспектов деятельности человека, некоторые исследователи все больше говорят о развитии цифровой зависимости. Авторы современных научных работ подчеркивают, что «... высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций. <...> С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и мас-

штабней. <...> Это способствует усилению интернет-аддикции и делает нас зависимыми от умных (smart) цифровых устройств <...>. На сегодняшний день уже есть результаты исследований (М. Шпитцер, Н. Кардарас, В. Данкли, Бун Джи Ван), подтверждающих физиологические и психические изменения, которым подвержены не только взрослые, но особенно дети и подростки» [6, с. 111]. В работах других исследователей отмечается, что даже по скромным оценкам от интернет-зависимости страдает примерно каждый пятый житель Земли [1, с. 105].

Обратим внимание, что в научных работах отечественных исследователей также подчеркивается противоречие между, с одной стороны, интенсивным развитием информационных технологий и экспоненциально возрастающими возможностями информационных ресурсов для познания нового и, с другой стороны, низким уровнем критического мышления студентов, недостаточным уровнем развития коммуникативной культуры, интеллектуальных и информационных компетенций [4, с. 359].

Действительно, по мнению многих исследователей, деградация когнитивных способностей индивида, его коммуникативных навыков, синдром дефицита внимания, проблемы с самоконтролем, рассеянность и прочие моменты могут являться следствием чрезмерного и беспорядочного потребления информации, избыточного использования цифровых технологий и устройств. Так, современные исследователи отмечают, что цифровое слабоумие является прямым следствием цифровой зависимости и проявляется в неумении индивида решить какую-либо жизненную задачу, не прибегая к гадже-там [6]. Помимо этого, в научный оборот введен термин «информационная псевдодебильность», которая понимается как психическое расстройство, развивающееся в результате информационной зависимости, сопровождающееся ухудшением памяти, нежеланием складывать сложные интеллектуальные объекты, потерей самоконтроля. Таким образом, «информационная псевдодебильность» приводит к своеобразной деградации мозга, отставанию в развитии при отсутствии фактической патологии развития мозга [9].

Итак, использование цифровых устройств и информационных технологий, с одной стороны, упрощает жизнь современного человека и открывает для него новые возможности, с другой, - может разрушать когнитивные способности индивида, препятствовать гармоничному и полноценному развитию его эмоционального и социального интеллекта.

Изучение рассматриваемой проблемы позволяет сделать вывод, что в условиях технологической и цифровой революции XXI века особую значимость приобретает способность индивида критически мыслить, управлять поведением и деятельностью, проявлять саморегуляцию и быть способным к самообразовательной деятельности. Ключевой компетентностью становится способность гибко реагировать на изменения, решать сложные интеллектуальные задачи, выходить за пределы готовых алгоритмов и шаблонов. Особую значимость также приобретает готовность индивида неординарно решать профессиональные задачи, своевременно изменять свои модели поведения и стратегии обучения сообразно обновляющимся условиям и параметрам современной действительности.

Основополагающая роль в вопросах обучения и гармоничного развития личности принадлежит системе образования, на которую возлагается задача формирования у обучающихся необходимых в условиях современной действительности компетенций. В настоящее время повышается личностная и общественная значимость системы высшего образования, ее существенный и эксклюзивный вклад в формирование и развитие человеческих ресурсов и капитала.

Поднимая вопросы об изменении системы образования в условиях современных реалий, ведущий российский ученый, д-р психологических наук А. Г. Асмолов сказал: «.мир меняется. Драма образования - ключевая драма 21 века - это отставание нас, как учителей, меня, от наших детей. Они уже живут в мире, где господствует то, что называется «digitalmind» (цифровой разум - авт.). Они живут в этом мире, а нам приходится учиться. И тут совершенно другие законы <...>. Только тотальное изменение образования - это основа для оптимизма. Вопрос только в том, каким оно будет» [3].

При этом отечественные исследователи отмечают, что традиционное обучение, основанное на знаниевом подходе, перестало в полной мере удовлетворять запросам современного общества, нуждающегося в мобильных и креативных специалистах [11]. Некоторые зарубежные исследователи констатируют, что традиционная система образования не всегда в состоянии сформировать у обучающихся навыки непрерывного обучения, объективно востребованные сегодня на рынке труда. Развитие педагогической теории и практики во многом основывается на необходимости подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем, кризисов и противоречий [4, с. 358].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время особое значение для конкретного индивида приобретает не только обладание неким устойчивым уровнем знаний или набором навыков, но и способ-

ность к постоянному обновлению этих знаний, совершенствованию умений, формированию новых и необходимых в профессиональной и социальной жизни навыков. Важно то, что происходить это должно на протяжении всей жизни.

Закономерно возникает вопрос, как подготовить современное молодое поколение к жизни в новом и постоянно изменяющемся мире? Как научить человека учиться в течение всей жизни и делать это целесообразно своим потребностям и интересам? Стоит признать, что сегодня назревает необходимость переосмысления подходов к обучению и воспитанию молодого поколения таким образом, чтобы в будущем обеспечить необходимый и достаточный уровень готовности человека к успешной реализации индивидуальной стратегии своего личностного и профессионального развития.

В ключе вышесказанного особый интерес представляет самоуправляемое обучение. Анализ зарубежных и отечественных публикаций по проблеме самоуправляемого обучения позволяет сделать вывод, что самоуправляемое обучение является актуальным и востребованным направлением в современной системе высшего образования. Способность управлять своим обучением определена зарубежными исследователями в качестве важнейшего условия для успеха обучающихся XXI века [12, с. 3132]. Способность к самоуправляемому обучению в течение всей жизни является тем универсальным инструментом, которой позволит индивиду развить критическое мышление, навыки рефлексии, умение управлять собой и своей деятельностью, осознанно строить свою индивидуальную траекторию профессионального и личностного развития.

Отечественные исследователи определяют самоуправляемое обучение как «последовательное самодвижение обучающегося по основным этапам самостоятельной образовательной деятельности от постановки задач до рефлексивной самооценки» [7, с. 368]. Авторы научных работ по проблеме самоуправляемого обучения также обращают внимание на принцип самоуправляемости, выражающийся в том, что «обучающийся занимает активную и ответственную позицию и решает проблемы самостоятельно» [8, с. 348].

Изучение мирового опыта теоретических исследований и практических разработок в области самоуправляемого обучения показывает, что самоуправляемое обучение является многоаспектным явлением и может быть представлено как личный атрибут или характеристика, как процесс, а также как учебная модель или техника в институциональных условиях образования.

Самоуправляемое обучение как личный атрибут или характеристика предполагает, что на уровне индивидуальных качеств и свойств личности имеются и развиваются такие особенности, склонности, способности человека, которые содействуют формированию готовности к самоуправляемому обучению. Например, исследователи отмечают инициативность, любознательность, личную ответственность, чувство самоконтроля и самоорганизации, настойчивость, исполнительность, креативность и др. [14].

Самоуправляемое обучение как процесс представляет собой линейный организованный вид деятельности, в котором «люди проявляют инициативу, с помощью или без помощи других, в диагностировании своих потребностей в обучении, формулировании целей обучения, определении человеческих и материальных ресурсов для обучения, выбирают и внедряют соответствующие стратегии обучения и оценивают результаты обучения» [13, с. 18]. Таким образом, рассматриваемое как процесс, самоуправляемое обучение включает в себя степень контроля обучающегося и автодидактику, т. е. самоуправляемое обучение представляет собой готовность индивида определять векторы своего развития, готовность к планированию, реализации и оценке учебных процессов, а значит, готовность со стороны индивида самоорганизовывать образовательный процесс, управлять им, регулировать его и т. д.

Основной принцип самоуправляемого обучения как модели или техники обучения в условиях высшего образования заключается в том, что индивид активно участвует в процессе обучения, в том числе в постановке целей, выборе и модификации стратегий обучения, обработке информации и конструировании новых знаний, проявляет самоконтроль в продвижении по траектории обучения, а также саморегуляцию на основе рефлексии и обратной связи. Данное положение подтверждается взглядами И. Д. Белоновской и Т. Б. Серебровской на то, что в процессе формирования готовности к самоуправляемому обучению важным является развитие проблемно-рефлексивного мышления у студента и постепенный перевод обучающегося в позицию самообучающегося на основе развиваемой в обучении потребности в саморегуляции, познании себя в образовательных процессах, в результате чего именно сам студент осознанно адаптирует к себе содержание обучения [2].

Таким образом, индивид научается не просто усваивать готовые алгоритмы и решения, а приобретает навыки переработки информации, синтезирования знаний в ходе когнитивных процессов их

осмысления и интерпретации. Для студента создаются организационно-педагогические условия, при которых он способен делать выбор, принимать решения, а также осознавать ответственность за связанные с конкретным решением последствия. Тем самым личность формирует готовность и способность автономно регулировать и управлять своей образовательной и жизненной стратегией, а значит, и своим поведением посредством планирования, реализации и оценки процессов обучения, ориентированных на самостоятельно установленные цели. В этом заключается универсальность модели самоуправляемого обучения и широкие возможности ее реализации в различных видах и формах обучения на протяжении всей жизни.

Важно отметить, что процесс формирования готовности и способности к самоуправляемому обучению будет значительно эффективнее в условиях концептуально продуманного и планомерного развития данной способности в образовательных учреждениях. Некоторые исследователи подчеркивают, что самоуправляемым обучением можно овладеть только в процессе самого обучения, организованного в данной парадигме [10].

Итак, самоуправляемое обучение является динамически развивающимся компонентом непрерывного образования и фокусируется на формировании универсальных и актуальных в современной действительности навыков, которые позволят индивиду эффективно решать свои задачи в образовательном, профессиональном, социальном и личном пространствах.

Самоуправляемое обучение является многогранным феноменом, и каждый фокус представляет интерес и значимость для целостного понимания сущности самоуправляемого обучения, а также для реализации процесса формирования готовности к самоуправляемому обучению в условиях высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арпентьева М. Р. Проблемы безопасности в интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78) C. 99-110.

2. Белоновская И. Д., Серебровская Т. Б. Роль самоуправляемого обучения студентов в университетском образовании // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 12. № 2. С. 85-88.

3. Гайдаровский форум - 2019. Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства? // «YouTube» - видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gFJLIfjti5Y&list=PLqTuUBxTMYemr1u _WUo9pluSrdmyj006-&index=3&t=5411s (дата обращения: 10.01.2020).

4. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Развитие интеллектуальной компетентности в современных условиях глобализации в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Казанского технологического университета. 2014. С. 358-364.

5. Зотова О. М., Зотов В. В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С. 108-115.

6. Карпова Е. Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 4. С. 111-115.

7. Карташова В. Н. Использование компьютерной программы в автономном обучении студентов немецкому языку // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов : материалы междунар. науч.-практич. конференции / под ред. З. П. Ларских, Т. Ф. Новиковой, Е. А. Исаева. 2014. Т. 2. С. 366-374.

8. Нагимова Н. И. Технологизация процесса обучения как условие формирования новых образовательных результатов в процессе реализации программ среднего профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-1. С. 344-354.

9. Нечунаев В. В. Преодоление клипового мышления у современных студентов // Reflexio. 2018. Т. 11. № 2. С. 181-207.

10. Сагитова Р. Р. Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 35-41.

11. Щетинина Н. А., Цыбан Л. А. Образовательная реальность в эпоху информационного бума: современные тенденции в преподавании // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 69-72.

12. Fahnoe C., & Mishra P. Do 21st century learning environments support self-directed learning? Middle school students' response to an intentionally designed learning environment // In R. McBride & M. Searson (Eds.), Proceedings of society for information technology & teacher education international conference. 2013. S. 3131-3139.

13. Knowles M. S. Self-directed learning. A Guide for Learners and Teachers. Englewood Cliffs, NJ: Cambridge Adult Education, 1975. 135 s.

14. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. 2011. V. 61(2). S. 161-180.

M. V. Kudryavtseva (Saint-Petersburg, Russia)

SELF-DIRECTED LEARNING AS AN IMPORTANT ASPECT OF EFFECTIVE INDIVIDUAL DEVELOPMENT UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE

MODERN WORLD

Abstract. The article describes the process of integrating digital technologies into various spheres of human life. The article identifies some trends and issues that are caused by the specifity of the modern stage of scientific and technological development. It has been established, that the high-tech environment in which the modern individual is included contributes to the growth of information flows and the development of digital dependence, that can lead to negative consequences in the development of the emotional and social intelligence of the individual, and his cognitive abilities. The article emphasizes that in the context of the information, technological and digital revolution of the twenty-first century, the ability to critical thinking, self-regulation and self-management acquire special importance for the personal and professional development of the individual. The key competencies in the information age are the ability to respond flexibly to challenges, solve complex intellectual problems, go beyond ready-made algorithms, readiness to sort out professional problems innovatively, and timely transform their behaviors and learning strategies. In addition, the article analyzes the role of the higher education system in present- day reality. The article states that at the current stage of the fourth industrial revolution, there is a need for changing the approaches to teaching and training the current young generation in higher school in such a way that the higher education system can be effectively integrated into the new world picture . Self-directed learning is presented as a promising concept. The article considers self-directed learning as a multidimensional phenomenon and a dynamically developing component of lifelong education. The formation of readiness and ability for self-directed learning in the system of higher education will allow an individual to perform the tasks effectively in educational, professional, social and personal space throughout a lifetime.

Keywords: digital technologies, higher education, self-directed learning, individual development pathway.

REFERENCES

1. Arpent'eva M. R. Problemy bezopasnosti v internete: tsifrovaya besprizornost' kak prichina tsifro-voi zavisi-mosti i tsifrovoi prestupnosti, Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta [Vestnik Prikamskogo Social'nogo Instituta], 2017, no. 3 (78), pp. 99-110.

2. Belonovskaya I. D., Serebrovskaya T. B. Rol' samoupravlyaemogo obucheniya studentov v universitetskom obrazovanii, Sbornik nauchnykh trudov SWorld [Scientific papers SWorld], 2012, vol. 12, no. 2, pp. 85-88.

3. Gaidarovskii forum - 2019. Kak raskrepostit' mozg, chtoby dobit'sya effektivnogo liderstva?, «YouTube» -videokhosting. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gFJLIfjti5Y&list=PLqTuUBxTMYemr1u_WUo9pluSrdmy j006-&index=3&t=5411s.

4. Goncharuk N. P., Khromova E. I. Razvitie intellektual'noi kompetentnosti v sovremennykh usloviyakh global-izatsii v protsesse obucheniya inostrannym yazykam, Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universite-ta [Kazan National Research Technological University], 2014, pp. 358-364.

5. Zotova O. M., Zotov V. V. Informatsionnye peregruzki kak faktor stressa studentov vuzov, Kurskii nauchno-prakticheskii vestnik «Chelovek i ego zdorov'e» [Kursk Scientific and Practical Bulletin "Man and His Health"], 2015, no. 4, pp. 108-115.

6. Karpova E. E. Teoreticheskii analiz ponyatiya «tsifrovaya zavisimost'» v zarubezhnykh issledovaniyakh, Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2017, no. 4, no. 111-115.

7. Kartashova V. N. Ispol'zovanie komp'yuternoi programmy v avtonomnom obuchenii studentov nemets-komu yazyku, Informatsionnye tekhnologii v obespechenii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov : materialy mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii / pod red. Z. P. Larskikh, T. F. Novikovoi, E. A. Isaeva, 2014, vol. 2, pp. 366-374.

8. Nagimova N. I. Tekhnologizatsiya protsessa obucheniya kak uslovie formirovaniya novykh obrazovatel'-nykh rezul'tatov v protsesse realizatsii programm srednego professional'nogo obrazovaniya, Elektronnoe obuchenie v nepre-ryvnom obrazovanii, 2015, no. 1-1, pp. 344-354.

9. Nechunaev V. V. Preodolenie klipovogo myshleniya u sovremennykh studentov, Reflexio, 2018, vol. 11, no. 2, pp. 181-207.

10. Sagitova R. R. Genezis sushchnosti ponyatiya samoobrazovaniya v istorii razvitiya otechestvennoi i za-rubezhnoi pedagogiki, Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 1, pp. 35-41.

11. Shchetinina N. A., Tsyban L. A. Obrazovatel'naya real'nost' v epokhu informatsionnogo buma: sovre-mennye tendentsii v prepodavanii, VestnikRMAT [Vestnik RIAT], 2018, no. 4, pp. 69-72.

12. Fahnoe C., & Mishra P. Do 21st century learning environments support self-directed learning? Middle school students' response to an intentionally designed learning environment, In R. McBride & M. Searson (Eds.), Proceedings of society for information technology & teacher education international conference, 2013, pp. 3131-3139.

13. Knowles M. S. Self-directed learning. A Guide for Learners and Teachers, Englewood Cliffs, NJ, Cambridge Adult Education, 1975, 135 p.

14. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model, Adult Education Quarterly, 2011, vol. 61(2), pp. 161-180.

Кудрявцева М. В. Самоуправляемое обучение как важный аспект эффективного развития индивида в условиях цифровизации современного мира // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 611.

Kudryavtseva M. V. Self-Directed Learning as an Important Aspect of Effective Individual Development under the Conditions of Digitalization of the Modern World, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 1, pp. 6-11.

Дата поступления статьи -19.01.2020, 0,61 печ. л.

Сведения об авторе

Кудрявцева Мария Викторовна - старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; marya_s1@mail.ru

Author:

Maria V. Kudryavtseva- Senior Lecturer, Department of social work and law, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia; marya_s1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.