Научная статья на тему 'САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛ / INDEPENDENT WORK / SELF-DIRECTED LEARNING / HIGHER EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / STUDENT / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева М. В.

В данной работе показано, что в современных образовательных и профессиональных стандартах особое место занимают компетенции, связанные со способностью индивида эффективно организовывать и реализовывать процесс самостоятельного познания, регулировать процессы своей самообразовательной деятельности, профессионального развития и пр. Отмечается, что для будущих профессионалов в условиях текущих преобразований в высшей школе особое значение приобретает умение эффективно организовывать и реализовывать собственную самостоятельную работу в процессе обучения в вузе, поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на результаты профессиональной подготовки. В статье анализируются подходы отечественных исследователей к пониманию сущности и содержания самостоятельной работы. Подчеркивается, что для осуществления эффективной самостоятельной работы студенты должны быть готовы к самоуправляемому обучению. Проблема самоуправляемого обучения рассматривается как одна из актуальных для современной педагогической науки и практики. В статье представлен анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Обозначены разные подходы исследователей к определению сущности и ключевых компонентов самоуправляемого обучения. Представлены несколько точек зрения ученых на определение важнейших личностных характеристик, способствующих эффективной реализации самоуправляемого обучения. Также в статье рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на вопрос формирования и развития способности студентов к самоуправляемому обучению. Отдельное внимание уделяется изучению линейных, интерактивных и учебных моделей, известных в зарубежной педагогической науке и практике. В статье отмечается, что способность молодых людей к самоуправляемому обучению является основополагающим условием для эффективной образовательной деятельности, профессионального становления и личностного развития в условиях современного мира. Подчеркивается, что стратегия самоуправляемого обучения является перспективной в контексте обучения студентов в современной высшей школе, поскольку она соответствует требованиям новой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DIRECTED LEARNING AS AN IMPORTANT CONDITION OF EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

In modern educational and professional standards, a special place is occupied by competencies associated with the ability of an individual to effectively organize and implement the process of independent learning, as well as to regulate the processes of his self-educational activities, professional development, etc. The article notes that for future professionals, the ability to effectively organize and to realize their own independent work in the process of studying at a university, since this factor has a direct impact on the results of professional training. The article analyzes the approaches of domestic researchers to understanding the essence and content of independent work. The article emphasizes that in order to carry out effective independent work, students must be ready for self-directed learning. The problem of self-directed learning is considered as one of the most urgent for modern pedagogical science and practice. The article presents an analysis of foreign and domestic psychological and pedagogical literature on the problem under consideration. The different approaches of researchers to defining the essence and key components of self-directed learning are outlined. Several points of view of scientists on the definition of the most important personal characteristics that contribute to the effective implementation of self-directed learning are presented. The article also examines the views of domestic and foreign researchers on the formation and development of students' ability to self-directed learning. Special attention is paid to the study of linear, interactive and educational models known in foreign pedagogical science and practice. The article notes that the ability of young people to self-directed learning is a fundamental condition for effective educational activities, professional development and personal development in the modern world. It is emphasized that the strategy of self-guided learning is promising in the context of teaching students in modern higher education, since it meets the requirements of the new reality.

Текст научной работы на тему «САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

УДК: 378.147.88

DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-17-23

М. В. Кудрявцева (Санкт-Петербург, Россия)

САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной работе показано, что в современных образовательных и профессиональных стандартах особое место занимают компетенции, связанные со способностью индивида эффективно организовывать и реализовывать процесс самостоятельного познания, регулировать процессы своей самообразовательной деятельности, профессионального развития и пр. Отмечается, что для будущих профессионалов в условиях текущих преобразований в высшей школе особое значение приобретает умение эффективно организовывать и реализовывать собственную самостоятельную работу в процессе обучения в вузе, поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на результаты профессиональной подготовки. В статье анализируются подходы отечественных исследователей к пониманию сущности и содержания самостоятельной работы. Подчеркивается, что для осуществления эффективной самостоятельной работы студенты должны быть готовы к самоуправляемому обучению. Проблема самоуправляемого обучения рассматривается как одна из актуальных для современной педагогической науки и практики. В статье представлен анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Обозначены разные подходы исследователей к определению сущности и ключевых компонентов самоуправляемого обучения. Представлены несколько точек зрения ученых на определение важнейших личностных характеристик, способствующих эффективной реализации самоуправляемого обучения. Также в статье рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на вопрос формирования и развития способности студентов к самоуправляемому обучению. Отдельное внимание уделяется изучению линейных, интерактивных и учебных моделей, известных в зарубежной педагогической науке и практике. В статье отмечается, что способность молодых людей к самоуправляемому обучению является основополагающим условием для эффективной образовательной деятельности, профессионального становления и личностного развития в условиях современного мира. Подчеркивается, что стратегия самоуправляемого обучения является перспективной в контексте обучения студентов в современной высшей школе, поскольку она соответствует требованиям новой действительности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самоуправляемое обучение, высшее образование, личност-но-профессиональное развитие, студент, профессионал.

1. Постановка проблемы

Современная система российского высшего образования находится на стадии реформирования. Глубокие структурные и содержательные изменения затрагивают все направления профессиональной подготовки. Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения существенно меняют некоторые условия образовательного процесса, в частности, особую значимость в процессе обучения студентов в высшей профессиональной школе приобретает самостоятельная работа. Прежде всего, это связано с тем, что в новых образовательных стандартах высшего образования на внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится в среднем 50 % учебного времени. Кроме того, в указанных стандартах особое место занимают компетенции, связанные со способностью или готовностью будущих профессионалов находить, систематизировать и использовать информацию; самостоятельно приобретать новое знание; регулировать процессы своей самообразовательной деятельности и профессионального развития на принципах непрерывности и пр.

Соответственно, для современного студента и будущего профессионала особое значение приобретает умение эффективно организовывать и реализовывать собственную самостоятельную работу в процессе обучения в вузе, поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на динамику успеваемости студента и результаты его профессиональной подготовки.

В рамках обозначенной проблемы автор статьи исследовал и проанализировал подходы к определению сущности понятия «самоуправляемое обучение» в зарубежной и отечественной научной литературе, а также провел теоретический анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки студентов к самоуправляемому обучению, что позволило выявить конкретные подходы к формированию и развитию способности человека к самоуправляемому обучению.

2. Самостоятельная работа студентов высшей школы

Анализ отечественной научной литературы показал, что самостоятельную работу можно определить как форму самообразования или как деятельность, которую индивид организует самостоятельно или под руководством преподавателя. Например, по мнению И. А. Зимней, самостоятельная

работа - это целенаправленная мотивированная деятельность обучающегося, которая организуется им в удобный и рациональный с его точки зрения период, требует высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности [4, с. 112-145]. О. Н. Щеголева раскрывает сущность самостоятельной работы как метода и средства непрерывного образования, как средства индивидуализации процесса обучения, которая может выполняться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время [14, с. 38].

В образовательных стандартах самостоятельная работа трактуется как учебная, научно -исследовательская и общественно значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций. Этот вид работы осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им [5, с. 89].

По мнению некоторых исследователей (О. И. Ваганова, А. В. Лапшова, О. П. Колтохина [3] и др.), в условиях модернизации системы образования самостоятельная работа постепенно становится ведущей формой организации процесса обучения, и наряду с этим возникает проблема ее активизации [3, с. 43]. Действительно, это представляет актуальную задачу в современной высшей школе, поскольку нередко студенты подходят формально к выполнению самостоятельной работы, не проявляют креативность, обладают недостаточным научно-исследовательским уровнем, часто компилируют информацию из сети Интернет и т. д. Кроме того, при выполнении самостоятельной работы студентам не всегда удается аргументировать какие-то идеи или гипотезы; студенты могут испытывать существенные трудности в анализе, обобщении, систематизации информации; не всегда проявлять в должной мере способность к целеполаганию, проектированию, организации и самоконтролю собственной образовательной деятельности и пр.

Сущность самостоятельной работы предполагает ведущую роль обучающегося в управлении процессами организации и реализации такой работы. Соответственно, для осуществления эффективной самостоятельной работы студенты должны быть готовы к самоуправляемому обучению.

3. Изучение проблемы самоуправляемого обучения в зарубежной и отечественной научной литературе

В широком смысле слова самоуправляемое обучение представляет собой готовность индивида к планированию, реализации и оценке учебных процессов, т. е. готовность со стороны индивида самоорганизовывать образовательный процесс, управлять им, регулировать его и т. д. В той или иной мере данной подход к определению сущности самоуправляемого обучения отражен в работах таких зарубежных и отечественных исследователей, как M. Knowles [20], S. Merriam и R. Caffarella [21], А. В. Киселева [7], И. Д. Белоновская и Т. Б. Серебровская [1], В. Н. Карташова [6], Е. А. Носачева [8] и др.

В работах зарубежных и отечественных ученых подчеркивается, что самоуправляемое обучение связано с обучением «без учителя» в традиционном понимании. Функции, закрепленные в формальной образовательной среде за преподавателем, в условиях самоуправляемого обучения передаются обучающемуся, а значит, ответственность за собственное обучение переходит к субъекту обучения, при этом преподаватель выступает в роли наставника, что требует пересмотра позиций для всех участников образовательного процесса (D. R. Garrison [17], R. Hiemstra [16], Р. Р. Сагитова [11] и др.). Следовательно, в процессе профессиональной подготовки молодых людей в вузе необходимо содействовать активизации учебной мотивации студентов и познавательному интересу, поскольку система внутренне детерминированных мотивов индивида, его осознанная заинтересованность в управлении процессом обучения являются первоочередными движущими факторами в реализации самоуправляемого обучения.

Важным направлением в разработке проблемы самоуправляемого обучения является исследование способности к самоуправлению в обучении как личностной характеристики. В данном контексте большая часть работ посвящена выявлению доминирующих личностных характеристик, определяющих эффективность реализации самоуправляемого обучения, а также разработке инструментов по оценке готовности обучающихся к самоуправляемому обучению и их личностных качеств.

В контексте данного направления некоторыми зарубежными исследователями был определен ряд ведущих факторов (личностных характеристик), способствующих самоуправляемому обучению. S. L. Stockdale и R. G. Brockett определили в качестве таковых инициативу, контроль, самоэффективность, мотивацию, ориентацию личной ответственности на самоуправление [24]. Другие исследователи включали уровень автономии, саморегуляции, управления временем, самоконтроля, личной и

социальной ответственности как ключевые факторы в реализации самоуправляемого обучения (Li, Wright, Rukavina & Pickering, Pajares) [22]. Из вышесказанного следует, что принцип самоуправляемости в процессах обучения в вузе означает, что студент занимает активную и ответственную позицию, а также проявляет умение к саморегулированию учебного процесса на всех этапах обучения.

Способность к самоуправлению в обучении как личностная характеристика определена R. G. Brockett как склонность к поиску и к участию в деятельности, посредством которой обучающийся берет на себя ответственность за самостоятельное развитие и разработку учебных заданий [16]. Соответственно, самоуправляемое обучение требует от индивида не только соответствующих когнитивных умений, но и мотивационно-эмоциональных учебных предпосылок, поскольку мотивация влияет на когнитивные и метакогнитивные процессы обучающихся (в том числе на самоконтроль), на степень ответственности, которую берут на себя студенты в планировании и реализации своего обучения.

Таким образом, способность индивида к самоуправляемому обучению является необходимым условием для реализации активного самостоятельного познания и самообразовательной деятельности.

Анализ зарубежной научной литературы и прикладных исследований показал, что подходы к формированию и развитию способности к самоуправляемому обучению можно классифицировать на линейные (поэтапные), интерактивные (нелинейные) и учебные модели.

Первыми моделями формирования способности индивидов к самоуправляемому обучению были линейные модели, которые нацелены на планомерное формирование способности обучающихся к самоуправляемой деятельности в образовательных процессах и представляют собой некий алгоритм, определенные этапы развития у обучающихся способности к самоуправляемому обучению (A. M. Tough [25], M. Knowles [20], M. Gibbons [18] и др.). Такой подход представляет интерес и является важным, но недостаточным для глубокой детализации сущности и стратегии самоуправляемого обучения. Вне сомнений, существует большое количество ситуационных факторов и внутренних характеристик индивида, влияющих на процесс самоуправляемого обучения и определяющих уровень самоуправляемости конкретного обучающегося.

Следующие модели, которые позже были названы зарубежными авторами интерактивными (нелинейными), разработаны в качестве альтернативы линейному подходу, поскольку последний воспринимался как эталонная модель и процесс, который трудно воплотить в реальных обстоятельствах. Интерактивные модели имеют более многокомпонентный характер и учитывают большее количество взаимодействующих факторов, включая личностные возможности и ресурсы; предыдущий, текущий и будущий опыт обучающегося; индивидуальные особенности личности; контекст обучения; познание; мотивацию и др. (R. G. Brockett и R. Hiemstra [16], D. R. Garrison [17], G. E. Spear и D. W. Mocker [23] и др.).

Важность контекста, в котором происходит обучение, была признана многими зарубежными исследователями в области самоуправляемого обучения. G. E. Spear и D. W. Mocker удалось доказать, что обучение детерминировано особенностями образовательной среды, в которой оно проходит, в большей степени, чем целеустремленностью или внутренней предрасположенностью учащихся к самоуправляемому обучению [23]. Следовательно, в процессе формирования способности студентов к самоуправляемому обучению в условиях высшей школы особенно важно учитывать факторы и условия образовательной среды и организовывать их таким образом, чтобы повышать способность студентов к самоуправлению в обучении.

Анализ зарубежной научной литературы и исследований показал, что учебные модели самоуправляемого обучения подробно описаны в работах G. O. Grow [19] и M. Hammon & R. Collins [15] и представляют собой определенные способы организации обучения, своеобразные шаблоны, которые преподаватели могут использовать в формальных условиях для интеграции соответствующих методов обучения в свою педагогическую деятельность. В описании учебных моделей подготовки обучающихся к самоуправляемому обучению главным образом раскрывается специфика ролей обучающихся и преподавателей, которые они выполняют в учебных группах и во время занятий, а также способы взаимодействия между основными субъектами образовательного процесса.

Несомненно, важным условием реализации самоуправляемого обучения студентов в вузе является использование преподавателем в процессе их профессиональной подготовки тех средств, форм и методов обучения, которые содействуют постепенной и поэтапной трансформации индивида от зависимого к самоуправляемому обучающемуся (например, игровое обучение, проектное обучение, проблемное обучение, курсовое проектирование, работа в малых группах, дискуссии, кейс-стади и др.).

На основе анализа отечественной педагогической науки и практики установлено, что организация обучения в парадигме самоуправляемого обучения требует пересмотра позиций для всех участников образовательного процесса (М. Б. Есаулова, Т. В. Шадрина и др.) [10]; включает в себя различные виды деятельности и ресурсы, например, проектное обучение, контекстное обучение, проблемное обучение, сократический диалог (С. Б. Шитов) [13]; призывает ставить студента в ситуацию выбора конкретных действий из множества других и, прежде всего, использовать те технологии и методы обучения, которые создают условия для рефлексии обучающимися приобретаемых или используемых ранее способов решения задач (Л. А. Бордонская, С. Е. Старостина и др.) [2]; возлагает особую роль на планомерное развитие проблемно-рефлексивного мышления посредством которого происходит постепенный перевод обучающегося в позицию самообучающегося на основе развиваемой в обучении потребности в саморегуляции, познании себя в образовательных процессах, в результате чего именно сам студент осознанно адаптирует к себе содержание обучения (Г. С. Сухобская [12], И. Д. Белоновская, Т. Б. Серебровская и др.) [1]; включает предоставление возможности студентам определять свои собственные образовательные цели и действия (Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева [9] и др.); предписывает необходимость привить обучающимся умения планирования индивидуальной образовательной траектории (А. В. Киселева) [7].

Исходя из проведенного анализа зарубежной и отечественной научной литературы, можно полагать, что процесс формирования способности к самоуправляемому обучению - сложноорганизо-ванный процесс, объединяющий как внешние атрибуты управления, зависящие от преподавателя (организационно-педагогические условия обучения, методы обучения, контекст обучения и пр.), так и внутренние аспекты, связанные с личностным стремлением студентов к обучению, их системой внутренне детерминированных мотивов, волевой готовностью к самоуправлению и другим характеристиками личности обучающегося.

Заключение

Современные условия социальной жизни, в которых формируется, развивается, обучается и воспитывается индивид, характеризуются динамичными изменениями и противоречивыми тенденциями. В новых реалиях востребованным на рынке труда становится компетентный, ответственный, самостоятельный, креативный, гибкий и адаптивный профессионал, всегда владеющий набором актуальных знаний и необходимых умений, способный к самообучению и саморазвитию. В таких условиях роль системы высшего образования как ключевого фактора общественно и экономического прогресса возрастает. При этом сама система образования также претерпевает существенные и целенаправленные изменения, что требует пересмотра содержания, методов, форм обучения.

Сегодня важно целенаправленно формировать в подрастающем и молодом поколении способность к эффективной организации и реализации собственной образовательной деятельности и процесса обучения в вузе, дать им необходимые для этого инструменты и показать существующие алгоритмы. В высшей школе важно научить современных молодых людей быть самостоятельными и ответственными личностями, способными к конструктивному преобразованию себя в личностном и профессиональном плане на принципах непрерывности.

Способность к самоуправляемому обучению является необходимым условием для эффективной организации и реализации студентами самостоятельной работы как самообразовательной деятельности, что в дальнейшем обеспечит личностно-профессиональное развитие индивида в контексте непрерывного образования.

Изучение опыта зарубежной и отечественной литературы позволяет утверждать, что стратегия самоуправляемого обучения является перспективной в контексте обучения студентов в высшей школе, однако навыки самоуправляемого обучения развиваются со временем и требуют продуманных организационно-педагогических условий. Оптимальные результаты в формировании способности студентов к самоуправляемому обучению можно достичь при условии постепенного ввода обучающихся в образовательный процесс, когда они не сталкиваются с радикальными изменениями, но при этом имеют возможность постепенно двигаться к более самостоятельному подходу, к все более самоуправляемой модели обучения. Комплексный и системный подход к определению значимых компонентов, условий и этапов формирования способности студентов к самоуправляемому обучению позволит сконструировать эффективную модель формирования способности современных молодых людей к самоуправляемому обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоновская И. Д., Серебровская Т. Б. Роль самоуправляемого обучения студентов в университетском образовании // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 12. № 2. С. 85-88.

2. Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Технологические аспекты естественно-научного образования студентов-гуманитариев в условиях перехода к ФГОС ВПО // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 41-48.

3. Ваганова О. И., Лапшова А. В., Колтохина О. П. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 43-46.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1997. 480 с.

5. Казакова С. В. Организация самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения курса «культура толерантности» // Гуманитарные науки. 2017. № 3 (39). С. 89-95.

6. Карташова В. Н. Использование компьютерной программы в автономном обучении студентов немецкому языку // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов : сб. науч. тр. / под ред. О.В. Тарасюк. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. 2014. Т. 2. С. 366374.

7. Киселева А. В. Стратегия самоуправляемого обучения как готовность к активному самостоятельному познанию // Личность и общество: нравственная идея в ценностном мире современного человека : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. П. Цепелева. 2017. С. 89-94.

8. Носачева Е. А. Профессиональная автономия как важная проблема современного профессионального образования в России // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1. С. 112-117.

9. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 456-467.

10. Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / под. ред. М. Б. Есауловой. СПб. : СПГУТД, 2010. 160 с.

11. Сагитова Р. Р. Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 35-41.

12. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

13. Шитов С. Б. Самоуправляемое обучение как фактор формирования личности современного специалиста (социально-философский взгляд) // Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны : сб. науч. тр. по матер. Межунар. научн.-пр. конф. / под ред. Т. К. Ростовской. СПб. : Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 24-27.

14. Щеголева О. Н. Актуализация самостоятельной контролируемой работы в новой образовательной парадигме // Интеграция образования. 2007. № 2. С. 34-45.

15. Hammon M. & Collins R. Self-directed learning: Critical practice. London: Nichols/GP Publishing, 1991.

Р. 224.

16. Hiemstra R., & Brockett R. Reframing the Meaning of Self-Directed Learning: An Updated Model // Processing of the 54th Adult Education Research Conference. Saratoga Spring, 2012. P. 155-161.

17. Garrison D.R. Self-directed learning: Toward a comprehensive model // Adult Education Quarterly. 1997. V. 48. P. 18-33.

18. Gibbons M. The self-directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002. 183 p.

19. Grow G. Teaching learners to be self-directed: A stage approach // Adult Education Quarterly. 1991. V. 41. P. 125-149.

20. Knowles M. S. Self-directed learning. A Guide for Learners and Teachers. Englewood Cliffs, NJ: Cambridge Adult Education, 1975. 135 р.

21. Merriam S. B., Caffarella R. S. & Baumgartner L. M. Learning in adulthood: A comprehensive guide (3rd ed.). San Francisco: Jossey-Bass, 2007. 533 p.

22. Li W., Wright P. M., Rukavina P. B., & Pickering M. Measuring students'perceptions of personal and social responsibility and the relationship to intrinsic motivation in urban physical education // Journal of Teaching in Physical Education. 2008. V. 27(2). P. 167-178.

23. Spear G. E. & Mocker D. W. The organizing circumstance: Environmental determinants in self-directed learning // Adult Education Quarterly. 1984. V. 35. P. 1-10.

24. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. 2011. V. 61(2). P. 161-180.

25. Tough A. M. The Adult's Learning Projects: A Fresh Approach to Theory and Practice in Adult Learning. Toronto: Ontario Institute for Studies in Education, 1971. 191 p.

M. V. Kudryavtseva (Saint-Petersburg, Russia)

SELF-DIRECTED LEARNING AS AN IMPORTANT CONDITION OF EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Abstract. In modern educational and professional standards, a special place is occupied by competencies associated with the ability of an individual to effectively organize and implement the process of independent learning, as well as to regulate the processes of his self-educational activities, professional development, etc. The article notes that for future professionals, the ability to effectively organize and to realize their own independent work in the process of studying at a university, since this factor has a direct impact on the results of professional training. The article analyzes the approaches of domestic researchers to understanding the essence and content of independent work. The article emphasizes that in order to carry out effective independent work, students must be ready for self-directed learning. The problem of self-directed learning is considered as one of the most urgent for modern pedagogical science and practice. The article presents an analysis of foreign and domestic psychological and pedagogical literature on the problem under consideration. The different approaches of researchers to defining the essence and key components of self-directed learning are outlined. Several points of view of scientists on the definition of the most important personal characteristics that contribute to the effective implementation of self-directed learning are presented. The article also examines the views of domestic and foreign researchers on the formation and development of students' ability to self-directed learning. Special attention is paid to the study of linear, interactive and educational models known in foreign pedagogical science and practice. The article notes that the ability of young people to self-directed learning is a fundamental condition for effective educational activities, professional development and personal development in the modern world. It is emphasized that the strategy of self-guided learning is promising in the context of teaching students in modern higher education, since it meets the requirements of the new reality.

Keywords: independent work, self-directed learning, higher education, personal and professional development, student, professional

REFERENCES

1. Belonovskaya I. D., Serebrovskaya T. B. Rol' samoupravlyaemogo obucheniya studentov v universitetskom obrazovanii, Sbornik nauchnykh trudov Sworld, 2012, vol. 12, no. 2, pp. 85-88.

2. Bordonskaya L. A., Starostina S. E. Tekhnologicheskie aspekty estestvenno-nauchnogo obrazovaniya stu-dentov-gumanitariev v usloviyakh perekhoda k FGOS VPO, Gumanitarnyi vektor [Humanitarian Vector], 2012, no. 1 (29), pp. 41-48.

3. Vaganova O. I., Lapshova A. V., Koltokhina O. P. Interaktivnye formy organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov pedagogicheskogo vuza, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 62-2, pp. 43-46.

4. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya : ucheb. Posobie, Rostov n/D, Feniks, 1997, 480 p.

5. Kazakova S. V. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty bakalavrov v protsesse izucheniya kursa «kul'tura tolerantnosti», Gumanitarnye nauki [The Humanities], 2017, no. 3 (39), pp. 89-95.

6. Kartashova V. N. Ispol'zovanie komp'yuternoi programmy v avtonomnom obuchenii studentov nemets-komu yazyku, Informatsionnye tekhnologii v obespechenii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov : sb. nauch. tr. / pod red. O. V. Tarasyuk, Elets, Eletskii gos. un-t im. I. A. Bunina, 2014, vol. 2, pp. 366-374.

7. Kiseleva A. V. Strategiya samoupravlyaemogo obucheniya kak gotovnost' k aktivnomu samostoyatel'nomu poznaniyu, Lichnost' i obshchestvo: nravstvennaya ideya v tsennostnom mire sovremennogo cheloveka : sb. nauch. tr. / otv. red. N. P. Tsepeleva, 2017, pp. 89-94.

8. Nosacheva E. A. Professional'naya avtonomiya kak vazhnaya problema sovremennogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii, Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya, 2013, no. 1, pp. 112117.

9. Noskova T. N., Pavlova T. B., Yakovleva O. V. Analiz otechestvennykh i zarubezhnykh podkhodov k po-stroeniyu peredovykh obrazovatel'nykh praktik v elektronnoi setevoi srede, Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], 2016, vol. 20, no. 4 (85), pp. 456-467.

10. Personifikatsiya vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: na puti k samoupravlyae-momu obucheniyu: monografiya / pod. red. M. B. Esaulovoi, Saint-Petersburg, SPGUTD, 2010, 160 p.

11. Sagitova R. R. Genezis sushchnosti ponyatiya samoobrazovaniya v istorii razvitiya otechestvennoi i zaru-bezhnoi pedagogiki, Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 1, pp. 35-41.

12. Sukhobskaya G. S. Ponyatie «zrelost' sotsial'no-psikhologicheskogo razvitiya cheloveka» v kontekste and-ragogiki, Novye znaniya, 2002, no. 4, pp. 17-20.

13. Shitov S. B. Samoupravlyaemoe obuchenie kak faktor formirovaniya lichnosti sovremennogo spetsialista (sotsial'no-filosofskii vzglyad), Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk v sovremennykh usloviyakh razvitiya

strany : sb. nauch. tr. po mater. Mezhunar. nauchn.-pr. konf. / pod red. T. K. Rostovskoi, Saint-Petersburg, Innovatsionnyi tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki, 2016, pp. 24-27.

14. Shchegoleva O. N. Aktualizatsiya samostoyatel'noi kontroliruemoi raboty v novoi obrazovatel'noi paradigme, Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], 2007, no. 2, pp. 34-45.

15. Hammon M. & Collins R. Self-directed learning: Critical practice, London, Nichols/GP Publishing, 1991,

p. 224.

16. Hiemstra R., & Brockett R. Reframing the Meaning of Self-Directed Learning: An Updated Model, Processing of the 54th Adult Education Research Conference, Saratoga Spring, 2012, pp. 155-161.

17. Garrison D.R. Self-directed learning: Toward a comprehensive model, Adult Education Quarterly, 1997, vol. 48, pp. 18-33.

18. Gibbons M. The self-directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel, San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002, 183 p.

19. Grow G. Teaching learners to be self-directed: A stage approach , Adult Education Quarterly, 1991, vol. 41, pp. 125-149.

20. Knowles M. S. Self-directed learning. A Guide for Learners and Teachers. Englewood Cliffs, NJ, Cambridge Adult Education, 1975, 135 p.

21. Merriam S. B., Caffarella R. S. & Baumgartner L. M. Learning in adulthood: A comprehensive guide (3rd ed.), San Francisco, Jossey-Bass, 2007, 533 p.

22. Li W., Wright P. M., Rukavina P. B., & Pickering M. Measuring students'perceptions of personal and social responsibility and the relationship to intrinsic motivation in urban physical education, Journal of Teaching in Physical Education, 2008, vol. 27(2), pp. 167-178.

23. Spear G. E. & Mocker D. W. The organizing circumstance: Environmental determinants in self-directed learning, Adult Education Quarterly, 1984, vol. 35, pp. 1-10.

24. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model, Adult Education Quarterly, 2011, vol. 61(2), pp. 161-180.

25. Tough A. M. The Adult's Learning Projects: A Fresh Approach to Theory and Practice in Adult Learning, Toronto, Ontario Institute for Studies in Education, 1971, 191 p.

Кудрявцева М. В. Самоуправляемое обучение как важное условие эффективной реализации самостоятельной работы студентов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 17-23.

Kudryavtseva M. V. Self-directed Learning as an Important Condition of Effective Implementation of Independent Work of Students, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol.5, no. 1, pp. 17-23.

Дата поступления статьи - 26.01.2021; 0,75 печ. л.

Сведения об авторах

Кудрявцева Мария Викторовна - старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; mari_kuvi@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author:

Maria V. Kudryavtseva, Senior Lecturer, Department of social work and law, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia; mari_kuvi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.