УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-116-130
ББК 74.48
ПЕРЕДОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В КИТАЕ
ADVANCED POLICIES AND PRACTICES IN HIGHER EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABILITIES IN CHINA
У Жунвэй
Аспирант кафедры сравнительной образовательной политики Учебно-научного института сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов
E-mail: [email protected]
Wu Rongwei
PhD postgraduate student at the Department of Comparative Educational Policy, Educational and Scientific Institute for Comparative Educational Policy, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной работе прослеживается наиболее передовая политика и практика в области высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Китае. Исследование основано на соответствующих политических документах, программах пилотных проектов, сводных отчетах и другой документации. В основу работы положено применение теоретических методов исследования - анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация результатов исследования. В данной статье описывается предыстория реализации пилотной программы инклюзивного высшего образования
Abstract. This paper traces the most advanced policies and practices in higher education for students with disabilities in China. The study is based on relevant policy documents, pilot project programs, summary reports and other documentation. The paper is based on the application of theoretical research methods - analysis of scientific literature, comparison, generalization and systematization of research results. This article describes the background of the implementation of the pilot program of inclusive higher education in China, focusing on a summary
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© У Жунвэй, 2024
в Китае, основное внимание уделяется краткому изложению практики и опыта шести пилотных вузов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что система поддержки инклюзивного высшего образования, построенная в Китае, имеет важное практическое и теоретическое исследовательское значение. Обобщение и распространение пилотного опыта упомянутых вузов будет способствовать взаимному обучению, обмену опытом и развитию сотрудничества в области инклюзивного высшего образования между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
of the practices and experiences of the six pilot universities. The findings show that the support system for inclusive higher education built in China has important practical and theoretical research significance. Generalization and dissemination of the pilot experience of the mentioned higher education institutions will promote mutual learning, exchange of experience and development of cooperation in the field of inclusive higher education between the Russian Federation and the People's Republic of China.
Ключевые слова: инклюзивное высшее образование, студенты с ОВЗ, пилотные проекты, китайский опыт.
Keywords: inclusive higher education, students with disabilities, pilot projects, Chinese experience.
Для цитирования: УЖунвэй. Передовая политика и практика в области высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Китае // Проблемы современного образования. 2024. № 4. С. 116-130. DOI: 10.31862/2218-8711-20244-116-130.
Cite as: Wu Rongwei. Advanced policies and practices in higher education for students with disabilities in China. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 4, pp. 116-130. DOI: 10.31862/2218-87112024-4-116-130.
Введение
После принятия в 1994 г. Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями концепция инклюзивного образования получила широкое признание и распространение, а практика инклюзивного образования стала развиваться по всему миру [1]. В то же время, являясь ведущей образовательной идеологией и педагогической теорией, она постоянно стимулирует образовательные реформы в разных странах.
В Китае, в силу исторических, экономических причин и большой численности населения, образование людей с ОВЗ в прошлом было относительно неразвитым. Однако в настоящее время, после того как в Китае начались реформы, государство обрело политическую стабильность, произошел экономический взлет, страна стала на путь открытости.
В интересующей нас области это стало особенно заметно после того, как в 2008 г. Китай взял на себя инициативу по подписанию Конвенции о правах инвалидов (КПИ), смысл которой «...заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» [2], Правительство выпустило ряд соответствующих нормативных документов по защите прав инвалидов, и ситуация с их доступом к образованию за относительно короткий период времени изменилась в лучшую сторону. В настоящее время Китай, выполняя свои международные обязательства, планомерно продвигает концепцию образования инвалидов интегрированного во все уровни образования в стране: дошкольное, начальное, общее, среднее профессиональное и высшее [3].
Инклюзивное образование в высшей школе - это применение концепции инклюзии в сфере высшего профессионального образования, и это необходимый способ помочь людям с ОВЗ в будущем успешно интегрироваться в общество и начать самостоятельную жизнь. По мнению российских ученых - Т. Е. Мальцевой и А. Л. Бойко - инклюзивное высшее образование является новым этапом в общей системе высшего образования, который можно понять, применив дуалистический подход к этой концепции. Во-первых, инклюзивное высшее образование - это образование для социально и функционально дифференцированных людей. Во-вторых, оно направлено на социализацию студентов с ОВЗ и развитие их субъектности и интернальности в профессиональной деятельности [4].
Несомненно, такое определение является универсальным. С одной стороны, оно четко указывает на конкретные объекты, которым служит инклюзивное высшее образование, а с другой стороны, в нем ясно сформулированы задачи и цели, которые должны быть достигнуты с его помощью. В китайской академической среде существуют схожие точки зрения в понимании этого термина. Это дает нам возможность провести дальнейшее исследование закономерностей и особенностей развития инклюзивного высшего образования в Китае.
Учитывая узкие места и дилеммы, с которыми сталкивается Россия в области высшего инклюзивного образования, необходимо больше узнать об успешном опыте в этой области в разных странах мира. Процесс совершенствования высшего инклюзивного образования может быть максимально эффективным, если активно знакомиться с практикой других стран и находить способы учиться друг у друга путем обмена опытом и сотрудничества.
В области высшего образования для людей с ОВЗ Китай с середины 1980-х гг. идет своим собственным, уникальным путем развития. Ден Мен, один из наиболее известных китайских профессионалов в области инклюзивного образования, в «Докладе о развитии инклюзивного образования на уровне высшего образования в Китае», опубликованном в 2020 г., обобщает различные модели предоставления высшего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, существующие в Китае. Автор сводит все варианты лишь к трем возможным: полностью инклюзивная форма обучения, частично инклюзивная форма и смешанная форма [5] (табл. 1).
Таблица 1
Формы инклюзивного высшего образования в Китае
Название формы Содержание формы Категории студентов с ОВЗ
Полная инклюзивная форма Студенты с ОВЗ и трудоспособные студенты учатся вместе Большинство - студенты с физическими недостатками, легкими нарушениями зрения и слуха, а также с церебральным параличом
Частичная инклюзивная форма Создание независимых институтов, факультетов, а также программ специального образования в вузах; «отдельные экзамены, отдельный прием и отдельное обучение» для студентов с ОВЗ Большинство - студенты с более серьезными нарушениями зрения, слуха и речи
Смешанная форма Существуют две гибридные формы: первая - некоторые независимые средние профессиональные и технические школы для подростков-инвалидов и учебные заведения для взрослых проводят обучение совместно; вторая -реализация высшего образования для студентов с ОВЗ через самостоятельное обучение с экзаменами и другие каналы, такие как университеты радио и телевидения, а также открытые университеты, использующие дистанционное обучение для предоставления высшего образования инвалидам Инвалиды с физическими, зрительными, слуховыми, речевыми и другими видами нарушений, которые подходят для обучения в вузе по соседству или дистанционного обучения
Как видно, в Китае участие инвалидов в высшем образовании принимает различные формы. Хотя у всех форм есть свои преимущества и недостатки, очевидно, что консенсус педагогов и практиков в Китае и в других странах все больше смещается в сторону формы полной инклюзии, которая не только связана с «реализацией права инвалидов на образование на основе равных возможностей и недискриминации» [2], но, что еще более важно, признается всеми странами мира как наилучшее средство полного и эффективного участия инвалидов в жизни общества и их интеграции в него.
Методология
Цель данной работы - выявить сущность китайской модели высшего инклюзивного образования, то есть максимально эффективно построить комплексную систему поддержки высшего инклюзивного образования лиц с инвалидностью, изучив наиболее передовые экспериментальные практики высшего инклюзивного образования в Китае за последние годы.
Китай подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов в июле 2007 г., а с сентября 2008 г. данные международные обязательства вступили в силу в Китае. С целью соблюдения рекомендаций Конвенции, удовлетворения растущего спроса на высшее образование для инвалидов, а также дальнейшего изучения и совершенствования политики инклюзивного высшего образования, в 2017 г. Федерация инвалидов Китая совместно с Министерством образования страны выпустили единый документ - Письмо о пилотной работе
по инклюзивному высшему образованию для инвалидов. Это было сделано для последующего выбора нескольких вузов в качестве пилотных учебных заведений по инклюзивному высшему образованию в следующих регионах Китая: Пекин, провинция Цзилинь, Цзянсу, Хэнань, Хубэй и Сычуань. Каждая из провинций и столица выбрала по одному университету в качестве пилотного учебного заведения по инклюзивному высшему образованию.
Возьмем этот проект в качестве фона для своего исследования и рассмотрим самые передовые стратегии и направления инклюзивного высшего образования в Китае на сегодняшний день. Исследовательская работа основана на такой литературе, как директивные документы, программы пилотных работ, краткие отчеты о пилотных работах и прочих, относящихся к проекту. Основные применяемые теоретические методы исследования включают, но не ограничиваются, использованием методов анализа научной литературы, классификации, сравнения, обобщения и систематизации содержания исследования.
Результаты
1. Характеристика распределения специализаций пилотного проекта по вузам.
Сначала мы отсортировали и обобщили информацию о вузах, участвующих в указанном пилотном проекте, и об охвате их пилотных программ (табл. 2).
Таблица 2
Список пилотных вузов Китая по инклюзивному высшему образованию и их специализации
Учреждение Специализации
Чанчуньский университет (провинция Цзилинь) Акупунктура и массаж, реабилитационная терапия, музыкальное и танцевальное исполнительство, специальное образование, живопись, дизайн визуальных коммуникаций, анимационный дизайн, бизнес-администрирование
Университет Пекинского Союза (Пекин) Визуальная коммуникация, компьютерные науки и технологии, искусство и дизайн, специальное образование, педагогическая реабилитация, акупунктура и массаж, музыковедение, дошкольное образование, ландшафтное искусство
Нанкинский педагогический колледж специального образования (провинция Цзянсу) Специальное образование, сурдоперевод, прикладная психология, музыковедение, танцевальное исполнительство, английский язык, китайский язык и литература, образовательные технологии, компьютерные науки и технологии, государственное управление, изобразительное искусство, дизайн одежды и костюмов
Чжэнчжоуский университет инженерии и технологии (провинция Хэнань) Фотография, компьютерные науки и технологии, специальное образование
Уханьский технологический университет (провинция Хубэй) Материаловедение и инженерия, электротехника и машиностроение, информационная инженерия, компьютерные науки и технологии, информационная автоматизация, судоходство, инженерная логистика, деловое администрирование, искусство и дизайн
Сычуаньский университет (провинция Сычуань) Китайский язык и литература, живопись, математика, электронная информация, компьютерная информация и наука, химия, медицина, фармацевтика, право, физика, материаловедение, механическое проектирование, архитектура
Исследования показали, что существует сильная положительная корреляция между социальным статусом инвалидов, полной реализацией их прав и уровнем экономического и социального развития страны или региона [6]. Китай сегодня обладает второй по величине экономикой в мире, однако экономическое и социальное развитие в восточной, центральной и западной частях страны все еще происходит очень неравномерно.
В соответствии с дисбалансом в экономическом и социальном развитии, образование в Китае в настоящее время сталкивается с теми же проблемами разнородности в региональном образовательном развитии и развитии структуры образовательных уровней. К этому прибавляется сложности в неадекватном повышения качества образования и удовлетворения потребностей в вариативном образовании в различных учреждениях разных регионов страны [7]. В области образования для людей с ОВЗ известный китайский ученый, профессор Ли Хуан отметил, что, «только добившись рациональной региональной планировки высшего образования для инвалидов, мы сможем действительно обеспечить им сбалансированные образовательные возможности и добиться равенства в высшем образовании для инвалидов» [8].
Из информации, приведенной в табл. 2, видно, что представленные пилотные учебные заведения инклюзивного высшего образования разбросаны в части обучающих направлений. Очевидно, это тщательно продумано и учтено соответствующими ведомствами с целью объединения знаний, их наиболее комплексной подачи в соответствии с практикой различных регионов. В будущем такая схема должна послужить разработке политических документов, необходимых для продвижения данной образовательной идеи на национальном уровне.
Кроме того, из табл. 2 мы видим, что спектр специальностей, по которым предлагается инклюзивное образование в пилотных вузах, достаточно широк. Это дает студентам с ОВЗ больше возможностей для профессионального выбора и карьерного роста. Следует отметить, что с 1980-х гг., когда люди с ограниченными возможностями начали получать доступ к высшему образованию, они были ограничены очень небольшим числом специальностей из-за своих физических особенностей. Например, студенты с нарушениями зрения обычно ограничивались музыкой или акупунктурой и массажем, а студенты с нарушениями слуха - танцами, живописью, искусством или дизайном [9; 10].
2. Конкретные практические подходы в пилотных проектах.
В одном из исследований [11] были подробно изложены цели пилотного проекта Китая в области инклюзивного высшего образования, которые сводятся к следующим двум основным задачам:
1. Совершенствование механизма гарантирования высшего образования для людей с ОВЗ и выполнение обязанностей правительства всех уровней и руководства всех соответствующих ведомств. В частности, это включает всестороннее улучшение условий функционирования вузов, повышение уровня финансовой помощи студентам с инвалидностью, усиление
строительства безбарьерных объектов и создание надежной системы функционирования инклюзивного образования.
2. Повышение качества высшего образования, включая содействие индивидуальному развитию студентов с ОВЗ, а также повышение эффективности оценки и идентификации, зачисления и распределения, обучения и преподавания, а также реабилитационной подготовки.
Для достижения этих целей Федерация инвалидов Китая и Министерство образования поручили соответствующим государственным ведомствам в каждой провинции и городе совместно с пилотными вузами разработать конкретный план реализации, которому затем все участники строго следовали в течение двухлетнего испытательного срока. Мы проследили за краткими отчетами, написанными вузами после окончания пилотных проектов, а также обратили внимание на другую соответствующую теме литературу, чтобы разобраться в деталях и собрать воедино конкретные практические наработки, представив их в четырех измерениях: поддержка при наборе и зачислении; академическая поддержка; поддержка жизни в кампусе и поддержка занятости.
Поддержка при наборе и зачислении. Предоставление абитуриентам с ОВЗ необходимой поддержки при сдаче экзаменов и поступлении - это первое действие, которое может стать серьезным препятствием в обеспечении права на образование студентов с ОВЗ. Основными мерами поддержки абитуриентов с ОВЗ в этой области являются: разработка политики и программ проведения экзаменов; разработка собственных экзаменационных работ; предоставление дополнительных услуг для лиц с особыми потребностями; организация оценки особых потребностей; адаптация мест проведения экзаменов; предоставление вспомогательных средств для лиц с особыми потребностями и т. д.
Например, две трети из шести пилотных вузов предоставляют на вступительных экзаменах вопросники с крупным шрифтом и шрифтом Брайля, а также обеспечивают кандидатов сурдопереводчиками или брайлевскими контролерами. В области оценки особых потребностей Сычуаньский университет использовал более зрелый опыт, составив карту количества студентов с ОВЗ среди абитуриентов, где были указаны тип и степень инвалидности ученика. После общения с абитуриентами с ОВЗ или их родителями были выяснены их потребности. В области адаптации экзаменационных аудиторий Пекинский университет установил электролюминесцентные сигнальные колокольчики в экзаменационных комнатах для абитуриентов с нарушениями слуха. Нанкинский педагогический колледж специального образования оборудовал особую экзаменационную комнату с увеличенным временем экзамена для абитуриентов с нарушениями зрения [12].
Академическая поддержка. Предоставление разнообразной академической поддержки также должно лежать в основе сферы инклюзивного высшего образования.
Области, которые охватывает академическая поддержка, можно увидеть в табл. 3.
Таблица 3
Элементы системы академической поддержки
Поддержка Конкретные меры и услуги
Создание безбарьерной среды Доступность физической среды обеспечивается практическими действиями по проектированию, строительству и модификации общественных зданий и помещений (учебные аудитории, общежития, библиотеки, центры активности, фит-нес-центры и т. п.), строительству и ремонту внутренних дорог и т. д. Эти меры включают строительство безбарьерных коммуникационных платформ и предоставление безбарьерных услуг в виде голосовых и текстовых подсказок
Строительство ресурсного центра Центр предоставляет оборудование для чтения, набора и печати по Брайлю, а также программное обеспечение для перевода по Брайлю, программное обеспечение для чтения с экрана для слепых, преобразования речи и другие профессиональные средства и оборудование. Основными задачами центра являются оказание поддержки и помощи в обучении студентам с ОВЗ, обеспечение технической поддержки и практических условий для проведения углубленных исследований в области инклюзивного образования, а также отслеживание и оценка обучения студентов
Адаптация образования и преподавания Индивидуальные программы обучения для каждого студента с ОВЗ, обеспечение их специальными учебными материалами и подходящими методами оценки
Реформа учебной программы Вузы предоставляют студентам с ОВЗ альтернативные, специальные и оптимизированные учебные программы, которые адаптированы к их физическим особенностям и отвечают их потребностям в обучении
Обеспечение вспомогательными средствами (модальностями) Вузы предоставляют средства обучения, внеклассную поддержку и услуги волонтеров для удовлетворения индивидуальных потребностей студентов с ОВЗ в процессе обучения
Подготовка преподавателей Формирование команд преподавателей (включая психотерапию) для инклюзивного образования, подготовку по навыкам и методам преподавания, а также повышение управленческих навыков тьюторов
Руководствуясь схемой, пилотные вузы начали ряд практических исследований и внесли ценный вклад в исследуемый вопрос. Например, Университет Пекинского Союза [13] создал условия для обеспечения доступности информации своих основных веб-сайтов и прикладных систем, которыми обычно пользуются студенты с нарушениями зрения, включая домашнюю страницу университета, университетскую новостную сеть, веб-сайт по учебным вопросам, электронную библиотеку и финансовую систему студенческого кампуса. В результате этого веб-сайты и прикладные системы университета достигли второго уровня китайского рейтинга доступности, что позволило студентам с нарушениями зрения получать более удобный доступ к информации и улучшило их общение с преподавателями и студентами.
Сычуаньский университет [14] приступил к разработке специальной программы инклюзивного образования. Опираясь на ресурсы таких организаций, как Центр реабилитационного лечения и Центр психологической помощи Западно-Китайской больницы, относящейся к университету, вуз организовал для студентов с ОВЗ курсы по назначению функциональных упражнений, методам обучения физическим упражнениям,
а также курсы по управлению физическим здоровьем, теории и практике управления психическим здоровьем, управлению личным здоровьем и культуре инклюзивного образования, информированности о стихийных бедствиях, теории и практике самозащиты. Инклюзивное образование в вузе осуществлялось в сочетании онлайн- и офлайн-форм обучения, взаимодополняющих аудиторных и внеаудиторных занятиях, общих и целевых подходов.
Характерные черты и особенности инклюзивного высшего образования Чжэнчжо-уского инженерно-технологического университета [15] заключаются в том, что руководство вуза настаивало на достижении студентами основной цели: воспитания прикладных талантов. Для этого был разработан набор систематических курсов по профессиональным способностям, в основе которых лежал принцип «технология + навыки». Также были внесены серьезные коррективы в программы обучения, соотношение часов занятий и в оценку результатов, чтобы данные программы в большей степени соответствовали физическим и психологическим особенностям учащихся с нарушениями слуха и способствовали реализации полноценного инклюзивного образования. Например, три специальных курса были разработаны непосредственно для глухих студентов: «Глухие и общество», цель которого - улучшить способность таких людей понимать себя и общество, а также «Чтение и письмо» и «Язык жестов и общение», направленные только на улучшение способности студентов с ОВЗ к выражению своих мыслей в письменной форме, ведение беседы и общения друг с другом.
В процессе изучения пилотного проекта инклюзивного образования в высших учебных заведениях Нанкинский педагогический колледж специального образования [16] взял за основу Ресурсный центр инклюзивного образования и построил платформу ресурсной поддержки с коллекцией книг и материалов, учебных пособий, реабилитационного оборудования, средств обучения и вспомогательных технологий. Таким образом, студенты с ОВЗ были обеспечены такими основными видами работы, как консультирование, оценка и разработка индивидуальных планов поддержки. В настоящее время колледж осуществляет следующие программы регулярного обслуживания: программа оценки качества обучения при поступлении, программа преобразования учебных ресурсов (включая перевод на шрифт Брайля, аудио или видео перевод, сурдоперевод и т. д.), программа оценки доступности кампуса, программа учебных пособий, программа безбарьерной библиотеки, программа поддержки сдачи экзаменов и многие другие.
Поддержка жизни в кампусе. Предоставление студентам с ОВЗ необходимой поддержки для жизни в кампусе является важным элементом, обеспечивающим успешное завершение обучения в вузе.
Поддержка включает в себя нижеперечисленные аспекты, но не ограничивается ими:
1. Раннее изучение и выявление потребностей каждого студента-инвалида, предоставление ему безбарьерных условий, улучшение условий проживания, оборудование необходимых бытовых помещений и т. д.
2. Создание системы физической реабилитации и психиатрической помощи для различных студентов в зависимости от их физического и психического состояния.
3. Создание комплексной системы финансовой помощи, включая плату за обучение, расходы на питание и проживание, а также попытка освободить от финансовых обязательств студентов из экономически неблагополучных семей;
4. Создание гуманистической среды, пропаганда и продвижение концепции инклюзивного образования, а также организация команды волонтеров, состоящей из преподавателей и студентов для оказания многочисленных услуг поддержки, таких как помощь в обучении, развитие навыков межличностного общения и сопровождение студентов с ОВЗ и т. д.
5. Расширение участия студентов с инвалидностью в общественных мероприятиях и соревнованиях, поощрение их к объединению с обычными студентами, включение соревновательного элемента на одной сцене, а также возможность делиться результатами.
Уханьский Технологический Университет [17] активно проводит различные мероприятия, которые эффективно помогают студентам с ОВЗ лучше интегрироваться в жизнь университета. Это и основание «языка жестов Нгок», и создание футбольной команды глухих и проведение футбольных матчей, и организация художественных мастер-классов для создания признанными художниками работ совместно со студентами-инвалидами, и проведение волонтерских мероприятий для помощи инвалидам.
Поддержка занятости. Предоставление поддержки в трудоустройстве студентам с ОВЗ является ключевой частью работы инклюзивного высшего образования. По мнению Фань Лили, эксперта по высшему инклюзивному образованию в Китае: «Независимое трудоустройство и социальная мобильность - это основные пути достижения студентами с инвалидностью самостоятельности, отражения их ценностей и повышения их достоинства. В то же время то, могут ли студенты с инвалидностью эффективно трудоустроиться или открыть свой собственный бизнес в обществе, также является наиболее эффективным показателем качества инклюзивного высшего образования в высшей школе» [18].
В частности, меры, предпринимаемые вузами для поддержки занятости студентов с ОВЗ, включают: организацию учебных курсов по трудовой карьере и курсов по профориентации; обучение студентов профессиональным навыкам и практическую деятельность; разработку программ поддержки занятости студентов с ОВЗ; расширение ресурсов занятости для таких студентов и создание диверсифицированной платформы для оказания услуг по поддержке занятости; проведение ярмарок вакансий исключительно для студентов с ОВЗ; предоставление специальных субсидий для занятости; повышение уровня инновационных и предпринимательских способностей студентов и т. д.
В этой области Чанчуньский университет [19] проделал большой и плодотворный путь. Для согласованного управления выпуском и трудоустройством студентов-инвалидов был создан трехсторонний механизм: от отдела по работе со студентами университета до конкретных факультетов, а затем до кафедры, в которых обучаются студенты-инвалиды. Что еще более важно, университет поощряет студентов-инвалидов активно участвовать в мероприятиях «предпринимательства», которые обогащают жизнь студентов с ОВЗ в университетском городке и повышают их трудоспособность и предприимчивость.
3. Эффективность и опыт пилотного проекта
Проследив за вышеперечисленными четырьмя аспектами, мы можем увидеть, что пилотный проект по инклюзивному высшему образованию в Китае был реализован качественно. В соответствии с национальными, провинциальными и муниципальными рамками, пилотные вузы активно экспериментировали с различными аспектами программы и изначально создали модель профессиональной подготовки, совместимую с тройственной концепцией «прием, обучение, трудоустройство». Общие черты и особенности вузов в процессе изучения этих вопросов привели к созданию сильной и эффективной системы вспомогательных услуг для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
С точки зрения шести пилотных вузов самая большая разница между «до» и «после» внедрения экспериментального проекта заключается в том, что всесторонняя поддержка и защита студентов с ОВЗ в университетах перешла от спонтанности и фрагментарности к уровню университетской значимости и межведомственного сотрудничества и управления.
На итоговом совещании по данному пилотному проекту опыт, совместно упомянутый лицами, ответственными за этот проект в шести вузах, был в основном сосредоточен на следующих двух аспектах:
1. Соответствующие регулирующие ведомства, от государства до провинций и муниципалитетов, где расположены пилотные вузы, оказались крайне важны для рассматриваемого проекта: от его проработки на высшем уровне до управления проектом и его приемки - все стороны имели четкие границы ответственности. Именно поэтому вузы получили необходимую кадровую, финансовую и материальную поддержку.
2. Пилотные вузы создали отдельный офис и группу управления проектом, организовали ресурсный центр по инклюзивному высшему образованию, активизировали продвижение концепции инклюзивного образования для всех преподавателей и студентов, создали хорошую безбарьерную среду и атмосферу. Они также создали разнообразные платформы поддержки для удовлетворения потребностей развития инклюзивного образования, предоставляя индивидуальные услуги для студентов с ОВЗ [20].
Заключение
Запуск пилотной программы инклюзивного высшего образования в 2017 г. стал важным событием в истории развития высшего образования для людей с инвалидностью в Китае. Это означает, что практика инклюзивного образования вступила в новую стадию развития: переходу от частичной к полной интеграции.
Шесть пилотных вузов инклюзивного высшего образования в Китае были выбраны на основе сочетания их предыдущего опыта обучения инвалидов и сбалансированного географического распределения, что в будущем, несомненно, послужит разработке политики национального уровня, охватывающей всю страну.
Инклюзивное высшее образование - это идея, имеющая огромное значение, но также неотделимая на пути достижения от больших трудностей и проблем, затрагивающая множество звеньев, отделов и персонала. Один из принципов, которого придерживаются китайские высшие учебные заведения в области высшего образования, - максимальное развитие двух основных компетенций, которые позволят студентам с ОВЗ в будущем интегрироваться в общество: профессиональных навыков и навыков общения.
Для этого в пилотном проекте была оптимизирована процессы инклюзивного образования в вузах, а все внимание было сосредоточено на оказании всесторонней поддержки студентам с ОВЗ и отстройке комплексной системы: «поддержка при наборе и зачислении + академическая поддержка + поддержка жизни в кампусе + поддержка занятости», которая также послужит примером для других стран мира.
Инклюзивное высшее образование сегодня также является приоритетом для российского сектора образования. Надеемся на расширение сотрудничества и продолжение обмена опытом между двумя странами в этой области, чтобы дополнять сильные стороны друг друга, вместе преодолевать трудности и вносить большой вклад в гуманитарное дело человечества!
Список литературы
1. Скуднова Т. Д., Пашкова М. Н. Мировая практика инклюзивного образования: история и современность // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 109-116.
2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (дата обращения: 22.09.2023).
3. змк : §гФаш£лм«7о¥».ш
2019^, Ц47]& [Равенство, участие и совместное использование: 70 лет защиты прав и интересов людей с ОВЗ в КНР. Пекин: Информационное бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики, 2019. 47 с.]
4. Мальцева Т. Е., Бойко А. Л. Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования // Вестн. Омского ун-та. Сер.: Психология. 2017. № 3. С. 32-38.
5. <<Фаа^Л*«Ш^(2020)>>, 2020^, 410& [Лин Кан. Отчет о развитии дела для людей с ОВЗ в Китае. Пекин: Китайское изд-во литературы по социальным наукам, 2020. 410 с.]
6. Banks L. M., Kuper H., Polack S. Correction: Poverty and disability in low- and middle-income countries: A systematic review // PLOS ONE. 2018. 13 (9): e0204881. P. 1-19. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0204881 (accessed: 02.11.2023).
7. sn, тш, тижтшгттшт, 2018 щтшъш,
Ü10-135U [Тинцзинь Чжи, Цзясинь Чэнь. Дисбалансы и неадекватности в развитии образования // Исследования в области образования Университета Цинхуа. 2018. Т. 3, № 3. C. 10-13.]
8. тк шт, ((ФшшАй^ШЕшмшшйй^в^)),
2018^Щ8Щ Ц3-10Е> [Ли Хуань, Ван Тяньтянь. Эмпирическое исследование координации региональной схемы высшего образования для людей с ОВЗ в Китае // Китайское специальное образование. 2018. № 8. С. 3-10.]
9. ж, (Фашл^йшамйш^шл),
2010^, 805и [Чжан Юэ. Исследование проблем развития и контрмер высшего образования для людей с ОВЗ в Китае: дис. ... магистра пед. наук. Цзянсийский пед. ун-т, 2010. 80 с.]
10. шш, иёъш,
50Мо [Тан Синьян. Исследование справедливости процесса получения высшего образования студентами с ОВЗ: дис. ... магистра пед. наук. Ун-т Циндао, 2019. 50 с.]
11. №ШМ£ШШйШШЮ, 127Жо [Чжан Фанг. Исследование реализации экспериментальной политики инклюзивного высшего образования: дис. ... магистра пед. наук. Восточно-китайский общеобразовательный ун-т. 2022. 127 с.]
12. зшив, Ш,
2020^ШШ, Ц10-1^о [Чжан Маоконг, Чжэн Вэй, Хоу Цзе. Тестирование построения системы вспомогательных услуг для инклюзивного высшего образования людей с ОВЗ // Китайское специальное образование. 2020. № 6. С. 10-17.]
13. шш, зэд атш^^мш^шшйхшт,
2020^^14Щ, Ц23-265и [Ци Цайцянь, Ли Айгуо, Тенг Сяндун. Отчет о пилотной работе по высшему инклюзивному образованию в Университете Пекинского Союза // Современное специальное образование. 2020. № 4. С. 23-26.]
14. ^ш, шши, 2020 щшт, Ш3-5&
[Лу Сифен. Отчет о пилотной работе по высшему инклюзивному образованию в Сы-чуаньском университете // Современное специальное образование. 2020. № 6. С. 3-5.]
15. ш, тмхтшшпш&шшйх^йт, шшмти, 202^^4%
Щ27-33Ко [Ган Юн. Отчет о пилотной работе по высшему инклюзивному образованию в Чжэнчжоуском колледже инженерии и технологии // Современное специальное образование. 2020. № 4. С. 27-33.]
16. ^хж, шмм, ш, шш, тшшшшш^пш&шпшхшя),
2020 ^-ЦбЩ Ц8-1Щ0 [Отчет о пилотной работе по высшему инклюзивному образованию в Нанкинском педагогическом колледже специального образования / Хуа Синься, Фань Лили, Ян Фэн, Чэнь Бэйцинь // Современное специальное образование. 2020. № 6. С. 8-11.]
17. ш®, тишхшшщш^шшйхшт, шшм*, 202^шя,
Ц6-75и [Хань Тоньюань. Отчет о пилотной работе по высшему инклюзивному образованию в Уханьском технологическом университете // Современное специальное образование. 2020. № 6. С. 6-7.]
18. шм, шш-^жт,
Щ01-107Ж, [Фань Лили. Локальный опыт, дилеммы и пути выхода из ситуации с инклюзивным высшим образованием // Исследования в области развития образования. 2018. Т. 38, № 13. C. 101-107.]
19. ШШШШИ, 2020^Шй, H20-225U [Чжан Хунцзе. Отчет о пилотной работе по высшему инклюзивному образованию в Чанчуньском университете // Современное специальное образование. 2020. № 4. C. 20-22.]
20. шжт, тш^тшжшш
ШШШ&*, 202^ЦЩ Ц17-19Щ. [Фань Лили. Создание системы поддержки с китайской спецификой и содействие развитию инклюзивного высшего образования в Китае - обзор итогового совещания по пилотной работе в области инклюзивного высшего образования для людей с ограниченными возможностями // Современное специальное образование. 2020. № 4. C. 17-19.]
References
1. Skudnova T. D., Pashkova M. N. Mirovaya praktika inklyuzivnogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya. 2017, No. 4 (208), pp. 109-116.
2. Konventsiya o pravakh invalidov. Prinyata rezolyutsiey 61/106 Generalnoy Assamblei OON ot 13.12.2006. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability.shtml (accessed: 22.09.2023).
3. Equality, participation and sharing: 70 years of protecting the rights and interests of people with disabilities in the PRC. Beijing: Information Bureau of the State Council of the People's Republic of China. 2019. 47 p. (In Chinese)
4. Maltseva T. E., Boi ko A. L. Vysshee inklyuzivnoe obrazovanie kak novaya stupen v obshchey sisteme vysshego obrazovaniya. Vestn. Omskogo un-ta. Ser.: Psikhologiya. 2017, No. 3, pp. 32-38.
5. Ling Kang. Report on developments in the case of people with disabilities in China. Beijing: Chinese Social Science Literature Publishing House, 2020. P. 159-160. (In Chinese)
6. Banks L. M., Kuper H., Polack S. Correction: Poverty and disability in low- and middle-income countries: A systematic review. PLOS ONE. 2018, 13 (9): e0204881, pp. 1-19. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0204881 (accessed: 02.11.2023).
7. Zhi Tingjin, Chen Jiangxin. The imbalances and inadequacies in the development of education. Research in Education ofTsinghua University. 2018, Vol. 3, No. 3, pp. 10-13. (In Chinese)
8. Li Huan, Wang Tiantian. Empirical study of the coordination of the regional higher education scheme for people with disabilities in China. Chinese special education. 2018, No. 8, pp. 3-10. (In Chinese)
9. Zhang Yue. Study of development problems and countermeasures of higher education for people with disabilities in China. Master's dissertation (Pedagogical Sciences). Jiangxi Normal University, 2010. 80 p. (In Chinese)
10. Tang Xinyang. Study of the fairness of the process of obtaining higher education by students with disabilities. Master's dissertation (Pedagogical Sciences). Oingdao University, 2019. 50 p. (In Chinese)
11. Zhang Fang. Research on the implementation of an experimental policy of inclusive higher education. Master's dissertation (Pedagogical Sciences). East China General Education University, 2022. 127 p. (In Chinese)
12. Zhang Maochong, Zheng Wei, Hou Jie. The construction of a system of support services for inclusive higher education of people with disabilities. Chinese special education. 2020, No. 6, pp. 10-17. (In Chinese)
13. Oi Zaiqian, Li Aiguo,Teng Xiangdun. Report on pilot work on higher inclusive education at Peking Union University. Modern special education. 2020, No. 4, pp. 23-26. (In Chinese)
14. Lu Xifen. Report on the pilot work on inclusive higher education at Sichuan University. Modern special education. 2020, No. 6, pp. 3-5. (In Chinese)
15. Gan Yong. Report on the pilot work on higher inclusive education in Zhengzhou College of Engineering and Technology. Modern special education. 2020, No. 4, pp. 27-33. (In Chinese)
16. Hua Xingxia, Fan Lili, Yang Feng, Chen Beiqin. Report on the pilot work on higher inclusive education in Nanjing Teachers College of Special Education. Modern special education. 2020, No. 6, pp. 8-11. (In Chinese)
17. Hang Tongyuan. Report on pilot work on higher inclusive education at Wuhan University of Technology. Modern special education. 2020, No. 6, pp. 6-7. (In Chinese)
18. Fan Lily. Local experience, dilemmas and ways out of the situation with inclusive higher education. Research in Educational Development. 2018, Vol. 38, No. 13, pp. 101-107. (In Chinese)
19. Zhang Hongjie. Report on pilot work on higher inclusive education at Changchun University. Modern special education. 2020, No. 4, pp. 20-22. (In Chinese)
20. Fan Lily. Creating a support system with Chinese characteristics and promoting the development of inclusive higher education in China - review of the final meeting on the pilot work in the field of inclusive higher education for people with disabilities. Modern special education. 2020, No. 4, pp. 17-19. (In Chinese)
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 4
Статья поступила в редакцию 07.11.2023 The article was received on 07.11.2023