Научная статья на тему 'Стратегии обеспечения доступности высшего образования для инвалидов'

Стратегии обеспечения доступности высшего образования для инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / инклюзивная среда / стратегия развития инклюзивного образования / inclusive education / inclusive environment / strategy of the inclusive education development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бровкина Александра Владимировна, Попова Ольга Игоревна

В статье рассматриваются основные проблемы формирования стратегии развития инклюзивного образования в вузе. На основе системного подхода и контент-анализа авторами рассмотрена и описана комплексная законодательная база обеспечения доступности высшего образования для инвалидов, основные показатели и критерии формирования инклюзивной среды в вузе, даны характеристики основным структурным элементам инклюзивной среды, определены основные варианты стратегии развития инклюзивного образования и их компоненты. На основании анализа обобщенных данных и с учетом практического опыта авторы предлагают алгоритм разработки стратегии развития инклюзивного образования для высших учебных заведений с учетом специфики конкретного вуза, который включает следующие основные пункты: описание потенциала доступности вуза; проведение мониторинга/исследования; формирование потребностей вуза; предварительный расчет эффективной экономической модели реализации стратегии; реализация пилотного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бровкина Александра Владимировна, Попова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for ensuring of higher education accessibility for people with disabilities

The article deals with the main problems of forming the strategy for the inclusive education development in higher education institutions. Based on the systematic approach and content analysis, the authors considered and described a comprehensive legislative framework for ensuring accessibility of higher education for people with disabilities, the main indicators and criteria for the university inclusive environment formation. Also, the authors gave characteristics to the main structural elements of the inclusive environment and identified the main options for the development of inclusive education strategy and their components. Based on the analysis of generalized data and taking into account practical experience, the authors propose an algorithm for working out a strategy for the development of inclusive education for higher education institutions, taking into account the specifics of a particular university, which includes the following main points: description of the accessibility potential of the university; monitoring/research; formation of the needs of the university; preliminary calculation of an effective economic model for the implementation of the strategy; implementation of a pilot project.

Текст научной работы на тему «Стратегии обеспечения доступности высшего образования для инвалидов»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 376:378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-134-146

ББК 74.48

СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

STRATEGIES FOR ENSURING OF HIGHER EDUCATION ACCESSIBILITY FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

Бровкина Александра Владимировна

Доцент кафедры организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург E-mail: brovkinaav@mail.ru

Brovkina Aleksandra V.

Assistant Professor at the Department of organization and economic provision of the shipping organizations activity, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg E-mail: brovkinaav@mail.ru

Попова Ольга Игоревна

Доцент кафедры организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург, кандидат экономических наук E-mail: poprivate@yandex.ru

Popova Olga I.

Assistant Professor at the Department of organization and economic provision of the shipping organizations activity, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg, PhD in Economics E-mail: poprivate@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы формирования стратегии развития инклюзивного образования в вузе. На основе системного подхода и контент-анализа авторами рассмотрена и описана комплексная законодательная база обеспечения доступности высшего образования для инвалидов, основные показатели и критерии формирования

Abstract. The article deals with the main problems of forming the strategy for the inclusive education development in higher education institutions. Based on the systematic approach and content analysis, the authors considered and described a comprehensive legislative framework for ensuring accessibility of higher education for people with disabilities, the main indicators and criteria for the university inclusive environment formation.

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Бровкина А. В., Попова О. И., 2023

инклюзивном среды в вузе, даны характеристики основным структурным элементам инклюзивной среды, определены основные варианты стратегии развития инклюзивного образования и их компоненты. На основании анализа обобщенных данных и с учетом практического опыта авторы предлагают алгоритм разработки стратегии развития инклюзивного образования для высших учебных заведений с учетом специфики конкретного вуза, который включает следующие основные пункты: описание потенциала доступности вуза; проведение мониторинга/исследования; формирование потребностей вуза; предварительный расчет эффективной экономической модели реализации стратегии; реализация пилотного проекта.

Also, the authors gave characteristics to the main structural elements of the inclusive environment and identified the main options for the development of inclusive education strategy and their components. Based on the analysis of generalized data and taking into account practical experience, the authors propose an algorithm for working out a strategy for the development of inclusive education for higher education institutions, taking into account the specifics of a particular university, which includes the following main points: description of the accessibility potential of the university; monitoring/research; formation of the needs of the university; preliminary calculation of an effective economic model for the implementation of the strategy; implementation of a pilot project.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная среда, стратегия развития инклюзивного образования.

Keywords: inclusive education, inclusive environment, strategy of the inclusive education development.

Для цитирования: Бровкина А. В., Попова О. И. Стратегии обеспечения доступности высшего образования для инвалидов // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 134-146. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-134-146.

Cite as: Brovkina A. V., Popova O. I. Strategies for ensuring of higher education accessibility for people with disabilities. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 134-146. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-134-146.

Введение

Ежегодно в органы службы занятости обращается около 2 тысяч инвалидов - выпускников организаций высшего и среднего образования. Из них устраиваются на работу примерно 50%, при этом значительное преимущество имеют соискатели, окончившие вузы.

Актуальность поиска эффективной стратегии обеспечения доступности высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидов подтверждается как статистическими данными, так и анализом изменений законодательной базы, итогов реализации и перспективных планов федеральных программ и работы владельцев процесса на уровне страны, координационных структур, а так же ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ).

Например, в 2002 г. в вузах системы Минобразования РФ обучались 14,5 тыс. студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ. После ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, значительных изменений в законодательстве и по мере реализации федеральной программы «Доступная среда» их число постоянно растет, а за последние 5 лет увеличилось на 27% - с 23 251 человека в 2017 г. до 31 966 человек в 2021 г. [1].

С 1 сентября 2022 г., в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 300-ФЗ «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», инвалиды могут получить на бесплатной основе второе высшее образование, диверсифицировать свои компетенции и получить дополнительные преимущества на рынке труда.

Создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности РУМЦ, функционирующих на базе вузов, является одним из основных приоритетов государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения и стратегическим приоритетом Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на период до 2030 г. [1].

Сеть РУМЦ действует в рамках госпрограммы «Доступная среда» и включает более 590 вузов и филиалов. Цель ресурсных центров - обеспечение в вузах страны условий, способствующих увеличению числа абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, их успешному обучению и трудоустройству по выбранной специальности [2]. В целях поддержки на уровне регионов систем инклюзивного профессионального образования в рамках Программы предусмотрена возможность получения субсидии из федерального бюджета [1].

При рациональном использовании РУМЦ и постоянном применении лучших практик инклюзивного образования для повышения доступности высшего образования и собственно уровня образования нетипичных людей степень экономической активности инвалидов значительно возрастет и будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и, как следствие, относительной независимости инвалидов от социальных выплат и активизации экономики.

В статье авторами использован метод контент-анализа основных законодательных актов, определяющих стратегические направления и действия при организации доступной образовательной среды для инвалидов, а также релевантных материалов научно-практических конференций, публикаций и результатов опросов субъектов образовательного процесса В. Кореневой, Н. Чернышевой, О. Акимовой, А. Нестеровой, Е. Донгаузер, Е. Михальчи [3-8] за период реализации госпрограммы «Доступная среда» и сделан вывод о том, что проблема, безусловно, имеет комплексный характер

С одной стороны, значительное внимание исследователи уделяют аксиологическому и педагогическому подходу, роли социально-интеграционного и реабилитационного потенциала высшей школы, что освещается в публикациях Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, С. Лебедевой. С другой стороны, на уровне конкретного

вуза, по мнению авторов, при принятии решения о выборе пути реализации доступной среды, очевидно, необходим системный подход и понятный алгоритм на основе методологии проектного управления.

Цель статьи - разработка рекомендаций по выбору стратегии обеспечения доступности высшего образования, по стимулированию профессиональной реабилитации, повышению конкурентоспособности нетипичных людей на рынке труда на основе системного подхода и анализа законодательной базы, существующих стандартов, структуры инклюзивной среды и в соответствии с принципом «разумного приспособления» - организация доступной среды не должна становиться несоизмеримым бременем для вуза, и должна исходить из потребности в услуге.

Основная часть

Особенностью рынка труда Российской Федерации является тот факт, что для зна -чительной части населения главным источником средств остается работа по найму. В этой связи обеспечение доступности высшего образования для нетипичных людей есть часть работы по повышению их конкурентоспособности на рынке труда и социально-профессиональной самореализации. По данным Федерального реестра инвалидов, авторами подготовлен график, отражающий динамику увеличения доли трудоустроенных лиц с ОВЗ по группам инвалидности в 2022 г. (рис. 1).

График подтверждает, что в среднем по России процент трудоустроенных лиц со стойкими нарушениями функций организма постепенно стабильно увеличивается, и на октябрь 2022 года вырос до 27,19% от общего числа инвалидов трудоспособного возраста.

26,73 26,93 27,06 27,1 26,97 27,01 26,96 27,01 27,16 27,19 26 31

17,79 17,9 17,95 17,97 17,87 17,87 17,84 17,87 18,01 18,03 17,53

0,33 • 0,34 • 0,35 • 8,33 #8,09

/ у ^ / * * * / / / /

® о <8

—■—в т.ч. работавших ^

I группа в т.ч. работавших

Рис. 1. Доля работающих лиц из числа инвалидов по группам инвалидности (2022), %

х>

По мнению авторов, этот уровень, как и динамика роста занятости инвалидов, не отражают реальных возможностей и могут быть выше при реализация программ высшего образования на основе инклюзивного образования и инклюзивной образовательной среды с учетом специфики конкретного вуза.

Системный подход в построении инклюзивной образовательной среды предопределяет раскрытие содержания данного термина. В наиболее общем понимании «образовательная среда» имеет два значения: а) комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности; б) совокупность социальных, экономических, культурных и иных обстоятельств, в которых совершается учебная деятельность [9].

Для целей статьи авторы определяют инклюзивную образовательную среду как систему взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих беспрепятственное получение инвалидами образования, включая нормативно-правовую базу, инклюзивную культуру образовательной организации, кадровые ресурсы и психолого-педагогическое сопровождение, специальные образовательные условия (наличие специальных технологий для обучения и архитектурно-планировочных решений), сетевые формы взаимодействия, а также удовлетворенность субъектов образовательного процесса.

На этой основе авторы рассматривают следующие варианты стратегии развития инклюзивного образования на уровне конкретного вуза с учетом востребованности предлагаемых специализаций у лиц с ОВЗ:

I. Оборудование имеющихся помещений учебных комплексов и общежитий, получение статуса ДП-В или ДЧ-В;

II. Предложение альтернативных вариантов предоставления образовательных услуг;

III. Комбинация I и II в зависимости от конкретных условий (смешанный вариант).

Для обоснования выбора стратегии рассмотрим основные структурные элементы инклюзивной среды, как ее определяют авторы.

Базовым компонентом организации любой системы является нормативное правовое обеспечение ее деятельности. К настоящему времени в Российской Федерации создана комплексная законодательная база (рис. 2).

В логике системного подхода на основе комплексной законодательной базы авторами предлагается Структура компонентов инклюзивной среды (рис. 3).

Все элементы инклюзивной среды могут соотноситься в разных пропорциях, высшее учебное заведение может самостоятельно выбирать стратегию реализации инклюзивного образования на основе действующего законодательства и с учетом своего профиля, потенциала и географии.

Инклюзивная культура образовательной организации формирует общее отношение педагогического состава и студенческого сообщества к лицам с ОВЗ. Наличие подготовленных кадровых ресурсов позволяет грамотно организовать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и методическое обеспечение (психологи, координаторы, методисты).

Рис. 2. Законодательная база обеспечения доступности образования для инвалидов

Рис. 3. Структура инклюзивной среды

Специальные образовательные условия и наличие соответствующих технологий позволяют преодолевать барьеры и обучать лиц с различными нарушениями здоровья либо всех возможных групп инвалидов (КОСГУ), либо какой-то конкретной группы в зависимости от запросов общества на конкретной территории к конкретному вузу. С этим элементом также связано наличие ресурсных центров (сетевых форм взаимодействия), которые могут быть как внутренними (в рамках одного учреждения), так и внешними.

Что касается удовлетворенности всех участников образовательного процесса, то авторы предлагают оценивать ее по следующим критериям:

• равные возможности для всех обучающихся,

• оценка качества обучения, оценка качества сопровождения

• оценка эффективности использования индивидуальных программ обучения при их наличии.

Согласно действующему законодательству, при предоставлении любой услуги лицам с ОВЗ действуют критерии повышения качества архитектурной среды. То есть ее эффективность достигается при условии соблюдения доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих зданиях. Критерии повышения качества архитектурной среды авторами представлены на рис. 4.

Рис. 4. Критерии оценки качества архитектурной среды по степени значимости

С точки зрения качества архитектурной среды при развитии инклюзивной образовательной среды преимущество имеют те образовательные учреждения, где здания учебных комплексов и общежитий введены в эксплуатацию после 1 июля 2016 г. -они обладают универсальным дизайном и все параметры доступности закладываются на этапе проектирования.

Какие же варианты есть у вузов с «историей» в контексте трех основных стратегий развития инклюзивной среды?

I. Оборудование имеющихся помещений учебных комплексов и общежитий, получение статуса ДП-В или ДЧ-В. Эта стратегия требует значительных затрат, связанных с подготовкой и оборудованием достаточного количества помещений. Пример модели оснащенности, учитывающей все формы инвалидности, представлен на рис. 5. Для создания комфортных условий учебного процесса для учащихся с ОВЗ разрабатываются различные модели материально-технического оснащения классов/аудиторий с учетом специфики здоровья и образовательных программ [10].

По мнению авторов, при сформированной инклюзивной культуре, такая стратегия дает лучший результат с точки зрения социализации лиц с ОВЗ, что также может иметь решающее значение. В случае недостаточно сформированной инклюзивной культуры в образовательном учреждении, квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ нивелирует недостатки.

Рис. 5. Пример технического оснащения аудитории для лиц с ОВЗ

II. Предложение альтернативных вариантов оказания образовательных услуг. Такой вариант требует меньше затрат, связанных с подготовкой аудиторий, но в большей степени требует затрат, связанных с методическим обеспечением и подбором персонала с необходимой квалификацией. Опыт ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» и других вузов в период пандемии позволяет нам говорить об успешных результатах применения, например, дистанционных технологий в образовании по ряду направлений, однако в этом случае встает вопрос социализации обучающихся с ОВЗ. Кроме того, значительными могут быть расходы, связанные с приобретением или разработкой специального программного обеспечения и/или дополнительного оборудования.

III. Комбинация I и II в зависимости от конкретных условий - гибкая стратегия. Такой подход подразумевает частичное использование учебных аудиторий в сочетании с использованием альтернативных технологий. При использовании методик проектного управления эта стратегия может обеспечить поэтапное достижение поставленных целей, соединив плюсы первой и второй стратегии.

Авторами проведен анализ Паспортов доступности объекта для лиц с ОВЗ, инвалидов и предоставляемых на нем образовательных услуг ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», «Дорожной карты» взаимодействия ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова с РУМЦ РУТ (МИИТ) по повышению доступности и качества высшего образования для инвалидов в 2021 и 2022 гг. с учетом возможностей комплексной законодательной базы, структуры инклюзивной среды и критериев качества архитектурной среды.

По результатам исследования авторами сделан вывод, что гибкая стратегия является наиболее перспективной и позволяет при системном риск-ориентированном подходе достичь достаточного уровня обеспечения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и их последующего трудоустройства в соответствии с целевыми индикаторами Федеральных программ и с учетом специфики конкретного вуза.

Для выбора оптимального сочетания компонентов гибкой стратегии авторы предлагают использовать опыт Минобрнауки, которое ежегодно проводит мониторинг инклюзивного высшего образования на уровне страны, выявляя наиболее востребованные формы, уровни и направления подготовки, наиболее привлекательные вузы и оценивая имеющуюся нормативную базу [11] (последний 14-25 ноября 2022), а именно - проводить регулярный мониторинг/исследование для получения аналитической информации, а также оценки и/или формирования потребности в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных групп нозологий, исходя из специализации и фактических возможностей конкретного вуза. Для достижения лучшего результата предварительно требуется ясная формулировка и обоснование параметров и показателей такого мониторинга, а также разработка инструментов для их измерения.

Результат

Таким образом, авторами обобщены и представлены основные компоненты, играющие приоритетные роли в организации инклюзивной образовательной среды, на этой основе авторы предлагают следующий алгоритм разработки стратегии инклюзивного образования на уровне конкретного вуза:

1. Описание потенциала доступности вуза «как есть» по установленным критериям качества архитектурной среды с точки зрения стратегии I и II и структуры инклюзивной среды

2. Проведение мониторинга/исследования, в котором:

• Выявить категории лиц с ОВЗ, для которых будут востребованы направления подготовки, и приоритетные потребности конкретных категорий студентов (КОСГУ).

• Выделить особенности образовательных потребностей лиц с ОВЗ.

• Провести анализ ожиданий студентов с нормативным развитием и студентов с ОВЗ, связанных с будущим образованием и перспективами трудоустройства.

• Выявить уровень инклюзивной культуры вуза, в частности, готовы ли студенты с нормативным развитием к совместному обучению с лицами с ОВЗ.

• Провести анализ востребованности услуги конкретной образовательной организации лицами с ОВЗ и выявить перспективное количество таких студентов в горизонте год - 5 лет.

3. Формирование потребностей вуза на основе п. 1 и п. 2.

4. Предварительный расчет эффективной экономической модели реализации стратегии, в том числе с учетом методики расчета стоимости и повышающих коэффициентов к нормативному финансированию обучения студентов с инвалидностью, а также предложений по механизму целевого финансирования с учетом потребностей вуза [12, ст. 78.1, п. 1, абз. 2].

5. Реализация пилотного проекта в предлагаемом алгоритме и корректировка по результатам

В качестве целевых показателей авторы предлагают обеспечение роста профессионального интереса к получению лицами с инвалидностью и ОВЗ высшего образования по востребованным направлениям подготовки конкретного вуза с учетом нозологий; а также стабильное увеличение числа нетипичных абитуриентов в горизонте 5 лет.

Список литературы

1. Правительство Российской Федерации, постановление от 29.03.2019 № 363 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=602494339&backlink=1&& nd=102544638 (дата обращения: 10.01.2023).

2. Материалы совещания Минобрнауки 23.12.2021 «Повышение качества и доступности высшего инклюзивного образования в 2021 году: итоги работы сети РУМЦ и направления деятельности в рамках Межведомственного комплексного плана меро-

приятий по повышению доступности СПО и ВО для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц». URL: https://zf.ranepa.ru/files/ documents/etc/mats_sov_minobmauki_rf_23122021.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

3. Коренева В. О., Чернышева Н. С., Акимова О. И. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 50. С. 45-51. URL: http://e-koncept.ru/2016/76654.htm (дата обращения: 10.01.2023).

4. Донгаузер Е. В., Михалева Д. О. Проблема доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Высшее образование в России: история и современность: сб. науч. тр. / науч. ред. М. А. Дьячкова; отв. ред. О. Н. Томюк. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 149-155. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/49061/1/ HE_in_Russia-2017-28.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

5. Ярская-Смирнова Е. Р., Романова И. В. Доступность высшего образования для инвалидов // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 89-99.

6. Михальчи Е. В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (дата обращения: 10.01.2023).

7. Нестерова А. А. Критерии оценки качества инклюзивного образования // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 38-41.

8. Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. по результатам мониторинга деятельности образоват. организаций высш. образования и региональных ресурсных центров высш. образования по обучению инвалидов 12-13 сентября 2017 г. URL: https:// mininuniver.ru/images/docs/norm-docs/Сборник_конференции_12-13_сент.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Образовательная среда. URL: https://pedagogical_dictюnary.academic.ru/2178/Образо-вательная_среда (дата обращения: 10.01.2023).

10. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: метод. рекомендации для руководящих и пед. работников общеобразоват. организаций / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 151 с.

11. Программа мониторинга потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий / М-во просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; ГБПОУ «Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж». Нальчик, 2019. URL: https://kbgtk07.ru/wp-content/uploads/2020/02/ programma-monitoringa-potrebnostei-invalidov.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_19702/ (дата обращения: 10.01.2023).

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d5 1c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения: 10.01.2023).

References

1. Pravitelstvo Rossiyskoy Federatsii, postanovlenie ot 29.03.2019 No. 363 Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Dostupnaya sreda". Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=602494339&backlink=1&& nd=102544638 (accessed: 10.01.2023).

2. Materialy soveshchaniya Minobrnauki 23.12.2021 "Povyshenie kachestva i dostupnosti vysshego inklyuzivnogo obrazovaniya v 2021 godu: itogi raboty seti RUMTs i napravleniya deyatelnosti v ramkakh Mezhvedomstvennogo kompleksnogo plana meropriyatiy po povysheniyu dostupnosti SPO i VO dlya invalidov i lits s OVZ, v tom chisle proforientatsii i zanyatosti ukazannykh lits". Available at: https://zf.ranepa.ru/files/documents/etc/ mats_sov_minobrnauki_rf_23122021.pdf (accessed: 10.01.2023).

3. Koreneva V. O., Chernysheva N. S., Akimova O. I. Dostupnost vysshego obrazovaniya dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya i invalidov v ramkakh inklyuzii. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2016. Vol. 50, pp. 45-51. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76654.htm (accessed: 10.01.2023).

4. Dongauzer E. V., Mikhaleva D. O. Problema dostupnosti vysshego obrazovaniya dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. In: Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost. Coll. of scient. papers. Ed. by M. A. Dyachkova, O. N. Tomyuk. Ekaterinburg: UrGPU, 2017. Pp. 149-155. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4906V1/ HE_in_Russia-2017-28.pdf (accessed: 10.01.2023).

5. Yarskaya-Smirnova E. R., Romanova I. V. Dostupnost vysshego obrazovaniya dlya invalidov. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2005, No. 1, pp. 89-99.

6. Mikhalchi E. V. Sostoyanie inklyuzivnogo obrazovaniya v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 2. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (accessed: 10.01.2023).

7. Nesterova A. A. Kriterii otsenki kachestva inklyuzivnogo obrazovaniya. In: Inklyuzivnoe obrazovanie: preemstvennost inklyuzivnoy kultury i praktiki. Proceedings of the IV International scientific-practical conference. Ed. by S. V. Alekhina. Moscow: MGPPU, 2017. Pp. 38-41.

8. Vysshee obrazovanie dlya invalidov: vyzovy vremeni, perspektivy resheniy. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference 12-13 Sept. 2017. Available at: https:// mininuniver.ru/images/docs/norm-docs/Sbornik_konferentsii_12-13_sent.pdf (accessed: 10.01.2023).

9. Obrazovatelnaya sreda. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/ 06pa30BaTe^bHaa_cpega (accessed: 10.01.2023).

10. Alekhina S. V., Samsonova E. V. (eds.) Sozdanie inklyuzivnoy obrazovatelnoy sredy v obrazovatelnykh organizatsiyakh: metod. rekomendatsii dlya rukovodyashchikh i ped. rabotnikov obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: MGPPU, 2022. 151 p.

11. Programma monitoringa potrebnostey invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v poluchenii srednego professionalnogo obrazovaniya s uchetom razlichnykh grupp nozologiy. M-vo prosveshcheniya, nauki i po delam molodezhi Kabardino-Balkarskoy Respubliki; GBPOU "Kabardino-Balkarskiy gumanitarno-tekhnicheskiy

kolledzh". Nalchik, 2019. Available at: https://kbgtk07.ru/wp-content/uploads/2020/02/ programma-monitoringa-potrebnostei-invalidov.pdf (accessed: 10.01.2023).

12. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_19702/ (accessed: 10.01.2023).

13. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d 51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (accessed: 10.01.2023).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 18.01.2023 The article was received on 18.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.