Научная статья на тему '«Перед нами открылись широкие горизонты в дошкольном воспитании»'

«Перед нами открылись широкие горизонты в дошкольном воспитании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКИЕ САДЫ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM / KINDERGARTENS / MANUALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханипова Ильнара

Публикация И. Ханиповой посвящена изучению истории создания системы дошкольного воспитания в ТАССР в 1920-1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Перед нами открылись широкие горизонты в дошкольном воспитании»»

Уже в первые годы своего существования правительство Татарской республики одной из важных социальных задач ставило создание системы воспитания подрастающего поколения, в том числе детей дошкольного возраста.

В докладе Бугульминского кантон-ного дошкольного подотдела отмечалось: «Великая Российская революция одним мощным взмахом разорвала цепи, сковавшие всех по рукам и ногам: перед нами открылись широкие горизонты в области дошкольного воспитания. Но наше несчастье — у нас почти нет практического опыта в этой области. Всем известно, что первая важнейшая ступень образования личности ребенка — дошкольный возраст. В этом возрасте закладывается фундамент эмоций, чувств и представлений, формируется характер и проявляются

ского развития, мы должны себе ясно дать отчет об особенностях того возраста, задачах его развития»1.

Создавая сеть детских дошкольных учреждений, Народный комиссариат просвещения ТАССР сталкивался со многими, в первую очередь экономическими проблемами. Детские сады и очаги испытывали нужду в мебели, инвентаре, достаточном питании, одежде и обуви для детей, инструментах и материалах для ручного труда. Но главное — не хватало помещений, многие детсады жаловались на перегруженность детьми2.

27-29 марта 1921 г. в республике проходила Вторая кантональная дошкольная конференция. Ее участники предложили «ввиду массы пухнущих и умирающих от голода детей» открывать не детские дома, требующие большего оборудования, а детские сады или

Тихий час в летнем детском саду. 1931 г. ЦГА ИПД РТ, коллекция фотодокументов, инв. № 908.

индивидуальные наклонности ребенка. [...] Для того, чтобы дать ребенку возможность правильного не только физического, но и духовного, психологиче-

очаги. Конференция приняла резолюцию: ходатайствовать через исполком об организации чрезвычайной комиссии по защите детей и открывать дет-

ские сады, чтобы не оставлять без надзора голодных детей, тем более что приближалась пора страды3.

Не менее важными были задачи обеспечения дошкольных учреждений квалифицированными работниками, педагогической литературой, методическими и практическими разработками. Так, в Бугульме с целью подготовки практиканток и неопытных руководительниц был организован кружок дошкольниц (т. е. воспитательниц. — И. Х.), где еженедельно происходил своеобразный обмен опытом: читались книги для дошколят, прорабатывались экскурсии и беседы, критически разбирались детские песенники, проводились детские игры, ритмическая гимнастика. Воспитательницы учились рассказывать сказки, собирали дидактический материал, игрушки, детскую литературу. При кружке издавался журнал «Дошкольница».

В начале 1920-х гг. в детсадах зачастую наблюдался недостаток и даже полное отсутствие игрушек и наглядных пособий. Вопрос об обеспечении детсадов дидактической и детской литературой, особенно на татарском, чувашском языках, пособиями и игрушками поднимался неоднократно4. Так, 22 ноября 1920 г. инструктор Арского кантона Пономарева* на заседании инструкторов дошкольного отдела Татнаркомпроса отметила необходимость приобретения игрушек и материалов для детских садов5. После доклада Е. С. Зяблицыной «Об играх и их воспитательном значении» педагогическим персоналом было вынесено пожелание «разработать вышеуказанную тему в сторону персонального описания каждой игры, а также подыскать описания игр, принятых в Сокоммоле** и других физических организациях»6.

На просьбы с мест о снабжении кан-тонных и волостных детских учреждений играми и игрушками ответы, как правило, были однотипными: «справиться в отделе снабжения, что он может отпустить», «обратиться в от-

* Имя, отчество не указано, так в документе.

** Так в документе, имеется в виду Союз коммунистической молодежи.

дел снабжения со списком игрушек с просьбой удовлетворить требование» и т. п.7 Выход из сложившейся ситуации находили в использовании природного материала. Воспитателям предлагалось собирать дидактические материалы для развития внешних чувств во время весеннего и летнего сезона8.

Немало внимания уделялось методике и системе воспитания в отдельно взятых детских садах. На заседании инструкторов дошкольного отдела Тат-наркомпроса от 2 апреля 1921 г. было принято решение об организации трех типов детских садов: «свободное воспитание — московское направление»; «свободное воспитание — петроградское направление» и английская система «центральная идея на неделю». Дошкольный подотдел Бугульминско-го уездного отдела народного образования, характеризуя педагогическую работу за 1921 г., отмечал, что с детьми занимаются по смешанной системе, используя методику М. Монтессо-ри, Ф. Фребеля и свободного воспитания9. В педагогической работе с младшей группой дома ребенка № 1 г. Казани для развития внешних чувств, например, зрения, использовались игры с дидактическим материалом, экскурсия по детсаду для выяснения цвета и форм предметов; для развития вкуса — испытание с закрытыми глазами на вкус фруктов, овощей, молока, творога, уксуса, сахара, белого и черного хлеба. Физическое развитие воспитанников велось через подвижные игры, маршировку, ходьбу с мешочками на голове. Социальные навыки предполагалось вырабатывать путем участия детей в общих детских собраниях, в общих комиссиях, уборках и праздниках. Для старшего возраста, например средней группы детсада № 41, предполагался труд — свободный и по заданию (вырезание, рисование, лепка), работа со строительным материалом, индивидуальные и коллективные игры10.

На протяжении 1920-х гг. в работе дошкольных подотделов кантональных отделов народного образования неоднократно поднималась проблема изготовления игрушек. Так, в августе

о

1920 г. в г. Чистополе был рассмотрен вопрос об организации мастерской для педагогических пособий. В докладе заведующей дошкольным подотделом Чистопольского кантонного отдела народного образования Н. Н. Липиной (август 1920 г.) отмечалось, что главная цель мастерской педагогической игрушки — заготовка образцов пособий и игрушек для детсадов, наработка тем занятий. Все воспитательницы города и уезда приглашались к участию в деятельности этой мастерской «хотя бы советами и предложениями, вызванными текущей работой»11. В сентябре 1920 г. мастерская была открыта12.

На январь 1921 г. была запланирована организация дошкольной выставки со следующими отделами: детское творчество, образцы учебных пособий для детей дошкольного возраста; образцы самодельных игрушек, лучшие книги по дошкольному воспитанию, детские и художественные картины, образцы работ из доступного материала. К выставке предполагалось приурочить дошкольный съезд. Несмотря на недостаточность материалов и оборудования, было намечено расширение деятельности мастерской13.

На заседании инструкторов дошкольного отдела Татнаркомпроса от 22 ноября 1920 г. было решено создать специальную мастерскую наглядных пособий для курсов воспитательниц, открываемых 1 мая 1921 г. Заслушав 5 февраля 1921 г. доклад «О мастерской наглядных пособий», инструктора дошкольного отдела пришли к выводу о необходимости создания объединенной мастерской дошкольного отдела Тат-наркомпроса и дошкольного подотдела Казанского городского отдела народного образования14.

Отсутствие необходимых пособий и предметов для ведения занятий воспитатели пытались восполнить за счет имеющегося инвентаря и оборудования либо делали пособия сами. Так, в доме ребенка № 1 г. Казани при изучении счета и знакомстве с цифрами использовались игры в числовое лото, сложение и вычитание изучалось при помощи палочек15. В старшей группе семилеток

детского сада № 4 г. Чистополя для знакомства с формой и цветом использовалось геометрическое лото, изготовленное детьми, и лото счета16. В Казанском детском саде № 23 при прохождении темы «Число и форма» в средней группе воспитатели вынуждены были проводить «счет мебели в групповой комнате, [счет] детей, карандашей, досок для лепки и т. д.»17

В конце 1920-х гг. вопросы, связанные с производством игрушек, по-прежнему оставались актуальными. В отчете отдела социально-правовой охраны несовершеннолетних Татнар-компроса есть свидетельство об организации штамповочно-игрушечной мастерской с интернатом до 100 человек18. Однако, игрушек по-прежнему не хватало.

Сложно говорить о каком-либо изменении видового разнообразия игрушек в детских садах ТАССР в 1930-е гг. Хотя, например, в связи с празднованием дня Красной Армии, областной методический дошкольный кабинет ТАССР предлагал в младшие группы детских садов «ввести набор игрушек Красной Армии — кукол в красноармейской одежде, флажки, головы лошадок, шлемы, фигуры красноармей-цев»19.

В то же время в программах по производству игрушки середины 1930-х гг. определялось значение игрушки в коммунистическом воспитании детей и перечислялся широкий ассортимент детских игрушек — штампованных, металлических, токарных, полированных, а также изготавливаемых из папье-маше. В середине 30-х гг. игрушки из папье-маше делали в Загорске, Вятке, Горьковском крае, на Украине, штампованную игрушку производили в Московской области, Ленинградской области, в Ростове-на-Дону20.

Тем не менее в резолюции по докладу Наркома просвещения ТАССР на областном совещании дошкольных работников 26-29 сентября 1936 г. отмечалось, что «Наркомпрос ТАССР не проявил в 1936 г. заботы о снабжении дошкольных учреждений высококачественной и доступной по цене игруш-

кой, предоставив дело снабжения игрушкой самотеку»21.

Несмотря на улучшение качества работы детских садов, состояние педагогической работы с детьми по-прежнему оставалось неудовлетворительным из-за плохого снабжения мебелью, игрушками, учебными пособиями, совершенно недостаточного обеспечения дошкольных учреждений

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 47, л. 39-39 об.

2. Там же, д. 46, л. 21.

3. Там же, д. 47, л. 34 об.

4. Там же, д. 11, л. 61; д. 47, л. 8-8 об.; ф. Р-2029, оп. 1, д. 126, л. 14.

5. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 11, л. 58-58 об.

6. Там же, ф. Р-2029, оп. 1, д. 155, л. 8.

7. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 11, л. 61, 62 об.

8. Там же, ф. Р-2029, оп. 1, д. 130, л. 46-46 об.; ф. Р-3682, оп. 1, д. 756, л. 49 об.

9. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 47, л. 1.

10. Там же, д. 756, л. 18 об., 35-37 об., 61 об.

11. Там же, ф. Р-2029, оп. 1, д. 94, л. 36-37 об.

12. Там же, д. 99, л. 21.

13. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 10, л. 42 об., 48-49 об.

14. Там же, д. 11, л. 58-58 об., 68 об.

15. Там же, д. 756, л. 38.

16. Там же, ф. Р-2029, оп. 1, д. 137, л. 7.

17. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 756, л. 3 об.

18. Там же, д. 1958, л. 92.

19. Там же, д. 2159, л. 12.

20. Там же, л. 52-53, 70-93.

21. Там же, л. 37.

№ 1. Письмо инструктора Ольгинской трудовой школы М. Г. Крюковой заведующему дошкольным подотделом Казанского отдела народного образования об изготовлении учебных пособий

30 октября 1920 г. г. Петроград.

Сообщаю Вам список изготовляемых мною предметов*. Задаток я беру в размере 3 000 руб., исполняю заказы в строгой очереди их поступления и работаю одна кустарным способом.

Заказы высылаются по почте в небольших ящиках, причем заказчик заранее предупреждается о том, сколько ему следует выслать денег. Пересылка, упаковка и доставка до почтового отделения на счет покупателя.

В настоящее время за отсутствием лесного материла я могу изготовлять только картонажные, выпиловочные, малярные и чертежные работы. От столярных пришлось отказаться. Я заменила их на инструкции с чертежами.

Инструктор по изготовлению уч[ебных] пособий Ольгинской трудовой школы Мария Григорьевна Крюкова, Петроград, Петроград[ская] сторона, [ул.] Церковная угол Провиантской, д. 4/4, кв. 43.

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 46, л. 4-4 об.

№ 2. Список предметов и учебных пособий

I. Чертежи мебели для детских садов (стол, стул, индивидуальный шкаф, этажерка, раздевальный шкаф, модели некоторых частей из бумаги в натуральную величину). Цена

5 000 руб.

* См. документ № 2 (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).

Л

детской литературой, особенно на татарском языке.

Публикуемые документы содержат интересные факты из истории создания новой системы дошкольного образования в ТАССР, а также характеризуют трудности в повседневной работе детских дошкольных учреждений в первые десятилетия существования республики.

II. Картины разрезные на дереве для складывания.

III. Картины с выдвижными фигурами детей и животных. Цена за картину от 250 до 1 000 руб. за штуку.

IV. Лото-букварь — подвижная азбука с картинками. Цена за набор 5 000 руб.

V. Мозаика, цветные кубики для составления узоров. Цена за набор 5 000 руб.

VI. Энциклопедия дошкольника*. Пособие, подобранное в июне с. г.** Палатою экспертов — 100 раскрашенных и разрезанных дощечек разного размера для усвоения детьми условных представлений, для составления геометрического орнамента, для знакомства с цветами, для рисования и подготовки к письму. Цена с объяснительной запиской 15 000 руб.

VII. Геометрические вкладки с чертежами по системе М. Монтессори, применяемые в Риме в Домах ребенка. Цена за 36 рамок со вкладками, лотком и 96-ю чертежами 20 000 руб.

IX.*** Металлические и деревянные трафареты букв и цифр для самостоятельного] изготовления наждачных карт[онных] букв по системе М. Монтессори. Цена за 70 трафаретов 15 000 руб.

X. Инструкция для устройства на месте мастерской учебных пособий для дошкольников. К подробной инстр[укции] прилагаются: 1) 146 черт[ежей] и моделей для уч[ебных] пос[обий] по сист[еме] М. Монтессори, 2) 102 черт[ежа] для энциклопедии дошкольника, 3) чертежи для изготовления мозаик шаблоны животных и разрезных картин. Цена 50 000 руб.

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 46, л. 5-5 об.

№ 3. Из протокола № 5 заседания коллегии подотдела единой трудовой школы при Мамадышском уездном отделе народного образования

об открытии столярной мастерской

1 марта 1920 г. г. Мамадыш.

[...] 15. Заслушивается заявление мастера игрушечных изделий Галанина о производстве его в инструктора по изготовлению игрушек для детских садов.

Постановлено: просьбу Галанина удовлетворить, произвести его в инструктора по изготовлению игрушек для детских садов с условием инструктирования посещающих мастерскую детей из детских домов. [.]

17. Предложение т. Устинова об открытии при У[ездном] от[деле] нар[одного] об[разования] столярной мастерской для изготовления необходимой мебели для школы, учреждений дошкольного, внешкольного и социального воспитания г. Мамадыша и Красногорской волости. Постановлено: предложение тов. Устинова принять и просить коллегию отдела об организации при У[ездном] от[деле] нар[одного] об[разования] столярной мастерской с назначением в таковую мастерами-руководителями имеющихся при подотделе единой трудовой школы и дошкольной секции столяра Исаева и инструктора по изготовлению игрушек тов. Галанина. [...]

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 13, л. 26-27. Копия.

№ 4. Отчет о работе мастерской педагогических пособий при дошкольном подотделе Чистопольского отдела народного образования

Работы в мастерской начались в середине октября [1920 г.].

Педагогической стороной выполняемых работ руководит заведующая подотделом Н. Н. Липина и инструктор А. М. Аристов. Технической частью заведует руководительница Ю. М. Гутман.

Работницами являются исключительно дошкольницы, посвящающие мастерской вечерние часы.

Ввиду отсутствия освещения за неимением электрических ламп, к работе не может

* Выделение чертой соответствует выделению в документе.

** 1920 г., датируется по содержанию документа.

*** П. VIII опущен в документе.

л

быть привлечено большое число лиц, почему работа в мастерской идет не таким темпом, каким было бы желательно и возможно. Чувствуется также большой недостаток в инструментах и материалах, отчего многие задуманные работы не могут быть выполнены, и педагогическая последовательность работ иногда нарушена. Создание педагогического музея было поставлено в мастерской на первый план, для чего в настоящее время: 1) вырабатывается серия диаграмм и таблиц, характеризующих биологические и психологические особенности дошкольного возраста [...]; 2) создаются педагогические пособия и игрушки по системам крупнейших представителей педагогической мысли по дошкольному воспитанию [Ф.] Фребель, [М.] Монтессори и др.; 3) приготавливаются педагогические пособия и игрушки по собственному замыслу мастерской и предметы для украшения детских садов, применительно к нуждам детских садов и современным экономическим и техническим условиям; 4) составление сборников избранных стихов, сказок, рассказов, песенок, детских пьес, систематизированных по содержанию применительно к возрастным группам детских садов.

Помимо того, по указаниям мастерской, специально приглашенным столяром приготовляется мебель для детских садов и специально приглашенной щеточницей — щетки и швабры. Производится руководительницами пошив туфель из бурочной материи, которые дети одевают по приходу в детский сад, во избежание пыли и грязи.

Все работы приготовляются, по возможности, в нескольких экземплярах, причем один экземпляр оставляется для Чистопольского музея, один отсылается в показательный детский сад в Билярске, а остальные распределяются по детским садам уезда. Городские руководительницы снимают образцы тех пособий, которые диктуются текущей практикой детских садов и воспроизводят их для своего детского сада обычно с помощью детей.

На районных собраниях мастерская делает периодический отчет о своей работе и демонстрирует все сделанные за истекшее время пособия, разъясняя психологический и педагогический смысл каждого.

За время с 12-го октября по 26-е ноября работало 23 человека. Число проработанных часов — 348.

Зав[едующая] дошк[ольным] под[отделом] Н. Н. Липина.

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 10, л. 44-45 об.

№ 5. Из протокола заседания конференции дошкольных работников Лаишевского

кантона в присутствии центральных инструкторов Народного комиссариата

просвещения ТАССР

15 февраля 1921 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[.] 8) Об игрушках и пособиях детских садов Лаишевского кантона.

По наблюдениям руководительниц, детей больше всего интересуют следующие игрушки: строительный материал, мячи, скакалки, обручи, вожжи, крокет, животные, [.] куклы, мягкие игрушки и пароходы.

Постановили: желательна организация общей для всей Тат[арской] республики мастерской, изготовляющей и снабжающей все кантоны игрушками и наглядными пособиями.

Председатель конференции.

Секретарь В. Никитин (подпись).

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 46, л. 21-22. Копия.

№ 6. Из отчета о работе детского сада № 7 г. Чистополя с 19 февраля по 26 марта 1921 г.

30 марта 1921 г.

[.] Из-за недостатка топлива и слишком большой скученности детей в одной комнате групповые занятия приходилось оставлять и прибегать к общим. [.]

Из работ детских, кроме лепки и рисования, могу указать [.] на геометрическое лото

о

Детские ясли № 4. Казань, 1928 г.

ЦГА ИПД РТ, коллекция фотодокументов, инв. № 915.

и арабскую мозаику. Из игр можно отметить «Пастух и стадо», «Продавец птиц», игра в отыскивании вещи под музыку и пение, игра в тишину по Монтессори. Эта игра очень подействовала на детей и произвела самое хорошее впечатление. Из бесед более подействовавших на детей [.] о чистоте и сохранении здоровья. [.]

У. Гаврилова.

НА РТ, ф. Р-2029, оп. 1, д. 137, л. 31-31 об.

№ 7. Из отчета о поездке Н. Мазохиной на практику в показательный детский сад № 10 г. Казани

11 июня 1921 г. г. Лаишево.

[...] Занятия провод[ятся] у них на площадке, куда детей водят после утреннего чая (10 часов утра) вплоть до обеда (13 часов 30 минут). Площадка от сада довольно далеко, притом приходится проходить через большой мост, но дети так хорошо приучены, что проходят это расстояние безо всяких приключений. Не разбегаясь, идут парами, чинно, спокойно. В особенности хорошо всегда идут передние пары, самые малыши. На площадке дети играют совершенно свободно, кто как хочет. Дети постарше собирают хворост, связывают его в вязанки и после занятий несут в сад, для того, чтобы на другой день, благодаря этому хворосту, детям приготовили обед. Делают они это с большим желанием, так как сознают, что приносят этим пользу саду. Девочки играют в камешки, а иногда соберутся две или три, сядут в сторонке и споют какую-нибудь песенку. Маленькие дети почти все играют в песок. Это занятие должно быть им очень нравится, так как они играют в песок ежедневно и с таким же удовольствием. Мальчики постарше принесут им сырого песку в фуражках, и они делают из него посредством деревянных формочек куличики, пироги и т. д. Мне очень понравилось то, что дети играют очень дружно. Они совсем почти не ссорятся и не дерутся между собой. [.] Иногда дети просили руководительницу что-нибудь [.] прочесть. Усаживались вокруг нее и она им читала заранее взятую книгу. Когда дети самостоятельно играли, руководительница передавала мне свои наблюдения из детской жизни. [.]

Образцовые ясли Народного комиссариата просвещения ТАССР. Казань, 1931 г. ЦГА ИПД РТ, коллекция фотодокументов, инв. № 1234.

Вот все что я могу сказать о занятиях в саду. Мне хотелось послушать какие-либо лекции по дошкольному воспитанию, но, к сожалению, на лето лекции [...] прекратились. Ввиду этого да плюс скверное положение с квартирой, так как меня не могли устроить, и я жила [.] у знакомой, мне пришлось обратно уехать в Лаишево. [.]

А. Мазохина.

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 46, л. 43-44 об.

№ 8. Из доклада заведующей дошкольным подотделом Е. Андриановой о постановке дошкольного дела в г. Бугульме

Не ранее апреля 1920 г.*

С 23 апреля открыто 6 дошкольных учреждений в городе, в т[ом] ч[исле] детский дом им. Льва Толстого. Детей в этом доме 50 чел[овек], хотя дом открыт только на 42 чел[овека], руководительниц три, четвертая заведующая домом. Дети принимаются или очень бедных родителей, или сироты. Отношение населения к детскому дому [.] из слов посетителей — хорошее.

Работа с детьми проводится следующим образом: в семь или половине восьмого часов утра дети просыпаются и приступают к одеванию [...], убирают свои кроватки, вытирают пыль и идут умываться [...], после умывания дети идут в зал для осмотра: правильно ли одеты, обуты, как умыты и т. д. [В] половине десятого дети садятся пить чай, который длится с мытьем посуды до [11 часов 30 минут]. После чая начинаются занятия: игры в школу по методу [М.] Монтессори, гимнастика, вырезывание и наклеивание, недавно началось рисование, пение с подвижными играми, разучивание новых игр или песенок и повторение старых. Определенного порядка занятий нет, приходится сообразоваться с настроением детей. С 14 до 15 часов обед. С 15 до 17 часов свободные игры. С 17 до 18 ча-

* Дата установлена по содержанию документа.

л

сов чай. С 18 часов рассказывание сказок, рассматривание каких-нибудь книжек с картинками, заучивание стихотворений. С 19 до 20 часов ужин, а после ужина дети ложатся спать; причем за последнее время дети стали увлекаться гимнастикой и несколько мальчиков и девочек перед сном каждый вечер упражняются. Всю трудность занятий составляет отсутствие школьной литературы, пособий и подготовленных руководительниц. [.] В селе Альметеве в 1919 г. 1 июля открылся первый татарский детский сад. В это время в уезде было всего две руководительницы из татарок. На татарском языке дошкольного материала никакого не было. В первое время население к детскому саду относилось недружелюбно, но с течением же времени взгляд населения изменился в пользу дошкольного дела. Постепенно созданы трудом руководительниц и инструктора детские игры, детские родные сказки, шли работы по лепке, вырезыванию. Дети детский сад стали посещать с большим желанием. [.]

Третий [татарский] детский сад в г. Бугульме открыт 21 июня площадкой, а потом переорганизован был в детский сад, за неимением помещения соединен с русским садом. Нужды детского сада: не имеется подготовленных работников, [.] подходящих помещений под детские сады, нет дошкольной детской, педагогической литературы, нет учебных пособий, карандашей цветных, простых, нет мебели, инвентаря. [...] Дети нуждаются в теплой одежде, обуви, нет стекол для ремонта. Для подготовки работников при дошкольном отделе организован кружок дошкольниц, который задался целью подготовить практиканток к работе, а для установления связи с населением и жен[ским] отделом организована дошкольная коллегия. Затем при общеобразовательных курсах открываем дошкольную секцию по подготовке дошкольных татарских детских руководителей. [.] Зав[едующая] дошкольным подотделом Е. Андрианова.

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 47, л. 3-5 об.

№ 9. Из требований инспектора по дошкольному воспитанию к образцовому детскому саду

10 августа 1934 г.

[...] 5. Образцовый дет[ский] сад должен иметь в достаточном количестве игрушки для игры с песком, водой и т. п. Строительный материал разных форм и размеров, деревянные конструкторы, игрушки-двигатели (автомобили, платформы и т. д.), печатные настольные игры и т. п. Оборудование для занятий по дереву, инвентарь для занятий на огороде, для изобразительной] деятельности и т. д. Для старшей группы должен быть полный материал для работы по грамоте и счету. [.]

Резолюция: утверждено заместителем] Наркомпроса [РСФСР] [М. С.] Эпштейн, зав[едующей] дошк[ольным] отд[елом] [Е. Е.] Цырлиной.

Инспектор по дошкольному воспитанию.

НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2159, л. 22 об. Копия.

Фото на с. 68: Детские сады и ясли Елабужского района. Приблизительно начало 1930-х гг. Из фондов Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Публикацию подготовила Ильнара Ханипова, кандидат исторических наук

«ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫЛИСЬ ШИРОКИЕ ГОРИЗОНТЫ ^ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ»

.77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.