С. Ф. Юшкина
Юшкина Светлана Филипповна — старший преподаватель-методист учебного отдела Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России
Перечни в законодательстве: проблемы применения в учебновоспитательном процессе по теории государства и права
Преобразования, происходящие в России в последнее десятилетие, сопровождаются существенными изменениями нормативной базы. При этом особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено грамотному применению разнообразных юридико-технических инструментов при четком соблюдении основных принципов подготовки и принятия нормативных актов.
В современной юридической науке важное место отводится юридической технике, актуальность существования, развития и совершенствования которой обусловлена общественной значимостью и необходимостью совершенствования действующего законодательства, содержания и структуры нормативно-правовых актов.
Традиционно к элементам юридической техники относят, например, юридическую терминологию, юридические конструкции и т. д.
Вместе с тем, в последнее время к элементам юридической техники стали также относить классификацию,1 юридическое поручение,2 примечание,3 что логично и закономерно, так как дополняет и углубляет знания в области правотворчества, в чем заинтересованы не только ученые, но и законодатель и правоприменитель. Кроме того, как нам думается, перечень самих элементов юридической техники также не является исчерпывающим.
Таким образом, логично задать вопрос - что же представляет собой такой юридический феномен - перечень, как прием юридической техники?
Определение понятия «перечень в законодательстве» не сформулировано в юридических источниках знания, в том числе отсутствует указание на него в юридических словарях, и не нашло отражения в юридической литературе, хотя используется законодателем в процессе правотворчества.
Правовая природа перечней достаточно сложна и требует глубокой теоретической разработки ввиду отсутствия классификации их видов и функций, отсутствия обоснования их широкого распространения в одних отраслях законодательства и редкого применения в других, не исследована практика их применения, в том числе и в науке теории государства и права.
Сформулировать определение данного явления правовой действительности - перечня, и раскрыть его содержание как правового явления, а также установить его влияние на содержание и структуру нормативных правовых актов возможно только комплексно исследовав историю возникновения и развития данного феномена, а также вопроса его правового закрепления.
При отсутствии формального правового закрепления в законодательстве такого правового феномена как перечень, мы считаем, что следует ввести в правовой оборот и закрепить для официального использования официально признаваемый термин «перечень в законодательстве», как самостоятельный прием юридической техники, который раскрывает содержание и реальные функциональные возможности приема, охватывает все виды перечней.
Перечень в законодательстве (далее - перечень) представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, имеющее определенную функциональную нагрузку и содержание и занимающее определенное место в системе приемов юридической техники.
Перечень можно охарактеризовать путем перечисления и раскрытия присущих ему признаков, обуславливающих его правовую природу как приема юридической техники:
1. Перечень - это относительно самостоятельный, объективно существующий и реально функционирующий прием юридической техники, применяемый законодателем в процессе правотворчества.
1 Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве: Дис... канд. юрид. наук. - М., 2005.
2 Слукина Е.В. Юридическое поручение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006.
3 Кондаков Д.С. Примечание в российском законодательстве: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2003.
2. Перечень представляет собой государственно-властное нормативное закрепление юридически значимого перечисления: чего- или кого-нибудь, закрепленное в диспозиции правовой нормы.
3. Закрепление в перечне перечисления чего- или кого-нибудь (к примеру, перечень товаров, работ или услуг; перечень профессий и т. п.) имеет значение и в силу того, что с момента принятия нормативного акта перечень, его отдельные позиции приобретают статус правовой нормы, определенного правила поведения.
С учетом этого можно сделать вполне закономерный вывод о том, что перечень закрепляется в диспозиции правовой нормы, и таким образом, имеет силу нормы права со всеми вытекающими последствиями при нарушении правового установления.
4. Перечень - типичное нормативное государственно-властное установление, содержание которого заключается в использовании данного приема законодателем в течение прошлого века и по настоящее время, что также проявляется в различных видах перечней при их классификации.
5. Перечень - государственно-властное нормативное закрепление каких-либо специфических положений для их обособления и придания специального правового статуса, определяющего специальный режим деятельности в отношении содержательного аспекта понятий, закрепленных в перечне.
6. Перечень - специфическая форма конкретизации, детализации правовых установлений, как правило, более высокого уровня.
7. Перечень всегда подлежит утверждению и, таким образом, носит подзаконный характер со стороны компетентного государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, организации, наделенных соответствующими полномочиями.
8. Перечень составляет основное содержание диспозиции правовой нормы, закрепленной в соответствующем нормативном правовом акте.
9. Перечень обладает юридической силой, соответствующей уровню того органа, которым он закреплен.
10. Перечень имеет определенные формы выражения.
11. Составление и утверждение перечня является итогом особого приема познавательной деятельности по установлению связей, тождественности, соподчиненности - перечисления.
12. Перечень занимает строго определенное место в структуре нормативного правового акта, что исключает какие-либо затруднения со стороны правоприменителя при применении перечней.
Введение в действие перечня и, таким образом, придание ему юридической силы, предусматривает его утверждение подзаконным нормативным правовым актом, причем перечень составляет его неотъемлемую часть.
13. Следование перечню вызывает определенные юридические последствия, так как вызывает возникновение, изменение либо прекращение правовых отношений, а нарушение утвержденного перечня влечет различные юридические, в том числе и имущественные, последствия.
Таким образом, перечень в законодательстве - это специфический прием юридической техники, применяемый законодателем в процессе правотворчества, государственно-властное нормативное закрепление юридически значимого перечисления: чего- или кого-нибудь, имеющий определенную форму выражения и подлежащий утверждению в подзаконном правовом акте, обладающий юридической силой и порождающий определенные правовые последствия.
Немаловажное значение перечень играет и в учебно-воспитательном процессе, в частности при преподавании дисциплины «Теория государства и права». Следует обратить внимание на то, что специалисты в области теории государства и права, являющейся основоположницей создания и развития юридической техники, не в полной мере используют возможности ее приемов.
Анализ нормативных источников и специальной юридической литературы, в том числе учебных и учебно-методических пособий, показывает, что при перечислении тем, вопросов, подлежащих изучению, используется не термин «перечень», обозначающий применение специального унифицирующего приема юридической техники, а такие термины, как «раздел», «глава», «лекция», «вопросы» и тому подобное, что в совокупности охватывается термином «оглавление».
Вместе с тем, в указанных терминах содержится перечисление чего-либо, что свидетельствует о «нелегальном» (если так можно выразиться) использовании перечня.
Любая тема, лекция по теории государства и права содержит не что иное, как перечень вопросов, предлагаемых курсантам и слушателям для изучения, как, например: перечень признаков (любого явления, например нормы права), перечень источников права, перечень форм реализации права, перечень функций государства, перечень признаков того или иного явления. Например, в
Юшкина С.Ф. Перечни в законодательстве: проблемы применения в учебно-воспитательном процессе..
учебном пособии Р.А. Ромашова в оглавлении обозначена «Лекция 22. Законность и правопорядок», в рамках которой рассматриваются «Учебные вопросы: 1. Понятие, принципы и гарантии законности. 2. Понятие общественного порядка и правопорядка. 3. Роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка». Например, при раскрытии первого вопроса упоминается, что «основными требованиями законности являются: ...», «к основным принципам (основополагающим началам) законности относятся: ...», «к общим гарантиям законности относятся: ...», и идет соответствующее перечисление. Вместе с тем, воспользовавшись перечнем, слушателям было бы гораздо удобнее познавать изучаемый материал и при этом складывается определенный стереотип мышления -«перечень требований законности: ...», «перечень основных принципов (основополагающих начал) законности: ...», «перечень общих гарантий законности».1 Так, Т.В. Кашанина в тексте учебного пособия конкретно указывает на «перечень возможных вопросов заключительной части, который впечатляет своей внушительностью, но еще более своей непредсказуемостью ...».2
Для обеспечения учебного процесса разрабатываются примерные программы,3 учебные программы,4 рабочие программы5, тематические планы по дисциплинам в разделе «Тематический план» которых содержится указание на «наименование разделов и тем». Вместе с тем данную структурную единицу тематического плана необходимо обозначить, как «перечень и наименование разделов и тем».
План работы учебного заведения, например, Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России, а также план работы совета Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России содержится указание, соответственно, на «наименование мероприятий» и «рассматриваемые вопросы», но по существу данные разделы есть не что иное, как «перечень и содержание мероприятий (вопросов)».
Таким образом, «легальное» официальное применение перечня позволит привести к единому знаменателю и унифицировать форму и содержание планов учебно-воспитательной работы, графиков учебного процесса, типовых, примерных и рабочих программ, а также выработать у обучающихся определенный стереотип мышления.
1 Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - М., 2002.
2 Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник /Т.В. Кашанина. - М., 2008. - С. 227.
3 Теория государства и права. Примерная программа учебной дисциплины по специальности 0203 Правоохранительная деятельность среднего профессионального образования базового уровня. - М., 2002.
4 См.: Теория государства и права. Примерная программа для образовательных учреждений высшего профессионального образования. - М., 2002.
5 См.: Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» федерального компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 023100 Правоохранительная деятельность / Сост. В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик, А.В. Никитин; Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 2002.