университетов — с 1985 по 1996 г. их число удвоилось с 40 до 81 (всего их 10% от общего числа вузов). В среднем в одном университете в России учатся 7,3 тыс. студентов, т.е. больше, чем в среднем вузе (что, собственно, и дает им право так называться). Но выпускают университеты 21% всех дипломированных специалистов, т.е. их эффективность выше средней.
Число негосударственных вузов выросло с 1994 по 1997 г. (с момента, когда данные о них стали приводиться в общероссийских статистических справочниках) в 1,5 раза: со 157 до 244. Их доля в общем числе российских вузов достигла 30%. Однако в большинстве своем это очень маленькие учебные заведения, в которых, как правило, учатся лишь несколько сот студентов (причем среднее число студентов за это время даже уменьшилось с 700 до 670). Общая численность обучающихся в негосударственных высших учебных заведениях также увеличилась со НО тыс. до 163 тыс. (а их удельный вес в общем массиве российского студенчества поднялся с 4,2 до 5,5%).
Это означает, что характер общего выпуска специалистов высшей школой в России принципиально не изменился*. Новые вузы не в состоянии оказывать влияния на процессы в этой системе (численность выпускников всего негосударственного сектора высшего образования приближается к 1%). Но показательны изменения в самой структуре обучения здесь: 49% от общего числа студентов, обучающихся в этих вузах, чаще называемых "университетами" или "академиями", записаны на гуманитарные, социальные, правовые и экономические специальности, включая менеджмент, маркетинг и пр. (технические специальности изучают, соответственно, всего 2% от общего числа студентов этих вузов, педагогику и близкие ей области знания — 2%, медицину — 1%).
Сегодня очень трудно говорить о качестве образования в этих вузах, поскольку ни один из них не приобрел пока еще бесспорного авторитета и известности. Насколько я могу судить, степень различий по уровню преподавания здесь гораздо выше, чем в целом. Есть небольшое число вузов, приближающихся к лучшим московским или петербургским университетам, но значительная часть из них, видимо, слабее воображаемого среднего уровня. Хотя, справедливости ради, отмечу, что удельный вес "остепененных" преподавателей среди них выше среднего.
Иначе говоря, негосударственное образование пока не является серьезной альтернативой государственному, но указывает тенденции спроса на образование в обществе, отмечает направленность наиболее динамичных секторов репродуктивной системы. Об этом же свидетельствуют и конкурсы на вступительных экзаменах в последние два года: наивысшие баллы (свыше семи претендентов на одно место) зафиксированы именно на юридические и экономические специальности (в Москве наивысшие показатели этого рода — в Московской юридической академии и на юрфаке МГУ, затем в Финансовой академии, Государственной академии управления, РЭА, на экономическом факультете МГУ; среди аутсайдеров — Авиационно-технологический институт и МИИТ). В определенном смысле это нормальная реакция формирующегося гражданского общества.
* Характерны реакции постсоветского чиновничества: в условиях острого дефицита ресурсов предлагаются те же меры, что и в 20-х годах — устранение параллелизма в работе вузов, увеличение нагрузки на преподавателя, упразднение или уменьшение спецкурсов, упор на базовые общие курсы, а также — признак нынешнего времени — (в перспективе) увеличение платности образования. См: Почти все о реформе в системе образования. Интервью с министром общего и профессионального образования А.Тихоновым (Известия. 1998. № 110. 19 июня. С. 5).
Елена БОДРОВА
Пенсия как элемент социальной защиты: отношение населения к системе пенсионного обеспечения (на примере Орловской области)
В условиях рыночных преобразований и глубокого кризиса экономики пенсия становится важнейшей социальной гарантией для человека. Проблема реформирования системы пенсионного обеспечения, о котором идут в настоящее время острые дискуссии, касается всех россиян, независимо от возраста и социального статуса, поскольку каждый человек хочет знать, что его ожидает после окончания трудовой деятельности и каковы гарантии его благополучного существования в старости.
Результаты исследования, проведенного ВЦИОМ по заказу и при финансовой поддержке ТАСИСа и Консорциума ББИ-ГВГ-Адекри, при участии Министерства труда и социального развития Российской Федерации в феврале—марте 1997 г., дают представление об отношении населения к различным аспектам пенсионного обеспечения в России. Опрос проводился в двух регионах России: Орловской области и Башкортостане. В данной статье мы представляем результаты, полученные в Орловской области. Опрос проводился по случайной стратифицированной выборке (N=1000 семей). В исследовании использовалось два опросника — один по семейным проблемам, заполнявшийся главой семьи, и другой — по индивидуальным проблемам, который заполнялся членом семьи, отобранным по ближайшему дню рождения (N=1000 человек). Обе выборки репрезентативны. Первая — относительно совокупности семей Орловской области; вторая — относительно населения области старше 16 лет.
Основные задачи исследования: изучение положения пенсионеров, включая работающих, масштабов задержек в выплате пенсий, возможности людей приспособиться к сложившейся ситуации, отношения к изменению возраста выхода на пенсию, а также информированность о пенсионном законодательстве, отношения к негосударственным пенсионным фондам.
Типы пенсий. Большинство пенсионеров Орловской области, попавших в выборку, получают пенсию по старости или за выслугу лет при достаточном трудовом стаже, причем доля женщин в этой категории значительно больше (70%), чем мужчин. Приведем распределение пенсионеров Орловской области по типам пенсий (в %):
Удельный
Тип пенсии вес
пенсионеров
83 21
По старости или за выслугу лет По инвалидности За выслугу лет, назначенная военнослужащим (МО, МВД, ФСБ) По случаю потери кормильца Лицам, достигшим 60 (65) лет, не имеющим трудового стажа
Следующую по значимости группу составляют пенсионеры по инвалидности, среди которых преобладают мужчины (56%). Среди всех инвалидов, получающих пенсию, наибольшее число приходится на тех, кто стал инвалидом вследствие общего заболевания (79%). Военнослужащие в отставке и получающие пенсию по случаю потери кормильца представляют самую малочисленную группу пенсионеров. В выборку не попал ни один человек, который бы получал пенсию по возрасту, не имея трудового стажа. Вероятно, это следствие существовавшего со-
циалистического принципа, обеспечивавшего, с одной стороны, право на труд, а с другой — законодательно преследующий любые формы тунеядства. Из общего числа пенсионеров, получающих пенсию как по возрасту и за выслугу лет, так и по инвалидности, меньше 0,5% приходится на лиц в возрасте моложе 50 лет. 72% опрошенных пенсионеров имеют уровень образования ниже среднего.
Размеры пенсий. Средний размер пенсии за месяц, предшествующий опросу, составил 299 тыс. руб., причем у мужчин она была на 46 тыс. руб. больше в среднем, чем у женщин (329 тыс. и 283 тыс. руб.). Большинство женщин (71%) получает пенсию ниже среднего уровня; у мужчин пропорция иная — 47% получают пенсию ниже среднего уровня и 53% от 300 тыс. руб. и больше. При таких размерах пенсии 83% пенсионеров не имеют возможности делать сбережения и расходуют пенсию полностью (рис. 1). Из тех 17% пенсионеров, которым удается откладывать средства из пенсии, 60% вынуждены сильно экономить, отказывая себе во многом.
Роль пенсий в совокупном доходе семей. Каждые семь из восьми ответивших пенсионеров (87%), живущих в семье, полностью вкладывают свою пенсию в общий бюджет семьи. Еще 6% пенсионеров добавляют в бюджет семьи лишь часть своей пенсии, и только 7% вообще не участвуют в общем ведении хозяйства. Каждые шесть из семи ответивших пенсионеров (85%), полностью или частично участвующих в бюджете семьи, считают, что их вклад составил существенную долю всего денежного дохода семьи: 52% — заметную, 33% — основную долю. Причем мужчины-пенсионеры чаще считают свой доход основным (45%), чем женщины, считающие свой вклад лишь заметным, а не основным доходом семьи (59%). Незначительной считают свою долю лишь 10% ответивших, преимущественно женщины.
Задержки в выплате пенсий. Абсолютное большинство пенсионеров (87%) отмечали, что в последние год-два имели место выплаты пенсий позже положенного срока. Чаще всего задерживали выплаты пенсии по старости или за выслугу лет (88%), по инвалидности (86%), и значительно реже задерживали выплаты пенсий бывшим военнослужащим (39%).
Сроки задержки пенсий были различны в зависимости от типа пенсий. Пенсии по старости или за выслугу лет, по инвалидности задерживали от нескольких дней до трех месяцев, преимущественно на один месяц (в 50% случаев).
Пенсии, назначенные по случаю потери кормильца, задерживали реже (что, может быть, связано с небольшой долей этой категории пенсионеров) — в 50% случаев на
ЕШ Расходую пенсию полностью В Кое-что удается отложить ЮЗ Откладываю пенсию полностью
Рис. 1. Удается ли Вам что-нибудь откладывать из пенсии или Вы расходуете ее полностью? (В % к числу опрошенных пенсионеров.)
срок от нескольких недель до трех месяцев, преимущественно также на месяц (в 72% случаев задержек). Пенсии военнослужащим за выслугу лет (МО, ФСБ, МВД) задерживали реже — всего в 40% случаев — и на менее длительные сроки (в пределах одного месяца).
В самом бедственном положении были одинокие пенсионеры или семьи с детьми, — им задерживались выплаты на срок от одного до трех месяцев. В тяжелой ситуации оказались также семьи, где пенсионер является основным кормильцем. Задержки пенсий имели место в 64% таких семей.
Действия, предпринимаемые в случае задержки пенсии.
В случае задержек в выплате пенсий 1 /2 пенсионеров пользовалась в основном запасами продуктов питания (рис. 2), 2/5 пенсионеров брали в долг, каждый шестой пенсионер получал помощь от родственников, каждый девятый пенсионер жил фактически на доходы других членов семьи и столько же — тратили сбережения, каждый 20-й старался подработать и жить на заработанные деньги и каждый 100-й продавал что-либо из вещей, купленных в прежние времена.
Из опрошенных респондентов никто не просил милостыню, но 5% пенсионеров имели знакомых, вынужденных просить милостыню из-за маленького размера или из-за задержки выплаты пенсии.
Продавал что-либо из вещей Жил на текущие доходы от своего заработка Тратил сбережения Жил фактически на доходы других членов семьи Получал помощь от родственников, детей
Брал в долг
В основном пользовался запасами продуктов
Рис. 2. Как Вы обходились в тех случаях, когда пенсию Вам выплачивали с задержкой? (В % к числу опрошенных; сумма больше 100%, поскольку можно было дать несколько ответов.)
Пенсионеры и работа. Из всех пенсионеров выборочной совокупности Орловской области только 7% работают, причем все официально оформлены на рабочих местах, из них 65% работают по своей, а 30% — по другой специальности. Средний заработок за месяц, предшествующий опросу (269 тыс. руб.), был на 30 тыс. руб. меньше среднего размера пенсий (299 тыс. руб.). Наблюдается прямая зависимость между размером заработка пенсионера и уровнем его образования: чем выше уровень образования, тем выше заработная плата работающего пенсионера.
Более 1/2 неработающих пенсионеров (55%) и не стремятся найти работу; чуть более 1/3 (36%) хотели бы работать, но не могут по состоянию здоровья. Таким образом, лишь один из девяти неработающих пенсионеров готов был бы работать, но не может найти подходящей работы или его не принимают на работу. В большей степени это характерно для пенсионерок (98%): среди них 65% не хотят устраиваться на работу и 33% не могут работать по состоянию здоровья.
Среди мужчин приблизительно 80% не могут и не хотят работать по тем же причинам, что и женщины. Остальным же мужчинам-пенсионерам сложно найти подходящее место работы.
Основные стимулы работы пенсионеров (78% ответивших): пенсии не хватает на жизнь (46%) и хотят материально помочь детям (32%). Следующие по значимости мотивы характерны для одиноких стариков — "желание избавиться от чувства одиночества" (6%), а также ощущение нерастраченных сил ("есть силы, а занять себя нечем"; 6%) (рис. 3). И только 2% женщин назвали в качестве главного стимула — "интерес к работе".
Предприятия, где работали прежде пенсионеры, имеют слабую связь с ними, почти не помогают своим бывшим работникам: 87% пенсионеров ничего не получали последние 1—2 года от предприятия.
Отношение населения к выплате зарплаты и пенсий работающим пенсионерам. 60% респондентов считают, что работающим пенсионерам нужно оставить право получать и зарплату, и пенсию. Однако достаточно высока доля лиц, считающих, что, если пенсионеры работают и получают зарплату, они не должны получать пенсию (31%). Если же ограничиться выбором "или-или", это может привести к снижению экономической активности пенсионеров, увеличению иждивенческих настроений. Больше всего это осознают респонденты, имеющие высшее и незаконченное высшее образование. Среди них наибольшая доля людей, считающих, что пенсионеры должны получать и пенсию, и зарплату, и наименьшая доля респондентов, считающих, что достаточно одной зарплаты. Чаще всего выступают против пенсий работающим пенсионерам люди в экономически активном возрасте 30—49 лет (35%), имеющие среднее и среднее специальное образование (33%). Это может объясняться проблемами безработицы и конкурентоспособности на рынке труда пенсионеров, имеющих богатый профессиональный опыт и глубокие знания.
Отношение к возрасту выхода на пенсию. Наибольшее число респондентов считает, что возраст выхода на пенсию как мужчин, так и женщин следует оставить без изменения (соответственно 65% и 62%). В то же время достаточно высока доля респондентов, желающих понизить возраст выхода на пенсию мужчин (23%) и женщин (27%). Интересно, что в большей степени за снижение пенсионного возраста ратуют мужчины, чем женщины, 25% из них высказываются за снижение возраста выхода на пенсию мужчин и 30% за снижение пенсионного возраста женщин. Женщин проблема волнует меньше, среди них больше доля затруднившихся ответить на вопрос об изменении возраста выхода на пенсию (как мужчин, так и
В Пмм «шлам мии, Ш ИШНТ >4 Жнри.
Ш Хппеи мтрншш гммо** дагш V № пвнснн ибн щрноннм, на с нам АЁщнии
0 ^ мвм ащв осп сипи, » 1ШН1М1 МЧВм.
1 У м*ш ннтщзпснан профессия, пи мм нцмипен □
Рис. 3. Что в первую очередь побуждает Вас работать (или искать работу), находясь на пенсии? (В % к числу опрошенных.)
женщин), и они реже высказываются о снижении пенсионного возраста. Это вполне понятно, так как средняя продолжительность жизни женщин существенно больше средней продолжительности жизни мужчин, которые просто не доживают до возраста выхода на пенсию: в 1995 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляла 58 лет, а женщин — 72 года, по прогнозам на 2000 г., соответственно 61 и 73 года*. Следует отметить, что респонденты с высшим и незаконченным высшим образованием более чем кто-либо трезво оценивают проблему возраста выхода на пенсию и являются в наименьшей степени носителями иждивенческого настроения: среди них 73% считают, что нет необходимости снижать возраст выхода на пенсию у мужчин и 70% — у женщин. Отметим также, что люди пенсионного и предпенсионного возрастов в большей степени, чем все остальные категории населения, высказались за повышение возраста выхода на пенсию мужчин и женщин (но доля высказавших это мнение статистически не значима).
Интересно соотношение между фактическим возрастом пенсионеров, с которого они перестали работать, и возрастом, с которого начали получать пенсию. Средний возраст, с которого респонденты получают пенсию, составил 53 года, одинаково для мужчин и для женщин. Средний же возраст, с которого ответившие перестали работать, составил 56 лет (у мужчин — 57 лет, у женщин — 55 лет). Таким образом, люди, уже получающие пенсию, продолжают работать еще в среднем 3 года.
Роль пенсионеров в жизни семьи. Роль пенсионеров (мужчин и женщин) в жизни семьи неодинакова. Мужчины чаще помогают семье материально, но меньше участвуют в домашнем хозяйстве, чем женщины. Женщины-пенсионерки в большинстве своем (за исключением 4% больных) оказывают существенную помощь в обслуживании семьи: они готовят еду (91%); делают уборку, наводят
* Васин С. Демографические проблемы повышения пенсионного возраста // Современные проблемы пенсионной сферы. М., 1997. С. 79.
Затрудняюсь с ответом
Ограниченные возможности для людей в трудоспособном возрасте самим влиять на размер будущей пенсии
Возраст выхода на пенсию
Недостаточность информации о правилах начисления пенсий, о льготах пенсионерам Уравнительность в размере пенсии работников с различным уровнем квалификации, с различным трудовым вкладом
Задержки в выплате пенсий Недостаточный размер пенсий
Рис. 4. Какие проблемы пенсионного обеспечения граждан сегодняшней России требуют, на Ваш взгляд, первоочередного решения? (В % к числу опрошенных.)
порядок в доме (77%); стирают одежду, белье (76%); чинят одежду, белье (71%); гладят одежду, белье (67%); покупают продукты (67%); более 1/3 пенсионерок шьют и вяжут (36%), каждая пятая присматривает за детьми. В среднем на одну женщину-пенсионерку приходится пять видов деятельности по дому, в то время как на одного мужчи-ну-пенсионера приходится один-два вида домашних работ. Чаще всего мужчины покупают продукты (50%), делают уборку и наводят порядок в доме (23%), готовят еду (19%), присматривают за детьми (12%). Таким образом, в целом пенсионеры, как женщины, так и мужчины, выполняют практически всю работу по обеспечению семейного быта, тем самым существенно облегчая жизнь молодому поколению.
Каждые три из четырех пенсионеров, имеющих отдельно от них живущих детей или внуков, помогают молодым материально. Чаще это делают пенсионеры-мужчины, женщины же могут предложить иного рода помощь, иногда более важную и необходимую, чем материальную.
Проблемы пенсионного обеспечения, требующие первоочередного решения. Информированность о пенсионном законодательстве России. По мнению большинства ответивших, самыми главными проблемами являются недостаточный размер (60%) и задержка выплат пенсий (45%) (рис. 4). Эти две проблемы отмечены всеми респондентами, независимо от пола, возраста, уровня образования и политических ориентации.
Среди молодых людей в возрасте до 29 лет оказалось достаточно много тех, кто не задумывается о проблеме материального обеспечения старости (27% затруднились ответить на поставленный вопрос о первоочередных задачах пенсионного обеспечения).
Следующей по важности проблемой называли уравнительность в размере пенсии работников с различным уровнем квалификации, с различным трудовым вкладом (14% ответивших), причем чаще на эту проблему обращают внимание женщины (18%), респонденты трудоспособного возраста 30—49 лет (18%), с высшим и незаконченным высшим образованием (27%).
Беспокоят людей и такие проблемы, как возраст выхода на пенсию (пятое место) — 12% и ограниченные возможности для людей в трудоспособном возрасте самим влиять на размер будущей пенсии (шестое место) — 9%, причем последняя проблема больше других волнует молодых людей в возрасте до 29 лет (четвертое место) — 11% и респондентов с уровнем образования выше среднего (четвертое место) — 17%.
Проблема недостаточной информации о правилах начисления пенсий, о льготах пенсионерам стоит на четвер-
том месте по важности. Это свидетельствует о низкой информированности населения о пенсионном законодательстве и необходимости проведения разъяснительной работы на предприятиях и в органах социальной защиты. Особенно это актуально для молодых людей и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, которые поставили указанную проблему на третье место. Более 1/2 (52%) респондентов признались, что они очень мало или практически не знакомы с ним, около 1/з респондентов знакомы лишь в общих чертах (33%) и лишь один из семи (14%) знает очень хорошо или в достаточной мере. В равной степени это распространяется и на мужчин, и на женщин.
Наиболее информированными являются лица трудоспособного возраста (30—49 лет) и предпенсионного и пенсионного (от 50 лет и старше): среди них 53% хорошо, в достаточной мере или в общих чертах знакомы с пенсионным законодательством. Менее всего интересуются этой проблемой молодые, что вполне логично: среди них (в возрасте до 29 лет) 3/4 очень мало или практически не знакомы с пенсионным законодательством. Необходимо отметить зависимость между уровнем образования и степенью информированности в данной области: чем выше уровень образования, тем выше уровень знаний о пенсионном законодательстве (табл. 1).
Таблица 1
В какой мере Вы знакомы с пенсионным законодательством России? (В % к соответствующей группе опрошенных.)
Варианты ответов Удельный вес респондентов, ответивших на вопрос, имеющих образование:
высшее и незаконченное высшее среднее и среднее специальное ниже среднего
В какой-то мере знаком 72 49 38
Очень мало или практически не знаком 28 50 60
Затрудняюсь ответить - 1 2
В существующих отделах социальной защиты в случае необходимости можно получить консультацию по вопросам, связанным с начислением пенсии, с определением льгот и т.п. По мнению почти 1 /2 респондентов, такую консультацию получить несложно, однако для 16% ответивших это представляется весьма затруднительным. Более доброжелательно в отделах социальной защиты относились к мужчинам. Около 40% пенсионеров не обращались
в службу социальной защиты для получения консультаций.
70% респондентов не следят или следят случайно, время от времени за информацией о положении пенсионеров: порядке начисления пенсий, льготах, предоставляемых пенсионерам, о возможностях трудоустройства пенсионеров и т.п., т.е. большинство пенсионеров не надеется на помощь государства и не ждет улучшения своего положения, а потому и не особенно интересуется информацией о пенсионной системе. Лишь респонденты, имеющие высшее и незаконченное высшее образование, чаще, чем менее образованные респонденты, следят за информацией о положении пенсионеров (58%) и, соответственно, реже обращаются за разъяснением в отделы социальной защиты.
Отношение к негосударственным пенсионным фондам. По существующему в настоящее время законодательству человек сам может повлиять на размер будущей пенсии, вкладывая часть своих доходов в негосударственные пенсионные фонды. О существовании этих фондов слышали чуть более 1/2 респондентов (56%), причем у респондентов с высшим образованием уровень осведомленности по этим вопросам в 2 раза выше (82%), чем у менее образованных (40%).
Идею развития негосударственных пенсионных фондов поддерживает лишь каждый пятый ответивший (21%). Остальные считают, что пенсия должна быть заботой исключительно государства (52%). Многие же (26%) затруднились с ответом. Более четко определились в этом вопросе мужчины — среди них затруднившихся с ответом в 2 раза меньше, чем среди женщин. Некоторое одобрение негосударственные пенсионные фонды получили у лиц с высшим и незаконченным высшим образованием (34%) по сравнению с людьми с уровнем образования
ниже среднего (14%). Те, кто не проиграл от реформ, в 2 раза чаще (33%) поддерживают развитие этих фондов, чем проигравшие (16%). Еще меньше респондентов сами готовы делать взносы в такие фонды. 2% опрошенных уже делают в них взносы, что почти в 12 раз меньше (24%) доли тех, кто ни при каких условиях не согласится делать взносы в негосударственные пенсионные фонды. Главным образом это женщины (27%), респонденты предпенсионного или пенсионного возраста (41%), с уровнем образования ниже среднего (35%), которые ответили, что не воспользуются услугами негосударственных пенсионных фондов ни при каких условиях. Мужчины же более лояльно относятся к этим фондам: 3% уже делают взносы и 28% при более высоких доходах делали бы такие взносы, при этом другая часть мужчин сильно обеспокоены ненадежностью таких фондов (29%) и нестабильностью в стране (17%). Среди условий, при которых респонденты могли бы делать взносы, 24% назвали более высокую надежность фондов; 12% респондентов назвали главное условие — более стабильную общую ситуацию в стране и 3% указали на недостаток информации о деятельности негосударственных пенсионных фондов. Итого, около 2/3 респондентов не готовы в нынешних условиях воспользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов. Другая часть респондентов пока не задумывается над этим (18%) или затруднились ответить на данный вопрос (13%). Обнадеживает то, что 23% готовы были бы делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, если бы имели более высокие доходы. Таким образом, население Орловской области не готово участвовать в работе негосударственных пенсионных фондов из-за недостаточности доходов, ненадежности самих фондов и нестабильности в стране, либо просто не задумываются над этой проблемой.
ПО СТРАНИЦАМ ДРУГИХ ИЗДАНИЙ
Юрий ЛЕВАДА
Мониторинг общественного мнения в регионе
Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ Российской академии наук выпускает Информационный бюллетень "Экономические и социальные перемены в регионе. Мониторинг общественного мнения". В апреле 1998 г. вышел уже пятый выпуск бюллетеня тиражом 400 экз. В разделе "Мониторинг перемен: основные тенденции" приводятся, в частности, сопоставления динамики оценок деятельности Президента РФ и губернатора Вологодской области, динамики индикаторов настроения людей и "запаса терпения", потенциала протеста, а также индекса потребительских настроений по стране и по области. Публикуются статьи и материалы по проблемам социально-экономического развития области. В аналитическом разделе помещена статья К.Гулина о значении исследования индекса потребительских настроений в регионе. В бюллетене опубликованы также данные социологических опросов, проводившихся в связи с выборами в Законодательное Собрание области, состоявшимися в марте 1998 г. Результаты опросов оказались близкими к официальным данным (в 83% случаев расхождение между ними не превысило 3%).