{ л
ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ К/ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Е. Н. Кисткин
В данной статье описываются группы получателей пенсий и различные виды пенсион ных выплат в аспекте их значимости для социальной поддержки семей в современ ной России.
Пенсионное обеспечение в настоящее время является одним из основных механизмов государственной поддержки. Получателями пенсий в Российской Федерации являются множество категорий граждан. Для многих из них пенсия становится одним из основных источников пополнения личного бюджета, если пенсионер проживает один, или даже семейного бюджета, если пенсионер проживает в семье. В связи с этим пенсионные выплаты можно рассматривать как одну из мер социальной поддержки семей в современной России.
Для того чтобы конкретизировать, на какие пенсионные выплаты могут рассчитывать семьи, имеющие в своем составе пенсионеров, необходимо дать характеристику самой социальной группе — пенсионеры. Чаще всего критерием отнесения человека к категории пенсионеров является достижение им определенного возраста: для женщины — 55 лет, для мужчины — 60 лет. Данный возраст в учебной и научной литературе именуется как пенсионный. Но в реальной практике пенсионного обеспечения существует некоторое противоречие: не все граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию; например, когда у них недостаточно страхового стажа. Кроме того, не все граждане, которые получают пенсию, достигли указанного выше пенсионного возраста; например, ребенок-инвалид [1, с. 131].
Здесь необходимо отметить, что сама эта социальная группа неоднородна по своему составу. В ней можно выделить несколько видов пенсионеров, прежде всего, в зависимости от вида получаемой ими пенсии. В данной социальной категории выделяют две основные группы: 1-я группа — получатели трудовых пенсий; 2-я группа — получатели государственных пенсий. В каждой из указанных групп также можно выделить несколько отдельных групп пенсионеров.
Получателями трудовых пенсий являются:
1. Пенсионеры по старости: мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины — 55 лет, и имеющие страховой стаж не менее 5 лет. Согласно современному законодательству страховые пенсии выплачиваются лишь гражданам, подлежавшим пенсионному страхованию. К застрахованным лицам относятся лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167. Ими являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с данным Федеральным законом [2, с. 83].
Граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за себя. Они вправе осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
Е. Н. Кисткин, 2012
76
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1
2. Инвалиды: граждане, имеющие ограничение трудоспособности I, II или III степени, а также дети-инвалиды. Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. [4, с. 401].
3. Граждане, потерявшие кормильца. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
— дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, либо до окончания ими обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, либо старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности; при этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей ;
— один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работают;
— родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
— дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать [2, с. 142].
К получателям государственных пенсий относятся:
1. Федеральные государственные служащие — граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и
государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ».
2. Военнослужащие — граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах РФ и Объединенных вооруженных силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах, а также организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, Федеральном агентстве правительственной связи и информации, Войсках гражданской обороны, органах Федеральной службы безопасности и Пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и Органов уголовно-исполнительной системы.
3. Участники Великой Отечественной войны — граждане, указанные в подпунктах «а» —«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».
4. Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.
5. Нетрудоспособные граждане:
— инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды;
— дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей;
— граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
— граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» [3, с. 171].
Серия «Социологические науки»
При этом среди пенсионеров можно выделить и другие группы по иным социальным и демографическим критериям: ма-лообеспеченность, наличие семьи, место проживания, наличие гражданства РФ.
В связи с реформированием социального законодательства в категории пенсионеров выделен ряд групп получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и дополнительного материального обеспечения. Право на получение ЕДВ установлено ст. 154 ФЗ № 122 для следующих категорий граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности;
9) инвалиды, имеющие II степень ограничения способности к трудовой деятельности;
10) инвалиды, имеющие I степень ограничения способности к трудовой деятельности;
11) дети-инвалиды;
12) инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов
[5, с. 86].
Получателями дополнительного материального обеспечения в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, установленного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2005 г. № 273, являются:
1) инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» —«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
2) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее б месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
3) вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
4) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5) бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто.
Таким образом, в настоящее время в РФ к семьям, являющимся получателями различных видов пенсионных выплат, можно отнести семьи с пенсионерами. Представленная выше характеристика пенсионеров позволяет утверждать, что данная социальная группа является достаточно многообразной по своему составу. По сути, эта группа включает в себя целую систему подгрупп: получатели страховых пенсий (пенсионеры по старости, инвалиды, лица, потерявшие кормильца), получатели государственных пенсий (федеральные госслужащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане), получатели дополнительных денежных выплат (получатели ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), ветераны, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1
действий, ветераны военной службы, ветера- сделать вывод о значимости пенсионных ны государственной службы, ветераны тру- выплат как меры социальной поддержки седа). Данное разнообразие позволяет нам мей в современной России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляев В. П. Право социального обеспечения / В. П. Беляев, А. Н. Маиуковская, О. Е. Фарберова. - М. : РДЛ, 2008. - 240 с.
2. Ершов В. А. Право социального обеспечения / В. А. Ершов. — М. Гросс-Медиа :
РОСБУХ, 2009. - 312 с.
3. Лушников А. М. Теория права социального обеспечения : прошлое и настоящее / А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Т. Ю. Барышникова. — Ярославль : Изд-во Ярослав, ун-та, 2008. - 288 с.
4. Право социального обеспечения / отв. ред. К. Н. Гусов. — М. : Проспект (ТК Велби), 2008. - 640 с.
5. Удалова А. В. Право социального обеспечения / А. В. Удалова. — М. : Омега-Л, 2008. —
196 с.
Поступила 28.11.11.
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева
В данной статье рассматривается деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних как один из способов защиты безнадзорных детей и детей-сирот. Основные направления работы данного типа учреждений представлены на примере ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Радуга"».
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми, резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития [3, с. 46].
В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадапти-
рованных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социально-защитных детских учреждений. Они позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилита-ционной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг,
© Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева, 2012
Серия «Социологические науки»
7