Научная статья на тему 'ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врачи / гражданское ведомство / законодательство / медицинские работники / пенсии / пенсионная система / устав о пенсиях и единовременных пособиях / doctors / civil department / legislation / medical workers / pensions / pension system / charter on pensions and lump-sum benefits

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Корнева Н.М.

В представленной статье рассматривается проблема социального обеспечения отставных медицинских работников гражданского ведомства. На основе законодательных источников рассматриваются порядок назначения пенсий, условия выслуги лет для получения права на пенсию случаю, лишающие права на получение пенсии, материальное положение отставных врачей и среднего медицинского персонала и членов их семей. В результате проведенного исследования делается вывод об общих тенденциях в развитии системы пенсионного обеспечения российской пенсионной системы и пенсионного обеспечения медицинских работников. Российское правительство уделяло определенное внимание пенсионному обеспечению служащих на государственной службе в целом и медицинских чинов частности. Постепенно формируется порядок назначения и выплаты пенсий, увеличивается количество медицинских работников, имеющих право на пенсию, в число медицинского персонала, получающего пенсионные выплаты, включаются новые категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION PROVISION OF DOCTORS & NURSING STAFF IN THE RUSSIAN EMPIRE

The article deals with the problem of social security of retired medical workers of the civil department. On the basis of legislative sources, the procedure for assigning pensions, the conditions of seniority for obtaining the right to a pension for cases that deprive the right to receive a pension, the financial situation of retired doctors and nursing staff and their family members are considered. As a result of the conducted research, a conclusion is made about the general trends in the development of the pension system of the Russian pension system and the pension provision of medical workers. The Russian government has paid some attention to the pension provision of civil servants in general and medical ranks in particular. The procedure for the appointment and payment of pensions is gradually being formed, the number of medical workers entitled to a pension is increasing, new categories are being included in the number of medical personnel receiving pension payments.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

УДК 93/94(47).081/ 84(47).083

Корнева Н.М. ОЯСГО 0000-0002-9198-2243

кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения истории России, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация: в представленной статье рассматривается проблема социального обеспечения отставных медицинских работников гражданского ведомства. На основе законодательных источников рассматриваются порядок назначения пенсий, условия выслуги лет для получения права на пенсию случаю, лишающие права на получение пенсии, материальное положение отставных врачей и среднего медицинского персонала и членов их семей. В результате проведенного исследования делается вывод об общих тенденциях в развитии системы пенсионного обеспечения российской пенсионной системы и пенсионного обеспечения медицинских работников. Российское правительство уделяло определенное внимание пенсионному обеспечению служащих на государственной службе в целом и медицинских чинов частности. Постепенно формируется порядок назначения и выплаты пенсий, увеличивается количество медицинских работников, имеющих право на пенсию, в число медицинского персонала, получающего пенсионные выплаты, включаются новые категории.

Ключевые слова: врачи, гражданское ведомство, законодательство, медицинские работники, пенсии, пенсионная система, устав о пенсиях и единовременных пособиях.

В условиях реформирования пенсионной системы Российской Федерации вопросы правового регулирования социального обеспечения приобретают особую актуальность. Большое внимание уделяется вопросам

материального обеспечения медицинских работников, труд которых в современных условиях имеет особую важность для государства и общества. Актуальны вопросы и пенсионного обеспечения медиков. Истории развития пенсионной системы в России посвящено немало работ, но специальных исследований о денежном содержании отставных медицинских чинов, состоявших на государственной службе, не имеется. В данной статье на основе законодательных источников изучается проблема пенсионного обеспечения врачей и среднего медицинского персонала гражданского ведомства Российской империи.

Пенсионное обеспечение в России возникло в начале XVШ в., когда император Петр I ввел пенсии для чинов Морского ведомства. Пенсии назначались при утрате трудоспособности, в основном, по инвалидности. В случае смерти чиновника, его вдова и дети также имели право на определенные пенсионные выплаты. Императрица Елизавета Петровна учредила пенсионное обеспечение и для военно-сухопутных чинов. В 1764-1765 гг. Екатерина II распространила право на пенсию не только на военных, но и на гражданских чиновников, оставлявших службу по выслуге лет [1].

Единой пенсионной системы в России не было. Кроме общегражданских чиновников на службе у государства находились работники науки и просвещения, медики, инженеры, служившие в учреждениях различных ведомств, работники связи и путей сообщения, а также придворные чины и служащие при дворцах, актеры императорских театров и т. д. [2]. По отдельным ведомствам и учреждениям назначение пенсий регулировалось особыми указами. В частности, по медицинскому ведомству - от 15 июля 1786 г. и 30 июня 1819 г. [3]. В первом из них, именном, данном Сенату «О способах для распространения врачебной части в России» устанавливались, что пенсии чинам медицинского ведомства должны производиться по закону о состоящих в службе гражданской. Т.е., размер пенсии определялся чином. Однако, по Сенатскому указу 30 июня 1819 г., «с прописанием высочайше утвержденного положения Комитета министров о пенсионах медицинским и аптекарским

чиновникам», было разрешено «медицинских и аптекарских чиновников представлять к пенсионам на прежнем основании, не по чинам, а по окладам, ими получаемым», поскольку служба и производство их в чины «не могут войти в сравнение ни с военными, ни с гражданскими» [4].

По закону 16 декабря 1790 г. «О правилах производства в статские чины» медицинские чины и профессора медицины, имевшие российское подданство и прослужившие докторами медицины или профессорами других факультетов не менее десяти лет, получали чин надворного советника, штаб-лекари - коллежских асессоров, магистры - титулярных советников. Студенты-медики, пожелавшие вступить в гражданскую службу, по прошествии соответствующих испытаний определялись в чины регистраторов (сенатских и коллежских) [5]. Значительное же число медиков, в частности, не имевших российского гражданства, не имели и чинов, но занимали «места по степени ученых их достоинств и практических познаний» [6]. С небольшими изменениями эти положения вошли в Свод законов изд. 1832, 1842, 1857, 1876 и 1896 гг. С 1820 г. размеры пенсий для гражданских чинов стали определяться классами, но за медицинскими чинами был сохранен прежний размер пенсии, в зависимости от получаемого жалования.

6 декабря 1827 г. был утвержден Пенсионный устав, который вошел в Свод законов издания 1832 г.: «Свод учреждений государственных и губернских. Часть третья. Уставы о службе гражданской». Устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников» и «О производстве пенсий и пособий». Наряду с Общим уставом о пенсиях действовали так называемые Особенные уставы о пенсиях и пособиях по некоторым ведомствам. Указом и Уставом о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. были определены принципиальные положения, определяющие организацию пенсионной системы Российской империи. Правила о пенсиях были изложены: 1) в Общем уставе о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам, по которому обеспечивались пенсиями также

служащие с гражданскими чинами в ведомстве духовном 2) в Особенных уставах о пенсиях и единовременных пособиях за службу по некоторым ведомствам, имеющим особое положение 3) в Особом уставе о пособиях, определяемых Комитетом Призрения Заслуженных Гражданских Чиновников 4) в Положении об Особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского 5) в Уставах эмеритальных касс различных ведомств [7, С 52 - 53].

С принятием Устава размер пенсий стал определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. Все чины гражданского ведомства были разделены на 9 разрядов, из которых некоторые подразделялись на степени, и каждому из них присвоен оклад (от 4 тыс. до 300 р.). Пенсия чиновников первых двух классов зависела от высочайшего усмотрения. Размер пенсий остальных чинов определялся местом, занимаемым служащим, и числом прослуженных лет. Впервые Уставом было закреплено право на пенсионное обеспечение членов семей гражданских служащих. С этого времени пенсии стали основным видом социального обеспечения отставных служащих и их семей. Уставом предусматривались такие виды пенсий, как пенсии за выслугу лет пенсии по инвалидности пенсии по случаю потери кормильца персональной пенсии [7, С. 53].

При вступлении в службу доктора медицины и хирургии пользовались преимуществами чина восьмого класса, в котором утверждались после выслуги четырех лет, со старшинством со времени вступления в службу. Лекари, магистры фармации (аптекари) и магистры ветеринарных наук получали преимущества чина девятого класса, в котором утверждались после выслуги четырех лет, со старшинством со времени вступления в службу. Провизоры и ветеринары - преимущества чина десятого класса, в котором утверждались после выслуги четырех лет со старшинством со времени вступления в службу. Аптекарские помощники - преимущества чина четырнадцатого класса, в котором утверждались после выслуги четырех лет, со старшинством со времени

вступления в службу. Ветеринарные помощники и дантисты пользовались преимуществами чина четырнадцатого класса, но утверждались в нем без старшинства, первые после четырех, а последние после двенадцати лет службы [8].

Согласно Общей табели окладам жалования по чинам гражданской службы, чиновники получали следующее жалование [9].

1) Действительный тайный советник первого класса 2100 р.

2) Действительный тайный советник второго класса 1200 р.

3) Тайный советник 675 р.

4) Действительный статский советник 562 р. 50 к.

5) Статский советник 562 р. 50 к.

6) Коллежский советник 225 р.

7) Надворный советник 180 р.

8) Коллежский асессор 135 р.

9) Титулярный советник 75 р.

10) Коллежский секретарь 135 р.

11) Губернский секретарь 112 р. 50 к.

12) Провинциальный секретарь 67 р. 50 к.

13) Коллежский регистратор 67 р. 50 к.

Медицинские чиновники могли быть произведены двумя чинами выше чина, полагающегося по классу должности.

Губернские врачебные инспекторы, начальник медицинского управления в Москве, непременные члены управления медицинской частью на Кавказе, начальник карантинного округа состояли в V классе должности. Помощники врачебного инспектора, старший врач С.-Петербургской полиции, инспектор С. -Петербургского врачебно-полкового комитета, непременный член медицинского управления в г. Москве, окружные и областные врачи - в VI

классе. Члены врачебных управлений, секретарь медицинского инспектора в г. С.-Петербурге, делопроизводитель из врачей на Кавказе, помощники областных врачей - в VII классе, городовые и уездные врачи — в VIII классе.

Статьи о пенсиях и пособиях по медицинскому ведомству вошли в Восьмую главу раздела первого Свода уставов о пенсиях и единовременных пособиях - О пенсиях и единовременных пособиях по общим гражданским ведомствам. На медицинских чиновников распространялись общие правила о пенсиях гражданским чиновникам, но пенсия назначалась не по их должностям, а по окладам получаемого ими жалования [10]. При назначении пенсий медицинским чиновникам, их вдовам и сиротам время службы, как по военно-сухопутной, так и по морской части, в походах против неприятеля проведенное, засчитывалось один год за два.

За врачами, уволенными от службы с пенсией, в случае повторного вступления в службу, по ведомству гражданскому или военному, сохранялись прежние пенсии сверх вновь определяемых им окладов жалованья.

О пенсиях медицинским чиновникам ведомства Министерства внутренних дел и их семействам в Комитет министров представлялись третные ведомости, впредь до издания нового положения о пенсиях медицинским чиновникам гражданского ведомства [11]. Для карантинных чиновников в отношении по медицинскому ведомству устанавливались особые изъятия.

Медики, служившие в отдаленных губерниях, имели определенные пенсионные льготы. Например, прослужившие десять, двадцать и тридцать лет в Якутской области медицинские чиновники при переводе их в другие места, сохраняли пенсии в виде прибавочного жалования [12].

К моменту издания Свода законов 1832 г. закон о пенсиях и единовременных пособиях для медицинских чиновников был ещё в стадии обсуждения. Но уже 22 марта 1833 г. было утверждено Положение о пенсиях и единовременных пособиях медицинским и ветеринарным чиновникам, их вдовам и детям [13]. С последующими изменениями Положение вошло в

издания Свода законом 1842 и 1857 г. под названием Устав о пенсиях и пособиях по медицинскому ведомству [14].

Правом на получение пенсий и единовременных пособий по этому Уставу обладали медицинские, ветеринарные, фармацевтические чиновники, прослужившие в «беспорочно» определенное количество лет по медицинской, ветеринарной или фармацевтической части. Правила Устава распространялись на медицинских чиновников, т. е. докторов медицины и хирургии, медико-хирургов, штаб-лекарей, лекарей, акушеров, окулистов, дантистов, костоправов, а также лекарских учеников, подлекарей и фельдшеров, ветеринарных врачей, ветеринарных помощников, так и фармацевтов, провизоров и аптекарских помощников и учеников. Также пенсионные права распространялись на медиков, ветеринаров и фармацевтов, занимающие в разных учреждениях медико-административные должности. Положения этого Устава, распространялись на всех медицинских, ветеринарных и фармакологических чиновников и на нижних чинов по придворному, военному, морскому и гражданскому ведомствам. При этом, для исчисления пенсионного стажа учитывалась их служба до 22 марта 1833 г. Но медицинские чиновники, служившие в отдельных ведомствах и управлениях, имевших собственные положения и уставы о пенсиях, или в отдаленных местах империи: в Сибири, Ставропольской губернии, Закавказском крае, Черноморском войске и т.д., в отношении которых были приняты особые правила, под действие Устава подпадали только тогда, когда предоставляемые его правилами выгоды превосходили приобретаемые на этих уставов и постановлений, а также, когда они не предоставляли им права на пенсию или единовременное пособие Медико-хирургическая академия и университеты в отношении пенсий руководствовались существующими для них постановлениями. Служащим при заведениях общественного призрения в Москве медицинским чиновникам пенсии по выслуге лет производились на общих основаниях с медицинскими и фармацевтическими чиновниками.

Лекарским и аптекарским ученикам при С.-Петербургской детской больнице предоставлялись права действительной службы по примеру находящихся при ней чиновников, но пенсий ни тем, ни другим, как получавшим жалованья из капитала, складывавшегося из добровольных приношений, не назначалось.

Пенсии медицинским и ветеринарным чинам управления государственных конских заводов и коннозаводских волостей также производились на общих основаниях, но начислялись из коннозаводских сумм.

Выслуга лет для назначения пенсии считалась со дня вступления в действительную службу.

Служба считалась действительной с шестнадцатилетнего возраста. Время обучения, даже если бы учащийся при этом достиг высших медицинских степеней, если они будучи наградой за успехи в науках, не были соединены с действительной службой и исправлением должности, не входили в зачет лет действительной службы.

Время отставки и время отпуска на срок более четырех месяцев исключалось из лет действительной службы, дающих право на пенсию и пособие, однако время судебного разбирательства, при условии оправдания служащего, включалось в общий стаж.

В отдаленных местах, где служащим предоставлялось право пользоваться шестимесячным отпуском, он не исключался из лет службы, дающих право на получение пенсий.

Время службы по контракту врачам, получавшим вознаграждение по его условиям, в срок выслуги пенсии не включалось. Вместе с тем, к годам выслуги причислялась на общем основании служба по контракту, за которую вознаграждения не последовало по причинам, не заключающим в себе ничего предосудительного [15].

Стаж службы в медицинских, ветеринарных и фармацевтических должностях по разным ведомствам слагался суммарно в один срок, назначенный для получения пенсии или единовременного пособия.

Пенсия чиновнику, занимавшему в одно время различные должности в одном или в разных ведомствах, но по медицинской, ветеринарной или фармацевтической части, как ему, так и его семье, а также единовременное пособие, определялись по высшему окладу жалованья, какое он получал на службе в последнее время службы.

Медицинские, ветеринарные и фармацевтические чиновники, приобретшие пенсии как до, так и после 22 марта 1833 г., в случае продолжения службы по любому ведомству, могли получать одновременно и пенсии, и жалование, но только в должностях медицинских, ветеринарных или фармацевтических.

Чиновник, получивший пенсию за особенные заслуги, не лишался права испрашивать пенсию за выслугу лет.

Право на пенсию терялось: 1) Если кто-либо из медицинских, ветеринарных или фармацевтических чиновников или нижних чинов в службе или в отставке по суду приговаривался к наказанию, сопряженным с потерей или ограничение прав состояния 2) Вступлением в другой род службы, кроме медицинской, ветеринарной или фармацевтической части 3) Принятием должности или службы в иностранном государстве без согласия российского правительства, а для иностранных врачей, бывших в российской службе, при отъезде за границу, если с ними не было о том постановлено особенного условия.

Вдова и дети чиновника, умершего под судом или следствием, в случае его оправдания по окончании дела, сохраняли права на получение единовременного пособия или пенсии.

Чиновник, разжалованный по суду, даже если бы на новой службе загладил прежний проступок и воспользовался возвращением чинов, терял навсегда право на получение пенсии по прежней своей службе, но мог приобрести таковое вновь, считая со дня вторичного определения на службу, или, когда оставался на службе со дня утверждения приговора.

Отставные чиновники, не выслужившие определенных законом сроков для получения пенсий, вступив снова в должность по медицинской, ветеринарной или фармацевтической части, могли воспользоваться правом на получение пенсии, если бы прослужили узаконенное время, с зачетом времени прежней их службы. Но этот зачет учитывался только тогда, когда поступивший вновь на службу состоял в ней не менее пяти лет.

Это правило, о выслуге пяти лет после поступления вновь на службу из отставки для зачета к пенсии прежней службы, не распространялось к медицинским, ветеринарным и фармацевтическим чиновникам, состоявшим при издании Положения 22 марта 1833 г. на службе и вышедшим в отставку уже впоследствии.

Прожившим за границей семействам служивших в России иностранных медиков пенсии не назначались. Вместо этого им выдавались, в качестве единовременного пособия, за десять лет службы - штатное жалованье за один год, получаемое умершим по последнему месту службы, за двадцать же и более лет - двухгодовое жалованье.

Если медицинский чиновник выслуживал беспорочно пятилетие и был удостоен за это к прибавке жалованья, то, и он сам, и его семья имели право на получение в качестве пенсии приобретенного выслугой добавочного жалованья.

Служившим при частных заведениях и пользовавшимся правами службы врачам, как городовым, так и в помещичьих имениях, при заводах и фабриках и прочим, получающим жалованье не от казны, пенсии из сумм Государственного казначейства не назначались. Если же они впоследствии поступали на места, где получали жалованье от казны, то право на пенсию давала им только эта служба.

Не пользовались правами на пенсию: члены-медики Московского попечительного о бедных комитета, исполнявшие обязанности врачей при подведомственных комитету заведениях и врачей для бедных фармацевты, аптекарские ученики и ветеринары, определявшиеся Министерством

внутренних дел по предоставленному ему праву сверх штатов особый врач, состоявший в С.-Петербургском почтамте при отделении почтовых карет и бричек.

Чиновник или нижний служитель, беспорочно прослуживший в медицинской, ветеринарной или фармацевтической должности не менее двадцати лет, получал при отставке в качестве пенсии половину жалованья, а не менее тридцати лет - полное жалованье.

Выходившие в отставку по причине тяжелых ран и увечий, или потерявшие на службе здоровье и не способные вследствие этого к врачебной практике, уволенные от службы в результате умопомешательства приобретали из получаемого ими по последнему месту службы жалованья пенсию: за выслугу от одного года до пяти лет - одну треть, от пяти до десяти лет -половину, от десяти до пятнадцати лет - две трети, а за выслугу двадцати лет и более - полный оклад.

Семьям умерших на службе, производилось за службу умершего отца семейства: менее пяти лет - единовременно годовой оклад жалованья от пяти до десяти лет и до выслуги пенсионного срока - двухгодовой оклад единовременно.

Семьям погибших в сражении, на море или умерших от ран, полученных при исполнении обязанностей службы, начислялись пенсии в следующем размере: из годового оклада, погибшего - третья часть, если он служил от одного года до пяти лет половина, если он служил от пяти до десяти лет две трети, если он служил от десяти до пятнадцати лет, и полный годовой оклад, если служил двадцать и более лет. Сверх того, им предоставлялось право на попечение Комитета 18 августа 1814 года или Комитета призрения заслуженных гражданских чиновников, в зависимости от рода службы погибших.

Во всех остальных случаях семьям чиновников и нижних чинов медицинского ведомства пенсии производились по Общему пенсионному

уставу, т. е. вдове производится половина пенсии, а детям части остальной половины.

В дальнейшем Устав о пенсиях и единовременных пособиях был дополнен новыми положениями. Свод законов издания 1876 г. распространил право получения пенсий на: 1) повивальных бабок при акушерских клиниках университетов 2) повивальных бабок, исполняющих в Калинкинской больнице должности фельдшериц (наравне с фельдшерами, служащими по ведомству Попечительного совета и Министерства внутренних дел) 3) повивальных бабок, определяемых правительством в губернские и уездные города (на том же основании, как лекарские ученики и фельдшеры) 4) повивальных бабок при Закавказском повивальном институте 5) надзирательниц при больных дома призрения душевнобольных, учрежденного Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Александровичем, имеющих звание повивальной бабки или фельдшерицы 6) лекарских помощниц в морских военных госпиталях ассистентов клиник Харьковского, Дерптского и Казанского ветеринарных институтов, лаборантов и ученых кузнецов [16].

По изданию 1896 г. право пенсионного обеспечения по Уставу о пенсиях и единовременных пособиях получили: 1) медики, ветеринары и фармацевты, занимающие в разных местах управления такие должности, которые требуют и гражданских, и вместе врачебных познаний 2) ординаторы факультетских и госпитальных клиник императорских российских университетов, ассистенты клиник при Императорском Московском университете и ассистенты Императорского Томского университета 3) ассистенты клиник, лаборанты и ученые кузнецы Харьковского, Юрьевского, Казанского и Варшавского ветеринарных институтов 4) директор, ординаторы, аптекарь, фельдшеры и фельдшерицы Варшавской лечебницы для душевнобольных 5) директор Бусских минеральных вод, Келецкой губернии 6) повивальные бабки, определяемые правительством в губернские и уездные города и повивальные бабки Максимилиановской лечебницы и Императорского клинического

института Великой Княгини Елены Павловны (на том же основании, как лекарские ученики и фельдшеры) 7) повивальные бабки при акушерских клиниках университетов и фельдшерица Императорского Томского университета 8) повивальные бабки, исправляющие в Калининской больнице должности фельдшериц (наравне с фельдшерами, служащими по ведомству Министерства внутренних дел) 9) повивальные бабки при Закавказском повивальном институте 10) надзирательницы при больных Дома призрения душевнобольных, учрежденного императором Александром III 26 февраля 1870 года, имеющие звание повивальной бабки или фельдшерицы 11) фельдшерицы и повивальные бабки в окружных управлениях острова Сахалина 12) повивальные бабки сельской медицинской части в губерниях: Витебской, Минской, Киевской, Волынской, Подольской, Виленской, Ковенской, Гродненской, Оренбургской, Тобольской и Томской, Могилевской, Астраханской и Архангельской, а также в Южно-Уссурийском округе Приморской области 12) младшая повивальная бабка по штату медицинской части Змеиногорской округи Томской губернии 14) тюремные акушерки по штату Управления Нерчинскою каторгою.

Также эти правила распространялись на всех медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников и нижних чинов по придворному и гражданскому ведомствам но те, кто служили в отдельных ведомствах и управлениях, имевших свои собственные положения и уставы о пенсиях, или в тех частях империи, где имелись особенные правила, подпадали под действие Устава только в том случае, если предоставляемые его правилами его выплаты превышали получаемые на основании особых уставов и постановлений или если они не предоставляли им права на пенсию или на единовременное пособие [17].

В целом развитие системы пенсионного обеспечения в Российской империи происходило в рамках создания и эволюционирования российской пенсионной системы. Российское правительство уделяло определенное внимание пенсионному обеспечению служащих на государственной службе в

целом и медицинских чинов частности. Постепенно формировался порядок назначения и выплаты пенсий, увеличивается количество медицинских работников, имеющих право на пенсию, в число медицинского персонала, получающего пенсионные выплаты, включаются новые категории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (далее ПСЗ). Т. ХУ1. № 12176. 07.06.174, Т. ХУЛ. № 12353. 10.03.1765 № 12398. 20.05.1765 Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства Российской империи XIX - начала XX в.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2005. С. 511-514 Чеснокова Ю. В. - Становление пенсионного обеспечения в России в XVI - начале XX вв. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 173.;

2. Андреевский И.Е. Русское государственное право. СПб., 1866. С. 466-468 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1914. С. 400 См.: Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 68 Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX - начала XX вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2005. С. 16.;

3. ПСЗ. Т. XXII. № 164112. 15.07.1786 Т. XXXYI. № 27862. 30.06.1819 Баранова Е.А. Особенности развития пенсионного обеспечения в России в XУI - XIX вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар, 2010. С. 48.;

4. ПСЗ. Т. XXXYI. № 27862. 30.06.1819.;

5. ПСЗ. Т. XXIII. № 16790. П. 11. 16.12.1790.;

6. ПСЗ. Т. X XXYI. № 27862. 30.06. 1819.;

7. Баранова Е.А. Особенности развития пенсионного обеспечения в России в XYИ -XX вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар. 2010. С. 52 - 53.;

8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (далее 2ПСЗ). Т. IX. № 7118, 24.05.1834 Т. XX. № 19529, 18.12.1845 Т. XXIV. № 23022, 16.02.1849.;

9. 2ПСЗ. Т. XV. № 13750, 31.08.1840.;

10. Свод законов Российской империи. Изд. 1832 г. Т. III. Свод законов гражданских. Книга третья. Свод уставов о пенсиях и пособиях. Глава восьмая. О пенсиях и пособиях по медицинскому ведомству. Ст. 1758 ПСЗ. Т. XXII. № 16412. П.

10. 15.07.1786 Т. XXXYI. № 27862. 30.06.1819.;

11. Свод законов Российской империи. Изд. 1832 г. Т. III. Свод законов гражданских. Книга третья. Свод уставов о пенсиях и пособиях. Глава восьмая. О пенсиях и пособиях по медицинскому ведомству. Ст. 1759-1761.;

12. Свод законов Российской империи. Изд. 1832 г. Т. III. Свод законов гражданских. Книга третья. Свод уставов о пенсиях и пособиях. Раздел второй. О пенсиях и пособиях по управлениям и ведомствам, имеющим особые положения. Глава первая. Особенные постановления о пенсиях в Сибири. Там же. Изд. 1857. Раздел второй. Особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам. Глава первая. Отделение третье. О пенсиях медицинским чиновникам за службу в Якутской области. Ст. 272.;

13. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (далее 2ПСЗ). Т. YIII. № 6069, 22.03.1833;

14. Свод законов Российской империи (СЗРИ). Изд. 1857 г. Т. III. Свод законов гражданских. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. Глава седьмая. Устав о пенсиях и пособиях по медицинскому ведомству. Ст. 755-956.

15. 2ПСЗ. Т. IX. № 7426, 02.10.1834.;

16. Свод законов Российской империи. Изд. 1876 г. Т. III. Свод законов гражданских. Книга третья. Свод уставов о пенсиях и единовременных пособиях. Книга вторая. Особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам. Ст. 505-507.;

17. Свод законов Российской империи. Изд. 1876 г. Т. III. Свод законов гражданских. Книга третья. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. Глава седьмая. Устав о пенсиях и единовременных пособиях по медицинскому ведомству. Отделение первое. О пенсиях медицинским, ветеринарным и фармацевтическим чиновникам и нижним чинам. Ст. 587-588.

Korneva N.M.

Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia)

PENSION PROVISION OF DOCTORS & NURSING STAFF IN THE RUSSIAN EMPIRE

Abstract: the article deals with the problem of social security of retired medical workers of the civil department. On the basis of legislative sources, the procedure for assigning pensions, the conditions of seniority for obtaining the right to a pension for cases that deprive the right to receive a pension, the financial situation of retired doctors and nursing staff and their family members are considered. As a result of the conducted research, a conclusion is made about the general trends in the development of the pension system of the Russian pension system and the pension provision of medical workers. The Russian government has paid some attention to the pension provision of civil servants in general and medical ranks in particular. The procedure for the appointment and payment of pensions is gradually being formed, the number of medical workers entitled to a pension is increasing, new categories are being included in the number of medical personnel receiving pension payments.

Keywords: doctors, civil department, legislation, medical workers, pensions, pension system, charter on pensions and lump-sum benefits.

Финансирование:

Работа выполнена в рамках реализации проекта РНФ № 22-28-00060

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.