Научная статья на тему 'Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования Российской Федерации'

Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роженцов Виктор Иванович

Рассматривается реформирование пенсионного обеспечения с 2002 г., когда вместо солидарной распределительной пенсионной системы возникло формирование трудовой пенсии, состоящей из трех частей: базовой, страховой и накопительной. В результате этого реформирования в новой пенсионной системе размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION COVERAGE IN THE CONDITIONS OF PENSION SCHEME REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The reform of pension scheme is considered from 2002 when instead of solidary distribution scheme triplicate formation of work pension formation was introduced, consisting of the basic, insurance and accumulating parts. As the result of the reform under the new pension scheme the amount of work pension is in direct relation to the sum total of insurance payments received by the Pension Fund of the Russian Federation for the whole period of a worker's labor activity.

Текст научной работы на тему «Пенсионное обеспечение в пенсионной системы в условиях реформирования Российской Федерации»

УДК 351.84 В.И. Роженцов

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации уже более пяти лет осуществляется практическая реализация пенсионной системы. За это время система пенсионного обеспечения нашей страны претерпела значительные изменения. Вместо солидарной пенсионной системы возникло формирование трудовой пенсии из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Право на накопительную часть пенсии приобретают мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе.

Базовая часть трудовой пенсии имеет фиксированный размер, одинаковый для всех показателей государственных пенсий, выполнявших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога, зачисленных в федеральный бюджет.

Страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека. Согласно уплате работодателями страховых платежей за данного человека в пенсионный фонд РФ в течение всей его трудовой деятельности этот гражданин накапливает пенсионные права в виде условного пенсионного капитала на индивидуальном лицевом счете застрахованного.

Накопительная часть трудовой пенсии исчисляется из накопительных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. Эта часть пенсии будет выплачиваться по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Новыми пенсионными законами изменены некоторые традиционные институты и понятия законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также введены многие новые. Принципиально важной новеллой в названном законодательстве следует признать стоимость страхового года. Введение данного понятия обусловлено тем обстоятельством, что в новой пенсионной системе право на обязательное пенсионное страхование может быть реализовано только в случае уплаты страховых взносов.

В соответствии с Российским законодательством стоимостью страхового года

признается сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет пенсионного фонда РФ в течении одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ. Можно сказать, что фактически стоимость страхового года представляет собой определенную сумму, которая должна поступить в указанный бюджет для включения конкретного периода деятельности в страховой стаж застрахованного лица и для выплаты данному лицу той части страхового обеспечения, которая соответствует оплаченной стоимости страхового года.

Стоимость страхового года определяется Постановлением Правительства Российской Федерации, где устанавливается механизм расчета стоимости страхового года, исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Данный тариф с начала практической реализации пенсионной реформы не изменялся и до настоящего времени составляет 14% от выплат в пользу застрахованного лица.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, то есть страховые взносы начисляются на заработную плату гражданина и тем самым определяется общая сумма страховых взносов, назначаемая к уплате за него в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Известно, что в новой пенсионной системе размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его общего трудового стажа и среднемесячного заработка, как было по ранее действовавшему законодательству.

Право на трудовую пенсию определяется наличием страхового стажа. При этом трудовая пенсия по старости назна-

чается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Получатели трудовых пенсий по старости и по инвалидности имеют право на пересчет страховой части трудовой пенсии. При этом необходимо соблюдение двух условий:

наличие работы или иной деятельности после назначения трудовой пенсии по старости, по инвалидности либо после их предыдущего, в период которой работодателем произведена уплата взносов в Пенсионный фонд РФ;

со дня назначения пенсии последнего перерасчета должно пройти не менее одного года.

Таким образом, реформирование пенсионной системы в РФ проявилось в следующих особенностях современной пенсионной системы:

■ пенсия в новой пенсионной системе не назначается государством человеку, как раньше, а зарабатывается им;

■ сняты все ограничения по размеру заработной платы, учитываемой при назначении трудовой пенсии;

■ базовая часть трудовой пенсии обеспечивает равные для всех социальные гарантии материального обеспечения;

■ сняты ограничения с суммы пенсии работающим пенсионером.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 6-ФЗ.

2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 52 «О стоимости страхового года на 2002-2004 годы».

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.