Научная статья на тему 'ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продолжительность жизни / пенсионные выплаты / благосостояние общества / социальная защита / пенсия / качество жизни / пенсионное обеспечение / life expectancy / pension payments / social welfare / social protection / pension / quality of life / pension provision

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Бережная Аделина Эхтирамовна

В данной статье рассмотрена система пенсионного обеспечения в Российской Федерации как форма социальной защиты, целью работы является определение актуальных проблем, оказывающих негативное влияние на пенсионную систему, а также на пенсионные выплаты в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Бережная Аделина Эхтирамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the pension system in the Russian Federation as a form of social protection, the purpose of the work is to identify current problems that have a negative impact on the pension system, as well as on pension payments in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 369.8

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глотова Ирина Ивановна, Бережная Аделина Эхтирамовна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: adeluna052003@gmail. com

Аннотация. В данной статье рассмотрена система пенсионного обеспечения в Российской Федерации как форма социальной защиты, целью работы является определение актуальных проблем, оказывающих негативное влияние на пенсионную систему, а также на пенсионные выплаты в Российской Федерации.

Abstract. This article examines the pension system in the Russian Federation as a form of social protection, the purpose of the work is to identify current problems that have a negative impact on the pension system, as well as on pension payments in the Russian Federation.

Ключевые слова: продолжительность жизни, пенсионные выплаты, благосостояние общества, социальная защита, пенсия, качество жизни, пенсионное обеспечение.

Key words: life expectancy, pension payments, social welfare, social protection, pension, quality of life, pension provision.

Введение. Система пенсионного обеспечения играет большую роль во всех странах, ведь благодаря большим достижениям в области медицины, на сегодняшний день по версии Организации Объединенных Наций ожидаемая продолжительность жизни в мире в 2023 году в среднем составляет 73,4 года. В России представленный показатель по данным Росстата равен 73.10 годам: 68 лет для мужской доли населения и 78,09 для женской. Основываясь на этом, можно сделать вывод о наличии достаточно большой доли представителей старшего поколения как по всему миру, так и в России. В нашей стране вопросами пенсионного обеспечения до 1 января 2023 года занимался Пенсионный фонд России, после 1 января Федеральным законом «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 № 236-Ф3 было принято решение об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Социальный фонд России, цель данной трансформации - упрощение процедуры выплат [2]. Такое объединение дало возможность оформления всех федеральных мер социальной поддержки по единому запросу, при этом даты доставок пенсий и социальных выплат сохранились. Стоит отметить, что, несмотря на автоматизацию назначения большого количества мер, одна из целей долгосрочного развития Социального фонда - развитие системы проактивного назначения выплат и электронных

сервисов, таким образом, граждане смогут получать меры поддержки без обращения в фонд и большее количество услуг полностью онлайн.

Актуальность. Важность исследования данной темы заключается в необходимости каждому государству тратить определенную часть доходов бюджета на выплаты социально незащищенных слоев населения, которые включают в себя: неработающих, в том числе безработных; малообеспеченные семьи; инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, достигших нетрудоспособного возраста. Несмотря на достаточно большой перечень лиц, получающих пенсионные выплаты, основной долей расходов бюджета Социального фонда является выплата пенсий населению старше трудоспособного возраста.

Основная часть. На рисунке 1 представлен график доли численности населения в возрасте старше трудоспособного во всем населении. Для наглядности данные представлены за последние 10 лет [4].

Рис. 1 Доля численности населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения в России

Несмотря на довольно нестабильную динамику, образовавшуюся после 2019 года, доля представителей старшего поколения в общей численности населения довольно большая. В связи с этим актуальность исследования данной темы и последующая разработка мер, направленных на улучшение системы пенсионного обеспечения, возрастает с каждым годом.

Пенсионное обеспечение представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов норм, действующих в Российской Федерации, цель которых - предоставление гражданам материальной поддержки в форме пенсии. Пенсионное обеспечение играет важную роль в системе социальной защиты населения, так как уровень пенсионных выплат является одним из индикаторов социально-экономического развития страны, характеризуя степень общего благополучия населения.

В данный момент существует несколько острых проблем, связанных с системой пенсионного обеспечения. Одной из них является ежегодное

изменение показателя индексации пенсий, недостаточное для удовлетворения представителями старшего поколения своих потребностей. Показатель индексации пенсий в России зависит от уровня инфляции, зафиксированный на соответствующую дату. Суть проблемы заключается в том, что, несмотря на увеличение расходов на выплату пенсий и рост их среднего размера, существует большая доля населения, получающая пенсионные выплаты, практически неотличимые от минимального прожиточного минимум пенсионера и имеющие достаточно большую разницу со значениями средних пенсий по регионам.

Решение о постепенном повышении пенсионного возраста в России, ставшее попыткой справиться с наличием большой доли представителей пенсионного возраста в общей численности населения, также стал проблемой для большого числа граждан. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» от 03.10.2018 №350-ФЗ с 2019 года происходят поэтапные изменения в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и будет завершен в 2028 году [1]. В результате этого пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Данное решение было негативно принято большой частью населения России. Новостная газета РБК разместила результаты опроса, проведенные сервисом SuperJob, которые показали, что большинство россиян отрицательно высказались о повышении пенсионного возраста. На рисунке 2 представлено число респондентов, негативно отнесшихся к изменению пенсионного возраста в России, данные представлены в процентах от общего числа опрошенных [5].

Рис. 2 Результаты опроса

Опрос был проведен на всей территории Российской Федерации среди совершеннолетних жителей 387 населенных пунктов, общее количество респондентов составило 1600 человек.

Важно сказать о такой проблеме, как недостаточная степень применения потенциала негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения, такие фонды могли бы играть очень важную роль в современной

системе пенсионного обеспечения, однако существуют некоторые проблемы. Негосударственные пенсионные фонды представляют собой организации, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, организуемая на основе лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию, в которую входит досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. По мнению многих на данный момент существует проблема неопределенности роли институтов сектора негосударственного пенсионного обеспечения в социально-экономической сфере в связи с недостаточной конкретизацией их функций в пенсионном законодательстве, отсутствие развития процедур обмена информацией между пенсионными фондами, существование потребности в минимизации рисков, а также увеличение гарантий надежности деятельности негосударственных пенсионных фондов и неэффективная система пенсионного налогообложения.

В нашей работе уже была названа проблема низкого уровня индексации пенсионных выплат, однако основной причиной их небольшого размера является низкое значение средней заработной платы и высокая дифференциация доходов населения. И если среднее значение заработной платы как по регионам, так и по России в целом, растет с каждым годом, основываясь на ежегодном росте цен и показателя инфляции, то с большим значением дифференциации доход не все так просто. На рисунке 3 за последние пять лет в процентах представлены данные, опубликованные Росстатом, по распределению общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения России [3].

| Первая {с наименьшими доходами) |Вторая

| Третья

Четвертая

Пятая (с

наивысшими

доходами)

2018

2019

2020

2021

2022

Рис. 3 Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения по Российской Федерации, %

Основываясь на представленных данных, можно сделать вывод, что 20% населения из пятой группы получают доходы, равные почти половине общего объема денежных доходов по России в то время, как на 20% наименее обеспеченного населения приходится всего 5,7%, а все четыре группы (от первой

до четвертой) занимают чуть больше 50% всех доходов, что примерно равносильно доходам пятой группы. Несмотря на такую большую разницу в доходах, необходимо отметить, что медленными темпами доля доходов пятой группы все же имеют четкую тенденцию к снижению, это снижение в 2022 году в сравнении с 2018 годом составило 3,18%. Доходы четвертой группы увеличились на 0,88%, третьей на 2,67%, второй на 5%, а первой на 7,55%. На основании этого можно понять, что в наибольшей степени в повышении уровня доходов нуждается именно пятая группа, абсолютный прирост доли доходов которой является наибольшим среди четырех групп, таким образом, можно сделать вывод о том, что государство старается предпринять меры для уменьшения пропасти между доходами различных слоев населения. К таким мерам, например, относятся увеличение минимального размера оплаты труда и пенсии, введение прогрессивной системы налогообложения, изменение механизма расчета величины прожиточного минимума и другие. Однако, несмотря на заметный рост доли доходов групп, нуждающихся в уравнении доходов с группой населения с наибольшими доходами, таких изменений все еще недостаточно для того, чтобы уверенно сказать об умеренном уровне дифференциации доходов населения в России.

Таким образом, по результатам проведенного исследования были выявлены проблемы, негативно влияющие на современную систему пенсионного обеспечения и выплату пенсионных пособий, а также было определено, что, несмотря на большое количество имеющихся проблем, система пенсионного обеспечения регулярно претерпевает изменения, государство анализирует сложившуюся ситуацию и на основе этого предпринимает меры и ищет пути решения этих проблем, развивая и адаптируя систему пенсионного обеспечения под современные реалии.

Список использованных источников:

1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2023).

2. Российская Федерация. Законы. О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.11.2023).

3. Неравенство и бедность / Росстат (Федеральная служба государственной статистики) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.11.2023).

4. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту Росстат (Федеральная служба государственной статистики) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).

5. SuperJob назвал число желающих вернуть пенсионный возраст россиян / РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.rbc.ru/ (дата обращения: 03.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.