ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / NATIONAL ECONOMY AND MANAGEMENT
1.9. Достойный уровень пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации: текущее состояние, поиски критериев и социальных ориентиров
©Есаулкова Т. С.
Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, г. Москва, Российская Федерация
e-mail: tatiana.esaulkova@gmail.com
Аннотация. Объектом исследования выступает пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации. Цель работы - проанализировать современный уровень пенсионного обеспечения российских граждан в системе обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, предложить критерии и социальные ориентиры, раскрывающие понятие «достойный уровень пенсионного обеспечения». Методы исследования - методы экономического анализа, экономико-статистические методы. Результаты проведенного исследования: уточнение критериев пенсионного обеспечения, формулировка критериев достойного уровня жизни пенсионеров. Область применения: совершенствование системы пенсионного страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Новизна и значимость статьи состоит в том, что в ней проведен анализ текущего состояния пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, выявлены недостатки применения к оценке этого обеспечения критерия прожиточного минимума пенсионера, а также коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, обоснована необходимость принятия в качестве основного критерия развития пенсионного обеспечения минимального (восстановительного) потребительского бюджета, а для пенсионного обеспечения представителей среднего класса - бюджета развития.
Ключевые слова: бюджет развития; минимальный потребительский бюджет; негосударственное пенсионное обеспечение; обязательное пенсионное страхование; пенсионное обеспечение; прожиточный минимум пенсионера.
Для цитирования: Есаулкова Т. С. Достойный уровень пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации: текущее состояние, поиски критериев и социальных ориентиров // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 68-73.
Decent level of pension provision of citizens of the Russian Federation: current state, search of criteria and social trends
©T. S. Esaulkova
All-Russian Research Institute of Labour of Ministry of Labour of Russia, Moscow, Russian Federation
e-mail: tatiana.esaulkova@gmail.com
Abstract. The object of the researching is the pension provision of citizens of the Russian Federation. The purpose of the work is to analyze the current level of pension provision for Russian citizens in the system of compulsory pension insurance and non-state pension provision, to propose criteria and social guidelines that reveal the concept of «a decent level of pension provision». Research methods - methods of economic analysis, economic-statistical methods. Results of carried out researching: clarification of criteria of pension provision, formulation of criteria for a decent standard of living for pensioners. Application area: improvement of the pension insurance system and increasing of the level of pension provision of citizens of the Russian Federation. The novelty and significance of the article lies in the fact that in it analyzes the current state of pension provision of citizens of the Russian Federation, the disadvantages of applying the pensioner's subsistence minimum to the assessment of this security are shown, as well as the coefficient of replacement of lost earnings by a pension, substantiated the need to adopt as the main criterion for the development of pension provision minimum (recovery) consumer budget, and for pension provision of representatives of the middle class - development budget.
Keywords: development budget; minimum consumer budget; non-state pension provision; compulsory pension insurance; pension provision; living wage of a pensioner.
For citation: Esaulkova T. S. Decent level of pension provision of citizens of the Russian Federation: current state, search of criteria and social trends // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 68-73.
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется через систему государственного пенсионного обеспечения, основным финансовым источником кото-
рой являются средства государственного бюджета; систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), финансируемую за счет страховых взносов, трансфертов государственного бюджета и иных разрешенных законодателем источников; систему негосударственного пенсионного обеспечено/. 16, №4, 2020 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(on/ine)
Есаулкова Т. С.
ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН российской ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПОИСКИ КРИТЕРИЕВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ
ния (НПО), реализуемую в рамках коллективных (корпоративные, муниципальные, территориальные) и индивидуальных (индивидуальные пенсионные планы) пенсионных программ. В центре внимания настоящей работы - системы пенсионного страхования: ОПС и НПО.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) на 01.08.2020 общая численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, составила 43546 тыс. чел.
Из них 40,1 млн чел. - получатели страховых пенсий, из которых 36341 тыс. чел. - получатели страховой пенсии по старости, а 1 млн чел. - получатели выплат из средств пенсионных накоплений (СПН). Из общей численности пенсионеров работающие пенсионеры (из них получающие пенсии по старости
8197 тыс. чел.) - 9315 тыс. чел. (т.е. 21,4% всех пенсионеров в ОПС). Количество индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС на 01.01.2019 составило 155,3 млн. Страховые взносы в систему ОПС уплачивают 8,9 млн работодателей и 4,1 млн самозанятых.
МОНИТОРИНГ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОПС
Что касается уровня пенсионного обеспечения российских пенсионеров в системе ОПС, то его основные показатели отражены в таблице 1:
Таблица 1
Уровень пенсионного обеспечения российских пенсионеров в системе ОПС (2016-2019 гг.) [14]
Показатели системы пенсионного и социального обеспечения Российской Федерации 2016 2017 2018 2019
Средний размер страховой пенсии, руб. 12725 13306 13729 14102
Средний размер страховой пенсии по старости, руб. 12830,4 13172,5 14151,6 14986,3
Средний размер накопительной пенсии, руб. 802 866 925 956
Средний размер срочной выплаты пенсионных накоплений, руб. 1052 1277 1486 1705
Средний размер единовременной выплаты пенсионных накоплений, руб. 10184 3935 н/д н/д
Средний размер социальной пенсии, руб. 8645 8797 9084 9093,7
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) в РФ, руб. 8803 8540 8726 8846
Соотношение среднего размера страховой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера в РФ 1,45 1,54 1,62 1,69
Соотношение среднего размера страховой пенсии по старости со средним размером начисленной заработной платой 33,8 32,9 30,6 29,8
Фиксированная выплата (общий размер), руб. 4558,93 4805 4983 5334
Средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии, руб. 1950 1938 1901 1936,30
Индексация страховой пенсии, % 4,0 5,8 3,7 7,05
Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, % 4,0 1,5 2,9 2,0
Инвестиционная доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю ВЭБа, % 10,7 8,8 6,1 8,7
Инвестиционная доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг ВЭБа, % 11,7 11,2 8,7 12,14
Средняя инвестиционная доходность пенсионных накоплений ЧУК, % 14,2 10,8 5,0 13,6
Лица, у которых формируются пенсионные накопления, млн чел.: 76,3 76,7 76,8
- в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», млн чел. 46,1 42,0 39,6 н/д
- в частных управляющих компаниях, млн чел. 0,4 0,4 0,3 н/д
- в негосударственных пенсионных фондах, млн чел. 29,8 34,3 36,9 37,3
Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году 96,6 100,3 100,8 101,5
Средний размер страховой пенсии по старости, как и страховой пенсии в целом, увеличились за анализируемый период в абсолютных показателях. В период 2017-2019 гг. наблюдается и незначительное увеличение реального размера назначенных пенсий (в частности, +1,5% в 2019 году по сравнению с предыдущим годом)1.
Вместе с тем средний размер страховой пенсии не отражает ее дифференцированный уровень в регионах. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе средний размер назначенной пенсии в 2019 году составил 11927,1 руб., а в Северо-Западном федеральном округе - 15703,1 рублей [14]. По данным Счетной палаты, «почти у 9% получателей пенсий, проживающих в 69 регионах, размер пенсии ниже ПМП» [16].
Помимо страховой в системе ОПС формируется и накопительная пенсия, которая может увеличиваться за счет инвестиционного дохода (так, в 2019 году ее размер увеличен на 9,13% в соответствии с полученными результатами инвестирования пенсионных накоплений). В настоящее время у 76,8 млн застрахованных лиц формируется накопительная пенсия (большая часть так называемых «молчунов» формирует ее в Госу-
1 Реальный размер назначенных пенсий - относительный показатель, который рассчитывается в результате деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
дарственной управляющей компании (ГУК) и незначительная их часть - в частных управляющих компаниях (ЧУКах); по заявлениям застрахованных лиц их средства на накопительную часть пенсии могут быть переведены в НПФ (37,3 млн чел. по данным на конец 2019 года; 423434 чел. получают страховую пенсию /единовременные выплаты, срочные выплаты/, сформированную в негосударственных пенсионных фондах /НПФ/). 75242 руб. - составляет в НПФ средний счет застрахованного лица, а пенсионные накопления в фондах превысили 2807 млрд руб. Вместе с тем в настоящее время действует мораторий на формирование накопительной пенсии, а страховые взносы работодателей в ОПС в полном объеме направляются на финансирование только страховой пенсии.
Увеличилось и число получателей федеральной социальной доплаты к страховой пенсии (за 2019 год +15%, составив 3884,35 тыс. чел.) [19]2 (таблица 2) [14].
2 Доплата производится с учетом материального обеспечения пенсионера, куда включаются: страховая и накопительная пенсии (с учетом всех установленных выплат к пенсии), дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). Не учитываются только меры социальной поддержки в натуральной форме (за исключением
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ /
NATIONAL ECONOMY AND MANAGEMENT
Таблица 2
Численность пенсионеров, получающих социальные доплаты к пенсии в целях доведения уровня материального обеспечения
пенсионера до величины ПМП1' в Российской Федерации _по состоянию на 1 января; млн чел._
2С13 2С14 2С15 2С16 2С17 2С18 2С19 2С2С
Численность пенсионеров, получающих социальные доплаты - всего 5,41 5,39 5,28 6,03 6,67 6,27 6,40 6,35
в том числе получающие:
федеральную социальную доплату 2,95 2,88 2,85 3,71 4,17 3,73 3,88 2,96
региональную социальную доплату 2,46 2,51 2,42 2,32 2,49 2,53 2,52 3,38
1) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, без учета г. Байконур.
Средний размер указанной доплаты в 2019 году составил 1936 руб. (всего на социальные доплаты израсходовано 94,36 млрд руб.). Увеличение количества получателей федеральных социальных доплат, как отмечает Счетная палата, «может свидетельствовать о том, что принимаемые в последние годы меры по совершенствованию пенсионной системы так и не позволили достичь приемлемого для достойной жизни пожилых граждан уровня пенсионного обеспечения» [16].
Тем не менее, введенные законодателем федеральные или региональные доплаты к пенсиям, размер которых ниже прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте Российской Федерации, а также дополнительные социальные выплаты отдельным категориям пенсионеров [19], дали положительный результат, состоящий в том, что «абсолютная монетарная бедность среди семей, состоящих из пенсионеров, практически преодолена» [3, с.12]. То есть речь идет о показателях бедности, рассчитанных на основе соответствия доходов или расходов пенсионеров установленному минимуму средств существования (в данном случае прожиточному минимуму пенсионера /ПМП/).
Помимо абсолютной монетарной бедности в международной и российской практиках применяется показатель относительной монетарной бедности, который рассчитывается исходя из располагаемого эквивалентного дохода (после уплаты налогов), составляющего не менее 60% национального медианного располагаемого дохода. По оценкам экспертов, относительная монетарная бедность российских пенсионеров составляет в настоящее время 30%, что выше среднероссийского показателя - 25,2% [3, с.12]. В свою очередь, указанный уровень относительной монетарной бедности отражается на качестве жизни пенсионеров, существенно снижая его. В связи с этим выделяют относительную немонетарную бедность пенсионеров (относительную депривацию), которая показывает недостаточность ресурсов, необходимых для сложившегося в российском обществе стандартов потребления. Она выражается в неудовлетворительных жилищных условиях, некачественном и несбалансированном питании (около 14% домохозяйств,
денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
состоящих из пенсионеров) [3, с.12], недостатке денежных средств на оплату услуг ЖКХ (около 9%) и пр., что, в конечном итоге, фиксируется в показателях индекса материальной де-привации («около 10% пожилых в возрасте 65 лет и старше проживают в испытывающих тяжелую материальную депри-вацию домохозяйствах» [3, с.12]).
Для полноты описания относительной депривации следует также добавить индекс многомерной бедности, который оценивает состояние здоровья, уровень и качество образования, занятость и пр. (всего 14 параметров), а также социальную исключенность, раскрывающую меру участия человека в жизни общества.
Социальные доплаты к страховой пенсии, ее индексация3, иные социальные льготы (дополнительное материальное обеспечение /ДМО/, ежемесячные денежные выплаты /ЕДВ/, меры социальной поддержки в денежном и натуральном выражении) - все эти меры направлены на борьбу с бедностью пенсионеров. Так, страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы с 01.01.2020 на 6,6%, что выше уровня инфляции за 2019 год, повышена и стоимость одного пенсионного коэффициента (93 руб.), а также размер фиксированной выплаты (5686,25 руб.) (таблица 3).
Таблица 3
Динамика за 2010-2020 гг. индексации страховых пенсий и стоимости
пенсионного коэффициента
2С1С 2С11 2С12 2С13 2С14 2С15 2С16 2С17 2С18 2С19 2С2С
Страховая
пенсия, индексация в % 6,3 8,8 10,65 10,12 8,31 11,4 4 5,8 3,7 7,05 6,6
Стоимость пенсионного коэффициента после индексации - - - - - 71,41 74,27 78,58 81,49 87,24 93,00
КРИТЕРИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ
В результате принятых государством мер, хотя соотношение среднего размера назначенной страховой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера увеличивается, но, тем не менее, не достигло показателей, обозначенных в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия) [12], - обеспечение среднего размера трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости не менее 2,5-3 ПМП. Кроме того, в Стратегии используется понятие «социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения», которое в ней не раскрывается. В Конституции Российской Федерации (ст.7) используется иной термин «достойная жизнь», которая гарантируется Российской Федерацией как социальным государством для ее граждан, к которым, безусловно, относятся и пенсионеры.
3 Размеры индексации пенсий неработающим пенсионерам: с 01.01.2021 пенсии будут проиндексированы на 6,3%, с 01.01.2022 - на 5,9%, с 01.01.2023 - на 5,6%, с 01.01.2024 - на 5,5% [18].
_ _ _ ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
саулкова ■ ■ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПОИСКИ КРИТЕРИЕВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Ю.В. Воронин и Т.М. Савицкая в связи с этим высказали предположение, что «применительно к оценке уровня жизни пенсионеров приведенный выше термин должен означать, видимо, приемлемый для них уровень жизни на пенсии» [5] В Стратегии в качестве ориентира такого уровня жизни пенсионеров названо достижение размера пенсии, равного 2,5-3 ПМП (что в 2019 году составило бы 26 тыс. руб.).
Вместе с тем респонденты - будущие пенсионеры называют в опросе, проведенном АО «НПФ Сбербанка» (в июле 2020 года), иной уровень достойной (социально приемлемой для них) пенсии4. Он равен (в среднем) 59 тыс. руб. в месяц (медианное значение - 48 тыс. руб. в месяц; для респондентов-москвичей - 92 тыс. руб. в месяц) [2], что выше уровня размера средней начисленной заработной платы в 2019 году (46 тыс. руб.) и выше уровня, запланированного в Стратегии. Опрос также показал, что из тех, кто делает накопления, только 12% имеют пенсионные накопления.
В большинстве экономически развитых стран выстроена трехзвенная структура пенсионной системы (обязательная / государственная система, профессиональные / корпоративные / пенсионные системы и индивидуальное пенсионное страхование), которая позволяет получать пенсию, равную 70% и выше утраченного заработка пенсионера. Повышение в системе ОПС размеров пенсий, в том числе за счет проводимых индексации, валоризации, социальных доплат и пр. - это только часть мер, которая позволяет увеличить пенсии нынешним пенсионерам, но данных мер недостаточно.
Кардинально не решила проблему и Программа софинанси-рования пенсий5, хотя участники данной Программы в 2019 году сформировали 7,7 млрд руб. (средний размер взноса участника - 9,7 тыс. руб.), а общий объем накопленных средств с начала действия Программы составил 130 млрд рублей [13]. Согласно условиям Программы, софинансирование производится за счет средств добровольных взносов на пенсию застрахованного лица, средств государства (как ответного взноса в пределах от 2-х тыс. руб. до 12 тыс. руб. в год), а также взносов работодателя (объем средств работодателей, перечисленных в пользу работников, составил в 2019 году 65,9 млн руб., а с начала действия Программы с 2009 года по настоящее время -1 млрд руб.). Накопленные средства далее передаются в доверительное управление управляющим компаниям (УК) или в НПФ, а полученный инвестиционный доход поступает на лицевые счета (за вычетом необходимых расходов и вознаграждений) участников Программы. В 2019 году ежемесячные выплаты по Программе софинансирования получали 32 тыс. пенсионеров. Средний размер такой ежемесячной выплаты составил 1,7 тыс. рублей в месяц6, средний размер накопительной пенсии - 956 руб. в месяц, средний размер срочной пенсионной выплаты участникам Программы софинансирования пенсии -1705 руб. в месяц.
Анализируя уровень пенсионного обеспечения российских граждан, представляется важным, прежде всего, определиться с критериями достойного уровня жизни для пенсионеров. За
4 Исследование проведено в июле 2020 года методом социологического опроса в крупных и средних российских городах с населением более 500 тыс. человек. Респондентам задавали вопрос: «Какой доход на пенсии вы считаете нормальным и достойным?».
5 Участником Программы можно было стать, подав заявление с 01.01.2008 до 31.12.2014.
6 В случае смерти участника Программы средства передаются правопреемникам, независимо от того, начались пенсионные выплаты или нет.
основу можно было бы взять критерии достаточного уровня жизни, формулировка которых закреплена Международным пактом «Об экономических, социальных и культурных правах» (ст.11): «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» [9]. Кроме того, в Пакте раскрыты и пути, обеспечивающие решение поставленной задачи.
Эти критерии, так или иначе, отражаются в понятии потребительского бюджета, который может быть минимальным [17], рациональным [5], восстановительным [11, с.68], социально приемлемым [12], бюджетом развития, высокого достатка [15, с.42]. В любом случае потребительский бюджет характеризует совокупность материальных и духовных благ, выраженных в денежном эквиваленте, обеспечивающих воспроизводство (простое или расширенное) жизнедеятельности людей. Если минимальный потребительский бюджет обеспечивает минимальные жизненно необходимые потребности человека для простого воспроизводства жизнедеятельности людей, то бюджет развития или бюджет высокого достатка, формирует «достаточно высокий уровень потребления, рассчитанного на расширенное воспроизводство и полное удовлетворение потребностей человека» [15, с.42] (хотя полное удовлетворение потребностей человека вряд ли возможно). Рациональный потребительский бюджет предполагает удовлетворение оптимальных потребностей человека с учетом не только его выживаемости, но и развития. Он «должен формироваться в расчете на удовлетворение не минимальных, а уже оптимальных (рациональных, разумных) потребностей человека» [5]. В экономической литературе также употребляется понятие «рациональный минимальный потребительский бюджет», который составляет не менее У средней начисленной заработной платы «и соответствует обычно минимальному размеру оплаты труда (МРОТ)» [8]. Но в российских условиях У величины средней начисленной заработной платы составляла в мае 2020 года 25373 руб., а МРОТ - 12130 руб.
Для раскрытия потребительского бюджета используется понятие потребительской корзины, определяемой на «основе минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, определяемых в соотношении со стоимостью продуктов питания» [10]. Так, в I квартале 2020 года стоимость минимальной потребительской корзины (МПК) для пенсионеров составляла 8944 руб., что равно величине ПМП. Согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «прожиточный минимум -это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» [20], то есть его величина должна быть выше стоимости потребительской корзины.
Понятия «рациональный потребительский бюджет», «восстановительный бюджет», «бюджет развития» законодательно не закреплены и содержательно не раскрыты.
Средний размер страховой пенсии по старости - 16,4 тыс. руб., то есть пенсионеры, согласно критериям, введенным экономистами, относятся к малообеспеченным слоям населения. Экономисты относят слои населения, имеющие доходы на уровне 3-7 МПК, к обеспеченным слоям. Отметим, что верхняя граница обеспеченных слоев в сегодняшнем денежном эквиваленте равна 57400, т.е. почти совпадает с ответами респондентов о желаемом уровне пенсионного обеспечения в старости. С этих позиций можно предположить, что достойный уро-
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / NATIONAL ECONOMY AND MANAGEMENT
вень жизни пенсионеров эквивалентен верхней границе обеспеченных слоев населения.
ВЫВОДЫ
1. В связи с изложенным выше представляется необходимым в качестве единицы измерения уровня жизни пенсионера использовать величину минимального (восстановительного) потребительского бюджета (что совпадает с предложением, выдвинутым Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) [21] и зафиксированным в Генеральном соглашении между Правительством Российской Федерации, объединениями профсоюзов и работодателей на 2018-2020 гг.) [6]. Хотя данный бюджет близок к прожиточному минимуму, но в нем учитывается более широкий ассортимент продуктов, а стоимость товаров и услуг рассчитывается на основе рыночной стоимости. Кроме того, он учитывает расходы на ЖКХ и досуг, позволяет пенсионеру удовлетворять основные материальные и духовные потребности, необходимые для восстановления его физических и интеллектуальных сил, поддержания активного состояния. Данный бюджет предлагается в указанном Соглашении пока сделать в качестве социального стандарта только для работающих граждан, но представляется, что его можно сделать основой расчета уровня жизни и пенсионеров. Именно принятие указанного бюджета за основу сделает более эффективной борьбу с относительной бедностью пенсионеров.
2. Если соотносить показатели потребительского бюджета и ПМП, то минимальный потребительский бюджета пенсионера должен составлять 2,5-3 ПМП (социально приемлемый бюджет, согласно Стратегии, или достаточный уровень жизни, в соответствии с Международным пактом [9]), что соответствует верхней границе малообеспеченных слоев населения. Для представителей среднего класса при наступлении общеустановленных пенсионных оснований величина пенсии по старости должна соответствовать величине рационального потребительского бюджета (бюджета развития) пенсионера, соответствующего 3-7 ПМП.
3. Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка, который рассчитывается для типичного бенефициария (для каждого вида пенсии), соответствующего определенным требованиям (по полу, возрасту, стажу, количеству иждивенцев) - один из распространенных показателей уровня пенсионного обеспечения граждан. В Конвенции №102
Список литературы:
1. АО «НПФ «Сафмар». Данные исследования «Отношения
россиян к самостоятельному накоплению на старость» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.npfsafmar.ru/press/research /attitude-of-russians-towards-independent-pension-accumulation. - (Дата обращения 01.08.2020).
2. АО «НПФ Сбербанка». После выхода на пенсию россияне хотят получать 59000 рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //npfsberbanka.ru/news/38183/. - (Дата обращения: 01.08.2020).
3. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Бобков Н.В. Актуальность разработки национальной Программы повышения доходов, снижения бедности и неравенства //Уровень жизни населения регионов России. - 2020. -Том 16. - №2. - С.9-25.
4. Ваш пенсионный брокер. Индикаторы достаточности уровня пенсий: международные подходы и предложения для России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //pbroker.ru/?p=57687. - (Дата обращения: 01.08.2020).
5. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации //Социальное и пенсионное право. - 2016. - №4. - С.3-20.
МОТ он определен в качестве минимальной нормы такого обеспечения, о чем говорилось ранее. Отметим, что в принятом Советом Европы Европейском кодексе социального обеспечения коэффициент замещения пенсией утраченного заработка применительно к страховой пенсии по старости (а также пенсии по случаю потери кормильца) принят на уровне 50% в качестве стандарта пенсионного обеспечения [7]. Вместе с тем применение данного коэффициента в российской практике вызывает ряд вопросов, а именно -невысокий уровень заработной платы большинства наших граждан и доплаты из федерального бюджета не отражают реальное соотношение средней назначенной пенсии и средней номинальной заработной платы. Сейчас коэффициент замещения выше у тех, кто получает меньшую зарплату. «К 2018 году пенсия у получателей МРОТ составляла около 74% зарплаты, у тех, кто получает медианную зарплату, - 42%, у получателей средней зарплаты - 35%, у работников с высокими зарплатами - 22%» [4].
Можно согласиться с теми авторами, которые отмечают, что именно коэффициент замещения, а не показатели ПМП, связывает уровень заработной платы и средний размер начисленной пенсии, что важно для системы пенсионного страхования. Но в российских условиях, когда система ОПС постепенно по своей сути перестает быть страховой, коэффициент замещения теряет свою роль ведущего показателя развития пенсионной системы [22]. Коэффициент замещения следует теперь применять не в качестве основного, а дополнительного критерия для оценки системы ОПС. Вместе с тем по мере восстановления страхового характера этой системы, вероятно, что именно указанный коэффициент будет вновь выступать в качестве основного. 4. Низкие заработные платы, на что указывает модальная (наиболее распространенная) заработная плата, составляющая 23,5 тыс. руб. (апрель 2019 года), формируют низкие пенсии, не позволяют применять накопительную и сберегательную пенсионные стратегии в экономическом поведении россиян (74% не могут откладывать на пенсию, так как не имеют для этого финансовой возможности [1]). При этом большинство россиян рассчитывают работать так долго, насколько это им позволит здоровье.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90%.
Рецензент: доктор экономических наук, профессор, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Д. Н. Ермаков
Reference list:
1. JSC « NPF «Safmar». Data of the research «Attitudes of Russians to independent accumulation for old age» [Electronic resource]. Access mode: https: //www.npfsafmar.ru/press/research/ attitude-of-russians-towards-independent-pension-accumulation. - (Accessed 01.08.2020).
2. Sberbank NPF JSC. After retirement, Russians want to receive 59,000 rubles [Electronic resource]. - Access mode: https: //npfsberbanka.ru/news/38183/. - (accessed 01.08.2020).
3. Bobkov V. N., Odintsovo E. V., Bobkov N. V. Relevance of the development of the national program to increase income, reduce poverty and inequality //The standard of living of the population of Russian regions. - 2020. -Volume 16. - No. 2. - P. 9-25.
4. Your pension broker. Indicators of pension level sufficiency: international approaches and proposals for Russia [Electronic resource]. Access mode: http: //pbroker.ru/?p=57687. - (accessed 01.08.2020).
5. Voronin Yu. V., Savitskaya T. M. Problems of implementing the strategy of long-term development of the pension system of the Russian Federation //Social and pension law, 2016, no. 4, Pp. 3-20.
Есаулкова Т. С.
ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПОИСКИ КРИТЕРИЕВ И СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы //Российская газета (федеральный выпуск). - 05.02.2018. Европейский кодекс социального обеспечения (ETS №48) (Вместе со «Статьей 68 «I», «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности», «Дополнительным обеспечением или льготами»«) (Принят в г. Страсбурге 16.04.1964) (с изменениями от 16.04.1964) //Консультант Плюс. - 01.08.2020.
Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система //Журнал российского права. - 2015. - №7. - С.5-12.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 /XXI/ на 1496 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1994. - №12.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 №54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» (редакция от 19.08.2014) //Российская газета (федеральный выпуск). - 01.02.2013; Консультант Плюс. - 01.08.2020.
Пчелкина Н.В. Потребительский бюджет как основа формирования доходов трудоспособных членов семей //Уровень жизни населения регионов. - 2009. - №7. - С.65-68.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (редакция от 24.10.2018) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 31.12.2012. -№53. - Часть 2. - Статья 8029; Консультант Плюс. - 01.08.2020. Российская газета. Назван объем программы софинансирования пенсионных накоплений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //rg.ru/2020/06/10/za-desiat-let-sformirovano-130-mlrd-rublej-pensionnyh-nakoplenij.html. - (Дата обращения: 01.08.2020). Росстат. Уровень жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //rosstat.gov.ru/folder/13397. - (Дата обращения: 01.08.2020). Степанова Т.Н. Бюджет высокого достатка //Уровень жизни населения регионов. - 2007. - №7. - С.42-55.
Счетная палата Российской Федерации. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //ach.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html. -(Дата обращения: 01.08.2020).
Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 №210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 12.03.1992. - №11. -Статья 558; Консультант Плюс. - 01.08.2020.
Федеральный закон от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» //Российская газета (федеральный выпуск). - 05.10.2018; Консультант Плюс. - 01.08.2020. Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (редакция от 13.07.2020) //Российская газета (федеральный выпуск). - 23.07.1999; Консультант Плюс. - 01.08.2020. Федеральный закон от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (редакция от 01.04.2019) //Российская газета (федеральный выпуск). - 29.10.1997; Консультант Плюс. - 01.08.2020.
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Шаг к достойной жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.fnpr.ru/n/241/16940.html. - (Дата обращения: 01.08.2020). Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н., Аранжереев М.М. и др. Пенсионное страхование: философия, история, теория и практика. - М.: Дашков и К°, 2018. - 720 с.
14.
15.
16.
General agreement between all-Russian unions of trade unions, all-Russian employers ' associations and the Government of the Russian Federation for 2018-2020 //Rossiyskaya Gazeta (Federa l issue). - 05.02.2018. European social security code (ETS No. 48) (Together with «Article 68 I», «International standard industrial classification of all economic activities», « Additional security or benefits»«) (Adopted in Strasbourg on 16.04.1964) (with changes from 16.04.1964) //Consultant Plus. - 01.08.2020. Zakharov M. L. International legal standards of pension provision and the Russian insurance pension system / / Journal of Russian law. - 2015. - no. 7.
- P. 5-12.
International Covenant on economic, social and cultural rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 / XXI/ at the 1496 plenary session of the UN General Assembly) / / Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. - 1994. - No. 12.
Resolution of the Government of the Russian Federation No. 54 of 28.01.2013 «on approval of methodological recommendations for determining the consumer basket for the main socio-demographic groups of the population in the subjects of the Russian Federation» (revision of 19.08.2014) //Rossiyskaya Gazeta (Federal issue). - 01.02.2013; Consultant Plus. - 01.08.2020.
Pchelkina N. V. Consumer budget as the basis for income formation of a ble-bodied family members //Standard of living of the population of regions. -2009. - no. 7. - P. 65-68.
Decree of the Government of the Russian Federation No. 2524-R of 25.12.2012 «on approval of the Strategy for long-term development of the pension system of the Russian Federation» (revision of 24.10.2018) //Collection of legislation of the Russian Federation. - 31.12.2012. - No. 53.
- Part 2. - Article 8029; Consultant Plus. - 01.08.2020.
Rossiyskaya Gazeta. The volume of the program of co-financing of pension
savings is named [Electronic resource]. - Access mode: https:
//rg.ru/2020/06/10/za-desiat-let-sformirovano-130-mlrd-rublej-
pensionnyh-nakoplenij.html. - (accessed 01.08.2020).
Rosstat. Standard of living [Electronic resource]. Access mode: https:
//rosstat.gov.ru/folder/13397. - (accessed 01.08.2020).
Stepanova T. N. Budget of high income //Standard of living of the
population of regions. - 2007. - no. 7. - P. 42-55.
Accounts chamber of the Russian Federation. Analytical report on the implementation of the Federal budget and budgets of state extra-budgetary funds of the Russian Federation for January-December 2019 [Electronic resource]. Access mode: https: //ach.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html. - (accessed 01.08.2020). Decree of the President of the Russian Federation of 02.03.1992 No. 210 « on the system of minimum consumer budgets of the population of the Russian Federation» //Vedomosti of the Congress of people's deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation. - 12.03.1992. - No. 11. -Article 558; Consultant Plus. - 01.08.2020.
Federal law No. 350-FZ of 03.10.2018 « on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the appointment and payment of pensions» //Rossiyskaya Gazeta (Federal issue). - 05.10.2018; Consultant Plus. - 01.08.2020.
Federal law No. 178-FZ of 17.07.1999 «on state social assistance» (revision of 13.07.2020) //Rossiyskaya Gazeta (Federal issue). - 23.07.1999; Consultant Plus. - 01.08.2020.
Federal law No. 134-FZ of 24.10.1997 « on the subsistence minimum in the Russian Federation «(as amended on 01.04.2019) //Rossiyskaya Gazeta (Federal issue). - 29.10.1997; Consultant Plus. - 01.08.2020. Federation of independent trade unions of Russia (FNPR). Step to a decent life [Electronic resource]. Access mode: http: //www.fnpr.ru/n/241/16940.html. - (accessed 01.08.2020). Khmelevskaya S. A., Ermakov D. N., Arangereev M. M. et al. Pension insurance: philosophy, history, theory and practice, Moscow: Dashkov & Co., 2018, 720 p.
Статья поступила в редакцию 15.07.2020, принята к публикации 08.08.2020 The article was received on 15.07.2020, accepted for publication 08.08.2020
6
6
7
7
8
8
9
9
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Есаулкова Татьяна Станиславовна, кандидат экономических наук, соискатель, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: tatiana.esaulkova@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tatyana S. Esaulkova, Cand. Sci. (Econ.), applicant, All-Russian Research Institute of Labour of Ministry of Labour of Russia, Moscow, Russian Federation, e-mail: tatiana.esaulkova@gmail.com