Научная статья на тему 'ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2018'

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2018 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
53
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / PENSION REFORM / RETIREMENT AGE / BILL / POSITIVE AND NEGATIVE SIDES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отарбабиева А. А.

Статья посвящена проблемам реформирования пенсионной системы РФ. Рассматриваются ее положительные и отрицательные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION REFORM 2018

The article is devoted to the problems of reforming the pension system of the Russian Federation. Its positive and negative aspects are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2018»

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

4. Сметанкина Г.И., Шуткина С.А., Буданов С.А. Правовое регулирования деятельности надзорных органов МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Вестник Московского государственного областного университета, Москва: МГОУ, 2015. - С. 83-87.

5. Сметанкина Г.И К вопросу о публичности и информационной открытости надзорных органов. Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. № 1 (4). С. 86-90.

УДК 330.1

Отарбабиева А.А. студент магистратуры 3 курса факультет Экономики и финансов

РГЭУ «РИНХ» Россия, г. Ростов-на-Дону ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2018

Аннотация: Статья посвящена проблемам реформирования пенсионной системы РФ. Рассматриваются ее положительные и отрицательные стороны.

Ключевые слова: Пенсионная реформа, пенсионный возраст, законопроект, положительные и отрицательные стороны.

Otarbabieva A.A., undergraduate, 3 year RSEU RINH, Faculty of Economics and Finance

Russia, Rostov-on-Don

PENSION REFORM 2018

Annotation: The article is devoted to the problems of reforming the pension system of the Russian Federation. Its positive and negative aspects are considered.

Keywords: Pension reform, retirement age, bill, positive and negative sides.

В июне этого года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Анонсируемые изменения сразу вызвали волну массовых протестов по всей стране, неоднозначные оценки в обществе, снижение рейтингов президента и главы правительства РФ. 12 регионов открыто не поддержали реформу, среди этих регионов - Дагестан, Чечня, Якутия, Камчатский край, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Омская, Орловская, Ярославская

области, Москва и Еврейская АО.

Причины новой пенсионной реформы:

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер -министр Дмитрий Медведев предложил перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года.

В своем майском указе от 07.05.2018 г. № 204 Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 — уже до 80 лет.

Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек

Для реализации нацпроектов 2018-2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо найти где-то дополнительные 8 трлн рублей (что составляет половину годового бюджета страны). По мнению издания «Коммерсантъ», на покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.

Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» — то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет).

Изменения в пенсионном возрасте в России в 2018 году:

Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2018 году, — это повышение пенсионного возраста.

14 июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2019 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости

предлагается проводить ежегодно на 1 год. Соответствующий законопроект № 489161-7 был внесен Правительством в Госдуму 16 июня Окончательное принятие документа с учетом широкого обсуждения и возможных поправок запланировано на осень 2018 года.

29 августа 2018 г. президент РФ В.Путин выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:

Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);

Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2019-2020 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон — т.е. в 55.5 и 60.5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2019 г., 56.5 и 61.5 — в 2020 г.;

Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;

Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми — на 3 года раньше срока, с четырьмя — на 4 года раньше.

В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы - таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других. Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены нам, гражданам РФ, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше. И это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

В основу реформы положили лишь прогнозируемые цифры роста продолжительности жизни, но выход на плановые показатели представляется сомнительным. По его мнению, нужно учитывать здоровую продолжительность жизни, а она невелика.

Смертность среди людей пожилого возраста не уменьшается, и некоторые не доживут до своей пенсии. Поэтому не стоит ссылаться на опыт западных стран, так как в них продолжительность жизни на 10 лет выше, чем в России.

По расчетам экспертов, потенциальные потери в связи с выходом на пенсию на пять и на восемь лет позже составляют более 800 тыс. руб. для мужчин и порядка 1,35 млн руб. для женщин соответственно. Расчеты производились с учетом среднего размера пенсии - 14,4 тыс. руб. Потери граждан, как считают представители профессионального сообщества, нужно каким-либо образом объяснить и компенсировать. А предлагаемую в настоящий момент компенсацию - повышение ежемесячной пенсии на 1 тыс. руб. - они считают несправедливой. Наконец, в целом, по оценкам противников пенсионной реформы, такое изменение законодательства

является несправедливым и провоцирующим социальный протест.

Изменение возраста выхода на пенсию повлияет на выплату россиянам пенсионных накоплений, поскольку ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г. установлено, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. То есть, если властями все-таки будет принято решение о повышении возраста, то и возможность получить выплаты из НЧП тоже перенесется до достижения нового, установленного законом возраста.

Кроме того, с 1 января 2019 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии будет увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину предлагают увеличить на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

НП = ПН / Т, где соответственно:

ПН — суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;

Т — период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) — 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

Правительству необходимо пересмотреть национальную политику в части повышения зарплат, системно бороться с теневым рынком, обеспечить продление активной трудовой жизни за счет предоставления качественной медицинской помощи. А также важность создания высокотехнологичных рабочих мест и системы постоянной переподготовки кадров, вести общественный контроль за бюджетом для повышения эффективности его составления, а также использовать для его пополнения средства, получаемые от природных ресурсов.

Необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости.

На сегодняшний день стало известно, что с 1 августа 2018 года всем работающим пенсионерам повысят пенсию. Под данную категорию попадут все люди, которые после выхода на пенсию продолжают официально работать. Представители властей пообещали увеличить пенсии в

зависимости от набранных баллов, максимально сумма увеличится на 244 рубля 47 коп. Другие пенсионеры также могут рассчитывать на повышения социальных выплат. Но для других категорий увеличение пенсии будет проходить в индивидуальном порядке.

Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.

ИПК — добровольная накопительная система

Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).

До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

16% на формирование страховой пенсии (включая фиксированную выплату, которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа — 6%) и 6% на накопительную часть;

все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.

С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии, а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

-переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;

-либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже

имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы, такие как:

- исторические предпосылки: повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин - 69 лет, когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 - у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет - до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Показатель продолжительности жизни важен, но при принятии решения этот параметр не был ключевым.

- создание долгосрочного финансового источника: главная цель изменений, по словам замминистра труда, - это финансирование повышения пенсий выше уровня инфляции. Предполагается, что к 2019 году средняя пенсия увеличится на 1 тыс. руб. - до 15,4 тыс руб. А когда к 2024 году финансовый базис сформируется, средние пенсии составят 20 тыс. руб. То есть этот законопроект предлагает повышение не пенсионного возраста, а пенсий - таков замысел кабмина. Таким образом, все средства, которые получит государство в связи с повышением требований к возрасту, будут направлены на увеличение пенсий действующим пенсионерам и на текущие выплаты. В этих условиях можно будет не только выйти на ежегодное повышение пенсии на 1 тыс. руб. в месяц, но и поддерживать этот темп индексации на уровне выше инфляции (при инфляции чуть больше 3%, повышение окажется в два раза выше - около 7%).

А также восстановление баланса трудовых ресурсов на рынке, то есть если ничего в пенсионной системе не менять, то в перспективе соотношение работающих граждан и пенсионеров будет равно один к одному, то есть ситуация станет критической, снизятся уровень пенсий, коэффициент замещения и их соотношение с прожиточным минимумом. Сейчас это соотношение несколько меньше, по разным данным, примерно один пенсионер к двум работающим гражданам.

Не смотря на положительные стороны пенсионной реформы, я считаю,

что фактически реформа не подготовлена, не учтены многие факторы, например, «сырая» нормативная база. Любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов.

Негативный эффект восприятия пенсионной реформы населения в «Единой России» собираются смягчить с помощью сохранения льгот для людей согласно действующему пенсионному возрасту (55 и 60 лет).

Полагающиеся на сегодня пенсионерам льготы при достижении ими пенсионного возраста собираются оставить, несмотря на его повышение. Поправки будут внесены ко второму чтению законопроекта о пенсионной реформе в Госдуме.

Использованные источники:

1. Агапцов С.А. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 3. [С. 20-21].

2. Бабаев Ю. А. А. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров[Текст]//Бабаев Ю.А. Петров А. М. , Мельникова Л. А. - М.: Проспект, 2017.

3. Бучнев, А.Н. Новое в администрировании страховых взносов [Текст]/А.Н. Бучнев //Бухгалтерский учет.-2015.-№1.-С.13-16

4. Березина Е. Работник-иностранец: как правильно уплатить налоги и страховые взносы [Текст]/ Е. Березина//Налоговый вестник. - 207. - №7. -С.65-74.

5. Бычков, А. И. Выплаты работнику при несчастном случае на производстве [Текст]/А.И. Бычков//Бухгалтерский учет. -2018. - №2. - С. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.