Научная статья на тему 'Пенсионная проблема: взгляд с позиций общественного воспроизводства. Часть первая: истоки пенсионных проблем'

Пенсионная проблема: взгляд с позиций общественного воспроизводства. Часть первая: истоки пенсионных проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЙ КРИЗИС / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПЕНСИОННОЕ ПОКРЫТИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ПЕНСИОННЫЙ ЦИКЛ / ПЕРИОД ПЕНСИОННОГО ЦИКЛА / PENSION SYSTEM / PENSION CRISIS / SOCIAL REPRODUCTION / FEDERAL BUDGET / PENSION COVERAGE / REPLACEMENT RATE / CUMULATIVE PRINCIPLE / PRINCIPLE OF DISTRIBUTION / PERIOD OF A RETIREMENT CYCLE / RETIREMENT CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулов Виктор Михайлович

Одна из главных проблем пенсионной системы России состоит в росте нагрузки на федеральный бюджет. Решение возможно посредством реформирования пенсионной системы, которое требует адекватного понимания социально-экономических процессов. Это позволит разработать методологию эффективного реформирования пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pension Problem from the Viewpoint of Social Reproduction. Part One: The Origin of Pension Problems

One of the main challenges of the Russian pension system is the increasing burden on the federal budget. It is possible to deal with this problem through the reform of the pension system which requires adequate understanding of the socioeconomic processes. The latter will allow developing an appropriate methodology to efficiently restructure the pension system.

Текст научной работы на тему «Пенсионная проблема: взгляд с позиций общественного воспроизводства. Часть первая: истоки пенсионных проблем»

ПИЩУЛОВ Виктор Михайлович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории

Уральский государственный лесотехнический университет

620100, РФ, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 Контактный телефон: (912) 283-30-18 e-mail: dr.haust@mail.ru

Пенсионная проблема: взгляд с позиций общественного воспроизводства. Часть первая: истоки пенсионных проблем

Ключевые слова: пенсионная система; пенсионный кризис; общественное воспроизводство; федеральный бюджет; пенсионное покрытие; коэффициент замещения; накопительный принцип; распределительный принцип; пенсионный цикл; период пенсионного цикла.

Одна из главных проблем пенсионной системы России состоит в росте нагрузки на федеральный бюджет. Решение возможно посредством реформирования пенсионной системы, которое требует адекватного понимания социально-экономических процессов. Это позволит разработать методологию эффективного реформирования пенсионной системы.

Пенсионная проблема вполне очевидно существует. Она имеет место практически во всех развитых странах, сформировавших всеобщие массовые пенсионные системы, характеризуется множеством проявлений и не сводится к вопросам социального обеспечения. К таким проявлениям нужно отнести высокую расходную нагрузку на государственные финансы, что накладывает ограничения на размеры пенсионных выплат.

Пенсионные выплаты в значительной своей части ложатся нагрузкой на расходную часть бюджетов различных уровней, в первую очередь федерального бюджета. Расходы бюджетов на выплату пенсий обусловливают наличие бюджетных дефицитов, которые во многом определяют макроэкономическую ситуацию в стране. Дефициты бюджетов есть один из факторов инфляции, а ее уровни определяют состояние экономики в целом.

Следует уяснить воздействие пенсионной системы на экономику и на процессы общественного воспроизводства. Первоначально нужно обратиться к рассмотрению такого экономического явления, каким выступает функционирование этих систем с позиций их исторического развития.

Первый отмеченный случай создания государственной пенсионной системы связывают с учреждением военных пенсий Юлием Цезарем [1]. Пенсионная система в современном понимании была введена в 1825 г. для государственных чиновников в Пруссии. Первая государственная система пенсионного обеспечения работников, за-тр нятых в частном секторе экономики, начала действовать в 1889 г. в Германии [1]. Предел полагалось, что источником пенсионных выплат в этой системе должны быть страхо-33 вые платежи, производимые работающими.

п По-иному строились государственные пенсионные системы, ориентированные

на социальную поддержку малоимущих, которые проистекали из законодательства Л о бедных. Первыми из стран, пришедшими к таким государственным пенсионным © системам, были Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) [1]. Пенсионные выплаты

производились за счет налоговых доходов бюджета. Такой системе в начале XX века отдали свои предпочтения, главным образом, англо-саксонские страны и страны Северной Европы.

Зарождение российской пенсионной системы принято относить к 1827 г. Именно 6 декабря 1827 г. Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» [2]. Согласно этому Уставу военные и гражданские государственные служащие имели право на государственные пенсии. Устав вводил общие правила, в соответствии с которыми определялись лица, приобретающие пенсионные права, и устанавливались размеры выплат.

Формирование действительно массовых пенсионных систем, охватывающих значительную часть населения страны, в развитых странах приходится на середину и вторую половину XX века. «Хотя практически все индустриальные страны к началу Второй мировой войны имели системы пенсионного обеспечения, во многих из них они были ограничены в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставляемых пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной, были временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран» [1]. Таким образом, современные пенсионные системы имеют сравнительно непродолжительную историю. Можно даже сказать, что начат и не завершен один из самых грандиозных социально-экономических экспериментов.

Современная российская пенсионная система строилась на основе советской пенсионной системы, основы которой были заложены в 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» [3]. Это постановление определяло и ныне действующий в России возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 для мужчин.

Советская пенсионная система в силу особенностей экономического устройства страны отличалась массовостью и имела весьма высокое пенсионное покрытие. Это обстоятельство обусловливало необходимость расходования значительной части средств госбюджета на пенсионные выплаты. Многие источники несовершенства современной отечественной пенсионной системы страны имеют в своем основании проблемы советской пенсионной системы.

Снизить «пенсионную» нагрузку на федеральный бюджет не удается. Одной из главных задач реформы пенсионной системы должно быть отделение источников пенсионных выплат от бюджетов страны, в первую очередь от федерального бюджета. Создание Пенсионного фонда РФ в 1990 г., а также изыскание источников средств наполнения данного внебюджетного фонда служит решению этой задачи. Вместе тем проблема снижения пенсионных обязательств федерального бюджета весьма далека от разрешения. Более того, наметилась тенденция усиления зависимости Пенсионного фонда РФ от перечислений средств из федерального бюджета.

В последнее десятилетие имеет место быстрый рост расходов Пенсионного фонда РФ, бюджет которого формируется в соответствии с федеральными законами: от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (ред. от 3 декабря 2012 г.) и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» (ред. от 1 июля 2011 г.). Закон от 3 декабря 2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривал доходы Пенсионного фонда в 2013 г. в размере 6 343 331 552,8 тыс. р. В значительной своей части доходы Пенсионного фонда формируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. р. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 551 298,2 тыс. р. Таким образом, 46,8% доходов Пенсионного фонда в 2013 г. предполагалось формировать за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета.

Расходы на финансирование Пенсионного фонда являются весьма значимыми в федеральном бюджете. Они составляют 23% общего объема его доходов (прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. р.) (согласно Федеральному закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»), или 22% общего объема расходов (общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. р.). Только эти трансферты составляют 4,45% ВВП, объем которого в 2013 г. в соответствии с Законом № 216-ФЗ от 3 декабря 2012 г. прогнозировался в объеме 66 515 млрд р., все доходы Пенсионного фонда - в размере 9,5% ВВП.

В соответствии со ст. 11 Закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. от 1 июля 2011 г.): «Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации».

Следует обратить внимание на динамику показателей бюджета Пенсионного фонда за последние годы. Показатель исполнения его расходной части с 2006 по 2011 г. демонстрирует рост в 3,1 раза - с 1537 до 4249 млрд р. [4]. За тот же период ВВП вырос в 1,6 раза - с 33 248 до 54 586 млрд р. [5]. Отношение показателя расходов Пенсионного фонда к ВВП за шесть лет увеличилось с 4,6 до 7,8%.

Динамика расходов федерального бюджета на выплаты пенсий не оставляет надежд на самопроизвольное улучшение ситуации. Проблемы доходов Пенсионного фонда усугубляются попытками снизить нагрузку по выплатам во внебюджетные страховые фонды для предприятий, в том числе нагрузку на малые и средние предприятия. Для исправления ситуации с 2013 г. были упразднены некоторые льготы по отчислениям в данный фонд для индивидуальных предпринимателей, что увеличивает размер этих выплат примерно в два раза [6].

Нагрузка на федеральный бюджет, возникающая вследствие необходимости направлять трансферты в бюджет Пенсионного фонда, весьма велика и приближается к четверти общего объема доходов федерального бюджета. Однако нужно иметь в виду, что трансферты федерального бюджета Пенсионному фонду РФ составляют далеко не все средства, направляемые из федерального бюджета на выплату пенсий и пособий. Федеральный бюджет является источником средств на выплату такого вида пенсий, которые могут быть названы «военными пенсиями» (ст. 10 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ). Ст. 11 определяет, что федеральными органами власти, осуществляющими пенсионное обеспечение по данному Закону, выступают Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие указанные в этом законе федеральные органы.

Приложение 12 к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ содержит статью: «Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 „О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"», в соответствии с которой предусматривается финансирование в объеме 478 млрд р. Добавив эту сумму к трансфертам, предоставляемым Пенсионному фонду РФ, мы увидим, что расходы федерального бюджета на выплату пенсий увеличиваются до 3 438 млрд р. Это составляет уже 26,7% доходов федерального бюджета в 2013 г., или 5,2% предполагаемого объема ВВП в 2013 г. Однако и эта сумма

(3 438 млрд р.) не дает полной суммы расходов федерального бюджета на выплаты пенсий. Кроме указанных расходов, имеют место выплаты пенсий из бюджетов бывшим гражданским служащим и депутатам. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» (с изменениями и дополнениями) депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Источником данного вида доплат является федеральный бюджет. Аналогичные выплаты предусматривают региональные и муниципальные законы для депутатов соответствующих уровней.

Ныне повсеместно используется принцип назначения пенсий, который изначально применялся для государственных служащих. Пенсии госслужащим (в первую очередь, военным служащим) назначались исходя из продолжительности службы и занимаемой должности. Пенсии госслужащим имеют своим источником госбюджет. Однако для работников негосударственных организаций не представляется рациональным применять этот же принцип. Вся масса работников не в состоянии рассчитывать на выплаты пенсий из госбюджета. Никакой бюджет не выдержит такой нагрузки.

Развитие системы негосударственных пенсионных фондов. Известно еще одно направление развития пенсионной системы, которое, как ожидается, позволит несколько повысить коэффициент замещения и одновременно снизить нагрузку на бюджет. Это поддержка формирования системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Система негосударственных пенсионных фондов в определенной степени дублирует государственный пенсионный фонд (ГПФ). Негосударственный пенсионный фонд обеспечивает возможность его участникам получать пенсионные выплаты, которые дополняют выплаты из государственного пенсионного фонда. НПФ действует на основе страхового принципа, так же, как и ГПФ. Кроме того, НПФ действует по принципу «солидарности поколений». Отличает НПФ от ГПФ лишь масштаб деятельности -количество участников фонда. Обычно НПФ создаются при крупных организациях, предприятиях. Источником пенсионных выплат в НПФ служат не столько взносы участников, сколько средства, выделяемые предприятиями.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» НПФ может аккумулировать средства накопительной части трудовых пенсий, организуя инвестирование, учет и выплату этой части трудовых пенсий. При достаточном охвате работающих негосударственными пенсионными фондами дополнительные пенсионные выплаты могли бы повысить коэффициент замещения заработной платы в целом по стране. Проблема состоит в том, что позволить себе создавать и поддерживать НПФ, делать взносы в эти фонды за своих работников могут только весьма крупные и финансово состоятельные организации. В 2012 г. в стране насчитывалось 145 НПФ, количество участников составило 6,6 млн чел. [7]. Нынешние масштабы деятельности НПФ не дают оснований надеяться на существенное влияние этой составляющей на пенсионную систему страны в целом.

Решить нарастающие проблемы призван очередной этап пенсионной реформы. В настоящее время предполагается переход к новому этапу реформы пенсионной системы. Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает «Проект Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года» (далее Проект Стратегии), основу которого составляет трехуровневая модель пенсионной системы [8].

Проект Стратегии отмечает негативные тенденции, которым подвержена действующая пенсионная система страны. Выделяются внешние и внутренние факторы негативного развития пенсионной системы. Стратегия декларирует цели развития пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого пенсионного обеспечения и обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы [8]. Задачами развития пенсионной системы объявляется создание условий достижения

2 (52) 2014 ■патав

9

адекватного коэффициента замещения (не менее 40%); обеспечение совокупного дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии не менее 2,5-3,0 прожиточных минимумов; установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности; развитие трехуровневой пенсионной системы; совершенствование формирования пенсионных прав; повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы [8].

Модернизация страховой системы предусматривает сохранение социально-страхового принципа функционирования системы.

Изыскание источников средств видится посредством построения трехуровневой пенсионной системы. Предлагаемая трехуровневая модель пенсионной системы предусматривает наличие следующих уровней.

Первый уровень представлен системой обязательного государственного пенсионного страхования, обеспечивающего получение трудовой пенсии, составленной из солидарной страховой части и обязательной накопительной части. Первый уровень должен обеспечить коэффициент замещения 40%.

Второй уровень представлен негосударственными пенсионными фондами, которые связаны договорами с предприятиями, организациями. Предприятия уплачивают за своих работников взносы. Функцией этой системы является накопление средств для выплаты добровольной корпоративной пенсии работникам таких предприятий. Правовым основанием уплаты пенсионных взносов и последующего приобретения пенсионных прав работниками являются индивидуальные трудовые или коллективные договоры либо отраслевые тарифные соглашения.

Третий уровень пенсионной системы представлен работниками, заключающими с негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями или кредитными организациями добровольные договоры. Функцией данной системы является приобретение физическими лицами прав на добровольную частную пенсию.

Таким образом, предполагается наличие трех видов источников средств, накапливаемых в пенсионных фондах. Это обязательные взносы в ГПФ; добровольные перечисления предприятий, организаций в НПФ; добровольные перечисления граждан в негосударственные фонды.

Ожидается, что такая трехуровневая пенсионная система при трудовом стаже 40-45 лет позволит обеспечить рост коэффициента замещения до 70%.

Проект Стратегии признает наличие проблем при формировании накопительной составляющей пенсионной системы: отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности пенсионных накоплений; реальное обесценивание пенсионных накоплений; возрастание рыночных рисков по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1,8 трлн р. в 2011 г.; 2,3 трлн р. в 2012 г.; 3,5 трлн р. в 2014 г.); высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы [8].

Главной в реформировании пенсионной системы является проблема отыскания источников доходов пенсионной системы при наличии негативных демографических тенденций: «Особо острой проблема предусмотренного в действующей формуле механизма генерации дисбаланса между обязательствами и источниками их покрытия становится в условиях негативного демографического тренда. <...> Предполагается, что обязательства пенсионной системы должны постоянно балансироваться с ее текущими доходами» [8].

Сбалансированная устойчивая пенсионная система может быть построена только при условии определения способов решения проблемы нахождения адекватных современным социально-экономическим условиям источников доходов фондов, используемых для осуществления пенсионных выплат.

Где изыскать средства для выплаты пенсий? Тенденция развития пенсионных систем состоит в том, что практически все население, достигающее пенсионного возраста, становится получателем пенсионных выплат. Результатом этого развития является падающее соотношение работающих в организациях и количества пенсионеров. Неблагоприятные демографические тенденции ведут к последовательному снижению количества работающих, приходящихся на одного пенсионера. Ожидается, что в недалеком будущем на одного работающего будет приходиться один пенсионер.

Прогнозы в сфере финансирования пенсионных выплат довольно пессимистичны. Нужно иметь в виду, что такого рода тенденции наблюдаются не только в нашей стране, а распространены повсеместно в тех странах, которые имеют достаточно развитые массовые пенсионные системы. Эти явления получили название «пенсионный кризис». Поскольку экономические, финансовые и социальные явления в разных странах весьма сходны, нужно искать их общие фундаментальные причины.

Для изыскания средств на выплату пенсий обычно обращаются к финансовой сфере. Принято выделять два подхода к формированию фондов пенсионных средств: распределительный и накопительный. Некоторое время считалось, что накопительный подход более прогрессивен и применение его позволит решить многие проблемы формирования пенсионных фондов. Ожидалось, что переход к накопительному принципу формирования пенсионного фонда, во-первых, позволит снизить нагрузку на бюджеты, значительно освободив их от необходимости расходовать средства на пенсионные выплаты; во-вторых, освободит работающие поколения от необходимости содержать старшие поколения посредством отчислений в пенсионные фонды; в-третьих, средства, накапливаемые работающими для будущих пенсий, могут стать источником «длинных денег» для инвестиций.

Распределительный тип пенсионной системы подразумевает, что источником выплаты пенсий являются взносы работающих в пенсионный фонд. В этом случае проповедуется принцип «солидарности поколений».

Определимся в некоторых исходных методологических положениях, на основе которых только и могут быть сделаны конкретные выводы по оценке предложений реформирования пенсионной системы.

Накопления на старость - может ли это решить пенсионные проблемы? В жизни любого человека или общества регулярно чередуются периоды высокой и низкой эффективности деятельности по обеспечению себя жизненными средствами. Примером могут служить сезонные изменения в окружающей человека природной среде (сухой сезон - сезон дождей, лето - зима и т. д.). Чтобы успешно пережить периоды неблагоприятных условий окружающей среды, люди традиционно используют метод накопления запасов жизненных средств, продовольствия в первую очередь.

Рост численности и плотности населения, достаточный для возникновения устойчивого товарного обмена, стал условием появления древних цивилизаций. Сам по себе рост численности и плотности населения был обусловлен открытием возможностей длительного хранения запасов продовольствия. Первым и главным продуктом, имеющим способность к длительному хранению, было зерно. (Пшеница одомашнена примерно 10 тыс. лет назад в так называемом полумесяце плодородия. Рис культивируется примерно 7 тыс. лет. Начало возделывания маиса оценивается временным промежутком от 7 до 12 тыс. лет назад).

Современный человек обязан своему появлению и развитию накоплению знаний и умений создавать и сохранять запасы жизненных средств. Создание общественных запасов продовольствия есть условие устойчивости социальных и государственных структур. Проблема видится столь значимой, что ей посвящена легенда о толковании рабом Иосифом сна фараона о семи тучных коровах и семи тощих коровах, а также о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях пшеницы. (Библия. Ветхий завет. Бытие. Гл. 41).

Возможность накопления предметов потребления. Способности человека обеспечивать себя жизненными средствами не остаются неизменными. Периоды высокой способности к труду сменяются периодами относительно низкой возможности производить для себя достаточные количества жизненных средств. Вполне очевидно, что с достижением определенного возраста способности человека к эффективному труду заметно понижаются. Представляются естественными попытки сохранения прежнего уровня потребления посредством традиционного способа накопления запасов жизненных средств. Однако проблема состоит в том, что практически все предметы потребления имеют ограниченные сроки сохранения своих потребительских свойств. Нужно принять во внимание то обстоятельство, что период хранения предметов потребления должен быть достаточно велик и может достигать 70 лет. Вполне понятно, что предметы потребления, приобретаемые работником в продолжение его трудовой жизни, к моменту выхода на пенсию бывают полностью потреблены, не подлежат хранению или имеют недостаточно длительный срок службы.

Ограниченная часть накопленных предметов длительного потребления может быть использована пенсионерами в продолжение довольно длительных периодов времени. Это недвижимость (жилье, участки земли), автомобили, мебель, бытовая техника, в какой-то мере одежда. Здесь нужно учитывать, что быстрое техническое усовершенствование предметов длительного пользования обусловливает относительное снижение потребительских качеств накопленного прежде имущества. Такие накопления позволяют сокращать требуемый для поддержания прежнего уровня жизни доход после выхода на пенсию. Эти накопления реально потребляются, но не генерируют необходимые доходы.

Возможность накапливать такой универсальный предмет, каким являются деньги. Существует предмет, накопление которого, казалось бы, свободно от указанных недостатков. Таким предметом являются деньги. Имея некоторый накопленный запас денег, можно приобрести любые предметы потребления. Нужно убедиться в том, что накопленные деньги способны сохранять свои свойства на протяжении достаточно продолжительных периодов времени.

С позиций воспроизводственной методологии жизнь человека может быть разделена на отдельные фазы. Эти фазы составляют жизненный цикл человека. Представляется возможным выделить фазы жизни, которые условно назовем следующим образом: детство; обучение; трудовая деятельность; жизнь после окончания активной трудовой деятельности. Две последние фазы (трудовая деятельность и жизнь после окончания активной трудовой деятельности) назовем «пенсионным циклом». Временную протяженность этих фаз будем называть периодом пенсионного цикла. Началом периода пенсионного цикла будем считать момент начала платежей в пенсионный фонд, или начала накопления пенсионных средств, окончанием периода пенсионного цикла - момент завершения получения пенсионных средств.

Предположим, что фаза трудовой деятельности человека начинается с 20 лет, период этой фазы составляет 40-45 лет (с 20 до 60-65 лет); фаза жизни после завершения активной трудовой деятельности начинается в 60-65 лет и заканчивается в 90 лет, т. е. составляет около 25-30 лет. Таким образом, период пенсионного цикла имеет продолжительность приблизительно 70 лет.

Сбережения в случае накопительной пенсионной системы должны обладать способностью сохраняться не менее 70 лет. В накопительной системе эти сбережения не могут быть перераспределены между другими пенсионерами, как это имеет место в солидарной системе, основанной на страховом принципе, а должны принадлежать наследникам в случае смерти пенсионера.

Вспомним, что в 1943 г. в обращении находились банкноты советского рубля образца 1938 г. со стоимостным содержанием, первоначально установленным денежной

реформой 1922-1924 гг. В 1947 г. была осуществлена конфискационная денежная реформа; в 1961 г. - еще одна денежная реформа - деноминация рубля; в начале 1991 г. -«павловский обмен». В конце 1991 г. советский рубль был заменен российским рублем. Инфляция первой половины 1990-х годов обесценила этот рубль примерно в 12 000 раз. Деноминация 1998 г. увеличила стоимостное содержание рубля, сократив рублевые суммы на три порядка. Двухзначная инфляция большей части 2000-х годов и нынешняя довольно высокая инфляция (2010 г. - 8,8%, 2012 г. - 6,6%) оставляют мало надежд не только на процентный рост пенсионных накоплений, но и на простое сохранение сбережений.

Если накапливать, то активы. Идея накопительной системы основывается на нескольких исходных предположениях. Первое из них состоит в том, что денежные сбережения, совершаемые работающим, сохраняются; второе в том, что накопленные деньги преумножаются. И первое, и второе должны иметь место на протяжении периода времени, оставшемся до выхода на пенсию и затем на протяжении всего периода нетрудоспособной части жизни человека.

Нужно иметь в виду, что деньги отличаются от обычных предметов потребления. Деньги являются некоторым социально-экономическим явлением, которое принято обозначать термином «актив».

Активы отличаются от обычных предметов потребления тем свойством, что способны создавать или генерировать денежные потоки либо доходы своему владельцу. Кроме того, что деньги могут быть использованы для получения всевозможных предметов потребления, они способны приносить новые деньги. Источниками доходов пенсионера могут быть активы, накопленные в период его предшествующей трудовой деятельности. Формирование активов, по сути, представляет собой участие в создании некоторых экономических структур, способных производить продукт, выносимый на рынок. Именно в силу этого обстоятельства активы приносят доходы.

Самое простое и, казалось бы, очевидное решение проблемы получения потока доходов пенсионером - это накопление наиболее привлекательного и ликвидного типа активов, т. е. денег (наличных или безналичных). Кроме того, что накопленные деньги постепенно расходуются, безналичные деньги в форме депозитов могут приносить процентные доходы. Идея индивидуального накопления денег лежит в основе проектов накопительных пенсионных систем. Однако исторический опыт показывает, что современные деньги не обладают свойством сохраняемости на столь длительных промежутках времени, как это требуется для обеспечения протяженности пенсионного цикла (не менее 70 лет).

Возможна ли пенсионная система, построенная полностью или преимущественно на накопительном принципе? Следует рассмотреть возможности перехода на пенсионную систему, построенную на основе накопительного принципа.

Проблема сокращения нагрузки на бюджет пенсионного фонда и на государственный бюджет, как ожидается, может быть решена посредством постепенного перехода от действующей распределительной пенсионной системы к накопительной. Предполагается, что накопительная пенсионная система освободит работающих от необходимости содержать вышедших на пенсию. В случае введения накопительной системы ныне работающие сами будут создавать себе фонд некоторых активов, который обеспечит их пенсионными выплатами после завершения трудовой деятельности. Тогда работающие не обременятся отчислениями на поддержание старших поколений - неработающих пенсионеров.

Идея накопительной системы внешне выглядит весьма привлекательно. Попытка перехода на накопительную пенсионную систему была предпринята в Чили [1]. В 1981 г. в специфических условиях военного режима власти инициировали и провели пенсионную реформу, главной целью которой было снизить бремя финансовых обязательств

государства перед пенсионерами. Нужно иметь в виду, что накопительный принцип подразумевает накопление не собственно денег, а инвестирование денег, т. е. размещение сбережений в активах. Легко рассчитать приблизительный объем сбережений, который требуется разместить на фондовом рынке в случае перехода на полностью накопительную пенсионную систему.

Капитализация фондового рынка РФ в 2012 г. составляла 45% ВВП. По предварительной оценке Росстата, объем ВВП 2012 г. - 62 356,9 млрд р. Таким образом, капитализация фондового рынка составляла 28 060,6 млрд р. Приблизительный объем сбережений, которые предположительно могут быть размещены в активы средним работником, достигшим 60 лет, чтобы обеспечить себе в продолжение 30 лет ежемесячные пенсионные выплаты, составляющие 40% его заработной платы, должен составить:

0,4 х 25 800 р. х 12 мес. х 30 лет = 3 715 000 р.,

где 0,4 - пенсионное замещение 40% ежемесячной заработной платы; 25 800 р. - средняя заработная плата в 2012 г.

Пенсию в размере 0,4 х 25 800 р. пенсионер должен получать ежемесячно (12 мес. в году) на протяжении 30 лет (до максимального возраста 90 лет).

Эту сумму работник накапливает 40 лет и расходует в последующие 30 лет. Средняя сумма, которая предположительно будет сохраняться в активах на протяжении пенсионного цикла (70 лет), приблизительно составит половину максимальной суммы, накопленной к 60 годам:

3 715 тыс. р. / 2 = 1 857,5 тыс. р.

Учитывая, что в стране около 40 млн пенсионеров, получаем:

40 000 000 чел. х 18 57,5 тыс. р. = 74 300 000 000 тыс. р. (74 300 млрд р.)

Рыночная капитализация в РФ в настоящее время составляет, как уже отмечалось 28 060,6 млрд р., что в 2,65 раза меньше суммы сбережений пенсионеров, предполагаемых к хранению в случае перехода на полностью накопительную пенсионную систему. Исходя из того, что объем активов, размещенный на рынке, должен возрасти на величину, в 2,65 раза превышающую нынешнюю капитализацию рынка, рынок активов должен возрасти в 3,65 раза. Такой уровень капитализации в настоящее время видится нереальным. Рынок не в состоянии принять такой объем сбережений. Уже по этой причине переход на полностью накопительную пенсионную систему невозможен. Проект Стратегии указывает и на нехватку инструментов инвестирования. Между тем это обстоятельство не исключает использования достаточно ограниченной накопительной составляющей в рамках пенсионной системы.

Кроме указанных причин (невозможность сохранять современные деньги на протяжении столь длительных периодов, как этого требует накопительная пенсионная система, и недостаточная емкость фондового рынка), пенсионные накопления подвергаются рискам колебаний конъюнктуры фондового рынка. Доходность активов должна превышать темпы инфляции.

Размещение накоплений работающих для обеспечения будущих пенсионных выплат имеет смысл тогда, когда процент годового прироста этих активов превышает уровень инфляции. Доходность пенсионных накоплений, размещенных Внешэкономбанком в 2012 г. составила 9,21% и превысила объявленные темпы инфляции (6,6%). Однако в 2011 г. доходность пенсионных накоплений банка (5,46%) была ниже уровня инфляции (6,1%) [9].

Накопительная система строится на основе вложений в финансовые активы. Говоря о накопительной системе, мы предполагаем, что работающий субъект накапливает в продолжение трудовой части своей жизни некоторую совокупность финансовых

активов. Имеются в виду, главным образом, инструменты фондового рынка, способные впоследствии генерировать поток доходов.

Ценные бумаги способны генерировать потоки доходов. Источником доходов являются успешно функционирующие компании, эмитировавшие ценные бумаги, но и в этом случае возникают вполне очевидные проблемы. Во-первых, компании - эмитенты акций имеют ограниченный срок существования. Жизненный цикл таких компаний, а значит, и эмитируемых ими ценных бумаг, часто значительно короче требуемого периода пенсионного цикла (70 лет). Во-вторых, даже приобретение пакетов акций или участие в паевых инвестиционных фондах не дают никаких гарантий. В результате экономических кризисов, спадов, депрессий многие компании разоряются, а сохранившиеся «старые» компании теряют капитализацию. Их бумаги, избранные в качестве активов для хранения пенсионных накоплений, обесцениваются. В-третьих, рынок ценных бумаг, в частности акций, как мы выяснили, не в состоянии поглотить тот объем сбережений, который требуется для сохранения пенсионных накоплений, т. е. не вмещает всех желающих.

Таким образом, переходу на полностью или преимущественно накопительную пенсионную систему препятствуют: 1) способность денег сохраняться на протяжении достаточно длительных периодов времени, не менее периода пенсионного цикла, т. е. 70 лет; 2) недостаточная емкость рынка для размещения всего объема пенсионных накоплений; 3) наличие рисков потери средств, помещенных в финансовые инструменты, рисков падения доходности рыночных инструментов ниже уровня инфляции.

Историческим примером попытки перехода на преимущественно накопительную пенсионную систему является чилийский опыт проведения пенсионной реформы, берущей свое начало в 1981 г. Переход в новую систему предполагался добровольным. Оставшиеся в старой системе (хотя таких оказалось относительно немного) получают пенсионные выплаты из средств бюджета [10]. Те, кто первоначально состояли в распределительной пенсионной системе и делали в нее взносы, а затем предпочли перейти в накопительную систему, получали государственные облигации для компенсации уже сделанных взносов, которые размещались на накопительных счетах. При наступлении пенсионного возраста государство выкупает эти облигации. Деньги, поступающие на такие счета, имели своим источником бюджетные средства [10]. При переходе на накопительную систему суммарные государственные обязательства перед пенсионерами оценивались в объеме от 80 до 100% ВВП [10]. В переходный период представляется не вполне справедливым называть такую систему накопительной. Однако, скорее всего, дело не только в сложностях переходного периода. Цели пенсионной реформы не были достигнуты. Главная цель состояла в том, чтобы радикально снизить государственные обязательства (обязательства государственного бюджета) перед пенсионерами, а по возможности и полностью исключить возникновение таких обязательств. Другая цель состояла в том, чтобы работающие без помощи государства (бюджета) могли обеспечить себе достойные или просто приемлемые доходы после выхода на пенсию. После 25 лет эксперимента стало понятно, что накапливаемых средств недостаточно для выплаты заявленных первоначально размеров пенсии [11]. Другим результатом эксперимента стал факт низкой степени охвата населения данной формой пенсионной системы. Степень охвата не превысила 60% занятого населения [11]. Не удалось снять нагрузку с госбюджета в той мере, в какой это предполагалось. Государство вынуждено было увеличить число социальных пенсий «... с 290 тыс. в 1992 г. до 425 тыс. в 2006 г.» [11]. Итогом чилийского эксперимента явилось то, что фактически пришлось отказаться от идеи перехода на преимущественно накопительную систему. В соответствии с положениями новой пенсионной реформы, с 1 июля 2008 г. вместе с накопительной составляющей пенсии вводится система государственных солидарных пенсий [11].

Приходится констатировать, что накопительная пенсионная система не в состоянии вытеснить пенсионную систему, построенную на распределительном принципе. Накопительная часть пенсионных сбережений может существовать лишь в качестве ограниченной составляющей смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Впрочем, распределительная часть может существовать и без накопительной компоненты пенсионной системы. Российская пенсионная система представляет собой именно такую - по преимуществу распределительную и в совершенно незначительной части накопительную - систему [2].

Вывод состоит в том, что ни логически, ни практически получить действенную систему, построенную исключительно или преимущественно на основе накопительного принципа, не представляется возможным. В то же время исключить накопительную составляющую как подсистему в рамках пенсионной системы также не видится рациональным.

В производстве продукта участвуют и приносят доходы реальные, физические активы. Попытаемся отвлечься от денежной оболочки экономических процессов и рассмотрим материальные и нематериальные составляющие воспроизводственной структуры экономики.

Генерировать доходы могут инвестиции, направляемые на развитие реальных, физических составляющих экономической системы. В 2011 г. инвестиции в российскую экономику достигли 10 776,8 млрд р. (19,8% ВВП) [12]. Вспомним, что по нашим, весьма приблизительным, расчетам среднегодовые остатки на счетах в условиях накопительной пенсионной системы должны составить 74 300 млрд р., что почти в семь раз превышает инвестиции 2011 г. Этим подтверждается то, что большая часть пенсионных сбережений в условиях накопительной системы, очевидно, не найдет себе применения.

Можно рассмотреть структуру инвестиций, поскольку не всякие инвестиции направлены на создание таких элементов экономики, которые могли бы быть активом, а следовательно, источником, генерирующим денежные потоки, способные превратиться в доходы пенсионеров на протяжении достаточно длительных периодов времени, сравнимых с периодом пенсионного цикла в 70 лет. Активами, имеющими такой срок службы, могли бы быть построенные жилые здания, производственные здания и сооружения. В строительство жилищ в 2011 г. инвестировано 1 566,9 млрд р. (14,5% всех инвестиций 2011 г.), в здания и сооружения - 4 751,9 млрд р. (44,1%), в машины и оборудование, транспортные средства - 3 791,2 млрд р. (35,2%), прочее - 666,8 млрд р. (6,2%) [12].

Указанные материальные активы по сроку службы могли бы быть вполне пригодными для размещения пенсионных накоплений. Срок службы зданий, как жилых, так и производственных, может превышать сто лет. На протяжении этого времени такие активы в состоянии генерировать денежный поток, который мог бы служить доходам пенсионеров. Однако этот денежный поток в рамках компании представляет собой амортизационные отчисления, аккумулируемые в амортизационном фонде для возобновления данных составляющих основного капитала. Амортизационные отчисления не предназначены для формирования доходов пенсионеров. В противном случае общество будет проедать накопленные основные фонды, что ведет к относительному или абсолютному снижению объемов производства.

Если здания, сооружения и иная недвижимость есть частная собственность некоторого субъекта, то определенная доля генерируемого денежного потока может поступать владельцу и использоваться для личного потребления.

Ежегодные доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений, построенных на сбережения работающих, желающих сохранить свои накопления после выхода на пенсию, относительно невелики. Недостаточен как общий объем такого рода составляющих основного капитала, учитывая количество пенсионеров, так и генерируемые ими ежегодные денежные потоки.

Еще менее подходит для размещения пенсионных накоплений такая статья «Видовой структуры инвестиций в основной капитал», как «Машины оборудование, транспортные средства» [9]. Сроки службы данных активов относительно невелики по сравнению с периодами накопления и расходования пенсионных средств. Слабым утешением является и то, что средства, вложенные в эти активы, сохраняются в амортизационных фондах. Во-первых, как уже было сказано, амортизационные средства не могут служить источником пенсионных выплат. Во-вторых, амортизационные фонды действуют до тех пор, пока существуют компании, создающие эти фонды, а жизненный цикл большинства компаний заметно короче периода пенсионного цикла в 70 лет. С прекращением деятельности компаний перестают существовать их амортизационные фонды. Вложения в такого рода активы не выглядят достаточными для накопления сбережений будущих пенсионеров.

В качестве вывода следует констатировать следующее. Физические составляющие капитала плохо подходят для того, чтобы выступать как главный актив, который мог бы генерировать достаточные по величине денежные потоки для наполнения пенсионного фонда в условиях массовой пенсионной системы. Такого рода активы, какими являются физические составляющие капитала (основной капитал, например), могут создавать частичные, относительно небольшие доли денежных потоков, наполняющих современный пенсионный фонд.

Источники

1. Гайдар Е. История пенсий. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. Статья вторая // Независимая газ. 2004. № 143 (3256).

2. Колесов Г. Б. Пенсионная система России в XIX веке. Режим доступа: http:// www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1284:-xix-&catid=86:2009-04-09-06-20-15&Itemid=136.

3. Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости : постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15 мая 1929 г.

4. Показатели бюджета Пенсионного фонда // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://info.minfin.ru/pf.php.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Динамика ВВП // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://info.minfin.ru/gdp.php.

6. Голодец О. Выплаты ИП в Пенсионный фонд снижаться не будут // Рос. газ. Экономика. 2013. 6 апр.

7. Негосударственные пенсионные фонды в цифрах (количественные показатели деятельности НПФ) // Пенсионное обозрение : электрон. журн. Режим доступа: http:// www.pensionobserver.ru/arxiv/4-12-oktyabr-dekabr-2012-g/v-czentre-vnimaniya/nego-sudarstvennyie-pensionnyie-fondyi-v-czifrax-kolichestvennyie-pokazateli-deyatelnosti-npf.

8. Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года (на 20 сентября 2012 г.) // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/44.

9. Башкатова А. Сомнительный инвестиционный успех ВЭБа // Независимая газ. 2013. 8 февр.

10. Пенсионные системы. Мировой опыт // Интернет-сайт НПФ «Согласие». Режим доступа: http://www.soglasie-npf.ru/directory/world-experience.php.

11. Накопительная пенсионная система Чили провалилась // Prostobank.ua. 2008. 20 авг. Режим доступа: http://www.prostobank.ua/finansovyy_gid/pensiya/novosti/nako-pitelnaya_pensionnaya_sistema_chili_provalilas.

12. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2011 году : стат. бюл. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/1-inv.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.