Научная статья на тему 'Направления развития пенсионной системы Российской Федерации'

Направления развития пенсионной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ЧАСТНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ПОСОБИЕ ПО СТАРОСТИ / ЛИЧНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А.Е.

Статья посвящена исследованию принципов организации пенсионной системы Российской Федерации. Предлагается в долгосрочной перспективе осуществить переход к пенсионной системе, состоящей из трех элементов: пособие по старости, личное накопление и финансирование со стороны работодателя. Рассматривается ряд мер для обеспечения пенсиями граждан в среднесрочной перспективе. Раскрыт механизм выгодного размещения пенсионных накоплений и приведены данные по основным участникам на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития пенсионной системы Российской Федерации»

Пенсионная система

Удк 369.5

направления развития пенсионной системы российской федерации

А. Е. ИВАНОВ, соискатель кафедры финансов и кредита Е-mail: uniyardemidov@inbox. ru Ярославский государственный университет

им. П. Г. Демидова

Статья посвящена исследованию принципов организации пенсионной системы Российской Федерации. Предлагается в долгосрочной перспективе осуществить переход к пенсионной системе, состоящей из трех элементов: пособие по старости, личное накопление и финансирование со стороны работодателя. Рассматривается ряд мер для обеспечения пенсиями граждан в среднесрочной перспективе. Раскрыт механизм выгодного размещения пенсионных накоплений и приведены данные по основным участникам на рынке.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионный фонд, негосударственный пенсионный фонд, частная управляющая компания, пособие по старости, личные накопления.

За последние десятилетия в России не удалось добиться существенного повышения уровня пенсионного обеспечения граждан на основе достижения финансовой устойчивости пенсионной системы. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Правительство РФ планирует ввести формулу индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 г., но в модернизированном виде.

Суть изменения будет состоять в следующем. Если в настоящее время размер пенсии определяется накопленным каждым работником в течение его трудовой деятельности пенсионным капиталом, который делится на ожидаемый период пенсионных выплат (в настоящее время - 17 лет, а к 2013 г.

этот срок вырастет до 19 лет), то после очередной реформы для расчета пенсии будет использоваться новая, более сложная формула.

Формула будет состоять из четырех частей.

Первая часть - стажевый коэффициент (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый год превышения). Фактически речь идет о новом понижающем коэффициенте, поскольку в правилах Международной организации труда рекомендуется за 30 лет стажа платить пенсию в размере 40 % от заработной платы.

Вторая часть - соотношение индивидуального среднегодового заработка к среднегодовому заработку по стране. Якобы это обеспечит постоянную актуализацию размера пенсии.

Третий элемент - средний заработок текущего года по стране. Он будет меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии.

Четвертый элемент - сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Этот коэффициент применяют в своих пенсионных формулах все ведущие страны мира.

На взгляд автора, любые формулы при ожидаемом периоде пенсионных выплат в 17 и тем более в 19 лет - несостоятельны. Среднестатистический мужчина в нашей стране живет 62 года, а среднестатистическая женщина - 74 года. Но период дожития в формуле одинаков для всех и рассчитан по максиму-

му. Это значит, что уже через 2 года после назначения пенсий часть денег становится бесхозной.

Мировая практика показывает, что способами решения проблем в пенсионной системе являются жесткие меры:

- повышение налогов (страховых взносов);

- отказ от дальнейшей индексации пенсий;

- повышение пенсионного возраста.

В российских условиях можно выделить следующие направления развития пенсионной системы РФ:

- дальнейшее развитие накопительной пенсионной системы;

- перераспределение ставок страховых взносов;

- введение профессиональных пенсионных систем.

На основании проведенного анализа и выявленных проблем предлагается следующий вариант развития пенсионной системы России.

На взгляд автора, наиболее подходящей для Российской Федерации будет являться пенсионная система, обладающая следующими свойствами:

- фундаментальность. Пенсионная система должна гарантировать определенный фиксированный минимум пенсии;

- гибкость. Под гибкостью понимается предоставление возможности увеличить свою пенсию, используя различные механизмы;

- справедливость. Недопустимы выплаты пенсий, не обеспеченных страховыми взносами.

По мнению автора, пенсионная система должна строиться по принципу многоцелевого обеспечения, т. е. пенсия должна состоять из множества частей. Именно такое устройство принято в США, во многих европейских странах. В них государственная пенсия - это лишь ее небольшая часть. Помимо нее есть другие источники получения средств для безбедной жизни на заслуженном отдыхе:

- частные и государственные инвестиционные пенсионные фонды;

- всевозможные фонды или страховые компании, куда вкладывают средства сами работники;

- дополнительные выплаты от работодателей бывшим своим работникам.

В действующем российском законодательстве также предусмотрено деление пенсии на части. На взгляд автора, необходимо создать такую

структуру, которая состояла бы из трех элементов (см. рисунок).

Расшифруем каждое направление.

I. Пособие по старости. Под этим определением будем понимать гарантированный минимум пенсии, который будет выплачиваться при наличии обязательного трудового стажа в России. Предположительно каждый год стажа должен обеспечить полугодовую выплату пенсии. Пособие по старости обязано носить распределительный характер, т. е. собранные страховые взносы должны быть распределены между пенсионерами. Данный вид пенсии выплачивается из федерального бюджета и изменяется в зависимости от экономической ситуации в стране. Отметим, что при этом Пенсионный фонд РФ может быть упразднен.

Пособие по старости решает социальную задачу -обеспечение пенсионеров гарантированным минимумом пенсии. Одновременно решается проблема социальной справедливости - большую часть собранных средств составляют страховые взносы людей, которые получают большую заработную плату.

Согласно Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» доходы бюджета на 2011 г. установлены в размере 10 303,4 млрд руб. Сейчас в России проживают 39,4 млн получателей пенсий, в том числе 36,3 млн - получатели трудовых пенсий. Прожиточный минимум пенсионера в I квартале 2011 г. составил 5 141 руб. Объем ВВП России за 2010 г. вырос на 4 % относительно 2009 г. и составил в текущих ценах 44 939,2 млрд руб.

Минэкономразвития России сделало первоначальный прогноз роста ВВП в 2011 г. на 2,8 %, т. е. в абсолютных величинах в 2011 г. ВВП составил примерно 46 197,5 млрд руб.

Произведем соответствующие расчеты.

Сумма прожиточного минимума всех пенсионеров на 1 мес.:

5 141 ■ 39,4 = 202,6 млрд руб.

Пенсия

Софинансирование от работодателя

Структура пенсии в РФ

Процент расходов федерального бюджета на пенсии:

202,6 ■ 12/10 303,4 -100 = 23,6 %.

Соотношение расходов на пенсии к ВВП за год: 202,6 ■ 12/46 197,5 ■ 100 = 5,3 %.

Допустим, что из бюджета возможно расходовать на пенсию только 10 % его доходов, тогда часть выплат необходимо перенести на работодателей.

Расходы федерального бюджета на пенсии за год:

10 303,4 ■ 0,1 = 1 030,3 млрд руб.

Расходы федерального бюджета на пенсии за 1 мес.:

1 030,3/12 = 85,9 млрд руб.

Средняя заработная плата в России в 2011 г. составила 20 300 руб. Согласно данным Госкомстата, в России в 2010 г. зафиксировано 69,8 млн занятых в экономике работников.

Совокупный доход за месяц занятых в экономике работников:

20 300 ■ 69,8 = 1 416,9 млрд руб.

Процент отчислений, необходимый для пополнения федерального бюджета:

85,9/1 416,9 ■ 100 = 6 %.

В настоящее время в России тариф страховых взносов, направляемых в Пенсионный фонд РФ, составляет 26 %, но в 2012 г. планируется его снизить. В законопроекте предусмотрено, что в 2012 и 2013 гг. будет установлена ставка взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 22 %, которая для граждан 1966 г. рождения и старше будет официально расщепляться на две части:

- 6 % - на солидарную часть тарифа;

- 16 % - на индивидуальную часть.

Что же касается граждан 1967 г. рождения и моложе (они имеют право на накопительную часть пенсии), из общего тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ в 22 % четверть (6 %) составит индивидуальная часть тарифа, 10 % - солидарная часть тарифа, а остальные 6 % будут направлены в накопительную часть. Из текста законопроекта следует, что солидарная часть страховых взносов идет на общий, солидарный счет Пенсионного фонда РФ, за счет которого выплачиваются фиксированный базовый размер трудовой пенсии и другие солидарные выплаты. Расчетный пенсионный капитал формирует только индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

Таким образом, даже если страховые взносы переложить полностью на работодателя, то это 10-11 %, что соответствует законопроекту.

На взгляд автора, государство должно гарантировать прожиточный минимум пенсионера, а остальная часть пенсии может формироваться за счет других источников.

II. Страховая часть пенсии должна постепенно сокращаться. Солидарная пенсионная система появилась в Германии раньше, чем в России. Тогда на 100 работников Германии приходилось 3 пенсионера. В России же в настоящее время на 63 млн плательщиков в Пенсионный фонд РФ приходится 39 млн пенсионеров, т. е. соотношение составляет 1,6. А так как коэффициент замещения по рекомендации МОТ должен быть не меньше 40 %, то и тариф страховых взносов от фонда оплаты труда надо установить около 40 %, чтобы обеспечить формирование пенсии старшему поколению. А такой размер тарифа в современных российских условиях невозможен.

Отметим еще такую проблему. Ныне заработная плата свыше 463 тыс. руб. в год никакими страховыми взносами не облагается. Поэтому возникает вопрос о том, кто платит взносы за чиновников, пенсия которых в такие взносы не укладывается. Судя по всему эти деньги берутся из общих, солидарных взносов. Именно поэтому в действующей конфигурации пенсионной системы нельзя платить пенсии, исходя из тех взносов, которые перечислены за работника.

На взгляд автора, необходимо развивать накопительный механизм. Это, действительно, может помочь решить многие пенсионные проблемы, не прибегая к таким непопулярным мерам, как увеличение срока выхода на пенсию или налоговой нагрузки на предприятия и граждан.

Успешное внедрение накопительных пенсионных систем возможно только при определенных условиях:

- наличие устойчивого экономического роста;

- развитие банковской системы;

- становление инвестиционных механизмов, гарантирующих высокий уровень доходности ценных бумаг. Инвестирование пенсионных отчислений путем приобретения финансовых активов, как известно, является одним из методов защиты от риска обесценивания пенсионного капитала.

Как показывает имеющаяся практика инвестирования средств пенсионных накоплений, вероятность их потерь в больших суммах, чем сумма взносов, поступивших и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и пенсионного счета накопительной пенсии, крайне мала

и снижается по мере увеличения продолжительности периода инвестирования до наступления кризиса. Соответственно, средства на возмещение недостающих сумм пенсионных накоплений могут потребоваться лишь в отношении той категории застрахованных лиц, которой в год кризиса назначается накопительная часть трудовой пенсии или накопительная пенсия. Тем более, что объем указанных средств может иметь значимую величину лишь после начала периода массовых выплат с 2022 г.

В настоящее время граждане России вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:

1) через Пенсионный фонд РФ, выбрав для этого:

- частную управляющую компанию. У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;

- государственную управляющую компанию (ГУК). В качестве ГУК выступает Внешэкономбанк. Он инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги.

2) через негосударственные пенсионные фонды (НПФ), одним из видов деятельности которых является пенсионное обеспечение застрахованных лиц,

доходность пенсионных накоплений Внешэк и основных нПФ в 2005

принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.

Рассмотрим доходность каждого варианта (табл. 1).

В 2010 г. инфляция составила в России 8,8 %. Все основные НПФ и частные управляющие компании показали доходность выше инфляции. Ниже инфляции и на ее уровне осталась доходность во Внешэкономбанке (7,6 %) и в банках (6-9 % годовых).

Рекомендуется следующий вариант организации личных пенсионных накоплений.

Во-первых, переведение накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд. Дальнейшие перспективы этого сегмента пенсионного рынка видятся в развитии розничных пенсионных программ для среднего и малого бизнеса, а также для частных лиц. Основа любой благополучной экономики - это мощные пенсионные фонды с «длинными» накоплениями. Но главное, чтобы до пенсии человек не мог забрать эти деньги, чтобы они оборачивались в экономике. Это должен быть именной счет с правом передавать средства наследникам. А также должна присутствовать забота государства о том, что пенсионер свои деньги получит.

Таблица 1

ономбанка, частных управляющих компаний 2011 гг., процент годовых

наименование рейтинг от Эксперт ра 2011 Доходность пенсионных накоплений среднее значение накопленная доходность

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Инфляция - 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 8,8 - 62,7

Внешэкономбанк

Расширенный вклад - 12,2 5,7 6,0 -0,5 9,5 7,6 - 40,5

Государственные ценные бумаги - 5,72 8,17 - 13,9

Управляющие компании

Тройка Диалог А++ 51,7 31,8 2,3 -52,6 93,8 22,7 24,9 149,7

УралСиб А++ 36,2 31,5 0,8 -24,8 26,6 14,7 14,2 85,0

КапиталЪ А++ 20,8 18,2 4,2 -24,2 35,7 12,5 11,2 67,2

Ингосстрах - Инвестиции А++ 15,7 11,6 5,6 -30,5 19,8 11,6 5,6 33,8

Атон-менеджмент А++ 20,7 19,8 5,3 -27,4 32,2 11,5 10,4 62,1

Альфа-Капитал А++ 11,7 18,2 2,2 -21,6 17,7 9,5 6,3 37,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидер А++ 24,8 22,7 3,6 -14,5 14,4 11,8 10,4 62,7

УРАЛСИБ Эссет Менеджмент А++ 36,8 33,9 0,3 -22,8 27,1 15,5 15,1 90,7

УРАЛСИБ - Управление капиталом А++ 35,1 33,9 0,0 -22,4 27,5 15,6 15,0 89,7

ВТБ Капитал - Управление активами А++ 21,2 19,1 3,0 -32,9 65,4 19,7 15,9 95,5

Среднее значение по управляющим компаниям - 27,5 24,1 2,7 -27,4 36,0 14,5 - -

Окончание табл. 1

наименование рейтинг от Эксперт ра доходность пенсионных накоплений среднее значение накопленная доход-

2011 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ность

Негосударственные пенсионные фонды. Управляющие компании НПФ

НПФ Лукойл-Гарант; ООО «Управляющая А++ 12,1 15,2 9,5 0,0 20,1 10,6 11,2 67,4

компания «КапиталЪ», ЗАО «Лидер»

НПФ Сбербанка России; ЗАО «Лидер», ЗАО А++ 15,1 15,4 10,2 0,0 30,0 9,3 13,3 79,9

«Объединенная финансовая группа ИНВЕСТ»

НПФ Благосостояние; ООО «Управляющая ком- А++ 18,7 16,0 0,0 -23,9 23,4 10,2 8,9 44,4

пания «Альфа-Капитал», ЗАО «Управляющая

компания «Тройка Диалог», ЗАО «Управляющая компания «ТРАНСФИНГРУП», ЗАО «Лидер»,

ООО «Управляющая компания «Капиталъ»,

ООО «ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТРАДИЦИИ»,

ОАО «УРАЛСИБ - Управление капиталом»,

ЗАО «Управляющая компания УралСиб», ОАО «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс», ЗАО

«Управляющая компания ТРИНФИКО»

НПФ Газфонд; ЗАО «Управляющая компания А++ 16,4 15,5 4,0 0,0 22,6 9,2 11,3 67,6

ТРИНФИКО», ЗАО «Лидер», ООО «Управля-

ющая компания «Капиталъ», ЗАО «Управляю-

щая компания УралСиб», ООО «Управляющая

компания «Финам Менеджмент»

НПФ Телеком-союз; ЗАО «ВТБ Капитал А++ 0,0 24,8 10,1 0,0 25,7 11,6 14,4 72,2

Управление Активами», ЗАО «Управляющая

компания «Достояние», ЗАО «Управляющая

компания Банка Москвы»

НПФ Электроэнергетики; ООО «Управляющая А++ 13,8 16,6 11,4 0,0 12,1 10,5 10,7 64,5

компания «Альфа-Капитал», ЗАО «Лидер»,

ООО «Управляющая компания «Капиталъ»,

ОАО «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс», ООО «Управляющая Компания «Навигатор»

Среднее значение по НПФ - 12,7 17,2 7,5 -4,0 22,3 10,2 - -

Отметим преимущества и недостатки НПФ по отношению к государственной и частным управляющим компаниям (табл. 2).

У НПФ есть ряд недостатков, которые необходимо по возможности устранить.

1. За пенсионные накопления отвечает НПФ. Из-за этого большая часть населения России не желает делать добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в первую очередь потому, что не доверяет им. Такие данные получило Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). Только 9 % населения копят на дополнительную пенсию в НПФ. Еще 15 % хотели бы это делать, но мало знают о такой возможности. Еще 5 % ничего не знают о негосударственных пенсионных фондах. А 13 % не имеют соответствующих заработков, чтобы накапливать дополнительную пенсию. 52 % респондентов твердо заявили, что делать добровольные отчисления в НПФ не хотят, причем в

основном потому, что не доверяют им (63 %).

Для решения этой проблемы необходимо, на взгляд автора, создать программу страхования пенсионных накоплений в НПФ по аналогии с программой страхования вкладов в банках.

2. На рынке НПФ достаточно много фондов с низкой капитализацией. Необходимо очистить рынок и оставить наиболее надежные фонды (табл. 3).

3. Негосударственный пенсионный фонд не гарантирует доходность. Следовательно, он менее надежен. НПФ придется в будущем гарантировать клиентам доходность: вне зависимости от ситуации на фондовом рынке. К этому приведет исполнение НПФ нового приказа Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), который запретит фондам показывать убытки от инвестирования пенсионных накоплений. Новая норма превращает НПФ в банки, гарантирующие доходность по вкладам. Только риски банкротства для фондов гораздо серьезнее.

Таблица 2

Сравнительная характеристика ПФ, нПФ и частных управляющих компаний

Показатель

негосударственный пенсионный фонд

Частная управляющая компания

Пенсионный фонд РФ (государственная управляющая компания)

Средняя доходность, процент за год

11

14

8

Риск

Риск сбалансированный. Негосударственный пенсионный фонд выбирает несколько управляющих компаний, что позволяет эффективно инвестировать пенсионные накопления клиентов и снижать риски инвестирования

Большой риск, так как выбор осуществляет сам гражданин, и управляющие компании осуществляют доходные, но менее надежные инвестиции

Риск минимален, так как выбирается наименее рискованный портфель инвестиций

Инвестирование накопительной части пенсии

Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании вкладывают деньги в широкий спектр финансовых инструментов:

- корпоративные акции;

- облигации;

- надежные валютные инструменты;

- рублевые и валютные депозиты

Внешэкономбанк вкладывает пенсионные накопления в государственные обязательства (процентные ставки по которым ниже уровня инфляции), корпоративные облигации российских эмитентов, депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, в ипотечные ценные бумаги, облигации международных финансовых организаций

Наследование накопительной части пенсии

Пенсионные накопления наследуются, если не было выплат по накопительной части

Использование инвестиционного дохода при выходе на пенсию

При достижении застрахованным лицом пенсионного возраста его пенсионные накопления так же продолжают инвестироваться

Инвестиционный доход, полученный свыше нормативного при проведении актуарной оценки и используемый при расчете пенсии, в пенсии учитываться не будет и пойдет в резервы Пенсионного фонда РФ

Таблица 3

Собственное имущество основных нПФ на 01.07.2011, млрд руб.

Во-вторых, вступление в программу софи-нансирования пенсии, гарантирующей 100 %-ную доходность в течение 10 лет. С 2008 г. действует Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», согласно которому государство вводит программу поддержки будущих пенсионеров «1 000 на 1 000». При вступлении в программу софинансирования пенсий с 01.10.2008 до 01.10.2013 государственная поддержка будет осуществляться в течение 10 лет с

года, следующего за годом уплаты страховых взносов. Софинансирование осуществляется в пропорции 4:1 (т. е. на каждую вложенную 1 тыс. руб. государство добавит на личный пенсионный счет еще 3 тыс. руб., но в совокупности средства гражданина и государства не должны превышать более 48 тыс. руб. в год) при условии уплаты в предыдущем календарном году не менее 2 тыс. руб., а также, если мужчина достиг возраста 60 лет, а женщина - 55 лет и они не обращались за установлением ни одной из частей трудовой пенсии. Если возраст меньше указанного, то софинансирование проводится в пропорции 2:1 (на каждую 1 тыс. руб. государство добавляет еще 1 тыс. руб.). Финансирование участия государства в программе осуществляется за счет инвестиционного дохода от Фонда национального благосостояния России.

В-третьих, благодаря переводу средств в негосударственный пенсионный фонд появляется возможность возврата НДФЛ в размере 13 % от перечисленных в НПФ сумм, но не более суммы уплаченного налога.

название фонда Собственное имущество

НПФ «Газфонд» 346,3

НОНПФ «Благосостояние» 202,5

НОНПФ «ЛУКойл-Гарант» 81,9

НПФ Электроэнергетики 46,9

НПФ Сберегательного банка РФ 20,2

Предложенная система решает проблему минимального всеобщего пенсионного обеспечения, а также вопросы сбережений и справедливости по отношению к разным поколениям формирования рынка капитала.

Надо иметь в виду, что переход к новой системе влечет за собой возникновение проблемы пенсионного обеспечения существующих пенсионеров. Для ее решения необходимо перераспределить уплату страховых взносов: для категорий работающих «после 40 лет» увеличить страховую часть пенсии и одновременно уменьшить ее у молодых людей. Такой шаг сохранит обязательства государства по выплате пенсии нынешним пенсионерам, а для молодых - позволит сформировать больший пенсионный капитал. Для повышения доходной базы Пенсионного фонда РФ в среднесрочной перспективе могут использоваться следующие источники и мероприятия:

- использование средств, вырученных от приватизации государственной собственности, на покрытие соответствующего бюджетного дефицита. В 2007 г. Герман Греф оценил размеры госсектора экономики на уровне 40 % ВВП. При ежегодных затратах на пенсии до 5 % ВВП этих средств хватит на 8 лет;

- проведение фискальных мероприятий вне пенсионной системы - повышение других налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы);

- сокращение некоторых государственных расходов, например, на государственное управление.

III. Добровольное софинансированиеработодателями пенсий своих работников, что будет способствовать удержанию работника на предприятии, в виде создания пополняемого индивидуального фонда работника. Данная сумма может быть выплачена работнику либо при выходе на пенсию, либо при выработке определенного срока на предприятии.

На взгляд автора, механизм взаимодействия участников пенсионной системы (работника, работодателя и государства) должен быть следующим.

Обязанности государства:

- гарантия выплаты прожиточного минимума пенсионера;

- стимулирование накоплений через программу софинансирования.

Обязанности работодателя:

- отчисление 6-11 % от фонда оплаты труда на выплату пособия по старости;

- передача работнику высвободившихся средств, которые шли на уплату страховых взносов;

- добровольное софинансирование пенсий своих работников.

Обязанности работника: высвободившиеся средства необходимо разместить в НПФ для формирования пенсионного капитала.

Таким образом, для изменения пенсионной системы РФ и обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров, на взгляд автора, следует действовать по определенным направлениям:

- развивать негосударственное пенсионное страхование;

- увеличивать долю накопительной составляющей молодым гражданам;

- средства национальной пенсионной системы сосредоточить на внутренних инвестициях и тем самым обеспечить реальное содержание пенсионных накоплений;

- использовать активы государства;

- пересмотреть собственника пенсионных накоплений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышать личное участие граждан в формировании своей будущей пенсии.

Список литературы

1. Гурвич Е. Перспективы Российской пенсионной системы // Вопросы экономики. 2007. № 9.

2. Дзись-Войнаровский Н. Кризис пенсионного возраста. URL: http://slon. ru/articles/63958/.

3. Дмитриева О. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. 2010. № 4.

4. Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета: постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 741.

5. Об утверждении Правил выплаты негосударственным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии: постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 742.

6. Показатели инфляции в России в 2000-2010 гг.: статистика и прогноз URL: http://www. fundshub. ru/ finances/benchmarks/6396.php.

7. Рейтинг НПФ и УК. URL: http://npf.investfunds.ru.

8. Соловьев А. К. Преодоление дефицита пенсионной системы России //Финансы. 2011. № 8.

9. Соловьев А. К. Проблемы развития пенсионной системы России и пути их решения // Финансы социальной сферы. 2010. № 12.

10. URL: http://www. pensiamarket. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.