Научная статья на тему 'Проблема изыскания источников средств для наполнения пенсионных фондов'

Проблема изыскания источников средств для наполнения пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЙ КРИЗИС / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПЕНСИОННОЕ ПОКРЫТИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ПЕНСИОННЫЙ ЦИКЛ / ПЕРИОД ПЕНСИОННОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулов В. М.

Статья посвящена современным проблемам пенсионной системы. Одна из главных проблем состоит в необходимости отыскания новых источников средств для наполнения пенсионных фондов. Нерешенность этой задачи порождает рост «пенсионной» нагрузки на федеральный бюджет. Справиться с этим возможно посредством реформирования пенсионной системы. Такое реформирование требует адекватного понимания социально-экономических процессов, связанных с необходимостью жизнеобеспечения старших поколений. Анализ ситуации в данной сфере позволяет разработать соответствующую методологию реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема изыскания источников средств для наполнения пенсионных фондов»

Пенсионная система

УДК 35.087.431:338.2

ПРОБЛЕМА ИЗЫСКАНИЯ ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ ДЛЯ НАПОЛНЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

В.М. ПИЩУЛОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории

E-mail: [email protected] Уральский государственный лесотехнический университет

Статья посвящена современным проблемам пенсионной системы. Одна из главных проблем состоит в необходимости отыскания новых источников средств для наполнения пенсионных фондов. Нерешенность этой задачи порождает рост «пенсионной» нагрузки на федеральный бюджет. Справиться с этим возможно посредством реформирования пенсионной системы. Такое реформирование требует адекватного понимания социально-экономических процессов, связанных с необходимостью жизнеобеспечения старших поколений. Анализ ситуации в данной сфере позволяет разработать соответствующую методологию реформирования.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионный кризис, общественное воспроизводство, федеральный бюджет, пенсионное покрытие, коэффициент замещения, накопительный принцип, распределительный принцип, пенсионный цикл, период пенсионного цикла

Пенсионная проблема вполне очевидно существует. Она затрагивает практически все развитые страны, сформировавшие всеобщие, массовые пенсионные системы. Пенсионная проблема имеет множество проявлений и не сводится лишь к вопросам социального обеспечения. К таким проявлениям нужно отнести, в первую очередь, высокую расходную нагрузку на государственные финансы. Это обстоятельство накладывает ограничения на размеры пенсионных выплат.

Пенсионные выплаты в значительной своей части являются нагрузкой на расходную часть бюджетов различных уровней, главным образом — федерального бюджета. Расходы бюджетов на выплату пенсий обусловливают наличие бюджетных дефицитов. Такие дефициты во многом определяют макроэкономическую ситуацию в стране. Они — один из факторов инфляции. Уровень инфляции, в свою очередь, определяет состояние экономики в целом.

Следует уяснить воздействие пенсионной системы на экономику и на процессы общественного воспроизводства. Первоначально нужно рассмотреть такое экономическое явление, каким выступает функционирование этих систем, с позиций их исторического развития.

Первый зафиксированный факт создания государственной пенсионной системы — учреждение военных пенсий Ю. Цезарем [2]. Пенсионная система в современном понимании была введена в 1825 г. для государственных чиновников в Пруссии. Первая государственная система пенсионного обеспечения работников, занятых в частном секторе экономики, начала действовать в 1889 г. в Германии [2]. Предполагалось, что источником пенсионных выплат в этой системе будут служить страховые платежи, производимые работающими.

Несколько по-иному строились государственные пенсионные системы, ориентированные на

социальную поддержку малоимущих, которые проистекали из законодательства о бедных. Первыми из стран, пришедших к таким государственным пенсионным системам, были Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) [2]. Пенсионные выплаты в этом случае производились за счет налоговых доходов бюджета. Такой вариант в начале XX в. предпочли главным образом страны Северной Европы.

Зарождение российской пенсионной системы принято относить к 1827 г. Император Николай I 06.12.1827 утвердил Устав о пенсиях и единовременных пособиях [9]. Согласно этому документу военные и гражданские государственные служащие имели право на государственные пенсии. Устав вводил общие правила, в соответствии с которыми определялись лица, приобретающие пенсионные права, и устанавливал размеры выплат.

Формирование действительно массовых пенсионных систем, охватывающих значительную часть населения страны, в развитых странах приходится на середину и вторую половину XX в. Хотя практически все индустриальные державы к началу Второй мировой войны имели системы пенсионного обеспечения, во многих из них они были ограничены в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставляемых пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной, стали временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран [2]. Таким образом, современные пенсионные системы имеют сравнительно непродолжительную историю. Можно сказать, что начался и пока не завершен один из самых грандиозных социально-экономических экспериментов.

Современная российская пенсионная система естественным образом строилась на базе советской пенсионной системы. Основы советской пенсионной системы были заложены в 1929 г. — с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 15.05.1929 «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости». Этот документ определял ныне действующий в нашей стране возраст выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Советская пенсионная система в силу особенностей экономического устройства страны отличалась массовостью и имела одно из наиболее высоких для того времени пенсионных покрытий.

Это обстоятельство обусловливало необходимость расходования значительной части средств госбюджета на пенсионные выплаты. Многие истоки несовершенства современной отечественной пенсионной системы страны следует искать в тех проблемах, которые были присущи советской пенсионной системе.

Пока снизить «пенсионную» нагрузку на федеральный бюджет не удается. Реформа пенсионной системы имеет в качестве одной из своих главных задач отделение источников пенсионных выплат от бюджетов страны, в первую очередь — от федерального бюджета. Создание Пенсионного фонда РФ в 1990 г., а также изыскание источников средств его наполнения служат решению этой задачи. Вместе с тем проблема снижения пенсионных обязательств федерального бюджета весьма далека от своего решения. Более того, в последние годы наметилась тенденция усиления зависимости Пенсионного фонда РФ от перечислений средств из федерального бюджета.

В настоящее время происходит рост расходов Пенсионного фонда РФ. Бюджет Пенсионного фонда формируется в соответствии с двумя федеральными законами:

— Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом 03.12.2012 № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» доходы Пенсионного фонда РФ должны были достигнуть в 2013 г. 6 343 331 552,8 тыс. руб. По предварительным данным, исполнение доходной части пенсионного фонда в 2013 г. составило 6 388,4 млн руб. (102,3%) [12]. В значительной своей части доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. руб., и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 551 298,2 тыс. руб. Таким образом, 46,8% доходов Пенсионного фонда РФ в 2013 г. предполагалось формировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Расходы на финансирование пенсионного фонда являются весьма значимыми в федераль-

ном бюджете. Они составляют 23% от общего объема доходов этого бюджета (прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета — 12 865 925 621,0 тыс. руб.), или 22% от общего объема расходов (общий объем расходов федерального бюджета — 13 387 340 174,7 тыс. руб.). Только эти трансферты составляют 4,45% ВВП. Объем ВВП в 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» прогнозировался в объеме 66 515 млрд руб. Все доходы пенсионного фонда составили 9,5% ВВП.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ.

Следует обратить внимание на динамику показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за последние годы. Показатель исполнения расходной части его бюджета с 2006 по 2011 г. демонстрирует более чем трехкратный рост (в 3,1 раза): с 1 537 до 4 249 млрд руб. [11]. За тот же период ВВП России вырос в 1,6 раза: с 33 248 до 54 586 млрд руб. [4]. Отношение показателя расходов Пенсионного фонда РФ к ВВП только за шесть лет увеличилось с 4,6 до 7,8%.

Динамика расходов федерального бюджета на выплаты пенсий не оставляет надежд на самопроизвольное исправление ситуации. Проблемы доходов пенсионного фонда усугубляются попытками снизить нагрузку по выплатам во внебюджетные страховые фонды для компаний и организаций, в том числе для малых и средних предприятий. Для исправления ситуации, складывающейся с доходами Пенсионного фонда РФ, начиная с 2013 г. был упразднен ряд льгот по отчислениям в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей, что увеличивает размер этих выплат примерно в два раза [3].

Нагрузка на федеральный бюджет, возникающая вследствие необходимости направлять трансферты в бюджет Пенсионного фонда РФ, весьма велика и приближается к одной четвертой общего объема доходов федерального бюджета. Однако нужно иметь в виду, что трансферты федерального бюджета фонду составляют далеко не все средства,

направляемые из федерального бюджета на выплату пенсий и пособий.

Помимо Пенсионного фонда РФ федеральный бюджет является источником средств для выплат «военных пенсий» (ст. 10 Федерального закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). Статья 11 того же закона определяет, что федеральными органами власти, осуществляющими пенсионное обеспечение по данному закону, выступают Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие указанные в этом законе федеральные органы.

Приложение 12 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» содержит статью, в соответствии с которой предусматривается финансирование пенсий в объеме 478 млрд руб. Если добавить эту сумму к трансфертам, предоставляемым Пенсионному фонду РФ, получается, что расходы федерального бюджета на выплату пенсий увеличиваются до 3 438 млрд руб. Это составляет уже 26,7% от суммы доходов федерального бюджета в 2013 г., или 5,2% от запланированного объема ВВП в 2013 г.

Однако и эта цифра — 3 438 млрд руб. еще не дает полного представления о сумме расходов федерального бюджета на выплаты пенсий. Кроме того имеют место выплаты пенсий из бюджетов бывшим гражданским служащим и депутатам. В соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Источником данного вида доплат является федеральный бюджет. Аналогичные выплаты предусматривают региональные и муниципальные законы для депутатов соответствующих уровней.

Сейчас повсеместно используется принцип назначения пенсий, который изначально применялся для государственных служащих. Пенсии госслужащим (в первую очередь — военным) назначались исходя из продолжительности службы и

занимаемой должности. Они естественным образом имеют своим источником госбюджет. Однако для работников негосударственных организаций не представляется рациональным применять этот же принцип. Ведь никакой бюджет не выдержит такой нагрузки.

Развитие системы негосударственных пенсионных фондов. Известно еще одно направление развития пенсионной системы, которое, как ожидается, позволит несколько повысить коэффициент замещения и одновременно снизить нагрузку на бюджет. Это поддержка формирования системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Система негосударственных пенсионных фондов в определенной степени дублирует Пенсионный фонд РФ. Негосударственный пенсионный фонд обеспечивает возможность его участникам получать пенсионные выплаты, которые дополняют выплаты из бюджета. НПФ действует на основе страхового принципа, как и Пенсионный фонд РФ. В случае НПФ имеет место и принцип «солидарности поколений». Отличают НПФ от государственного лишь масштаб деятельности и количество участников фонда. Обычно НПФ создаются при крупных организациях, концернах. Источником пенсионных выплат служат не столько взносы участников, сколько средства, выделяемые предприятиями.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» НПФ может аккумулировать средства накопительной части трудовых пенсий, организуя инвестирование, учет и выплату этой части трудовых пенсий. При достаточном вовлечении средств работающих граждан в НПФ дополнительные пенсионные выплаты могли бы повысить коэффициент замещения заработной платы в целом по стране.

Проблема состоит в том, что создавать и поддерживать НПФ, делать взносы в эти фонды за своих работников могут только весьма крупные и финансово состоятельные организации. В 2012 г. в стране насчитывалось 145 НПФ, количество участников которых составило 6,6 млн чел. [7]. Нынешние масштабы деятельности НПФ не дают оснований надеяться на существенное влияние этой составляющей на пенсионную систему страны в целом.

Решить нарастающие проблемы призван очередной этап пенсионной реформы. В настоящее время предполагается переход к новому этапу реформы пенсионной системы. Министерство

труда и социальной защиты РФ предложило проект Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года (далее — проект Стратегии), основу которого составляет трехуровневая модель пенсионной системы [8].

Проект Стратегии отмечает негативные тенденции, которым подвержена действующая пенсионная система страны. Выделяются внешние и внутренние факторы негативного развития нынешней пенсионной системы. Стратегия декларирует цели развития пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого пенсионного обеспечения и обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы [8]. Задачами развития пенсионной системы декларируются:

— создание условий достижения адекватного коэффициента замещения (не менее 40%);

— обеспечение совокупного дохода пенсионера не ниже прожиточного минимума и среднего дохода не менее 2,5-3,0 прожиточного минимума;

— установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;

— развитие трехуровневой пенсионной системы;

— совершенствование формирования пенсионных прав;

— повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы [8].

Модернизация страховой системы предусматривает сохранение социально-страхового принципа функционирования системы.

Изыскание источников средств возможно за счет построения трехуровневой пенсионной системы. Предлагаемая трехуровневая модель пенсионной системы предусматривает наличие следующих уровней.

Первый уровень представлен системой обязательного государственного пенсионного страхования, обеспечивающего получение трудовой пенсии, составленной из солидарной страховой части и обязательной накопительной части. Этот уровень должен обеспечить коэффициент замещения 40%.

Второй уровень представлен негосударственными пенсионными фондами, которые связаны с предприятиями, организациями договорами. Предприятия уплачивают за своих работников взносы. Функцией этой системы является накопление средств для выплаты добровольной корпоративной пенсии работникам таких предприятий. Правовым

основанием уплаты пенсионных взносов и последующего приобретения пенсионных прав работниками являются индивидуальные трудовые или коллективные договоры либо отраслевые тарифные соглашения.

Третий уровень пенсионной системы представлен работниками, заключающими с негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями или кредитными организациями добровольные договоры. Функцией данной системы является приобретение физическими лицами прав на добровольную частную пенсию.

Таким образом, проект Стратегии предполагает наличие трех видов источников средств, накапливаемых в пенсионных фондах:

— обязательные взносы в государственный пенсионный фонд;

— добровольные перечисления предприятий, организаций в негосударственные пенсионные фонды;

— добровольные перечисления граждан в негосударственные фонды.

Ожидается, что такая трехуровневая пенсионная система при трудовом стаже 40-45 лет позволит обеспечить рост коэффициента замещения до 70%.

Проект Стратегии признает наличие проблем при формировании накопительной составляющей пенсионной системы. Определены следующие трудности:

— отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности пенсионных накоплений;

— реальное обесценивание пенсионных накоплений;

— возрастание рыночных рисков по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1,8 трлн руб. в 2011 г., 2,3 трлн руб. в 2012 г., 3,5 трлн руб. в 2014 г.);

— высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы [8].

Итак, главной проблемой в реформировании пенсионной системы является изыскание источников доходов пенсионной системы при наличии негативных демографических тенденций. В проекте Стратегии подчеркивается: «Особо острой проблема предусмотренного в действующей формуле механизма генерации дисбаланса между обязательствами и источниками их покрытия становится в

условиях негативного демографического тренда... Предполагается, что обязательства пенсионной системы должны постоянно балансироваться с ее текущими доходами» [8].

Сбалансированная, устойчивая пенсионная система может быть построена только при условии определения способов нахождения адекватных современным социально-экономическим условиям источников доходов фондов, используемых для осуществления пенсионных выплат.

Где изыскать средства для выплаты пенсий? Тенденция развития пенсионных систем состоит в том, что практически все население, достигающее пенсионного возраста, становится получателями пенсионных выплат. Результатом этого является падающее соотношение работающих в организациях и количества пенсионеров. Неблагоприятные демографические тенденции имеют своим результатом последовательное снижение количества работающих граждан, приходящихся на одного пенсионера. Ожидается, что в недалеком будущем на одного работающего будет приходиться один пенсионер.

Прогнозы относительно сферы финансирования пенсионных выплат довольно пессимистичны. Нужно иметь в виду, что такого рода тенденции наблюдаются не только в России, а распространены в всех странах, имеющих достаточно развитые, массовые пенсионные системы. Эти явления получили название «пенсионного кризиса». Поскольку имеют место весьма сходные экономические, финансовые и социальные явления в разных государствах, логично искать их общие фундаментальные причины.

Для изыскания средств на выплату пенсий обычно обращаются к финансовой сфере. Принято выделять два подхода к формированию фондов пенсионных средств: распределительный и накопительный. Некоторое время считалось, что накопительный подход более прогрессивен и применение его позволит решить многие проблемы формирования пенсионных фондов. Ожидалось, что переход к накопительному принципу формирования пенсионного фонда:

— позволит снизить нагрузку на бюджеты, освободив их от необходимости расходовать средства на пенсионные выплаты;

— освободит работающие поколения от необходимости содержать старшие поколения посредством отчислений в пенсионные фонды;

— превратит средства, накапливаемые работающими для своих будущих пенсий, в источник «длинных денег» для инвестиций.

Распределительный тип пенсионной системы подразумевает, что источником выплаты пенсий являются взносы в пенсионный фонд работающих. В этом случае проповедуется принцип «солидарности поколений».

Нужно определиться в некоторых исходных методологических положениях, на основе которых только и могут быть сделаны конкретные выводы по оценке предложений реформирования пенсионной системы.

Накопления на старость: может ли это решить пенсионные проблемы? В жизни любого человека или общества регулярно чередуются периоды высокоэффективной деятельности по обеспечению себя жизненными средствами и периоды снижения темпов такой деятельности. Примером могут служить сезонные изменения в окружающей человека природной среде (сухой сезон — сезон дождей, лето — зима и т.д.). Чтобы успешно пережить периоды неблагоприятных условий окружающей среды, традиционно используется метод накопления запасов жизненных средств, продовольствия.

Рост численности и плотности населения, достаточный для возникновения устойчивого товарного обмена, явился условием появления древних цивилизаций. Само по себе увеличение численности и плотности населения было обусловлено появлением возможностей длительного хранения запасов продовольствия. Первым и главным продуктом, имеющим способность к длительному хранению, явилось зерно (пшеница одомашнена примерно 10 тыс. лет назад, рис культивируется примерно 7 тыс. лет, а начало возделывания маиса оценивается временным промежутком от 7 до 12 тыс. лет назад).

Современный человек существует благодаря тому, что наши предки постоянно накапливали знания и умения по созданию и сохранению запасов жизненных средств. Формирование общественных запасов продовольствия — основное условие устойчивости социальных и государственных структур. Проблема видится столь значимой, что ей посвящена в Библии легенда о толковании рабом Иосифом сна фараона о семи тучных коровах и семи тощих коровах, а также о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях пшеницы.

Возможно накопление предметов потребления. Способности человека обеспечивать себя жизнен-

ными средствами также не остаются неизменными. Периоды высокой способности к труду сменяются периодами относительно низкой возможности производить для себя достаточные количества жизненных средств. Вполне очевидно, что с достижением определенного возраста способности человека к эффективному труду заметно понижаются. Представляются естественными попытки сохранения прежнего уровня потребления посредством традиционного способа накопления запасов жизненных средств. Однако проблема состоит в том, что практически все предметы потребления имеют ограниченные сроки сохранения своих потребительских свойств. Нужно принять во внимание то обстоятельство, что период хранения предметов потребления должен быть достаточно велик — до 70 лет. Вполне понятно, что вещи, приобретаемые работником во время его трудовой жизни, к моменту выхода на пенсию бывают полностью потреблены, не подлежат хранению или имеют недостаточно длительный срок службы.

Ограниченная часть накопленных предметов длительного пользования может быть использована пенсионерами довольно длительный период времени: недвижимость (жилье, участки земли), автомобили, мебель, бытовая техника, в какой-то мере — одежда. Следует учитывать, что быстрое техническое усовершенствование предметов длительного пользования обусловливает относительное снижение потребительских качеств накопленного прежде имущества. Такие накопления позволяют сокращать доход, требуемый для поддержания прежнего уровня жизни, в период после выхода на пенсию. Они реально потребляются, но не генерируют необходимые доходы.

Существует возможность накапливать такой универсальный предмет, каким являются деньги. Однако есть вид накопления, которое, казалось бы, свободно от указанных недостатков: накопление денег. Имея в наличии некоторый их запас, можно приобрести любые предметы потребления. Нужно лишь убедиться, что накопленные деньги способны сохранять свои свойства на протяжении достаточно продолжительных периодов времени.

С позиций воспроизводственной методологии прожитые годы человека могут быть разделены на отдельные фазы. Они составляют жизненный цикл человека. Представляется возможным выделить фазы жизни, которые условно назовем следующим образом:

— детство;

— обучение;

— трудовая деятельность;

— жизнь после окончания активной трудовой деятельности.

Две последние фазы (трудовая деятельность и жизнь после окончания активной трудовой деятельности) назовем «пенсионным циклом». Временную протяженность этих двух последних фаз будем считать «периодом пенсионного цикла». Началом периода пенсионного цикла станет время, когда начинаются платежи в пенсионный фонд (накопление пенсионных средств). Окончанием периода пенсионного цикла будем считать момент завершения получения пенсионных средств.

Условно фаза трудовой деятельности человека начинается с 20 лет. Период этой фазы составляет 40-45 лет (до возраста 60-65 лет). Фаза жизни после завершения активной трудовой деятельности также условно начинается в 60-65 лет и заканчивается в 90 лет, т.е. составляет около 25-30 лет. Таким образом, период пенсионного цикла имеет продолжительность приблизительно 70 лет.

Сбережения в случае накопительной пенсионной системы должны обладать способностью сохраняться не менее 70 лет. В накопительной системе эти сбережения не могут быть перераспределены между другими пенсионерами, как это имеет место в солидарной системе, основанной на страховом принципе, а должны принадлежать наследникам в случае смерти пенсионера.

Вспомним, что в 1943 г. в обращении находились банкноты советского рубля образца 1938 г. со стоимостным содержанием, первоначально установленным денежной реформой 1922-1924 гг. В 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. В 1961 г. прошла еще одна денежная реформа — деноминация рубля. В начале 1991 г. — «павловский обмен». В конце 1991 г. советский рубль был заменен российским рублем. Инфляция первой половины 1990-х гг. обесценила этот рубль примерно в 12 000 раз. Деноминация 1998 г. увеличила стоимостное содержание рубля, сократив рублевые суммы на три порядка. Двузначная инфляция большей части 2000-х гг. и нынешняя довольно высокая инфляция (2010 г. — 8,8%, 2012 г. — 6,6%) оставляют мало надежд не только на процентный рост пенсионных накоплений, но и на простое сохранение сделанных сбережений даже в настоящее время.

Если уж накапливать, то накапливать активы. Идея накопительной системы основывается на некоторых исходных предположениях. Первое из них состоит в том, что денежные сбережения, совершаемые работающим гражданином, сохраняются. Второе предположение — накопленные деньги преумножаются. И первое, и второе предположения должны иметь место на протяжении периода времени, оставшегося до выхода на пенсию, и затем на протяжении всего периода нетрудоспособной части жизни человека.

Следует понимать, что деньги отличаются от обычных предметов потребления. Деньги являются некоторым социально-экономическим явлением, которое принято обозначать термином «актив».

Активы отличаются от обычных предметов потребления тем, что способны создавать или генерировать денежные потоки или доходы своему владельцу. Кроме того, что деньги могут быть использованы для получения всевозможных предметов потребления, они способны приносить новые деньги. Источниками доходов пенсионера способны стать активы, накопленные в период его предшествующей трудовой деятельности. Формирование активов по сути представляет собой участие в создании некоторых экономических структур, способных производить продукт, выносимый на рынок. Именно в силу этого обстоятельства активы приносят доходы.

Самое простое и казалось бы очевидное решение проблемы получения потока доходов пенсионером — это накопление наиболее привлекательного и ликвидного типа активов, т.е. денег (наличных или безналичных). Кроме того, что накопленные деньги постепенно расходуются, безналичные деньги в форме депозитов приносят процентные доходы. Идея индивидуального накопления денег лежит в основе проектов накопительных пенсионных систем. Однако исторический опыт показывает, что современные деньги не обладают свойством сохраняемости на столь длительных промежутках времени, как того требуется для обеспечения протяженности пенсионного цикла (не менее 70 лет).

Возможнали пенсионная система, построенная полностью или по преимуществу на накопительном принципе? Следует рассмотреть возможности перехода на пенсионную систему, построенную на основе накопительного принципа.

Проблема сокращения нагрузки на бюджет Пенсионного фонда РФ и государственный бюджет,

как ожидается, может быть решена посредством постепенного перехода от действующей распределительной пенсионной системы к накопительной пенсионной системе. Предполагается, что такая система будет свободна от существенного недостатка, когда работающие вынуждены содержать вышедших на пенсию. В случае введения накопительной системы работающие сами создают себе фонд некоторых активов, который обеспечит их пенсионными выплатами в будущем — после завершения трудовой деятельности. Тогда они не обременяются отчислениями на поддержание старших поколений — неработающих пенсионеров.

Идея накопительной системы внешне выглядит весьма привлекательной. Попытка перехода на накопительную пенсионную систему была предпринята в Чили [2]. В 1981 г. в специфических условиях военного режима власти инициировали и провели пенсионную реформу, главной целью которой было снизить бремя финансовых обязательств государства перед пенсионерами. Нужно иметь в виду, что накопительный принцип подразумевает накопление не собственно денег, а их инвестирование, т.е. размещение сбережений в активах. Нетрудно рассчитать приблизительный объем сбережений, который требуется разместить на фондовом рынке в случае перехода на полностью накопительную пенсионную систему.

Капитализация фондового рынка РФ в 2012 г. составляла 45% ВВП. По предварительной оценке Росстата, объем ВВП в 2012 г. достиг 62 356,9 млрд руб. Таким образом, капитализация фондового рынка составляла 28 060,6 млрд руб. Приблизительный объем сбережений, которые предположительно могут быть размещены в активы средним работником, достигшим 60 лет, с тем, чтобы обеспечить себе в продолжение 30 лет ежемесячные пенсионные выплаты, составляющие 40% от его заработной платы, должен составить:

0,4 • 25 800 руб. • 12 мес. • 30 лет = = 3 715 000 руб., где 25 800 руб.— средняя заработная плата в 2012 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,4 — пенсионное замещение 40% от ежемесячной заработной платы. Пенсию в размере 0,4 • 25 800 руб. пенсионер должен получать ежемесячно (12 мес. в году) на протяжении 30 лет (до максимального возраста 90 лет).

Эту сумму работник накапливает на протяжении 40 лет и расходует в последующие 30 лет.

Средняя сумма, которая предположительно будет сохраняться в активах на протяжении пенсионного цикла — 70 лет, приблизительно составит половину от максимальной суммы, накопленной к 60 годам: 3 715 тыс. руб. / 2 = 1 857,5 тыс. руб. Учитывая, что в стране около 40 млн пенсионеров, получаем:

40 000 000 чел. • 1 857,5 тыс. руб. = = 74 300 000 000 тыс. руб. Поскольку рыночная капитализация в РФ в настоящее время составляет, как уже отмечалось, 28 060,6 млрд руб., это в 2,65 раза меньше суммы сбережений пенсионеров, предполагаемых к хранению в случае перехода на полностью накопительную пенсионную систему. Учитывая, что объем активов, размещенных на рынке, должен увеличиться на величину в 2,65 раза превышающую нынешнюю капитализацию рынка, рынок активов следует увеличить в 3,65 раза. Такой уровень капитализации пока видится нереальным. Рынок не в состоянии принять подобный объем сбережений. Уже в силу этого переход на полностью накопительную пенсионную систему невозможен. Проект Стратегии также указывает на нехватку инструментов инвестирования. Между тем это обстоятельство не исключает использования достаточно ограниченной накопительной составляющей в рамках пенсионной системы.

Кроме указанных двух причин (невозможность сохранять современные деньги на протяжении столь длительных периодов, как этого требует накопительная пенсионная система, и недостаточная емкость фондового рынка) пенсионные накопления подвергаются рискам колебаний конъюнктуры фондового рынка. Доходность активов должна превышать темпы инфляции.

Размещение накоплений работающих для обеспечения своих будущих пенсионных выплат имеет смысл в том случае, когда процент годового прироста этих активов превышает уровень инфляции. Доходность пенсионных накоплений, размещенных Внешэкономбанком (ВЭБ) в 2012 г., составила 9,21% и превысила официально объявленные темпы инфляции в 6,6%. Однако в 2011 г. доходность пенсионных накоплений ВЭБ (5,46%) была ниже уровня инфляции (6,1%) [1].

Накопительная система строится на основе вложений в финансовые активы. Когда речь идет о накопительной системе, предполагается, что работающий субъект накапливает во время трудо-

вой части своей жизни некоторую совокупность финансовых активов. Имеются в виду главным образом инструменты фондового рынка, способные впоследствии генерировать поток доходов.

Ценные бумаги могут генерировать потоки доходов. Источником этих доходов являются успешно функционирующие компании, эмитировавшие эти бумаги. Однако и в этом случае имеются вполне очевидные проблемы.

Во-первых, компании — эмитенты акций имеют ограниченный срок существования. «Жизненный цикл» таких компаний (и эмитируемых ими ценных бумаг) часто значительно короче требуемого периода пенсионного цикла — 70 лет.

Во-вторых, даже приобретение пакетов акций или участие в паевых инвестиционных фондах не гарантирует от экономических кризисов, спадов, депрессий, в процессе которых многие компании разоряются, а сохранившиеся «старые» компании теряют капитализацию: их бумаги, избранные в качестве активов для хранения пенсионных накоплений, обесцениваются.

В-третьих, рынок ценных бумаг, в частности акций, как выяснилось, не в состоянии поглотить весь тот объем сбережений, который требуется для сохранения пенсионных накоплений, т.е. не вмещает всех желающих.

Таким образом, переходу на (полностью или по преимуществу) накопительную пенсионную систему препятствуют рассмотренные обстоятельства:

1) способность денег сохраняться на протяжении достаточно длительных периодов времени, не менее периода пенсионного цикла, т.е. 70 лет;

2) недостаточная емкость рынка для размещения всего объема пенсионных накоплений;

3) наличие рисков потери средств, помещенных в финансовые инструменты, рисков падения доходности рыночных инструментов ниже уровня инфляции.

Имеется исторический пример попытки перехода на преимущественно накопительную пенсионную систему. В качестве примера перехода на преимущественно накопительную систему уже упоминался чилийский опыт проведения пенсионной реформы. Предполагалось, что на новую систему люди перейдут добровольно. Оставшиеся в старой системе (хотя таких оказалось относительно немного) получали пенсионные выплаты из средств бюджета [10]. Тем, кто первоначально состоял в распределительной пенсионной системе

и делал в нее взносы, а затем предпочел перейти в накопительную систему, выдали государственные облигации для компенсации уже сделанных взносов, которые размещались на накопительных счетах. При наступлении пенсионного возраста государство выкупало эти облигации. Деньги, поступающие на такие счета, имели своим источником бюджетные средства [10]. При переходе на накопительную систему суммарные государственные обязательства перед пенсионерами оценивались в объеме от 80 до 100% ВВП [10]. Однако представляется не вполне справедливым назвать такую систему накопительной (особенно в переходный период).

Хотя дело не только в сложностях переходного периода. Цели, поставленные в ходе пенсионной реформы Чили в 1981 г., не были достигнуты. Главная задача состояла в том, чтобы радикально снизить государственные обязательства (обязательства государственного бюджета) перед пенсионерами, а по возможности — полностью избежать возникновения таких обязательств. Другая задача заключалась в том, чтобы работающие без помощи государства (бюджета) имели возможность обеспечить себе достойные или просто приемлемые будущие доходы после выхода на пенсию. Опыт показал, что их решить не удалось.

После 25 лет эксперимента стало понятным, что накапливаемых средств недостаточно для выплаты заявленных первоначально размеров пенсии [6]. Другой особенностью эксперимента была низкая степень охвата населения данной формой пенсионной системы. Она не превысила 60% работающего населения [6]. В результате не удалось снять нагрузку с госбюджета в той степени, как это предполагалось первоначально. Государство было вынуждено увеличить число социальных пенсий с 290 тыс. в 1992 г. до 425 тыс. в 2006 г. [7]. Итогом чилийского эксперимента стало то, что в стране фактически пришлось отказаться от идеи перехода на преимущественно накопительную систему. В соответствии с положениями новой пенсионной реформы с 01.07.2008 вместе с накопительной составляющей пенсии была введена система государственных солидарных пенсий [6].

Приходится констатировать, что накопительная пенсионная система не в состоянии вытеснить пенсионную систему, основанную на распределительном принципе построения. Нужно согласиться, что накопительная часть пенсионных сбережений может существовать лишь в качестве ограничен-

ной составляющей смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Впрочем, распределительная часть способна «работать» и в отсутствие накопительной компоненты пенсионной системы. Российская пенсионная система представляет собой именно такую по преимуществу распределительную и в совершенно незначительной части накопительную систему [9]. Выплаты по накопительной части пенсий должны были начаться в 2012 г.

Вывод состоит в том, что ни логически, ни практически получить действенную систему, построенную исключительно или по преимуществу на основе накопительного принципа, не представляется возможным. В то же время исключать полностью накопительную составляющую как подсистему в рамках пенсионной системы также нерационально.

В производстве продукта участвуют и приносят доходы реальные, физические активы. Попытаемся отвлечься от денежной оболочки экономических процессов и рассмотреть материальные и нематериальные составляющие воспроизводственной структуры экономики.

Генерировать доходы могут инвестиции, направляемые на развитие реальных, физических составляющих экономической системы. В 2011 г. инвестиции, направленные в российскую экономику, достигли 10 776,8 млрд руб., или 19,8% от ВВП [5]. Вспомним, что по весьма приблизительным расчетам среднегодовые остатки на счетах в условиях накопительной пенсионной системы должны составить 74 300 млрд руб., что почти в семь раз превышает инвестиции 2011 г. Это еще раз подтверждает, что большая часть пенсионных сбережений в условиях накопительной системы не найдет себе применения.

Можно рассмотреть структуру инвестиций, поскольку не всякие инвестиции направлены на создание таких элементов экономики, которые способны быть активом — источником генерирования денежных потоков. Именно эти потоки могли бы превратиться в доходы пенсионеров на протяжении достаточно длительных периодов времени, сравнимых с периодом пенсионного цикла в 70 лет. Активы, имеющие такой срок службы, — это построенные жилые здания, производственные здания и сооружения. В строительство жилья в 2011 г. инвестировано 1 566,9 млрд руб. (это составило 14,5% всего объема инвестиций). В здания и сооружения

инвестировали 4 751,9 млрд руб. (44,1%), в машины и оборудование, транспортные средства — 3 791,2 млрд руб. (35,2%), в прочие сферы — 666,8 млрд руб. (6,2%) [5].

Указанные материальные активы по сроку службы вполне пригодны для размещения пенсионных накоплений. «Жизненный цикл» зданий (как жилых, так и производственных) может составлять более ста лет. На протяжении данного времени подобные активы в состоянии генерировать денежный поток, который обернется доходами для пенсионеров. Однако этот денежный поток в рамках компании представляет собой амортизационные отчисления, аккумулируемые в амортизационном фонде для возобновления составляющих основного капитала. Такие отчисления не предназначены для формирования доходов пенсионеров. В противном случае общество будет проедать накопленные основные фонды, что приведет к относительному или абсолютному снижению объемов производства.

Если здания, сооружения и иная недвижимость — это частная собственность некоторого субъекта, определенная доля генерируемого денежного потока может поступать владельцу и использоваться для личного потребления.

Ежегодные доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений, построенных на сбережения работающих граждан, желающих сохранить свои накопления на время после выхода на пенсию, относительно невелики. Недостаточен как общий объем такого рода составляющих основного капитала, учитывая количество пенсионеров, так и генерируемые ими ежегодные денежные потоки.

Еще менее подходит для размещения пенсионных накоплений такая статья видовой структуры инвестиций в основной капитал, как «Машины, оборудование, транспортные средства» [5]. Сроки службы подобных активов относительно невелики по сравнению с периодами накопления и расходования пенсионных средств. Слабым утешением является и то обстоятельство, что средства, вложенные в эти активы, сохраняются в амортизационных фондах:

во-первых, как уже было отмечено, амортизационные средства не могут служить источником пенсионных выплат;

во-вторых, амортизационные фонды существуют до тех пор, пока действуют компании, создающие эти фонды. Проблема в том, что жизненный цикл большинства компаний заметно короче требуемого

периода пенсионного цикла в 70 лет. Вместе с прекращением деятельности компаний перестают существовать их амортизационные фонды. Вложения в такого рода активы не выглядят достаточными для накопления сбережений будущих пенсионеров.

Итак, следует констатировать следующее. Физические составляющие капитала плохо подходят для того, чтобы выступать в качестве главного актива, который мог бы генерировать достаточные по величине денежные потоки для наполнения пенсионного фонда в условиях массовой пенсионной системы. Виды активов, какими являются физические составляющие капитала (основной капитал, в частности), могут создавать частичные, относительно небольшие части денежных потоков, наполняющих современный пенсионный фонд.

Список литературы 1. Башкатова А. Сомнительный инвестиционный успех ВЭБа. URL: http://www.ng.ru/ economics/2013-02-08/1_veb.html .

2 . Гайдар Е. История пенсий. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. URL: http://www.ng.ru/ideas/2004-07-13/10_histori.html .

3. Голодец О. Выплаты ИП в Пенсионный фонд снижаться не будут. URL: http://www. rg.ru/2013/04/06/golodets-anons.html .

4. Динамика ВВП. URL: http://info . minfin . ru/gdp.php .

5. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2011 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/1-inv.htm .

6. Накопительная пенсионная система Чили провалилась. 20.08.2008. URL: http://www.prostobank. ua/finansovyy_gid/pensiya/novosti/nakopitelnaya_ pensionnaya_sistema_chili_provalilas.

7. Негосударственные пенсионные фонды в цифрах (количественные показатели деятельности НПФ). URL: http://www.pensionobserver.ru/arxiv/4-12-oktyabr-dekabr-2012-g/v-czentre-vnimaniya/ negosudarstvennyie-pensionnyie-fondyi-v-czifrax-kohchestvennyie-pokazateh-deyatelnosti-npf.

8. Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. 20.09.2012. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/projects/44/.

9. Пенсионная система России в XIX веке. URL: http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=1284:-xix-&catid=86:2009-04-09-06-20-15&Itemid=136 .

10. Пенсионные системы. Мировой опыт. URL: http://www.soglasie-npf.ru/pensionnye-sistemy-mirovoj-opyt.html .

11. Показатели бюджета Пенсионного фонда. URL: http://info.minfin.ru/pf.php .

12. URL: http://www.info.minfin.ru/pf.php.

Finance and credit Pension system

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

FINDING SOURCES OF FUNDS FOR PENSION FUNDS Viktor M. PISHCHULOV

Abstract

The article deals with contemporary problems of the pension system . The author points out that one of the main problems is the need to find new sources of funds for pension funds The paper points out that failure to address this objective gives rise to the growth of "pension" burden on the federal budget . This is possible through a reform of the pension system . Such a reform requires an adequate understanding of socio-economic

processes of life support of older generations . The author emphasizes that the situation analysis in this sphere allows developing of an appropriate methodology for reform

Keywords: pension system, crisis, public reproduction, federal budget, pension coverage, replacement coefficient, accumulative principle, distributive principle, pension cycle, period

References

1. Bashkatova A. Somnitel'nyi investitsionnyi us-pekh VEBa [A dubious investment success of the VEB bank]. Available at: http://www.ng.ru/economics/2013-02-08/1_veb.html. (In Russ.)

2. Gaidar E. Istoriya pensii. Stanovlenie i krizis sistemy sotsial 'noi zashchity v sovremennom mire [History of pensions . Formation and the crisis of the system of social protection in the today's world]. Available at: http://www.ng.ru/ideas/2004-07-13/10_histori.html . (In Russ.)

3. Golodets O. Vyplaty IP v Pensionnyi fond snizhat 'sya ne budut [Payments of individual entrepreneurs in the Pension Fund will not decline]. Available at: http://www.rg.ru/2013/04/06/golodets-anons.html . (In Russ.)

4 . Dinamika VVP [Dynamics of GDP]. Available at: http://info.minfin.ru/gdp.php. (In Russ.)

5. Investitsii v osnovnoi kapital v Rossiiskoi Federatsii v 2011 g. [Fixed capital investments in the Russian Federation in 2011]. Available at: http://www. gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/1-inv. htm. (In Russ.)

6 . Nakopitel'naya pensionnaya sistema Chili provalilas'. 20.08.2008 [The Chile's accumulative pension system has failed]. Available at: http://www. prostobank.ua/finansovyy_gid/pensiya/novosti/nako-pitelnaya_pensionnaya_sistema_chili_provalilas. (accessed 20.08.2008) (In Russ.)

7 . Negosudarstvennye pensionnye fondy v tsifrakh (kolichestvennye pokazateli deyatel'nosti NPF) [Non-

state pension funds in numbers (quantitative indicators of the National Pension Fund activities)]. Available at: http://www.pensionobserver.ru/arxiv/4-12-oktyabr-dekabr-2012-g/v-czentre-vnimaniya/negosudarstven-nyie-pensionnyie-fondyi-v-czifrax-kolichestvennyie-pokazateli-deyatelnosti-npf. (In Russ.)

8 . Proekt Strategii razvitiya pensionnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda ot 20.09.2012 [A draft Strategy for the development of the pension system in the Russian Federation up to 2030]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/44/ . (accessed 20.09.2012) (In Russ.)

9 . Pensionnaya sistema Rossii v XIX veke [The pension system of Russia in the 19th century]. Available at: http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_c ontent&view=article&id=1284:-xix-&catid=86:2009-04-09-06-20-15&Itemid=136. (In Russ.)

10. Pensionnye sistemy. Mirovoi opyt [Pension systems. The world experience]. Available at: http://www. soglasie-npf.ru/pensionnye-sistemy-mirovoj-opyt.html . (In Russ.)

11. Pokazateli byudzheta Pensionnogo fonda [Parameters of the Pension Fund budget]. Available at: http://info.minfin.ru/pf.php. (In Russ.)

Viktor M. PISHCHULOV

Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg, Russian Federation dr haust@mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.