УДК 69
о. А. кривдина
Пенсионерский период творчества с. и. гальберга
В отличие от предыдущих публикаций о С. И. Гальберге, где пенсионерский период рассматривался в общем контексте его биографии, автор статьи сосредоточил внимание на времени пребывания скульптора в Италии, когда был создан целый ряд значительных произведений. Статья базируется на данных архивов и письмах Гальберга, опубликованных в 1884 г. В. Ф. Эвальдом в Петербурге.
Ключевые слова: С. И. Гальберг; скульптор; каталог; памятник; портрет; бюст; композиция; мрамор; бронза.
Olga Krivdina
S. Galberg's Pensionary Art Period
Unlike earlier publications about S. Galberg in which the Pensionary period has been considered in the general context of his biography, Olga Krivdina focuses on the period of sculptor's stay in Italy, when the whole series of remarkable works were created. The article is based on archival data and Galberg's letters published in 1884 by V F. Evald in Petersburg.
Key words: S. Galberg; sculptor; catalogue; monument; portrait; bust; composition; marble; bronze.
В творческой биографии Самуила Ивановича Гальберга пенсионерский период занимает особенно значительное место. Он охватывает десятилетие пребывания скульптора в Италии, главным образом в Риме, и приходится на 1818-1828 гг. Письма С. И. Гальберга из Италии, его дневники и заметки, опубликованные в 1884 г.
В. Ф. Эвальдом, являются одним из основных источников информации о пенсионерском периоде творчества скульптора. Изданные приложением ко второму тому «Вестника изящных искусств» документы размещены в хронологической последовательности и год за годом знакомят нас с теми событиями, которые описывает скульптор. Из писем родным и знакомым мы узнаем о замыслах Гальберга, полученных им заказах, истории создания произведений. Безусловно, это ценнейший фактологический источник об искусстве первой трети XIX в.
Отец Самуила Ивановича, Иоанн-Эрик Гальберг, происходил из шведской семьи, переселившейся в Эстляндию. Самуил Иванович (Самуил-Фридрих) был младшим сыном, он родился 2 (13) декабря 1787 г. на мызе Каттентак Везенбергского уезда Эстляндской губернии [4, с. 108]. В 1795 г., с восьми лет, он начал заниматься в Императорской академии художеств. Его старший брат Иван (Иоганн) в 1800 г. окончил Академию художеств и стал помощником Дж. Кваренги, далее - помощником К. И. Росси и преподавал строительное искусство в Академии художеств и в Институте инженеров путей сообщения. «Следы немецкого влияния сохранились у них в любви к порядку, которая составляла отличительную черту... знание немецкого языка доставило им возможность познакомиться с немецкою литературою; они (Гальберги. - О. К.) знали ее основательно, а Самуилу Ивановичу это в особенности пригодилось в бытность его за границей», - отмечал В. Ф. Эвальд [10, с. 4].
Обратим внимание, что в книге Н. А. Рамазанова «Материалы для истории художеств в России», изданной в 1863 г., уже говорится, «что о жизни и деятельности С. И. Гальберга изготовляется к печати целая книга, родственником покойного художника» [7, с. 169]. Таким образом, от замысла до реализации этой идеи прошел 21 год. Высокой оценкой писем скульптора являются слова А. Х. Востокова: «.письменные труды С. И. Гальберга сделали бы честь и художнику-литератору» [10, с. 13]. Изданные в 1884 г. письма Гальберга стали библиографической редкостью1.
В 1795 г. начинается обучение Гальберга в скульптурном классе Императорской академии художеств, где его имя указано
в списке принятых воспитанников. За проявленное прилежание и особый талант он становится одним из особенно любимых учеников профессора И. П. Мартоса. В конце академического обучения в 1807 г. он вылепил рельеф, представляющий «трех благородных отроков иудейских, отрекающихся от поклонения поставленному царем Навуходоносором кумиру», за который был награжден малой золотой медалью.
Гальберга оставили при Императорской академии художеств в качестве пенсионера, и в 1808 г. он выполнил рельеф на тему «Марфа Посадница, приходящая в ночное время к деду своему Феодосию с юным Мирославом, вождем новгородских сил, назначенным ею в супруги дочери своей Ксении», за что удостоился большой золотой медали. Гальберг остается при Академии художеств вместе с живописцем Сильвестром Щедриным и архитектором Василием Глинкой в ожидании заграничной командировки, как отмечалось в делах академического Совета, «в надежде отправления их в чужие края» [6, с. 93].
О материальном положении Гальберга свидетельствует выписка из заседаний Совета: «Гальберг из данных ему медалей ни одной у себя не имеет, потому что одна меньшая золотая и обе серебряные медали, коими Академия удостоила его, равно как и золотая, данная ему от Его Превосходительства Михайла Никитича Муравьева, проданы им единственно по крайней его нужде; ибо в течение 10-ти лет бытности его пенсионером, он не только не получал от Академии никакой одежды, но и делаемые им тогда программы по задачам Академии большею частию производил на собственный свой счет» [6, с. 114-115]. В таком же тяжелом финансовом положении был сокурсник Гальберга М. Г. Крылов, вынужденный также продать академические награды. По утвержденным Советом правилам, перед отправкой за границу пенсионер сдавал свои медали на хранение в Академию.
Отечественная война 1812 г. отодвинула возможность отправиться в Европу до 1818 г. В эти годы молодой скульптор принимал участие в работе своего учителя Мартоса над памятником Минину и Пожарскому. Сохранились сведения, что он вылепил на
барельефе для памятника мужскую фигуру, придав ей портретные черты Мартоса. В 1815 г. на академической выставке экспонировался созданный Гальбергом барельеф «Возобновление коммерции в Европе». Годы пребывания в Академии художеств подготовили основательный базис для творческого формирования Гальберга в Италии.
В пенсионерскую поездку Гальберг был направлен Академией художеств вместе со своим сокурсником - скульптором М. Г. Крыловым (1786-1846). Обосновавшись в Риме, Крылов выбирает своим наставником А. Канову. Гальберг, «познакомившись с проживавшими здесь известными художниками. выбрал себе руководителем знаменитого Торвальдсена» [10, с. 7]. «Из числа живших и работавших здесь (в Риме. - О. К.) скульпторов Гальберг сразу же выделяет Торвальдсена, творчество которого по своему характеру оказывается ему наиболее созвучным», - отмечал И. М. Шмидт [9, с. 403].
Приезжавший в 1819 г. в Рим великий князь Михаил Павлович заказал Гальбергу и Крылову создание парных статуй Ахиллеса и Гектора для Михайловского дворца. Со слов Гальберга становится известно, что способствовал этому заказу его друг О. А. Кипренский. При исполнении эскиза для статуи Самуил Иванович советовался с Торвальдсеном и со своим петербургским профессором И. П. Мартосом, которого он, по словам Эвальда, «высоко уважал и как художника, и как человека» [10, с. 8]. Крылов советовался о работе над своей статуей с Кановой. В письмах Гальберга за 1819 и 1820 гг. мы постоянно встречаем упоминание, что Гальберг навестил мастерскую Торвальдсена или что Торвальдсен посетил его мастерскую.
Гипсовый Ахиллес Гальберга находился уже в Петербурге, был выставлен в Академии и, как видно из отзыва о нем, напечатанного в «Журнале изящных искусств» В. И. Григоровича за 1823 г. (книга 2-я), очень понравился; но из писем художника известно, что он хотел узнать и критические замечания. К сожалению, мы не можем оценить этих статуй пенсионеров Академии художеств, так как они не сохранились.
Торвальдсену Гальберг доверял, как никому другому, свои замыслы и показывал неоконченные работы. Гальберг снимал «особенную мастерскую, куда, кроме г. Торвальдсена», к нему никто не приходил [10, с. 135]. Он радовался успехам знаменитого скульптора и его учеников Шадова, Лауница и Тенерани, отмечая, что Лауниц «сделает собою честь г. Торвальдсену, своему учителю» [10, с. 99].
Исключительно интересны характеристики, данные Галь-бергом Торвальдсену и Канове в его письмах и записной тетради, которая также была опубликована Эвальдом в этом издании. Приведем фрагмент текста Гальберга о своем учителе: «Торвальдсен имеет более правильности: стиль его чище, проще, особливо барельефы его несравненно лучше, нежели Кановы; но у него нет той приятности, той отделки, и оттого он менее нравится. Он принял нас холодно, сухо, когда мы были у него (он датчанин), но, прощаясь, пожал мне руку. Признаюсь, я бы хотел заслужить внимание этого человека» [10, с. 56]. И действительно, Гальберг заслужил внимание знаменитого скульптора и стал пользоваться его советами. Кроме того, Гальберг даже послужил моделью для портретного бюста, который упоминается в обзоре произведений Торвальдсена, опубликованном в 1841 г. в «Художественной газете» [8, с. 7-8].
В своих письмах к родным Гальберг многократно сетует на свой характер и исключительно серьезное и требовательное отношение к себе: «Я прилежанием своим изрядно доволен, но очень и очень не доволен своей работой» [10, с. 133]. В 1821 г. Гальберг и С. Ф. Щедрин ходатайствуют о продлении пенсионерского срока, заканчивались три года их пребывания в Италии. «Государь Император (Александр I. - О. К.) всемилостивейше указал продолжить срок нашего пенсиона еще на два года. Такая милость, превосходящая самые ожидания наши, могла быть с единственно следствием благосклонных о нас отзывов начальства, и потому с радостью пользуюсь сим случаем для изъявления живейшей моей и товарищей моих благодарности к его прев. г. президенту ИАХ (А. Н. Оленин. - О. К.) за сию великую ис-
ходатайствованную нам милость „сильное свидетельство отеческих о нас попечений Академии"» [10, с. 134]. Об А. Н. Оленине Гальберг писал, что это «Universalgenie» (универсальный гений), создал его великолепный мраморный портрет (ГРМ) и в 1831 г. в Петербурге выполнил гипсовую модель для бронзового отлива (НИМ РАХ). Память об императоре Александре I была увековечена в памятнике, заказанном Гальбергу графом А. А. Аракчеевым для его имения в селе Грузине Новгородской губернии. В 1827 г. скульптор, находясь в Риме, продумал композицию памятника и выполнил эскиз, представив портретный бюст Александра I в окружении символических фигур - Веры, Надежды и Милосердия. Как писал Н. Н. Врангель, «движение аллегорических фигур, поддерживающих бюст императора, нежно и грациозно. Лица - красивые, с сдержанно мечтательным порывом. Этот женский сентиментальный тип присущ созданиям Гальберга» [2, с. 188-189]. Памятник не сохранился, он был уничтожен в годы Великой Отечественной войны.
Разнообразие созданных им за десять лет жизни в Италии произведений высоко оценили современники, особенно выделяя портреты. Обратим внимание, что сам Гальберг в одном из писем за 1822 г. сообщал, что его учитель И. П. Мартос давал совет «заняться бюстами» [10, с. 138]. Помимо лепки, он серьезно изучал технику обработки мрамора, сообщая в письмах, что «.. .скульптору особенно нужно много времени пробыть в Италии, а из всех скульпторов особенно мне; что работа скульптурная очень медлительна, а особливо на мраморе, для чего потребен навык, который приобретается только временем» [10, с. 132]. Граф А. И. Остерман-Толстой, посещавший в эти годы Рим, предлагал скульптору переехать на жительство в Каррару. Неоднократно встречаем в письмах Гальберга сообщения о работе в мраморе: «поколотил и попилил собственноручно немало» бюст А. Я. Ита-линского [10, с. 138] и «я сделал бюст кн. Барклая-де-Толли, сына нашего фельдмаршала, и теперь тороплюсь кончить его из мрамора, чтобы нынешнею же навигацией отправить» [10, с. 144]. Много работая по мрамору и используя для подготовительных
процессов итальянских мастеров, Гальберг в 1825 г. писал: «Мне хотелось бы сделать хоть один бюстик из мрамора, весь собственными руками - весь, начиная от первого пункта до последней полировки» [10, с. 151].
Возвратившийся из Рима в Петербург в 1828 г. «.. .пенсионер г. Гальберг, по уважению отличных его дарований и искусства по части скульптуры, доказанных многими произведениями, мог бы принести особенную пользу Академии принятием участия в руководстве учеников скульптурного класса и что дабы безотлагательно воспользоваться познаниями сего достойного художника, можно бы поручить ему, до получения установленным порядком профессорского звания, должность адъюнкт-профессора скульптуры» [1; 5, с. 409]. С 1829 г. Гальберг становится адъюнкт-профессором Императорской академии художеств. В определении получения Гальбергом академических званий существуют разночтения. Публикация в каталоге скульптуры ГТГ свидетельствует, что за статую «Начало музыки» и «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» в декабре 1830 г. скульптор удостоен звания академика, в котором утвержден в январе 1831 г. [4, с. 108]. Информация в каталоге скульптуры ГРМ сообщает, что в 1836 г. он был признан профессором 2-й степени [3, с. 42], за произведения «Начало музыки» [5] и «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», созданные в Риме. Странно, что сноски даются на одно и то же архивное дело [1, л. 2].
Скульптор Н. А. Рамазанов, ученик Гальберга, писал о нем, что это «был образованнейший художник. так что товарищи его братья Тоны, Брюлловы, Кипренский, Щедрин. называли его как ходячим энциклопедическим лексиконом. и высоким и редким представителем своего искусства» [7, с. 167]. Далее он продолжал, что таких произведений, как у Гальберга, «нет у Кановы, ни даже у Торвальдсена, а бюстов из новейших скульпторов никто так не исполнял, как Гальберг» [7, с. 168]. Н. Н. Врангель, посвятивший свое исследование скульптуре, отмечал: «Его фигуры и бюсты построены с серьезными знаниями анатомии и безошибочно верны» [2, с. 182]. Во время пребывания в Риме Гальберг продолжал из-
учать анатомию, посещая Французскую академию, и в 1821 г. в донесении в Совет Императорской академии художеств сообщил, что «окончил курс анатомии» [10, с. 134].
В одной статье не представляется возможным рассмотреть и проанализировать все произведения, выполненные скульптором за пенсионерский период. Однако имеет смысл указать ряд работ этого времени, хранящихся в двух крупнейших собраниях скульптуры - Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
В ГРМ находятся 22 работы Гальберга, из которых семь выполнены в пенсионерский период: портрет В. А. Глинки (1819, гипс), портрет А. Я. Италинского (1822, бронза), портрет А. Я. Ита-линского (1823, мрамор), «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» (1826, бронза), портрет Г. Н. Оленина (1827, мрамор), статуя «Фавн» («Начало музыки», 1828, мрамор), портрет В. А. Перовского (1829, мрамор) [3, с. 42-44.].
В ГТГ хранятся десять портретных произведений Гальберга, из которых только бюст А. А. Перовского (1829, бронза) [4] относится к итальянскому периоду и был выполнен скульптором одновременно с портретом его брата В. А. Перовского из собрания Русского музея.
Портретная мраморная статуэтка, изображающая графа А. И. Остермана-Толстого, раненного под Кульмом, находится в экспозиции Ярославского художественного музея. Впереди на основании выбит латинский текст, перевод которого гласит: «Ты видишь время, но не знаешь своего времени».
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Автор выражает свою признательность старшему научному сотруднику сектора Редкой книги Русского музея С. Е. Ивлевой за предоставленную возможность изучения этой публикации.
ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ
1. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Д. 1411.
2. Врангель Н. Н. История скульптуры // Грабарь И. История русского искусства. Т. V. М., б. д.). С. 181-191.
3. Государственный Русский музей. Скульптура XVIII - начала XX века : Каталог. Л., 1988.
4. Государственная Третьяковская галерея. Скульптура Х^И-ХГХ веков. М., 2000. С. 134-137.
5. Карпова Е. В. На пути от классицизма к романтизму: статуя С. И. Гальберга «Начало музыки» // Звук и Образ. Музыка в русском искусстве Х-ХХ веков. М., ГТГ, 2002. С. 6-21.
6. Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. В 3 ч. СПб., 1864, 1865, 1866.
7. Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России. Кн. 1. М., 1863.
8. Художественная газета. СПб., 1841. № 9.
9. Шмидт И. М. Самуил Иванович Гальберг (1787-1839) // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века / Под ред. А. И. Леонова. М., 1954. С. 399-418.
10. Эвальд В. Ф. Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках 1818-1828. Собрал В. Ф. Эвальд // Вестник изящных искусств. Приложение ко II т. СПб., 1884. С. 1-187.
2. Памятник Александру I. Грузино. Бронза, гранит Открыт в 1833. Уничтожен в 1941-1945
3. С. И. Гальберг. Граф А. И. Остерман-Толстой, раненный при Кульме Мрамор. После 1822. Ярославский художественный музей