О. А. Кривдина
Обзор основных направлений творческой деятельности скульптора М. А. Чижова
В статье обстоятельно рассматривается творчество М. А. Чижова, в воссоздании биографии использован хронологический принцип. Существовавшая односторонняя оценка творчества скульптора побудила обратиться к тщательному изучению архивов, самих произведений и к поискам информации об утраченных работах скульптора. Из художественного наследия мастера внимание критики было обращено на его жанровые работы и портреты, созданные Чижовым памятники были уничтожены и забыты, о чем свидетельствуют публикуемые материалы. Ключевые слова: Чижов; скульптор; скульптура; памятник; портрет; бюст; композиция; мрамор; бронза.
О. А. Krivdina
Review of Main Directions of Creative Activity of the Sculptor М. А. Chizhov
The creative work of М. А. Chizhov is viewed in detail in the article; chronological principle is used for reconstruction of the biography. Existed one-sided evaluation of the sculptor's creative work induced to turn to thorough study of the archives, the works and to search of information about lost works of the sculptor. Among artistic heritage of the master the criticism attention
was directed to his genre works and portraits, monuments created by Chizhov were destroyed and forgot, that fact is noted in the published materials. Key words: Chizhov; sculptor; sculpture; monument; portrait; bust; composition; marble; bronse.
М. А. Чижов принадлежит к числу ведущих скульпторов второй половины XIX в. Представители демократического искусства -передвижники считали его своим единомышленником, произведения скульптора неоднократно экспонировались на передвижных художественных выставках. В 1950-1970-е гг. творчество Чи-жова оценивалось односторонне с позиции его сопричастности к художникам, находившимся в оппозиции к Императорской Академии художеств. Из обширного художественного наследия скульптора были отмечены лишь его работы бытового жанра и портреты. Игнорировалось упоминание постоянного участия скульптора в конкурсах на проекты монументальных памятников, главным образом, императорам Николаю I, Александру II и Александру III, о чем говорится в данной статье наряду с обзором основных направлений его творчества.
Обращаясь к изучению биографии известного скульптора, убеждаешься, что невыясненными остались многие аспекты, в том числе и сведения о ранних годах его обучения. Матвей Афанасьевич Чижов родился 10 (22) ноября 1838 г. в деревне Пудово Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Афанасия Чижова, работавшего каменотесом и имевшего в Москве на Немецком кладбище мастерскую по изготовлению надгробных памятников. В мастерской отца он лепил из глины фигурки животных, высекал надписи на мраморных и гранитных плитах. Учился в лютеранской школе, располагавшейся недалеко от Немецкой улицы. По рекомендации одного из преподавателей школы Чижов начал заниматься в Строгановском училище, в 1856-1857 гг. лепил из глины под руководством В. С. Бровского, заметившего его одаренность и способствовавшего зачислению в скульптурный класс Московского училища живописи и ваяния в ученики к Н. А. Рама-занову. С 1857 по 1859 гг. Чижов копировал с гипсовых отливов античных статуй, лепил с натуры, выполнял композиции на заданные
темы. В 1858 г. он был награжден малой серебряной медалью за горельеф «Борцы» (НИМ РАХ). За горельеф «Истязание Спасителя» («Поругание Христа воинами») в 1859 г. получил большую серебряную медаль. Эти работы экспонировались на ежегодных академических выставках в Императорской Академии художеств в Петербурге, в каталогах указывалось: «Чижов - ученик Московского училища живописи и ваяния» [11; с. 26]. В записях Совета Императорской Академии художеств за апрель 1859 г. значится: «Рассматривали разные художественные произведения, представленные на академическую выставку художниками и учениками Академии и другими лицами и, оценяя достойнейшие из них - положили удостоить награды серебряными медалями 2-го достоинства ученика Московского Училища живописи и ваяния Чижова за скульптуру» [6; с. 331]. Практика выбора работ особенно одаренных учеников Училища для экспонирования на выставках в Академии художеств поощрялась в середине XIX в., члены Совета отбирали те произведения, за которые ученики награждались медалями. Например, так было с Чижовым и Н. А. Блистановым, удостоенным в 1861 г. за статую «Пастушок» первой серебряной медали.
В свободное от занятий в училище время Чижов помогал отцу в мастерской, выполняя декоративные работы для надгробий. По предложению Н. А. Рамазанова он принял участие в скульптурных работах для храма Христа Спасителя в Москве, вылепил горельеф «Сошествие Христа в ад» (1859). Для церкви Успения Богоматери в Москве также по эскизам Рамазанова создал горельеф «Успение Богоматери» и голову Николая Чудотворца. Работал над эскизами и фигурами двух ангелов для церкви Троицы на Покровке в Москве [9; с. 268].
В 1860 г. Чижов поступил в скульптурный класс Императорской Академии художеств и начал заниматься под руководством профессора Н. С. Пименова. За 1861-1862 гг. он удостаивался награждения серебряными медалями второго достоинства за лепку с натуры. Успешные занятия в Академии были прерваны на время работы над скульптурными композициями для памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1860-1862), проводившейся под
руководством М. О. Микешина и по его эскизам. Чижов лепил модели горельефов «Герои», «Просветители», «Государственные люди» (последнюю композицию выполнил совместно с Н. А. Лаве-рецким). В процессе создания этих монументальных работ была пройдена серьезная профессиональная школа, имя Чижова стало известно в художественных кругах.
С 1863 г. он вновь приступил к планомерным занятиям в Академии художеств. В 1865 г. вылепил из воска барельеф «Пир Валтасара» (ГРМ), тема для которого была задана академическим Советом. Из библейского текста известно, что во время пира появились на стене пророческие слова о гибели царя, которая и случилась в 539 г. до н.э. при взятии Вавилона персами. Исторический сюжет заинтересовал молодого скульптора. Однако особое внимание он уделил теме из русской истории, создав в том же году статую «Киевлянин с уздечкой, пробегающий через стан печенегов» (бронза, ГРМ). Скульптор представил тот же момент, что и А. И. Иванов в картине «Подвиг молодого киевлянина» (около 1810, ГРМ). Из скульптурных прообразов можно назвать статую Ж.-А. Гудо-на «Жрец Луперкалии» (около 1768) и композицию «Актеон, преследуемый собаками» (1784), за которую И. П. Прокофьев был удостоен звания академика в 1785 г. Так же, как и у предшественников, у Чижова в статуе выразительно передано быстрое, стремительное движение. Это было отмечено в Академии художеств, и Чижов удостоился не только малой золотой медали, но и специальной медали «за экспрессию» А. Ф. Ржевской и Н. А. Демидова. Передаче динамики движения служит уже сама постановка фигуры, ее резкий, красивый поворот. Гладкая лепка тела в контрасте с разметавшимися прядями волос на голове, развевающейся на ветру драпировкой вокруг бедер, висящей вдоль поднятой руки уздечкой, способствует впечатлению стремительного движения, преодоления юношей потоков ветра. При создании этого произведения использованы и классические традиции, и обстоятельная работа с натурщиком. Статуя экспонировалась в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже, привлекая к себе внимание публики и художников. Она была показана на передвижных художествен-
ных выставках жителям Киева, Одессы, Казани и Риги, а также в 1882 г. в Москве на Всероссийской выставке. В 1897 г. в числе первых произведений скульптуры статуя была передана из Академии художеств в только что организованный Русский музей императора Александра III. Бесспорно, что одно из первых самостоятельных произведений Чижова, выполненное столь талантливо, принесло ему известность, творческое удовлетворение и желание много, разнообразно и активно работать.
Одновременно с обучением в Академии художеств Чижов с 1864 по 1866 гг. вел совместные работы с М. О. Микешиным и А. М. Опекушиным по созданию памятника Екатерине II в Петербурге. Он выполнил подготовительную модель памятника и вылепил модель фигуры императрицы (высота 4 м 30 см), по которой была отлита статуя из бронзы на заводе Ф. Шопена. Изображение императрицы стало образцом для создания последующих статуй Екатерине II. Лепка фигуры велась с учетом требований Микеши-на, с точной ориентацией на предложенный им акварельный рисунок. Задача создания монументального и величественного образа императрицы, наделенного портретными чертами и документально точно представленными аксессуарами, одеждой и наградами, была успешно выполнена. Памятник был торжественно открыт 24 ноября 1873 г. в сквере перед зданием Александринского театра. Радость автора - создателя монумента Микешина разделили с ним его полноправные соавторы - Чижов и Опекушин, но впоследствии в литературе почти всегда указывалось лишь имя Микешина.
В 1867 г. Чижов выполнил барельеф на заданную тему «Воскрешение сына Наинской вдовы» (гипс, НИМ РАХ). Профессионализм исполнения, выразительность композиции позволили Совету Академии художеств признать работу достойной награждения большой золотой медалью. Чижов получил звание художника 1-й степени и был отправлен в пенсионерскую поездку в Италию для дальнейшего усовершенствования мастерства. В 1868 г. по пути в Рим он осматривал Берлин, Мюнхен, Дрезден, Прагу, Вену, знакомился с коллекциями музеев и художественных галерей. Наибольшее восхищение у скульптора вызвало знаменитое полотно
Рафаэля «Сикстинская мадонна», увиденное в Дрезденской галерее. В своих отчетах в Академию он сообщал, что, обосновавшись в Риме, внимательно изучал Ватикан, путешествовал по семнадцати городам Италии. «Во Флоренции осмотрел художественные галереи и был в студиях известнейших художников, между прочим, у Дюпре, видел его знаменитую группу "Мария с телом Спасителя" и другие работы»,- писал он в мае 1869 г. в Академию художеств [7; с. 510]. Для знакомства с произведениями, представленными на Всемирной выставке 1869 г., Чижов отправился в Мюнхен. Побывал в Неаполе и Карраре, где увидел каменоломни мрамора и узнал, как его добывают и обрабатывают.
27-29 декабря 1870 г. в Риме было сильное наводнение, от которого серьезно пострадали работы, выполненные Чижовым и другим пенсионером Академии - М. П. Поповым, их мастерские были залиты водой. Оба скульптора сообщили об этом в Академию художеств. «Высота воды в моей студии доходила до 2 аршин и 8 вершков [около 2 метров. - О. А".], все, что в ней находилось, было потоплено. Группочка детей и после оконченная мною группа «Первая любовь» в натуральный человеческий рост сильно повреждены. Начатые из глины работы и несколько глиняных эскизов смыты без следа. В настоящее время приходится потерять несколько месяцев, так как студия сыра и вредна для здоровья и не имею права взять другую по случаю трехгодичного контракта»,- писал Чижов [7; с. 510-511]. Аналогичное письмо было отправлено Поповым [3; с. 300]. О случившемся в Риме было сообщено императору Александру II, который «в вознаграждение убытков, понесенных ими от наводнения, пожаловал 300 червонцев» [3; с. 300].
Оба пенсионера с интересом наблюдали за окружающей жизнью, выбирая для своих произведений аналогичные темы: например, «Нищую итальянку» лепит Чижов и «Нищих итальянских детей. (Чучары)» - Попов. Основное внимание обращено на мимику лиц, жесты, стремление вызвать сочувствие, сопереживание. Старательно переданы бытовые подробности, детали костюмов.
В 1869 г. была вылеплена композиция «Сцена у колодца» («Первая любовь», терракота, ГРМ), которая понравилась зрите-
лям трогательностью чувств изображенной скульптором русской крестьянской влюбленной пары. Под впечатлением от этой работы в 1896 г. В. А. Беклемишев создал свою группу «Деревенская любовь».
На Всемирной выставке в Вене в 1873 г. Чижов был награжден золотой медалью за группу «Крестьянин в беде». Когда скульптор работал над этой композицией, увидевший ее в 1871 г. в Риме М. М. Антокольский сообщил В. В. Стасову: «...у Чижова может выйти очень недурная вещь,- сюжет: "Крестьянин в беде". После пожара, когда у него осталась только своя рубашка да мальчик, сидит он на обгорелых остатках, подперев рукой опущенную голову. Около себя он держит своего ребенка, который наивно, со страданием будит своего отца, сидящего точно окостенелый. Если Чи-жов окончит так, как у него начато, выйдет хороший новый сюрприз для нового искусства» [4; с. 7]. И. Е. Репин в 1873 г. писал, что «Крестьянин в беде» «очень хорошая вещь». Это произведение, показанное на Всемирной выставке 1878 г. в Париже, вновь было удостоено золотой медали. Европейское признание получила работа, выполненная на русскую жанровую тему. Свою композицию скульптор также называл «Погорелец» и «На пепелище». Сохранился выполненный в 1872 г. терракотовый эскиз «Осиротевший художник», где найдена композиция будущей знаменитой статуи: сидящая мужская фигура и стоящий, прислонившись к отцу, мальчик. Чижов выполнил группу в мраморе (ГТГ) и бронзе (ГРМ), оба варианта производят сильное впечатление, но в бронзовом композиция и форма читаются четче. «Крестьянин в беде» находится в одном русле с произведениями художников-передвижников, в этом произведении Чижов наиболее убедительно утверждает достижения искусства критического реализма в русской скульптуре. Вместе с этой группой на выставке в Вене были показаны работы «Игра в жмурки» и «Первая любовь», за которые Чижов был удостоен звания академика. Зарубежная пресса писала о «национальном своеобразии»1 этих работ и отмечала, что «идеи и мотивы взяты из области русской истории или ежедневной жизни русского народа» [7; с. 512].
Любовь к детям проявилась в ряде таких работ, как «Игра в жмурки» (1872), «Резвушка» (1873), «Мать, обучающая дочь грамоте» (1873; все в ГРМ), они подкупают трогательностью и непосредственностью в передаче натуры. Подготовительный рисунок композиции «Мать, обучающая дочь грамоте» выполнен Чижовым в записной книжке, ныне хранящейся в Русском музее. Статуя «Резвушка» была отлита из бронзы по заказу императора Александра II и установлена в Крыму в парке перед дворцом в Ливадии. Эту работу Чижова - «красивенькая девочка, боязливо переходящая по бревешку через ручей», В. В. Стасов назвал «очень ценной и замечательной по талантливости» в критическом обзоре «Искусство XIX века. Скульптура» [10; с. 530]. Не одно умиление ребенком, а то, как выполнена статуя, сколь верно передано движение и положение фигуры в пространстве, позволяли говорить о произведениях Чижова как о наиболее выразительных и талантливых среди работ его современников.
Скульптор плодотворно работал в области портрета, создав свой индивидуальный подход к модели, найдя новые композиционные решения, отличающиеся динамикой размещения в пространстве, резкими ракурсами и поворотами, тщательностью моделировки и проработки деталей. Во время пребывания в пенсионерской поездке в Риме были выполнены бюсты архитекторов В. А. Коссова (1871, терракота) и М. Е. Месмахера (НИМ РАХ), художника А. П. Боголюбова (1872, терракота) и живописца-мариниста И. К. Айвазовского (1873, мрамор; все три в ГРМ). Исключительно оригинален портрет живописца П. Н. Грузинского, вылепленный в 1876 г. и только в 1885 г. отлитый из бронзы А. Н. Соколовым. В этом бюсте Чи-жов досконально точно передает особенности и характеристику яркой и необычной модели. Из портретов, созданных в Петербурге, наибольшей значительностью созданных образов отличаются бюсты принца П. Г. Ольденбургского (1876, мрамор, ГРМ), великой княгини Евгении Максимилиановны, принцессы Ольденбургской (1877-1879, терракота; 1903, мрамор, ГРМ) и М. И. Глинки (1876, мрамор), установленный в фойе Мариинского театра по поводу сорокалетия со дня премьеры оперы «Иван Сусанин». В 1880 г. скульптор
выполнил бюст адмирала Г. И. Бутакова - создателя парового флота в России. Портрет был установлен на надгробии на Никольском кладбище, впоследствии передан в Государственный музей городской скульптуры [2; с. 90, 203]. В 1881 г. был создан бюст Н. А. Некрасова, строгий и выразительный, отлитый из бронзы и установленный на надгробии поэта2 на Новодевичьем кладбище в Петербурге [2; с. 87, 385, 394]. В 1903 г. Чижов выполнил барельеф для памятника Д. В. Григоровичу3, находившегося у Спасской церкви Волкова православного кладбища в Петербурге и перенесенного на Литераторские мостки того же кладбища [2; с. 335]. Создал бюсты Александра II для Петербургской Биржи (1886-1887) и для г. Ка-лиш (1900; не сохранились). Один из портретов императора, высеченный из мрамора в 1901 г., был подарен Русскому музею в 1930 г. сыном скульптора - М. М. Чижовым. Говоря о требованиях, предъявляемых к жанру портрета, М. М. Антокольский писал: «Искусство требует от портрета нечто другое, нечто большее, чем внешнее сходство; оно требует характерности, типичности, мощной техники, ... виртуозности, а главное выразительности жизни, полной думы и чувства» [1; с. 115]. Именно о названных специфических особенностях портретных работ задумывался и Чижов, пытаясь открыть закономерности создания натурной работы и претворения ее в завершенное произведение, удовлетворяющее требованиям художника и его модели. Не случайно в печати писали, что бюсты, созданные скульптором Чижовым, отличаются «замечательным сходством и экспрессией». Применявшиеся им композиционные приемы вносили в образ большую динамичность и эмоциональность. Для наибольшей достоверности скульптор воспроизводил все особенности одежды. Чрезмерная детализация отрицательно сказывалась на его портретах, подчас приводя к измельчанию образа. Говоря о детализации как отрицательном явлении, характерном для станковой скульптуры второй половины XIX в., следует указать, что здесь имеется в виду не детализация как таковая, а та невыразительность и сухость, которые она приобрела в то время. «Происходит ли эта сухость, в основном, от большей рефлексии, "умозрительности" восприятия натуры (и, следовательно, ее трактовки художником второй
половины XIX века) или же здесь играет роль недооценка скульпторами использования декоративных начал и недостаточно развитое чувство материала - вопрос очень сложный»,- рассуждал об этой серьезной проблеме И. М. Шмидт в «Очерках по истории русского портрета второй половины XIX в.» [12; с. 356].
Обратим внимание еще на одну проблему в развитии жанра портрета. Было немало препятствий, которые мешали развитию портрета во второй половине XIX в. Художники, которым приходилось работать на заказ, нередко сталкивались с желанием заказчика получить портрет, максимально похожий на фотографию. Кроме того, широкое распространение фотографии в середине века само по себе оказало влияние на искусство; в стремлении сравниться с ней в точности воспроизведения искусство порою утрачивало свое право на творческое преображение мира. Отрицательно сказалось на пластике и поручение перевода произведений в материал (мрамор) абацаторам, чаще всего мастерам-ремесленникам. Не случайно портреты, исполненные в мраморе, отличаются наибольшей вялостью и сухостью, а отлитые в бронзе точно передают лепку скульптора и более выразительны.
Совместно со скульптором А. Е. Бауманом в 1888-1890-х гг. Чи-жов выполнял скульптуру для оформления фасада Музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (ныне Музей декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии). Музей строился в 1885-1895 гг. по проекту архитектора М. Е. Месмахера, с которым скульптор подружился во время пребывания в Италии. Училище технического рисования было основано на средства барона А. Л. Штиглица и открыто в 1879 г. С момента открытия и до 1909 г. Чижов преподавал в училище. Здание предназначалось для хранения коллекций произведений декоративно-прикладного искусства. В решении здания использованы черты позднего итальянского ренессанса и барокко, а также ощущается влияние французского стиля «Второй империи». В тимпане фронтона размещена композиция «Аллегория художеств», в центре которой фигура Славы награждает художника лавровыми ветвями. По сторонам - мужские
и женские фигуры, занимающиеся разными видами изобразительного искусства. Вверху на фронтоне размещена сидящая фигура Гения Славы. Вдоль фасада, под карнизом, находится фриз с портретными медальонами европейских художников. В люнетах окон второго этажа представлены мужские и женские фигуры Гениев художеств. В нишах установлены статуи, изображающие женскую и мужскую фигуры с атрибутами искусств и ремесел. Скульптура подчеркивает назначение здания, исключительно продуманно вписана в его архитектурную композицию, которой придает особую выразительность и индивидуальность.
В 1897 г. Чижов работал над скульптурными украшениями вазы, поднесенной Парижу в честь приезда в Россию президента Франции Феликса Фора, бывшего на этом посту с 1895 по 1899 гг. Две гипсовые модели представляют символическое изображение России в виде женской головки в русском кокошнике и Франции - женская головка во фригийском колпаке, послужившем моделью для шапок участников Французской революции конца XVIII в. Эти работы были подарены в 1935 г. Русскому музею сыном скульптора.
С 1878 г. Чижов являлся реставратором скульптуры в Эрмитаже, с 1880 стал хранителем скульптурной коллекции этого музея. Однако документальные материалы, касающиеся этого рода его деятельности, пока не выявлены и не изучены. С 1893 г. он стал действительным членом Императорской Академии художеств.
Чижов принимал активное участие в конкурсах, проводившихся в России: в 1881 - на памятник Александру II для Санкт-Петербурга, в 1884 - этому же императору для Московского Кремля (совместно с П. П. Забелло), в 1890-х на памятник А. С. Пушкину для Царского Села, в 1892 - адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя, императрице Екатерине II для Одессы и Нахичевани (1893), в 1898 - на памятник императрице Марии Федоровне для Петербурга, в 1899 - на памятник Александру III для Петербурга.
О его работе над статуей Николая I и рельефами для памятника, установленного в 1896 г. в Киеве, в настоящее время можно составить представление только по уменьшенному бронзовому повторению памятника, хранящемуся в ГРМ (причем сохранилось
два экземпляра, отличающиеся лишь состоянием сохранности), фотографиям и статьям в дореволюционной прессе. В 1920-е памятник в Киеве был демонтирован, бронзовая статуя отдана в переплавку. 21 августа 1896 г. на торжественном открытии памятника присутствовали император Николай II и императрица Александра Федоровна. В том же году «Нива» отмечала, что «место для памятника выбрано весьма удачно, и в настоящее время парк и памятник служат украшением этой части города» [5; с. 953]. На высоком ступенчатом гранитном постаменте возвышалась пятиметровая статуя императора Николая I, в работе над ней Чижов ориентировался на статую Николая I, выполненную Р. К. Залеманом в 1867 г. для Петергофа. Чижов стремился к наибольшему портретному сходству в передаче лица Николая I, изучив прижизненные скульптурные портреты, созданные П. К. Клодтом и Н. С. Пименовым. На четырех сторонах пьедестала находились бронзовые барельефы с изображением киевских сооружений (университет, кадетский корпус, первая гимназия и цепной мост), осуществленных при Николае I. На лицевой стороне был укреплен вензель императора, обрамленный венком, и двуглавый орел, под которым надпись: «Императору Николаю I благодарный Киев».
К числу забытых монументальных работ скульптора относятся памятники генерал-губернатору М. Н. Муравьеву-Виленскому в Вильно (Вильнюс; 1898)4, и промышленнику барону Л. Г. Кно-пу, установленный в Нарве в 1899 г.
19 февраля 1911 г. в Саратове был открыт памятник Александру II в честь 50-летия отмены крепостного права. Для этого монумента статуя императора была создана по модели Чижова, четыре символические фигуры, установленные по углам постамента, осуществлены по проекту С. М. Волнухина (памятник демонтирован в 1918). Таким образом, из монументального наследия скульптора до наших дней дошли лишь его ранние работы, а созданные им многочисленные памятники были уничтожены и преданы забвению.
Скончался Михаил Афанасьевич Чижов 27 мая 1916 г. в Петрограде и был похоронен на Смоленском православном кладбище, но место захоронения его не сохранилось.
Произведения скульптора находятся во многих музеях России. Наиболее значительные собрания его работ представлены в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. С 1897 г. в Русском музее сформировалась ценнейшая и наиболее полная коллекция произведений Чижова, насчитывающая 34 произведения, относящиеся к разным периодам его творческой деятельности: от ранних работ 1860-х гг. до выполненных в 1900-е гг. В коллекцию входят известные статуи «Киевлянин с уздечкой, пробегающий через стан печенегов», «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, обучающая дочь грамоте», «Резвушка», портреты В. А. Коссова, А. П. Боголюбова, И. К. Айвазовского, Александра II, П. Г. Ольденбургского и Е. М. Ольден-бургской, эскизы рельефов и статуй, а также проекты памятников. Эта замечательная коллекция сформировалась, прежде всего, из работ, переданных из Академии художеств, и даров М. М. Чи-жова - сына скульптора.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 А. Н. Самойлов приводит высказывания иностранной прессы по статье В. В. Стасова «Немецкие критики о русском художестве», которую он посвятил Всемирной выставке в Вене в 1873 г.
2 Надгробный памятник Н. А. Некрасову выполнен в мастерской В. Ефимова по архитектурному проекту В. А. Шрейбера.
3 Надгробный памятник Д. В. Григоровичу был выполнен по архитектурному проекту А. Р. Гешвенда. Барельефный портрет, созданный М. А. Чижовым, не сохранился и был воссоздан в 1961 г. скульпторами Г. Д. Ястребенецким и В. И. Татаровичем.
4 Статуя выполнена М. А. Чижовым по проекту В. В. Грязнова; открытие памятника состоялось в 1898 г.; демонтирован в 1915 г.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. А нтокольский М. М. Почему я не принимаю участия в конкурсах? / Космополис. Т. VIII. [б/г]. С. 115.
2. Исторические кладбища Петербурга : Справочник-путеводитель / Сост. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. СПб., 1993. 640 с.
3. Кривдина О. А. Научная реконструкция творческих биографий российских скульпторов середины и второй половины XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2008. № 10 (59). С. 297-310.
4. Марк Матвеевич Антокольский : Его жизнь, творения, письма и статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб. ; М., 1905. 1048 с.
5. Памятник императору Николаю I в Киеве // Нива. 1896. № 38. С. 953.
6. Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. В 3 ч. Ч. III. СПб., 1866. 331 с.
7. Самойлов А. Н. Матвей Афанасьевич Чижов (1838-1916) // Русское искусство : Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX в. / Под ред. А. И. Леонова. Т. I. М., 1962. С. 503-518.
8. Скульптура XVШ - начало XX в. // Государственный Русский музей : Каталог. Л., 1988. С. 157-160.
9. Скульптура XVШ-XIX вв. // Государственная Третьяковская галерея : Каталог собрания. Т. I. М., 2000. С. 268-272.
10. Стасов В. В. Искусство XIX века. Скульптура // Стасов В. В. Избр. соч. В 3 т. Т. 3. М., 1952. С. 507-531.
11. Указатель художественных произведений, выставленных в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1860. 26 с.
12. Шмидт И. М. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века. М., 1963. 356 с.