О. А. Кривдина,
кандидат искусствоведения
Президент императорской Академии художеств А. Н. Оленин и его вклад в развитие отечественной скульптуры
Спектр художественных интересов Алексея Николаевича Оленина (1763-1843) был удивительно широк - изобразительное искусство, археология, история и литература. Особое внимание исследователей привлекала его работа в Императорской Академии художеств в должности президента (1817-1843). Одними из первых этому вопросу уделили внимание Н. Молева и Э. Белютин в главе «Академия художеств первой трети XIX века» в своей книге «Русская художественная школа первой половины XIX века»1.
Тема «А. Н. Оленин - исследователь древнего оружия и основатель рюсткамеры Академии художеств» (1997)2 - была рассмотрена В. М. Файбисовичем в контексте научного анализа иконографических и письменных источников в его кандидатской диссертации. Он установил, что «художественно-археологическая и музейная деятельность А. Н. Оленина в области оружи-еведения нашла непосредственное отражение в произведениях таких скульпторов, как И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Ф. П. Толстой, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. В. Свинцов, И. И. Леппе, И. П. Витали, Н. С. Пименов и других»3.
Наше внимание привлекли те скульпторы, на которых оказали воздействие личные советы А. Н. Оленина. Он рекомендовал использовать известное ему древнерусское вооружение И. П. Мартосу при создании памятника Минину и Пожарскому в Москве, В. И. Демут-Малиновскому - для статуй русских витязей на фасадах «Белой Башни» в Царском Селе, С. С. Пименову - для статуи Александра Невского, предназначенной для установки в нишу северного портика Казанского собора в Петербурге, а также О. Монферрану, П. В. Свинцову и И. И. Леппе - для композиций барельефов Александровской колонны в Петербурге.
Оценка значения деятельности А. Н. Оленина по собиранию слепков Академии художеств была дана Г. И. Коньковой в докладе на конференции, посвященной 200-летию усадьбы Приютино4. На этой же конференции О. А. Кривдина осветила художественные контакты А. Н. Оленина и И. П. Витали 5.
Отметим, что современники не всегда были единодушны и объективны в своих оценках Оленина как президента Академии художеств. «При всем его образовании и познаниях и любви к искусствам и [при том, что он - О. А".] пользовался полным авторитетом, так что каждое его мнение и слово было законом в высших кругах общества, он своим управлением сделал менее пользы, чем вреда, по его самонадеянности в своих познаниях и непогрешимости его идей», - писал скульптор Ф. П. Толстой6, начавший в годы президентства Оленина свою работу в должности вице-президента. «Очень скоро Алексей Николаевич стал заставлять меня занимать его место в правлении, Совете и на экзаменах учебных классов, которые вскоре и совсем поручил мне», - вспоминал Толстой7.
Вполне очевидно, что многие мероприятия проводились в жестких официальных рамках. Однако бесспорно то, что Оленин сделал очень много для усиления Академии художеств и «модернизации» преподавания. Не случайно скульптор С. И. Гальберг писал тогда, что «особенно много хлопот в Академии, которую всю хотят переломать и перекрутить»8. В начале XX столетия С. К. Исаков отмечал, что Оленин «ввел много полезных преоб-
разований в академические распорядки <...> "Tausend kunstler" [тысяча художников (нем.) - О. Ä!], называл его император Александр I»9.
«Новые порядки, введенные Олениным, возбуждали против него общественное мнение, с которым ему пришлось объясняться специальной брошюрой»10, - отмечалось в журнале «Пинакотека» в 1997 г. Авторы статьи, посвященной истории Императорской Академии художеств11, назвали «брошюрой» ценнейший труд Оленина «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств с 1764-го по 1829-й год» (СПб., 1829). В предисловии Оленин писал: «Откровенное <.> изложение <.> покажет беспристрастным читателям: справедливы ли те невыгодные слухи, которые старались, и может быть, еще и ныне стараются рассевать на счет по-следнего управления Академиею
- с 1817 года»12, указывая первый год своего президентства.
В своих публикациях Оленин уделял скульптуре и скульпторам большое внимание. Упомянем его работу «Опыт о придел-ках к древней статуе Купидона, вытягивающего тетиву на луке», напечатанную в 1815 г. Отметим ценность его труда «Опыт о правилах медальерного искусства, с описанием проектов медалей на знаменитейшие происшествия с 1812 по 1816 г. и трех проектов памятника из огнестрельных орудий.», вышедшего в свет в 1817 г.
Обратим особое внимание на те факты из истории Академии художеств, непосредственно связанные со скульптурой, которые выделял сам Оленин. В 1769 г. И. И. Шувалов прислал И. И. Бецкому богатое собрание форм. «Сии формы были сняты в Италии с образцовых произведений Ваятельного искусства древних, в том числе и с колоссальных статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских»13,
- пишет он в своей книге «Краткое историческое сведение.» До наших дней сохранились отлитые по этим формам гипсовые статуи Геркулеса и Флоры, украшающие фасад здания Академии художеств14.
В 1774 г. адмирал Г. А. Спиридов, участник русско-турецкой войны, преподнес в дар Академии художеств фрагменты мра-
морных статуй и барельефов, найденных на «Архипелажских островах»15 [название, данное Олениным островам Греческого Архипелага в Эгейском море, островам в Средиземном море между Малой Азией и южной частью Балканского полуострова, - О. К. ]. В 1784 г. Екатерина II пожаловала в Академию художеств «несколько древних памятников Ваятельного искусства, составленных из цветного мрамора и восточного алебастра»16.
В 1801 г. в Академию художеств поступило «значительное собрание гипсовых слепков и форм с разных произведений Ваятельного искусства древних, в пополнение к собранию таковых же произведений, присланных И. И. Шуваловым. - Сия коллекция известна под именем Фарсеттиевской. Венецианский дворянин кавалер Фарсетти посвятил сие собрание Российскому Двору, - в пользу Академии художеств», - писал Оленин17. В настоящее время основная часть коллекции хранится в Государственном Эрмитаже, куда были переданы собранные Фарсетти терракоты, ряд работ остался в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.
Ориентируясь на деятельность своих предшественников, Оленин использовал каждую возможность для пополнения Академической коллекции. Особой гордостью президента была парадная лестница, украшенная «образцовыми произведениями Ваятельного искусства древних греков, как то: статуями из фронтонов знаменитого Юпитерова храма на острове Эгине, и некоторыми фигурами из фронтона славного Парфенона в Афинах, работы самого, может быть, Фидиаса. - Все сие выписано Президентом Олениным в гипсовых слепках в Италии и Англии»18. В числе заслуг Оленина упоминает этот факт и Г. И. Конькова19, подчеркивая важность не только приобретения слепков, но и их размещения к 1829 г. в Античных галереях Академии художеств, в вестибюлях 1 и 2 этажей, в классах, а также заботу президента об их сохранении.
Сюда же необходимо отнести и строительство по инициативе Оленина садового здания «Художественного класса рисования и лепления с натуры разных животных» по проекту А. А. Михайлова 2-го. Президент предложил архитектору «расположить фасад сего строения таким образом, чтоб средина оного представляла
в большом виде вход в Греческие древние храмы, украшенный дорическими колоннами, по формам к порядку лучших времен искусства древних. Фронтон сего входа предположено украсить, по примеру Эгинских и Афинских храмов, аллегорическими круглыми фигурами, а не плоскими барельефами, как у древних Римлян. Сии фигуры должны изображать цветущее состояние художеств, ремесел и торговли, во время мира»20.
Из хранящихся в РГИА в фонде Академии художеств документов Оленина известно, что в 1818 г. российскому консулу в Смирне было поручено приобретать те ценности, которые, по словам Оленина, «для Академии художеств особенно будут полезны древние мраморные, бронзовые или из других металлов статуи, бюсты, барельефы» на сумму в 2000 рублей21.
Ценные сведения удалось найти в отчете Императорской Академии художеств за 1836-1837 академический год22. Действительный статский советник А. С. Норов во время пребывания в Египте обнаружил статую из черного гранита, которую привез в Петербургскую академию художеств. Президент Оленин определил, что выполнена она была во времена Аменофа III или Мемнона и представляет богиню Нейт, символизирующую силу природы. В настоящее время исследователи признают научную правоту Оленина, отмечая: «Фиванские сфинксы и статуя богини Мут-Сохмет [ошибочно называлась богиней Нейт, отождествляемой с Изидой, - О. А".] - памятники одного исторического периода; первым это установил в России президент императорской Академии художеств А.Н. Оленин, которому удалось прочесть, пользуясь ключом Ж. Ф. Шампольона, в картушах надписи этой богини имя Аменхотепа III»23. Статуя львиноголовой богини Мут-Сохмет из черного порфира была приобретена для Кабинета древнеегипетской скульптуры императорского Эрмитажа при личном участии А. С. Норова (тогда являвшегося председателем Археологической комиссии) за 5000 рублей у хранившей египетскую реликвию Академии художеств24. В 1840 г. А. С. Норов опубликовал «Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг.»25, где рассказал об истории приобретения этого выдающегося произведения.
Кроме архивных документов важным источником информации о деятельности А. Н. Оленина является «Художественная газета», систематично освещавшая важнейшие события в Императорской Академии художеств26. Подчеркнем, что на страницах «Художественной газеты» значительное место отведено именно скульптуре. Почетная роль награждения учеников, удостоенных за выполненные по заданию академического Совета программы, предоставлялась президенту. Например, в 1836 г. А. Н. Оленин, под звуки труб и литавр, вручил золотые медали первого достоинства по классу скульптуры Николаю Пименову за статую «Играющий в бабки» и Александру Логановскому за статую «Играющий в свайку»27. Тогда же он наградил золотыми медалями второго достоинства скульпторов Антона Иванова и Александра Теребе-нева за барельефы «Иоанн Предтеча проповедует в пустыне».
«Неусыпным попечением президента Императорской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина преподавание анатомии введено с 1831 года»28. Для чтения лекций был приглашен профессор Императорской медико-хирургической Академии И. В. Буяльский. «Воспитанники после лекции рисуют с натуры скелеты, мускулы и вены. Анатомическая зала снабжена тремя, в рост человеческий, фантомами, т. е. искусственными анатомическими препаратами мускулов, сделанными из бумажного теста и под натуру раскрашенными. Один из них работы Фишера, другой Гудона, а третий, в лежачем положении, Козловского. Хотя они сделаны весьма натурально и для художников весьма полезны; но заметно, что соразмерность не везде строго соблюдена. Президенту же Императорской Академии художеств всегда желалось иметь фантом, сделанный с натуры, который бы не имел таковых недостатков»29. Изготовить этот «фантом» было поручено И. В. Буяльскому. По гипсовой форме была отлита статуя, представляющая лежащее на спине стройное мужское тело с обнаженными мускулами (без кожи). «Все художники, видевшие ее, отдали полную похвалу как красивому и умному расположению членов фигуры, так и искусству, с каковым сохранена пропорция полноты частей и их форма. Президент Императорской Академии художеств А. Н. Оленин до
того доволен исполнением своего желания, что сделал распоряжение об отливке нескольких таковых же статуй для Лондонской, Парижской и других Академий», - отмечалось в сентябрьском номере «Художественной газеты» за 1836 г.30
Президент А. Н. Оленин выбрал для перевода на русский язык сочинение Милленя «Galerie Mythologique»31. «Художники и любители искусств найдут в этом сочинении верное руководство к познанию иносказательного языка древних, а также будут иметь в нем образцы для определения достоинства изящных произведений в отношении верности принадлежностей, костюма и обычаев», - указывалось в «Художественной газете» за декабрь 1836 г.32 В этом издании были собраны воспроизведения33 восьмисот статуй, барельефов, медалей, живописи на вазах, представляющие интерес не только для воспитанников Академии художеств, но и для профессоров.
В опубликованной в 1838 г. «Художественной газетой» статье «Борис Иванович Орловский» отмечалось: «Г. Президент Императорской Академии художеств, который находился тогда в звании Государственного Секретаря и имел счастье часто видеть Государя Императора и Государыню Императрицу, посетил любимую мастерскую художника. Мартос не упустил представить ему и бюст Императора и самого автора»34. А. Н. Оленин преподнес созданный Б. И. Орловским бюст Александра I императрице Елизавете Алексеевне, которой, как и самому императору, портрет понравился. Об этой работе Оленин писал: «.колоссальный мраморный бюст Императора Александра I, посвященный ныне благополучно царствующему Государю Императору художником Орловским, доказывает превосходную степень искусства сего молодого скульптора в отделке мрамора»35.
По ходатайству А. Н. Оленина Б. И. Орловский был зачислен учеником в Академию художеств и в декабре 1822 г. отправлен в Рим в мастерскую Б. Торвальдсена. Таким образом, факт участия Оленина в судьбе Орловского36 имеет особое значение для истории отечественного искусства. В 1831 г. Оленин предложил на звание профессора скульптуры две программы - «Ян Усмович останавливает разъяренного быка» и «Александр Македонский
поворачивает к свету еще дикого Букефала». Первая программа разрабатывалась Орловским, «он с жаром полюбил идею, рассматривал ее с разных сторон и оставил 10 ее эскизов»37, - как указывал Оленин. В настоящее время известна лишь одна скульптурная группа, находящаяся в собрании ГРМ38.
С 1835 г. Оленин занимался выбором тем для скульптурного оформления Исаакиевского собора. Предложенные им сюжеты утверждались императором Николаем I и митрополитом Серафимом. В 1839 г. Оленин назвал председателю комиссии по строению собора П. М. Волконскому предполагаемых авторов для работы над скульптурными рельефами фронтонов собора: И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, С. И. Гальберга, Б. И. Орловского. Однако эти мастера не были привлечены к работам. Фронтон «Воскресение Христово» был заказан французскому скульптору А. Лемеру, а на три других фронтона был объявлен конкурс в Мюнхене, не выявивший победителей. В 1839 г. состоялся второй конкурс, в котором принимал участие И. П. Витали и получил заказ на создание рельефов «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия». Исследование участия в создании скульптуры Исааки-евского собора Оленина является отдельной темой. В частности, вопросы «полемики О. Монферрана и Оленина о способе украшения фронтонов» собора рассмотрены Т. Г. Дубко в дипломной работе «Фронтонные композиции Исаакиевского собора»39.
Обратим внимание, что в композицию рельефа «Св. Иса-акий благословляет императора Феодосия» включены портретные статуи, изображающие А. Н. Оленина и П. М. Волконского в образах римских вельмож Сатурнина и Виктора. Этот факт был отмечен в «Русском художественном листке» за 1858 г. (№ 17), в статье, посвященной Исаакиевскому собору40. В статуе римского вельможи портретные черты А. Н. Оленина легко узнаваемы, но отличаются от известных скульптурных портретов, выполненных в 1831 г. С. И. Гальбергом, большей обобщенностью, закономерно приданной Витали монументальному произведению.
Увековеченный в композиции фронтона Исаакиевского собора образ Оленина - прямое подтверждение той высокой оценки,
которой он был удостоен еще при жизни А.Н. Оленин в 1843 г. видел оконченную И. П. Витали модель барельефа «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия». Уже после смерти Оленина в 1844 г. этот барельеф был отлит из бронзы на заводе Ч. Берда и в 1845 г. установлен во фронтоне западного портика Исаакиевс-кого собора, что удалось узнать из архивных документов41. Даже те немногие факты, которым было уделено внимание в данной статье, свидетельствуют о том, что вклад А. Н. Оленина в развитие отечественной скульптуры трудно переоценить.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963. С. 34-43.
2 Файбисович в. М. А. Н. Оленин - исследователь древнего оружия и основатель рюсткамеры Академии художеств. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб., 1997. С. 6.
3 Там же. С. 5. Также см.: Файбисович в. М. А. Н. Оленин и вооружение св. Александра Невского в произведениях живописи и скульптуры Санкт-Петербурга первой половины XIX века // Петербургские чтения 97. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб., 1997. С. 180-182.
4 Конькова Г. и. А. Н. Оленин и слепки Академии художеств // Приютинский сборник - I. Материалы конференции, посвященной 200-летию усадьбы Приютино. СПб., 1999. С. 18-22.
5 Кривдина О. А. К проблеме изучения творчества И. П.Витали // Приютинский сборник - I. Материалы конференции, посвященной 200-летию усадьбы Приютино. СПб., 1999. С.26-30.
6 Записки графа Федора Петровича толстого / Сост. А. Е. Чекунова, Е. Г. Горохова. М., 2001. С. 147. С некоторыми изменениями текст под названием «Записки Ф. П. Толстого» был опубликован: Русская старина. 1873. Т. VII. С. 124.
7 Там же. С. 225.
8 вестник изящных искусств. Прил. к т. II. СПб., 1884. С. 181.
9 исаков С. К. Русская скульптура. Императорская Академия художеств. Музей. Пг., 1915. С. 34.
10 Пинакотека. М., 1997. № 1. С. 18.
11 История Императорской Академии художеств в портретах ее президентов и иных ответственных лиц (1756-1917) // Пинакотека. М., 1997. № 1. С. 18.
12 Оленин А Н. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств с 1764-го по 1829-й год. СПб., 1829. С. 1-2.
13 Там же. С. 8.
14 Статуи Геркулеса и Флоры были установлены в 1785 г. между колоннами главного фасада Академии художеств. В 1780-е гг. они были отлиты из гипса по восковым моделям скульптора Ф. Г. Гордеева. В 1999 г. была проведена сложная реставрационная работа по укреплению и расчистке этих статуй реставраторами А. Павлюченко, М. Галимовым и А. Зайнчковским.
15 Оленин А. Н. Указ. соч. С. 9. См. также упоминание об этом факте в кн.: Знаменитые россияне ХУШ-ХГХ веков. Биографии и портреты / По изд. вел. кн. Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий». СПб., 1996. С. 154; Санкт-Петербург и античность. ГРМ, ГЭ, СПб. Фонд культуры. СПб., 1993. С. 63.
16 Оленин А. Н. Указ. соч. С. 9.
17 Там же. С. 10.
18 Там же. С. 48-49.
19 Конькова Г. И. Указ. соч. СПб., 1999. С. 20-21.
20 Оленин А. Н. Указ. соч. С. 52.
21 Эти сведения были опубликованы: Молева Н., Белютин. Э. Указ. соч. С. 40 (со ссылкой: РГИА, ф.789, оп. 20 (Оленина), 1818 г., №№ 2. Л. 1 и об.; РГИА, ф.789, оп. 20 (Оленина), 1819 г., №> 58, 81). Смирна - город на западном берегу Малой Азии. Его «считали венцом Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам... лишился 60, 000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году.. .Смирна в настоящее время турками называется Исмир...» (Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия / Изд. Архим. Никифора. М., 1891. С. 661.)
22 Отчет Императорской Академии художеств за 1836-1837 академический год. СПб., 1837. С. 8.
23 Воробьева Н. Н. Путешествие богини Мут-Сохмет из Фив в Санкт-Петербург // Петербургские чтения 97. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб., 1997. С. 95.
24 Там же. С. 96.
25 Норов А. С. Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. Ч. II. СПб., 1840. С. 130-131.
26 «Художественная газета» выходила в Петербурге с 1836 по 1838 гг. под ред. Н. В. Кукольника и в 1840-1841 гг. под ред. А.Н. Струговщикова. В 1839 г. газета не печаталась в связи с материальными трудностями, по той же причине ее издание было прекращено.
27 Такие названия приведены в «Художественной газете» за 1836, № 5. С.70, 77. Позднее статуи стали именовать, «Парень, играющий в бабки» и «Парень, играющий в свайку».
28 Художественная газета. 1836. № 4. С. 61.
29 Там же. С. 61.
30 Там же. С. 61.
31 Сочинение Милленя / Пер. М. Д. Киреева. СПб., 1836.
32 Художественная газета. 1836. № 9, 10. С. 162.
33 Рисунки для русского издания. «Сочинений Милленя» были награвированы в Академии художеств под руководством академика А. Г. Ухтомского.
34 Художественная газета. 1838. № 1. С. 9.
35 Оленин А. Н. Указ. соч. С. 25.
36 См.: Исаков С. К. Русская скульптура. Императорская Академия художеств. Музей. Пг., 1915. С. 96.
37 Оленин А. Н. Указ. соч. С. 12.
38 «Ян Усмарь, останавливающий разъяренного быка». 1831-1836. Отлив 1911 г. выполнен К. И. Миглинником. В ГРМ поступил в 1925 г. из Академии художеств (Ск-339). См.: Скульптура XVIII - начала (?) XX века. Каталог. Государственный Русский музей. Л., 1988. С. 116, № 901.
39 Дубко Т. Г. Фронтонные композиции Исаакиевского собора. Дипломная работа. Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 2002. Приношу благодарность Т. Г. Дубко и Е. Б. Мозговой за возможность знакомства с работой.
40 Русский художественный листок. СПб., 1858 год, № 17. С.
1-4.
41 См.: РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. II, 1843 г., д. 2773. Л. 4, 41; там же, ф. 789, оп. 1, ч. II, 1845 г., д. 3022. Л. 3, 43, 81, 90.