о. А. кривдина
скульптор н. с. пименов и императорская академия художеств. ранний период творчества
Освещены проблемы изучения раннего периода творчества Н. С. Пиме-нова, т.е. время обучения в Академии художеств, присуждение большой золотой медали и его приезд в Италию в качестве пенсионера Академии художеств. На основе архивных документов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Отделе рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ) установлены неизвестные ранее факты биографии, уточнены датировки и история создания ранних произведений скульптора.
Ключевые слова: скульптура; Императорская Академия художеств; модель; рельеф; статуя; скульптурная композиция; скульптурная группа; Н. С. Пименов.
O. A. Krivdina
Sculptor N. S. Pimenov and Emperor Academy of Arts. The early period of creation
In the article there are covered study problems of N. S. Pimenov's early period of creation, i.e. period of education in the Academy of Arts, his awarding by the large gold medal and his arrival to Italy as a pensioner of the Academy of Arts. Thanks to the archival documents, being kept in the Russian State Historical Archives (RGIA) and Manuscript Department of State Russian Museum
(OR GRM) it became possible to ascertain some unknown facts of biography, to specify dates and history of creation of the early sculptor's works. Key words: sculpture; Emperor Academy of Arts; model; relief; statue; sculptural composition; sculptural group; N. S. Pimenov.
Вся творческая биография Николая Степановича Пименова (1812-1864) тесно связана с Императорской Академией художеств. В данной статье мы затронем проблемы изучения раннего периода творчества скульптора, т.е. время обучения в Академии художеств и его приезд в Италию.
Н. С. Пименов родился 24 ноября (6 декабря) 1812 г. в Санкт-Петербурге. Семья Пименовых жила в это время в служебном доме Академии художеств на 3-й линии Васильевского острова, где и родился Николай. Он «... в метрической 1812 года книге Андреевского Собора под № 296-м записан таким образом: у служащего в Академии художеств Профессора Стефана Стефанова Пименова сын Николай родился двадцать четвертого Ноября, а крещен восьмого декабря (1812) тысяча восем сот двенадцатого года»1. Его отец - известный скульптор Степан Степанович Пименов, родившийся в 1784 г. и происходивший «из обер-офицерских детей»2. Жена Степана Степановича - Любовь Ивановна Пименова старалась воспитывать в детях прилежание и усердие, честность и нравственность, возлагала на сына Николая большие надежды.
С. С. Пименов развивал в сыне любовь к искусству, систематически занимаясь с ним дома и в классах Академии художеств, куда Николай был зачислен в 1824 г. «Среди художников рос талантливый ребенок, начавший лепить раньше, чем принялся за карандаш, а карандашом владевший опять-таки раньше посещения рисовальных классов Академии», - отмечалось в биографии скульптора, опубликованной в 1878 г. в сборнике «Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени с краткими биографическими очерками»3. Николай Пименов учился у своего отца и у известного скульптора С. И. Гальберга, которые передали ему секреты профессионального мастерства. Обучаясь скульптурному художеству, лепя с натуры и ежедневно рисуя, Пименов отличался огромным трудолюбием и прилежанием.
Современники Н. С. Пименова отмечали, что он был особенно одаренным и наиболее талантливым среди своих товарищей, с которыми учился в Императорской Академии художеств. Действительно, он был художником редкого, своеобразного дарования и многогранной творческой деятельности: прекрасный рисовальщик, замечательный скульптор и талантливый педагог.
В 1832 г. он получил задание выполнить рельеф «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду». По словам искусствоведа И. М. Шмидта, он работал «над той же самой темой, которая была задана тридцать лет тому назад и его отцу. Этот факт является лишним доказательством того, насколько устойчивыми были традиции академического обучения»4. Отметим, однако, что за рельеф на вышеназванную тему С. С. Пименов был удостоен второй (или малой) золотой медали, а его сын выполнил эту учебную композицию для получения первой серебряной медали.
В свидетельстве, выданном в 1833 г. Императорской Академией художеств, указано: «Академисты 1-й степени Александр Логановский сын священника и Николай Пименов сын Надворного Советника... Художеству обучались скульптурному, рисовали и лепили с натуры, в художествах оказывали отличные успехи, за лепку с натуры удостоены серебряными медалями 1-го и 2-го достоинства, за программы же удостоены серебряными медалями 1-го и золотыми медалями 2-го достоинств, сверх сих медалей академист Пименов удостоен за рисунок с натуры серебряной медали 2-го достоинства, поведения были всегда отличного»5.
В программе, заданной для конкурса на получение золотых медалей 2-го достоинства, Пименову и Логановскому требовалось «изобразить Гектора, упрекающего Париса за то, что он, оставшись с Еленою, не участвовал в сражении против греков под Троею». За выполненные по этой теме барельефы оба скульптора были удостоены равноценных наград, получили аттестаты на звание классных художников и оставлены в Академии для дальнейшего усовершенствования. Интересно, что критика отмечала в исполнении рельефа Пименова как «некоторую суховатость», так и «основательные профессиональные знания», обращала на себя внимание «уверенность
в передаче человеческого тела», «слаженность» композиционного построения. В этой ученической работе наглядно проявились классицистические традиции как в решении композиции, так и в подходе к трактовке натуры.
В 1833 г., по смерти отца, оставившего незавершенным ответственный заказ для здания Сената и Синода, Пименов берет на себя ответственность выполнить в гипсе статуи «Закон» и «Правосудие» (высота около трех метров). Академия художеств поручилась за молодого скульптора перед правительством. Пименов «блистательно оправдал доверие», исполненные им статуи были признаны лучшими на всем фасаде6. Эти статуи установлены в нишах между колоннами на уровне второго этажа. На здании Синода находятся аллегории - «Духовное Просвещение», «Богословие», «Благочестие», выполненные П. П. Соколовым, и «Вера» работы Н. А. Устинова. Размещенные на здании Сената «Закон» и «Правосудие» были завершены Н. С. Пименовым, «Беспристрастие» вылепил Н. Жак, «Истина», «Мудрость», «Твердость», «Законоведение» были созданы И. И. Леппе совместно с П. В. Свинцовым. Фигура «Бдительность», начатая С. С. Пименовым, закончена Н. А. Токаревым. Все статуи относятся к классицистическому направлению в искусстве и трактованы в античных традициях, все они отличаются мощными, обобщенными формами. Надо отдать должное начинающему самостоятельную работу Пименову, что созданные им аллегорические статуи стилистически решены в одном плане с женскими фигурами, выполненными другими опытными скульпторами.
В числе десяти лучших академистов Пименов мог в течение трех лет готовиться к выполнению программы на 1-ю золотую медаль, получение которой давало право на пенсионерскую поездку в Италию. Яркую характеристику Пименову в период его усовершенствования в Академии дает следующий эпизод: однажды в скульптурном классе профессор Б. И. Орловский, указав академистам на группу работы М. И. Козловского, заметил, что при «высшей репутации» этого художника, он «далеко не строг и не вполне грациозен». На что Пименов, «не вытерпев такого, по его собственным словам, чернения памяти высокого таланта, грубо возразил в запальчивости:
"да если вас всех вместе взять - мизинца Козловского не будет!"»7 Случай стал известен академическому начальству, и «виновного» наказали трехдневным арестом «за грубость». Было это в 1836 г., ставшем особенно знаменательным в жизни Пименова.
В 1836 г. на первую золотую медаль претендовали два скульптора - Николай Пименов и Александр Логановский. Пименову задали «представить круглую фигуру, изображающую играющего в бабки, Логановскому - играющего в свайку». Каждому конкуренту был предоставлен для работы натурщик. Как отмечает автор одной из статей о Пименове, «натурщика с изящными формами дали Логановскому. Но последнее обстоятельство послужило Пименову лишь на пользу: он не стал рабски следовать натуре, а приложил все свое старание, дабы придать фигуре жизнь и движение»8. Пименов исполнил подготовительную модель, по которой вылепил двухметровую статую обнаженного юноши. Работа Логановского была значительно меньшего размера. Академия художеств присудила обоим скульпторам высшие награды, а оба произведения были показаны на Академической выставке 1836 года. Посетивший выставку император Николай I распорядился, чтобы скульпторы вырубили свои статуи из мрамора. Президент Императорской Академии художеств А. Н. Оленин указал на невыполнимость распоряжения, так как молодые скульпторы еще недостаточно освоили работу в мраморе, а советовал отлить статуи из металла. Пименову предстояло «исправить при расчистке статуи некоторые в пропорциях маловажные недостатки». Логановский должен был «вылепить свою статую вновь, приведя ее в равную меру со статуей Пименова и исправя положение правой руки с натуры»9, убрать вылепленный им рядом с фигурой пенек с лежащей на нем рубашкой. Оба скульптора были обязаны изобразить задрапированными бедра обнаженных юношей.
Выполненный Пименовым обнаженный юноша хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (НИМ РАХ, гипсовая модель 1836 г.) и собрании Государственной Третьяковской галереи (бронзовый отлив 1910 г.)10. Монументальный гипсовый отлив (с драпировкой на бедрах юноши)11 в 1898 г. поступил в Русский музей императора Александра III в числе лучших произ-
ведений русской скульптуры вслед за «Парнем, играющим в свайку» Логановского, переданным из Академии художеств в 1897 г.
Гипсовые модели были завершены Пименовым и Логанов-ским к маю 1837 г. Спустя год отлитые из чугуна статуи были установлены на постаментах на лестнице Александровского дворца в Царском Селе (г. Пушкин)12.
Большая слава, выпавшая на долю статуй, получила особую романтическую окраску, так как непосредственно связана с именем А. С. Пушкина. Поэт посетил Академическую выставку 1836 года. Увидев работу Пименова, он сказал: «Слава Богу, наконец и скульптура в России явилась народная». Когда президент Академии А. Н. Оленин указал ему на художника, Пушкин назвал Пименова собратом. Н. С. Пименов всегда вспоминал с волнением об этой встрече с поэтом и рассказывал, что А. С. Пушкин пожал ему руку, долго и внимательно рассматривал его статую, быстро набросал в записной книжке свои поэтические размышления, вырвал этот листок и вручил его молодому скульптору с приглашением бывать у него. Стихи эти широко известны: Юноша трижды шагнул, наклонился,
рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую
кость.
Вот уж прицелился... прочь! Раздайся,
народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской
удалой игре.
Статуе Логановского Пушкин также посвятил стихи: Юноша, полный красы, напряженья,
усилия чуждый. Строен, легок и могуч, - тешится
быстрой игрой! Вот и товарищ тебе, дискобол! Он
достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры
отдыхать.
В связи с упомянутыми событиями скульптор Н. А. Рамазанов вспоминал: «.. .помню хорошо довольную улыбку президента Академии, А. Н. Оленина, когда он сообщал профессорам о том, что Пушкин почтил стихами статуи Пименова и Логановского»13. Созвучно отзыву Пушкина писала «Художественная газета» Н. В. Кукольника: «Приветствуем вас, истинно русские произведения! Приветствуем с любовью к настоящему, с надеждою на будущее: мы говорим о двух статуях... Лепка "Играющего в свайку" (раб. Логановского) - прекрасна; "Играющий в бабки", Пименова, уже муж зрелый, крепкий, сильный; игра его заставляет принять положение, более напряженное, и выбор этого положения - отменно удачен... Эти статуи, говорят, соперницы. Может быть, но Боже меня сохрани сесть на судейское кресло... Люблю их и надеюсь будущим летом в одном из Императорских садов возобновить с ними знакомство, уже одетыми в бронзовую броню, вооруженными противу злого времени...»14
В том же году «Журнал общеполезных сведений» писал: «Чего должно ожидать от молодых людей, столь удачно разрешивших задачи, где трудность положений, игра напряженных мускулов, выражение намерений и самих действий фигур, где жизнь, свежесть и природа, выполненные умно, без натяжек, соблюденные с глубоко-искусною простотою, требовали, казалось бы, давно опытной руки и совершенно зрелого соображения. Оба могут стать в один ряд; но нам "Играющий в бабки" показался, в отношении к истине, несколько превосходящим своего собрата»15.
«Художественная газета», в эти годы возглавляемая А. Н. Стру-говщиковым, также отдавала предпочтение статуе Пименова, считая, что выношенная им мысль более самостоятельна, «осуществилась с большею силою. В "Сваячнике" Логановского она уже повторилась слабее»16. «Северная Пчела» в обзоре выставки призывала посетителей: «В четвертой зале остановитесь перед "Играющим в бабки", г. Пименова: это замечательнейшее произведение; оно подает самые блистательные надежды о молодом художнике; тут видна рука не ученика, а мастера»17.
Отзывы прессы были достаточно объективны и точны. Однако мы не вправе отдать первенство какой-либо одной статуе. Оба
скульптора виртуозно справились со сложной композиционной задачей изображения юношей в активном движении. Обнаженные фигуры переданы анатомически безукоризненно, формы реальны, с тончайшей проработкой и нужной степенью обобщенности. Статуи решены в лучших классических традициях, не нарушая которые, авторы смогли найти новое, наметить один из ведущих путей дальнейшего развития отечественной пластики - особое внимание к национальной теме, трактованной в жанровом плане. Скажем о таком факте: будучи профессором скульптурного класса Императорской Академии художеств, Николай Степанович в 1862 г. предложил своим ученикам в качестве программы изобразить русских «Сеятелей» и «Косцов», как бы вновь вспоминая свое первое произведение из народного бытового жанра и желая своим питомцам успешно справиться с интересной задачей18.
В 1836 г. президент Академии художеств А. Н. Оленин, под звуки труб и литавров, вручил золотые медали первого достоинства по классу скульптуры Николаю Пименову за статую «Играющий в бабки» и Александру Логановскому за статую «Играющий в свайку»19. «В день годового собрания, в присутствии всех членов Академии, ему вручают назначенную Советом, последнюю ученическую награду, которая налагает на него высокий обет: служить по гроб искусству и пожинать лавровые венки славе отечества», - писал друг Н. С. Пименова, скульптор Н. А. Рамазанов в статье «Большая золотая медаль»20.
25 марта 1837 г. Николай I «изъявил высочайшее соизволение» на отправление Николая Пименова и Александра Логановско-го «в чужие края» для усовершенствования. 10 июля того же года президент Академии художеств А. Н. Оленин подписал рекомендательные письма и инструкцию для отъезжающих пенсионеров. В этом документе были указаны «преимущества и обязанности» молодых художников во время пребывания за границей. Перечислим наиболее важные пункты: «... Совет Императорской Академии художеств... положил отправить Вас в чужие края на шесть лет по установлению; считая сей срок со времени прибытия вашего в Италию, в город Рим, в столицу изящных художеств.
В течение сего времени вы будете получать по 300 червонных в год, если поведение ваше, прилежание и дальнейшие успехи будут отвечать той цели, для которой вас отправляют за границу, в противном случае содержание будет немедленно прекращено.
Вам предстоит отправиться к главному месту вашего пребывания в Рим, через Берлин, Дрезден и Мюнхен.
Краткое пребывание ваше в помянутых городах во время пути до Рима должны вы употребить на обзор достопамятных произведений изящных искусств; записывая все, что покажется достойным примечаний, дабы по прибытии в Рим вы могли составить полное описание... о виденном вами, с приобщением к этому собственных ваших мыслей о разных произведениях искусства, которые вы должны прилежно рассматривать для дальнейшего вашего образования.
По приезде в Риме вы обязаны немедленно явиться к нашему посланнику или к правящему его должность и вручить ему рекомендательное письмо, донеся. о прибытии вашем в столицу изящных художеств.»21
Дальнейшие указания относились непосредственно к процессу обучения и подчеркивали, что пенсионер Академии художеств «должен неусыпно стараться достигать высшей степени совершенства в искусстве». «Заниматься сперва копиями с образцовых произведений живописи и древнего ваяния. стараться к знакомству с известнейшими в Риме художниками. Для вступления в сие полезное для вас знакомство имеются только два способа. Первый - заключается в отличном поведении. Второй - в благородной скромности.
Вам следует стараться быть возможно чаще у знаменитых тамошних художников, пользоваться их советами и наставлениями, и отнюдь не думая, что вы уже дошли до той степени совершенства, при котором должны только безмолвно восхищаться вашими творениями, не смея в них замечать и самих недостатков.
Вы обязаны стараться присылать. в И.А.Х. каждые три года Отчеты ваших успехов в изящных искусствах. Каждые полгода. - письменные краткие донесения занятий ваших.»22
Вышеприведенные положения Совета Академии художеств отправлявшийся за границу пенсионер (в том числе Пименов и Логановский) обязан был исполнять во всей точности, если желал, «чтоб сие знаменитое заведение» продолжало бы ему «покровительствовать как достойному своему питомцу».
24 июля 1837 г. Н. С. Пименов вместе с живописцем Ф. С. Завьяловым и архитектором А. С. Кудиновым уезжали в Италию23. В другой группе пенсионеров были скульптор А. В. Логановский, живописец П. М. Шамшин и архитектор М. А. Томаринский, из рапортов которых известно, что они 21 октября 1837 г. благополучно прибыли в Рим. Сложнее обстояло дело со второй группой пенсионеров. 30 сентября 1837 г. Пименов сообщал А. Н. Оленину, что они находятся в Южной Германии, «путешествие идет слишком продолжительно, причиною тому холера, свирепствующая в Риме». Они остались в Германии переждать болезнь. Медленность путешествия, по словам Пименова, принесла некоторую пользу. Художники внимательно осмотрели Дрезден и Прагу. «Видели много раз Дрезденскую галерею, музеумы, дворцы, церкви, окрестности города, успели наблюдать нравы и образ жизни жителей; а наиболее провели время в наслаждении осматривать гористую природу... Теперь мы в Праге; видели дворец и галерею, которая не так богата хорошими картинами, как галерея графа Ностица, находящаяся также в Праге. Этот город напомнил мне нашу Москву. Местность, расположение города, характер башен и церквей и даже самый язык имеет сродство с моей родиной. Завтрашний день мы отправляемся в Мюнхен», - писал Пименов24.
Он сообщал в Совет Императорской Академии художеств из Мюнхена, что «по причине медленности путешествия не достиг еще до места, назначенного ему с товарищами для пребывания, по распространившейся там болезни холеры»25, и спрашивал: оставаться ли в Мюнхене или избрать другое место?
На некоторое время он задержался в Вене, где занялся живописью. Известно, что там он написал жанровую картину «Два словака» (или «Отдыхающие черногорцы»). Прибыв в 1838 г.
в Рим, он продолжил занятия живописью. В результате были исполнены два выразительных этюда мужских голов (один этюд - «Микеланджело»).
«Литературная газета» за 5 декабря 1843 г. писала, что проживающий в Италии Пименов «.на этой выставке является на суд и как живописец. Он представил две головки, из которых одна, Старый Грек, есть верх совершенства в своем роде. Каждый мускул, каждая жилка обозначены: лицо выразительно, чуть не говорит; краски живы и набросаны смелой, бойкой, самоуверенной кистью. Скульптор виден и в живописце. Это явление совершенно неожиданное и тем более приятное. Если г. Пименов продолжит свои занятия живописью, он займет одно из почтеннейших мест между нашими живописцами, как уже занял его между ваятелями»26. Здесь же укажем на созданную в 1838 г. в Риме живописную работу «Христос»27. На темном фоне объемно выступают голова и рука Христа, строгого и сдержанного, изображенного в динамичном ракурсе. Произведение Пименова так понравилось, что в 1876 г. мозаичистом И. И. Кудриным было переведено в мозаику.
В Вене Пименов простудился и по совету доктора должен был остаться. Завьялов и Кудинов отправились в Триест, откуда через Венецию, Болонью и Флоренцию прибыли в Рим и явились к первому секретарю посольства П. И. Кривцову28. В 1840 г. Николай I признал нужным учредить в Риме особое руководство над русскими художниками, посылаемыми в Италию для усовершенствования в искусствах. С этого времени Кривцов и стал начальником русских пенсионеров.
Пименов с товарищами пробыл в дороге шесть месяцев. Четыре месяца они оставались в Риме «совершенно без денег», так как дополнительной суммы Академия художеств не высылала. «Почти крайность» заставила Пименова, Завьялова и Кудинова просить начальство Академии считать их пребывание в Италии, не учитывая задержки в пути, а со времени прибытия первых трех пенсионеров (того времени, когда сами они были в Мюнхене). Правление Академии признало эту просьбу и для «единообразия»
сочло возможным считать сроком прибытия 21 октября 1837 г. Таким образом, приехав в Рим в январе 1838 г. из-за непредвиденной задержки в дороге, эти пенсионеры теряли четыре месяца для пребывания в Италии.
Скульпторы Пименов и Логановский в Италии упорно, ежедневно рисуют. Логановский сообщал в Академию художеств, что рисовал «с образцовых произведений греков и римлян», хранящихся в Ватикане и Капитолии. Пользуясь советами известных художников, он приступил к работе над небольшой моделью с натуры мальчика тринадцати лет. Пименов выполнил большое количество разнообразных карандашных и перовых зарисовок с натуры, часть которых находится в Русском музее. Для постижения техники работы в камне он высек из каррарского мрамора копию головы Аполлона Бельведерского.
Строго регламентировалась и личная жизнь пенсионеров. Собираясь вступить в брак с Корнелией (Корделией) Нибби, Пименов в 1843 г. получает не только разрешение своей матери29, но и свидетельство из Академии художеств, что он «имеет соизволение своего начальства»30. Отец Корнели - Антонио Нибби был профессором древностей при Римском университете, эллинистом Ватиканской библиотеки. В 1840 г. Петербург был извещен о смерти А. Нибби «Художественной газетой»31. Один из первых биографов Пименова - П. Н. Петров указывал, что бракосочетание совершилось 24 апреля 1844 г. по обрядам греческой церкви, в Корфу, что навлекло на супругов неоднократно возобновлявшееся преследование римской церкви. После женитьбы Пименов с супругой переехал во Флоренцию. «Пименов женился на римлянке, вопреки всем моим возражениям.», - сообщал А. А. Иванов 12 февраля 1845 г. из Рима А. О. Смирновой32. Что кроется за этой фразой Иванова, остается неизвестным. Однако в письме той же Смирновой Иванов 1 мая 1845 г. сообщает подробности: «Пименов женился и должен был бежать из Рима (она была католичка), которого цену впоследствии узнал во Флоренции. Жалеет, что не произвел ничего значительного, желает и ищет для этого способов; но теперь уж поздно: уж у него ребенок!»33
В Италии у Пименова и Корделии Антоновны Нибби 27 января 1845 г. родился сын Стефан, а 5 ноября 1846 г. появилась на свет дочь Ольга, что удалось установить по архивным документам34.
В период пребывания в Италии Пименов много и плодотворно работал. Процесс детального изучения классических произведений античности и Возрождения предшествовал созданию авторских работ. Он постоянно лепил с натуры. Освоив на практике метод флорентийского скульптора Л. Бартолини, Пименов его отвергает. По его словам, то, что было основано на «подражании одной природе, взятой как она есть», в ущерб изящному для достижения выражения, ему было чуждо. Он предпочитает ориентацию на образцы древних произведений, кладет в основу работы «непреложные правила истинного и изящного, познаваемые только глубоким изучением и долговременным опытом», для чего и штудируется натура, следуя тем советам, которые были получены во время обучения в Императорской Академии художеств.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Личное дело Н. С. Пименова // Российский государственный исторический архив. Ф. 789, оп. 14, д. 46-П, л. 48.
2 Императорская Академия художеств. Музей. Русская скульптура / Сост. С. К. Исаков. Пг., 1915. С. 108.
3 Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени с краткими биографическими очерками. Т. II. СПб., 1878. С. 164.
4 Шмидт И. М. Николай Степанович Пименов (1812-1864). М., 1953. С. 5.
5 Личное дело Н. С. Пименова // РГИА. Ф. 789, оп. 14, д. 46-П, л. 2.
6 Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени с краткими биографическими очерками. Т. II. СПб., 1878. С. 165.
7 Словарь русских художников / Сост. Н. П. Собко. Т. III. Вып. I. СПб., 1899. Стлб. 225.
8 Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени с краткими биографическими очерками. Т. II. СПб., 1878. С. 165.
9 Шмидт И. М. Николай Степанович Пименов (1812-1864). М., 1953. С. 13.
10 Бронзовый отлив «Парня, играющего в бабки» был выполнен Н. П. Ясиновским в 1910 г. по заказу Императорской Академии художеств. Его высота - 60,5 см. В 1925 г. произведение поступило в Русский музей, в 1931 г. было передано в ГТГ.
11 Размеры гипсового отлива из ГРМ: 166*81*208.
12 В настоящее время статуи находятся на своих местах. Гипсовые модели включены в экспозицию Государственного Русского музея.
13 Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России. М., 1863. С. 60.
14 Выставка художественных произведений // Художественная газета. 1836. Дек. С. 140.
15 Цит. по: Кривдина О. А. Профессор скульптуры Николай Степанович Пименов. 1812-1864. СПБ., 2007. Указан: Журнал общеполезных сведений. 1836. 17 окт. № 42. С. 346.
16 Взгляд на выставку художественных произведений 1839 года. Скульптура // Художественная газета. 1840. Март. № 5. С. 2.
17 Обзор выставки в Императорской Академии художеств. 1836 года // Северная пчела. 1836. 6 окт. № 228. С. 911.
18 Статуи «Сеятелей» в 1862 г. созданы В. П. Крейтаном и М. В. Харламовым, статуи «Косцов» - М. П. Поповым и И. И. Подозеровым. Все четверо учеников Н. С. Пименова получили за эти статуи малые золотые медали.
19 Такие названия приведены в «Художественной газете» (1836. № 5. С. 70, 77). Позднее статуи стали именовать «Парень, играющий в бабки» и «Парень, играющий в свайку».
20 Рамазанов Н. А. «Большая золотая медаль» // Художественная газета. 1841. № 12. С. 4.
21 О пенсионерах Александре Логановском, Петре Шамшине, Николае Пименове, Федоре Завьялове и Александре Кудинове // РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г., д. 1863, л. 9-12.
22 О пенсионерах Александре Логановском, Петре Шамшине, Николае Пименове, Федоре Завьялове и Алксандре Кудинове РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г., д. 1863, л. 11-12.
23 Сведения о путешествии Н. С. Пименова в Италию опубликованы О. А. Кривдиной в статье «К изучению творчества Н. С. Пименова» (Пресновские чтения - II : Сб. науч. тр. : Государственный Русский музей. СПб., 1994. С. 63-70).
24 О пенсионерах Александре Логановском, Петре Шамшине, Николае Пименове, Федоре Завьялове и Александре Кудинове // РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г., д. 1863, л. 47.
25 Петров П. Н. Сборник материалов. Ч. II. СПб., 1865. С. 365.
26 Выставка в Императорской Академии Художеств // Литературная газета. 1843. 5 дек. № 48. С. 853.
27 Jesus Christ in Christian Art and Culture 14th to 20th Centuries. The State Russian Museum, SPb., 2000. Р. 415. Il. 384.
28 О пенсионерах Александре Логановском, Петре Шамшине, Николае Пименове, Федоре Завьялове и Александре Кудинове // РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г., д. 1863, л. 65.
29 О пенсионерах Александре Логановском, Петре Шамшине, Николае Пименове, Федоре Завьялове и Александре Кудинове // РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г., д. 1863, л. 164.
30 Разрешение на брак Н. С. Пименова с девицею Корделиею Нибби от министра Императорского двора князя Волконского // РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г., д. 1863, л. 176; Свидетельство из Императорской Академии художеств от Вице-Президента // РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. II, 1834 г.,д. 1863, л. 177.
31 Известия // Художественная газета. 1840. № 15. С. 34-35.
32 Виноградов И. А. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. М., 2001. С. 330.
33 Виноградов И. А. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. М., 2001. С. 343.
34 Сын Пименова - Николай родился в Риме 12 декабря 1852 г. Дети православного вероисповедания, жена исповедания римско-католического (Личное дело Н. С. Пименова // РГИА. Ф. 789, оп. 14, д. 46-П, л. 52, 119, 120).